Статья "Развитие мелкой моторики рук у детей ранего возраста через различные виды деятельности"
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
IV Региональная научно-практическая конференция
«Перспективы и реалии педагогического образования»
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Касева Евдокия Олеговна
Воспитатель МБДОУ «ДСОВ №7» г. Усинск, Россия,
e-mail: evdokiya23646@gmail.com
Актуальность.
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Важным компонентом в развитии мелкой моторики рук является использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, а следовательно, и мышление.
От того, насколько ловко ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, речь. Начиная работу в группе детей раннего возраста, я обратила внимание на то, что не у всех детей в достаточной мере сформированы такие важные навыки, как координация, сенсорика, ловкость. Большая группа детей быстро утомлялась. Понимая важность развития мелкой моторики для детей раннего возраста, я взяла тему своего самообразования «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». Ведь именно мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Изучив методическую литературу, ознакомившись практиками коллег, для себя определила следующие виды деятельности по развитию мелкой моторики:
1. Пальчиковые игры – это уникальный способ развития малыша. Они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук. Движения обычно сопровождаются короткими веселыми стихами, которые дети с удовольствием повторяют.
2. Тренажёры – с помощью тренажёров из бросового материала (пуговицы, шнуровка) у детей развивается не только мелкая моторика, но и мышление, восприятие, память, внимание, формируется представление о форме, цвете, количестве. Занятия с тренажерами для развития мелкой моторики рук помогают ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами. В совместной игровой деятельности я применяю такие игры - тренажёры как:
- «Собери бусы». Дидактическое пособие создано из бросового материала, из макарон разной длины, использовала готовые бусы, трубочки, крышки от фломастеров. Это отличный тренажер для развития мелкой моторики. Красочность и новизна пособия привлекает внимание детей, стимулирует желание играть с ними. Мы делаем бусы с детками как для куклы, так и для мамы из разных материалов, во время этой игры мы обследуем состав, фактуру, размер бусинок на ощупь, определяем цвета.
- «Забавные прищепки». Это идеальный тренажер для развития мелкой моторики и тактильной чувствительности пальчиков, зрительного и цветового восприятия, внимания, мышления, речи, памяти и воображения. С помощью прищепок мы прикрепляем солнышку лучики, дождик тучке, сажаем грядку на травке, делаем ушки для зайчика, ботву для морковки и т.д.
- «Рыбки - застежки». Научится застёгивать пуговицы – важный навык для детей, он делает их свободнее и самостоятельнее, а нам упрощает жизнь. Эти радужные рыбки являются самыми простыми пуговицами. Простота их не в дизайне, а в удобстве застегивания. Пуговицы на ножке легче застегивать и расстёгивать чем пуговицы с дырочками. Первое время мы застегиваем и расстёгиваем пуговицы, но не обращаем внимание на цвет. Когда застегивать или расстегивать получается уже хорошо, но потренироваться еще нужно, цвет приходит на помощь.
- «Игры с помпонами и пинцетом». Игры с пинцетом и помпончиками прекрасно развивают мелкую моторику, поэтому данные предметы должны быть в арсенале. Вот несколько вариантов игры: самая простая игра - перекладывание пинцетом помпончиков из одной ёмкости в другую, с помощью пинцета раскладываем помпоны в ячейки (например, контейнер от яиц), нарисовать на листе бумаги дерево и овощную грядку.
3. Нетрадиционная техника рисования. В течение всего учебного года в работе с детьми использую нетрадиционные техники рисования: пальчиками, ладошками, тычкование, рисование на крупе. Таким образом, я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что - то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.
Список литературы
1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения / С.Е. Большакова. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.
2. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей / И.А. Ермакова. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
3. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры / О.И. Крупенчук. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
4. Тимофеева Е.Ю. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики / Е.Ю. Тимофеева, Е.И. Чернова. – СПб.: Корона-Век, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Встреча с родителями на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
Встреча с родителями на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»...
Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2019-2020 уч.г
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки...
План по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого, п...
«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
План по самообразованию...
Отчет по самообразованию Тема: ««РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Цель: Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах....
Индивидуальный план работы педагога на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
Индивидуальный план работы педагога ( самообразование) группы ОН для детей 1,6-2 лет на 2022-2023 учебный год на тему: "«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста чер...
План по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности"
На начальном этапе жизни именно мелкая моторики отражает то, как развивается ребенок....