Воспитывать сложнее, чем учить
консультация
Предварительный просмотр:
«ВОСПИТЫВАТЬ СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ УЧИТЬ»
Воспитание – это очень тонкое, трудное занятие, требующее знаний психологии, педагогики, терпения и времени. Обучать дано многим, воспитывать – не каждому.
В моем понимании воспитание – одна из параллелей обучения. Как часто в погоне за знаниями, обучением мы, взрослые, часто забываем о таких человеческих качествах, как уважение к ближнему, даже ребенку, взаимовыручка, отзывчивость, чуткость, взаимопомощь. Иногда воспитать эти качества значительно труднее, чем научить ребенка считать.
Ребенок - это светлая, чистая, добрая и нежная душа. И эта душа, как тесто, что и как из него вылепят родители и педагоги, то и вырастет. Вырастет и распустится цветок – талант: артист, ученый, геолог, конструктор, музыкант. Как говорил Антон Семенович Макаренко, советский педагог и писатель, крупнейший советский теоретик образования: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги». Я согласна с его мнением, т. к. большое влияние на мое становление как личности сыграли учителя в школе и воспитатели в детском саду. Они воспитывали во мне чувство патриотизма к Родине, уважение к родителям и старшим, любовь к ближнему. Значит, воспитатель и учитель, не только обучает, но и воспитывает, обучая детей.
Обучение и воспитание – два взаимосвязанных процесса. Их нельзя разрывать.
И что же сложнее – воспитание или обучение?
Конечно, воспитание, т. к. - это сложный процесс, который зависит от постоянно меняющихся ситуаций. Но «воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании», говорил Л. Н. Толстой.
Обучение и воспитание имеют одинаковую силу в развитии и становлении личности. Знание – сокровище, которое следует за тем, кто им обладает, помогает обрести уверенность в себе, дает возможность быть интересным человеком. Воспитание делает очень важное дело – оставаться Человеком в любой жизненной ситуации.
Я считаю, что мы, взрослые не имеем права требовать от детей соблюдать правила хорошего поведения, успешно учиться, быть послушными, уважать других, если сами не можем быть примером для них.
Работая в детском саду, я сталкиваюсь с проявлением агрессивности, тревожности, неуверенности у детей. Сегодня на ребёнка обрушивается огромный поток информации, стремление родителей улучшить финансовое благополучие семьи и как следствие отсутствие их внимания к своим детям, поэтому у детей возникает трудность в усвоении норм этого мира. А в силу своего возраста они выбирают в качестве психологической защиты те эмоциональные и поведенческие реакции, которые уже усвоили и которые способны обратить на них внимание: агрессия, замкнутость, капризы, страхи. Поэтому, мы взрослые должны помочь ребёнку уметь приспосабливаться к окружающему миру и уметь взаимодействовать с ним.
Родители и педагоги являются основными воспитателями дошкольников. Поэтому эффективность воспитательной работы педагога во многом зависит от его умения работать с родителями, находить с ними общий язык, опираясь на их помощь и поддержку. Задача совместной деятельности педагогов и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечивающей единство требований семьи и детского сада.
Секрет успешного воспитания, на мой взгляд, лежит в уважении к своим воспитанникам, поэтому отношения с ними воспитатель должен строить на равных.
Считаю, во взаимодействии и взаимоотношении с воспитанниками должно быть меньше формализма, а больше человеческого общения. Стремление быть справедливой ко всем и во всём, любить каждого своего подопечного так, чтобы радоваться его успехам, разделять его огорчения и верить в будущее. Стараться отталкиваться от положительных черт характера конкретного ребёнка, отмечать успехи и положительные сдвиги в учебе, в организованности, в каком-либо деле. Особо стремиться отмечать индивидуальные достижения ребёнка, формируя у него уверенность в его силах и знаниях.
Мне бы хотелось, процитировать правила воспитания, написанные доктором философии Дороти Ло Ноутли, с которыми я полностью согласна:
- если дети растут в обстановке критики, они учатся во всем искать недостатки;
- если дети растут в обстановке враждебности, они будут постоянно драться;
- если дети подвергаются насмешкам, они становятся чрезмерно стеснительными;
- если детей постоянно стыдить, то у них появится комплекс вины;
- если к детям относиться с терпимостью, то и они в дальнейшим будут терпимы;
- если дети чувствуют поддержку, в них развивается уверенность;
- если дети видят благодарность, то и в дальнейшем будут учиться быть благодарными;
- если дети чувствуют себя в безопасности, то они учатся доверять;
- если дети чувствуют дружеское отношение, то они учатся любить.
А теперь задумайтесь: «А в какой обстановке живет ваш ребенок?»
Прежде всего очень велика роль матери в жизни и воспитании ребенка. От нее во многом зависит создание эмоционально-психологической атмосферы в семье (уют, теплота, взаимопонимание и т.д.).
Ведь семья- это школа чувств. Процитирую опять А.С. Макаренко:
« Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент Вашей жизни, даже тогда, когда Вас нет дома».
Если вы хотите видеть вашего ребенка любознательным, активным; уверенным в себе и в своих возможностях; с адекватной самооценкой; умеющим переживать за другого, вот несколько заповедей для успешного воспитания:
- Начинай воспитания с себя;
- Будь твердым и последовательным;
- Уважай себя и своего ребенка;
- Знай его личные и возрастные особенности;
- Умей учитывать эмоции и переживания, интересы и потребности его и свои;
- Не угрожай и не вымогай обещания;
- Не морализируй;
- Не мешай ему быть самим собой;
- Верь в него и помоги ему поверить в себя!!!
Резюмировать всё изложенное, я бы хотела словами персидского мыслителя Саади, жившего в 13 веке:
Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выправить легко,
Сухую ветку лишь огонь исправит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Сказка развивает, воспитывает, учит, лечит".
В данной статье описан проект "Сказка развивает, воспитывает, учит, лечит". Приведены основные разделы учебного плана по программе азбука общения.В статье собраны авторские детские сказки на тему "Ког...
Семейная традиция - коллекционирование. Учим, развиваем, воспитываем.
В статье раскрыты обучающие, развивающие и воспитательные возможности такой семейной традиции как коллекционирование. Предложена подборка игр с такими семейными коллекциями: коллекцией пуговиц, ...
Обучение ребенка-логопата старшего дошкольного возраста с нарушением зрения словообразованию сложных слов, состоящих из двух основ. Конспект логопедического занятия «Учимся образовывать одно слово из двух»
Как известно, словообразование – это самый короткий путь к обогащению словаря ребенка. В статье предтавлен конспект логопедического занятия, в основе которого дидактическая игра «Обр...
Учим сложные слова
Школа начинает работу над сложными словами с 5-го класса, так как упражнения в образовании сложных слов могут опираться только на достигнутый высокий уровень речевого развития детей, позволя...
Учимся образовывать сложные слова
Данный материал будет полезен родителям и педагогам в работе с детьми при закреплении навыка образования сложных слов....
Учим сложные слова
Школа начинает работу над сложными словами с 5-го класса, так как упражнения в образовании сложных слов могут опираться только на достигнутый высокий уровень речевого развития детей, позволя...
«Учите ребенка пересказывать и использовать в речи сложные предложения».
Работа родителей по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста....