"Волшебники"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предлагаю вашему вниманию открытое занятие на развитие творческого воображения и творческой активности у старших дошкольников с использованием образовательнызх техноогий.
Занятие помогает:
- сформировать умение создавать новые образы с помощью разнообразных приемов, а также используя ТРИЗ-технологии;
-научить «включать» образы волшебников, фей, колдунов в сказочный сюжет, сказочную ситуацию, творчески их преобразовывать, используя ТРИЗ-технологию;
- -стимулировать творческое выражение средствами изобразительного искусства;
- повысить поисковую активность, интерес к творческой работе, к сказкам через создание творческой атмосферы;
- закреплять умение выражать эмоциональное состояние в мимике;
- побуждать использовать в повседневной жизни методы саморегуляции настроения;
- способствовать разрядке негативных эмоций, снятию психологического напряжения, получению положительных эмоций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие «Волшебники»
Возраст участников: 6 лет
Количество участников: 10-12 человек.
Ведущий: педагог-психолог
Цель: развитие творческого воображения и творческой активности у старших дошкольников.
Задачи:
- сформировать умение создавать новые образы с помощью разнообразных приемов, а также используя ТРИЗ-технологии;
-научить «включать» образы волшебников, фей, колдунов в сказочный сюжет, сказочную ситуацию, творчески их преобразовывать, используя ТРИЗ-технологию;
- -стимулировать творческое выражение средствами изобразительного искусства;
- повысить поисковую активность, интерес к творческой работе, к сказкам через создание творческой атмосферы;
- закреплять умение выражать эмоциональное состояние в мимике;
- побуждать использовать в повседневной жизни методы саморегуляции настроения;
- способствовать разрядке негативных эмоций, снятию психологического напряжения, получению положительных эмоций.
Оборудование: ноутбук и интерактивная доска; слайды с изображением волшебников (фей, чародеев, эльфов и магов); аксессуары для инсценировки (корона, очки темные, 2 плаща – платки темный и светлый, темные перчатки, колпак с золотистыми звездами); листы формата А-4 и цветные карандаши на каждого ребенка; ноутбук с музыкальным сопровождением (песня «Где водятся волшебники», музыкальная тема А.Рыбникова «Детский сад»); кукла Петрушка (музыкальная игрушка).
Использованные технологии: ИКТ (с целью повышения интереса к занятию, создания зрительного видеоряда для расширения и актуализации знаний по теме, создания творческой атмосферы через использование музыкального сопровождения); ТРИЗ-технологии (для развития творческого воображения, творческой и поисковой активности); здоровьесберегающие технологии (с целью сохранения и укрепления психологического здоровья - игры и упражнения на саморегуляцию, разрядку негативных эмоций, снятие психоэмоционального напряжения; с целью сохранения физиологического здоровья и профилактики утомляемости – физминутка, способы организации некоторых упражнений).
Предварительная работа:
в режимных моментах - чтение сказок, знакомство с основными структурными элементами сказок (проводят воспитатели);
на предыдущих занятиях педагога-психолога – знакомство с приемами воображения и методами ТРИЗ-технологий по созданию новых образов.
Ход занятия
Вводная часть
Введение в тему. «Ребята, сегодня к нам в гости пришел Веселый Гном, главный помощник Феи Сказок. Фея прислала его к нам за помощью. Она организует осенний бал для волшебников, магов и чародеев всех сказок. Фея просит вас помочь ей украсить зал портретами различных волшебников и фей. Давайте вспомним, каких волшебников мы знаем, из каких сказок?» (дети перечисляют сказочных персонажей, обладающих волшебной силой - фей, волшебников, колдунов, джинов, эльфов из разных сказок). «Чтоб нам легче было вспоминать, Гном принес нам подсказку, давайте посмотрим все вместе» (просмотр слайд-шоу с изображением волшебных персонажей из сказок «Золушка», «Алладин», «Волшебник изумрудного города», «Незнайка» и пр., под звучание песни «Где водятся волшебники»).
«Ребята, Гном знаком со многими волшебниками, он предлагает всем нам попробовать изобразить некоторых из них».
Психогимнастика «Волшебники». Дети с помощью мимики и жестов пытаются изобразить злого волшебника (злое выражение лица, скрюченные пальцы, злой смех и пр.), затем доброго волшебника (радостное выражение лица, плавные взмахи руками, напевание и пр.). Предложить детям представить волшебника Страны Удивленных Человечков, Страны Печали, Страны Смешинки, Страны Страхов и Темноты, Страны Обиды, Страны Счастья.
«Гном никогда не унывает, а если вдруг иногда ему станет грустно или скучно, он представляет себя в роли Волшебника Страны Улыбок, улыбнется себе в зеркале широко-широко и радостно-радостно, и тогда все печали уходят. Он и вам советует почаще улыбаться и представлять себя волшебником какой-нибудь радостной страны».
«А сейчас давайте поиграем вместе с Гномом в его любимую игру»
Основная часть
Игра-инсценировка «Злое и доброе колдовство». Ведущий предлагает выбрать кого-либо из детей на роль злого колдуна, доброго волшебника и принцессы. Злой колдун должен «заколдовать» принцессу, а добрый волшебник – «снять злые чары». Можно использовать аксессуары (корону для принцессы, черный плащ, черные перчатки и темные очки для колдуна, колпак со звездами и светлый плащ для волшебника) для лучшего вхождения в образ. Побуждать детей менять голос при совершении магических действий. Возможные действия колдуна: превращение принцессы в цветок, в ручей, в птичку, в невидимку, погружение в сон, перенос в далекую страну за моря и горы, сделать ее злой и капризной, поселить в высокой башне без лестницы, на острове в океане, в котором плавают злобные чудовища морские. Возможные действия волшебника: полить цветок волшебной водой и превратить принцессу снова в человека, накинуть на невидимую принцессу волшебное покрывало и она станет видимой, волшебными заклинаниями превратить злых морских чудовищ в добрых и добраться на них до острова с принцессой и пр. Дети играют несколько раз.
«Гном часто присутствовал на состязаниях волшебников. Он предлагает вам побывать на таком турнире. А он будет болельщиком и зрителем».
Упражнение «Состязание волшебников». «Давайте представим, что мы все с вами волшебники и собрались на Турнир Волшебства. Сейчас каждый из нас по очереди должен будет совершить чудо, волшебное действие». Первый участник выходит в круг и, совершая пассы руками, таинственным голосом объявляет, какое чудо он совершил. Например: «Я превращаю этот стул в карету. Раз, два, три!», «Я сейчас всех вас усыплю». Варианты: исчезну и появлюсь; стану невидимым; взлечу; вызову огонь или дождь; превращу всех детей в зайчат; остановлю время, и все замрут; всех заставлю смеяться, танцевать и пр.
«А теперь – веселые упражнения для всех начинающих волшебников». (Гному можно завести и он будет двигаться под веселый звон колокольчиков).
Физминутка «Волшебники»
Мы друг другу улыбнулись | Повороты головы влево-вправо, руки на поясе, улыбаемся друг другу |
Дружно вверх все потянулись | Подтягиваемся на носочках, руки вверх |
До земли мы поклонились | Наклон, руками достаем до пола |
В Чародеев превратились | Разводим широко руками вверх и через стороны вниз |
Колдовать мы начинаем | Делаем пассы руками, сгибаем и разгибаем пальцы рук |
Пальчиками поиграем | |
Рекс-пэкс-фэкс | Подпрыгиваем на месте на каждое слово |
«Гном рассказал мне, что на весенний бал волшебства собираются не только всем известные волшебники из сказок, но и очень необычные маги, колдуны, феи. Сейчас я буду вам называть их имена, а вы попробуйте представить, как выглядят эти волшебники и что умеют делать».
Упражнение «Необычный волшебник». Предложить детям придумать внешний вид Чародея – Повелителя молний, что умеет делать, с помощью чего совершает волшебные действия, где обитает. Так же можно придумать образы Лесной Феи, Колдуна с Черного озера, Ночной Волшебницы, Феи Снов, Волшебника Добрых Дел. Предложить детям самим придумать новый образ волшебника.
Заключительная часть
Рисование «Волшебники». «А сейчас я предлагаю вам нарисовать волшебника, колдуна, чародея или Фею, для того чтоб украсить рисунками зал для весеннего бала волшебников. Как может выглядеть волшебник? Как и с помощью чего волшебники совершают волшебные действия (волшебная палочка, волшебные очки, волшебные заклинания, волшебная борода, волшебный порошок, зелье, осколки-льдинки волшебного зеркала, волшебное зеркальце, волшебная книга). Какой головной убор, есть ли усы, борода, очки, плащ с узорами и звездами, в руках волшебная палочка или шар и пр. Как может выглядеть Фея: прическа, головной убор, платье, шлейф, венок, цветы, что у нее в руках».
Дети рисуют. Звучит музыкальная тема А.Рыбникова «Детский сад». По окончании рисования провести анализ детских работ (дети по очереди рассказывают о своих волшебниках, как их зовут, что умеют делать волшебного, с помощью чего)
Игра «Исполнение желаний». «Ребята, Гному очень понравились ваши рисунки, понравилось играть с вами, он хотел бы вам пожелать на прощание, чтоб все ваши желания и мечты сбывались. А пока он предлагает поиграть в игру «Исполнение желаний»».
Один ребенок выходит в круг, остальные участники по очереди высказывают ему добрые пожелания. Начинают со слов «Если бы я был волшебником, то я бы пожелал, чтоб…» и произносят свое пожелания (чтоб ты был всегда здоров, чтоб ты была самой умной, чтоб тебе подарили велосипед, чтоб у тебя была красивая заводная кукла и пр.). Первым свое пожелание произносит Гном. Не все дети успеют побывать в кругу и выслушать пожелания в свой адрес, ведущий предлагает им доиграть в эту игру на прогулке (после занятия).
Гном забирает рисунки, прощается и уходит.
Литература:
1. Альтшуллер Г.С. Справка "Триз-88" - апрель, 1988, г. Баку.
2. Амнуэль П.Р. РТВ - это очень просто! / Курс лекций по развитию творческого воображения и теории решения изобретательских задач для начинающих - http://www.trizminsk.org/e/rtv/index1.htm#02
3. Гуткович И.Я. Приёмы развития творческого воображения в обучении составлению сказок дошкольников. Рeгиoнaльнaя нaучнo-прaктичeскaя кoнфeрeнция, Чeлябинск, 5-6 июня 1998, ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ. С. 13-15.
- Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения. — Вопросы психологии. — 1993 № 2. стр. 54–58.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. – СПб: Златоуст, 1998.
6.Мурашковская И. Н. Когда я стану волшебником. — Рига: Эксперимент, 1994. 62 стр.
7. Страунинг А.М. Игры по развитию творческого воображения по книге Джанни Родари "Грамматика фантазии". Ростов-на-Д.: Аспект, 1991.
8.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой
- Щуркова Н.Е., Павлова Е. П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. 110 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Маленькие волшебники"
История создания проектаВ августе 2009 года, после того, как Татьяна Васильевна по несчастливой случайности лишилась некоторых своих пособий и конспектов занятий, мы решили перевести все ее наработки ...
Экспериментально-исследовательская деятельность: «Голос мой –волшебник».
Пояснительная записка: Главная задача педагога: бережно относиться к словам ребёнка ,потому что слово воспринимается и зрением, и слухом .В голосе отражаются мысли ,эмоции ,действия , желан...
Экспериментально-исследовательская деятельность с инновационно- развивающей, здоровьесберегающей технологией опережающего обучения с использованием опорных схем: «Голос мой –волшебник».
Гипотеза:Поможет ли ребёнку участие в экспериментально-исследовательской деятельности сформировать психологическую установку на сохранение и укрепление собственного здоровья(голоса, голосовых св...
Перспективный план работы кружка "Юные волшебники"
Перспективный план работы кружка на три года: младшую, среднюю и старшую группы. Кружок нацелен на развитие мелкой моторики ребенка, знакомство детей с различными видами ручного труда, сплочение колле...
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы : «Помощники доброго волшебника»
Занятие разрабатывалось и проводилось вместе с психологом...
Технологии развивающего обучения. Игры с использованием ТРИЗ-технологии. Разбуди в себе волшебника.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно, с её помощью можно развивать внимание, память мышление, воображен...
Перпективный план работы кружка по нетрадиционной техники рисования "Волшебники"
Перспективный план работы кружка по нетрадиционной техники рисования "Волшебники"Предлагается планирование с использованием нетрадиционных техник ,рекомендуемых для использования в детском саду....