Учим сложные слова
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Школа начинает работу над сложными словами с 5-го класса, так как упражнения в образовании сложных слов могут опираться только на до­стигнутый высокий уровень речевого развития детей, по­зволяющий осознать те фор­мальные и смысловые связи слов, которые интуитивно ус­ваиваются в процессе речетворчества. Однако подготов­ка к такой работе, нужна уже в детском саду. В подготови­тельной к школе группе дают­ся элементарные упражнения на образование сложных слов путем сложения, помогающие детям приобрести опыт созна­тельного анализа языкового ма­териала. Такие упражнения приводят к осознанности и произвольности речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchim_slozhnye_slova.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Учим сложные слова

Сложные слова образованы из двух или нескольких основ при помощи сложения:

  • целых слов; школа-интернат, летчик-космонавт;
  • части основы с целым словом: зоомагазин;
  • частей с сокращенными основами: вуз; сложносокращенные слова: завхоз;
  • производящих основ с соединительными гласными: пароход, самолет, пылесос.

В сложных словах после твердых согласных пишется соединительная гласная о, а после мягких согласных, шипящих и ц — соединительная е.

Существует два способа образования сложных слов.

  • Неморфологический, когда слова используются целиком: вечнозеленый кедр.
  • Морфологический с помощью:

- приставки (потемнеть);

- суффикса (автозаводский);

- приставки и суффикса (соединять);

- бессуфиксный (синь — от синий). 

Школа начинает работу над сложными словами с 5-го класса, так как упражнения в образовании сложных слов могут опираться только на достигнутый высокий уровень речевого развития детей, позволяющий осознать те формальные и смысловые связи слов, которые интуитивно усваиваются в процессе рече - творчества. Однако подготовка к такой работе, нужна уже в детском саду. В подготовительной к школе группе даются элементарные упражнения на образование сложных слов путем сложения, помогающие детям приобрести опыт сознательного анализа языкового материала. Такие упражнения приводят к осознанности и произвольности речи.

Методические приемы

  1. Называние педагогом сложных слов, имеющих одинаковую производящую основу (самолёт, вертолёт):

- с показом картинки, игрушки, предмета;

- с толкованием смысловой стороны слова и его происхождения, т.е. из каких слов составлено.

  1. Неоднократное повторение слова:

- педагогом;

- отдельными детьми (с места);

- хором.

  1. Узнавание слова по его толкованию (отгадывание загадок):

- кто рыбу ловит? (Рыболов.)

- кто птиц ловит? (Птицелов.)

  1. Упражнения в самостоятельном образовании сложных слов детьми с помощью опорных, слов (по аналогии):

- Я назову два слова; «пар» и «ходит», а если их соединить вместе, то получится одно слово — пароход.

- А какие слова получатся из слов: луна и ход , тепло и ход?

  1. Загадки-инсценировки (показ педагогом или детьми действий людей той или иной профессии):

лес рубит — лесоруб; рыбу ловит — рыболов.

  1. Упражнения на быстрый подбор сложных слов:

- Кто разводит пчел? Кто разводит собак? Кто разводит сады?

  1. Называние сложных слов по картинкам (явления природы):

листопад, водопад, снегопад, ледоход.        

  1. Выделение на слух сложных слов из художественного текста:

- из скороговорки (рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов);

- из стихотворения:

Листопад, листопад!

Осыпается наш сад!

Листья по ветру летят,

Под ногами шелестят.

  1. Словесно-дидактические игры:

«Машины-помощники» (мясорубка, скороварка, пылесос, кофеварка);

- «Незнайкины загадки» — упражнения в толковании сложных слов и умении выделить составляющие их слова (черноглазый, разноцветный, четырехэтажный, белоснежный — почему так говорят?).

  1. «Скажи, какой предмет» (с опорой на два слова):

У куклы светлые волосы — светловолосая.

Земля покрыта белым снегом - белоснежная.

Я ем кислый и сладкий апельсин — кисло-сладкий.

  1. Отгадывание детьми загадок:

Летит, как птица. Жужжит,

А крыльями не машет.

(Самолет.)

Я не бабочка, не птица,

Я лечу, куда хочу.

Кто желает прокатиться?

Залезайте — прокачу.

(Самолет.)

Высоко он летит,

А в нем летчик сидит.

(Самолет.)

Рукастая, зубастая,

Идет-бредет по удице.

Идет и снег грабастает,

А дворник только щурится,

А дворник улыбается:

Снег без него сгребается.

(Снегоуборочная, машина.)

 

Паровоз без колес!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел?

Прямо по морю пошел!

(Пароход.)

Конь на бегу, пары клубя,

Пускает дым трубой,

Несет вперед и сам себя,

И многих за собой.

(Паровоз.)

Если речка по трубе

Прибегает в дом к тебе

И хозяйничает в нем

— Как мы это назовем?

(Водопровод.)

В небо — дыра,

в землю — дыра,

А в середине

Огонь и вода.

(Самовар.)

Вот так чудо!

Он со вкусом

Может кушать пыль и мусор!

И жужжит, как сотня ос,

Работяга ... (пылесос).

  1. Составление словосочетаний со сложными словами: железнодорожный вагон, сероглазый мальчик, черноглазая девочка, разноцветные шарики, белоснежная скатерть.
  2.  Включение сложных слов в предложения.

Пешеходы идут по пешеходной дорожке.

Самолет летит высоко в небе.

Добавление слова в предложение с опорой на картинку с повторением всего предложения. Самостоятельное составление предложений по предметной картинке (или названному слову).

  1. Составление связного текста с данными сложными словами.

«Мамины подарки» к 8 Марта.

Включение сложных слов по возможности в разные виды детской деятельности.

Система работы с детьми над сложными словами

Логопед знакомит детей с новой темой «Образование сложных слов путем сложения». В структуру занятия включаются различные виды упражнений и игр с учетом дидактического принципа от простого к сложному.

На одном занятии берется только одна группа сложных слов, в конце которых голосом выделяется одинаковая производящая основа типа: пароход, самоход, луноход, пешеход, теплоход, ледоход.

Использование различных методических приемов позволяет детям закрепить умения в образовании сложных слов и более осознанно включиться в эту умственную деятельность. С теми детьми, которые не усвоили программную задачу, следует позаниматься индивидуально.

Последующая работа над темой может занимать на занятиях только часть времени:

  • при организационном моменте;
  • в ходе занятия, с учетом словарной темы и т.д.

Для реализации рекомендованных методических приемов можно использовать различные виды деятельности детей:

рисование: снегопад, самолет, вертолет, пароход, пешеход;

конструирование: паровоз, самосвал.

Научить детей образовывать сложные слова путем сложения — обязанность логопеда, а закреплять эту тему по заданию логопеда должны воспитатели, используя при этом различные виды деятельности.

Группировка сложных слов по лексическим темам

1. По морфологическому способу словообразования (словопроизводство путём сложения), где в конце слов нужно голосом выделить одинаковую производящую основу.

2. По частям речи. Явления природы: листопад, снегопад, водопад, ледоход, половодье.

Дом и его окружение: дымоход, водопровод, автодорога, спортплощадка, физкультура, лесопарк, сенокос, турпоход, газопровод, зоопарк.

Животные: утконос, носорог, землеройка.

Насекомые: шелкопряд, сороконожка, мухоед.

Предметы быта: хлеборезка, соковыжималка, скороварка, кофеварка, кофемолка, мясорубка, соковарка, электробритва, электролампа, электроутюг, пылесос, самовар, овощерезка.

Транспорт: вертолет, самолет, пароход, ледокол, теплоход, паровоз, тепловоз, луноход, молоковоз.

Люди: садовод, пчеловод, лесоруб, птицевод* землекоп, зверолов, хлопковод, собаковод, змеелов, пешеход, рыболов, водолаз, животновод.

Сложные прилагательные: железнодорожный, одноэтажный, восьмиэтажный, многоэтажный, длинноногий, черноглазый, разноцветный, малозаметный, ярко-красный, сероглазый, белоснежный.

Машины: снегоуборочная, самосвал, картофелеуборочный комбайн, хлебоуборочный комбайн сенокосилка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребёнку выговаривать сложные слова?

Данный материал является памяткой - консультацией для родителей и содержит краткий алгоритм работы над слоговой структурой слова....

Разные типы сложных слов в работе с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ОНР

Практический материал для работы с детьми по коррекции слоговой структуры у детей с ОНР...

Тема: «Образование сложных слов путем сложения основ».

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы с диагнозом ФФНР....

Обучение ребенка-логопата старшего дошкольного возраста с нарушением зрения словообразованию сложных слов, состоящих из двух основ. Конспект логопедического занятия «Учимся образовывать одно слово из двух»

Как известно, словообразование – это самый короткий путь к обогащению словаря ребенка. В статье предтавлен  конспект логопедического занятия, в основе которого дидактическая игра «Обр...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области « слоговая структура слова » в подготовительной группе на тему «Путешествие по океану сложных слов»

1.Организационный момент.- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по океану сложных «Сложных слов» искать клад. Для этого у нас есть карта нашего путешествия. Чтобы наш корабль выпусти...

Учим сложные слова

Школа начинает работу над сложными словами с 5-го класса, так как упражнения в образовании сложных слов могут опираться только на до­стигнутый высокий уровень речевого развития детей, по­зволя...

Учимся образовывать сложные слова

Данный материал будет полезен родителям и педагогам  в работе с детьми при закреплении навыка образования сложных слов....