«Учите ребенка пересказывать и использовать в речи сложные предложения».
консультация по развитию речи (старшая группа)

Лобарева Надежда Ивановна

Работа родителей по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_raz_rech.docx14.83 КБ

Предварительный просмотр:

 «Учите ребенка пересказывать и использовать в речи сложные предложения».

Одной из главных задач речевого развития дошкольников является задача развития связной речи. Большую роль в формировании связной речи играет пересказ – это связное, выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Умение связно излагать свои мысли позволяет ребенку свободно общаться, успешно обучаться.

Заботливые родители рано начинают читать своим детям детские сказки, стихи, рассказы. Но, для того чтобы речь ребенка стала правильной, одного только чтения детских рассказов недостаточно, ребёнка необходимо учить пересказывать текст. Именно пересказ вызывает наибольшие трудности у детей как в дошкольном возрасте, так и в начальной школе.

Требования при подборе рассказов для пересказа:

-при подборе текстов для пересказа необходимо учитывать индивидуальные возможности детей, поэтому на начальном этапе нужно использовать короткие рассказы;


- содержание литературного произведения и его объём должны быть доступны детям (учёт особенностей внимания и памяти ребёнка);


- рассказы должны быть с определённым, ясным соотношением частей: начало, середина, конец;


- необходимо, чтобы между частями была логическая связь, одна часть должна подводить к другой и разъяснять её;


- содержание текстов должно быть близко детскому опыту, чтобы при
пересказе ребёнок мог отразить личное отношение к данному событию;


- в произведениях должны присутствовать знакомые детям персонажи с ярко
выраженными чертами характера;


- тексты должны быть сюжетными, с четкой композицией, хорошо выраженной последовательностью действий, занимательным содержанием;


- в них должны употребляться короткие, четкие фразы, отсутствовать сложные грамматические формы.


До начала чтения рассказа объясните ребёнку смысл трудных слов, проговорите их. Если ребёнок плохо знаком с тем, о чём пойдет речь в рассказе, то проведите небольшую беседу, подводящую ребенка к содержанию произведения.
Прочитав короткий рассказ, задайте вопросы, чтобы выяснить понял он рассказ. Только после этого попросите пересказать прочитанное.

Если ребенок испытывает затруднения при пересказе, то можно применить такие приемы:

- взрослый пересказывает, а ребенок вставляет слово или предложение;
- если ребёнок пересказывает с большими паузами, то задавайте наводящие вопросы;
- пересказ организуется по очереди, когда ребёнок начинает пересказывать, вы продолжаете, а он заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у ребёнка устойчивое внимание, умение слушать другого человека и следить за речью.


Обратите внимание на следующие советы при обучении детей пересказу:


- пересказ – это не заучивание наизусть, не нужно запоминать
текст «слово в слово». Необходимо развивать умение самостоятельно строить предложение, заменять одни слова на другие, близкие по смыслу.


- после чтения произведения обязательно рассмотрите иллюстрации в
книге, задайте ребёнку вопросы к ним. Объясните то, что ребёнок не
понял, прочтите текст еще раз.


- направляя беседу, не просто задавайте вопросы, а стройте диалог.


- высказывайте своё мнение, иногда сознательно неправильное. Пусть
ребёнок заметит ошибку и поправит вас.

Побуждайте детей рассказывать о событиях собственной жизни (о празднике, о прогулке, о прожитом дне). Пусть он рассказывает сказку (рассказ, историю) бабушке и дедушке, знакомым, родственникам. Очень важно пробудить у детей интерес к пересказу и превратить непосильный труд в любимый и доступный вид деятельности – в игру. Большое значение для развития навыков самостоятельного пересказа имеет использование любого вида театров. И создание домашнего театра здесь будет не лишним. Вырежьте изображения из старых журналов или открыток, прикрепите их с помощью скотча к карандашам. Теперь персонажи могут двигаться. Одни и те же изображения могут подойти к нескольким историям. Натяните ширму и предложите ребенку управлять движением фигурок на карандашах при пересказе. Осталось только распределить роли между взрослым и детьми… Уважаемые родители, помните: чем чаще вы будите играть с вашими детьми, тем лучше будут их результаты!

Главное, что игра должна вызывать положительные эмоции у ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим ребенка пересказывать короткие рассказы.

Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения детских рассказов н...

Учим ребенка пересказывать короткие рассказы

короткие рассказы, с помощью которых легко можно научить ребенка пересказывать тексты....

Учим ребенка пересказывать короткие истории

Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения детских рассказов н...

Учим ребенка пересказывать

Как научить ребенка пересказывать...

Учим ребенка пересказывать короткие истории

   Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения...