ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Мудрая сова»
материал (подготовительная группа)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Мудрая сова»
Направленность программы: социально-педагогическая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Пояснительная записка……………..………………………………………………………….3
- Содержание программы. Учебный (тематический) план……………...……………………6
- Содержание учебного (тематического) плана………………………………………………..7
- Инструменты оценки результатов………………………………………………………...…..9
- Учебно-методическое и информационное обеспечение программы………………………10
- Список литературы……………………………………………………...………………..…..12
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа «Мудрая сова» (далее Программа) предназначена для развития математических и логических представлений детей 5 – 7 лет, основана на методических пособиях и рекомендациях Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е., К. В. Шевелева. Работа по данной программе позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
Основная форма организации занятий по Программе – игровая, что позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать его математические представления, интеллектуально развивать дошкольника. Занятия по Программе также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.
На занятиях широко используется занимательный материал: задачи- шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.
Актуальность программы
В отечественной и зарубежной педагогической теории, и практике накоплен определённый опыт по обучению детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям. Но, несмотря на наличие обширной литературы по проблемам дошкольного воспитания и развития, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников математике в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание программы является актуальным.
Все родители озабочены проблемой подготовки своих детей к школе, тем более, сегодня, когда открылось много новых образовательных структур: гимназий, лицеев, центров с приоритетными направлениями и др. Многие родители ищут школы с усложнённым программным содержанием, с добавлением так называемых специальных предметов: раннего чтения, математики, компьютерной грамоты, иностранных языков и т.д. В этом случае растёт информационное поле знаний, умений и навыков. Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития. «Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребёнка». Он писал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. «Развитие именно из сотрудничества, что помогает раскрыться имеющимся у ребенка потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои силы».
Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Многие исследования педагогов и психологов показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объём знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать, что – то новое. Поэтому главной целью дошкольной подготовки должно стать всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Очень важно воспитать в ребёнке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, быть самостоятельным в поиске ответов на возникающие вопросы.
Разработанная Программа предназначена для развития и обучения детей 5 – 6 лет, основана на методических рекомендациях развития математических представлений и логического мышления у дошкольников К. В. Шевелева, Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е., учитывались теории А.В. Запорожца о самоценности дошкольного детства, Д.Б. Эльконина о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка, Л.С. Выготского о развивающем обучении.
Обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.
Новизна программы.
Новизна Программы состоит в том, что каждое занятие проводится в виде путешествий, игр, праздников, что не утомляет ребенка и способствует лучшему запоминанию математических категорий.
Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребенка, делают образовательный процесс более легким и радостным, помогают качественно усваивать материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции.
Отличительной особенностью Программы является выделение специфического акцента в содержании образования, который тесно связан с психологическими особенностями ребенка. Этот акцент, как и методические приемы (проблемно-игровые ситуации, деловые и дидактические игры, игры в парах, мини-группах и пр.), выделяется с учетом возраста. Использование индивидуальной дозировки в выборе содержания и повторяемости дидактических воздействий позволяет учитывать индивидуальный темп продвижения ребенка.
К работе с детьми привлекаются родители, которым предоставляется возможность принять участие в итоговом занятии в роли равноправного партнера, познакомиться с достижениями детей, увидеть особенности учебно-игрового общения с дошкольниками. Партнерство со взрослым, совместное решение проблемно-поисковых задач - основной путь организации образовательного процесса по Программе: не навязывать ребенку готовых знаний, а указать пути их приобретения.
Цель и задачи по реализации программы.
Цель: всестороннее развитие детей дошкольного возраста, формирование их умственных способностей и творческой активности, развитие необходимых элементарных математических представлений, решение проблемы адаптации к школе.
Задачи:
Образовательные:
Решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые, учить практическим действиям сравнения, уравнивания, счета, вычислений, измерения, классификации, видоизменения и преобразования, комбинирования, воссоздания;
Формировать представления детей об отношениях, зависимостях объектов по размеру, количеству, величине, форме, расположению в пространстве и во времени;
Развивающие:
Развивать психические процессы (слуховое и зрительно-пространственное восприятие, внимание, речь, память, воображение, зрительно-моторная координация);
Развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов решения;
Развивать способность самостоятельно решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые;
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;
Воспитывать интеллектуальную культуру личности на основе овладения предпосылками учебной деятельности.
Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир. На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приёмы; интегрированные формы организации занятий.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы «Занимательная математика» обусловлена тем, что именно в дошкольном возрасте эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребёнком особенностей окружающего мира.
Реализация программы, принимает занимательный характер, предполагает систему увлекательных игр и упражнений математической направленности.
- Содержание программы. Учебный (тематический) план
№ п\п | Тема | Теория | Практика | Итого |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | 2 |
2 | Количество и счёт | 2 | 3 | 5 |
3 | Величина | 1 | 3 | 4 |
4 | Ориентировка в пространстве | 1 | 3 | 4 |
5 | Ориентировка во времени | 1 | 2 | 3 |
6 | Простейшие геометрические представления |
| 2 | 2 |
7 | Геометрические фигуры | 1 | 3 | 4 |
8 | Графические работы | 1 | 3 | 4 |
9 | Конструирование и моделирование | 1 | 3 | 4 |
10 | Логические задачи | 1 | 3 | 4 |
15 | Итого | 10 | 26 | 36 |
3. Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие (2 занятия)
• знакомство и математические игры.
2. Количество и счет (5 занятий)
• числа от 0 до 10;
• порядковый счет в пределах 10 (первый, второй...);
• прямой и обратный счет в пределах 10;
• нахождение и сравнение чисел-соседей;
• решение простейших арифметических задач.
3. Величина (4 занятия)
• сравнение предметов по форме;
• сравнение предметов по цвету;
• сравнение предметов по размерам;
• сравнение предметов по длине и высоте;
• сравнение предметов по ширине и толщине;
• введение в активную речь понятий: большой, маленький; больше, меньше, одинакового размера; длиннее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; тоньше, толще, одинаковые по толщине; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету;
• нахождение в группе предметов «лишнего» предмета, не подходящего по 1-2 признакам;
• подбор и группировка предметов по 1-2 признакам;
• изменение геометрических фигур по 1-2 признакам (размер, цвет, форма);
• методы наложения и приложения;
• прием попарного сравнения.
4. Ориентировка в пространстве (4 занятия)
• ориентировка на листе в клеточку;
• ориентировка в клеточке;
• ознакомление с цифрами и способами их написания;
• ориентировка в кабинете по словесной инструкции;
• понятия: слева, справа, вверху, внизу;
• направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу-вверх, вперед, назад;
• формирование представлений: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом, внутри, вне, глубоко, глубже;
• использование предлогов: в, на, над, под, за, перед, между, от, к.
5. Ориентировка во времени (3 занятия)
• название дней недели;
• название месяцев;
• времена года, год;
• формирование представлений: утро, день, вечер, ночь;
• формирование понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера.
6. Простейшие геометрические представления (2 занятия)
• точка, луч, угол, отрезок;
• прямая, горизонтальная и вертикальная линии;
• ломаная и кривая линии;
• разомкнутые и замкнутые линии;
• ученическая линейка, ее практическое использование;
• знакомство с мерой длины — сантиметром.
7. Геометрические фигуры (4 занятия)
• треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, многоугольник;
• углы, стороны, вершины фигур;
• измерение длин сторон фигур в сантиметрах при помощи ученической линейки;
• выделение из ряда фигур «лишних», не подходящих по 1-2 признакам;
• группировка фигур по 1-2 признакам;
• деление фигур на равные и неравные части;
• сборка целых фигур из 4-8 частей.
8. Графические работы (4 занятия)
• штрихование и раскрашивание;
• рисование по памяти;
• рисование узоров по клеточкам на слух;
• срисовывание предметов по клеткам и по точкам;
• дорисовывание недостающих частей предметов;
• копирование точек, палочек, узоров, ломаных и кривых линий.
9. Конструирование и моделирование (4 занятия)
• собирание мозаики по рисунку и по словесной инструкции;
• собирание кубиков с разноцветными гранями (или фрагментами сказок) по сюжетной картинке;
• работа со строительным материалом (кирпичики);
• собирание конструктора по образцу и по словесной инструкции;
• собирание картинок из частей;
• собирание цифр из счетных палочек;
• игры с бусинками.
10. Логические задачи (4 занятия)
• продолжение логического ряда;
• классификация предметов по признакам;
• нахождение в группе предметов «лишнего» предмета, не подходящего по 1-2 признакам;
• занимательные вопросы, ребусы, логические загадки;
• игры, развивающие память, внимание, воображение и логическое мышление;
• математические конкурсы.
4. Инструменты оценки результатов
Важным средством педагогической работы становиться создание среды и наблюдение за действиями ребенка в этой среде, выявление интереса ребенка и сопровождение его развития. Инструменты работы педагога: дневники наблюдений, карты мониторинга детской инициатвы, детского интереса.
Карта набдюдения должна позволять анализировать развитие ребенка не всравнении с другими членами группы, а в сопоставлении с самим собой во временной динамике. Карта содержит показатели, характеризующие обе составляющие становления самостоятельности:освоение и принятие норм, и сдругой стороны, инициатива, умение выбирать.
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Требования к помещению для учебных занятий: в соответствии с Санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса необходима полноценная группа дошкольного учреждения.
Требования к оборудованию учебного процесса:
Создание условий, обеспечивающих возможность выявления и развития способностей обучающихся: компьютер, принтер, экран, медиапроектор.
Требования к оснащению учебного процесса:
Соблюдение комплектности оснащения образовательного и воспитательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы.
Безопасный доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Перечень методических материалов
Название учебного раздела | Название и форма методического материала |
Все разделы | • строительный набор (кирпичики);
• кубики с сюжетными картинками (8—24 кубика) «Сказки», «Зоопарк», «Овощи и фрукты» и др.;
• кубики Никитина: «Уникуб», «Чудо-куб», «Занимательные кубики»;
• игры Никитина: «Сложи квадрат», «Дроби»;
• конструкторы: «Малыш», «Кроха», «Стеллар», «Лего»;
• рамки-вкладыши Монтессори;
• наборы дидактический, арифметический;
• арифметическое домино;
• коллекция шнуровок (ежик, грибок, белочка и др.);
• мозаика детская;
• коллекция мировых головоломок (Танграм, Гексамино, Пентамино, головоломка Архимеда и др.);
• набор карточек с цифрами от 0 до 20;
• счетная и ученическая линейка, демонстрационный материал по каждой теме программы;
• счетные палочки;
• набор планов по ориентации в кабинете и на улице;
• набор карточек с изображением различных моделей (для сборки конструктора);
• наборы игрушек;
• наборы пластмассовых плоскостных и объемных фигур;
• магнитная доска с набором цифр; пособия: «Круглый год», «Я изучаю дни недели»;
• логические блоки Дьенеша;
• цветные счетные палочки Кюизенера;
• пособие «Домик». |
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Приказ Минпросвещения России № 196 от 09.11.2018 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 № 09-3242);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21...»
Список использованной литературы:
1. Венгер Л. А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989.
2.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, СПб: «Детство – Пресс», 2001г.
3.Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012.
4.Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - М: Просвещение. – 1990
5. Носова Е.А. «Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду». -Л. : 1990.
6.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка ступенька к школе практический курс математики для дошкольников» пособие. Математика для детей 5-6 лет. Москва, Ювента, 2014г.
7.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Задачи в кроссвордах», пособие: Математика для детей 5-6 лет. Москва, Ювента, 2014г.
8.Рихтерман Т.Д. Формирование представлений времени у детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей. - М.: Просвещение,1982.
9.Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М.: Просвещение,1987.
10.Стасова Л.П. Развивающие математические игры-занятия в ДОУ, Воронеж,2008г.
11.Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М., 2005.
12. Шевелев К. В. Конспекты занятий по математике с детьми 5-6 лет. -М.:2009
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mudraya_sova.docx | 40.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Мудрая сова»
Направленность программы: социально-педагогическая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Пояснительная записка……………..………………………………………………………….3
- Содержание программы. Учебный (тематический) план……………...……………………6
- Содержание учебного (тематического) плана………………………………………………..7
- Инструменты оценки результатов………………………………………………………...…..9
- Учебно-методическое и информационное обеспечение программы………………………10
- Список литературы……………………………………………………...………………..…..12
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа «Мудрая сова» (далее Программа) предназначена для развития математических и логических представлений детей 5 – 7 лет, основана на методических пособиях и рекомендациях Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е., К. В. Шевелева. Работа по данной программе позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
Основная форма организации занятий по Программе – игровая, что позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать его математические представления, интеллектуально развивать дошкольника. Занятия по Программе также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.
На занятиях широко используется занимательный материал: задачи- шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.
Актуальность программы
В отечественной и зарубежной педагогической теории, и практике накоплен определённый опыт по обучению детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям. Но, несмотря на наличие обширной литературы по проблемам дошкольного воспитания и развития, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников математике в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание программы является актуальным.
Все родители озабочены проблемой подготовки своих детей к школе, тем более, сегодня, когда открылось много новых образовательных структур: гимназий, лицеев, центров с приоритетными направлениями и др. Многие родители ищут школы с усложнённым программным содержанием, с добавлением так называемых специальных предметов: раннего чтения, математики, компьютерной грамоты, иностранных языков и т.д. В этом случае растёт информационное поле знаний, умений и навыков. Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития. «Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребёнка». Он писал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. «Развитие именно из сотрудничества, что помогает раскрыться имеющимся у ребенка потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои силы».
Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Многие исследования педагогов и психологов показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объём знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать, что – то новое. Поэтому главной целью дошкольной подготовки должно стать всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Очень важно воспитать в ребёнке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, быть самостоятельным в поиске ответов на возникающие вопросы.
Разработанная Программа предназначена для развития и обучения детей 5 – 6 лет, основана на методических рекомендациях развития математических представлений и логического мышления у дошкольников К. В. Шевелева, Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е., учитывались теории А.В. Запорожца о самоценности дошкольного детства, Д.Б. Эльконина о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка, Л.С. Выготского о развивающем обучении.
Обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.
Новизна программы.
Новизна Программы состоит в том, что каждое занятие проводится в виде путешествий, игр, праздников, что не утомляет ребенка и способствует лучшему запоминанию математических категорий.
Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребенка, делают образовательный процесс более легким и радостным, помогают качественно усваивать материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции.
Отличительной особенностью Программы является выделение специфического акцента в содержании образования, который тесно связан с психологическими особенностями ребенка. Этот акцент, как и методические приемы (проблемно-игровые ситуации, деловые и дидактические игры, игры в парах, мини-группах и пр.), выделяется с учетом возраста. Использование индивидуальной дозировки в выборе содержания и повторяемости дидактических воздействий позволяет учитывать индивидуальный темп продвижения ребенка.
К работе с детьми привлекаются родители, которым предоставляется возможность принять участие в итоговом занятии в роли равноправного партнера, познакомиться с достижениями детей, увидеть особенности учебно-игрового общения с дошкольниками. Партнерство со взрослым, совместное решение проблемно-поисковых задач - основной путь организации образовательного процесса по Программе: не навязывать ребенку готовых знаний, а указать пути их приобретения.
Цель и задачи по реализации программы.
Цель: всестороннее развитие детей дошкольного возраста, формирование их умственных способностей и творческой активности, развитие необходимых элементарных математических представлений, решение проблемы адаптации к школе.
Задачи:
Образовательные:
Решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые, учить практическим действиям сравнения, уравнивания, счета, вычислений, измерения, классификации, видоизменения и преобразования, комбинирования, воссоздания;
Формировать представления детей об отношениях, зависимостях объектов по размеру, количеству, величине, форме, расположению в пространстве и во времени;
Развивающие:
Развивать психические процессы (слуховое и зрительно-пространственное восприятие, внимание, речь, память, воображение, зрительно-моторная координация);
Развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов решения;
Развивать способность самостоятельно решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые;
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;
Воспитывать интеллектуальную культуру личности на основе овладения предпосылками учебной деятельности.
Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир. На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приёмы; интегрированные формы организации занятий.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы «Занимательная математика» обусловлена тем, что именно в дошкольном возрасте эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребёнком особенностей окружающего мира.
Реализация программы, принимает занимательный характер, предполагает систему увлекательных игр и упражнений математической направленности.
- Содержание программы. Учебный (тематический) план
№ п\п | Тема | Теория | Практика | Итого |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | 2 |
2 | Количество и счёт | 2 | 3 | 5 |
3 | Величина | 1 | 3 | 4 |
4 | Ориентировка в пространстве | 1 | 3 | 4 |
5 | Ориентировка во времени | 1 | 2 | 3 |
6 | Простейшие геометрические представления |
| 2 | 2 |
7 | Геометрические фигуры | 1 | 3 | 4 |
8 | Графические работы | 1 | 3 | 4 |
9 | Конструирование и моделирование | 1 | 3 | 4 |
10 | Логические задачи | 1 | 3 | 4 |
15 | Итого | 10 | 26 | 36 |
3. Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие (2 занятия)
• знакомство и математические игры.
2. Количество и счет (5 занятий)
• числа от 0 до 10;
• порядковый счет в пределах 10 (первый, второй...);
• прямой и обратный счет в пределах 10;
• нахождение и сравнение чисел-соседей;
• решение простейших арифметических задач.
3. Величина (4 занятия)
• сравнение предметов по форме;
• сравнение предметов по цвету;
• сравнение предметов по размерам;
• сравнение предметов по длине и высоте;
• сравнение предметов по ширине и толщине;
• введение в активную речь понятий: большой, маленький; больше, меньше, одинакового размера; длиннее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; тоньше, толще, одинаковые по толщине; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету;
• нахождение в группе предметов «лишнего» предмета, не подходящего по 1-2 признакам;
• подбор и группировка предметов по 1-2 признакам;
• изменение геометрических фигур по 1-2 признакам (размер, цвет, форма);
• методы наложения и приложения;
• прием попарного сравнения.
4. Ориентировка в пространстве (4 занятия)
• ориентировка на листе в клеточку;
• ориентировка в клеточке;
• ознакомление с цифрами и способами их написания;
• ориентировка в кабинете по словесной инструкции;
• понятия: слева, справа, вверху, внизу;
• направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу-вверх, вперед, назад;
• формирование представлений: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом, внутри, вне, глубоко, глубже;
• использование предлогов: в, на, над, под, за, перед, между, от, к.
5. Ориентировка во времени (3 занятия)
• название дней недели;
• название месяцев;
• времена года, год;
• формирование представлений: утро, день, вечер, ночь;
• формирование понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера.
6. Простейшие геометрические представления (2 занятия)
• точка, луч, угол, отрезок;
• прямая, горизонтальная и вертикальная линии;
• ломаная и кривая линии;
• разомкнутые и замкнутые линии;
• ученическая линейка, ее практическое использование;
• знакомство с мерой длины — сантиметром.
7. Геометрические фигуры (4 занятия)
• треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, многоугольник;
• углы, стороны, вершины фигур;
• измерение длин сторон фигур в сантиметрах при помощи ученической линейки;
• выделение из ряда фигур «лишних», не подходящих по 1-2 признакам;
• группировка фигур по 1-2 признакам;
• деление фигур на равные и неравные части;
• сборка целых фигур из 4-8 частей.
8. Графические работы (4 занятия)
• штрихование и раскрашивание;
• рисование по памяти;
• рисование узоров по клеточкам на слух;
• срисовывание предметов по клеткам и по точкам;
• дорисовывание недостающих частей предметов;
• копирование точек, палочек, узоров, ломаных и кривых линий.
9. Конструирование и моделирование (4 занятия)
• собирание мозаики по рисунку и по словесной инструкции;
• собирание кубиков с разноцветными гранями (или фрагментами сказок) по сюжетной картинке;
• работа со строительным материалом (кирпичики);
• собирание конструктора по образцу и по словесной инструкции;
• собирание картинок из частей;
• собирание цифр из счетных палочек;
• игры с бусинками.
10. Логические задачи (4 занятия)
• продолжение логического ряда;
• классификация предметов по признакам;
• нахождение в группе предметов «лишнего» предмета, не подходящего по 1-2 признакам;
• занимательные вопросы, ребусы, логические загадки;
• игры, развивающие память, внимание, воображение и логическое мышление;
• математические конкурсы.
4. Инструменты оценки результатов
Важным средством педагогической работы становиться создание среды и наблюдение за действиями ребенка в этой среде, выявление интереса ребенка и сопровождение его развития. Инструменты работы педагога: дневники наблюдений, карты мониторинга детской инициатвы, детского интереса.
Карта набдюдения должна позволять анализировать развитие ребенка не всравнении с другими членами группы, а в сопоставлении с самим собой во временной динамике. Карта содержит показатели, характеризующие обе составляющие становления самостоятельности:освоение и принятие норм, и сдругой стороны, инициатива, умение выбирать.
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Требования к помещению для учебных занятий: в соответствии с Санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса необходима полноценная группа дошкольного учреждения.
Требования к оборудованию учебного процесса:
Создание условий, обеспечивающих возможность выявления и развития способностей обучающихся: компьютер, принтер, экран, медиапроектор.
Требования к оснащению учебного процесса:
Соблюдение комплектности оснащения образовательного и воспитательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы.
Безопасный доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Перечень методических материалов
Название учебного раздела | Название и форма методического материала |
Все разделы | • строительный набор (кирпичики); • кубики с сюжетными картинками (8—24 кубика) «Сказки», «Зоопарк», «Овощи и фрукты» и др.; • кубики Никитина: «Уникуб», «Чудо-куб», «Занимательные кубики»; • игры Никитина: «Сложи квадрат», «Дроби»; • конструкторы: «Малыш», «Кроха», «Стеллар», «Лего»; • рамки-вкладыши Монтессори; • наборы дидактический, арифметический; • арифметическое домино; • коллекция шнуровок (ежик, грибок, белочка и др.); • мозаика детская; • коллекция мировых головоломок (Танграм, Гексамино, Пентамино, головоломка Архимеда и др.); • набор карточек с цифрами от 0 до 20; • счетная и ученическая линейка, демонстрационный материал по каждой теме программы; • счетные палочки; • набор планов по ориентации в кабинете и на улице; • набор карточек с изображением различных моделей (для сборки конструктора); • наборы игрушек; • наборы пластмассовых плоскостных и объемных фигур; • магнитная доска с набором цифр; пособия: «Круглый год», «Я изучаю дни недели»; • логические блоки Дьенеша; • цветные счетные палочки Кюизенера; • пособие «Домик». |
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Приказ Минпросвещения России № 196 от 09.11.2018 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 № 09-3242);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21...»
Список использованной литературы:
1. Венгер Л. А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989.
2.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, СПб: «Детство – Пресс», 2001г.
3.Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012.
4.Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - М: Просвещение. – 1990
5. Носова Е.А. «Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду». -Л. : 1990.
6.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка ступенька к школе практический курс математики для дошкольников» пособие. Математика для детей 5-6 лет. Москва, Ювента, 2014г.
7.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Задачи в кроссвордах», пособие: Математика для детей 5-6 лет. Москва, Ювента, 2014г.
8.Рихтерман Т.Д. Формирование представлений времени у детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей. - М.: Просвещение,1982.
9.Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М.: Просвещение,1987.
10.Стасова Л.П. Развивающие математические игры-занятия в ДОУ, Воронеж,2008г.
11.Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М., 2005.
12. Шевелев К. В. Конспекты занятий по математике с детьми 5-6 лет. -М.:2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности «Буги-Вуги»
программа ориентирована на детей 5-7лет, рассчитана на один год обучения....