Методическая разработка "Познавательно-исследовательские проекты для детей средней группы
методическая разработка (средняя группа)
Наука и практика доказала, что необходимы активные практические исследования в сочетании с наглядными методическими приёмами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 85.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
"Познавательно-исследовательские проекты
для детей средней группы"
Воспитатель Созонова Е.В.
2022 г.
Пояснительная записка
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.
Актуальность:
Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной деятельности состоит не только в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями, умениями, навыками, но и содействовать становлению мировоззрения, нравственных, эстетических качеств личности, развивать познавательные способности, приобщать к поисковой и творческой деятельности.
Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы.
Эти вопросы очень актуальны в наше время.
Цель методической разработки заключается в развитии познавательно-исследовательской деятельности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, через проектную деятельность. Она дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно – поисковой и исследовательской деятельности.
Основными задачами проектной деятельности, как средства развития познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста являются:
- развитие интереса к исследовательскому поиску;
- создание проблемной ситуации, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;
- организация работы с родителями по развитию проектной деятельности дошкольника;
- организация предметно-развивающей среды.
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемой проектной деятельности я использовала разнообразные формы, методы и средства работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников:
- восприятие художественной литературы;
- игры-путешествия;
- дидактические игры;
- наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;
- дидактические и сюжетно-ролевые игры;
- практические упражнения;
- опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами;
- коллекционирование (классификационная работа);
- совместное творчество детей и родителей (мини- выставки);
- презентации.
Наука и практика доказала, что необходимы активные практические исследования в сочетании с наглядными методическими приёмами.
Безусловно, все формы работы с детьми направлены на развитие у них познавательного интереса, любознательности, я не смогла бы осуществить без развивающей предметной среды.
Именно проектная деятельность наиболее эффективна для развития познавательно-исследовательской деятельности.
Огромное значение в работе дошкольниками имеет тесное сотрудничество с родителями. Родители посещают познавательно игровую деятельность, семинары-практикумы подготавливают материалы для опытов и экспериментов.
Помогают создавать мини-выставки.
Помимо родительских собраний и консультаций, для родителей выпускаются небольшие буклеты и памятки. Таким образом, создано единое, оптимальное социально–образовательное пространство, включающее дошкольное учреждение и семью, направленное на поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и творческой активности.
Тема: «Наш организм»
Информационная карта проекта.
ГБДОУ № 18 г. Санкт-Петербург.
- Проект «Наш организм».
- Авторы проекта: Созонова Е.В.
- Место проведения ГБДОУ № 18, средняя группа.
- Сроки проведения - сентябрь.
5.Цель проекта: Выявить субъектный опыт детей о коже. Развивать познавательно-исследовательскую и творческую активность детей.
6. Задачи:
Развивать способности к поисковой деятельности:
Определять задачу, исходя из поставленной проблемы.
Планировать этапы своей деятельности в соответствии с задачей.
Выбирать материалы и способы действия.
Уметь аргументировать свой выбор.
Уточнить и обобщить знания детей о коже.
Развивать умение вести диалог, активизируя свой личный опыт
Развивать коллективную мысль.
Воспитывать потребность в уходе и бережном отношении к коже, а также сознательное отношение к собственному здоровью и личной гигиене.
7. Количество участников проекта 20 человек (20 детей, 1 воспитатель, 10 родителей).
8. Возраст детей. 4 – 4.5 лет
9. Форма проведения: дневная (в повседневной жизни ).
10. Ожидаемые результаты:
Эмоциональный отклик ребёнка на ту или иную информацию.
Активное сотрудничество педагогов с родителями при решении задач. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь. Освоение доступных знаний об коже.
Мы увеличим словарный запас:
Микроскоп, микробы, бактерии, чешуя. Активизируем слова: мягкая, упругая, нежная, твёрдая, шершавая, загорелая, белая, шоколадная.
Проблема. Недостаточные знание дошкольников о своем организме, способах ухода за ним.
Актуальность: Детям всегда интересно его тело, но всегда ли мы обращаем пристальное внимание на кожу? Можно выработать у ребёнка привычку к личной гигиене с помощью контроля, тогда она исчезнет, если ослабнет контроль. А можно выработать самоконтроль, когда ребёнок самостоятельно добудет элементарные сведения о собственном организме и влиянии на него неблагоприятных факторов окружающей среды или собственного поведения.
Тема: «Зачем людям кожа».
Задачи: Узнать много интересного о коже. Развивать познавательно-исследовательскую и творческую активность детей.
Распределение работы по этапам проекта.
1 этап - организационный.
Создание условий для реализации проекта.
Подбор иллюстративного и аудио-видео материала по теме.
Введение родителей в проект.
2 этап - исследовательский.
Знакомство с материалами проекта.
Поиск решения проблемы.
Организация работы через виды деятельности.
3 этап – заключительный .
Альбом коллаж «Здоровая и не здоровая кожа».
Коллаж «КГН»
Рисунок Я и моя семья
Книжку-малышку «Зачем человеку кожа» - рассказы, иллюстрации.
Детско-родительская мастерская: «Оформление коллажа «Польза – вред». Презентация коллажа.
2 этап.
Сбор сведений.
1.Чтение художественной литературы: С.Капутикян «И меня!», В.Орлова «Хрюшка обижается», Н.Пикуляева «Умывалочка», А. Кондратьев «Зеркало», И.Демьянов «Замарашка», С.Михалков «В парикмахерской», Э.Успенская «Страшная история», М.Котин «Пугалки». Г. Юдин «Микробы», Н.Кнушевицкая «Кожа», А. и П. Барто «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», загадки на тему: «Тело человека», «Предметы гигиены».
2. Рассматривание иллюстраций «Как ухаживать за кожей».
3.Рисование «Зайчик умывается», «Что бывает круглым - квадратным, твердым - мягким, холодным – горячим».
4.Аппликация «Витамины», «Укрась варежки».
5.Познавательное развитие: НОД «Какая бывает кожа», «Мои защитники»;
«Что можно почувствовать кожей?», «Как нужно ухаживать за кожей?», «Познакомимся со своей кожей», «Как схоронить кожу здоровой».
6.Беседы: «Зачем людям кожа»; «У кого еще есть кожа?». «Какую функцию выполняет кожа», «Оказание первой медицинской помощи при ранении кожи», «О здоровье и чистоте».
7. Сюжетно-ролевые игры: «Больница».
8. Презентация «Зачем людям кожа».
9.Игровые задания: «Что вредно для кожи, что полезно?», «Опасно-не опасно», «Запрещено-разрешено», «Чистые ручки», «Можно или нельзя», «Найди пару».
10. Драматизация сказки К.Чуковского « Мойдодыр ».
11. Опыт: «опыт с зеркало», «Как передаются микробы от человека к человеку», «Как микроб боится мыло».
Совместная деятельность с детьми и родителями:
- подбор материалов в уголок для родителей по теме «Кожа, ногти, волосы»
- консультация для родителей «Поощрение выполнение ребёнком гигиенических процедур» с участием медсестры и психолога.
Результат после реализации проекта.
Дети проявляют познавательную активность.
Узнали:
Кожа есть по всему телу, в одних местах она упругая, в других оттягивается от тела.
Кожа бывает разного оттенка.
Кожа выполняет защитную функцию.
Кожа есть у животных, но она покрыта шерстью. У рыб – покрыта чешуей. У птиц – покрыта перьями.
Кожа пальцев рук имеет наибольшую чувствительность.
Свойства кожи изменяются с возрастом.
На подушечках пальцев имеется неповторимый узор, у каждого свой.
Приложение№1
Образовательные ситуации на игровой основе по познавательному развитию с детьми средней группы.
Тема: «Зачем человеку нужна кожа?»
Цель: Развивать представление детей о коже, ее основных функциях.
Задачи:
- Развивать познавательную деятельность детей; умение принимать проблемно-познавательную задачу, использовать обследовательские действия для ее решения, устанавливать связи, сравнивать
- Воспитывать стремление и желание узнавать о себе и содержать свое тело в чистоте.
Материал: Незнайка- взрослый, лупа, краски, листы бумаги, коробка, теплая вода, лед. Презентация «Мой организм»
Предварительная работа: Рассматривание при помощи луп семян овощей, их всходов; рассматривание и сравнение листьев комнатных растений. Знакомство с лекарственными растениями. НОД «Зачем животным нужен мех? »
Ход .
В группу пришла в гости кошка. (мягкая игрушка)
Дети садятся на ковер, воспитатель знакомит их с кошкой и читает стихотворение.
Рано утром на окошке
Примостилась ловко кошка.
Мягкий лапкой моет носик,
Ушки трет, и даже хвостик
Не оставит без внимания.
И на грудке все разгладит,
И на спинке мех поправит,
И соринки все стряхнет,
До пылинки все сотрет,
Посмотрите: на окошке,
Грудку выпятив вперед,
Гордо восседает кошка.
В чистоте пример дает.
Мур- мяу! (воспитатель)
Звучит музыка, и входит чумазый Незнайка.
-Незнайка, почему ты такой чумазый?
Незнайка: Я прочитал стихотворение Г. Остера «Вредные советы»
Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо.
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять?
-Я теперь мыться вообще не хочу!
В: -Ребята, прав ли Незнайка? Почему?
-Чем покрыты части тела, которые перечислил в стихотворении Незнайка .(кожей)
-Правильно. А у Незнайки она такая грязная!
Незнайка: Подумаешь, грязная кожа! Она мне и чистая не нужна! Без кожи лучше. Зачем она мне?
-Давайте вместе с Незнайкой разберемся: зачем человеку нужна кожа? Для этого мы проведем с вами эксперимент.
Возьмем вот эту коробочку. Она не пустая, а с секретом. Как узнать, что находится в коробке, не заглядывая внутрь? (потрогать, ощупать предметы)
Вот мы с вами и потрогаем и ответите на вопросы: что внутри, как узнать, что почувствовали, чем почувствовали? (лед, теплая вода. Почувствовали твердое, холодное, теплое, жидкое. Кожей)
Незнайка: Кожа ничего не чувствует.
- Как узнать, чувствует ли кожа или нет? Дотронемся до кожи на различных участках тела: на руках, ногах и т. д- холодными и теплыми предметами. И скажите, что почувствовали? (боль)
Незнайка: Так без кожи лучше, не больно.
-Зачем человеку нужно чувствовать боль? Представьте, что человек поранил спину. Он же не видит, что у него на спине. Если бы кожа не чувствовала боль, то человек бы не узнал о своей ране. Кровь продолжала бы течь, в ранку попала бы грязь и вредные микробы. Как бы стал себя чувствовать человек?
-А что нужно сделать, если у вас на коже появится ранка? (ответ детей)
-А еще можно приложить лист лекарственного растения – подорожника.
Для этого его нужно тщательно промыть, он поможет ранке быстрее зажить.
Незнайка: Надо же, наша кожа полезна! Какая она интересная! Удивительная! (рассматривает кожу) .
-Давайте и мы с вами рассмотрим нашу кожу. Погладим ее, потянем. Какая она у нас? ( гладкая, мягкая, эластичная).
-Для того, чтобы рассмотреть мелкие особенности кожи, давайте воспользуемся лупой. Садитесь на ковер и рассмотрите свою кожу, что вы видите? ( родинки, волоски, складочки и т. д.)
-У всех ли у вас одинаковая кожа, одинаково ли расположены родинки и т. д .
- Значит кожа у всех разная. А вы знаете, что рисунок на кончиках пальцев у каждого человека разный?
При помощи красок и листочков оставим свои отпечатки пальцев и сравним их. (дети выполняю задание и сравнивают отпечатки)
Незнайка: Вы меня уговорили. Теперь я знаю, зачем человеку нужна кожа. Сейчас помоем руки.
-Ребята посмотрите, какой у нас Незнайка стал чистый и красивый.
-Кроме того, чтобы быть чистым, зачем человеку нужна кожа?
Дети: Чтобы быть здоровым.
Рефлексия: Незнайка и кошка Мурка: Желаем вам всегда быть чистыми, красивыми, здоровыми, а что для этого нужно делать, знаете сами.
Ребята вам понравилось? Что вы узнали об коже? Какая должна быть кожа и почему?
Приложение №2
«Беседа о здоровье и чистоте».
Здоровье – это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни.
-Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять.
Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.
Это, во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда (беседа с детьми о режиме дня дома и в детском саду).
Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки.
-Дети должны уметь правильно умываться.
-Для чего это надо делать? Чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закаленным, чтобы смыть микробы.
В-третьих, это гимнастика, физ. занятия, закаливание и подвижные игры.
-Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше.
По утрам зарядку делай будешь сильным, будешь смелым.
Прогоню остатки сна одеяло в сторону,
Мне гимнастика нужна помогает здорово.
-Полезно полоскать горло, обтираться полотенцем, чаще играть в подвижные игры.
В-четвертых, культура питания.
-обыгрывание ситуации «В гости к Мишутке» и «Вини – Пух в гостях у Кролика»;
- рассматривание и обсуждение картинок к играм: «Осторожно, вирус!», «Будь здоров!»
Отсюда вывод:
НЕЛЬЗЯ: пробовать все подряд, есть и пить на улице, есть не мытое, есть грязными руками, давать кусать, гладить животных во время еды, есть много сладкого.
Приложение№3
Опыты.
- Опыт с зеркалом.
Проведите пальцем по лбу, затем приложите палец к зеркалу
-Что осталось на зеркале? (пятна жира, которые выделяет кожа)
2.Опыт: «Как передаются микробы от человека к человеку» - перед проведением опыта взрослый наносит себе на ладони гель для тела (тени) с блестками. Потом он предлагает детям поздороваться за руку, при этом плотно сжимает ладошку каждого ребенка. После этого взрослый «неожиданно» обнаруживает, что его ладонь грязная и просит детей посмотреть на свои ладошки. Дети видят на них следы блесток. Делается вывод о том, как точно также при контакте с другим человеком (или с предметом, с животным) передаются невидимые микробы.
3.Опыт «Как микробы боятся мыла» - дети проходят в умывальную комнату и моют руки с мылом. После этого проверяется, остались ли блестки – «микробы» на ладошках. Если остались, то меньше их стало или нет? Тех детей, у кого «микробы» остались, просят снова тщательно вымыть руки. Делается вывод о том, как важно соблюдать простые правила гигиены.
Приложение №4
Игровое упражнение «Чистые руки»
Но сегодня мы поговорим с вами о том, что нужно сделать, если кожные покровы повреждены. Ребята, от чего кожа может повреждаться и заболевать?
- стукнулся, порезался;
- если человек обгорел на солнце;
- если покусали комары;
- если после работы на руках появились мозоли;
- если зимой обморозили руки;
- если ходим босиком и поранили кожу;
- если плохо вытирал кожу между пальцами ног (грибок);
- если был неосторожен при работе с ножницами, иглой и т.д.
Молодцы ребята, хорошо отвечали. А сейчас мы с вами поиграем в игру.
Игра «Можно или нельзя?»
Я буду показывать картинки, вы внимательно на них посмотрите и ответьте, что можно, а что нельзя делать (показывают картинки).
Игра «Найди пару» - перед детьми кладут пластины, обклеенные фольгой, фланелью, шелком, мехом, бархатной бумагой, а также металлические и деревянные пластины. Детям завязывают глаза косынкой, они выбирают по одной пластине. Затем они по очереди ищут такую же (пару).
После проведения игры делается вывод: мы кожей почувствовали, из какого материала сделаны пластины и нашли пару.
Приложение 5
Стихи для детей дошкольного возраста.
М. Ефремов «Тело человека»
Что такое наше тело?
Что оно умеет делать?
Улыбаться и смеяться,
Прыгать, бегать, баловаться…
Наши ушки звуки слышат.
Воздухом наш носик дышит.
Ротик может рассказать.
Глазки могут увидать.
Ножки могут быстро бегать.
Ручки все умеют делать.
Пальчики хватают цепко
И сжимают крепко-крепко.
Чтобы быть здоровым телу,
Надо нам зарядку делать.
Ручки мы поднимем: «Ох!»,
Сделаем глубокий вдох!
Наклонимся вправо-влево…
Гибкое какое тело!
И в ладошки вместе: «Хлоп!»
И не хмурь красивый лоб!
Потянулись-потянулись…
И друг другу улыбнулись.
Как владеем мы умело
Этим стройным, сильным телом!
«Знай свое тело» К. А. Пармз
Ты должен знать свое тело,
Знать и любить.
Самое первое дело –
В мире с ним жить.
Сделай его сильным,
Сделай его быстрым.
Сделай его, сделай его чистым.
Каждую клеточку тела
Нужно понять.
Пользоваться умело
И охранять.
Время промчится, ты станешь большим.
Будешь всегда стройным и молодым
И совершить сможешь жизни своей дело.
«Мои ручки»
Н. Кнушевицкая «Руки»
На все способны наши ручки,
Обидчику ответят взбучкой,
Кораблик сделают из щепки,
В лесу шалаш поставят крепкий.
Поворошив листву без спешки,
Сорвут цветные сыроежки
И мягкую вскопают грядку,
Чтоб посадить горошек сладкий.
На речке под веселый визг
Поднимут мириады брызг.
И даже капельки из тучки
Поймать сумеют наши ручки!
Ю. Островский «Да-да-да!»
Ручками мы хлопнем -
Да-да-да-да!
Ножками мы топнем -
Да-да-да-да!
Ручками помашем -
Да-да-да-да!
Ножками попляшем -
Да-да-да-да!
С. Волков «Руки могут все достать…»
Ручки могут все достать,
Можно в ручках подержать
И игрушку, и травинку,
И тяжелый стул за спинку.
Можно ручками махать,
Можно в кубики играть,
Рисовать, копать песочек,
Хлеба отломить кусочек,
Кошку гладить, обнимать
Или маме помогать.
В. Лунин «Сами и само»
Ничто никогда не выходит само.
Само не приходит к нам на дом письмо.
Само не способно смолоться зерно.
Само стать костюмом не может сукно.
Само не умеет вариться варенье.
Само не напишется стихотворенье.
Мы делать обязаны сами –
Своей головой и своими руками!
Н. Кнушевицкая «Кожа»
Она бывает черной,
Она бывает белой,
Она бывает бледной
Или загорелой.
Или вдруг покроется –
Замерзнет если сильно –
Тысячей пупырышков
И тут же станет синей.
Наша кожа дышит,
Она нас защищает,
Но, как у бегемота,
Толстой не бывает.
Ее легко поранить,
Возись тогда с бинтами!
Не будем хулиганить,
Доставим радость маме!
Потешки
Точка, точка,
Два крючочка,
Носик, ротик,
Обормотик,
Палки, палки,
Огуречик,
Вот и вышел человечек.
Ой, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся – вот так!
Маме улыбаемся – вот так!
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
Брызги – вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело!
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро!
С добрым утром, глазки!
Вы проснулись? Да!
С добрым утром, ушки!
Вы проснулись? Да!
С добрым утром, ручки!
Вы проснулись? Да!
С добрым утром, ножки!
Вы проснулись? Да!
С добрым утром, солнце!
Мы – проснулись!
Потешки:
Ручки спляшите разок,
Будет завтра вам пирог!
Ах, вы мои мастерички,
Быстрые ручки – сестрички!
Вымоем ручонки
Маленькой Настенке,
Спинку и животик,
Личико и ротик –
Чистая какая
Доченька родная!
Рукавички новые,
Теплые, пуховые!
Мне их бабушка связала,
Подарила и сказала:
«Вот теперь у внучки
Не озябнут ручки!»
Приложение №6
Загадки на тему «Тело человека»
Стоят два кола,
На кольях бочка,
На бочке кочка,
А на кочке дремучий лес. (человек)
Две ходули, два махала,
Два смотрела, одно кивало. (человек)
Горшочек умен,
Семь дырочек в нем. (голова человека)
Загадки на тему «Руки»
Пятерка братьев неразлучна.
Им вместе никогда
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором. (пальцы рук)
Есть у меня работники,
Во всем помочь охотники.
Живут не за стеной –
День и ночь со мной:
Их десяток – верных ребяток! (пальцы рук)
Пять братьев –
Годами равные,
Ростом разные. (пальцы рук)
Твои помощники – взгляни –
Десяток дружных братцев,
Как славно жить, когда они
Работы не боятся.
И, как хороший мальчик,
Послушен каждый… (пальчик)
Загадки на тему кожа
В этой одежде я родился,
В этой одежде я в бане помылся,
Эту одежду снять невозможно,
Эта одежда называется … (кожа).
Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это… (кожа).
Тема: «Наш лес- богатства родного края»
Информационная карта проекта
ГБДОУ №18 г. Санкт-Петербург
1.Полное название проекта: «Наш лес- богатства родного края»
2.Автор проекта: Созонова Е.В.
3.Вид, тип проекта: долгосрочный, групповой, познавательно – исследовательский, экологический, ознакомительный.
4.Цель, направление, деятельность проекта: Знакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
5.Задачи: формировать у детей представления о деревьях как о живых объектах природы;
• вызвать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из различных источников (книги, фильмы, дидактические, настольно-печатные игры и др.; посредством опытно – экспериментальной деятельности.
• учить различать и называть деревья и плоды;
развивать способность устанавливать причинно-следственные связи;
• развивать любознательность, фантазию ,воображение;
• развивать интерес к родной природе , желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны ;
• воспитывать эмоциональное отношение ко всему живому, умение видеть красоту природы. Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям. Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
6.Место проведения: средняя группа ГБДОУ №18
7.Сроки проведения: сентябрь.
8.Количество участников проекта: 21 человека (из них 10 детей, 1 воспитатель,10родителей )
19.Возраст детей 4 – 5 лет
10.Форма проведения: дневная (в повседневной жизни и в НОД)
11.Ожидаемые результаты (продукт проекта):
• научатся различать, узнавать и называть дуб, клен, березу, рябину, ель, сосну и их плоды;
• разовьются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
• у детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• продолжится развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, образного мышления, творческих способностей,
• появится понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе.
Проблема: Недостаточное знания детей о богатстве нашего родного леса, способах ухода и условия их роста.
Актуальность проекта:
Даже в большом городе деревья окружают нас повсеместно. Растут деревья, с ними растут и дети. Однако и взрослые, и дети, хоть и видят их ежедневно, как правило, почти не обращают на них внимания. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты. Ведь они не передвигаются, не издают звуков, мы не видим, как они питаются и не замечаем, как растут. Несмотря на это, деревья являются важной частью живой природы и играют большую роль в нашей жизни.
Тема проекта: «Наш лес- богатства родного края!»
Цель: Вызвать интерес к окружающему миру. Формировать элементарные экологических знаний и представлений у детей. Воспитывать любовь к природе родного края, чувства доброго, бережного отношения ко всему живому.
Задачи: формировать у детей представления о деревьях как о живых объектах природы; вызвать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из различных источников (книги, фильмы, дидактические, настольно-печатные игры и др.; посредством опытно – экспериментальной деятельности. Учить различать и называть деревья и плоды; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи; развивать любознательность, фантазию , воображение; развивать поисково-исследовательскую деятельность развивать интерес к родной природе , желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны ; воспитывать эмоциональное отношение ко всему живому, умение видеть красоту природы. Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям. Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
Этапы работы над проектом:
- Подготовительный.
Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
- Основной. (или этап реализации проекта):
Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы и др).
3.Заключительный.
Проводятся итоги работы, подготавливается презентация, итоговая беседа с детьми.
Работа с родителями:
- Беседа с родителями.
- Консультация для родителей.
- Помощь родителей в подборе информации и пополнение развивающей среды в группе по теме.
1 этап: «Выбор темы»
Данил принес в группу энциклопедию « Лес и человек », небольшая группа детей заинтересованно рассматривала книгу. Увидев, что дети заинтересовались этой темой, я организовала с детьми беседу.
-Что знают о природе нашего края ?
-Что хотят узнать?
Чтобы поддержать интерес к этой теме я совместно с детьми решила организовать долгосрочный проект, по этой теме: «Наш лес- богатства родного края!»
Определили тему: «Знакомства с деревьями и животными нашего леса».
Возможные проекты:
1.Книга «Природа родного края».
2.Альбом « Наш лес».
- Дидактическая игра «Деревья нашего края».
- Сюжетно – ролевая игра «Поход в лес».
- Выставка поделок из природного материала «Осенняя фантазия».
- Совместно с родителями мероприятие: Оформление коллажа «Осенние прогулки».
2 этап: «Сбор сведений».
Источники информации:
1.Литература: Русские народные сказки «Пузырь, соломина и лапоть», Теремок», С. Маршак «Чем пахнут ремесла?» К. Д. «Береза моя, березонька…», С. Маршак «Откуда стол пришел?», Е. Соколова «Живая ёлочка», А. Часовников «Лесорубы», Сказка «Бобры и деревья», «Звуки леса». С. Есенин «Береза», «Черемуха», «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж», С. Воронин «Моя береза», «Под кустом». А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый», К. Чуковский «Елка», «Чудо-дерево», К. Паустовский «Рассказы о природе».
Загадывание загадок- «Отгадай загадку- покажу отгадку»
2.Мультфильмы: «Два клена», «Чьи в лесу шишки», «Дерево с золотыми яблоками», «Жило – было дерево».
3. Экскурсии осенний парк. «Знакомства с деревьями нашего леса». «Деревья, которые нас окружают».
4.Наблюдения за деревьями, за сезонными изменениями в природе.
5.Рассматривание картин и иллюстраций «Наш лес», «Что нам даёт природа». «Изделия из древесины», «Птицы нашего края», «Деревья», «Листья», «Лес», «Плоды деревьев».
6.Беседы: «Благодарит и сердится природа». «Маленькие помощники», «Что такое природа?», «Как готовятся звери к зиме», «Деревья нашего края».
7.Работа со схемой «Строение дерева»,
8.Картинки (инструменты плотника, столяра, лесоруба) .
9. Просмотр слайдов: «Наш лес», «Что нам дает природа?», «Изделия из древесины», «Как вести в лесу».
10. Экологические игры: «Опиши, а мы отгадаем?», «Найди, кого назову», «Кого не стало?», «Угадай по описанию», «Помоги листику найти деревцо?», «С чьей ветки детки?». «Угадай дерево».
11. Дидактические игры: «Кто где живет?», «Найди перелётных и зимующих птиц родного края». «Угадай дерево?».
12. Аудиозапись «Шум леса», «Пение птиц».
13. Экспериментально- исследовательская деятельность: «Как ухаживать за растениями», «На свету и в тени», эксперимент с семенами-шишками и березками. «Корень – устойчивость дерева». «Кора разных деревьев», «Кораблик путешествия» (свойства дерева). «Приключения Буратино» (сравнение свойств дерева и металла).
14.Пальчиковая гимнастика: «Наше дерево», «Есть в лесе три полочки», «Птицы», «Наши алые цветки».
15. Творческая деятельность: лепка «Лес», аппликация «Птицы в нашем лесу», рисования «Красавица –береза». Рисование «Осенний пейзаж », коллективная аппликация с использованием природных материалов « Осенние деревья».
Результаты после реализации проекта:
научатся различать, узнавать и называть дуб, клен, березу, рябину, ель, сосну и их плоды;
• разовьются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
• у детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• продолжится развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, образного мышления, творческих способностей,
• появится понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природ
Приложение№1
Проект : Альбом «Наш лес»
Этапы | Конечный продукт | Действие внутри детского сада | Действие вне детского сада | Роли | Техника | Привлечение взрослых |
1.Сбор информации | Картинки с изображением леса. | Сбор информации, рассматривание картинок с изображением деревьев в лесу. | Подбор картинок леса, вырезки из журналов | |||
2.Оформление страниц альбома | Страницы альбома оформлены | Наклеивание картинок леса на альбомные листы | Художники- оформители | Аппликация, коллаж | ||
3.Оформление обложки | Оформленная обложка | Рассматривание обложек, вырезывание, наклеивание. | Художники- оформители | Аппликация | ||
4.Презентация | Семейный вечер | Подготовка к вечеру, разработка сценария. | Разучивания стихотворений. | Видеокамера. | Снимает взрослый. |
Приложение №2
Проект: Дидактическая игра «Деревья»
Этапы | Конечный продукт | Действие внутри детского сада | Действие вне детского сада | Роли | Техника | Привлечение взрослых |
1.Сбор информации о деревьях. | Картинки с изображением деревьев | Подбор картинок | Помощь в подборе картинок с изображением деревьев | |||
2.Оформление игры | Готовая д. игра «Деревья». | Вырезывание, наклеивание | Оформители | Аппликация | Помощь в подборе иллюстраций деревьев. | |
3.Обучение правилам игры | Дети играют в игру. | Подбор правильной карточки | ||||
4.Презентация | Дети самостоятельно играют в игру. | Подбор правильной карточки | Игроки | Сюрприз для детей. |
Этапы | Конечный продукт | Действие внутри детского сада | Действие вне детского сада | Роли | Техника | Привлечение взрослых | |
1. Составление сценария | Сценарий | Обсуждение сценария с детьми. | Сценарист | ||||
2. Изготовление необходимых атрибутов | Создана благоприятная среда для с. / р. игры «Поход в лес» | Изготовление с детьми атрибуты Стаканчики из бумаги, салфетки, бинокль,деньги. | Подбор одежды для похода в лес, аптечки, деньги, продукты-заменители. | ||||
3. Организация с. / р. игры: «Поход в лес». | Дети свободно играют в игру «Поход в лес»» | Отработка диалога: -экскурсовод-туристы, -директор-эскурсовод, -директор- врач. -туристом и туристом. | В соответствии со сценарием | ||||
5. Презентация | Презентация игры «Поход в лес» | Дети играют по ролям. | В соответствии со сценарием | Помощь в оформление помещения. |
Приложение №3
Проект: сюжетно-ролевая игра «Поход в лес».
Приложение №4
Экологические игры
- Отгадай, от какого дерева эти семена»
Цель:
- Знакомить детей с семенами – крылатками.
- Развивать умение соотносить лист дерева с его
семенем.
3. Закреплять знания о названиях деревьев.
4. Воспитывать любовь к природе.
5. Развивать мышление, память.
Материал: В пластиковые прозрачные баночки, с закручивающимися крышками, кладут семена липы, ясеня и клена (в каждую отдельное семечко). На крышках изображены листья липы, ясеня, клена.
Ход игры: Крышки снимаются с банок и кладутся в «чудесный мешочек». Дети по очереди достают крышку, рассматривают листочек, изображенный на ней, называют дерево, соответствующее этому листу. Далее находят баночку с семечком этого дерева, закручивают крышку на банку.
2.Кто где живёт » .
Ход игры. Педагог помещает на доску картинки с изображениями листьев клена, сирени, дуба и ясеня и задает детям вопрос, какой из листьев лишний и почему. Дети должны определить, что лишний лист сирени, потому что сирень — это куст, а дуб, ясень и клен — деревья. Игра проводится до тех пор, пока не ответит каждый из присутствующих на занятии детей.
Игру можно провести с целью дифференциации лиственных и хвойных деревьев, съедобных и несъедобных грибов.
Приложение №5
Стихи о деревьях.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
А. С. Пушкин.
Как хорошо в гостях у осени
Среди березок золотых…
Подольше б золото не сбросили
Стоял бы лес багрян и тих.
Ходит осень, бродит oceнь,
ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый - кленовый.
В. Авдиенко
БЕРЁЗКА
Снова осень золотая…
Ветер листьями играет,
Улетает птичий караван…
Под окном грустит берёза –
То ли дождик, то ли слёзы -
С голых веток капает вода…
Листья падают с берёзы -
Скоро зимние морозы,
Нужно ей скорее засыпать…
Белый снег на ветки ляжет,
Он её согреет даже,
Но весну берёзка будет ждать…
Клён
Клён под солнышком купался
И ладошкой умывался.
Осень красная пришла
Все ладошки обожгла.
Дождик пламя потушил,
Ветер ветки подсушил.
Желтые ладошки
К нам летят в окошки.
А. Кулагина
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтевшие по ветру летят.
Лишь вдали, краснеются там, на дне долин,
Кисти ярко- красные вянущих рябин.
Падают, падают листья в нашем саду листопад,
жёлтые, красные листья по ветру вьются, летят.
( Ивенсен )
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой
Как красив ты, лист цветной!
А ветер щёки толстые
Надул, надул, надул
И на деревья пёстрые
Подул, подул, подул!
Красный, жёлтый, золотой
Облетел весь лист цветной!
И. Михайлова
Приложение №6
Наблюдение № 1 «Деревья на участке».
Задачи: закрепить названия деревьев, растущих на участке; учить различать их по внешнему виду (высота, цвет коры, толщина ствола и веток, расположение ветвей, размер и форма листьев).
Активизация словаря: растут, клён, рябина, береза, осина, тополь, ива, семена, плоды, ствол, корень, крона, листья, ветки.
Художественное слово :
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
А.С.Пушкин.
Беседа :
Какими словами можно сказать об осени?
Д/И: « Осень какая?» (золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная, пестрая).
- Какие деревья растут на участке детского сада?
Давайте внимательно их рассмотрим:
- чем они схожи, а в чем их отличия?
— Как вы думаете, деревья живые существа или нет?
— Почему?
— Могут ли деревья убежать, если у н их кто-то поломает ветки, причинит им боль?
— Чем можно помочь дереву, если ему навредили?
- Как надо относиться к деревьям, чтобы они долго радовали нас и оставались красивыми в любое время года? (Беречь, заботиться, любить)
П/И «Раз, два, три к дереву беги!»
Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Если воспитатель говорит: «Раз, два, три, к дереву беги», дети бегут к дереву и ждут воспитателя. Если воспитатель скажет: «Раз, два, три, к песочнице беги», дети бегут к песочнице и ждут воспитателя.
Исследовательская деятельность: Рассматривание листьев с разных деревьев. Составление букетов из разных листьев.
Рефлексия: Какие деревья растут на участке? Что вы собирали?
Приложение №7
Наблюдение № 2 «Рассматривание березы».
Задачи: углублять и закреплять знания о внешнем виде берёзы; учить детей видеть неповторимость каждого дерева; воспитывать отношение к растению как к живому организму.
Художественное слово :
БЕРЁЗКА
Снова осень золотая…
Ветер листьями играет,
Улетает птичий караван…
Под окном грустит берёза –
То ли дождик, то ли слёзы -
С голых веток капает вода…
Листья падают с берёзы -
Скоро зимние морозы,
Нужно ей скорее засыпать…
Белый снег на ветки ляжет,
Он её согреет даже,
Но весну берёзка будет ждать…
Беседа :
- Посмотрите, какая берёзка? (красивая, белоствольная).
- Вот наша красавица белоствольная березонька! Нарядная? Красивая? Вам нравится берёзка? А почему она красивая? (Белый ствол с чёрными пятнами)
- А с чем можно сравнить её ствол? (Белое платьице в чёрный горошек)
- А теперь представьте, что у берёзки просто белый ствол. (Прикладывает белый лист бумаги) Красиво? А, если бы он был чёрным. (Прикладывает чёрный лист бумаги). А так красиво?
- А какие у берёзы листья? (Маленькие как сердечки с резными краями)
- Давайте скажем берёзке добрые слова, расскажем ей, какая она красивая. (Дети подбирают эпитеты и просто добрые и ласковые слова)
- Посмотрите вокруг, а удобно ли берёзе расти в этом месте? Почему удобно? (Открытая поляна, много солнечного света, рядом река, которая поит берёзовые корни, а вокруг растут её подружки – молодые берёзки и нашей берёзке не скучно, не одиноко).
- Сравните между собой несколько берёзок. Похожи ли они? ( все деревья разные, непохожие друг на друга).
Подвижная игра :«Изобрази берёзу».
- А сейчас мы представим, что превратились в берёзок . Каждый придумает свой образ, у каждого своя неповторимая берёзка: молодая, тонкая, с прямыми ветвями, тянущимися вверх к солнцу или старая с опустившимися изящными, изогнутыми ветвями.
Рефлексия: Ребята вам понравилось? Что? Как узнать дерево? Какой ствол у березы?
Приложение №8 Наблюдение № 3 «РАССМАТРИВАНИЕ КЛЁНА».
Задачи: углублять и закреплять знания детей о внешнем виде клёна; учить детей видеть неповторимость каждого дерева; воспитывать отношение к растению как к живому организму.
Художественное слово.
Клён
Клён под солнышком купался
И ладошкой умывался.
Осень красная пришла
Все ладошки обожгла.
Дождик пламя потушил,
Ветер ветки подсушил.
Желтые ладошки
К нам летят в окошки.
А. Кулагина
Беседа. Обратить внимание детей на внешний вид дерева, на красивую форму его листьев.
Предложить сравнить между собой несколько клёнов.
- А какие у клёна листья? (Маленькие и большие, в форме звёздочек).
-сравните несколько клёнов между собой: Похожи ли они? (Подчеркнуть, что все деревья разные непохожие друг на друга).
- Как надо относиться к клёну и другим деревьям, чтобы они долго радовали нас и оставались красивыми в любое время года? (Беречь, заботиться, любить)
Д/И «Придумай прилагательное к слову КЛЁН».
Рефлексия. Как узнать дерево? Какие у клена листья.
Тема: Волшебница- вода»
Информационная карта проекта.
ГБДОУ № 18 г. Санкт-Петербург.
1.Проект « Волшебница-вода».
2. Авторы проекта: Созонова Е.В
- Место проведения ГБДОУ № 18, средняя группа.
- Сроки проведения – октябрь- ноябрь.
Цель проекта: формирование представлений детей о воде, важности воды для всех живых организмов, расширение знаний детей о свойствах воды.
5. Задачи:
- Установление у детей научно- познавательного, практически- деятельностного, эмоционально- нравственного отношения к воде, как одному из источников жизни на земле.
- Выявить свойства воды (прозрачная, не имеет вкуса, запаха).
Развивать мыслительные процессы, наблюдательность, умение делать вывод.
- Воспитывать интерес к поисково- исследовательской деятельности.
6. Количество участников проекта 26 человек (16 детей, 1 воспитатель, 10 родителей).
7. Возраст детей. 4– 5 лет
8. Форма проведения: дневная (в повседневной жизни на занятиях).
9. Ожидаемые результаты:
Эмоциональный отклик ребёнка на ту или иную информацию.
Расширение знаний детей о свойствах воды и её роли для окружающего мира. Развитие у ребёнка фантазии, эмоциональности; активизация словарного запаса детей. Интерес детей к поисково-исследовательской деятельности.
Активное сотрудничество педагога с родителями при решении задач по экологическому воспитанию.
Проблема: Гуляя осенью на улице с детьми, дети стали рассматривать лужи и их заинтересовал вопрос, какая бывает вода. Что с ней происходит в природе. Мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах воды. Какими свойствами обладает волшебница – вода?
Актуальность проекта: Дети по природе своей являются исследователями. Исследовательская активность, поведение — естественное состояние ребенка, он настроен на желание познать мир. Именно это и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Между уровнем познавательного интереса ребенка и усвоением им знаний об окружающем мире существует взаимосвязь; с одной стороны, благодаря познавательному интересу, у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания – важнейший «строительный материал», который является фундаментом развития познавательного интереса.
Тема: « Волшебница вода»
Задачи: Установление у детей научно- познавательного, практически- деятельностного, эмоционально- нравственного отношения к воде, как одному из источников жизни на земле. Выявить свойства воды (прозрачная, не имеет вкуса, запаха). Развивать мыслительные процессы, наблюдательность, умение делать вывод .Воспитывать интерес к поисково- исследовательской деятельности
Распределение работы по этапам проекта.
1этап - организационный.
Создание условий для реализации проекта.
Подбор иллюстративного и аудио-видео материала по теме.
Введение родителей в проект.
2этап - исследовательский.
Знакомство с материалами проекта.
Поиск решения проблемы.
Организация работы через виды деятельности.
3этап – заключительный – выход:
Д/и. «Кто живёт в воде»
Альбом- коллаж с рисунками «Кто любит воду»
Развлечение «Царица вода».
Памятка для родителей : «Чего нельзя и что нужно делать»-
для поддержания интереса к экспериментированию детей дошкольного возраста.
Основные формы реализации проекта:
Игры-эксперименты, беседы, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, самостоятельная деятельность детей в экспериментальном уголке.
Что знаем? | Что хотим знать? |
- что вода мокрая; - воду можно пить; - водой умываться; - в воде купаться; - вода льётся. | -вода- это жидкость; -свойства воды (прозрачная, у воды нет вкуса, нет запаха) - кто любит воду? - кто живёт в воде? - для чего нужна вода? |
2 этап.
Сбор сведений.
1.Чтение художественной литературы: Рассказы и сказки:
«Родник» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»);
«Великан и голубое озеро» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»); «Жила-была река» Н. А. Рыжова (экологическая сказка), «Королева – вода Н.А. Рыжова (экологическая сказка); «Что случилось с рекой?» Б. Заходер, «Сказка о ручейке» Эстер Адам;
Стихотворения: «Я по воде могу ходить» С. Олегова; «Ручеек и речка» С. Олегова, «Что может быть в прозрачной капельке воды?» С. Олегова; «Берегите воду» С. Олегова ;«Разговор» С. Погореловский; «Ручеек» Т. Жиброва; «Дождик» В. Минькова; «Какой дождь» О. Григорьев; «Снежок и Алешка» Е. Андреева, «Сколько я знаю дождей» А. Тараскин.
Загадки, половицы и поговорки о воде , муз. ритмические движения «Умывальная», «Играем с водой», «Кто как от дождя спасается»; пение «Дождик»;
2.Рассматривание альбома «Рыбки», «Купаемся в речке, в море». иллюстраций .
3.Семейные фото «Отдых на море, на речке»;
4.Рисование «Дождик»; «Рыбки», «Волны на воде»;
5.Аппликация «Утка с утятами», «Аквариум»
6.Опыты: «Тоне не тонет»; «Вода- жидкая- течёт, прозрачная, без цвета, без запаха»; «Пейте куклы вкусный сок»; «Вода – это жидкость, «Очищение воды», «Вода прозрачная», «Вода меняет цвет», «Мыльные пузыри».
7.Беседы: «Кто живёт в воде»; «Кто и что любит воду», «Что мы знаем о воде», «Важность воды для всех живых организмов», «Водоемы», «Интересные факты о воде», «Бережем воду вместе».
8.Дидактические игры: «Плавает, ходит, едет», «Узнай по описанию»; «Рыбалка». Какой бывает вода?», «Собери картинку», «Доскажи словечко», «Кто больше назовет», «Потому что…», «Кому нужна вода, а кому полянка»
9. Подвижные игры: «Ручеек», «Караси и щука», «Море волнуется», «Тучка по небу ходила», «Снежки», «Лягушки и цапля», «На болоте», «Капельки».
10.Сюжетно – ролевые игры: «Моряки», «Пароход», «Морское путешествие, «Готовим обед».
11.Презентации: «Всем нужна вода»; «Водичка- какая она?»; «Кто живёт в воде».
Результат после реализации проекта:
Дети узнают:
- О свойствах воды, о ее формах и видах (родники. реки, моря, озера, океаны, осадки) и т. д.
- О роли воды в жизни человека и живых организмов.
- Узнают, что такое – круговорот воды в природе.
- Узнают о том, что воду загрязняют мероприятиях по предотвращению загрязнения.
- Узнают, кто живет в воде, понимать взаимосвязь воды и всего живого на Земле.
- Дети будут бережно относиться к воде.
Приложение №1
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ
для поддержания интереса к экспериментированию
детей дошкольного возраста
- Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
- Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. - ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
- Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
- Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
- Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований.
Так ли это?
Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.
- Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
- Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
- Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
- С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
- Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя)
Приложение№2
Развлечения в средней группе на тему: «Царица Вода».
Цель: формирование основ экологической культуры.
Задачи:
– формировать знания о воде, природных явлениях, связанных с водой.
– развивать логическое мышление, воображение, речь, двигательную активность, находчивость, детское творчество, умение отгадывать загадки.
– воспитывать любовь и бережное отношение к друг другу, чувство сопереживания и коллективизма.
Предварительная работа: наблюдение за снегом, льдом, дождем, водой, опытная деятельность с водой, беседы о воде, ее пользе, чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр», просмотр мультфильма о явлениях природы, рисование капелек дождя, аппликация «Туча и дождик».
Словарь: дождь, снег, капли воды, вода, ручей, река, океан, животные, люди, колодец, родник.
Участники: дети средней группы, ведущая, Царица Вода, родители.
Материал, оборудование: костюм для Царицы Воды, фонограммы музыкального сопровождения («Шум воды», два ведра, две большие бутылки, две воронки, два стакана, два зонта, медальки-капельки для награждения команды-победительницы, «капельки» для поощрения во время конкурса, лед, термос, стекло, рисунок- изображение тучи с дождем, мелки для рисования.
ХОД РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Дети заходят на площадку, украшенную шарами, рисунками, моделями Солнца, Тучи, Снежинки.
Ведущая: – Здравствуйте, ребята! Какая чудесная сегодня погода, так ведь? А какое сейчас время года? (Лето)
(Звучит музыка – «звуки воды». Входит Царица Вода.
Царица Вода: – Здравствуйте, ребята! Вы знаете, кто я?
Наверное, нет. Я нужна на небе, и на земле, никто и ничто не может обойтись без меня. Я всем и каждому нужна.
Я хотела бы узнать, что вы знаете обо мне.
Ведущий: – Ребята, давайте разделимся на две команды и проведем конкурс, кто лучше и больше знает о воде. За каждый правильный ответ вы получите «капельки» А в конце узнаем, чья команда победит.
Царица Вода: – Я буду задавать каждой команде вопросы:
1) Кто не может жить без воды? (люди, растения, животные, птицы).
2) Для чего нужна вода растениям и животным? (чтобы жить, расти).
3) Что люди делают с водой? (готовят еду пьют, купаются стирают, моют).
4) Где на земле встречается вода? (в морях, реках, озерах, ручьях, лужах).
5) Есть ли вода на небе? (Да)
6) Где именно? (В тучах, облаках, снежинках и туманах).
Царица Вода: – Молодцы! Все правильно сказали: растения надо поливать водой, иначе они засохнут, животным и людям надо пить воду, а некоторые животные (рыбы, лягушки) живут в ней.
Людям тоже постоянно нужна вода: пить, стирать, закаляться, отдыхать возле воды.
Поэтому вода всем необходима.
Летом бывает жарко, и мы часто пьем, при этом воду мы всегда что-то наливаем (в стакан, чашку, бутылку).
Вот сейчас мы и попробуем наполнить наши бутылки водой.
(Проводится игра-эстафета «Набери воды в бутылку»; две команды стаканами с водой из ведер по очереди наполняют через воронку бутылки на другом конце площадки (им помогают родители). Кто первым наполнит бутылку, тот и победил. Участники команды-победительницы награждаются «каплями»).
Царица Вода: – В небе я тоже бываю, когда на небе появляются тучи. Ну-ка, кто мне расскажет про небесную воду. (От каждой команды выходит ребенок, который прочтет стихотворение о дожде) .
1. – Дождик, дождик, кап да кап,
Ты не капал бы на пап,
Ты не капал бы на мам,
А пришел бы лучше к нам.
Папам – сыро,
Мамам – грязно,
Нам с тобою распрекрасно.
2. – Дождик, дождик! Веселей!
– Капай, капай, не жалей!
– Только нас не замочи,
– Зря в окошко не стучи,
– Брызжи в поле пуще,
– Травка станет гуще!
Царица Вода: – Молодцы, ребята! Понравились мне ваши стихи о дожде.
Ведущая дает каждой команде «капельки».
Ведущая: – А у меня для ребят есть подходящая игра «Зонтики».
(Проводится игра- эстафета «зонтики», две команды, два зонтика. Ребенок с зонтиком добегает до кегли на другом конце площадки и возвращается назад спиной, передает зонтик следующему игроку. Команда- победительница награждается «каплей».)
Ведущая: – Ой, какие вы ловкие и умелые! А загадки любите отгадывать? Все загадки о воде.
1) Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
(лёд)
2) С неба падают зимой
И кружатся над землей
Легкие пушинки,
Белые… снежинки).
3) Меня часто зовут – дожидаются,
А приду – от меня укрываются.
(дождь)
4) Что вниз вершинкой растет?
(сосулька)
5) Это что же за садовник-
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и кусты?
(дождь)
Ведущая: – Ребята, отгадайте загадку:
Бегу я по лесенке,
По камешкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.
(Ручей)
– Вот и поиграем мы в игру «Ручеек».
(По фонограмму «Шум воды» проводится игра с детьми и родителями: дети и взрослые становятся в колонну по двое, делают «воротики», ребенок (взрослый) без пары проходит через «воротики» и, выбирая себе пару, становится в конце колонны.
Оставшийся игрок без пары, повторяет все сначала.
Ведущая: – Как хорошо и весело прошел наш праздник о воде. Вспомните, для чего и для кого нужна вода? Какая она бывает?
– А теперь, подсчитаем количество «капелек». Посмотрим, какая же команда у нас выиграла. (Проводится награждение команды- победительницы.)
– Сейчас предлагаем детям и родителям нарисовать на асфальте природные явления, связанные с водой.
(Под детскую музыку родители и дети рисуют мелками на асфальте).
Приложение№3
Опыты
«Сделаем воду чистой»
Цель:
Формировать исследовательское поведение детей, развивать познавательный интерес.
Задачи:
- Познакомить с понятием «фильтр», учить отфильтровывать воду от химических примесей (гуашевой краски)
- Закреплять свойства воды (вкус, цвет, запах, текучесть).
- Развивать любознательность, мышление и речь детей; активизировать словарь: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, фильтр, отфильтровать.
Предварительная работа:
- Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
- Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).
- Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».
Материала и оборудование:
- Инвентарь для опытов: по количеству детей: стаканы с питьевой и подкрашенной водой, пустые стаканы, соль, сахар, ложечки, бумажные фильтры, воронки; зелёнка, марганцовка, стакан с подкрашенной красками водой, чистый стакан, бумажный фильтр для демонстрации
- Плюшевый мишка
Ход . Дети входят в группу, встают в полукруг.
Воспитатель ( с игрушкой): Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Мишутку. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что оказывается, он хотел полить цветы, набрал воды в банку, а его друг Зайчонок в это время рисовал красками и промыл в банке кисточку, и теперь вода стала цветной и непригодной для полива. Я его, ребята, успокоила и сказала, что мы постараемся ему помочь. Поможем? (Ответы детей). Мишутка, присаживайся на стул. Наши ребята немного знают о воде и вместе, я уверена, мы всё выясним и справимся с твоей бедой.
В.: Ребята, давайте сначала вспомним, что же такое вода? (Ответы детей).Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в
стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
В.: Ребята, а как вы считаете, какого цвета сама по себе вода? (Ответы детей). Сейчас мы это проверим. (Дети садятся за рабочие столы)
Опыт № 1 «Вода бесцветная».
На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.
В.: Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета?(Ответы детей).
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная
В.: Ребята, если мы посмотрим на стакан Незнайки, то увидим, что вода может изменять свой цвет, но не только с помощью красок. Хотите убедиться в этом? А ты, Мишутка, хочешь? (Ответы).
На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка. Этот опыт проделывает только воспитатель.
В.: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?(Ответы детей).
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили..
Опыт № 2 «Вода безвкусная»
А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.
Опыт № 3 «Вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили»
(Детям раздаются пиалы с солью или сахаром, ложечки).
В.: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
В.: А сейчас я предлагаю вам, ребята, немного отдохнуть. Отдохни и ты, Мишутка, с нами.
Физминутка «Дождик»
Капля раз, Капля два, Прыжки на носочках, руки на поясе.
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.
От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом
Мы сегодня, ребята, много говорили о воде, много о ней узнали. Но давайте Мишутке поможем, сделаем воду снова чистой. Как вы думаете, как, с помощью чего это можно сделать? (выслушиваются ответы детей)
В: Чтобы сделать воду снова прозрачной, надо отфильтровать механические примеси(частицы краски). Для этого потребуется воронка (стеклянная или пластмассовая) и фильтровальная бумага. (Если фильтровальной бумаги нет, подойдет и газетная бумага.)
Возьмем бумажный фильтр, поместим его в воронку, после чего процедим (отфильтруем) загрязненную воду и … Что мы видим?
В.: Молодцы, ребята! Ну что, Мишутка, теперь ты знаешь, как снова сделать воду чистой?
Мишутка: Да! Только это сразу трудно запомнить.
В.: А ребята тебе, Мишутка, ещё раз напомнят.
Опыт № 4 «Очищение воды»
Дети выполняют опыт очистки воды на рабочих местах (с подготовленными фильтрами, стаканчиками с окрашенной водой)
Вывод: воду можно очистить с помощью фильтра.
Мишутка: Ну. Спасибо, ребята, теперь я много знаю о свойствах воды и о том, как сделать воду чистой!
В : А у меня для вас есть сюрприз (вносятся цветные льдинки). Как вы думаете, что это? Как можно получить такие льдинки? (Ответы).Воспитатель предлагает цветными льдинками украсить участок на улице.
Приложение 4
Подвижные игры
1.Подвижная игра “Караси и щука”.
Один ребенок выбирается щукой, остальные делятся на “камешки” и “карасей”, которые плавают внутри круга. По сигналу “щука” - она вбегает в круг, стараясь поймать карасей. А “караси” спешат спрятаться за “камешки”. Пойманные “щукой” “караси” уходят за круг. Игра повторяется с другой “щукой”.
2.Подвижная игра “На болоте”
Дети, по объяснению педагога, имитируют повадки животных, обитающих на болоте, через выразительность и пластичность движений.
3.Игра «Капельки»
(под легкую музыку, напоминающую звуки дождя дети прыгают, бегают, Мама-Тучка подсказывает, что им делать)
Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз и Солнышко пригрело (дети танцуют). Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки подымаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнца, вернулись к маме Тучке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегративного занятия для детей средней группы детского сада "По мотивам русских народных сказок"
Автор: Трамова Лаура Юрьевнавоспитатель ГБОУ детский сад комбинированного вида № 1245...
Методическая разработка по экологии для детей средней группы «Кому нужна вода?»
Программные задачи: 1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого. 2. Развивать любознательность, мышление и речь детей. Ввести в активн...
Методическая разработка "Проект для детей средней группы "День Земли"
Материал для работы с детьми средней группы по знакомству с праздником "День Земли"...
Методическая разработка "Педагогический проект для детей среднего возраста с ОВЗ на тему "В поисках золотого ключика"
Создание условий для закрепления знаний основных цветов спектра и умение их дифференцировать, знакомства с их оттенками....
Методическая разработка. Конспект занятия для детей средней группы «Полезные и вредные продукты» в рамках проекта «Хотим быть здоровыми»
Методическая разработка. Конспект занятия для детей средней группы «Полезные и вредные продукты» в рамках проекта «Хотим быть здоровыми» по познавательному развитию для оз...
Методическая разработка проекта для детей средней группы «Здоровое питание — залог здоровья»
Методическая разработка проекта для детей средней группы «Здоровое питание — залог здоровья»...