конспект занятия по экспериментированию в старшей группе "Удивительные свойства воды"
план-конспект занятия (старшая группа)

Николаева Татьяна Павловна

Конспект занятия по экспериментированию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_eksperimentirovaniyu_v_starshey_gruppe.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №41»

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе

 «Удивительные свойства воды»

Разработала:

 воспитатель МБДОУ

Николаева Татьяна Павловна

Саров, 2022

Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить умение работать с водой, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;
  • развивать навыки проведения лабораторных опытов;
  • активизировать речь детей.

    Развивающие:
  • развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнёра, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту,

    Воспитательные:
  • воспитывать бережное отношение к воде.

    Предварительная работа:

    1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.

    2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

    3. Чтение художественной литературы.


Ход занятия:


Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, на группе я обнаружила письмо. Как вы думаете от кого (Ответы детей).

-А письмо нам прислали самые настоящие учёные. А кто такие ученые? Чем они занимаются?

Дети: Ученые, это люди, которые задают себе вопрос, а потом пытаются на них ответить.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем просят нас ученые в письме: чтобы узнать прочитаем.

«Здравствуйте дорогие ребята! Меня зовут профессор Почемучкин. Мы с моими друзьями, учеными, проводили опыты с водой, но результаты не запомнили. Вы не могли бы нам помочь провести исследование и сделать заключение»

Воспитатель: Ребята, как можно помочь ученым? (Ответы детей).

-А где работают ученые?

Дети: В лаборатории.

Воспитатель: Хорошо, но перед тем как начать наши опыты ответьте, пожалуйста, на вопросы.

Воспитатель: Скажите ребята, где и какую воду вы сегодня видели? (Ответы детей)

-В кране, чайнике.

-Для чего нужна вода, и как мы ее используем?

-Варим, моем, стираем, поливаем.

-Ребята, а давайте, представим, что на земле исчезла вода. Что с нами будет?

(ответы детей)

-А что нужно делать, чтобы этого не случилось? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в нашу волшебную лабораторию. Сегодня вы будете самыми настоящими учеными. Кто мне напомнит правила безопасной работы в лаборатории? (Ответы детей).

Опыт№1 «Вода — это жидкость без вкуса и без запаха»

Воспитатель: Возьмите бутылочку с водой и выливайте немного воды в стакан. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается (Самостоятельная работа детей).

Воспитатель: Ребята, почему мы смогли перелить воду из бутылочки в стакан? (Ответы детей).

Воспитатель: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. А давайте попробуем ее на вкус. Какая она?

Ответы детей: чистая, без вкуса.

Воспитатель: а теперь понюхайте, чем пахнет?

Ответы детей: без запаха.

-Значит, что еще мы можем сказать о воде?

Ответы детей: она без вкуса и без запаха.

Воспитатель: а теперь на столе найдите кусочек лимона положите в стаканчик и перемешайте ложкой. Понюхайте (Дети выполняют).

-Чем пахнет? (Ответы детей)

- Попробуйте теперь на вкус. Какая она? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, какой вывод мы можем сделать? Когда вода меняет вкус?

Ответы детей: когда в воду добавляем другие вещества, она приобретает вкус и запах.

Воспитатель: Ребята, ученые попросили сделать заключение и передать им. Мы же не умеем писать, как же мы запишем результаты? (Ответы детей). Дети рисуют на карточке нужный знак-символ.

Вывод: Вода — это жидкость без вкуса и без запаха

Опыт№2 «Вода не имеет формы»

- А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт. Возьмите стаканчик с водой и перелейте из него воду в посуду разной формы. Что происходит с водой? Какую форму она принимает? Правильно, вода приняла форму той посуды, в которую её налили. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода? (ответы детей)

Какой вывод мы можем сделать?

Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того сосуда, в который её наливают (Дети рисуют на карточке нужный знак).

Опыт№3 «Вода бесцветная»

Воспитатель: Ребята, мы продолжим наше исследование. Вы немного отдохните, посмотрите на мой стол. У меня на столе два стакана: с чистой водой и водой, закрашенной краской. Когда я опускаю камушек в первый стакан, вы его видите? (Да). Значит, вода какая? А когда я опускаю камушек в стакан с закрашенной водой, что происходит? (камушек мы не видим). А почему не видите? (Ответы детей)



-Какой вывод мы сделаем?

Вывод:Вода бесцветная

Д/игра «Хорошо - плохо»

Воспитатель: Ребята, работа ученых очень интересная, но не легкая. Им тоже нужен отдых. Я предлагаю поиграть в игру "Хорошо - плохо". Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: "Вода - это хорошо. Почему?". Другая команда отвечает на вопрос: "Вода - это плохо. Почему?"

- Итак, начали: "Вода — это хорошо. Почему?"

Дети: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы. Воспитатель: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду.

" Вода - это плохо. Почему?"

Дети: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.

Опыт №4 «Вода растворитель»

Воспитатель: Ребята найдите на столе сахар и положите в воду. Что происходит? (Ответы детей). Добавьте в стакан краску. Что происходит? (Ответы детей).

-Правильно вода является растворителем для сахара и краски. А все ли вещества, растворяются в воде, как вы думаете? Если в воду добавить масло, оно так же растворится как сахар? Добавьте в стакан несколько капель масла и перемешайте. (Самостоятельная работа детей)

Воспитатель: Что произошло с маслом?

Дети: Масло не растворилось в воде, оно плавает на поверхности стакана. Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? (Вывод: Вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются. Рисуют нужный символ, отражающий результат опыта)

Опыт № 5 «Лед – это тоже вода и она бывает твердой»

Воспитатель: Ребята, для следующего опыта, нам понадобится вещество, отгадайте какое?

Когда зимой мороз и стужа,

Покрыты им и пруд, и лужа.

-Это лед.

Верно. Ребята, давайте с вами вспомним, опыт со льдом мы уже с вами проводили на зимней прогулке. Когда мы брали лёд в ладошки, что происходило? Во что превращается лёд? Почему?

Ответы детей: лёд таил от тепла наших рук. Лёд, это твердая вода. В тепле лёд тает.

Воспитатель: а когда вода превращается в лёд?

Ответы детей: Когда холодно.

Воспитатель: Значит, вода, ещё какая бывает? (Дети рисуют нужный знак).

Вывод: «Лед – это тоже вода и она бывает твердой»

Опыт№6 «Пар – это вода»

Воспитатель: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит?

Дети: Когда её сильно нагревают.

Воспитатель: А какая кипящая вода?

Дети:очень горячая

Воспитатель: Ребята у меня в термосе кипяченая вода, поэтому, этот опыт проведу я, а вы понаблюдайте внимательно. (Наливаю воду в стакан).

–Посмотрите ребята, что это поднимается над стаканом? Правильно это пар, откуда он взялся? (Ответы детей).

Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром. Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки. (Воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода).

Вывод: «Пар - это тоже вода, очень сильно нагретая». (рисуем соответствующий символ)

Воспитатель: Ребята, Что мы узнали? Какие свойства у воды? (Ответы детей). Мы эти рисунки положим в конверт и отправим ученым.

Рефлексия

Чем мы сегодня занимались? Как вы думаете, мы справились с поставленными  задачами?

 Спасибо вам, ребята, за ваши знания и активность. Вы очень хорошо потрудились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе «Свойства воды»

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе «Свойства воды»...

Конспект занятия по экспериментированию на тему: «Чудесные свойства воды»

Занятие направлено на формирование представлений детей о значении и свойствах воды в жизни человека....

Занятие по экспериментированию в старшей группе "Свойства воды"

Занятие по экспериментированию в старшей группе "Свойства воды"...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе: "Свойства воды"

Цель:1. Познакомить детей со свойствами воды – прозрачность;2. Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;3. Познакомить детей со свойст...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе "Свойства бумаги и ткани"

Образовательная область – познавательное развитие.Цель: Развитие познавательной активности воспитанников в условиях экспериментальной деятельности с разными материалами (бумагой, тканью)....

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Свойства Воды».

Образовательная область – познавательное развитие.Цель: Закрепление и обогащение знаний детей о воде и ее свойствах через экспериментальную деятельность. Задачи.Образовательные:- познакомит...