Конспект НОД по музейно – педагогической программе: «Здравствуй, музей!». Тема: «Богатыри земли Русской: сила русская, богатырская…»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Занятие было проведено по музейно педагогической программе "Мы входим в мир прекрасного"Дошкольное отделение-Здраствуй музей!. Занятие интегрированное..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie1.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
СП ДС «Гнёздышко» ГБОУ СОШ №1 г.о. Кинель.
Конспект НОД
по музейно – педагогической программе: «Здравствуй, музей!».
Тема: «Богатыри земли Русской: сила русская, богатырская…»
Подготовил и провел; воспитатель
Роганова Светлана Валерьевна
Кинель 2018 г.
Цель: формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие, «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
ОО «Познавательное развитие»:
- закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, сапоги, названия оружия русского воина (копье, меч, лук со стрелами, булава);
-воспитывать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;
-развивать способность детей к самостоятельному анализу.
ОО «Речевое развитие»:
- учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы, прилагательные.;
-.активизировать использование слов и словосочетаний: богатыри, доспехи, кольчуга, шлем, кольчужные рукавицы, оружие богатырей (булава, палица, копьё, меч, щит), реставрация, реставратор
- сформировать умение заканчивать предложение.(ПОСЛОВИЦУ,ПОГОВОРКУ).
ОО «Физическое развитие»:
-согласовывать ритм движений со словами.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»:
-Продолжить знакомить детей с известными произведениями живописи, в которых выражена красота русского человека (характер, внутренний мир, исторические и культурные традиции);
-закрепить умение украшать доспехи и оружие русских богатырей используя акварель, восковые мелки, фломастеры развивать мелкую моторику.
-развивать художественное восприятие , умение откликаться и понимать художественный образ, активизировать проявление эстетических чувств, эмоций;
ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
-побуждать детей включаться в совместную с взрослым игровую ситуацию;
-обогащать знаниями, способствующими усвоению определенных норм морали, нравственности, патриотизма;
- воспитывать смелость, решительность, чувство товарищества, уверенность в своих силах и настойчивость в преодолении препятствий;
Оборудование: презентация «Богатыри земли русской», мольберт, группа «Цветы» «Богатырская сила наша» композитор А. Н. Пахмутова; фонарь, шаблоны картонные орудия и доспехи русских богатырей (меч, щит, шлем),большой самодельный шлем, акварель, кисти, стаканчики-непроливайки, подставки под кисти, салфетки, картина В.Васнецова 5 штук, 10 штук металлических мочалок, 10 штук деревянных палочек, 5 штук луп, нарукавники и фартуки по количеству детей.
Предварительная работа: Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»;
Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане и его славном сыне царе Гвидоне».
Основные виды деятельности детей .
Детская деятельность | Формы работы |
Двигательная |
Игровое упражнение «Гусеница», Физкультминутка «Богатыри». |
Изобразительная | Творческая деятельность детей. Украшение доспехов и оружия богатырей орнаментом и узорами, (цветные карандаши, акварель и фламастеры, восковые мелки)..
|
Коммуникативная | Игра –ситуация «Поможем расколдовать богатырей от Соловья разбойника» Дидактические, словесные игры «Отгадай загадку, и подбери слово», Беседа по картине В.В.Васнецова «Три богатыря»; Словесная игра «Да-нет!». |
Познавательно-исследовательская | Беседа о прошлом России, о богатырях. Игр.Упр «Назови оружие и доспехи богатырей». Знакомство детей с произведениями живописи «Святогор богатырь», «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Три богатыря» художника В.В.Васнецова Опытно –экспериментальная деятельность игра «Была ли прочной кольчуга». Волшебная лупа». |
Музыкальная | Слушание музыкальных произведений «Богатырская сила наша» композитор А. Н. Пахмутова, «Звуки гуслей». |
Чтение (восприятие) художественной литературы и фольклора. | Чтение отрывка из стихотворения «Слава русской старине», отгадывание загадок, пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине. Чтение стихотворения «А и сильные богатыри на Руси». |
Игровая | Игровая ситуация «Кто такие реставраторы». Игра-ситуация «Волшебный шлем». |
Логика образовательной деятельности.
| Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. | Воспитатель настраивает детей на НОД, (Приглашает детей поприветствовать гостей, присесть на ковёр самолёт и отправиться в волшебное путешествие в прошлое древнерусского государства, при этом не забыть одеть шапки невидимки. )
| Дети вступают в предложенную игру, садятся, одевают шапки-невидимки | Проявлен интерес к предстоящему. Сформировано: умение объединяться для совместных интерес к предстоящему путешествию. |
2. | Воспитатель кратко рассказывает детям о древней Руси, русичах и богатырях. Задаёт вопросы детям кто такие богатыри? - какие были богатыри? (слайд №1 -«Древняя Русь»)
| Дети отвечают на вопросы, Примерные ответы детей; Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов. Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные. | Сформировано умение детей отвечать на поставленные вопросы. |
3. | Воспитатель предлагает детям рассмотреть репродукции картин «Святогор богатырь»(слайд №2) «Илья Муромец и Соловей Разбойник» В.В. Васнецова (слайд №3) и «Три богатыря» (надпись на слайде №4) на проекторе. Создаёт игровую ситуацию, что богатыри на картине «Три богатыря» пропали не случайно.А их заколдовал Соловей Разбойник. (слайд №5). Предлагает детям выполнить задания Соловья разбойника и расколдовать богатырей. | . Дети рассматривая репродукции стоя около проектора, вступают в предложенную игру
| Проявлен интерес к предстоящему, желание помочь богатырям земли Русской. |
3. | Воспитатель предлагает выполнить первое задание Соловья разбойника «Расколдуй заколдованные картинки», отгадав загадки. -Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч ( слайд №6 Меч) - Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький ( слайд №7 Щит) - Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Слайд №8 Кольчуга) - Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. ( Слайд №8 Шлем). Воспитатель задаёт детям вопросы - щит и меч. Что это? Как кольчугу и меч назвать одним словом . (Показывает детям расколдованные картинки. шаблоны доспехов и оружия богатырей). ( Побуждает к ответам малоактивных детей, поощрять активность).. | Дети отгадывают загадки, отвечают на вопросы воспитателя.
| Сформированы умения отгадывать загадки Сформировано умение детей отвечать на поставленные вопросы, умение назвать элементы костюма русского богатыря (кольчуга, шлем), названия оружия русского воина (Щит, меч), развито логическое мышление.
|
4. | Воспитатель обращает внимание детей на проектор, на экране появляется Соловей разбойник. (Слайд №9). Воспитатель говорит. что доспехи и оружие богатырей. Соловей разбойник состарил. (Показывает шаблоны).Предлагает сделать такими же как прежде. Задаёт вопросы . - Как называется ребята ремонт картин и старинных вещей ? (реставрацией). -А людей, которые этим занимаются, как называют? ("реставраторами"). Воспитатель предлагает детям стать реставраторами и пройти в мастерскую реставраторов.
| Дети отвечают на вопросы, затем одевают нарукавники и фартуки) и рассаживаются за столы. | Проявлен интерес к предстоящему, желание помочь богатырям земли Русской, стать реставраторами.
|
5. | Воспитатель спрашивает детей, чего не хватает на шаблонах щита, меча и шлема. Проводит игровое упражнение " отреставрируй предмет" (Слайд №10- оружие и доспехи украшенные) | Дети сидя отвечают на вопросы. Примерные ответы детей. -Шлем защищал голову богатырей. -Меч был главным оружием воинов – богатырей. Рукоятку меча нужно украсить орнаментом и узором. -Шлем и Меч украшали изображениями травы, дерева, колосков, зёрен пшеницы. -Щит. Он мог быть разной формы. Рисунок солнышка наносили на середину меча. Чтобы оно защитило богатыря от врагов. (Дети реставрируют выбранный им предмет, наносят прорисованный узор краской на предмет). | Сформировано умение детей украшать доспехи и оружие русских богатырей ,используя акварель, восковые мелки, фломастеры, развита мелкая моторика. |
6. | Воспитатель предлагает выполнить следующее задание Соловья разбойника- «Пройти через топь- болото, сказать заклинание», спасти богатырей и получить волшебный шлем. Воспитатель проводит игр.упражнение «Гусеница». Затем предлагает детям выполнить заклинание. Проводит Физкультминутку «Богатыри» Дружно встанем – раз, два, три – Мы теперь богатыри! Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво. И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек, И направо, и еще, через левое плечо. Буквой «Л» расставим ноги, Точно в танце руки в боки, Наклонились влево, вправо – Подтянулись и смотри, стали как богатыри! .
| Дети вступают в предложенную игру. -Дети крепко держась друг за друга, двигаются гусеницой не разрывая цепь.
-Дети становятся в круг, поднимают руки вверх. -Приставляют ладонь ко лбу. Расставляют ноги на ширине плеч. Поворачиваются вправо, оглядываются в разные стороны. Глядят налево из под ладони Поворот туловищем в разные стороны. Ноги на ширине плеч. Упирают руки в бока. Наклоняются влево и вправо. Дети подтягиваются, поднимают и тянут руки вверх. (Дети присаживаются на ковёр полукругом.) | Развита двигательная активность детей,. |
7. | Воспитатель предлагает детям присесть на ковёр и рассмотреть картину расколдованных ими богатырей. (Слайд №11 репродукция В.В.Васнецова «Три богатыря».) Читает стихотворение Три богатыря! «Русь на воинов богата!» - Говорят не зря! Меч и лук, копьё, булава, Щит и верный конь. Враг! Не тронь родной державы, Охраняют Русь по праву Русские три богатыря! Задаёт вопросы по картине. Русские три богатыря! -Как вы думаете, кто главный богатырь на картине? - Кто изображён слева? - Как вы думаете, каким был Добрыня Никитич? - Кто изображён справа? - Как вы думаете, каким был Алёша Попович? - Какое оружие вы увидели? (ответы детей: меч, булава или палица, копьё, щит, лук и стрелы). - Во что одеты богатыри? - Зачем доспехи богатырю? | Дети отвечают на вопросы. Примерные ответы детей Илья Муромец мудрый, смотрит вдаль, а остальные богатыри ждут его команды). -Алёша Попович не такой сильный как другие богатыри; он удалой, хитрый увёртлив, шутник, молодой, красивый, полный отваги и смелости, большой выдумщик. -Доспехи защищали тело богатырей от поражения мечом. | Совершенствовано умение детей отвечать на поставленные вопросы, анализировать, описывать картину. Сформировано умение понимать и употреблять в речи прилагательные. |
8. | Воспитатель предлагает детям узнать на самом деле кольчуга могла ли защитить богатыря. (Слайд №12 –Кольчуга). Воспитатель предлагает детям взять металлические мочалки и предлагает разорвать их проткнуть деревянными палочками. | Дети рассаживаются в «Центре Экспериментирования» Включаются в опытно экспериментальную деятельность.
| Сформировано умение действовать самостоятельно, умение делать выводы. (Металлическую Мочалку трудно разорвать и проткнуть, а так как кольчуга была сделана из металлических колец, то она была крепкая, и защищала тело богатырей от поражения, мечём или копьём.)
|
9. | Воспитатель проводит игру в «Центре экспериментирования» с детьми «Волшебная лупа». Предлагает детям объединиться в пары и рассмотреть картину В.В. Васнецова «Три богатыря» и найти музыкальный инструмент, который автор «спрятал» на картине. Воспитатель задаёт вопрос, почему к седлу именно Алёши Поповича прикреплены гусли? (Слайд №13 «Гусли» -появляется после ответов детей). Звучит музыка. | Дети вступают в предложенную игру, отвечают на вопросы. | У детей сформировано умение работать в парах, умение отвечать на поставленный вопрос. Развито внимание, наблюдательность. |
10. | Воспитатель предлагает детям встать в круг и поиграть в игру «ДА-нет!».
Наша Родина сильна …………………………….. И у нас она одна………………………………….. На Руси богатыри есть…………………………… Им всегда хвала и честь Илья Муромец герой Он был самый молодой Соловья он победил Из автомата подстрелил Алёша Попович тоже герой Он сильный, смелый, молодой Он в Киеве граде дружинником был Карабаса в бою победил На танках боролись богатыри с врагом Они воевали с мечом и копьём Добрыня Никитич был слабым и хилым Он змея сумел победить своей силой Гордимся мы нашими богатырями Хотим ли быть такими же сами | Дети включаются в предложенную игру. Отвечают на заданные вопросы. Да!
Да! Да! Да! Да! Нет! Да! Нет! Да! Да! Да! Нет! Нет! Да! Нет! Да! Да! Да! | Сформировано умение детей отвечать на поставленные вопросы,. культура речевого общения. Развиты умения понимать смысл образных выражений. . |
11. | Воспитатель предлагает вспомнить знакомые детям пословицы и поговорки о смелости, отваге. Родине. Первую часть называет воспитатель, вторую –дети. Тот герой,. Жить –
| Дети вспоминают и называют знакомые им пословицы и поговорки. кто за Родину горой тот на коня сел. Не сходи Родине служить .. , будет Родина крепка! | Развита память, умение закончить предложение |
12. | Воспитатель предлагает детям возвратиться в детский сад обратно на ковре самолёте. Напоминает, что нужно не забыть шлем Соловья разбойника. (Слайд №14-Детский сад») | Возвращение в детский сад. | Сформирован интерес к предстоящему путешествию обратно в детский сад. |
13. | Игра-ситуация со шлемом подаренным детям . На протяжении всей игры звучит тихая фон-заставка. Воспитатель задаёт ребятам вопросы -Где они были? -На чём отправились в путешествие? Воспитатель предлагает вспомнить, что больше всего запомнилось и понравилось, с помощью волшебного шлем, одевая его на себя, отвечая, а затем передавая товарищу. Воспитатель спрашивает детей -Чему новому научило путешествие? А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!
| Дети говорят, что понравилось им на протяжении всего путешествия в Древнюю Русь, одевая на себя шлем, а затем передавая другому ребёнку. | Сформирована диалогическая речь, умение делать выводы, получен положительный эмоциональный настрой от совместной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Сильны и могучи богатыри земли Русской"
: Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и ку...
Занятие по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для подготовительной группы «Мы входим в мир прекрасного». Образовательная ситуация к занятию №16 «Линия характера (История книги)»
Занятие по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для подготовительной группы «Мы входим в мир прекрасного». Блок № III «История в деталях» Образовательная ситуация к занятию...
Методическая разработка .Образовательная музейно-педагогическая программа "Здравствуй, музей!"
Программа предложена Государственным Русским музеем (г.Санкт-Петербург) для апробации в образовательных учреждениях Российской Федерации. Она разработана авторским коллективом под руководством Б.А.Сто...
"Славная Петропавловская крепость" (Материал к занятию по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для средней группы «Мы входим в мир прекрасного», Блок № IV «Дом, в котором я живу» Образовательная ситуация к занятию №4.9.1)
Предлагаю Вам материал к занятию (в виде презентации для детей) по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для средней группы «Мы входим в мир прекрасного», Блок № IV «Дом, в котором я ж...
Конспект НООД по рисованию для детей подготовительной группы Тема: «Богатыри земли русской»
Конспект занятия знакомит детей с картиной художника В.М. Васнецова "Богатыри" Далее дети от полученного впечатления просмотра картины, рисуют богатырей....
«Вот эта улица, вот этот дом» материал к занятию (в виде презентации для детей) по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для подготовительной группы «Мы входим в мир прекрасного»
Предлагаю Вам материал к занятию (в виде презентации для детей) по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для подготовительной группы «Мы входим в мир прекрасного», Блок № I «Путешестви...
Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» тема: «Богатыри земли русской» (в подготовительной группе)
формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской;оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алё...