Технология "Экспресс-диагностика готовности к школе"
проект (старшая группа)

Володченкова Анна Владимировна

Технология содержит тестовые задания на определение уровня готовности ребенка к обучению в школе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 Технология развития коммуникативных навыков и культуры общения у детей с ОВЗ.

ГБОУ ОЦДОК

Педагог-психолог Володченкова А.В.


                Технология развития коммуникативных навыков и культуры общения у детей с ОВЗ.

Актуальность темы.

При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, в первую очередь с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, расстройствах аутистического спектра, значение сформированности навыков общения является наиболее очевидным. Отсутствие элементарных умений затрудняет или делает невозможным  общение ребенка со взрослыми и сверстниками, приводит к высокому уровню тревожности, нарушает процесс социальной адаптации.

           Я провела исследование развития культуры общения и коммуникативных способностей ребёнка в процессе общения со сверстниками, и сделала выводы, что приемы развития навыков общения у детей будут эффективны при условиях:

-обеспечения возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;

-отработки навыков взаимоотношений со сверстниками и педагогами учреждения;

-развития у детей самосознания и самоконтроля;

-расширения возможностей для творческой деятельности;

-снятия эмоциональных барьеров общения.

В условиях работы с детьми, имеющими в анамнезе нарушение речи, у меня появилась цель помочь детям наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути их общего развития.

   Одним из направлений работы над процессом формирования речи и коммуникативных навыков является развитие культуры общения со сверстниками.

Цель технологии  - создать условия для воспитания культуры общения со сверстниками у детей  дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить понятие и особенности воспитания культуры общения у детей  дошкольного возраста.
  2. Выявить методы и приемы воспитания культуры общения со сверстниками у детей  дошкольного возраста.
  3. Исследовать уровень воспитания культуры общения со сверстниками у детей  дошкольного возраста.

4. Предложить игровые методы и приемы воспитания культуры общения со сверстниками у дошкольников.

Для проведения наблюдения использовалась методика, предложенная Г.А Урунтаевой,      Ю.А Афонькиной. по изучению навыков культуры общения.

Оценка уровня сформированности навыков культуры общения у дошкольников со сверстниками проводилась с учетом критериев:

  1. Насколько приветлив ребенок к другим детям: здоровается ли и прощаться; называет других по имени, использует  вежливые слова.
  2. Внимателен ли ребенок к сверстнику; замечает его настроение; старается ли помочь; умеет ли не мешать другим детям; считается ли с мнением другого.
  3. Как часто возникают конфликты с другими детьми, каким образом ребенок их различает.
  4. Как себя ведет в конфликтных ситуациях (уступает или кричит и дерется, обзывается), обращается за помощью к взрослому и т.д.
  5. Какие взаимоотношения преобладают в общении с детьми: ровные доброжелательные по отношению ко всем детям равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные.

Оценка осуществлялась по каждому критерию:

2 балла – положительный показатель

1 балл – не устойчивый показатель

0 баллов – отрицательный показатель.

В результате диагностики в сентябре 2017 г. были выявлены следующие группы детей:

- дети,  у которых сформирована культуры общения со сверстниками на высоком уровне – 15%.  У этих детей нет нарушения общего контакта с окружающими, не нарушен зрительный контакт.  Они активно проявляют коммуникативную инициативу, обращаются за помощью, делятся игрушками. В период нахождения в ДОУ, поддерживают эмоциональный контакт с воспитателями и сверстниками: следуют примеру других детей, понимают и выполняют доступные по возрасту инструкции. Дети приветливы, улыбчивы, смеются с другими детьми, проявляют желание действовать совместно, согласны играть с педагогом и сверстниками, охотно откликается на инициативные действия со стороны окружающих, активно подражают их действиям.

- дети, у которых культура общения со сверстниками находится на среднем уровне 50%. Эти дети не всегда проявляют вежливость по отношению к сверстникам, нарушают личное пространство, могут отнять игрушку, отказаться от совместной деятельности. Но подобное поведение не является стойким нарушением, возникает ситуативно, чаще из-за ограниченности речевых возможностей или индивидуальных особенностей ребенка. Таким детям достаточно сделать замечание, отвлечь, проявить участие и внимание для нормализации поведения.

-  дети, у которых культура общения со сверстниками находится на низком уровне 35%. Эти дети не проявляют вежливость по отношению к сверстнику, не могут играть совместно, не дают игрушки или обижают других детей, не откликаются на просьбы. Их  поведение не коррегируется  вербально и имеет тенденцию к стойкому нарушению.

На рисунке 1 представлены результаты  диагностики  культуры общения детей в старшей группе.

Рисунок - 1. Результаты диагностики культуры общения детей со сверстниками в сентябре 2017 г.

Итак, в результате диагностики в сентябре 2017 года  детей дошкольного возраста было выявлено, что у 15% детей культура общения развита на высоком уровне, у 50% детей – на среднем уровне, а у 35 детей - на низком уровне. Полученные результаты обусловили необходимость проведения формирующей работы по развитию у детей культуры общения со сверстниками.

Содержание технологии.

Работа над формированием культуры общения проводилась на протяжении всего учебного года. Это были специально организованные фронтальные занятия, занятия в подгруппах, а так же в процессе игр и режимных моментов.

Для повышения эффективности формирования коммуникативных  навыков и вызывания положительного эмоционального  отклика у детей, использовалась игрушка бибабо, мышка Маша.

Для детей с тяжелыми нарушениями речи и при расстройствах аутистического спектра, «общение» с игрушкой иногда единственно возможная форма взаимодействия. Мышка Маша «учила» здороваться, прощаться, обращаться за помощью, вызывала желание помочь другому, обратить внимание на потребности окружающих, оказать адекватную ситуации помощь. Используемая мной игровая технология способствовала закреплению в активном словаре детей вежливых слов, помогла стать более искренними и открытыми для общения. Таким образом, развивались не только коммуникативные навыки, но и доброжелательное отношение к окружающим.

Занятия проходили по следующим темам:

«Знакомство», «Приветствие», «Слова благодарности», «Маша стесняется попросить», «Маша извиняется», «Укладываем мышку спать», «Маша боится»,  «Мышка заболела» и т.д.

Развитие культуры общения в дошкольном возрасте формирует сложные  регуляторные  механизмы психики человека: эмоциональный интеллект, самосознание, саморегуляция и самоконтроль.

Данные, полученные в результате исследования проблемы, позволяют сказать: педагоги и родители воспитанников осознают необходимость организации специальной работы по воспитанию культуры общения детей дошкольного возраста.

Таким образом, можно сделать вывод, что дошкольники в разной степени владеют навыками культуры общения. Некоторые дети в процессе игровой деятельности ведут себя агрессивно, игнорируют просьбы и инструкции взрослых, подавляют других детей.

Некоторые дети, имеющие нарушения общения, нарушение поведения или личностные особенности, частично или полностью  избегают активного взаимодействия с окружающими.      Игровые технологии помогают компенсировать нарушенные функции у детей с ОВЗ, способствуют общему развитию, развитию речи и культуры общения.

На рисунке 2 представлены результаты диагностики общения детей  возраста в мае 2018г.

Рисунок - 2. Динамика результатов  воспитания  культуры общения детей старшей группы.

Итак, в результате диагностики было выяснено, что количество детей с высоким уровнем культуры общения увеличилось с 15% до 65%, со средним уровнем – составило 35%, с низким уровнем дети не выявлены. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведения формирующей работы по развитию у детей культуры общения со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"

Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....

Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....

Готовность к школе детей, готовность к школе родителей

Готовность к школе детей, готовность к школе родителей...