Технология ТРИЗ
проект (старшая группа)
Технология использования ТРИЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volodchenkova_a.v_tehnologiya_triz_-_kopiya.docx | 369.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование методики ТРИЗ в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста
Актуальность темы.
Эта тема представляется мне особенно актуальной сейчас, когда ФГОС дошкольного образования поставил перед нами задачу - воспитать новое поколение детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Сегодня обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Чтобы наши дети были успешными в будущем, важно с ранних лет воспитывать в них эти качества.
Но как же научить детей мыслить творчески, находить выход из сложных, порой непредсказуемых ситуаций, которые готовит нам наша динамично меняющаяся жизнь?
Здесь на помощь педагогам и психологам приходит ТРИЗ - технология – это теория решения изобретательских задач. Её придумал и разработал бакинский учёный, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер в 50-е годы 20века.
Главная задача – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. Их использование позволяет педагогу-психологу отойти от формальности классических развивающих занятий, так как дети дошкольного возраста с большим желанием включаются в предлагаемые игры и творческие задания. Главным показателем умственного развития ребенка является не столько сумма знаний, сколько совокупность и уровень интеллектуальных умений и мыслительных приемов.
Содержание технологии.
Данная методика является уникальным инструментом, позволяющим:
-развивать творческую составляющую личности;
-находить нестандартные решения проблем;
- обогащать представления об окружающем мире;
-пополнять словарный запас;
-формировать логическое мышление;
Развивать наглядно-образное представление, воображение и память.
Одним из результативных приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста, является выявление и разрешение противоречий. С его помощью, я учу детей видеть в любом объекте и положительные, и отрицательные моменты. Начало мысли, начало интеллекта всегда там, где ребёнок видит противоречие. Например, в игру "Хорошо-плохо” можно начинать играть уже с детьми 4-го года жизни. На улице сегодня дождь. Дождь - это хорошо. Почему? Дождь – это плохо. Почему? Что надо сделать, чтобы не промокнуть? Как укрыться от дождя, если нет зонта?
Метод выявления и разрешения противоречий я использую как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций с детьми старшего дошкольного возраста.
Например, игра «Помоги Золушке». Перед детьми ставится изобретательская задача: Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
Для помощи Золушке дети предлагают такие варианты:
- надо пойти к соседям, попросить у них!
- сходить в магазин, купить новую,
-можно пустой бутылкой,
- найти круглое полено, помыть его и им раскатать…
Задача педагога-психолога выслушать каждого ребенка, давая при этом только положительную оценку «интересно», «необычно», «хорошо», «молодец». Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные идеи. Все идеи разбираем их с детьми по оценке, что в них хорошо, а что не очень. Из всех решений выбираем самое оптимальное. Результаты мозгового штурма можно отразить в продуктивной деятельности. Ребенок развивается только в актуальных для его возраста и индивидуальных возможностей видах деятельности и, прежде всего в игре, конструировании, изобразительной деятельности.
Ситуации должны быть доступны детям по возрасту. Темы могут быть самые разные.
Активное обсуждение развивает коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, повышает самооценку.
Используя метод поиска аналогий, я учу детей сравнивать, находить в предметах и явлениях общие и отличительные признаки.
Например, игра «Теремок». Детям раздаются игрушки, карточки с изображениями или любые предметы, которые есть рядом. Один из детей выбирается хозяином теремка. Другие по очереди подходят к домику и просятся в него:
-Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я - пирамидка. А ты кто?
- А я – яблоко. Пусти меня к себе жить!
- Скажешь, чем на меня похоже – пущу.
Гость сравнивает оба предмета и называет найденные общие признаки. Например, он может сказать, что и у пирамидки есть зелёное колечко, и яблоко зелёное. Если у него это получается, то он становится хозяином теремка. И дальше игра продолжается. Если кто-то не может ответить, то помогают остальные дети. Как вариант игры - можно сравнить предметы и найти не только сходство, но и их отличие.
Очень любят дети игры-перевоплощения, в основе которых лежит прием личностной аналогии - эмпатии.
В ходе игры я предлагаю ребенку представить себя в качестве какого-нибудь предмета или явления.
Например, на прогулке: «Представь, что ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?”
Много подобных игр удобно и целесообразно проводить в сенсорной комнате. Благодаря подобранному учреждением оборудованию, ребенок попадает в комфортную для игры и творчества среду. На мягких матах можно лежать, ползать, использовать мягкие модули для построек и решения практических задач.
-Представь, что ты стул. Что чувствует стул вечером, когда уже все ушли, выключили свет, закрыли дверь..?
(в сенсорной комнате есть возможность использовать различные источники света, в т.ч. тусклое свечение). Игра развивает аналитические способности ребенка, а также его эмоциональную сферу, умение сопереживать объекту, ставить себя на место другого.
Цель данной технологии - не просто развивать фантазию ребенка, а научить мыслить системно, видеть мир как совокупность связанных между собой элементов.
«Жил-был Лягушонок. Оно был… каким? Да, маленьким, зеленым, большеглазым, быстрым, прыгучим, весёлым, квакающим.
-А где живёт Лягушонок?
-в водоёме, в пруду.
-Кто еще там живёт, рядом с лягушонком?
-стрекозы,
-рыбки.
-По ночам Лягушонок в самых интересных снах видел свое детство. И был он тогда кем?
-маленьким…Головастиком.
- Лягушонку даже не верилось, что, когда- нибудь он вырастет и станет каким?
-Большим.
-А вы можете представить себя взрослыми. Ка вы будете выглядеть, чем заниматься, кем работать? Чему можно научиться, когда станешь взрослым?
Игры, которые я использую в работе с детьми.
Они направлены на развитие и ассоциативного, и словесно-логического, и нестандартного мышления; на развитие способности выявлять свойства объектов, пространственно-временных признаков и др.
«Был, есть, будет», «Кто я?», «Волшебная палочка», «Хорошо-плохо»,«Мешочек с сокровищами»,«Да-нетки», «Что сначала, что потом?», «Теремок», «Потеряшки», «Сказки наоборот», «Цепочка», «Давай меняться» и др.
Используемые игры и приемы не требуют специально отведенного времени. Их можно проводить как на фронтальных занятиях, так и в индивидуальной работе.
Элементы технологии применяются в работе с детьми всех возрастных групп. Принцип проведения - от простого к сложному. Именно так развивается наглядно-действенное мышление у детей. Оно возникает там, где ребенок встречается с новыми условиями и новым способом решения проблемной практической задачи. Дошкольный возраст- это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок, являются образные средства: сенсорные эталоны, символы и знаки, носящие образный характер.
Наглядно-действенное мышление содержит все основные компоненты мыслительной деятельности: определение цели, анализ условий, выбор средств достижения. При решении практической проблемной задачи проявляются ориентировочные действия не только на внешние свойства и качества предметов, но и на внутренние взаимосвязи предметов в проблемной ситуации, под которой понимают такую ситуацию, в которой нельзя действовать привычными способами, а нужно преобразовать свой прошлый опыт, найти новые пути его использования.
Результаты использования технологии.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от нормально развивающихся сверстников, не умеют ориентироваться в условиях проблемной практической задачи, они не анализируют эти условия. У них наблюдается слабая взаимосвязь между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом, образом, страдает формирование элементов логического мышления, оно развивается замедленно. Использование ТРИЗ является одним из способов компенсации и развития всех мыслительных операций, практических действий и в конечном итоге служит глобальной цели социальной адаптации ребенка с ОВЗ. Огромное достоинство ТРИЗ - технологии в том, что используемые приемы работы позволяют снять психологические барьеры, боязнь нового, неизвестного, избежать отказа от учебной деятельности детей с низкой мотивацией.
Планирую и дальше вести коррекционно-развивающую работу, используя эту универсальную технологию, потому что она без сомнения имеет высокие результаты коррекционно-развивающей работы. Дети рады такой форме взаимодействия с педагогом-психологом, нет протестных реакций и отказа от игры, повысилась активность и учебная мотивация. Дети научились обосновать многие противоречия, с которыми сталкиваются в игре и повседневной жизни, они становятся непринуждённее, учатся находить позитивные решения возникших проблем, повышается их самооценка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях развития речи с детьми старшего дошкольного возраста
Презентация на тему: «Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях...
Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника
Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...
Презентация - Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника.
Материал для воспитателей детского сада....
Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)
Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментиро...
Открытый просмотр по технологии ТРИЗ в рамках ГМО «Игры ТРИЗ в режимных моментах»
Цель: активизировать творческую и мыслительную активность у детей.Задачи:· Развивать умение самостоятельно задавать вопросы и находить противореч...