Технология ТРИЗ
проект (старшая группа)

Володченкова Анна Владимировна

Технология использования ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volodchenkova_a.v_tehnologiya_triz_-_kopiya.docx369.8 КБ

Предварительный просмотр:

F:\Фото сад элина\DSC_3538.JPG F:\Фото сад элина\DSC_3538.JPG

F:\Фото сад элина\DSC_3538.JPG

Использование методики ТРИЗ  в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста

Актуальность темы.

Эта тема представляется мне особенно актуальной сейчас, когда ФГОС дошкольного образования поставил перед нами задачу - воспитать новое поколение детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Сегодня обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Чтобы наши дети были успешными в будущем, важно с ранних лет воспитывать в них эти качества.

    Но как  же научить детей мыслить творчески, находить выход из сложных, порой непредсказуемых ситуаций, которые готовит нам наша динамично меняющаяся жизнь?

Здесь на помощь педагогам и психологам приходит   ТРИЗ - технология – это теория решения изобретательских задач. Её придумал и разработал бакинский учёный, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер в 50-е годы 20века.

 Главная задача  – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. Их использование позволяет педагогу-психологу отойти от формальности классических развивающих занятий, так как дети дошкольного возраста с большим желанием включаются в предлагаемые игры и творческие задания. Главным показателем умственного развития ребенка является не столько сумма знаний, сколько совокупность и уровень интеллектуальных умений и мыслительных приемов.

Содержание технологии.

Данная методика является уникальным инструментом, позволяющим:

-развивать творческую составляющую личности;

-находить нестандартные решения проблем;

- обогащать представления об окружающем мире;

-пополнять словарный запас;

-формировать логическое мышление;

Развивать наглядно-образное представление, воображение и память.

Одним из результативных  приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста, является выявление и разрешение противоречий.  С его помощью,  я учу детей  видеть в любом объекте и положительные, и отрицательные моменты. Начало мысли, начало интеллекта всегда там, где ребёнок видит противоречие.    Например, в игру "Хорошо-плохо” можно начинать играть уже с детьми 4-го года жизни. На улице сегодня дождь. Дождь - это хорошо. Почему? Дождь – это плохо. Почему? Что надо сделать, чтобы не промокнуть? Как укрыться от дождя, если нет зонта?

Метод выявления и разрешения противоречий я использую как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций с детьми старшего дошкольного возраста.

Например, игра «Помоги Золушке». Перед детьми ставится изобретательская задача: Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

Для помощи Золушке дети предлагают такие варианты:

- надо пойти к соседям, попросить у них!

- сходить в магазин, купить новую,

-можно пустой бутылкой,

- найти круглое полено, помыть его и им раскатать…

Задача педагога-психолога выслушать каждого ребенка, давая при этом только положительную оценку «интересно»«необычно»«хорошо»«молодец». Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные идеи. Все идеи разбираем их с детьми по оценке, что в них хорошо, а что не очень. Из всех решений выбираем самое  оптимальное. Результаты мозгового штурма можно отразить в продуктивной деятельности. Ребенок развивается только в актуальных для его возраста и индивидуальных возможностей видах деятельности и, прежде всего в игре, конструировании, изобразительной деятельности.

Ситуации должны быть доступны детям по возрасту. Темы могут быть самые разные.

Активное обсуждение  развивает коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, повышает самооценку.

Используя метод  поиска аналогий, я учу детей сравнивать, находить в предметах и явлениях общие и отличительные признаки.

Например, игра «Теремок». Детям раздаются игрушки, карточки с изображениями или любые предметы, которые есть рядом. Один из детей выбирается хозяином теремка. Другие по очереди подходят к домику и просятся в него:

-Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я - пирамидка. А ты кто?

- А я – яблоко. Пусти меня к себе жить!

- Скажешь, чем на меня похоже – пущу.

Гость сравнивает оба предмета и называет найденные общие признаки. Например, он может сказать, что и у пирамидки есть зелёное колечко, и яблоко зелёное. Если у него это получается, то он становится хозяином теремка. И дальше игра продолжается. Если кто-то не может ответить, то помогают остальные дети. Как вариант игры - можно сравнить предметы и найти не только сходство, но и их отличие.

Очень любят дети игры-перевоплощения, в основе которых лежит прием личностной аналогии - эмпатии.

В ходе игры я предлагаю ребенку представить себя в качестве какого-нибудь предмета или явления.

Например, на прогулке: «Представь, что ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?”

Много подобных игр удобно и целесообразно проводить в сенсорной комнате. Благодаря подобранному учреждением оборудованию, ребенок попадает в комфортную для игры и творчества среду. На мягких матах можно лежать, ползать, использовать мягкие модули для построек и решения практических задач.

-Представь, что ты стул. Что чувствует стул вечером, когда уже все ушли, выключили свет, закрыли дверь..?

  (в сенсорной комнате есть возможность использовать различные источники света, в т.ч.  тусклое свечение). Игра развивает аналитические способности ребенка, а также его эмоциональную сферу, умение сопереживать объекту, ставить себя на место другого.

Цель данной технологии - не просто развивать фантазию ребенка, а научить мыслить системно, видеть мир как совокупность связанных между собой элементов.

«Жил-был Лягушонок. Оно был… каким? Да, маленьким, зеленым, большеглазым, быстрым, прыгучим, весёлым, квакающим.

-А где живёт Лягушонок?

-в водоёме, в пруду.

-Кто еще там живёт, рядом с лягушонком?

-стрекозы,

-рыбки.

-По ночам Лягушонок в самых интересных снах видел свое детство. И был он тогда кем?

-маленьким…Головастиком.

- Лягушонку даже не верилось, что, когда- нибудь он вырастет и станет каким?

-Большим.

-А вы можете представить себя взрослыми. Ка вы будете выглядеть, чем заниматься, кем работать? Чему можно научиться, когда станешь взрослым?

 Игры, которые я использую в  работе с детьми.

Они  направлены на развитие и  ассоциативного, и словесно-логического, и  нестандартного мышления; на развитие способности  выявлять свойства объектов, пространственно-временных признаков и др.

      «Был, есть, будет», «Кто я?», «Волшебная палочка», «Хорошо-плохо»,«Мешочек с сокровищами»,«Да-нетки», «Что сначала, что потом?», «Теремок», «Потеряшки», «Сказки наоборот», «Цепочка», «Давай меняться» и др.

        Используемые игры и приемы не требуют специально отведенного времени. Их можно проводить  как на фронтальных занятиях, так и в индивидуальной работе.

Элементы технологии применяются в работе с детьми всех возрастных групп. Принцип проведения - от простого к сложному. Именно так развивается наглядно-действенное мышление у детей. Оно возникает там, где ребенок встречается с новыми условиями и новым способом решения проблемной практической задачи. Дошкольный возраст- это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок, являются образные средства: сенсорные эталоны, символы и знаки, носящие образный характер.

Наглядно-действенное мышление содержит все основные компоненты мыслительной деятельности: определение цели, анализ условий, выбор средств достижения.   При решении практической проблемной задачи проявляются ориентировочные действия не только на внешние свойства и качества предметов, но и на внутренние взаимосвязи предметов в проблемной ситуации, под которой понимают такую ситуацию, в которой нельзя действовать привычными способами, а нужно преобразовать свой прошлый опыт, найти новые пути его использования.

Результаты использования технологии.

   Дети с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от нормально развивающихся сверстников, не умеют ориентироваться в условиях проблемной практической задачи, они не анализируют эти условия.  У них наблюдается слабая взаимосвязь между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом, образом, страдает формирование элементов логического мышления, оно развивается замедленно. Использование ТРИЗ  является одним из способов компенсации и развития всех мыслительных операций, практических действий и в конечном итоге служит глобальной цели социальной адаптации ребенка с ОВЗ. Огромное достоинство ТРИЗ - технологии в том, что используемые приемы работы позволяют снять психологические барьеры, боязнь нового, неизвестного, избежать отказа от учебной деятельности детей с низкой мотивацией.

      Планирую и дальше вести коррекционно-развивающую работу, используя эту универсальную технологию, потому что она без сомнения  имеет высокие результаты коррекционно-развивающей работы.  Дети рады такой форме взаимодействия с педагогом-психологом, нет протестных реакций и отказа от игры, повысилась активность и учебная мотивация. Дети научились обосновать многие противоречия, с которыми сталкиваются в игре и повседневной жизни, они становятся непринуждённее, учатся находить позитивные решения возникших проблем, повышается их самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях развития речи с детьми старшего дошкольного возраста

     Презентация на тему:              «Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях...

Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника

Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...

Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)

Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментиро...

Открытый просмотр по технологии ТРИЗ в рамках ГМО «Игры ТРИЗ в режимных моментах»

Цель: активизировать творческую и мыслительную активность у детей.Задачи:·         Развивать умение самостоятельно задавать вопросы и находить противореч...