Программа кружка "Штриховочка" (подготовка дошкольников к письму)
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №142»
Г.Воронеж
Microsoft |
КРУЖОК ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «Штриховочка» |
Возрастная группа: старшая-подготовительная. |
Разработал: воспитатель Коробка Н.Н. 2022-2023 учебный год |
Описание работы: данный материал будет полезен для педагогов дополнительного образования, педагогов НОО, для родителей дошкольников. Предлагаемое методическое пособие можно использовать как полностью, так и частично: на занятиях дополнительного образования, а так же в свободное время.
Автор: воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 142» Коробка Н.Н.
Назначение: материал разработан для кружковой работы в детском саду.
Возрастная группа: старшая – подготовительная.
Форма организации детей: подгруппа 8-10 человек.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Разнообразные графические изображения, состоящие из линий, штрихов и точек, постоянно и повсеместно окружают человека в любом возрасте. С древнейших времён графическое общение было и остается самым простым и удобным видом связи между людьми. Специалисты прогнозируют, что в недалеком будущем более 60-70% всей получаемой нами информации будет иметь графическую форму предъявления. И конечно, каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок умел уверенно ориентироваться в современном мире, в море графической информации.
Поэтому так важно помнить, что именно дошкольный возраст - это период возникновения, становления и развития многообразных представлений, которые затем перерастают в понятия об окружающем мире. Разработанная система занятий способствует не только развитию мелкой моторики руки, но и развитию двигательной (моторной) памяти, умению точно воспроизводить по образцу, выполнять упражнения по словесной инструкции. Тематические занятия включают в себя работу с трафаретами, карточками, шаблонами, упражнения для кистей и пальцев руки, гимнастику для глаз.
Актуальность общеразвивающей программы по подготовке руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму «Штриховочка» заключается в том, что неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Программа рассчитана на один год (старшего дошкольного возраста). Занятие проводится 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, 36 занятий в год. Организовывается во время свободной деятельности детей, после обеденного сна. Занятия группой или подгруппой длительностью 25 - 30 минут. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей.
Цель программы: совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве, развивать моторику и координацию движений руки, развивать навыки ручной умелости.
Задачи программы:
Обучающие
- подготовка ребенка к письму;
- учить разбивать фигуры на части, воссоздавать фигуру из частей, преобразовывать форму фигур;
-заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе;
-положительное отношение к письму.
-способствовать развитию познавательных способностей, творческого воображения и пространственных представлений.
Развивающие:
-развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т. д.;
-развивать индивидуальные способности, креативность, самостоятельность у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы;
-развивать зрительно - моторную координацию;
-развивать познавательные процессы: зрительное и слуховое восприятие, пространственное восприятие, память, внимание, логику, аналитическое мышление, творческие способности;
- развивать чувство ритма посредством ритмических рисунков;
-развивать пространственную ориентировку.
Воспитательные:
-интерес к занятиям изобразительной и творческой деятельности;
-организованность, усидчивость и аккуратность в работе;
-заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе;
-положительное отношение к письму.
Методы и приемы работы с детьми
Методические условия реализации программы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
Словесные: - беседа, - объяснение, - чтение стихов и загадок.
Наглядные: - работа по образцу (штриховка);
-показ иллюстраций, картинок, букв.
Практические: - самостоятельная работа детей (штриховка).
-пальчиковая гимнастика.
-физминутки.
Типы занятий:
- первичное ознакомление с материалом;
- усвоение новых знаний;
- применение полученных знаний и умений на практике;
- закрепления и повторения.
Форма организации учебного занятия – кружковое занятие.
Форма организации деятельности учащихся на занятии –групповое.
Содержание программы
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление. При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно. Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму. Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Прогноз результативности
Воспитанник будет знать:
-правила и различные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);
-гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);
-правила работы с тетрадью.
Воспитанник будет уметь:
-правильно сидеть за столом во время письма;
-правильно располагать рабочую тетрадь;
-правильно держать карандаш и ручку;
-проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые);
-проводить линии в разных направлениях;
-обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;
-ориентироваться на плоскости и решать логические задачи.
Ожидаемые результаты:
Благодаря занятиям у ребенка повышается внимательность и способность сосредотачиваться; развитие мелкой моторики ведет за собой улучшение речевых навыков. У детей хорошо развита ручная умелость, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность, пространственная ориентировка детей на листе бумаги. И как следствие, дети легко адаптируются в начальном звене школы, у детей не возникает проблем с техникой письма, у них достаточно развиты: память, зрительное и произвольное внимание, восприятие.
Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы
Материально-технические условия.
1. Наглядные материалы: иллюстрации к темам.
2. Картинки, книжки - раскраски.
3. Принадлежности для занятий: тетради в большую клетку на каждого ребенка, шаблоны и трафареты для штриховки, головоломок, графических упражнений, ручки цветные (синие красные черные), на каждого ребенка, простые и цветные карандаши на каждого ребенка.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Количество занятий в неделю | 1 |
Количество занятий в месяц | 4 |
Количество занятий в год | 36 |
№ | Структура занятий |
1 часть | Упражнения на развитие координации пальцев рук: пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, самомассаж пальцев и рук. |
2 часть | Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка. |
3 часть | Упражнения на развитие зрительно - моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты дорисовка. |
Перспективный план работы по подготовке руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму
Занятие № 1
- Пальчиковая игра «Моя семья»
- Штриховка «Морской конек»
- Рисование по клеточкам (тетрадь)
Занятие № 2
- Пальчиковая игра «Прятки»
- Штриховка «Улитка»
- Продолжи узор (тетрадь)
Занятие № 3
- Пальчиковая игра «Пальчик - мальчик»
- Штриховка «Зонтик»
- Головоломка «Раскраска по цифрам»
Занятие № 4
- Пальчиковая игра
- Штриховка «Листик»
- Графическое упражнение
Занятие № 5
- Пальчиковая игра «Мы рисовали»
- Штриховка «Мячик»
- Рисование по клеточкам (тетрадь)
Занятие № 6
- Пальчиковая игра «Дружба»
- Штриховка «Морковь»
- Продолжи узор (тетрадь)
Занятие № 7
- Пальчиковая игра «Замок»
- Штриховка «Перья»
- Головоломка «Раскраска по цифрам»
Занятие № 8
- Пальчиковая игра «Паучок»
- Штриховка «Стрекоза»
- Графическое упражнение
Занятие № 9
- Пальчиковая игра «Пальчики»
- Штриховка «Тыква»
- Рисование по клеточкам (тетрадь)
Занятие № 10
- Пальчиковая игра «Котята»
- Штриховка «Тыква»
- Продолжи узор (тетрадь)
Занятие № 11
- Пальчиковая игра «Мебель я начну считать»
- Штриховка «Воздушный шар»
- Головоломка «Раскраска по цифрам»
Занятие № 12
- Пальчиковая игра «Гости»
- Штриховка «Цветок»
- Графическое упражнение
Занятие № 13
- Пальчиковая игра «Моя семья»
- Штриховка «Ракушка»
- Рисование по клеточкам (тетрадь)
Занятие № 14
- Пальчиковая игра «Прятки»
- Штриховка «Лебедь»
- Продолжи узор (тетрадь)
Занятие № 15
- Пальчиковая игра «Пальчик - мальчик»
- Штриховка «Снежинка»
- Головоломка «Раскраска по цифрам»
Занятие № 16
- Пальчиковая игра «Улей»
- Штриховка «Новогодняя игрушка»
- Графическое упражнение
Занятие № 17
- Пальчиковая игра «Мы рисовали»
- Штриховка «Елка»
- Рисование по клеточкам (тетрадь)
Занятие № 18
- Пальчиковая игра «Дружба»
- Штриховка «Ваза»
- Продолжи узор (тетрадь)
Занятие № 19
- Пальчиковая игра «Замок»
- Штриховка «Колокольчик»
- Головоломка «Раскраска по цифрам»
Занятие № 20
- Пальчиковая игра «Паучок»
- Штриховка «Рыбка»
- Графическое упражнение
Занятие № 21
- Пальчиковая игра «Пальчики»
- Штриховка «Перчатка»
- Рисование по клеточкам (тетрадь)
Занятие № 22
- Пальчиковая игра «Котята»
- Штриховка «Ананас»
- Продолжи узор (тетрадь)
Занятие № 23
- Пальчиковая игра «Гости»
- Штриховка «Радуга»
- Головоломка «Раскраска по цифрам»
Занятие № 24
- Пальчиковая игра «Мебель я начну считать»
- Штриховка «Пирамидка»
- Графическое упражнение
Занятие № 25
- Пальчиковая игра «Моя семья»
- Штриховка «Бабочка»
- Рисование по клеточкам (тетрадь)
Занятие № 26
- Пальчиковая игра «Прятки»
- Штриховка «Замок»
- Продолжи узор (тетрадь)
Занятие № 27
- Пальчиковая игра «Пальчик - мальчик»
- Штриховка «Птица»
- Головоломка «Раскраска по цифрам»
Занятие № 28
- Пальчиковая игра «Улей»
- Штриховка «Ракета»
- Графическое упражнение
Занятие № 29
- Пальчиковая игра «Мы рисовали»
- Штриховка «Щенок»
- Рисование по клеточкам (тетрадь)
Занятие № 30
- Пальчиковая игра «Дружба»
- Штриховка «Барашек»
- Продолжи узор (тетрадь)
Занятие № 31
- Пальчиковая игра «Замок»
- Штриховка «Пасхальное яйцо»
- Головоломка «Раскраска по цифрам»
Занятие № 32
- Пальчиковая игра «Паучок»
- Штриховка «Сова»
- Графическое упражнение
Занятие № 33
- Пальчиковая игра «Гости»
- Штриховка «Ромашка»
- Рисование по клеточкам (тетрадь)
Занятие № 34
- Пальчиковая игра «Котята»
- Штриховка «Заяц»
- Продолжи узор (тетрадь)
Занятие № 35
- Пальчиковая игра «Пальчики»
- Штриховка «Попугай»
- Головоломка «Раскраска по цифрам»
Занятие № 36
- Пальчиковая игра «Мебель я начну считать»
- Штриховка «Имя»
- Графическое упражнение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по подготовке руки к письму
Рабочая программа по подготовке руки к письму детей дошкольного влзраста....
Развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки дошкольника к письму
При поступлении ребенка в школу, навряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется еще одно особенное требование: желательно, чтобы у них хорошо была развита мел...
Программа по подготовки руки к письму "Умные ручки"
Программа позволяет подготовить дошкольников к овладению навыками письма для дальнейшей успешной учебе в школе, развить мелкую моторику рук, память, внимание....
Программа по подготовке руки к письму " Веселые буквы "
Навыки письма имеют неоспоримо большое значение в жизни и деятельности культурного человека. Подготовка детей к школе предусматривает подготовку руки к письму, т.е. развитие мелкой моторики, уме...
Рабочая программа по предмету "Графика и письмо"
Пояснительная записка и содержание программного материала...
Рабочая программа по подготовке руки к письму
Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему. При этом формируются т...
Рабочая программа по подготовке руки к письму для детей старшего дошкольного возраста "Веселые прописи"
В рабочей программе представлен перспективный план занятийной деятельности с детьми 6-7 лет по подготовке руки к письму...