Предпосылки развития функциональной грамотности в ДОУ
статья
В статье раскрыто понятие функционнальной грамотности, ее история и виды функциональной грамости в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsionalnaya_gramotnost.docx | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Предпосылки развития функциональной грамотности в ДОУ
Понятие «функциональная грамотность» в настоящее время является достаточно новым. Раннее поднимались и изучались вопросы грамотности в образовательной практике. Первые упоминания о проблеме грамотности как общественного феномена отечественной педагогической теории и практики встречаются в летописных источниках Х-ХI вв. и связаны с просветительской деятельностью князей Владимира Святославовича и Ярослава. Вологодско-пермская летопись сообщает, что «князь великий Володимер, собрав детей 300, вдал учити грамоте». Сын князя Владимира Ярослав Мудрый в годы своего княжения открывал школы «ученья книжного» не только в Киеве, но и в Новгороде. Постепенно в обществе зарождается ценностное отношение к пониманию проблемы грамотности на государственном уровне. Проблема грамотности понималась как проблема достижения элементарной грамотности. При этом грамотность как умение читать рассматривалась в отдельности от умения самостоятельно писать. Практически до конца XIX века грамотным называли человека, который умеет читать и писать, при этом человека, умеющего только читать, называли скудограмотным, малограмотным или полуграмотным.
В 70-х годах XX века начинается постепенный пересмотр и переосмысление понятия «грамотность». Изменения в общественной жизни вынуждают отойти от традиционного элементарного понимания грамотности и приводят к значительному расширению. Первичное документальное закрепление данного процесса происходит в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране, где впервые было предложено использовать термин «функциональная грамотность». В 1978 году ЮНЕСКО производит переработку текста ранее предложенных рекомендаций о международной стандартизации статистических данных в сфере образования. В новой редакции этого документа «функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)».
Постепенно в обществе происходит осознание социально-экономической, культурно-исторической составляющей функциональной грамотности.
На практике функциональная неграмотность населения проявляется в ситуациях, когда взрослые не способны верно и в нужном месте написать адрес на почтовом отправлении, при приёме лекарств не понимают предупреждений и ограничений, написанных на упаковке, не обращают внимания на сроки годности употребляемых в пищу продуктов, не в состоянии следовать разработанным инструкциям при работе с бытовыми приборами и промышленным оборудованием.
«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» А. А. Леонтьев.
Исследователи (Р.И.Браун, Г.Х.Вахитова, С.В.Гайченко, И.Г.Галянт, А.А.Дарибаева, В.Г.Смелова, Л.М.Толаметова и др.) отмечают, что успех развития функциональной грамотности у обучающихся начальной школы зависит от того, какие личностные качества и навыки у них развивали в дошкольном возрасте. Среди них выделяются: самостоятельность, инициативность, критичность мышления, любознательность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, коммуникабельность, терпимость к друзьям, умение принимать и оказывать помощь, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни и др.
Исследовательница И.Г.Галянт отмечает, что развитие творческих, информационных, коммуникативных и социальных компетенций на этапе дошкольного детства является основой функционально грамотного поведения в будущем.
Несмотря на то что учеными понятие «функциональная грамотность личности» трактуется по-разному, все они сходятся в одном - данный феномен включает комплекс знаний, умений и навыков, которые позволяют личности успешно адаптироваться и функционировать в социальной среде, развиваться профессионально, все время повышая свой уровень знаний.
В дошкольном возрасте при формирование функциональной грамотности выделяют следующие виды грамотности: читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность.
Естественнонаучная грамотность в дошкольном возрасте – это овладение обобщающими понятиями о живой и неживой природе, развитые первичные экологические представления, способность применять полученные знания для безопасного поведения в природе.
Предпосылки естественно-научной грамотности: способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов с целью получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, для принятия соответствующего решения
Типы заданий: задача интерпретация, задачи сравнение, задача модель, задача возможность.
Математическая грамотность в дошкольном возрасте – это владение навыками счета, арифметическими действиями сложения и вычитания, умением сравнивать предметы по величине, решать задачи, знание цифр, овладение понятиями величина, счет и количество, овладение пространственно-временными представлениями в рамках программы, способность применять полученные знания для решения жизненных задач.
Предпосылки математической грамотности: способность выделять математическую проблему и решать ее, функционально использовать математические знания и умения в различных жизненных ситуациях
Составляющие:
– способность оперировать математическими понятиями, знаниями и умениями в моделируемых жизненных ситуациях;
– владение математическими способностями в моделируемых жизненных ситуациях.
Типы заданий: задание проблемное с ситуацией затруднения, задание с противоречивыми данными, с недостающими исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, задание бытовое, задание с избыточными данными.
Предпосылки финансовой грамотности понимание финансовых категорий и продуктов в смоделированных жизненных ситуациях, носящих финансовый характер.
Составляющие: понимание – финансовых категорий, финансовых продуктов, финансовой среды;
– эмоционально-положительное отношение к финансовой деятельности;
– владение способами решения смоделированных жизненных ситуаций, носящих финансовый характер.
Типы заданий: задание проблемное с ситуацией затруднения; задание с противоречивыми данными: задание с недостающими исходными данными; задание с неопределенностью в постановке вопроса; задание бытовое; задание с избыточными данными.
Предпосылки читательской (языковой) грамотности: способность ребенка-дошкольника демонстрировать коммуникативные умения: аргументировано, четко и ясно формулировать выводы, доказательства в различных ситуациях общения; способность вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе уважения к человеческому достоинству. Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Составляющие и компоненты читательской (языковой) грамотности детей старшего дошкольного возраста:
- речевая составляющая: умение участвовать в диалоге, вести диалог в различных ситуациях общения: личных, общественных, обучающих; умение составлять тексты различных типов: - описание, повествование, изложение, аргументация, инструкция, взаимодействие;
- коммуникативная составляющая: владение приемами продуктивного слушания (аудирования) – осуществление анализа требуемого содержания, представленного в диалоге, различение его фактической и оценочной составляющих; готовность применять языковые и невербальные средства, соблюдать нормы устной речи.
Типы заданий: задания наблюдения, задания исследования.
Предпосылки читательской (литературной) грамотности способность ребенка: дошкольника понимать смысл текстов, размышлять о содержании и обсуждать тексты, чтобы расширять свои представления и возможности взаимодействовать с социальным окружением.
Оценивая уровень функциональной грамотности своих воспитанников, нужно рассматривать нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.
Вышеуказанное позволяет сделать вывод о том, что становлению функциональной грамотности личности в будущем способствует формирование у нее на этапе дошкольного детства (путем поощрения и стимулирования) ценностного отношения к таким качествам, как: стремление к анализу и критическому мышлению в собственной деятельности; ориентация на креативное и творческое решение задач, проявление изобретательности; установка на работу в команде, кооперацию; стремление к коммуникации.
В условиях дошкольного образования процесс формирования предпосылок развития функциональной грамотности ребенка будет успешным при осуществлении интегрированного подхода к образовательному процессу в дошкольном образовательном учреждении, активном взаимодействии с родителями. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.
Список литературы:
1. Савченко М.В. Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 4.;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31030 (дата обращения: 09.09.2022).
2. Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. №1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istoricheskom-razvitii-ponyatiya-funktsionalnayagramotnost-v-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike.
3.https://metod.tgl.net.ru/wp-content/uploads/2021
4.https://conferenc.irooo.ru/konferentsiya-8/712-kruglyj-stol-3-mekhanizmy-formirovaniya-predposylok-funktsionalnoj-gramotnosti-u-vospitannikov-doo
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Технологические основы формирования и развития функциональной грамотности на ступени дошкольного образования по речевому развитию» опыт работы СП ГБОУ НШ с. Красноармейское д/с «Солнышко», подготовила руководитель СП Махова С.В.
В статье представлен опыт работы коллектива СП д/с "Солнышко" по актуальной теме развития функциональной грамоты на ступени дошкольного образования....
Партнерство ДОУ и семьи в развитии функциональной грамотности детей.
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семь...
Развитие функциональной грамотности у дошкольников через инновационные формы познавательно-исследовательской деятельности.
Главная особенность современного мира - его высокая динамичность. В постоянно меняющихся условиях возрастают требования к человеку, уже не достаточно получать знания, необходимо, чтобы человек сам уме...
Формирование и развитие функциональной грамотности детей дошкольного возраста
laquo;Формирование и развитие функциональной грамотности детей дошкольного возраста путем ознакомления с художественной литературой, театрализацией и музыкой. Новые технологии в художественно &ndash...
Консультация для родителей «Практические рекомендации по развитию функциональной грамотности у дошкольников»
Консультация для родителей содержит практический материал для развития читательской грамотности, математической грамотности и естественно - научной грамотности, который родители могут использовать в д...
Районное методическое объединение для старших воспитателей и воспитателей Ленинского городского округа «Развитие функциональной грамотности на ступени дошкольного образования»
План проведения семинара...
Технологическая карта игровой непосредственной образовательной ситуации по развитию функциональной грамотности детей на тему: «Путешествие в математический город»
laquo;Путешествие в математический город»...