Предпосылки развития функциональной грамотности в ДОУ
статья

В статье  раскрыто понятие функционнальной грамотности, ее история и  виды  функциональной грамости в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Предпосылки развития функциональной грамотности в ДОУ

Понятие «функциональная грамотность» в настоящее время является достаточно новым. Раннее поднимались и изучались вопросы грамотности в образовательной практике.  Первые упоминания о проблеме грамотности как общественного феномена отечественной педагогической теории и практики встречаются в летописных источниках Х-ХI вв. и связаны с просветительской деятельностью князей Владимира Святославовича и Ярослава. Вологодско-пермская летопись сообщает, что «князь великий Володимер, собрав детей 300, вдал учити грамоте». Сын князя Владимира Ярослав Мудрый в годы своего княжения открывал школы «ученья книжного» не только в Киеве, но и в Новгороде. Постепенно в обществе зарождается ценностное отношение к пониманию проблемы грамотности на государственном уровне. Проблема грамотности понималась как проблема достижения элементарной грамотности. При этом грамотность как умение читать рассматривалась в отдельности от умения самостоятельно писать. Практически до конца XIX века грамотным называли человека, который умеет читать и писать, при этом человека, умеющего только читать, называли скудограмотным, малограмотным или полуграмотным.

В 70-х годах XX века начинается постепенный пересмотр и переосмысление понятия «грамотность». Изменения в общественной жизни вынуждают отойти от традиционного элементарного понимания грамотности и приводят к значительному расширению. Первичное документальное закрепление данного процесса происходит в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране, где впервые было предложено использовать термин «функциональная грамотность». В 1978 году ЮНЕСКО производит переработку текста ранее предложенных рекомендаций о международной стандартизации статистических данных в сфере образования. В новой редакции этого документа «функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)».

Постепенно в обществе происходит осознание социально-экономической, культурно-исторической составляющей функциональной грамотности.

На практике функциональная неграмотность населения проявляется в ситуациях, когда взрослые не способны верно и в нужном месте написать адрес на почтовом отправлении, при приёме лекарств не понимают предупреждений и ограничений, написанных на упаковке, не обращают внимания на сроки годности употребляемых в пищу продуктов, не в состоянии следовать разработанным инструкциям при работе с бытовыми приборами и промышленным оборудованием.

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» А. А. Леонтьев.

Исследователи (Р.И.Браун, Г.Х.Вахитова, С.В.Гайченко, И.Г.Галянт, А.А.Дарибаева, В.Г.Смелова, Л.М.Толаметова и др.) отмечают, что успех развития функциональной грамотности у обучающихся начальной школы зависит от того, какие личностные качества и навыки у них развивали в дошкольном возрасте. Среди них выделяются: самостоятельность, инициативность, критичность мышления, любознательность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, коммуникабельность, терпимость к друзьям, умение принимать и оказывать помощь, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни и др.

Исследовательница И.Г.Галянт отмечает, что развитие творческих, информационных, коммуникативных и социальных компетенций на этапе дошкольного детства является основой функционально грамотного поведения в будущем.

Несмотря на то что учеными понятие «функциональная грамотность личности» трактуется по-разному, все они сходятся в одном - данный феномен включает комплекс знаний, умений и навыков, которые позволяют личности успешно адаптироваться и функционировать в социальной среде, развиваться профессионально, все время повышая свой уровень знаний.

В дошкольном возрасте при формирование функциональной грамотности выделяют следующие виды грамотности: читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность.

Естественнонаучная грамотность в дошкольном возрасте – это овладение обобщающими понятиями о живой и неживой природе, развитые первичные экологические представления, способность применять полученные знания для безопасного поведения в природе.

Предпосылки естественно-научной грамотности: способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов с целью получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, для принятия соответствующего решения

Типы заданий: задача интерпретация, задачи сравнение, задача модель, задача возможность.

Математическая грамотность в дошкольном возрасте – это владение навыками счета, арифметическими действиями сложения и вычитания, умением сравнивать предметы по величине, решать задачи, знание цифр, овладение понятиями величина, счет и количество, овладение пространственно-временными представлениями в рамках программы, способность применять полученные знания для решения жизненных задач.

Предпосылки математической грамотности: способность выделять математическую проблему и решать ее, функционально использовать математические знания и умения в различных жизненных ситуациях

Составляющие:

– способность оперировать математическими понятиями, знаниями и умениями в моделируемых жизненных ситуациях;

– владение математическими способностями в моделируемых жизненных ситуациях.

Типы заданий: задание проблемное с ситуацией затруднения, задание с противоречивыми данными, с недостающими исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, задание бытовое, задание с избыточными данными.

Предпосылки финансовой грамотности понимание финансовых категорий и продуктов в смоделированных жизненных ситуациях, носящих финансовый характер.

Составляющие: понимание – финансовых категорий, финансовых продуктов, финансовой среды;

– эмоционально-положительное отношение к финансовой деятельности;

– владение способами решения смоделированных жизненных ситуаций, носящих финансовый характер.

Типы заданий: задание проблемное с ситуацией затруднения; задание с противоречивыми данными: задание с недостающими исходными данными; задание с неопределенностью в постановке вопроса; задание бытовое; задание с избыточными данными.

Предпосылки читательской (языковой) грамотности: способность ребенка-дошкольника демонстрировать коммуникативные умения: аргументировано, четко и ясно формулировать выводы, доказательства в различных ситуациях общения; способность вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе уважения к человеческому достоинству. Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Составляющие и компоненты читательской (языковой) грамотности детей старшего дошкольного возраста:

- речевая составляющая: умение участвовать в диалоге, вести диалог в различных ситуациях общения: личных, общественных, обучающих; умение составлять тексты различных типов: - описание, повествование, изложение, аргументация, инструкция, взаимодействие;

- коммуникативная составляющая: владение приемами продуктивного слушания (аудирования) – осуществление анализа требуемого содержания, представленного в диалоге, различение его фактической и оценочной составляющих; готовность применять языковые и невербальные средства, соблюдать нормы устной речи.

Типы заданий: задания наблюдения, задания исследования.

Предпосылки читательской (литературной) грамотности способность ребенка: дошкольника понимать смысл текстов, размышлять о содержании и обсуждать тексты, чтобы расширять свои представления и возможности взаимодействовать с социальным окружением.

Оценивая уровень функциональной грамотности своих воспитанников, нужно рассматривать нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.

Вышеуказанное позволяет сделать вывод о том, что становлению функциональной грамотности личности в будущем способствует формирование у нее на этапе дошкольного детства (путем поощрения и стимулирования) ценностного отношения к таким качествам, как: стремление к анализу и критическому мышлению в собственной деятельности; ориентация на креативное и творческое решение задач, проявление изобретательности; установка на работу в команде, кооперацию; стремление к коммуникации.

В условиях дошкольного образования процесс формирования предпосылок развития функциональной грамотности ребенка будет успешным при осуществлении интегрированного подхода к образовательному процессу в дошкольном образовательном учреждении, активном взаимодействии с родителями. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.

Список литературы:

1. Савченко М.В. Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 4.;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31030 (дата обращения: 09.09.2022). 

2. Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. №1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istoricheskom-razvitii-ponyatiya-funktsionalnayagramotnost-v-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike.

3.https://metod.tgl.net.ru/wp-content/uploads/2021

4.https://conferenc.irooo.ru/konferentsiya-8/712-kruglyj-stol-3-mekhanizmy-formirovaniya-predposylok-funktsionalnoj-gramotnosti-u-vospitannikov-doo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Партнерство ДОУ и семьи в развитии функциональной грамотности детей.

  Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации  в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с  семь...

Развитие функциональной грамотности у дошкольников через инновационные формы познавательно-исследовательской деятельности.

Главная особенность современного мира - его высокая динамичность. В постоянно меняющихся условиях возрастают требования к человеку, уже не достаточно получать знания, необходимо, чтобы человек сам уме...

Формирование и развитие функциональной грамотности детей дошкольного возраста

laquo;Формирование и развитие функциональной грамотности детей дошкольного возраста путем ознакомления с художественной литературой, театрализацией и музыкой. Новые технологии в художественно &ndash...

Консультация для родителей «Практические рекомендации по развитию функциональной грамотности у дошкольников»

Консультация для родителей содержит практический материал для развития читательской грамотности, математической грамотности и естественно - научной грамотности, который родители могут использовать в д...