Устное народное творчество- история вековой мудрости.
консультация
консультация для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_-_kopiya.docx | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Устное народное творчество – история вековой мудрости.»
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, без усвоения культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками множеством поколений и закрепленного в произведениях народного искусства. И ничего так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как приобщение к народным традициям, народному творчеству.
Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно- нравственных качеств личности.
Одним из средств воспитания дошкольников является устное народное творчество. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней.
Устное народное творчество представляет особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты.
Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.
К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, колыбельные песни, загадки, считалки, пословицы и поговорки, скороговорки, сказки и другое. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.
Разнообразие видов устного народного творчества говорит о мудрости и ценности знаний народа в области воспитания детей, придании особой значимости дружбе, духовным качествам человека, отношении к жизни в целом.
Знакомство с фольклором происходит у маленького человечка с самого раннего детства. С первых месяцев жизни младенец слышит ласковый голос матери, улавливает его интонацию, учится различать настроение. Становясь старше, ребенок учит наизусть забавные стихи, запоминает загадки и считалки. Все это формирует его как личность, помогает развиваться: происходит тренировка памяти, мышления, воображения, внимания и речи.
Колыбельные песни
Колыбельная – это первый жанр фольклора, с которым ребенок знакомится, придя в этот мир. Малыш еще не умеет говорить, понимать окружающую действительность, но посредством колыбельной песни становится причастным к этому миру. Колыбельные песни убаюкивают младенца, дарят чувство совершенного покоя, радости, счастья, успокоения.
Потешки.
Потешки известны как жанр, где создается элементарная игровая ситуация и проигрывается какая-то простая деятельность. Цель потешек- развеселить, добиться от ребенка ответной реакции. Они воспитывают и учат малышей понимать «что такое хорошо, а что такое плохо»
Детские игры.
Детский фольклор достаточно многообразен. Многие не знают, что к нему можно отнести и подвижные детские игры. Хороводы, пляски, танцы – это все неотъемлемая составляющая русского народного творчества. Как правило, игры подразумевают большое скопление детей и приемлемы только в детском коллективе. Они вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, смекалку, быстроту; прививают детям честность, справедливость и достоинство. В Воронежской губернии любили играть: «Бабка-Ёжка», «Воробушек», «Дед Ермак», «Из-за леса, из-за гор», «Репка» и другие.
Дразнилки и поддевки.
Какой ребенок ни разу не слышал стишков наподобие «Жадина–говядина»? Едва малыш поступает в детский сад, как на него обрушивается целый ком различных выражений и дразнилок. Дразнилки учат социальному общению, и их не стоит запрещать, а тем более - наказывать за это детей. Если запретить им пользоваться поддевками, дети все равно придумают что – нибудь свое. Как это ни странно, подобные стишки помогают почувствовать себя социально значимой личностью.
Загадки.
Русский детский фольклор не был бы столь богатым, если бы среди всего его разнообразия не существовало загадок. Что может быть занимательнее и необычнее, чем разгадывание рифмованных (а иногда и не очень) метафорических выражений? Дети очень любят необычные и красивые загадки, посвященные животным, природе, бытовым предметам. Вот каким занимательным может быть детский фольклор! Загадки придумывают сами дети, основываясь на собственных представлениях о жизни и призывая на помощь богатую фантазию. Шуточные загадки пользуются особенной популярностью среди детей: они с особым интересом задают столь "мудреные" вопросы друг другу. Тот, кто не может ответить, должен отгадать еще два-три подобных высказывания. Это самый интеллектуальный вид устного народного творчества, представляющий детский фольклор.
Сказки.
Огромной любовью у детей пользуется сказка, С КОТОРОЙ ОНИ ВСТРЕЧАЮТСЯ ЕЩЕ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ. Слушая сказки, они испытывают те или иные чувства, переживания. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются.
Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Сказка, являясь произведением народного искусства, несет в себе богатый духовный заряд. Воронежские собиратели сказок внесли серьёзный вклад в историю российского фольклора. Например, Александр Афанасьев нам подарил Снегурочку - ту самую, которую мы видим теперь каждый Новый год. Этот персонаж встречался во многих сказках, но именно Афанасьев записал одну из первых. О сказочных традициях, как и о сказочном репертуаре Воронежской области мы до сих пор судим, главным образом, по репертуару А.К. Барышниковой и А.Н. Корольковой, хотя сами традиции, как и воронежский сказочный репертуар, несомненно, и богаче, и значительнее. В середине 19 века, справедливо отмечали невнимание крупных дореволюционных фольклористов к народному творчеству Воронежской губернии и в то же время слишком большой интерес - к русскому фольклору Севера. Так в Воронежской области было записано всего 60 сказочных сюжетов. Это и бытовые, и волшебные и сказки о животных( «Теремок», «Лиса и заяц», «Про козу лохматую», « 11 братьев», «Сивка-бурка», «Финист ясный сокол», « Про замарашку» и др.
Считалки.
Считалки помогают детям определять очередность в различных играх. В качестве считалки обычно выступает короткое стихотворение, наделенное динамичностью и представляющее значительный интерес.
Таким образом, детский фольклор имеет большое значение в контексте русского устного народного творчества. Изучать этот пласт культуры обязательно нужно, потому что дети – большие выдумщики и мастера придумывать забавные загадочные истории. При внешней похожести продуктов творчества все они оказываются уникальными и неповторимыми по своей сути. Ребята, изучая всевозможные загадки, считалки, стихи, песни, принимая участие в подвижных и интеллектуальных играх, получают на будущее полезный урок. Детский фольклор развивает творческое мышление, учит анализировать, размышлять, относиться с величайшим вниманием к звучащему слову, любить и беречь природу. Все эти направления только подчеркивают красоту и многообразие устного народного творчества.
Устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины. От того, насколько наши дети будут доброжелательны, трудолюбивы, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность ребенка в жизни, становление его как личности.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России»
Мастер–класс– это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта. Он отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосред...
Методический материал "Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство»
Применение устного народного творчества в ежедневном употреблении...
"Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России"
Содержание.1. Актуальность.2. Научная обоснованность.3. Технология.4. Работа с детьми.o Тематическое планирование.o Критерии диагностического обследования детей.o Диагностическая карта.o Работа с деть...
Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России
Цель данной методической разработки: донести до педагогов, работающих с детьми шести – семи лет, ценность былин как источника народной мудрости. Показать возможност...
Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников
Описание проекта Вид проекта: познавательно-игровой Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность: краткосрочный (срок реализации проекта 14 дней) Участники проекта: группа детей среднего до...
План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4
Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...
Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми».
Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми»....