Рабочая программа по развитию логического мышления «Играем и учимся» для детей 5-7 лет.
рабочая программа (старшая группа)
Рабочая программа
по развитию логического мышления «Играем и учимся» для детей 5-7 лет.
Цель программы: Создание условий для развития у дошкольников элементарного логического мышления с использованием современных педагогических технологий.
Задачи:
1.Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, сериации, смысловому соответствию, ограничению.
2.Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.
3.Воспитывать у детей потребность умственно напрягаться, занимаясь интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности.
4.Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.
5.Донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к активному сотрудничеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logika_i_myshlenie.docx | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент Образования г. Москвы государственное бюджетное образовательное учреждение Школа №657 дошкольное отделение 2
Рабочая программа
по развитию логического мышления «Играем и учимся» для детей 5-7 лет.
воспитателя Азизовой С.Г.
на 2022-2023 учебный год.
г.Москва
Пояснительная записка.
Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребёнок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать, считать и, казалось бы, полностью подготовлены к школе. Однако, педагоги и родители часто сталкиваются с такой проблемой, когда уже в первые месяцы учёбы у детей обнаруживаются трудности в учёбе. Одна из распространённых причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно – логического мышления. В умственном развитии ребёнка процессу овладения логическими отношениями принадлежит существенная роль.
Последнее время акценты делались на работу с детьми, имеющими трудности в усвоении программы. Дети же, имеющие высокий уровень познавательных способностей, оставались без должного внимания. Разработанная программа позволит устранить этот недостаток.
Словесно – логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т. к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л. А. Венгера «Для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире… Всё это принесёт пользу умственному развитию ребёнка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…». Навыки, умения, приобретённые ребёнком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил.
В данной программе показано, как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. В работе с дошкольниками над развитием познавательных процессов одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т. е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы трудно достичь желаемого обучающего и развивающего результата.
Актуальность. Наше время – это время перемен, России нужны люди, способные принимать кардинальные решения, и это актуально. Кто сейчас в детском саду, завтра будут строить наше общество. Опираясь именно на логическое следование мысли, а не на собственные желания или возникшие неожиданно предпочтения, врач ставит обоснованный диагноз, судья выносит аргументированный приговор, критик объективно оценивает фильм. Чтобы и наши дети могли быть знающими врачами, толковыми юристами, честными критиками, им необходимо научиться мыслить логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, оперировать утвердительными и отрицательными суждениями. Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом.
Цель программы: Создание условий для развития у дошкольников элементарного логического мышления с использованием современных педагогических технологий.
Задачи:
1.Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, сериации, смысловому соответствию, ограничению.
2.Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.
3.Воспитывать у детей потребность умственно напрягаться, занимаясь интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности.
4.Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.
5.Донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к активному сотрудничеству.
Сроки реализации программы – 2 учебных года.
Режим занятий – 1 занятие в неделю во второй половине дня продолжительностью 25-30 минут.
Формы и приёмы работы: игры дидактические, развивающие, игры-путешествия, работа с логическими блоками Дьнеша, с палочками Кюизенера, решение логических и математических задач, отгадывание загадок, ребусов, рассматривание, объяснение, чтение, занимательные вопросы, задачи – шутки, изодеятельность, графический диктант, физминутки, пальчиковые упражнения.
Структура занятий: разминка; основное содержание занятия – изучение нового материала; физминутка, пальчиковая гимнастика; закрепление нового материала; игра, рисование.
Работа с родителями: после каждого занятия родителям предлагается речевой материал для закрепления знаний вне занятий: веселые стихи, сказки, рассказы, логические, математические и шуточные задачки, лингвистические и психологические игры, загадки, кроссворды и другие занимательные материалы.
Содержание программы.
Краткое описание разделов. (Разделы соответствуют определённым логическим операциям).
Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие, совершенствовать ориентировку в пространстве. Поиск сходств и различий на двух похожих картинках.
Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета. Игры и упражнения на нахождение логической пары. Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей. Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счётных палочек и геометрических фигур.
Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей. Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, деревья, птицы и т. д.
Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей, учить рассказывать по картинке, пересказывать. Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.
Ограничение. Цель – учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. Развивать наблюдательность детей. Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все не круглые предметы» и т. п. Исключение четвёртого лишнего
Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идёт дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождём человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («Ветер дует, потому что деревья качаются». Верно ли это?) Решение логических задач.
Ожидаемые результаты: Занятия будут способствовать овладению детьми умением решать проблемные ситуации, понимать предложенную задачу и разрешать ее самостоятельно. Овладев логическими операциями, ребёнок будет более внимательным, научится чётко и ясно мыслить, думать, рассуждать, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, что приведет к более успешному и легкому обучению в школе, а значит, и процесс учёбы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Используемая литература:
- «Развитие логического мышления» Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басова.
Изд. «ГРИНГО», 1995г.
- «Развивающие игры для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития», 1996г.
- «Развиваю логику и сообразительность» Ю.Б.Гатанов. «ПИТЕР»,2000г.
- Развитие математического мышления у детей 5-7 лет» Е.В. Колесникова. Москва «Акалис», 1996г.
- «Интеллектуальная мастерская» Л.Я.Береславская. ЛИНКА-ПРЕСС, 2000г.
- «Психология. Занимательные материалы». (старшая, подготовительная группы) Л.П.Морозова. ИТД «КОРИФЕЙ», 2010г.
- Аралова М.А.Справочник психолога ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007г.
Перспективный план работы «Играем и учимся»
на 2022 -2023 уч.год
Содержание занятий | Задачи | ||
Октябрь Занятие №1 | Мониторинг. Выполнение диагностических заданий. 1.«Оценка образно-логического мышления: «Нелепые картинки». «Перепутанные стихи». 2.»Оценка словесно-логического мышления». | Оценить уровень развития образно-логического, словесно-логического мышления у детей. | |
Октябрь Занятие №2 | 1.Обучение приёму«Сравнение». Д/И «Давай, сравним», «Найди вырезанные кусочки», 2.Игра с блоками Дьенеша. Группируем фигуры по цвету, форме, величине, толщине. 3.Занимательные вопросы, загадки – шутки. | Учить определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развивать внимание, восприятие, мышление. | |
Октябрь Занятие №3 | 1.Анализ – синтез. Д/И «Дополни картинку», «Что для чего»2. «Чем похожи и чем отличаются» 3.Игра с блоками Дьенеша . Знакомство с карточками – символами. 4.Решение логических задач. | Упражнять в нахождении закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков. | |
Октябрь Занятие №4 | 1.Обобщение. Д/И «Логический поезд», «Назови одним словом» 2.»Логические цепочки». 3.Игра с блоками Дьенеша. Продолжать знакомить с карточками – символами. 4.Выкладывание картин из счётных палочек. | Учить подобрать обобщающее понятие для каждой группы слов; объяснить свой выбор. Учить находить логическую связь между рисунками, расположенными в одном ряду; нарисовать недостающий элемент; подробно объяснить свои действия. | |
Ноябрь Занятие №1 | 1.Классификация. Д/И «Магазин универсальный», «Разложи на группы», 2.Д/И «Подбери и назови». 3.Игра с палочками Кюизенера. 4.Учимся отгадывать загадки. | Учить мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия. | |
Ноябрь Занятие №2 | 1.Систематизация. Д/И «Картинки последовательные», 2.Игра с блоками Дьенеша. «Где спряталась мышка». 3.Графический диктант. | Развивать умение упорядочивать объекты по количественному и внешним признакам и по смыслу Учить самостоятельно находить закономерность. Учить составлять описательный рассказ. | |
Ноябрь Занятие №3 | 1.Ограничение. Д/И «В гостях у лисы», 2«Что лишнее». 3.Игра с блоками Дьенеша «Найди клад». | Учить выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. | |
Ноябрь Занятие №4 | 1.Умозаключения. Д/И «Потому, что…», «Логика». 2. Игра с блоками Дьенеша «Кот и мыши». 3.Лингвистические задачки. | Учить при помощи суждений делать умозаключения. Развивать воображение. | |
Декабрь Занятие №1 | 1.Установление причинно – следственных связей. Д/И «Почему это произошло». 2.Что должно быть в пустых клеточках, дорисуй. 3.Логическая мозаика. | Учить находить причину событий. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение. | |
Декабрь Занятие №2 | 1.Смысловое соотнесение. Д/И «Что подходит», «Бывает ли такое». 2. Придумывание небылиц. 3.Нарисуй справа такую же фигуру. | Учить находить связи между предметами, явлениями, основываясь на существенные признаки и свойства. | |
Декабрь Занятие №3 | 1.Игра с логическими блоками Дьенеша «Угадай – ка» 2.Назови и покажи из каких фигур составлены эти предметы. 3. Решение логических задач. 4.Графический диктант. | Развивать умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета. | |
Декабрь Занятие №4 | 1 Игра с палочками Кюизенера. «Посудная ловка». 2.Задачи – шутки, занимательные вопросы. 3.Д/И «Что делать» | Развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения; пространственные отношения. На основе двух суждений делать самостоятельное умозаключение. | |
Январь Занятие №1 | 1.Разгадываем кроссворд 2.Занимательные вопросы, загадки – шутки. | Учить находить связи между предметами, явлениями. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение. | |
Январь Занятие №2 | 1«Сравнение». Д/И «Что изменилось». 2.Игра с блоками Дьенеша. Группируем предметы по существенному признаку. 3.Занимательные задачки. | Закреплять умение определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развивать внимание, восприятие, мышление. | |
Февраль Занятие №1 | 1.Анализ – синтез. Д/И «Подскажи Незнайке» 2. «Зачем и почему» 3.Игра с блоками Дьенеша . 4.Решение логических задач. | Закреплять в умении находить закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков. | |
Февраль Занятие №2 | 1.Обобщение. Д/И «Логические цепочки». 2.Игра с блоками Дьенеша. 3.Выкладывание картин из спичек, пуговиц, сыпучих материалов. | Совершенствовать умения в обобщении понятий для каждой группы слов; объяснить свой выбор. Закреплять навык находить логическую связь между картинками. | |
Февраль Занятие №3 | 1.Классификация. Д/И «Вопрос – ответ», «Подбери и назови». 2.Игра с палочками Кюизенера. 3.Учимся разгадывать ребусы. | Закреплять умение мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия. | |
Февраль Занятие №4 | 1.Систематизация. Д/И «Продолжи ряд предметов». 2.Игра с блоками Дьенеша. «Где спряталась мышка». 3.Графический диктант. | Совершенствовать умение упорядочивать объекты по количественному и внешним признакам и по смыслу, составлять описательный рассказ. | |
Март Занятие №1 | 1.Ограничение. Д/И «Найди фрагменты изображений». 2.Игра с блоками Дьенеша 3.Учимся разгадывать крассворды. | Закреплять умения выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. | |
Март Занятие №2 | 1.Умозаключения. Д/И «Подумай, на что похожа картинка, дорисуй её». 2. Игра с блоками Дьенеша 3.Разгадываем загадки | Закреплять умения при помощи суждений делать умозаключения. Развивать воображение. | |
Март Занятие №3 | 1.Установление причинно – следственных связей. Д/И Что должно быть в пустых клеточках, дорисуй. 2.Логическая мозаика. | Совершенствовать умение находить причину событий. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение. | |
Март Занятие №4 | 1.Смысловое соотнесение. Д/И «И хорошо и плохо». 2. Придумывание небылиц. 3.Графический диктант | Закреплять умение находить связи между предметами, явлениями, основываясь на существенные признаки и свойства. | |
Апрель Занятие №1-2 | Мониторинг. Выполнение диагностических заданий. | Оценить уровень развития логического мышления у детей. |
Перспективный план работы «Играем и учимся»
на 2022 -2023 учебный год
Месяц | Занятие | Задачи |
Октябрь №2. | «Неправильные картинки» | -Развивать элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях. -Развивать умение рассуждать логически. |
№3. | «На что сгодится карандаш?» | -Развивать оригинальность мышления. -Расширять способность нестандартного применения предметов. - Воспитывать коммуникативные качества |
Ноябрь №1. | «Шумно, вкусно, кругло-красно!» | -Развитие образно-логическое мышление. -Учить изменять одно свойство предмета не изменяя других его свойств. -Развивать мелкую моторику, графические навыки. |
№2. | «Ожившие фигуры» | -Развивать креативное мышление. -Развивать мелкую моторику, художественные способности. |
№3. | «Кто сильней: медведь или папа?» | -Развивать творческое воображение, фантазию, художественные способности. -Формировать коммуникативные и импровизационные навыки. |
№4. | «Что в пустой клетке?» | - Развивать мыслительные операции: умозаключение, систематизацию. -Развивать мелкую моторику, гр.навыки. |
Декабрь №1. | «И карета - сказочная, и палочка волшебная!» | -Развивать творческое воображение, фантазию. -Развивать мелкую моторику, художественные способности. |
№2. | «Буквы нашлись» | -Развивать зрительное восприятие, внимание. - Развивать мыслительные операции: сравнение. |
№3. | «Буквы спрятались!» | -Развивать зрительное восприятие, внимание. - Развивать мыслительные операции: сравнение, смысловое соотнесение. |
№4. | «Необычный оркестр» | - Развивать воображение; побуждать детей к импровизации. -Расширять способность нестандартного применения предметов. -Воспитывать партнёрские, уважительные отношения |
Февраль №1. | «Выход из лабиринта» | -Развивать способность планировать действие и поведение. - Развивать мелкую моторику, гр.навыки. |
№2. | «Мокро в банке огурцу» | - Развивать креативное мышление. -Развивать творческое воображение, фантазию, художественные способности. -Воспитывать коммуникативные качества. |
№3. | «Не узоры – загляденье!» | -Развивать зрительное восприятие, внимание. - Развивать мыслительные операции: сравнение, смысловое соотнесение. |
№4. | «Назови посмешнее» | -Развивать слов.-логическое мышление. -Обогащать словарный запас. - Развивать творческое воображение. -Воспитывать коммуникативные качества. |
Март №1. | «На листочке – только точки» | - Развивать зрительное восприятие. - Развивать мыслительные операции: сравнение. - Развивать мелкую моторику, гр.навыки. |
№2. | «Папуас Павел» | - Развивать зрительное восприятие, внимание. - Развивать мыслительные операции: сравнение, смысловое соотнесение. -Закрепление знаний о буквах и звуках. |
№3. | «Таинственные загадки» | - Развивать воображение, логическое мышление, инициативу. - Вызывать у детей радостный эмоциональный настрой. -Воспитывать коммуникативные качества. |
№4. | «Куда пропал рисунок?» | - Развивать мыслительные операции: умозаключение, систематизацию. -Развивать мелкую моторику, гр.навыки. |
Апрель №1. | «Кукла, зонтик, воробей, объединяйтесь!» | -Развивать обобщающие функции мышления. -Развивать способность видеть не только очевидные, но и скрытые свойства и признаки объектов. |
№2 | «Рифмы» | - Развивать креативное мышление, творческое воображение, фантазию. - Побуждать детей к импровизации. -Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, партнёрские качества. |
№ 3-4 | Мониторинг. Выполнение диагностических заданий. | Оценить уровень развития логического мышления у детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по развитию логического мышления посредством дидактической игры, с использованием нетрадиционного материала (четырёхгранные деревянные палочки)
Пояснительная запискаДидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания. Очень велико значение дидактической ...
Методическая разработка Дополнительная общеразвивающая программа по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста
Дополнительная общеразвивающая программапо развитию логического мышленияу детей дошкольного возраста...
Образовательная программа по развитию логического мышления детей с нарушениями зрения 6-7 лет "Логическая мозаика"
Образовательная программа по развитию логического мышления детей с нарушениями зрения 6-7 лет "Логическая мозаика"...
Рабочая программа по развитию логического мышления и математических способностей « УМКА» для детей старшего дошкольного возраста
Ни одно человеческое исследование не может назваться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства. Леонардо да ВинчиРабочая программа по развитию логического мышл...
Рабочая программа кружка по развитию логического мышления «Играем и учимся» для детей 5-7 лет.
Цель программы: Создание условий для развития у дошкольников элементарного логического мышления с использованием современных педагогических технологий.В данной программе показано, как чере...
Рабочая программа по развитию логического мышления "Играем и учимся" для детей 5-7 лет. Воспитатель: Азизова С.Г. На 2022-2023 учебный год.
quot;Логика и мышление"...
Рабочая программа по развитию логического мышления "Играем и учимся" (кружок)
перспективный план по работе кружка по ФЭМП...