Конспект ООД "Рыбы"
план-конспект занятия (средняя группа)

Чучварева Наталья

Формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_sredney_gruppe_po_teme_ryby.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД в средней  группе по теме «Рыбы»

Цель: формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде;

Задачи:

Образовательные:

1. Учить выделять характерные признаки различных рыб; классифицировать рыб (морские, пресноводные, аквариумные).

2. Подвести детей, путем сравнения, к выводу о том, чем похожи все рыбы : местом обитания, кожным покровом, наличием плавников, способом передвижения.

3. формировать представления детей о рыбах: строение, способ размножения, питание.

Развивающие:

1. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного, гармонии в природе.

Ход НОД:

1) Орг. момент

Загадка:

Ребята, послушайте загадку и отгадайте

«На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой.

Нам показывает страны,

Горы, реки, океаны.»

- Как вы думаете, что это? (ГЛОБУС)

- Верно, это глобус.

- А что такое глобус? (Глобус – это модель нашей Земли)

-Какого цвета глобус? (Голубого, коричневого, зеленого, желтого и т. д.)

-А что обозначается на глобусе коричневым цветом? (Суша)

- Какого цвета на глобусе больше всего? (Голубого)

- Что обозначено этим цветом? (Вода)

- Посмотрите на глобус и подумайте, почему Землю называют «голубой планетой»?

Давайте проверим, так ли это.

 Мы с вами проведем опыт:

- У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета (разрезать яблоко на четыре части) Четвертая ее часть – суша (отложить четвертинку яблока на блюдце, а вот что осталось, т. е. 3 части- это вода.

- Так много или мало воды на Земле? (много)

- Кто сделает вывод? («Большая часть планеты занята океанами и морями.)

2. Основная часть: Садятся за столы:

Известно, что живые существа впервые появились именно в воде. И сейчас в ней обитает половина всех животных и растений нашей планеты.

Воспитатель загадывает загадку:

Там обитает, где вода,

И дышит жабрами всегда,

А вместо шерсти - чешуя.

Нет рук и ножек не найти,

Зато есть хвост и плавники,

Ответ загадки - очень прост

Ответишь ты на раз, два, три.

О ком  загадки эти? (о рыбах).

Вместе с детьми обсуждает загадку и делают характеристику рыб (по тексту загадки).

 Рыба живет в воде. На суше жить не может.

«Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники).

Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает).

Есть хвост. Для чего рыбам хвост?  Хвост, как руль помогает им поворачивать вправо и влево.

Одежда из (чешуек).

Зачем жабры рыбкам? (чтоб дышать).

Дети перечисляют отличительные признаки рыбы и дополняют те части, о которых не говорилось в загадке: «У нее есть голова, рот, глаза, туловище». Из частей составляется картинка, на которой изображена рыбка (Отдельно на магнитной доске)

- А кто мне расскажет поподробнее, где живут рыбы? Верно, рыбы живут в воде (Это ее среда обитания)  в море, реках, озерах, а еще есть рыбки, которые живут в аквариумах. А как называются рыбы, которые обитают в море? Верно морские. А каких морских рыб вы знаете? (акула, кит, рыба-меч, дельфин) – выкладываю.

А те, которые живут в реках? Речные (щука, окунь, ерш, карась, сом)

Как называются рыбы, которые живут в аквариуме? Да, аквариумные.

Недаром говорят«Рыбы – дети воды». Они живут в соленой воде и в пресной. Рыб в мире огромное количество.

Зрительная гимнастика: - Ребята, а вы знаете, что у многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. а у нас есть веки, и глаза мы закрываем когда спим, А давай те сейчас глазками посмотрим вверх, вниз, вправо, влево, а теперь быстро быстро поморгаем. Молоды! вот как вы умеете, а рыбки так не умеют.

Воспитатель (показывает изображение щуки).

А вы знаете о том, что щуку называют пресноводной акулой? Щука обладает большим проворством движений. Известны случаи, когда щуки хватали и затягивали под воду утят, мышей, белок. Редкой рыбе удается избегнуть зубастой пасти погнавшегося за ней хищника. Тем более, что щука преследует ее не только в воде, но даже и в воздухе. Прыжки щуки изумительны! Все-таки большей частью хватает она свою добычу из засады или же прибегает к хитрости: щука нередко становится на мели и хвостом мутит ил, так что муть совершенно закрывает ее от мимо идущих рыбок.

-  Рыбы - это одни из обитателей водного пространства. Рыбы не могут жить без воды. В воде они дышат, едят, спят, выводят свое потомство. У всех рыб есть туловище, голова, плавники и хвост. У рыб нет шеи, голова сразу переходит в туловище. Все тело рыб покрыто блестящей скользкой чешуей. Рыбы бывают очень разными: речные рыбы, морские, аквариумные. За время жизни на земле образовалось множество различных видов рыб самых разнообразных форм и размеров, различной окраски.

Кровь у рыбы холодная. Рыбы умеют дышать жабрами. Уши у рыб находятся внутри головы. Рыбы плавают при помощи плавников и хвоста. Хвост, как руль помогает им поворачивать вправо и влево.

Рыбы, как и все животные, общаются друг с другом. Они издают и воспринимают звуки, которые человек услышал с помощью специальных приборов. Однажды ученые опустили в океан подводные микрофоны и услышали самые разнообразные удивительные звуки, похожие на писк, карканье, свист, рычание, хрюканье. Оказалось, что так разговаривают между собой рыбы.

ВоспитательРыбы рождаются, растут, питаются, движутся, дышат, размножаются

Схема размножения рыб:

- Сейчас я расскажу вам, как рыбы появляются на свет и растут.

1. Сначала мама-рыбка откладывает икринки. В каждой икринке растёт зародыш.

2. Потом из зародыша вырастает головастик. Посмотрите, какая у него большая голова, поэтому их так называют.

3. Потом из головастика вырастает малёк.

4. Из малька вырастает маленькая рыбка. Она растёт- растёт, и вскоре из неё вырастает настоящая рыба.

- Ребята, рыба живое существо, а значит она не только двигается, но и дышит.

- Чем дышат люди?

- Чем же могут дышать рыбы, давайте предположим, как все живые существа воздухом или может быть водой?

Опыт № 2. (Встают к столу)

В прозрачную емкость с холодной водой опустить кусок пластилина.

- Возьмите лупы, посмотрим, что на кусочке пластилина?

- Какие они?

- Можно потрогать пластилин кончиком пальца, посмотрите, как пузырьки воздуха поднимаются вверх.

- Оказывается рыба, как и все живые существа дышит воздухом растворенным в воде.

Итак, нашей рыбке очень удобно жить в воде.

- Но человек может помешать рыбам, как?

- Что может загрязнить реки?

Опыт № 4.

В емкость с водой капнуть масло растительное.

- Что наблюдаем?

- Так и нефтяные отходы закрывают пленкой воду и не позволяют воздуху проникнуть в воду.

- Что происходит с живыми организмами (погибают).

- Ребята, посмотрите, речные и морские рыбке все перемешались, их необходимо срочно разделить по своим домам. Вы мне поможете?

(Разложить речных и морских рыб на картинки река и море).

- Молодцы, все справились с заданием и помогли рыбкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....