Дополнительная общеразвивающая программа "LEGO WEDO 2"
учебно-методический материал (старшая группа)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "LEGO WEDO 2"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lego_vedu2.docx39.72 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Золушка», филиал Автономного  учреждения  дошкольного образования

муниципального образования Заводоуковский городской округ

«Центр развития ребёнка  - детский сад «Светлячок»

(Детский сад «Золушка», филиал Детского сада «Светлячок»)

Принята на заседании

педагогического совета _______

от « ______» ____________ 20______ г.

Утверждаю

Директор детского сада «Золушка»

_________________В.А. Сихвардт

 «______» ___________ 20______ г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Лего WEDO 2»

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок освоения программы: 1 год

                                                       

        

г. Заводоуковск

2022 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка …………………………………………………….3
  2. Цель, задачи  ………………………………………………………………..3
  3. Место объединения в образовательным процессе. ………………………3
  4. Требования к уровню подготовки…………………………………………4
  5. Новизна……………………………………………………………………...4
  6. Учебно-тематический план………………………………………………...5
  7. Содержание программы……………………………………………………6
  8. Основные формы и методы обучения……………………………………..7
  9. Прогнозируемые результаты……………………………………………….7
  10. Оценочные материалы……………………………………………………....7
  11. Список литературы…………………………………………………………..8

Пояснительная записка

        Игра – важнейший спутник детства. ЛЕГО позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.

Кубики ЛЕГО используются строителями разных поколений уже на протяжении нескольких десятилетий. Однако за это время, об этой уникальной системе строительства и ее огромных возможностях было написано на удивление, мало. Правда, предлагалось немало строительных инструкций, однако они касались лишь одной, двух готовых моделей.

ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

ЛЕГО - педагогика крайне актуальна в современном мире.

Основной идеей обучению «Лего», послужила реализация возможностей детей строить, не только по готовым схемам и образцам, но и воплощать в жизнь свои идеи, фантазии, так чтобы эти постройки были понятны не только самим детям, но и окружающим.

Цель: формирование основ инженерно - конструкторской мысли детей старшего дошкольного возраста

Задачи:
1. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.

2. Учить видеть конструкцию объекта, анализировать ее основные части, их функциональное назначение.

3. Развивать чувство симметрии и эстетического цветового решения построек.
4. Закреплять знания детей об окружающем мире.

5. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

6. Выявить одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением, способностями в конструктивной деятельности и обеспечить дальнейшее развитие.

Место объединения в образовательным процессе.

Объединение включает: одно занятие в неделю. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает дошкольников.

Формы занятий:

  по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;

  по особенностям коммуникативного взаимодействия: ролевая и деловая игра;

  по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Режим занятий: Продолжительность занятий: 20  минут.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

Посещают занятия дети старшей и подготовительной группы.

Требования к уровню подготовки

     В результате изучения данного объединения  дошкольники  получат возможность формирования

личностных результатов:

  уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

  сотрудничать с педагогом и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметными результатами  являются формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

  формировать умение понимать причины успеха/неуспеха образовательной деятельности;

  формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УУД:

  овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;

  соблюдать нормы этики и этикета;

  овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

  учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  учиться аргументировать, доказывать;

  учиться вести дискуссию.

Предметными результатами  являются формирование следующих знаний и умений:

В ходе работы по лего-конструированию ребенок должны знать:

  • основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);
  • простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);
  • виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
  • технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.

Уметь:

  • осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
  • конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
  • конструировать по образцу;
  • с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.

Новизна:

Занятия ЛЕГО конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Результаты:

В ходе образовательной деятельности  дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур,  ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.  Свои замыслы и проекты моделей дети создают в виртуальном  конструкторе  ЛЕГО.

Учебно-тематический план

п/н

Тема занятия

Содержание занятий

Количество часов

1.

Вводное занятие «Инструктаж по технике безопасности»

Инструктаж по правилам техники безопасности во время проведения занятий, при обращении с набором ЛЕГО и ноутбуком.

Знакомство с ноутбуком.

1

2.

«Обзор конструктора «Лего WEDO 2»

Название деталей. Количество деталей.

2

3.

«Исследование  кирпичиков.  Форма и размер деталей. Варианты креплений»

Название деталей. Количество деталей.

Методы крепления.

2

4.

Проект «Улитка-Фонарик»

Теоретический материал об улитке. Развитие способностей детей к наглядному моделированию, создание и запуск рабочей модели – улитка.

Сборка и программирование по схеме.

2

5.

Проект «Вентилятор»

Устройство вентилятора. Развитие способностей детей к наглядному моделированию, создание и запуск рабочей модели – вентилятор.

Сборка и программирование мотора. Установка разной скорости.

3

6.

Проект «Движущийся спутник»

Спутники земли. Развитие способностей детей к наглядному моделированию, создание и запуск рабочей модели – спутник. Сборка и программирование модели.

Программирование мотора в разные стороны

5

7.

Проект «Робот-шпион»

Устройства для шпионажа. Развитие способностей детей к наглядному моделированию, создание и запуск рабочей модели – робот.

Сборка и программирование. Программирование датчика движения

5

8.

Проект «Майло»

Изучение способов изучения отдаленных мест

Сборка и программирование. Развитие способностей детей к наглядному моделированию, создание и запуск рабочей модели – MILO (Майло) научный вездеход.

8

9.

Проект «Майло-2»

Инструктаж по правилам техники безопасности во время проведения занятий, при обращении с набором ЛЕГО и планшетами.

Создание и программирование манипулятора детектора объектов Майло

8

Содержание программы

Основные приемы обучения:

Конструирование по образцу

Это показ приемов конструирования игрушки-робота (или конструкции). Сначала необходимо рассмотреть игрушку, выделить основные части. Затем вместе с ребенком отобрать нужные детали конструктора по величине, форме, цвету и только после этого собирать все детали вместе. Все действия сопровождаются разъяснениями и комментариями взрослого. Например, педагог объясняет, как соединить между собой отдельные части робота (конструкции).

Конструирование по модели

В модели многие элементы, которые её составляют, скрыты. Ребенок должен определить самостоятельно, из каких частей нужно собрать робота(конструкцию). В качестве модели можно предложить фигуру (конструкцию) из картона или представить ее на картинке. При конструировании по модели активизируется аналитическое и образное мышление. Но, прежде, чем предлагать детям конструирование по модели, очень важно помочь им освоить различные конструкции одного и того же объекта.

Конструирование по заданным условиям

Ребенку предлагается комплекс условий, которые он должен выполнить без показа

приемов работы. То есть, способов конструирования педагог не дает, а только говорит о практическом применении робота. Дети продолжают учиться анализировать образцы готовых поделок, выделять в них существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия основных признаков по форме и размеру зависят от назначения (заданных условий) конструкции. В данном случае развиваются творческие способности дошкольника.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам

На начальном этапе конструирования схемы должны быть достаточно просты и подробно расписаны в рисунках. При помощи схем у детей формируется умение не только строить, но и выбирать верную последовательность действий. Впоследствии ребенок может не только конструировать по схеме, но и наоборот, — по наглядной конструкции (представленной игрушке-роботу) рисовать схему. То есть, дошкольники учатся самостоятельно определять этапы будущей постройки и анализировать ее.

Конструирование по замыслу

Освоив предыдущие приемы робототехники, ребята могут конструировать по собственному замыслу. Теперь они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы её создания. В конструировании по замыслу творчески используются знания и умения, полученные ранее. Развивается не только мышление детей, но и познавательная самостоятельность, творческая активность. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Постройки (роботы) становятся более разнообразными и динамичными.

Как правило, конструирование по робототехнике завершается игровой деятельностью. Дети используют роботов в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях. Таким образом, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых и экспериментальных действий дети развивают свои конструкторские навыки, логическое мышление, у них формируется умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами.

Форма обучения: специально организованные подгрупповые занятия в форме кружковой работы, совместная и самостоятельная деятельность детей. Программа направлена на развитие конструкторских способностей детей. Занятия проводятся с детьми с 5-6 лет по подгруппам (6-8 детей). Длительность занятий определяется возрастом детей.

- в старшей группе не более 20 мин (дети 5-6 лет)

Основные методы и приемы обучения, используемые на занятиях.

Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету.

Объяснительно-иллюстративный

Обучающиеся  получают знания в ходе беседы, объяснения, дискуссии, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде.

Информационно-рецептивный

Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам.

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный

Прежде чем излагать материал, перед обучающимися необходимо поставить познавательную задачу, сформулировать проблему, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показать способ решения поставленной задачи.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-

поисковый

Заключается в организации активного поиска решения

выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач в ходе  подготовки и реализации творческих проектов.

Исследовательский метод

Демонстрация вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия, просмотр дидактического материалы, методических таблиц,  схем  и пособий. Обучающиеся  становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.

 

            Прогнозируемые результаты

  • Появление интереса к самостоятельному изготовлению построек, умения применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, развитие познавательной активности, воображения, фантазии и творческой инициативы.
  • Формирование конструкторских умений и навыков, умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  • Совершенствование коммуникативных навыков обучающихся при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
  • Формирование предпосылок учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

     Обучающиеся будут иметь представления:

  • О деталях LEGO-конструктора и способах их соединений;
  • Об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
  • О зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;
  • О связи между формой конструкций и их функциями.

Оценочные материалы

Критерии оценки результативности определяются на основании содержания образовательной программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.

  1.  Побуждение:

- интерес к данному виду деятельности.

  1.  Знание представления:

- название цвета детали;

- название формы детали.

3.Умения:

-  группировка деталей по цвету, по форме;

- скрепление деталей разными способами;

-  работа по объемному образцу, по образцу, изображенному на картинке, используя пошаговую схему (технологические карты), по инструкции;

-  анализ постройки, выделяя части целого;

- план предстоящей постройки;

- построение элементарных построек  по творческому замыслу;

-  работа в паре, в группе;

- составление  рассказа о постройке, используя технологию моделирования (мнемосхемы);

- обыгрывание постройки.

4.Итоговый мониторинг результатов – это индивидуальная творческая работа (создание, презентация собственной модели).


Список литературы:

  1. «Перворобот. Лего WEDO» Книга для учителя.
  2. Журналы Лего.
  3. Сайт «Мир лего».
  4. Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.
  5. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. – М.: Феникс, 2009. – 79 с.
  6. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий. – М.: Сфера, 2009. – 63 с.
  7. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Эксмо, 2010. – 114 с.
  8. Селезнёва Г.А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр (Леготека) – М., 2007.- 44с.
  9. Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2011. – 243 с.
  10. Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие / П. А. Венгер. - М.: Академия, 2009. -230 с.

Список сайтов

1.     http://www.int-edu.ru/

2.     http://www.lego.com/ru-ru/

3.     http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

дополнительная общеразвивающая программа по обучению и развитию детей на основе компьютерных технологий «ЛЕГО КОНСТРУИРОВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ РОБОТОТЕХНИКИ LEGO WeDo» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ

Программа «ЛЕГО конструирование с элементами робототехники LEGO WeDo» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и мож...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...

Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.

Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...