Основные виды нарушений звукослоговой структуры слов у детей с ЗПР
статья по логопедии (старшая группа)
Основные виды нарушений звукослоговой структуры слов у детей с ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Основные виды нарушений звукослоговой структуры слов у детей с ЗПР | 15.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Оосновные виды нарушений звукослоговой структуры слов у детей с ЗПР.
_Самой распространенной ошибкой воспроизведения звуко-слоговой структуры слов детьми с ЗПР является:
- упрощение стечений согласных, при котором дошкольники стремятся придать слогу структуру согласный – гласный (например, двигаться – «дигаца»).
- второй по распространенности является ошибка грубого искажения звуко-слоговой структуры слова (например, очередь – «вотесьть»), сокращения числа слогов (например, осень – «онь»).
- случаи добавления слогов (иногда за счет их стереотипного повторения и выключения слухового контроля) наблюдаются намного реже сравнительно с сокращением слогов (например, обыкновенный – «оботокновенный»).
- достаточно многочисленными являются ошибки замен и уподобления слогов (например, капитан – «пипитан»). При этом у детей с ЗПР наблюдается как регрессивная, так и прогрессивная ассимиляция, которая имеет спорадический характер.
- у дошкольников с ЗПР при воспроизведении звуко-слоговой структуры слов отмечаются многочисленные пропуски, перестановки и добавления отдельных звуков (например, создавать – «адавать», руководитель – «укадавитель», астма – «кастма»).
- Дошкольники с ЗПР при воспроизведении звуко-слоговой структуры слов зачастую допускают звуковые искажения, не наблюдаемые при изолированном произношении этих же звуков.
Искажения звуко-слоговой структуры слова проявляются в нарушениях количества последовательности слогов, а также структуры отдельного слога. Более характерными являются искажения структуры отдельного слога со стечением согласных. Количество и последовательность слогов в слове оказывается более сохранным, чем структура слога со стечением согласных, кроме слов с большим количеством слогов. Самыми распространенными являются пропуски согласных при их стечении как в начале, так и в середине слова.
При воспроизведении стечений согласных заменяется, как правило, первый звук, особенно если это артикуляторно сложный звук (цветы — «све-ты», артист — «алтист», костюм — «кохтюм»).
Замены чаще всего осуществляются по признаку артикуляторно-акустического или акустического сходства (р — л, т — с, ш — х, т — с, к — п, в — л, к — т). И лишь небольшое количество замен можно объяснить артикуляторным сходством звуков. Это свидетельствует о том, что важной причиной неправильного воспроизведения стечений согласных является неточность их слухового различения в слове.
Искажения структуры отдельного слога проявляются и в перестановках звуков соседних слогов (кипарис — «пикарис», танкист — «кантис»). Последовательность слогообразующих элементов слова, т. е, гласных, воспроизводится правильно, переставляются только согласные.
Искажения слоговой структуры на уровне слова проявляются в большинстве своем в пропусках слогов (санитар — «сатар», колбаса — «баса», продавец — «провес»). Пропуски слога наблюдаются в основном в середине слова (медвежо нок — «межонок», жаворонок — «жаворок») или в начале слова (аптечка — «течка», поросенок — «росенок»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Различные подходы к диагностике нарушений звукослоговой структуры слова, диагностическое значение данных нарушений.
В статье кратко рассмотрены причины нарушения звукослоговой структуры слова и предложена диагностика для выявления этих причин....
нарушение звукослоговой структуры слов и границ между словами
Логопедам о работе по развитию звукслоговой структуры слов...
«Вариативные подходы к программе «Коррекция звукослоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (3) как средство профилактики нарушений письменной речи на почве несформированности языкового анализа и синтеза»
В методическое пособие «Вариативные подходы к реализации целей логопедических занятий по программе «Логообучалочка» включены:- программа «Коррекция звукослоговой структуры слов...
Слоговая структура слова.Развитие слогового анализа и синтеза слов.Виды нарушений слоговой структуры слова.
1) Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе.2) Первые слова аномальной детской речи.3) Типы нарушений слоговой структуры слова.4) Этапы коррекционной работы по устранению нарушений слоговой ...
Статья "Направления в коррекционном воздействии при нарушении звукослоговой структуры слов у детей"
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудоемких и длительных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой...
Основные виды нарушений звукослоговой структуры слов у детей с дизартрией
Основные виды нарушений звукослоговой структуры слов у детей с дизартрией...
Принципы и основные направления логопедической работы по преодолению нарушений звукослоговой структуры слов у детей
Принципы и основные направления логопедической работы по преодолению нарушений звукослоговой структуры слов у детей...