Основные виды нарушений у детей
материал
Таблица составлена по всем нарушениям у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narusheniya_detey.docx | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ( ЗПР )
1.Дети с минимальными органическими повреждениями. | 2.С функциональной недостаточностью ЦНС. | 3.Дети длительно находящимся в условиях социальной депривации. |
ФОРМЫ ЗПР | |||
ПСИХИЧЕСКАЯ | ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ИНФАТИЛИЗМ | АСТЕНИЧЕСКАЯ | ЦЕЛЕБРАСТЕНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ |
Классификация детей с ЗПР ( основа этиологический принцип К.С. Лебединская): | |
|
|
|
|
Отставание во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста: | |
- замедленная скорость приема и переработки сенсорный информации | - низкая познавательная активность и слабость познавательных интересов |
- недостаточность сформированности умственных операций и действий | - ограниченность, отрывочность знаний и представление об окружающем |
Речевое развитие с ЗПР – недостатки произношения аграмматизм, ограниченность словаря. | Аграмматизм – нарушение речи, проявляющееся в трудностях при порождении или восприятии предложений. |
Недостатки развития эмоционально волевой сфере: | |
- эмоциональная неустойчивость и возбудимость | - недостатки мелкой моторики |
- несформированность произвольной регуляции поведения | - затруднение в координации движений |
- слабость учебной мотивации и преобладание игровой | - проявление гиперактивности |
Коррекционная работа в ДОУ с детьми ЗПР: | ||
-диагностико-консультативная | - лечебно-оздоровительная | - коррекционно-развивающая ( специалисты-дефектологи, логопеды, олигофренопедагогики). |
УМСТВЕННАЯ ОСТАЛОСТЬ
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ: | ||
1)наследственные заболевания | 8)наркомания родителей | 15)групповым антигенам крови (гемолитическая болезнь новорожденных) |
2)нарушение в строении и числе хромосом | 9)неправильное питание матери | 16)родовые травмы мозга |
3)патогенные (вредоносные) факторы в период внутриутробного развития: внутриутробные инфекции хронические, вирусные | 10)различные физ-кие и психические травмы перенесенные в период беременности | 17)нейроинфекции |
4)хронические заболевания матери (заболевания сердечно-сосудистой системы, почек, печени) | 11)работа матери на вредном производстве | 18)черепно-мозговые травмы |
5)применение лекарственных препаратов | 12)неблагоприятные условия окружающей среды | 19)интоксикация (отравления) |
6)курение | 13)повышенный радиационный фон в местности проживания | |
7)алкоголизм | 14)иммунологический конфликт между матерью и плодом по резус-фактору |
УМСТВЕННАЯ ОСТАЛОСТЬ | |
ОЛИГОФРЕНИЯ | ДЕМЕНЦИЯ |
Врожденное или приобретенное в первые годы жизни слабоумие, которое выражается в общем психическом недоразвитии с преобладанием интеллектуального дефекта и затруднения социальной адаптации. Стойкое недоразвитие психики, к-рое проявляется в отставании от нормы и в глубоком своеобразии. Развитие осуществляется замедленно, атипично. Диффузное, «тотальное» недоразвитие, что означает поражение психики в целом. Поражение мозга внутриутробно; поражение мозга после родов период до 3х лет. Патологическое состояние, результат когда-то подействовавшей вредности, давнего болезненного процесса, вызвавшего задержку умственного развития и психики в целом. Недоразвитие обнаруживается в интеллекте и мышлении, восприятии, памяти, внимании, речи, координации движений, в эмоциональной и волевой сфере. | Состояние детей, у к-рых умственная отсталость возникла после 3х лет, в результате травм головного мозга, различных заболеваний ( менингита, энцефалита, менинго-энцефалита) произошел распад уже сформировавшихся психических функций. Интеллектуальный дефект необратим. Распад фразовой речи, распад навыков самообслуживания, снижении или потере интереса к игре, рисованию. Поражения неоднородны. При нарушениях в одних областях мозга, в других его отделах может наблюдаться сохранность функций. Чаще наблюдается резкое нарушение внимания, памяти, работоспособности, чем восприятие, мышления, речи. |
Комплексная помощь: коррекционно-педагогические мероприятия, проводимые олигофренопедагогами, логопедами, воспитателями группы, психологом, муз.работником, осуществляется лечебно-профилактические мероприятия. Своевременное лечение позволяет затормозить прогрессивные заболевания. |
Умственная отсталость ОЛИГОФРЕНИЯ: | ||
ДЕБИЛЬНОСТЬ | ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ | ИДИОТИЯ |
4 СТЕПЕНИ СНИЖЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА: НЕЗНАЧИТЕЛЬНАЯ, УМЕРЕННАЯ, ТЯЖЕЛАЯ, ГЛУБОКАЯ | ||
Незначительная степень умственной отсталости. Органическое поражение мозга плода. Поздно начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим. Словарный запас беден, фразы односложны. При коррекционным обучением (специальные методы приемы, средства обучения) в детском саду и психолого-медико-педагогическом обследование возможно раньше оказать специальную педагогическую помощь ребенку для дальнейшего развития в школьной среде и далее. У них сохранено конкретное мышление, способность ориентироваться в практических ситуациях, ориентированы на взрослого, у большинства эмоционально-волевая сфера более сохранена, чем познавательная, охотно включаются в трудовую деятельность. | Умеренная степень умственной отсталости. Поражение коры больших полушарий головного мозга и нижележащих образований. Поздно начинают держать головку (к 4-6мес), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Овладение ходьбой после 3х лет. Отсутствие гуления, лепета, не формируется «комплекс оживления». Речь поздняя и представляет собой отдельные слова редко фразы. Нарушение звукопроизношения. Страдает моторика. Нарушены: ощущения, восприятие, память, внимание, мышление. Обучаются в специальных детских садах и далее школах. Основная черта- неспособность к самостоятельному понятийному мышлению. Признаны инвалидами детства. Не могут вести самостоятельный образ жизни, нуждаются в опеке. Обучаемы, способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, нек-рыми сведениями об окружающем мире, научиться какому-либо ремеслу. Труд становится средством самореализации. | Самая тяжелая степень умственной отсталости. Органические поражения мозга, врожденные. Задержка в проявлении дифференцированной эмоциональной реакции, неадекватная реакция на окружение, позднее появление навыков стояния, ходьбы, относительно позднее лепета и первых слов, слабый интерес к окружающим объектам и игре. У взрослых нарушены процессы памяти, восприятия, внимания, мышления, снижены пороги чувствительности. Недоступно осмысление окружающего, речь развивается крайне медленно или полное отсутствие. Тяжелые нарушения моторики, координаций движения, пространственной ориентировки. Из-за тяжести болезни, возможет лежачий образ жизни. Диагностика о здоровье плода основывается на данных о членах семьи, течении беременности и родов результате генетических и пренатальных исследований. Находятся в учреждениях Министерства социальной защиты, где обеспечивают им только уход. Способны развиваться. Могут научиться частично обслуживать себя овладеть навыками общения (речевыми или безречевыми), расширять свои представления об окружающем мире. |
НАРУШЕНИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
Причины, вызывающие нарушения речи у детей бывают биологические и социально-психологические факторы риска. | Факторы риска - различные условия внешней среды и индивидуальной реакции организма, к-рые могут способствовать развитию тех или иных нарушений. |
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ | СОЦИАЛЬНЫЕ-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ |
Патогенные факторы, воздействующие в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т.п.); в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т.д.) Особая роль в развитие речевых нарушений играют факторы - семейная отягощенность речевыми нарушениями, леворукость и правшество. | Риск связан с психической депривацией детей. Особое значение – недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми. Отрицательное воздействие на речь ребенка оказывает необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно 2х языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития, неадекватный тип воспитания педагогическая запущенность, дефекты речи окружающих. |
Логопедия рассматривает нарушение речи в рамках клинико-педагогического и психолого-педагогического подхода. |
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
ДИСЛАЛИЯ | Это нарушение звукопроизношения. Аномалия строения артикуляционного аппарата либо особенностями речевого воспитания. 2 вида: механическая (органическая) и функциональная дислалия. Механическая – нарушение строения артикуляционного аппарата: неправильный прикус, неправильное строение зубов, неправильное строение твердого нёба, аномально большой или маленький язык, короткая уздечка языка. Эти дефекты затрудняют нормальное произношение звуков речи. Функциональная – неправильное речевое воспитание в семье ( «сюсюканье»), неправильное звукопроизношение взрослых, педагогическая запущенность, незрелость фонематического восприятия. В раннем дошкольном возрасте овладевание сразу 2мя языками, при этом наблюдается смешение звуков речи 2х языковых систем. Нарушение звуков имеют название в логопедии: Сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, дефекты произношения нёбных звуков дефекты озвончения, дефекты смягчения. У детей с дислалией не отмечается нарушений лексико-грамматической стороны речи. Формирование звукопроизношения происходит постепенно до 4х лет. Нарушение звукопроизношения - логопед. |
НАРУШЕНИЕ ГОЛОСА | Это отсутствие или расстройство голосообразования (фонация) вследствие патологических изменений голосового аппарата. Дисфония –частичное нарушение голоса (страдает высота, сила и тембр). Голос слышен, как осипший, охриплый, сухой, истощающий, с малым диапазоном голосовых модуляций. Афония –полное отсутствие голоса. Органические нарушения (дисфония и афония)– результат хронических воспалительных процессов голосового аппарата или его анатомических изменений. Функциональные нарушения голоса проявляются в афонии и дисфонии. У подростков 13-15 лет идет мутационный период развития голоса. В это время необходим охранительный голосовой режим. Нельзя напрягать и форсировать голос. |
РИНОЛАЛИЯ | Это нарушение звукопроизношения и тембра голоса, связанное с врожденным анатомическим дефектом строения артикуляционного аппарата. Речь ребенка характеризуется невнятностью из-за назализованности (гнусавости) голоса и нарушения произношения многих звуков. В тяжелых случая речь ребенка не понятна полностью. При этом заболевание в разной степени страдают все структурные компоненты языковой системы. Дети нуждаются в ранней диспансеризации, ортодонтическом и хирургическом лечении. Логопедическая помощь необходима как до- , так и после- операционный период. Должна быть систематической и достаточно длительной. |
ДИЗАРТРИЯ | Нарушение звукопроизносительной и мелодикоинтонационной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Дизартрия связана с органическим поражением нервной системы, в результате чего нарушается двигательная сторона речи. ( это нарушение возможно и у детей и у взрослых). Причиной в дет.возрасте- поражение нервной системы во внутриутробном или родовом периоде жизни нередко на фоне церебрального паралича. Расстройства звукопроизношения, голосообразования, темпо-ритма речи и интонации. Степень выраженности разная: от полной невозможности произнесения речевых звуков (анартрия) до еле заметной слушателю нечеткости произношения (стертая дизартрия), что зависит от характера и тяжести поражения нервной системы. У детей встречаются смешанные формы дизартрии, выраженные в легкой и средней степени. Речь развивается с задержкой, чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков. В целом звуки нечеткие, смазанные ( «каша во рту»). Голос слабый, хрипловатый, назализованный. Речь малоинтонированная, невыразительная. Темп речи- ускоренный или замедленный. Фонематическое восприятие недостаточно сформировано. Звуковой анализ и синтез осуществляется с трудом. Лексико – грамматическая сторона речи не страдает грубо, но практически у всех детей при дизартрии- бедность словаря, недостаточное владение грамматическими конструкциями. Процесс овладения письмом и чтением труден. Почерк неровный, буквы несоразмерные, большой труд овладения скорописью, стойкие специфические ошибки письма (дисграфия). Чтение вслух – интонационно неокрашено, скорость чтения снижена, понимание текста ограничено. Они допускают большое кол-во ошибок прочтения (дислекция). Ранняя логопедическая работа и длительная коррекция речевого дефекта. |
ЗАИКАНИЕ | Нарушение плавности речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата. Появление заикания у детей в возрасте от 2 до 6 лет. Может появляться у детей с опережающим речевым развитием в результате излишней речевой нагрузки, психической травмы либо с задержанным речевым развитием в результате поражения определенных структур ЦНС. Речь заикающихся – повторение звуков, слогов или слов, удлинением звуков, обрывом слов, вставками доп.звуков или слов. Судорожная речь заикающихся сопровождается – зажмуриванием глаз, раздуванием крыльев носа, кивательными движениями головой, притоптыванием и т.д. В 10-12 лет у них формируется стойкий страх речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач – логофобия. При общении с близкими, друзьями заикающиеся могут говорить достаточно плавно и свободно. Отсутствие речевой практики в условиях учебной деятельности отрицательно сказывается на всех сторонах устной речи и на речевом общении. Для преодоления заикания требуется логопед, а в тяжелых случаях еще и психолог. |
АЛАЛИЯ | Это отсутствие или недоразвитие речи у детей, обусловленное органическим поражением головного мозга. Самый сложный и тяжелый дефект речи. Позднее появление речи, ее замедленное развитие, значительное ограничение пассивного и активного словаря. Речевое развитие идет по патологическому пути. 2 формы : экспрессивная ( моторная) и импрессивная (сенсорная) алалия. Экспрессивная – не формируется звуковой образ слова. Устная речь – упрощение слоговой структуры слов, пропуски, перестановки и замены звуков и слов во фразе. Существенно страдает усвоение грамматических структур языка. Речевое развитие : от полного отсутствия устной речи до возможности реализовать связные высказывания, в к-рых могут быть различные ошибки. Дети понимают хорошо обиходную речь, адекватно реагируют на обращение взрослых к ним, однако только в рамках конкретной ситуации. Логопедическое воздействие может быть различным. Импрессивная – нарушение восприятия и понимания речи при полноценном физическом слухе. Симптом нарушения – это расстройство фонематического восприятия, к-рое выражено в различной степени: от полного неразличения речевых звуков до затрудненного восприятия устной речи на слух. Дети не понимают обращенную к ним речь , либо понимание речи ограничено привычной бытовой ситуацией. Дети очень чувствительны к звуковым раздражителям. Речь , произнесенная тихим голосом, воспринимается ими лучше. Для таких детей характерна эхолалия, т.е. повторение услышанных слов или коротких фраз без осмысления. Длительная логопедическая помощь. Коррекционная работа в спец. ДОУ , далее спец. школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. |
АФАЗИЯ | Полная или частичная утрата речи , обусловленная органическими локальными поражениями головного мозга. Поражены определенные зоны доминантного по речи полушария. Несколько форм афазии – нарушение понимание речи либо ее производства. В тяжелых случаях – нарушается способность понимать речь и говорить. Данное речевое расстройство возникает у пожилых людей в результате тяжелых мозговых заболеваний (инсульт, опухоли) либо травм мозга. У детей афазия – в тех случаях, когда органическое повреждение мозга произошло после овладения ребенком речи. Она может дальше привести к нарушению развития речи и к полному ее распаду сформированной речи. Афазия приводит к глубокой инвалиизации. Взрослые теряют профессию, с трудом адаптируются в быту. Логопедическая помощь сочетается с целым комплексом реабилитационных воздействий. При помощи системы здравоохранения. |
НАРУШЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ | К речевым нарушениям у детей применяется психолого-педагогический подход: Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования у детей всех компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико-грамматической. У детей с ОНР патологический ход речевого развития. Основные признаки ОНР : позднее начало развитие речи, замедленный темп речевого развития, ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас, нарушение формирования грамматического строя речи, нарушения звукопроизношения и фонематического восприятия. Отмечается сохранность слуха и удовлетворительно понимание доступной для определенного возраста обращенной речи. В любом возрасте ребенка с ОНР речь находится на разном уровне развития. 3 уровня речевого развития при ОНР (Р.Е.Левина): 1-ый уровень – самый низкий. Дети не владеют общеупотребительными средствами общения. Речь – лепетные слова и звукоподражания, небольшое кол-во глаголов и существительных, к-рые существенно искажены в звуковом отношении. Одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок может обозначить несколько разных понятий, заменить им названия действий и названия предметов («би-би»- машина ,ехать, лететь, ездить). Активно используют в речи жесты и мимику. Предложения из 1-2 слов. Грамматические связи отсутствуют. Речь детей только понимают близкие в конкретной ситуации общения. Звуковая сторона речи резко нарушена. Фонематическое восприятие нарушено грубо. До 3х лет эти дети практически являются безречевыми. Спонтанное развитие полноценной речи у них невозможно. Систематическая работа с логопедом, обучение в спец. ДОУ, далее длительное обучение в спец.школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. 2-ой уровень – у детей имеются начатки общеупотребительной речи. Понимание обиходной речи достаточно развито. Дети более активно общаются при помощи речи. Вместе с жестами и звуками используют слова, обозначающие предмет, действия и признаки, хотя словарный запас резко ограничен. Дети пользуются простыми предложениями из 2-3х слов с начатками грамматического конструирования, но имеют грубые ошибки в использовании грамматических форм. Звукопроизношение значительно нарушено. Нарушена слоговая структура слова. Нарушение фонематического восприятия. Специальное логопедическое воздействие длительное время в дошкольном и в школьном возрасте. Компенсация речевого дефекта ограничена. Однако в зависимости от степени этой компенсации дети могут учиться в общеобразовательных школах , при систематической логопедической помощи , и в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. 3-ий уровень – развернутая фразовая речь, нет затруднения в название предметов, действий, признаков предмета, хорошо знакомых им в обыденной жизни. Имеются недостатки всех сторон речевой системы – лексико-грамматической, фонетико-фонематической. Речь с неточным употреблением слов. Недоразвитие речи может быть выражено нерезко. Звукопроизношения ненарушенны, но «смазаны» либо страдает 2-5 звука. Фонематическое восприятие недостаточно точно. Фонематический синтез и анализ отсутствует в развитии от нормы. Контекстная монологическая речь носит ситуативно-бытовой характер. Нуждаются в систематической логопедической помощи, могут обучаться в общеобразовательной школе, но испытывать трудности в обучении, значительно затрудненно в овладении письмом и чтением. |
ОНР – это системное нарушение усвоения всех уровней языка, требующее длительного и систематического логопедического воздействия. | |
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение произношения и восприятие фонем родного языка. Неправильное произношение отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков ( свистящих, шипящих, л, р); недостаточное фонематическое восприятие нарушенных звуков; затрудненность восприятия акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными фонемами. В устной речи у детей с ФФН – отсутствие звука; замена одного звука другим определенным звуком; смешение тех звуков, к-рые входят в состав определенных фонетических групп. Неустойчивое употребление этих звуков в различных словах. Нарушено формирование фонематического анализа и синтеза. Испытывают значительные затруднения при обучении письму и чтению. Преодоление ФФН требует целенаправленной логопедической работы. | |
ФФН- это нарушение формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. | |
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ | Дислексия и дисграфия – частичное расстройство процессов чтения и письма. Симптомы – наличие стойких специфических ошибок, возникновение к-рых у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. Причины – нарушение взаимодействия различных анализаторных систем коры больших полушарий. Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках письма. Ошибки: смешение и замены букв; искажение звуко-слоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении-разрыв слова на части, слитное написание слов в предложении; аграмматизм; смешение букв по оптическому сходству. Недостаточная готовность психических процессов, формирующихся в ходе развития устной речи, приводит к дисграфии. 1.Артикуляторно-акустическая дисграфия – различные искажения звукопроизношения (фонетические нарушения) и недостаточность фонематического восприятия речевых звуков, различающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Проявление – в замене букв, к-рые соответствуют заменам звуков в устной речи ребенка. 2.Акустическая дисграфия – несформированность процессов фонематического восприятия. Проявление – в заменах и смешениях букв, к-рые обозначают звуки, различающиеся тонкими акустико- артикуляционными признаками (замена и смешение букв, обозначающие свистящие и шипящие звуки; звонкие и глухие; мягкие и твердые; звуки р и л; замены букв, обозначающих гласные звуки. Несформированность звукового анализа и синтеза. Ошибки на письме: пропуски, вставки, перестановки, повторы букв или слогов. 3.Дисграфия, связанная с нарушением языкового анализа и синтеза - Учащиеся не вычленяют в речевом потоке устойчивые речевые единицы и их элементы. Проявление – слитное написание смежных слов, предлогов и союзов с последующим словом; к раздельному написанию частей слова, чаще приставки и корня. 4.Аграмматическая дисграфия – недостаточное развитие грамматической стороны устной речи у детей. Проявление – на письме нарушаются грамматические связи между словами , смысловые связи между предложениями. 5.Оптическая дисграфия – недоразвитие пространственных представлений, анализа и синтеза зрительного восприятия. Проявление – в заменах и искажениях сходных по начертанию букв, неправильному расположению элементов букв и т.п. К этому виду относят «зеркальное письмо». Дислекция – частичное расстройство процесса овладения чтением Ошибки- многочисленные повторяющиеся ошибки в виде замен, перестановок, пропусков букв и т.п. Носят стойкий характер. Обусловлено несформированностью психических функций, обеспечивающих процесс овладения чтением. 1.Фонематическая дислекция – несформированные функции фонематического восприятия анализа и синтеза. Проявление – в процессе чтения путают буквы, обозначающие звуки, сходные по акустико-артикуляционным параметрам. Буквенное чтение, искажение звуко-слоговой структуры слова ( вставки, пропуски, перестановки). 2.Семантическая дислекция – несформированность процессов звуко-слогового синтеза и отсутствием дифференцированных представлений о синтаксических связях внутри предложения. Дети овладевают техникой чтения, но читают механически, без понимания смысла читаемого. 3.Аграмматическая дислекция – несформированность грамматической стороны устной речи. При чтении ошибки грамматического характера. 4.Мнестическая дислекция – нарушение установления ассоциативных связей между зрительным образом буквы и слухопроизносительным образом звука. Дети не могут запомнить буквы и сопоставить их с соответствующими звуками. 5.Оптическая дислекция – те же механизмы, что и оптическая дисграфия. При чтении буквы, сходные по начертанию смешиваются и взаимозаменяются детьми. Иногда « зеркальное чтение». С диграфиями и дислексиями нужны логопедические занятия, на к-рых используются спец.методы формирования навыков письма и чтения. Аграфия и алексия – полная неспособность овладением письмом и чтением. |
НАРУШЕНИЕ СЛУХА У ДЕТЕЙ
ПРИЧИН НАРУШЕНИЯ СЛУХА | ||
1)инфекционные заболевания | 2) токсические поражения | 3)сосудистые расстройства |
4) механические, акустические или контузионные травмы и т.д. | 5)в результате заболеваний, поражающих наружное, среднее или внутреннее ухо, слуховой нерв | 6)неадекватное применение ототоксических медикаментов (антибиотиков) |
7) длительное воздействие звуковых раздражителей предельной интенсивности( плееры) | 8) вирусные заболевания матери в первом триместре беременности (краснуха, корь, грипп, вирус герпеса)- можно установить на основе тщательного изучения анамнестических данных | 9)неблагополучные роды |
10)алкоголизм матери во время беременности | 11)проявление в период новорожденности желтухи | 12)неврологических расстройств |
13)дети с различными хромосомными и наследственными заболеваниями или имеющие родителей или родственников с врожденными дефектами слуха |
Глухота — стойкая потеря слуха, при к-рой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи даже на самом близком расстоянии от уха. При этом сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать громкие неречевые звуки, нек-рые звуки речи на близком расстоянии. По аудиометрическим данным глухота — это снижение слуха выше 80 децибел и потеря или снижение слуха на различных частотах. Особенно неблагоприятным является потеря или резкое снижение слуха в области частот, относящихся к речевым. | Тугоухость — стойкое понижение слуха, при котором возможны самостоятельное накопление минимального речевого запаса на основе сохранившихся остатков слуха, восприятие обращенной речи хотя бы на самом близком расстоянии от ушной раковины. По данным аудиометрии, обнаруживается снижение слуха менее 80 децибел. «Тугоухий» - «слабослышащий» |
Тугоухость и глухоту подразделяют на наследственную, врожденную и приобретенную. |
Глухие | Дети, к-рые в результате врожденной или приобретенной в раннем возрасте глухоты невозможно самостоятельное овладение словесной речью. Овладевают зрительным ( по чтению губ и лица собеседника) и слухозрительным ( слуховой аппарат) восприятием словесной речи только в процессе спец.обучения. 2 педагогические системы обучения глухих – билингвистический подход и обучение на основе словесной речи ( коммуникационная система). |
Слабослышащие | Дети, у к-рых снижен слух, но на его основе возможно самостоятельное развитие речи. Могут самостоятельно овладевать восприятием на слух речи разговорной громкости в процессе естественного общения с окружающими. Значение зрительного восприятия речи возрастает в зависимости от тяжести нарушения слуха. Частичное нарушение деятельности одного из самых существенных анализаторов – слуха. Развитие психики такого ребенка протекает с отклонениями от обычной нормы. У ребенка речевое недоразвитие обусловлено неполноценным слухом – это ведет к изменению хода общего развития (нарушение слуха — общее нарушение познавательной деятельности — недоразвитие речи). Это осложняет социальное взаимодействие слабослышащего ребенка. Затрудненность словесного общения является одной из главных причин аномального развития. Своеобразие их речи следует рассматривать, как процесс замедленного поступательного развития речи, подчиненного особым закономерностям. Овладение языком в условиях спец. обучения предполагает закономерное развитие речевого мышления слабослышащих детей, постепенный переход от свойственного им наглядного, конкретного отражения окружающей действительности к более обобщенному осознанию и воспроизведению на уровне усваиваемых языковых значений. |
Позднооглохшие | Эти дети уже сформировавшиеся речью. У них может быть разная степень нарушения слуха и разный уровень сохранности речи. Все они имеют навыки словесного общения, в той или иной степени сформировавшееся словесно-логическое мышление, при поступлении в школу для слабослышащих детей важной первоочередной задачей является освоение навыков зрительного или слухозрительного восприятия обращенной к ним речи. |
Ддифференцированное специальное образование для детей, имеющих разную степень нарушения слуха и соответствующий уровень речевого развития. Рекомендация для ребенка того или иного вида специальной школы учитывает характер и степень нарушения слуха, и состояние речевого развития. Позднооглохшие дети, учатся в школе для слабослышащих детей; глухому ребенку с высоким уровнем речевого развития и сформированными навыками восприятия устной словесной речи также нужно посещать школу для слабослышащих. |
НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ
Тифлопедагогика – ( от греч. Typhlos – слепой) – наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения. | Включает в себя теоретическое обоснование технических устройств и методов помощи людям со зрит. недостаточностью, и практическое приложение этих устройств и методов применительно и слабовидящих с учетом структуры нарушенных зрит. функций. |
Слепота и слабовидение - категория психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. | У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. |
НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ МОГУТ БЫТЬ ВРОЖДЕННЫМИ И ПРИОБРЕТЕННЫМИ.
АУТИЗМ И АУТИСТИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ
При аутистическом расстройстве личности отмечаются: | ||
- качественные нарушения в сфере социального взаимодействия; | - качественные нарушения способности к общению; | - ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения интересов и видов деятельности. |
ПРИЧИНЫ АУТИЗМА: | ||
Недостаточно ясны, большая роль генетических факторов в этиологии РДА. | Мультифакториальный механизм – генный комплекс обеспечивает передачу не самой патологии, а предрасположенности к ее развитию и реализуется лишь при наличии неспецифического манифестного ( провоцирующего) фактора, к-рый может быть экзогенным (внешним -травма, инфекция, интоксикация, психотравма и т.д.), так и эндогенным (возрастной криз, конституциональные особенности и др.). | Возможные причины : органическое поражение ЦНС и психогенный фактор. |
КЛИНИКО- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА:
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СИНДРОМА: (Л.Каннер) | ||
1.Аутизм с аутистическими переживаниями; | 2.Стереотипное, однообразное поведение с элементами одержимости | 3.Своеобразные нарушения речевого развития |
АУТИЗМ проявляется наиболее ярко в ВОЗРАСТЕ 3—5 ЛЕТ, наиболее характерных проявлений в раннем возрасте можно назвать следующие: | ||
- аутичный ребенок не фиксирует взгляд, особенно на лице, деталях лица другого человека, не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»; | -первая улыбка хотя и появляется вовремя, но не адресуется кому-то конкретно, не провоцируется смехом, радостью, иными аффективными реакциями других людей; | - к окружающим аутичный ребенок относится индифферентно: на руки не просится, часто предпочитая находиться в кроватке, в манеже, в коляске и т.п., на руках не приспосабливается, не выбирает удобной позы, остается напряженным; позу готовности не проявляет или проявляет ее очень вяло; в то же время иногда легко идет на руки ко всем; |
- своих близких аутичный ребенок узнает, но при этом достаточно насыщенной и продолжительной эмоциональной реакции не проявляет; | - к ласке ребенок с аутизмом относится необычно: иногда равнодушно (терпит ее) или даже неприязненно, но даже если испытывает приятные ощущения и переживания, то быстро пресыщается; | - отношение к моментам дискомфорта (например, нарушениям режима питания) парадоксальное: аутичный ребенок либо вообще их не переносит, либо безразличен к ним; |
- потребности в контактах с другими людьми (даже близкими) парадоксальны: в одних случаях ребенок не испытывает такой потребности или быстро пресыщается, стремится избегать контактов; в более тяжелых случаях к контакту (особенно к тактильному) относится безразлично, вяло. |
Феномен тождества – стремление к сохранению привычного пространства в противодействии любым изменениям в окружающем. | Неравномерность развития при аутизме проявляется в особенностях моторики. Движения угловатые, вычурные, несоразмерные по силе и амплитуде. | Раннее страхи – диффузные, неконкретные, на уровне общей тревоги и беспокойства, и дифференцированные, ребенок боится определенных предметов и явлений. Страхи различны по своей природе. Общей особенностью страхов при РДА вне зависимости от их содержания и происхождения являются их сила, стойкость, труднопреодолимость. |
Стереотипность в игре. | Аутические фантазии – оторванность от реальности, слабая, неполная и искаженная связь с окружающим. |
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ПРИ АУТИЗМЕ | ||
- мутизм (отсутствие речи) значительной части детей | - большое кол-во слов-штампов и фраз-штампов, фонографичность («попугайность») речи, что при часто хорошей памяти создает иллюзию развитой речи | - автономность речи |
- эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных др. лицом), часто отставленные, т. е. воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время | - отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге (монологическая речь иногда развита хорошо) | - позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я») и их неправильное употребление (о себе — «он» или «ты», о других иногда «я»); |
- нарушения семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное — до буквальности — сужение толкований значений слов), неологизмы | - нарушения грамматического строя речи | -нарушения звукопроизношения |
- нарушения просодических компонентов речи |
Интеллектуальное развитие – неравномерность, парциальность развития. Правильная и своевременная коррекция аутизма становится условиям интеллектуального прогресса. | Отличные вычислительные способности (ребенок легко складывает, вычитает, умножает, делит) сочетаются с неспособностью понять смысл простой задачи, или, обладая хорошей орентировкой в пространстве, ребенок не в состоянии правильно распределить при письме текст на листе бумаги. |
ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ:
Возможности социализации лиц с аутизмом определяются многими факторами | ||
-тяжесть, глубина аутистических расстройств | -возможно более раннее начало специализированной коррекции, ее комплексный медико-психолого-педагогический характер | -адекватный и гибкий подход к выбору методов коррекционной работы, ее последовательность, продолженность, достаточный объем |
-ранняя диагностика | -единство усилий специалистов и семьи |
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ АУТИЗМЕ:
Фактор эффективности обучения зависит от методического и организационного обеспечения процесса коррекционного обучения. | |
Оперантное обучение (поведенческая терапия) | - метод предполагает создание внешних условий, формирующих желаемое поведение в самых различных аспектах: социально-бытовом развитии, речи, овладении учебными предметами и производственными навыками. Обучение проводится в основном индивидуально. Формально эффективность метода высока: до 50—60% воспитанников становятся способными овладевать программой массовой школы, получают возможность работать достаточно успешно для того, чтобы обеспечить свое существование, а в отдельных случаях даже поступают в колледжи и университеты. Вместе с тем полученные в ходе обучения навыки с трудом переносятся в другие условия, носят ригидный, в большей или меньшей степени механический, «роботоподобный» характер, и желаемый уровень гибкой адаптации к жизни в обществе не достигается, а если это происходит, то в значительной степени и вопреки использованному методу. |
ТЕАССН | -программа направлена на создание соответствующих особенностей аутизма условий существования. Усилия направляются на развитие невербальных форм коммуникации, на формирование простых бытовых навыков. Обучение речи считается целесообразным только при IQ> 50% и не расценивается как обязательное, так же как и воспитание учебных и профессиональных навыков. В основе конкретных методик — четкое структурирование пространства и времени (через различные формы расписаний), опора на визуализацию. Цель — добиться возможности жить «независимо и самостоятельно» достигается, но только в особых, ограниченных или искусственно созданных условиях. |
холдинг-терапия (М. Уэлш), терапия «ежедневной жизнью» (К. Китахара), терапия «оптимальными условиями» (Б. и С. Кауфманы) | На Западе используются. |
Коррекция аутизма К.С. Лебединской и О.С. Никольской | - методика комплексной медико-психолого-педагоги ческой коррекции, основанная на представлении об аутизме прежде всего как об аффективном расстройстве. Основные усилия направляются на коррекцию эмоциональной сферы, на эмоциональное тонизирование ребенка. |
Спец.(корректирующие) образовательные госучреждения для детей с аутизмом |
НАРУШЕНИЕ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
ВРОЖДЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ | ПРИОБРЕТЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ |
У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). |
ПАТОЛОГИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
1. Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич; полиомиелит. | 2. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника (сколиоз); недоразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз (врожденное уродство). | З. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит). |
В ИХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ДВА НАПРАВЛЕНИЯ.
Первое - приспособить к ребенку окружающую среду, при помощи специальных технических средства передвижения (коляски, костыли, трости, велосипеды), предметы обихода (тарелки, ложки, особые выключатели электроприборов), пандусы, съезды на тротуарах. | Второй способ адаптации ребенка с двигательным дефектом — приспособить его самого к обычным условиям социальной среды. |
ЦЕНТАРЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ ПАРАЛИЧ ( ДЦП )
ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга — большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. | Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. |
ПРИЧИНЫ ДЦП
1)различные неблагоприятные факторы, воздействующие во внутриутробном (пренатальном) периоде, в момент родов(интранатальном) или на первом году жизни (в раннем постнатальном периоде) | 2)поражению мозга во внутриутробном периоде и в момент родов. | 3)инфекционные заболевания, перенесенные будущей матерью во время беременности (вирусные инфекции, краснуха, токсиплазмоз); |
4)сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери; токсикозы беременности; | 5)физические травмы, ушибы плода; | 6)несовместимость крови матери и плода по резус-фактору; |
7)психические травмы, в том числе и отрицательные эмоции; | 8) физические факторы (перегревание или переохлаждение, действие вибрации, облучение, ультрафиолетовое в больших дозах); | 9)некоторые лекарственные препараты; |
10)экологическое неблагополучие (загрязненные отходами производства вода и воздух, содержание в продуктах питания большого количества нитратов, ядохимикатов, радионуклидов, различных синтетических добавок); | 11)перенесенные нейроинфекции (менингита, энцефалита); | 12) тяжелые ушибы головы. |
Сочетание внутриутробной патологии с родовой травмой считается в настоящее время одной из наиболее частых причин возникновения детского церебрального паралича. |
СТРУКТУРА ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕФЕКТА ПРИ ДДП
Нарушение мышечного тонуса | Повышение мышечного тона – спастичность. Мышцы напряжены. Ноги приведены, согнуты в коленных суставах, опора на пальцы руки приведены к туловищу, согнуты в локтевых суставах, пальцы согнуты в кулаки. Max повышение тонуса – ригидность. Мышцы в состоянии тетануса. Нарушаются плавность и слаженность мышц. Низкий мышечный тонус – гипотония. Мышцы конечностей и туловища слабые, вялые, дряблые. Меняющийся мышечный тонус – дистония. Непостоянство и изменчивость в мышечном тонусе. |
Ограничение или невозможность произвольных движений ( парезы или параличи ) | В зависимости от тяжести поражения мозга – полное или частичное отсутствие тех или иных движений. |
Наличие насильственных движений | Гиперкинезы – непроизвольные насильственные движения, обусловленные переменным тонусом мышц, с наличием неестественных поз и незаконченных движений. Выражены в мышцах артикуляционного аппарата, шеи, головы, различные отделы конечностей, туловища. Тремор – дрожание пальцев рук и языка. |
Нарушение равновесия и координации движений (атаксия) | Туловищная атаксия – неустойчивость при сидении, стоянии и ходьбе. Нарушение координации – неточность, несоразмеримость движений ( рук ). |
Нарушение ощущений движений (кинестезий) | При всех формах ДЦП нарушается проприоцептивная регуляция движения, т.е. ощущения движений -мышечно-суставное чувство. |
Недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных рефлексов (статокинетические рефлексы) | Статокинетические рефлексы обеспечивают формирование вертикального положения тела ребенка и произвольной моторики. При недоразвитие этих рефлексов – трудно удерживать в нужном положении голову и туловище. |
Синкинезии | Непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных движений. |
Наличие патологических тонических рефлексов. | Патологические усиленные позотонические рефлексы нарушают последовательный ход развития двигательных функций и являются одной из причин формирования патологических поз, движений, контрактур и деформаций. |
Нарушения психики при ДЦП | – психические нарушения на фоне раннего внутриутробного поражения характеризуется грубым недоразвитием интеллекта. При поражениях во 2ой половине беременности и в период родов, психические нарушения – более мозаичные, неравномерные. Аномалия развития психики при ДЦП включает нарушения формирования познавательской деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. При ДЦП нарушение координированной деятельности различных анализаторских систем ( зрение, слух, мышечно-суставное чувство). |
Речевые нарушения при ДЦП | – для каждой формы ДЦП характерны специфические нарушения речи. Дизартрия - задержка речевого развития, алалия – нарушение письменной речи. |
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ ДЦП | |
– Цель: оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. | |
Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. | Создана сеть специализированных учреждений Министерств Здравоохранения, образования и социальной защиты: поликлиники, неврологические отделения, и психоневрологические больницы, специализированные санатории, ясли-сады, школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дома ребенка, интернаты (Министерства социальной защиты) и различные реабилитационные центры. |
РАЗВИТИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Основные группы детей с сочетанными нарушениями и значение их психолого-педагогического изучения | 1 гр. - дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из к-рых вызывает аномалию развития: слепоглухие дети, умственно отсталые глухие, слабослышащие с задержкой психического развития (первичной). 2 гр. — дети имеющие 1 существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующее ему др. нарушение, выраженное в слабой степени, но заметно отягощающее ход развития: умственно отсталые дети с небольшим снижением слуха, т.е. «осложненный» дефект. 3 гр. - дети с множественными нарушениями, когда имеется 3 или более нарушений (первичных), выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребенка: умственно отсталые слабовидящие глухие дети. К множественным дефектам- сочетание у одного ребенка целого ряда небольших нарушений, к-рые имеют отрицательный кумулятивный эффект . Медико-генетические исследования. |
Задачи психолого-педагогического сопровождения развития ребенка со сложным дефектом | Психологическая задача педагога-дефектолога состоит в том, чтобы выявить пути развития ориентировочной деятельности ребенка, найти пусть и очень узкие, но реальные и перспективные пути компенсации сложного дефекта. |
Психолого-педагогические основы развития и образования лиц со сложным дефектом | Схема - на основе освоения ребенком предметных действий и их обобщения ребенком при помощи изобразительных жестов, символизирующих предметные действия, переходят к общению посредством этих жестов. Реализация реабилитационного потенциала – бытовой труд и домоводство, профессионально-трудовое обучение и социально-бытовая ориентировка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные виды нарушений звукопроизношения и причины их появления у детей. Значение исправления недостатков звукопроизношения в дошкольном возрасте.
Материал о видах нарушений звукопроизношения и причинах их появлений....
«Причины речевых нарушений. Основные виды нарушений звукопроизношения»
В тексте описаны основные причины патологии детской речи, а так же виды нарушений звукопроизношения....
Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста. Основные виды нарушений.
В статье описаны основные виды нарушений в речевом развитии детей и их причины, а так же основные виды нарушения звукопроизношения....
Основные виды нарушений звукослоговой структуры слов у детей с дизартрией
Основные виды нарушений звукослоговой структуры слов у детей с дизартрией...
Основные виды нарушений звукослоговой структуры слов у детей с ЗПР
Основные виды нарушений звукослоговой структуры слов у детей с ЗПР...
2. Гостиная логопеда "Основные виды нарушения звукопроизношения у детей"
Материал статьи поможет родителям обратить внимание на те или иные недостатки в произношении звуков у детей....
«Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста. Основные виды нарушений звукопроизношения»
Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние ус...