ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя и детей «Дом прав»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Данная разработка содержит технологическую карту НОД по теме "Дом прав" для детей дошкольного возраста от 6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_karta_cheremnyh.docx | 36.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя и детей
Воспитатель: Черемных Марина Сергеевна, Шалимова Наталья Александровна
ДОУ: МБДОУ «Детский сад «Радуга» городской округ Рефтинский
Тема: «Дом прав»
Возрастная группа: подготовительная группа (от 6 лет)
Форма НОД: познавательно – исследовательская деятельность
Технология: игровая
Форма организации: групповая
Учебно – методический комплект: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева, «Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста», О.В.Толстикова, О.В.Савельева, Т.В.Иванова. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов.
Конвенция о правах ребенка.
Средства:
Наглядные: рисунок «Генеалогическое древо», пирамидка, карта, мягкие модули, картинки-символы «права ребенка», флаг России.
Технические: мультимедийная презентация.
Литературные: стихотворения (художественное слово)
Для продуктивной деятельности: строительные детали-модули
Цель: создание условий для формирования у детей систематических знаний об их правах и обязанностях. |
Задачи: - обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях; -способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений; - закрепить элементарные знания детей о правах ребенка; -познакомить детей с «Конвенцией о правах ребенка», показать значимость документа для каждого ребенка; -довести до сознания детей, что государство заботится о соблюдении прав каждого ребенка; - воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим людям. |
тапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Предварительный этап | Педагог обращается к детям: Ребята я рада видеть вас всех здоровыми, с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас на весь день. А сейчас мы поздороваемся не только друг с другом, с гостями, но и с окружающим нас миром Здравствуй солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй крепенький дубок! Мы живем в родном краю Всех я вас приветствую! Право на жизнь. Воспитатель говорит: Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье - жить и радоваться жизни! А благодаря кому вы появились на свет? Родители рассказывали вам, как они радовались вашему появлению? Как они счастливы, что у них есть вы? У каждого из вас своя жизнь. О сохранении жизни заботятся государство, родители, воспитатели, врачи, полицейские и многие другие люди. Никто и никогда не может лишить ребенка жизни. Воспитатель (демонстрирует детям книгу): Посмотрите дети, у меня в руках книга, не простая, а очень важная. Эта книга называется «Конвенция о правах ребёнка». Из этой книги можно узнать о ваших правах. Это главный международный документ детей, который подписали люди нашей планеты. - Ребята, как называется этот документ? - Конвенция. - Что записано в этом документе? - Права детей. Воспитатель продолжает: В конвенции записано, что главное право каждого человека — право на жизнь. Маленький человек - ребёнок тоже имеет право жить. Этот символ говорит о том, что каждый ребёнок имеет право жить, имеет право на счастливое детство (обращает внимание детей на слайд с изображением символа «Право на жизнь»). | Проявляют интерес Вступают в диалог Проявляют познавательный интерес Вступают в диалог Проявляют познавательный интерес Вступают в диалог |
Этап осмысления Ознакомление | Право на имя. Воспитатель говорит: Представьте такую ситуацию. В семье родился ребенок, все очень рады этому событию. Но никто не знает, как к нему обратиться. Как вы думаете, почему? Воспитатель продолжает: И у бабушки есть, и у дедушки есть, И у мамы есть, и у папы есть, И у лошадки есть, и у собачки есть. Чтобы его узнать, надо вслух назвать (имя). Воспитатель говорит: Следующее право, записанное в Конвенции – это право ребёнка на имя (обращает внимание детей на слайд «Право на имя»). Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имя? Имена – это слова, но особые. Они значат очень многое. На Руси верили в могущество имён и к выбору относились очень внимательно. Древние считали, что с именем человека связана его дальнейшая судьба. Обращаться друг к другу надо с уважением, по имени. И конечно недопустимо называть человека грубым словом, давать ему кличку - это нарушает его право на имя. (слайд 7) Педагог говорит: Ребята давайте вспомним какие у вас прекрасные имена и сыграем в Дидактическую игру "Назови ласково": дети встают в круг и начиная с ведущего называют ласково (по имени – уменьшительно - ласкательно) своего соседа. Воспитатель продолжает: Молодцы, мы уточнили, как следует обращаться друг к другу. Ребята, мы растём, и растёт наше имя. Когда вы станете взрослыми, ваше имя будет звучать по-другому. Например: Паша-Павел, Лиза-Елизвета, Лёва-Лев. Ребята, а как надо обращаться к взрослому человеку? (называть по имени и отчеству) - Кто знает, что такое отчество? - Правильно, это имя папы. - Надо знать имена, отчества и фамилии своих родных, быть вежливым, приветливым, когда здороваешься, прощаешься или обращаешься с просьбой. Назовите имена и отчества своих родителей. (3-4 ответа) 4)Право на семью. Воспитатель: Но пока вы еще маленькие. Вы не можете сами стирать себе одежду, варить обед. Кто заботиться о вас? (родители) Родители - это самые близкие люди, которые заботятся о нас с самого рождения. А ещё кто? Как назвать одним словом? Как вы думаете: что такое семья? Педагог обобщает высказывания детей: Семья - это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково. Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестёр. Это наши родные, родственники, родня. Семья, близкие люди, родной дом - самое дорогое, что есть у человека.) Педагог продолжает: ребята кто из вас знает стихи о семье? Дети читают стихотворение: Что такое семья? Вы спросите меня. Я отвечу вам с удовольствием, Что семья - это дом, Садик мой за окном, И семья - это малая Родина! Под пургой и дождём Нас согреют теплом И помогут в любых ситуациях Мамы милой глаза, И улыбка отца, И ватрушки, и булочки бабушки! В мир идём из семьи, Там и корни твои, Твоя долгая жизнь начинается. И основа основ - наш родительский дом, И семьёй в мире жизнь продолжается. | Проявляют интерес Вступают в диалог (Ответы детей) Вступают в диалог Ответы детей Проявляют познавательный интерес Вступают в диалог Вступают в диалог Вступают в диалог Вступают в диалог Вступают в диалог Вступают в диалог Рассказывают стихи о семье |
Обобщение | Воспитатель (демонстрируется слайд с ребусом): Посмотрите на экран, как вы думаете, какое слово здесь зашифровано? (семья). Попробуйте произнести слово «семья» - вот так: семь - я. Как вы думаете, что это значит? Это значит, что вы повторяетесь в родной семье семь раз. На самом деле, приглядитесь внимательнее к своим родным! Все вы похожи между собой. Ваша улыбка напоминает мамину, ваша походка - папину, цвет глаз у вас такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Конечно, вы похожи на своих братьев и сестер. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера. На кого из родных вы похожи? На кого похожи по характеру? Воспитатель говорит: о семье можно не только говорить, писать стихи, но и составлять «генеалогические древа». Ребята, а зачем человеку нужно составлять генеалогические древа о своей семье? (Чтобы знать своих родственников) Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. Корни нашей семей уходят далеко в прошлое, и чтобы никого не забыть люди пишут историю своей семьи. Кто – то пишет книгу о своих предках? кто – то сохраняет фотографии. А Жуков Паша с родителями нарисовал свое дерево семьи. Рассказ ребёнка о генеалогическом древе. Воспитатель: Ребята, слушая рассказ Паши, я поняла, что он любит свою семью и с любовью относится к своим родным. Я думаю, что тоже самое можно сказать о каждом из вас. Давайте составим семью на макете-ладошке, сделаем пальчиковую гимнастику «Моя семья» Раз, два, три, четыре Кто живет в моей квартире? (хлопки на счёт) Раз, два, три, четыре, пять Всех могу пересчитать (одновременно сжимают, разжимают кулачки) Папа, мама, брат, сестренка Дедушка и бабушка, кошка Мурка, два котенка (поочередно сжимают пальцы) Мой щегол, сверчок и я вот вся моя семья. Воспитатель: Как вы думаете, зачем люди создают семью? Педагог обобщает ответы: Чтобы жить вместе и создавать семью, растить и учить детей. Воспитатель (обращает внимание на слайд «Право на семью»): Вы убедились, как важно человеку жить в семье. Семья – это опора, стержень, который защищает человека от любых ненастий. Когда все вместе ничего не страшно. Жить одному человеку очень непросто. Каждый ребенок имеет право жить в семье, на заботу со стороны родителей. | Проявляют познавательную активность Вступают в диалог Дети наблюдают, сравнивают
Дети наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают выводы Проявляют познавательную активность Совместное выполнение действий. Вступают в диалог |
Систематизация | Право на гражданство. Воспитатель показывает свидетельство о рождении. Когда человек рождается, он получает первый в жизни документ - свидетельство о рождении. Сюда записывают фамилию, имя и отчество ребёнка, дату и место рождения. Также фамилии, имена и отчества его родителей. Каждому из вас выдано такое свидетельство. Когда придёте домой, попросите маму или папу показать этот документ и прочитать все его пункты. Вы ещё раз услышите, как звучит ваше полное имя, как звучат имена, отчества и фамилии ваших родителей. Посмотрите (обращает внимание на слайд «Свидетельство о рождении», на свидетельстве есть печать, изображение герба. Если на документе есть герб России, значит мы граждане какой страны? (ответы). Каждый человек имеет право жить в той стране, в которой родился. С самого рождения вы стали новыми гражданами нашей страны и получили право на заботу и охрану со стороны государства. Воспитатель: В Конвенции о правах ребёнка записано, что все дети должны иметь право на гражданство. У вас есть документ, отличающий вас от других детей, подтверждение того, что вы не похожи на других, но все вы граждане России. Воспитатель (демонстрируется слайд «Право на гражданство»): Каждый ребёнок является гражданином своей страны, и это его право. Вы граждане России, россияне. О вас заботятся не только ваши близкие и родные, но и государство. Рассказ воспитателя о заботе государства в сопровождении мультимедийной презентации: Наш президент В. В. Путин и другие важные лица государства делают всё, чтобы вы были счастливы. В нашей стране строится много стадионов, дворцов спорта, домов детского творчества, где работают различные студии, кружки и секции. Вы можете выбрать себе любое занятие: рисование, танцы, или плавание и заниматься своим любимым делом, тем, что вам нравиться. Это ваше право, потому что все дети имеют право на выражение своей индивидуальности (слайд «Право на индивидуальность»). В нашей стране работают различные фабрики и заводы, где выпускаются детские игрушки, мебель, одежда для детей. Государство заботиться о том, чтобы у всех детей были эти необходимые вещи (слайд «Право на достойный уровень жизни»). Так реализовывается ваше право на достойный уровень жизни. Все вы любите ходить в кинотеатры и смотреть любимые детские мультфильмы и кино, которые создали для вас кинематографисты и мультипликаторы. Много артистов трудиться в театрах для детей, выступает на цирковой арене, чтобы порадовать вас своими незабываемыми представлениями. А летом вы любите бывать в парке аттракционов или просто играть во дворе, где для вас оборудованы специальные игровые площадки. Государство заботится о том, чтоб вы весело и интересно отдыхали, ведь вы имеете полное право на отдых и досуг (слайд «Право на отдых»). Воспитатель: ребята, в нашей стране все дети и взрослые имеют право на бесплатное медицинское обслуживание, заботы о сохранении здоровья (слайд «Право на медицинское обслуживание»). Совсем скоро вы не будете ходить в наш садик, а пойдете в школу. Кто-нибудь сможет вам запретить ходить в школу. Конечно же нет, потому что все дети нашей страны имеют право получать образование, чтобы все знать и получить будущую профессию (слайд «Право на образование»). Скажите, а где еще дети могут получать знания? А в детском саду могут? Давайте проверим, чему вы научились в детском саду. Педагог говорит: ребята давайте проведем небольшую физ.минутку Ф/м «Мои права» Мы права свои все знаем (шагают) Потому, что изучаем (часики) И себя мы защитим, и в обиду не дадим (силачи) Будем мы дружить с правами (руки в стороны) Выполнять обязанности. Для того, чтоб вместе с вами Жить в тепле и радости! (руки вверх, потянуться, опустить) | Проявляют познавательную активность Вступают в диалог Проявляют познавательную активность Вступают в диалог Проявляют познавательную активность Дети делают физ.минутку |
Этап совершенствования | Беседа о равноправии. Воспитатель говорит: Ребята посмотрите на карту. Здесь изображены различные страны. Есть ли среди них наша страна? Кто может показать нашу родину Россию? Но кроме России есть на нашей земле еще и другие страны и там тоже живут маленькие дети, которые имеют такие, же права, как и вы. Конвенция о правах ребёнка это международный договор. В ней говориться, что все дети земли имеют одинаковые права, и никто не имеет права их нарушать. Посмотрите (обращает внимание на слайд «Дети разных народов», как дружны между собой дети разных народов. Есть ли среди них ребенок из России? Как догадались? Конечно, флаг является символом любого государства. Педагог говорит: ребята давайте поиграем с флажком. Зрительная гимнастика: На парад с флажком шагаем Флаг наш выше поднимаем Влево, вправо помахаем И глаза вниз опускаем. Воспитатель говорит: Ребята, вы еще маленькие и не все из вас умеют читать. Вы не сможете самостоятельно прочитать эту важную книжку. Поэтому сейчас мы с вами сделаем свой документ в виде макета дома, который будет понятен нам, потому что вместо слов будут картинки – символы, которые прикреплены на мягкие модули из них вы будете конструировать «Дом прав». Воспитатель говорит: Но перед началом конструирования, вспомните и назовите права, с которыми мы сегодня познакомились? (воспитатель при необходимости показывает картинку – символ, дети называют право; из мягких модулей, на которых прикреплены картинки- символы. А теперь приступайте к строительству нашего «Дома прав» (слайд 28). Воспитатель говорит: Посмотрите, какой красивый дом у нас получился. В нём живут права. Похож он на наш детский сад? Конечно, потому что в нашем детском саду соблюдаются ваши права ребята. Мы еще обязательно будем говорить об этом, узнаем, что у нас есть не только права, но и обязанности. Дети, что вам запомнилось и понравилось на игровом занятии? Что нового вы узнали? Ребята, за ваш труд и знания прав мы вручаем Вам медали «Знатоки права» и конверты с картинками-символами для изготовления своей «книжки-малышки о правах» вместе с родителями, нарисуйте в этом доме себя и свою семью по желанию. Обязательно поделитесь полученными сегодня знаниями о правах со своими родителями, бабушками, дедушками и друзьями. Всем, спасибо! | Вступают в диалог Отвечают на вопросы Вступают в диалог Выполняют зрительную гимнастику Проявляют познавательную активность и творческую активность Вступают в диалог Участие в самостоятельной и творческой деятельности. Вступают в диалог Вступают в диалог Высказывают свои впечатлениях |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя и детей " Порхающие цветы "
Тема: «Порхающие цветы»Возрастная группа: средняя группа (от 4 лет)Форма НОД: познавательно – исследовательская деятельностьТехнология: экологического образования детей дошкольного возрастаФорма орган...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя и детей
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя и детей...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя и детей. Квест-игра «Осень. Осенние признаки»
Цель: создание условий для формирования у детей систематических знаний по экологии в игровой форме.Задачи:- Продолжать воспитывать у детей интерес, любовь и бережное отношение к природе.- Продолж...
Технологическая карта организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя и детей «Весенняя песочница»
Возрастная группа: средний возраст (4-5)Форма проведения НОД: познавательно-исследовательская деятельностьТехнология: здоровьесберегающаяФорма организации: подгрупповая...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя и детей «В единстве наша сила!»
представлена тех карта НОД ко дню единства...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя и детей «Бусы для бельчонка»
представлена технологическая карта НОД для детей второй младшей группы с 3 лет...
Технологическая карта организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя и детей «Мамочка, милая моя»
технологическая карта "Мамочка милая моя"...