Учим сложные слова
консультация по развитию речи (подготовительная группа)
Школа начинает работу над сложными словами с 5-го класса, так как упражнения в образовании сложных слов могут опираться только на достигнутый высокий уровень речевого развития детей, позволяющий осознать те формальные и смысловые связи слов, которые интуитивно усваиваются в процессе речетворчества. Однако подготовка к такой работе, нужна уже в детском саду. В подготовительной к школе группе даются элементарные упражнения на образование сложных слов путем сложения, помогающие детям приобрести опыт сознательного анализа языкового материала. Такие упражнения приводят к осознанности и произвольности речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchim_slozhnye_slova.docx | 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Учим сложные слова
Сложные слова образованы из двух или нескольких основ при помощи сложения:
- целых слов; школа-интернат, летчик-космонавт;
- части основы с целым словом: зоомагазин;
- частей с сокращенными основами: вуз; сложносокращенные слова: завхоз;
- производящих основ с соединительными гласными: пароход, самолет, пылесос.
В сложных словах после твердых согласных пишется соединительная гласная о, а после мягких согласных, шипящих и ц — соединительная е.
Существует два способа образования сложных слов.
- Неморфологический, когда слова используются целиком: вечнозеленый кедр.
- Морфологический с помощью:
- приставки (потемнеть);
- суффикса (автозаводский);
- приставки и суффикса (соединять);
- бессуфиксный (синь — от синий).
Школа начинает работу над сложными словами с 5-го класса, так как упражнения в образовании сложных слов могут опираться только на достигнутый высокий уровень речевого развития детей, позволяющий осознать те формальные и смысловые связи слов, которые интуитивно усваиваются в процессе рече - творчества. Однако подготовка к такой работе, нужна уже в детском саду. В подготовительной к школе группе даются элементарные упражнения на образование сложных слов путем сложения, помогающие детям приобрести опыт сознательного анализа языкового материала. Такие упражнения приводят к осознанности и произвольности речи.
Методические приемы
- Называние педагогом сложных слов, имеющих одинаковую производящую основу (самолёт, вертолёт):
- с показом картинки, игрушки, предмета;
- с толкованием смысловой стороны слова и его происхождения, т.е. из каких слов составлено.
- Неоднократное повторение слова:
- педагогом;
- отдельными детьми (с места);
- хором.
- Узнавание слова по его толкованию (отгадывание загадок):
- кто рыбу ловит? (Рыболов.)
- кто птиц ловит? (Птицелов.)
- Упражнения в самостоятельном образовании сложных слов детьми с помощью опорных, слов (по аналогии):
- Я назову два слова; «пар» и «ходит», а если их соединить вместе, то получится одно слово — пароход.
- А какие слова получатся из слов: луна и ход , тепло и ход?
- Загадки-инсценировки (показ педагогом или детьми действий людей той или иной профессии):
лес рубит — лесоруб; рыбу ловит — рыболов.
- Упражнения на быстрый подбор сложных слов:
- Кто разводит пчел? Кто разводит собак? Кто разводит сады?
- Называние сложных слов по картинкам (явления природы):
листопад, водопад, снегопад, ледоход.
- Выделение на слух сложных слов из художественного текста:
- из скороговорки (рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов);
- из стихотворения:
Листопад, листопад!
Осыпается наш сад!
Листья по ветру летят,
Под ногами шелестят.
- Словесно-дидактические игры:
«Машины-помощники» (мясорубка, скороварка, пылесос, кофеварка);
- «Незнайкины загадки» — упражнения в толковании сложных слов и умении выделить составляющие их слова (черноглазый, разноцветный, четырехэтажный, белоснежный — почему так говорят?).
- «Скажи, какой предмет» (с опорой на два слова):
У куклы светлые волосы — светловолосая.
Земля покрыта белым снегом - белоснежная.
Я ем кислый и сладкий апельсин — кисло-сладкий.
- Отгадывание детьми загадок:
Летит, как птица. Жужжит,
А крыльями не машет.
(Самолет.)
Я не бабочка, не птица,
Я лечу, куда хочу.
Кто желает прокатиться?
Залезайте — прокачу.
(Самолет.)
Высоко он летит,
А в нем летчик сидит.
(Самолет.)
Рукастая, зубастая,
Идет-бредет по удице.
Идет и снег грабастает,
А дворник только щурится,
А дворник улыбается:
Снег без него сгребается.
(Снегоуборочная, машина.)
Паровоз без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел?
Прямо по морю пошел!
(Пароход.)
Конь на бегу, пары клубя,
Пускает дым трубой,
Несет вперед и сам себя,
И многих за собой.
(Паровоз.)
Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нем
— Как мы это назовем?
(Водопровод.)
В небо — дыра,
в землю — дыра,
А в середине
Огонь и вода.
(Самовар.)
Вот так чудо!
Он со вкусом
Может кушать пыль и мусор!
И жужжит, как сотня ос,
Работяга ... (пылесос).
- Составление словосочетаний со сложными словами: железнодорожный вагон, сероглазый мальчик, черноглазая девочка, разноцветные шарики, белоснежная скатерть.
- Включение сложных слов в предложения.
Пешеходы идут по пешеходной дорожке.
Самолет летит высоко в небе.
Добавление слова в предложение с опорой на картинку с повторением всего предложения. Самостоятельное составление предложений по предметной картинке (или названному слову).
- Составление связного текста с данными сложными словами.
«Мамины подарки» к 8 Марта.
Включение сложных слов по возможности в разные виды детской деятельности.
Система работы с детьми над сложными словами
Логопед знакомит детей с новой темой «Образование сложных слов путем сложения». В структуру занятия включаются различные виды упражнений и игр с учетом дидактического принципа от простого к сложному.
На одном занятии берется только одна группа сложных слов, в конце которых голосом выделяется одинаковая производящая основа типа: пароход, самоход, луноход, пешеход, теплоход, ледоход.
Использование различных методических приемов позволяет детям закрепить умения в образовании сложных слов и более осознанно включиться в эту умственную деятельность. С теми детьми, которые не усвоили программную задачу, следует позаниматься индивидуально.
Последующая работа над темой может занимать на занятиях только часть времени:
- при организационном моменте;
- в ходе занятия, с учетом словарной темы и т.д.
Для реализации рекомендованных методических приемов можно использовать различные виды деятельности детей:
рисование: снегопад, самолет, вертолет, пароход, пешеход;
конструирование: паровоз, самосвал.
Научить детей образовывать сложные слова путем сложения — обязанность логопеда, а закреплять эту тему по заданию логопеда должны воспитатели, используя при этом различные виды деятельности.
Группировка сложных слов по лексическим темам
1. По морфологическому способу словообразования (словопроизводство путём сложения), где в конце слов нужно голосом выделить одинаковую производящую основу.
2. По частям речи. Явления природы: листопад, снегопад, водопад, ледоход, половодье.
Дом и его окружение: дымоход, водопровод, автодорога, спортплощадка, физкультура, лесопарк, сенокос, турпоход, газопровод, зоопарк.
Животные: утконос, носорог, землеройка.
Насекомые: шелкопряд, сороконожка, мухоед.
Предметы быта: хлеборезка, соковыжималка, скороварка, кофеварка, кофемолка, мясорубка, соковарка, электробритва, электролампа, электроутюг, пылесос, самовар, овощерезка.
Транспорт: вертолет, самолет, пароход, ледокол, теплоход, паровоз, тепловоз, луноход, молоковоз.
Люди: садовод, пчеловод, лесоруб, птицевод* землекоп, зверолов, хлопковод, собаковод, змеелов, пешеход, рыболов, водолаз, животновод.
Сложные прилагательные: железнодорожный, одноэтажный, восьмиэтажный, многоэтажный, длинноногий, черноглазый, разноцветный, малозаметный, ярко-красный, сероглазый, белоснежный.
Машины: снегоуборочная, самосвал, картофелеуборочный комбайн, хлебоуборочный комбайн сенокосилка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребёнку выговаривать сложные слова?
Данный материал является памяткой - консультацией для родителей и содержит краткий алгоритм работы над слоговой структурой слова....
Разные типы сложных слов в работе с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ОНР
Практический материал для работы с детьми по коррекции слоговой структуры у детей с ОНР...
Тема: «Образование сложных слов путем сложения основ».
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы с диагнозом ФФНР....
Обучение ребенка-логопата старшего дошкольного возраста с нарушением зрения словообразованию сложных слов, состоящих из двух основ. Конспект логопедического занятия «Учимся образовывать одно слово из двух»
Как известно, словообразование – это самый короткий путь к обогащению словаря ребенка. В статье предтавлен конспект логопедического занятия, в основе которого дидактическая игра «Обр...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области « слоговая структура слова » в подготовительной группе на тему «Путешествие по океану сложных слов»
1.Организационный момент.- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по океану сложных «Сложных слов» искать клад. Для этого у нас есть карта нашего путешествия. Чтобы наш корабль выпусти...
Учим сложные слова
Школа начинает работу над сложными словами с 5-го класса, так как упражнения в образовании сложных слов могут опираться только на достигнутый высокий уровень речевого развития детей, позволя...
Учимся образовывать сложные слова
Данный материал будет полезен родителям и педагогам в работе с детьми при закреплении навыка образования сложных слов....