Модель системы взаимодействия современного музея «Музей старины» и МБДОУ «Детский сад № 56 «Загадка»
материал
Музей в детском саду – это место, где ребенок погружается в чудесный и удивительный для него мир. Здесь он впервые начинает постигать язык искусства, приобщаться к красоте, добру, ценностям, доставшимся нам по наследству. Музейная комната детского сада позволит на начальных этапах приобщить детей к музейной культуре, сформировать интерес к музейной комнате, усвоить правила поведения в музейной комнате.
Мини-музей «Музей старины» в ДОУ «Детский сад №56 «Загадка» был создан с целью воспитания интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_vzaimodeystviya_muzeya_i_dou.docx | 44.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель системы взаимодействия
современного музея «Музей старины»
и МБДОУ «Детский сад № 56 «Загадка»
Цель современного образования состоит в том, чтобы воспитать социально развитую личность, человека, умеющего самостоятельно мыслить, чувствовать и творить. И приобщение дошкольников к культуре, формирование ценностного отношения к искусству выступает одной из приоритетных задач современной педагогики. Именно в дошкольный период необходимо прививать детям чувство прекрасного, доброго. Чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства. В дошкольном возрасте должно происходить начало формирования элементов музейной культуры, и целью является изучение, обогащение опыта, связанного с освоением детьми объекта в условиях музея.
Музей – одно из средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Ребенок осознает понятия «прошлое», «настоящее» время, он ощущает себя в потоке времени продолжателем дела предков, приобщается к таланту и мастерству многих поколений и бережно относится ко всему тому, что они создали и оставили. Это способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности.
Кроме того, детство ребенка окружено сказочными историями о стародавних временах, когда бабушка из печки колобка достает или девица – красавица пряжу прядет. Рассмотреть эти вещи на картинке в книжке или увидеть их воочию, потрогать руками – это огромная разница.
Музей в детском саду – это место, где ребенок погружается в чудесный и удивительный для него мир. Здесь он впервые начинает постигать язык искусства, приобщаться к красоте, добру, ценностям, доставшимся нам по наследству. Музейная комната детского сада позволит на начальных этапах приобщить детей к музейной культуре, сформировать интерес к музейной комнате, усвоить правила поведения в музейной комнате.
Поэтому в нашем детском саду была создан мини-музей «Музей старины». С его помощью дети знакомятся не только с бытом русского народа, с его обычаями, традициями, но и с русской литературой, народным искусством, историей.
Мини-музей «Музей старины» в ДОУ «Детский сад №56 «Загадка» был создан с целью воспитания интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям.
Для достижения этих целей были намечены следующие задачи:
- включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея «Музей старины»;
- обогатить предметно-развивающую среду «Музея старины» (предметы быта, предметы народного декоративно-прикладного творчества);
- познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с поселениями, жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой;
- привить интерес к духовной культуре русского народа через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;
- воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире;
- повысить уровень знаний педагогов по этой теме;
- формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;
- повысить статус ДОУ и его конкурентоспособность.
«Музей старины» в нашем детском саду создавался постепенно и пополняется по сегодняшний день. Мини-музей оснащен предметами быта, рукоделия, старинными аксессуарами. Присутствуют подлинные экспонаты, такие как прялка, чугунки, ухват, самовар, угольный утюг, лавки, коромысло, миски, крынки, ложки деревянные, лапти, тканые дорожки, вышитые и выбитые занавески, берестяной туесок, сундук и т.д. Экспонаты музея можно потрогать, рассмотреть.
Прикасаясь к настоящим предметам старины старины, дошкольники чувствуют принадлежность к истории прошлого. Только предметы, сделанные руками его далеких предков, донесут до сознания ребенка представление о жизни в далеком прошлом.
Работа в нашем мине-музее «Музей старины» представляет собой систему мероприятий с использованием разных форм: экскурсии в музей, образовательную деятельность по ознакомлению с окружением, занятия в рамках педагогических проектов, тематические дни, использование экспонатов музея в образовательной деятельности.
Тематический план работы по приобщению детей
к истокам русской народной культуры
Месяц | Тема | Цель | Задачи | Планируемый результат |
сентябрь | Что такое музей | Познакомить детей с музеем | Формировать интерес познания о прошлом. Обогащать словарный запас детей: музей, экспонат, старинные вещи. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея. | Экскурсия в «Музей старины» Беседа. |
октябрь | Добрая изба | Знакомство с устройством избы | Вызвать интерес к жизни старинных времен. Обогащать словарный запас детей: изба, лежанка, печь, утварь. Развивать образное восприятие. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. | Экскурсия в «Музей старины». Беседа. Сюрпризный момент: (Домовенок Нафаня) |
ноябрь | Печка-хозяйка | Знакомство детей с печью. | Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому. | Экскурсия в «Музей старины». Беседа. Сюрпризный момент: (Домовенок Нафаня) Загадки. |
декабрь | Хозяйкины помощники | Знакомство детей со старинной посудой и утварью. | Сравнить их с посудой нашего времени. Дать представления как готовилась еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей: ухват, миска, чугунок, горшок. Воспитывать интерес к устному творчеству русского народа. | Дидактическая игра: «Собери целое». Экскурсия в «Музей старины». Сюрпризный момент: появление хозяйки. Загадки про посуду. Показ экспонатов. |
январь | К нам гости пришли | Знакомство с этикетом и правилами гостеприимства русского народа | Дать понятие, как ведут себя гости при входе, как кланяются, как приветствует их хозяин, хозяйка. Показать, как в самоваре кипятили воду. Обогащать словарный запас детей: порог, поклон, самовар, угольки. | Экскурсия в «Музей старины». Сюрпризный момент: появление хозяйки |
февраль | Кот Васька на печурке греется | Знакомство с обитателями избы (не людьми) | Дать понятия о домашних животных, живущих в избе с людьми, их месте и значении, создание домашнего тепла и уюта. Кот – помощник хозяюшки. Раскрыть образ «Котеньки – кота, кота – баюна, котик – белый ротик» в русском быту, в музыкальных произведениях, в устном творчестве. Пение колыбельных: «Уж ты, котенька – коток», «котик- белый ротик» | Экскурсия в комнату русского быта. Сюрпризный момент: появление Кота Васьки |
март | Куклы в народном сарафане | Знакомство детей с русским национальным костюмом. | Назвать части костюма. Обратить внимание на национальный русский костюм, орнамент, цвета. Активация словаря: фартук, сарафан, косница, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, чуни, стануха, рубаха. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к родной культуре. | Дидактическая игра: «Укрась фартук», «Опиши одежду Машеньки». Экскурсия в «Музей старины». Сюрпризный момент: появление куклы Машеньки |
апрель | Волшебная прялица | Знакомство детей с орудием труда по обработке шерсти. | Продолжать развивать интерес к предметам старины. Обогащать словарный запас детей: прялка, веретено, нить, клубок. Уметь отгадывать загадки. Воспитывать бережное отношение к экспонатам. | Дидактическая игра: «Кто быстрее соберет клубки в корзину» Экскурсия в комнату русского быта |
май | Как у наших у ворот | Знакомство детей с музыкальным фольклором | Познакомить детей с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. Донести до сознания детей, что творчество русского и любого другого народа имеет общие черты. Воспитывать толерантность. | Игры, пение хороводов «как у наших у ворот», «Сидит ворон на дубу», «балалаечка», «Гулять Катенька пошла» |
Актуальность. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не всегда соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.
Целостность. Целостность выражается в последовательном, непрерывном и комплексном изучении на живом примере экспонатов музея истории своей страны и своего края. Интерес к искусству у детей не возникает сам собой. Вызвать этот интерес не так уж сложно, но отбить его тоже очень легко. Поэтому делать первые шаги следует с большой осторожностью. Воспитание патриотизма невозможно без формирования знаний о культуре и традициях своей Родины, своего родного города. Знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Оригинальность и творческий подход. Данные критерии нашли своё выражение в художественном оформлении педагогического процесса. Сценическое оформление и театрализованность обучения вызывают неподдельный интерес и стимулируют на лучшее усвоение предлагаемого материала. Посещение музеев оказывает огромное положительное влияние. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. Насыщение предметно-развивающей среды группы материалами, предметами, обеспечивающими инициирование интереса детей к познанию мира, искусства, посещению музеев, активизирует их творческую деятельность, коллекционирование.
Методическая грамотность. При подготовке данного проекта и реализации его приоритетным является использование последних наработок педагогического процесса дошкольного воспитания и образования. С этой целью используем креативные и нестандартные методы работы с детьми, информационные и мультимедийные технологии, элементы развлекательности и интерактивности. При реализации проекта используются такие формы культурно-образовательной деятельности, как концерты, балы, праздники или театрализованные представления, спектакли с участием не только актеров, но и самих детей. В современной педагогике активное применение находят ролевые игры, которые считаются одной из наиболее эффективных и перспективных форм культурно-образовательной деятельности, направленных на развитие исторического сознания.
Практическая значимость. Опыт работы показал, что полноценное развитие ребенка во многом зависит от личности, культуры воспитателя, условий в семье, интеллекта родителей. Работа по вовлечению семьи в пространство детского сада и музейной среды дала свои положительные результаты. Тенденция последних лет характеризуется активным вниманием к культурно-образовательной деятельности музеев, которые рассматриваются как центры культурной и досуговой жизни общества. Современный музей принимает активное участие в социализации личности, ее адаптации и интериоризации культурных ценностей. С помощью своих ресурсов и средств межкультурной коммуникации музей создает музейно-образовательную среду для социальной адаптации современных детей и своеобразного тренинга их социальной активности.
Ты вспомнишь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспомнишь Родину такую, которую ты в детстве увидал.
К. Симонов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация мини-музея "Музей граммпластинок"
Описание опыта создания в группе музея пластинок...
модель построения мини- музея в рамках проектной деятельности
Цель музейной педагогики- создание условий для развития личности ребенка путем включения его в разнообразную деятельность мини- музея; воспитание нравственности средствами музейной педагогики...
Презентация "Паспорт мини-музея "Музей боевой славы"".
Данная презентация адресована в первую очередь педагогам ДОУ работающим в направлении "Музейная педагогика". Презентация подскажет, как грамотно построить работу по данному направлению, на что следует...
Паспорт музея" Музей народных кукол Чувашии"
Формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности , а именно народных кукол Чувашии....
ПАСПОРТ МУЗЕЯ «Музей быта татарского народа»
Для группы...
ПАСПОРТ МУЗЕЯ «Музей быта татарского народа»
Воспитатели :Куркина А.А. 1квалификационная категорияРепкова М.Г.2квалификационная категорияМДОУ «Д/с№366.» г. Челябинска...
презентация на тему : «Система и модель работы ДОУ по профилактике и предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения»
Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспо...