Проект "Богатыри Земли Русской"
проект (старшая группа)
В процессе проекта дети знакомятся с подвигами воинов - защитниками Земли Русской. Они получают знания о быте русского народа и применяют их в самостоятельном творчестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 926.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад «Улыбка
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ВЕРНОСТЬ РОДНОЙ ЗЕМЛЕ»
Старшая группа
Руководитель проекта:
Чиркова Е.Н. воспитатель
первой квалификационной категории
с.п. Салым
Аннотация
Данный проект рассчитан для детей старшей группы. Реализация проекта поможет познакомить и расширить представления детей о Древней Руси, о защитниках родины – русских богатырях
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Верность родной земле» |
Основные разработчики проекта | Чиркова Елена Николаевна - воспитатель старшей группы |
Проект: | краткосрочный, групповой, познавательно - творческий |
Цель и задачи проекта | Цель: Формировать представление о героическом прошлом, будущем и настоящем русского народа, истории Древней Руси, о великих русских богатырях - защитниках земли русской, чувство патриотизма, гордости и уважения за землю русскую. Задачи: Образовательные: - Познакомить с историей нашей Родины. - Формировать представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. - Вызвать у детей интерес к первым защитникам русской земли – богатырям. - Расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, рассказов об исторических событиях нашей Родины, иллюстраций картин художников. Развивающие: - Развивать познавательную и творческую активность детей, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания. - Развивать речь детей, активизировать словарь терминами, которые будут встречаться в работе по изучению темы. Воспитательные: - Воспитывать любовь к родной земле. - Воспитывать чувство гордости за защитников Родины. - Воспитывать любовь к Родине, гордость за богатырскую силу родной страны |
Сроки и этапы реализации проекта, основные мероприятия | Реализация проекта включает в себя три этапа:
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, определение цели и задач проекта, подбор наглядного материала (картинки, иллюстрации), игрового и дидактического материала, материалов для творчества, мультфильмов, песен, стихов, загадок про русских богатырей.
Организация и проведение циклов занятий, совместных мероприятий, оформление альбомов ««Верность родной земле», заучивание стихов, песен, загадок, создание экспозиций
Обобщение результатов работы. Проведение совместного мероприятия. |
Исполнители проекта | Воспитатели Дети старшей группы Родители воспитанников |
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта | Сформировать у детей представления о богатырях, защитниках земли русской. Проявляют творческую активность в познании окружающего мира и самовыражают его через творческую деятельность на основе новых впечатлений. Активно вступают в речевую и продуктивную деятельность. Активно вступают во взаимодействие со взрослыми во всех видах детской деятельности. Пополнена развивающая среда материалами по теме проекта. Родитель активный участник в проекте |
Проблема: Какими были защитники земли русской? Как они возникли? Недостаточная информированность детей о защитниках русской земли.
Актуальность проекта
Большие изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Наши дети уже не мечтают стать доблестными войнами и не считают защиту своей Родины - священным долгом. День Защитника Отечества уже не ассоциируется с вооруженными силами. Этот день постепенно превратился в праздник, равносильный международному женскому дню. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. За период дошкольного детства дети должны получить основы представлений о возникновении Государства Российского, первых князьях; о богатырской славе и верности народа Отечеству своему; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Это обогатит их любовь к Отчизне, вызовет стремление быть похожими на наших великих предков.
Этот проект является отличной возможность воспитать чувство гордости за свой народ, за армию, Родину. Вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны.
Новизна: В процессе проекта дети знакомятся с подвигами воинов - защитниками Земли Русской. Они получают знания о быте русского народа и применяют их в самостоятельном творчестве.
Цель проекта: Формировать представление о героическом прошлом русского народа, истории Древней Руси, о великих русских богатырях - защитниках земли русской, чувство патриотизма, гордости и уважения за землю русскую.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Познакомить с историей нашей Родины.
- Формировать представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
- Вызвать у детей интерес к первым защитникам русской земли – богатырям.
- Расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, рассказов об исторических событиях нашей Родины, иллюстраций картин художников.
Развивающие:
- Развивать познавательную и творческую активность детей, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания.
- Развивать речь детей, активизировать словарь терминами, которые будут встречаться в работе по изучению темы.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к родной земле.
- Воспитывать чувство гордости за защитников Родины.
- Воспитывать любовь к Родине, гордость за богатырскую силу родной страны
Ресурсное обеспечение
- Книги
- Журналы
- Художественные произведения
- Иллюстрации
Этапы проведения
1 этап организационно – подготовительный
Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Вызвать у детей интерес к проекту.
Подборка материалов и литературы с информацией по теме проекта.
Сбор дидактического и методического материала.
Разработка плана работы по реализации проекта.
2. Основной (практический) этап.
Совместная деятельность воспитателей, детей и родителей по теме: «Верность родной земле».
Продуктивная деятельность детей, родителей, педагогов.
Содержание | Содержание |
Постановка проблемной ситуации | Беседы, совместная образовательная деятельность |
Активное внедрение различных форм работы с детьми | Художественно эстетическая деятельность. Ознакомление с художественной литературой, изучение пословиц, поговорок по данной теме. Ознакомление с особенностями былинного жанра, виртуальные экскурсии в виде презентаций, просмотр мультфильмов на данную тему. Ознакомление с музыкальными произведениями. Рассматривание картин. Составление рассказов. Интеллектуальные игры. Пальчиковые игры. Дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры. Встреча с воспитанниками кадетского класса СОШ №2. (интервью кадетов с детьми о защитниках земли русской). |
Развивающая предметная среда | Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм; подборка наглядного пособия: дидактических игр, иллюстрационного материала, картин, разнообразных репродукций. |
Работа с родителями: | Консультации, беседы, рекомендации. Создание макетов-образов русских богатырей |
3.Заключительный этап.
Обобщение результатов работы
Анализ деятельности
Презентация опыта работы
Результаты проекта
В ходе реализации проекта дети активно участвовали во всех мероприятиях проекта. Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей в освоении полученных ранее и вновь приобретенных знаний о былинных богатырях, рыцарях, воинах. Повысить интерес детей и родителей к героическому прошлому и настоящему русского народа. В ходе реализации проекта была создана благоприятная атмосфера для сближения всех участников проекта, реализованы творческие способности взрослых и детей.
Список литературы:
1. Кузьмин И.А. Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» М.: Издательский дом «Истоки», 2009.
2.Книги для развития детей 5-6 лет «Верность родной земле»
3.Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. – М., 2013.
4. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 5-6 лет.
– М., 2007.
5. Кодрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? – М., 2005.
6. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.
М., 2003.
7. Интернет-сайт Википедия
Приложение 1
Конспект итогового
занятия с детьми и родителями
по программе
«Социокультурные истоки»
в старшей группе
Тема: «Верность родной земле»
Разработан:
воспитателем 1кв.категории
Чирковой Е.Н.
с.п. Салым
Цель: Продолжать работу с детьми по освоению социокультурной категории «Вера»
Задачи.
Образовательные:
- Подвести итоги по первоначальному освоению духовно-нравственной категории «Вера».
- Формировать представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
- Закреплять и расширять представления о силе и славе Русских богатырей.
Развивающие:
- Развивать мотивацию на общение в паре.
- Развивать речь детей, активизировать словарь терминами, которые встречались в работе по изучению темы.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к родной земле.
- Воспитывать чувство гордости за защитников Родины.
Виды деятельности: коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы, игровая, познавательная
Методы: Словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, игровые
Методические приёмы:
Словесные: художественное слово (загадки, пословицы), пояснения, поощрение, эмоциональный настрой, беседа, вопросы и ответы, уточнения, объяснения.
Наглядные: «Оберег моей семьи», доспехи и снаряжение богатыря.
Практические: общение детей при выполнении задания «Что может пригодиться в бою богатырю?», общение детей с воспитателем и родителями при создании оберега.
Игровые: пальчиковая игра «1,2,3,4,5 – Русь идем мы защищать», физминутка «За высокими горами».
Формы организации: фронтальная, работа в паре.
Оборудование: магнитная доска; сундучок, картинки – отгадки (щит, меч, шлем, кольчуга), книги № 1 для развития детей дошкольного возраста (5 - 6 лет) «Верность родной земле», заготовки для аппликации «Оберег для моей семьи»
Предварительная работа:
- чтение былин: «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович»;
- беседа о богатырях, о русских воинах;
- дидактические игры «Собери богатыря в дорогу», «Узнай богатыря по описанию, по отрывку из былины»;
- рассматривание и беседа по картине В.М. Васнецова «Богатыри»;
- рассматривание иллюстраций о воинах;
- разучивание пословиц и поговорок;
- разучивание физминуток, пальчиковых и подвижных игр;
- работа с раскрасками «Богатыри»;
- оформление информационного экрана «Верность родной земле» для родителей
Интеграция: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Ход
Подготовительный этап
Организационный момент
(дети и родители под звон колокольчика становятся в круг)
Психологический настрой:
С детства мы любим играть и смеяться,
С детства мы учимся добрыми быть,
Вот бы такими всегда оставаться,
Чтоб улыбаться и крепко дружить.
Воспитатель: - Здравствуйте ребята, здравствуйте мамы и папы! Я рада снова видеть вас. Проходите, пожалуйста, присаживайтесь. (Мамы берут своего ребенка за руку и сажают его на стул, сами садятся позади своего ребенка.)
Работа в круге
Показываю детям сундучок.
- Ребята, вы хотите узнать, что в моем сундучке?
- Давайте скажем волшебные слова и узнаем, что в сундучке:
- Чик, Чук, чак, чок – открывайся сундучок.
(Дети поизносят слова)
- А в моем сундучке лежат загадки, отгадайте их.
1. Рубашку такую не вяжут, не шьют
Ее из колечек железных плетут (кольчуга)
Достаю из сундучка картинку отгадку, и прикрепляю на фланелеграф и т.д..
2. Железная шапка с острым концом
А спереди клюв навис над лицом (шлем).
3. Орудие это не просто поднять
Не просто поднять и в руке удержать
Снести им легко было голову с плеч,
Ну что, догадались, конечно же (меч).
4. Чтоб грудь защитить от ударов врага
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит
Тяжелый, блестящий, раскрашенный (щит).
- Все загадки мои отгадали. Пора нам и отдохнуть.
Пальчиковая игра «1,2,3,4,5 – Русь идем мы защищать»
1,2,3,4,5 – пальчики «здороваются».
Русь идём мы защищать – (указательный и средний пальцы идут по столу «ножки»).
Нам поможет щит и меч – (ладонь и скрещенные указательные пальцы).
Родину навек сберечь – (сцепить пальцы в один кулак).
- А теперь посмотрите на картинки-отгадки, как все эти предметы мы назовем одним словом? (Ответы детей.)
- Правильно, а кому они принадлежат? Кто такие богатыри? Откуда вы узнали о них? (Ответы детей)
- Все верно, из былин мы узнали о богатырях, которые жили в далекой старине и прославлялись своими подвигами и делами. А что такое былина? (Ответы детей)
- Слово былина произошло от слова быль - это то, что было когда-то давно.
В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень не легкой на Руси. В былинах говорится о борьбе русского народа с врагами, о силе русских воинов. Из былин мы узнали что, богатыри были сильными, много тренировались: упражнялись в умении владеть мечом, копьем, луком, упражнялись в выносливости, силе, ловкости, быстроте, скачках на конях, боролись друг с другом, от того и были такими сильными и могучими. Русский богатырь обладал особой силой духа. Это был, прежде всего, человек, готовый в любую минуту встать на защиту Родины и одолеть лютого врага. Верность родной земле помогала могучим богатырям одержать множество славных побед.
- Сегодня на занятии мы продолжим разговор с вами о вере и о верных людях нашей родной, русской земли.
- Ребята, как вы понимаете слова «Верность родной земле»? (Ответы детей)
- В чем проявлялась верность славных богатырей родной земле?
- Русский народ придумал много пословиц о силе и верности. Уважаемые мамы и папы, если вы знаете их, расскажите. (Родители рассказывают пословицы)
- Ребята, назовите трех главных богатырей, которые стояли на рубежах Русской земли? (Ответы детей.)
- С кем они сражались и кого победили в трудном бою?
- Какими качествами обладали богатыри? (Дети перечисляют)
- Молодцы! Ребята, а в наше время есть богатыри? (Ответы детей.)
- Кого можно назвать богатырями? (Ответы детей.)
- Правильно, они днем и ночью охраняют Родину, отдают свои жизни ради спасения других.
Задание «Что может пригодиться в бою богатырю»
- Откройте, пожалуйста, книгу на той странице, где лежит закладка, внимательно рассмотрите картинки и выберите то, что может пригодиться богатырю в бою. Объясните свой выбор.
- Молодцы, ребята вы правильно выполнили задание, а вы знаете, что богатыри после тяжелого боя любили отдохнуть, так вот и я вам тоже предлагаю отдохнуть.
Физкультминутка.
За высокими горами, (поднимают руки вверх)
За широкими долами, (разводят руки в стороны)
На границе у реки (плавные движения руками перед собой)
Дозором шли богатыри. («идут» друг за другом по кругу)
Очень сильные, (останавливаются, поворачиваются в круг лицом, сжимают кулаки)
Очень зоркие. (приставляют руку к глазам, смотрят по сторонам)
Землю русскую любили, (разводят руки в стороны, «обнимают» себя)
Свой народ освободили. (руки вверх, кричат: «Ура!»)
- Почему наш народ любит и помнит русских богатырей?
Ресурсный круг (с делегированием) «За что люди благодарны защитникам Земли Русской? »
Задание для родителей и детей.
- Вам сейчас надо разделиться на микрогруппы, подумать и ответить на вопрос: «За что люди благодарны защитникам Земли Русской?». Делегирование ответа поручается ребенку из каждой микрогруппы.
(Дети и родители предлагают свои варианты ответов на заданный вопрос, приходят к общему решению.)
- Если вы готовы, то начинайте свой ответ со слов, мы считаем….
- Мы все говорим о богатырях защитниках Земли Русской, скажите, какой предмет защищал богатыря в бою? Верно, это щит. Слово «щит» означает навес, защита.
- Ребята, а вы знаете, что на щите у богатыря означает знак Солнца. (Предположения детей.)
- Солнце – знак непобедимости. Знак Солнца был призван помогать богатырю, отражать удары врага, сохранять ему жизнь. Так вот, я вас приглашаю в мастерскую сделать оберег (щит), который будет защищать вас и вашу семью как русских богатырей.
(Родители и дети проходят к столам и делают обереги)
Заключительный этап
- Ребята, сегодня мы с вами еще раз вспомнили подвиги русских богатырей. Я думаю, что когда нашей Родине потребуется ваша помощь и защита, вы будете достойными богатырями своего времени!
- Наши дети счастливы, они живут в мире, где нет сил темных, нет зла. Важно научить детей ценить то, что имеют современные люди, благодаря современным защитникам Отечества.
- Что интересного вы увидели сегодня на занятии? Почему, по вашему мнению, важно воспитать у ребенка преданность и верность (Отчизне, семье, своему народу)? (Ответы родителей.)
- А теперь послушайте ребята, какой наказ нам оставили богатыри.
Защищать свою Родину, беречь её.
Защищать слабых, бедных, стариков и детей.
Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.
Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
Приложение 2
Письма родителям от детей
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
НАШИ БОГАТЫРИ ПОПАЛИ В СЛОЖНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ!
НАМ СРОЧНО НУЖНО ДЛЯ ОХРАНЫ НАШЕЙ ЗАСТАВЫ ГДЕ-ТО ВЗЯТЬ КОНЕЙ!!!
ПРЕДЛАГАЕМ ВАМ ПОМОЧЬ НАМ И СДЕЛАТЬ ДОМА ДЛЯ НАШЕЙ ИГРЫ КОНЕЙ ИЗ ПОДРУЧНОГО МАТЕРИАЛА (НОСОК, ПРЯЖА, КЛЮШКА ИЛИ ПАЛКА, ПУГОВИЦЫ, ПОЯСКИ И ВАША ФАНТАЗИЯ)
ЖДЁМ!!!
СПАСИБО ЗА ОТЗЫВЧИВОСТЬ И УЧАСТИЕ В ЖИЗНИ БОГАТЫРСКОЙ ЗАСТАВЫ!
Физкультминутка: «За высокими горами»
За высокими горами, (поднимают руки вверх)
За широкими долами, (разводят руки в стороны)
На границе у реки (плавные движения руками перед собой)
Дозором шли богатыри. («идут» друг за другом по кругу)
Очень сильные, (останавливаются, поворачиваются в круг лицом, сжимают кулаки)
Очень зоркие. (приставляют руку к глазам, смотрят по сторонам)
Землю русскую любили, (разводят руки в стороны, «обнимают» себя)
Свой народ освободили. (руки вверх, кричат: «Ура!»)
Физкультминутка: «Богатыри».
Богатырь- вот он каков: (Показывают силу богатыря)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял, (Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко — зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
Пальчиковая игра «1,2,3,4,5 – Русь идем мы защищать»
1,2,3,4,5 – пальчики «здороваются».
Русь идём мы защищать – (указательный и средний пальцы идут по столу «ножки»).
Нам поможет щит и меч – (ладонь и скрещенные указательные пальцы).
Родину навек сберечь – (сцепить пальцы в один кулак).
Создание макетов - образов «Русские богатыри»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/27/picture-71480.jpg)
«Защитники земли русской – русский полководец М.И. Кутузов»
Сценарий познавательного занятия в подготовительной группе детского сада...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/31/picture-699668-1446301758.jpg)
В рамках проекта "Русские богатыри". Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»
Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание: - учить рисовать ру...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/22/picture-361525-1511369042.jpg)
Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»
Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/22/picture-361525-1511369042.jpg)
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русские богатыри». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»
Цель: Формировать представление о героических защитниках русской земли.Задачи: 1.Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).2.Развивать умение передавать пропорц...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/14/picture-592417-1663185223.jpg)
Конспект НОД по музейно – педагогической программе: «Здравствуй, музей!». Тема: «Богатыри земли Русской: сила русская, богатырская…»
Занятие было проведено по музейно педагогической программе "Мы входим в мир прекрасного"Дошкольное отделение-Здраствуй музей!. Занятие интегрированное.....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/24/picture-1366670-1637786174.jpg)
Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...