Программа по подготовке руки к письму " Веселые буквы "
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Навыки письма имеют неоспоримо большое значение в жизни и деятельности культурного человека. Подготовка детей к школе предусматривает подготовку руки к письму, т.е. развитие мелкой моторики, умение выполнять различные типы линий с учётом заданного направления, наклона, последовательности написания, ритма. Обучение шестилетних детей по данной программе не предусматривает овладение ими графическими навыками прописного письма, это задача 1 класса начальной школы. Навыки письма имеют неоспоримо большое значение в жизни и деятельности культурного человека. Подготовка детей к школе предусматривает подготовку руки к письму, т.е. развитие мелкой моторики, умение выполнять различные типы линий с учётом заданного направления, наклона, последовательности написания, ритма. Обучение шестилетних детей по данной программе не предусматривает овладение ими графическими навыками прописного письма, это задача 1 класса начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_pismu_novaya.doc | 269.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление культуры
Администрации городского округа «Город Чита»
МОУДОД Центр эстетического воспитания детей «Орнамент»
Утверждена Педагогическим советом Директор _________
Протокол № ____ от ________ 200 ____ г. /Квасова Е.В./
Образовательная программа
Весёлые буквы
Дополнительная программа по письму для детей 6-7 лет
Составитель: Пляскина Елизавета Сергеевна Педагог дополнительного образования, Срок реализации программы 1 год. |
Г. Чита 2010г.
Пояснительная записка.
Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. В.А.Сухомлинский |
«История письма ребёнка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы», - считал известный русский психолог Л.С.Выготский.
Навыки письма имеют неоспоримо большое значение в жизни и деятельности культурного человека. Подготовка детей к школе предусматривает подготовку руки к письму, т.е. развитие мелкой моторики, умение выполнять различные типы линий с учётом заданного направления, наклона, последовательности написания, ритма. Обучение шестилетних детей по данной программе не предусматривает овладение ими графическими навыками прописного письма, это задача 1 класса начальной школы.
Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становится более актуальной.
Следует отметить, что на сегодняшний день задача обучения детей дошкольного возраста письму не имеет однозначного решения. Одни учёные и методисты выступают категорически против включения письма в программу дошкольного образования, мотивируя своё мнение недостаточной готовностью организма ребёнка к данному виду деятельности, большой вероятностью ухудшения его здоровья. Другие, напротив, считают, что многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе можно избежать при проведении целенаправленной подготовительной работы на дошкольном этапе.
Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. Причин тому несколько:
- недоразвитие мелкой мускулатуры руки (пальчиковой);
- однообразие, монотонность организации обучения;
- маленький размер и сложность элементов современной русской каллиграфии и др.
Кроме того, во время освоения письма часто страдает зрительная и нервная системы ребёнка. Избежать колоссальных затрат физических, умственных, нервных сил, снизить нагрузку на ребёнка в процессе обучения письму можно, организовав подготовительную работу.
Целью данного курса является создание необходимых условий для развития у шестилетних детей основ каллиграфии – искусства красивого письма, умение выполнять элементы букв.
Для достижения данных целей в течение учебного года предстоит решать следующие задачи:
Образовательные:
- Формировать координацию движения пальцев кисти, предплечья и плечевого отдела руки.
- Формировать правильную посадку при письме.
- Ознакомить детей с правилами работы в тетрадях в клетку и косую линию.
- Формировать прочные навыки самостоятельного письма печатными буквами.
- Ознакомить с прописным письмом.
- Освоить элементы русского прописного письма.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику пальцев рук путём работы с карандашом, выполнение графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т.д.
- Развивать абстрактное мышление детей, формируя навыки работы со знаками (буквами) – символами.
- Продолжать развивать мыслительные процессы детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логику. Аналитическое мышление (расчленяя и синтезируя объект), творческие способности.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать трудолюбие, добросовестность, аккуратность.
- Вызвать у детей заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе.
- Вырабатывать у детей положительное отношение к письму, подвести их к осознанию того, что «писать красиво – легко и приятно».
Технология обучения письму определяется системой принципов, методов и приёмов, используемых на уроках письма. Это прежде всего принципы:
- поэлементного изучения;
- одновариантного (стабильного) начертания элементов букв и их сочетаний;
- принципы логической группировки буквенных знаков
- строгая последовательность заданий с учётом их постепенно возрастающей сложности.
- учёт индивидуального уровня и темпа развития ( количество заданий, их вариантов варьируется для разных детей)
- ориентировка педагога на успешность ребёнка, выполняющего задания. Они предлагаются таким образом, чтобы ребёнок обязательно выполнил их, справился с предложенной задачей, добился успеха.
Суть поэлементного принципа заключается в том, что обучение начертанию элемента буквы должно предваряться формированием в памяти ребёнка чёткого зрительного образа этого элемента, т.е. он должен ясно представить себе, из каких зрительных частей элемент состоит и в каких пространственно-количественных отношениях эти части находятся в нём.
Научить воспринимать в рабочей строке различные предметные образы, приближенные к конфигурации букв, и написанию печатных букв. При письме особенно важно не столько овладеть отдельными умениями, сколько сформировать весь комплекс готовности ребёнка к письму: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки.
Системно-структурный подход к графическому материалу, т.е. алфавиту письменных букв позволил накопить традиционный поэлементный принцип новым развивающим содержанием, так как стало возможным совокупность письменных букв русского алфавита структурировать в виде графической системы. Основу этой системы составляют восемь элементов, т.е. структурных единиц:
- прямая линия;
- линия с закруглением с одной стороны;
- линия с закруглением с двух сторон;
- линия с пётлёй;
- линия с четвертным овалом;
- плавная линия;
- овал;
- полуовал.
Если форма – постоянное свойство названных выше элементов, то к их переменным свойствам следует отнести размер, пространственное положение и количество. Формирование навыков пространственного положения элементов достигается путём выполнения упражнений по заполнению рисунка основными элементами.
Принцип одновариантного (стабильного) начертания печатных и письменных букв обусловлен закономерными движениями руки при письме. Это, прежде всего пронация – круговые замкнутые движения руки. Направленность внутрь, к плечу. Рука в процессе письма выполняет единообразные движения. Широкое использование орнаментов усиливает действие данного принципа.
Методические приёмы обучения письму:
- Аналитическое восприятие.
- Практическое конструирование элементов букв с помощью элементов шаблонов.
- Копирование или воспроизведение по вспомогательным (точечным) линиям элемента.
- Тактирование – написание элемента буквы под определённый счёт.
- Алгоритмизация процесса выполнения элементов букв и орнамента.
- Паралельное изучение букв по программе «Азбука» и выполнение основных элементов букв.
- Использование творческих и конкурсных заданий.
Работа детей на занятиях по письму предусматривает работу в течении первого полугодия в тетрадях в клеточку и введении во втором полугодии работу в тетрадях в косую линию. В течении первых двух месяцев обучения дети работают карандашом, остальное время шариковой ручкой. Задания записываются преподавателем в тетради и поясняются устно.
Важное значение для соблюдения гигиенических требований имеет правильное определение длительности непрерывного письма.
Зрительно-двигательные операции в процессе подготовки руки к письму.
Развивающие задачи | Средства решения задач | Материал | Действия детей |
Развитие представлений о пространственных отношениях (контур предмета; замкнутые прерывистые линии – их высота, длина, количество) | Изображение предметов, коротких и длинных линий, обозначенных точками; сюжетные рисунки | Цветные карандаши, тетради, трафареты. | Обводят предметы по контуру; занимаются штриховкой внутри контура предметов; ориентация на странице: работают сверху вниз; слева направо в плоскости листа |
Развитие творческого воображения | Создание целостного образа предмета на основе его дорисовывания | Цветные карандаши | Самостоятельно дорисовывают предметы по замыслу |
Развитие глазомера и координации движений руки | Изображение предметов уменьшенного размера, обозначенных точками | Цветные карандаши | Обводят предметы уменьшенной формы в рабочей строке; ведут рукой при работе по строке снизу вверх и слева направо |
Развитие двигательного аппарата руки и укрепление мелких мышц кисти рук | Изображение предметов для штриховки внутри их контура | Цветные карандаши | Заштриховывают пространство внутри контура предмета |
Занятия проводятся 1,5 часа в неделю, по 25 минут.
Продолжительность непрерывных графических упражнений не должна превышать у старших дошкольников 5 минут. При выполнении упражнений большего объёма следует организовывать краткий отдых детей, вводить упражнения для глаз. При работе необходимо проведение 2-3 физкультминуток и специальных упражнений для пальцев руки, кисти, предплечья. Необходимо забывать оценивать успехи, а при неудачах одобрять действия ребёнка словами: «Если ты сделаешь так (показ, объяснение), то будет ещё лучше».
Всё обучение проходит в увлекательной игровой форме и образном контексте понятных ребёнку ситуаций.
К концу обучения дети должны:
- знать печатные буквы русского алфавита;
- соотносить букву с соответствующим звуком, различать букву и соответствующий ей звук;
- различать правильно и неправильно напечатанные буквы ;
- выполнять основные элементы букв: горизонтальные и вертикальные линии, параллельные и наклонные прямые ( вправо и влево ), овалы, линии с закруглением вверху и внизу соотнося их со строкой;
- «печатать» и читать слоги, слова, предложения с изученными буквами;
- выполнять упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта («клубочки», «волны»…).
Календарно - тематический план
№ | Тема занятий | Кол-во часов |
1 | Урок-знакомство. Здравствуй, Теремок. | 1 |
2 | Ознакомительная беседа. Значение письма в жизни людей. История возникновения письма. | 1 |
3 | Осенние приметы, загадки об осени. Правила правильной посадки при письме. Правила работы с карандашом, с ручкой. Правила работы в тетради | 2 |
4 | Ориентировка в пространстве. Вверх, вниз, влево, вправо. | 1 |
5 | Праздник осени | 1 |
6 | Знакомство с видами штриховки. | 1 |
7 | Клеточка. Квадрат. Графический диктант. | 4 |
8 | Орнамент. Элементы орнамента. Ритмичность выполнения орнамента. | 2 |
9 | Красавица зима. Буквы гласных звуков.. | 6 |
10 | Элементы печатных букв. Занимательные ребусы с буквами. | 1 |
11 | Моя любимая игрушка. Буквы сонорных согласных звуков. | 5 |
12 | Новогодний утренник | 1 |
13 | Печатание гласных букв Яя, Ёё, Ее, Юю. | 4 |
14 | День Российской Армии. Работа с трафаретами «транспорт». | 1 |
15 | Знакомство с тетрадью в косую линию. Рабочая строка, широкая строка. | 4 |
16 | Фольклор. Буквы, парных согласных звуков. | 7 |
17 | Знаки препинания: точка, восклицательный знак, вопросительный знак. Прямоугольник в рабочей строке. | 2 |
18 | Работа с предложением. Линия с закруглением с одной стороны. | 2 |
19 | «Весна – красна …». Буквы Чч, Щщ. Линия с закруглением с двух сторон. | 2 |
20 | Буква Цц, Хх. Страна в которой я живу. Линия с петлёй сверху, снизу. | 2 |
21 | День Победы. | 1 |
22 | Буква ь, ъ. Плавная линия. Овал, полуовал. | 2 |
23 | Подведение итогов работы в тетрадях. | 1 |
Итого: | 54часа |
Календарно-тематический план.
№ | Тема | Цели | Краткое содержание, оборудование. | Сроки |
1 | Урок-знакомство здравствуй «Теремок». | Знакомство с детьми. Создание праздничной атмосферы. | - орг. момент - знакомство с детьми, с использованием мяча - правила поведения в «Теремке» Незнайка. | 1 ч. сентябрь |
2 | Ознакомительная беседа. Значение письма в жизни людей. История возникновения письма. | В ознакомительной беседе познакомить детей с процессом возникновения письма и значением его в жизни людей. | - орг.момент - беседа о возникновении письма - демонстрация орудий письма: перья, карандаш, ручка - пальчиковая гимнастика Рисунки с изображением символов и букв, пиктограммы. | 1 ч. Сентябрь |
3 | Осенние приметы, загадки об осени. Правила посадки при письме. | Познакомить детей с соблюдением элементарных гигиенических правил при письме: правильно посадкой при работе с тетрадью. | - орг.момент - беседа о приметах осени - загадывание загадок об осени - объяснение правил посадки при письме Плакат о правилах посадки при письме. Раздаточный материал – рисунки с правилами держания карандаша и расположения тетради при письме. | 1ч. Сентябрь |
4 | Правила работы с карандашом, с ручкой. Правила работы в тетради. | Познакомить с положением листа, кисти руки, пишущего инструмента. Учить детей ориентироваться в тетради в клетку: ставить точку, видеть клетку, находить границы письма. | - Орг. момент - повторение правил посадки при письме - познакомить с тетрадью - работа в тетрадях Рабочие тетради учащихся предыдущих лет. | 1ч. Сентябрь |
5 | Ориентировка в пространстве. Вверх, вниз, влево, вправо. | Научить начинать движения в определённой точке и вести руку в определённом направлении. Совершенствовать умения детей ориентироваться на листе бумаги и в окружающем пространстве. | - Орг.момент - пальчиковая гимнастика - игра в тетради, с использованием мелких игрушек для ориентировки в пространстве - игра «Пешеходный переход» Тетради. | 1ч. Сентябрь |
6 | Понятия «вверх, вниз, влево, вправо» | Закрепление навыков по ориентировке в пространстве в различных направлениях. | - орг. момент - Отработка навыков проведения горизонтальных и вертикальных линий - Игра «Где спрятался цыплёнок» (пространственная ориентировка) - Массаж ладоней карандашом. | 1ч. сентябрь |
7 | Знакомство с видами штриховки | Развивать мелкую моторику и координацию движений руки, зрительное восприятие и внимание. | - орг. момент - знакомство с видами штриховки -Работа с трафаретами - загадки о листьях Трафареты с листьями. | 1 ч. октябрь |
8 | Наклонная линия. Клеточка как разновидность квадрата. | Научить детей ориентироваться в тетради по клеточкам. | - орг. момент - игра «Дождик» - обведение клеточки, как разновидности квадрата - пальчиковая гимнастика Тетради в крупную клетку. | 1 ч октябрь. |
9 | Графический диктант ( из вертикальных и горизонтальных линий). | Научить детей рисовать узоры из прямых вертикальных и горизонтальных линий в соответствии с устными указаниями педагога | - орг. момент - повторение изученных линий - выполнение графического диктанта под диктовку с использованием вертикальных и горизонтальных линий - пальчиковая гимнастика Доска в клетку. | 1ч. октябрь |
10 | Графические узоры с использованием наклонных элементов. | Познакомить детей с понятием «наклона», учить рисовать наклонные элементы. | - орг. момент - выполнение графического узора с использованием наклонных линий - пальчиковая гимнастика Доска в клетку. | 1ч. октябрь |
11 | Праздник осени | Обобщить знания об осени и приметах осени. Воспитывать бережное отношение к природе. | 1ч. октябрь | |
12 | Орнамент, элементы орнамента. | Дать понятие об орнаменте, элементах орнамента. | - орг. момент - познакомить с орнаментом и его элементами - выполнение орнамента в тетрадях - пальчиковая гимнастика Рисунки с различными орнаментами. Фотографии натуральных объектов (элементов зданий, украшений предметов быта) с использованием орнамента. | 1ч. октябрь |
13 | Ритмичность выполнения орнамента. | Показать ритмичность (повторяемость) элементов орнамента. | - орг. момент - выполнение орнаментов в тетрадях - игра «Учимся копировать узор» - взаимооценивание работ - пальчиковая гимнастика | 1ч. октябрь |
14 | Красавица зима Буква Аа. Дать понятие заглавной и строчной буквы. | Обобщить и систематизировать знания о зиме. Активизировать словарь признаков. Познакомить с печатной буквой А., научить писать её. Закрепить графический образ буквы через максимальное включение анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, тактильного). | - орг.момент - чтение стихов про букву Аа. - пальчиковый алфавит - игра «Доскажи словечко» - письмо буквы в тетрадях - характеристика звука -пальчиковая гимнастика Счётные палочки. | 1ч. ноябрь |
15 | Буква Уу. Графический диктант утка. | Познакомить с печатной буквой Уу, научить писать её. Уточнить различия между буквой и соответствующим ей звуком. | - орг.момент - чтение стихов про букву Уу. - пальчиковый алфавит - выкладывание буквы из палочек - письмо буквы в тетрадях - печатание слов: ау, уа Счетные палочки. | 1ч. ноябрь |
16 | Буква Ии. Графический диктант буквы И. | Познакомить с печатной буквой Ии, научить писать её. Сформировать пространственные ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве. | - орг. момент - чтение стихов про букву Ии. - пальчиковый алфавит - выкладывание буквы из палочек - письмо буквы - графический диктант «буква И» Физ. минутка Счётные палочки. | 1ч. ноябрь |
17 | Буква Оо. Орнамент из дуг и окружностей. | Познакомить с печатной буквой Оо, научить писать её. Уточнить различия между буквой и соответствующим ей звуком. | - орг. момент - - чтение стихов про букву Оо. - пальчиковый алфавит - выкладывание буквы из ниточки - письмо буквы - речевое упражнение «Скажи О по разному» - массаж ладоней и пальцев рук Физ. минутка - выполнение орнамента Ниточка. | 1ч. ноябрь |
18 | Буква ы. Работа с трафаретом овощи. | Познакомить с печатной буквой ы, научить писать её. Закрепить графический образ буквы через максимальное включение анализаторов. | - орг. момент - чтение стихов про букву ы. - пальчиковый алфавит - письмо буквы - речевая игра «Один – много» - пальчиковая гимнастика - работа с трафаретом овощи | 1 ч. ноябрь |
19 | Буква Ээ. Графический диктант экскаватор. | Познакомить с печатной буквой Ээ, научить писать её. Совершенствовать у детей зрительно-моторную координацию. | - орг. момент - чтение стихов про букву Ээ. - пальчиковый алфавит - вылепить букву Э. - письмо буквы - речевая игра «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [э ] - физ. минутка - выполнение графического диктанта под диктовку Пластилин. | 1ч. ноябрь |
20 | Элементы печатных букв. Занимательные ребусы с буквами. Проведение буквенного диктанта. | Повторить изученные буквы, научить детей разгадывать ребусы. Учить писать буквы под диктовку. Формировать знания детей об основных элементах печатного письма: точке, прямой палочке, наклонной палочке, овале. Учить детей писать эти элементы, соблюдая строку, размер, интервалы. | - орг. момент - закрепление изученных букв (буквенный диктант) - знакомство с ребусами - физ. минутка Картинки с ребусами. | 1ч. декабрь |
21 | Буква Мм. Работа с трафаретом «инструменты». | Познакомить с печатной буквой Мм, научить писать её. Учить детей записывать слоги. | - орг.момент - чтение стихов про букву М. - пальчиковый алфавит - выкладывание буквы из палочек - письмо буквы - игра с мячом по стихотворению А.Барто «Мяч» - работа с трафаретом «Инструменты» Мяч, трафареты с инструментами. | 1ч. декабрь |
22 | Буква Нн. Работа со спирографом. | Познакомить с печатной буквой Нн, научить писать её. Продолжать учить детей записывать слоги. Закрепить графический образ буквы через максимальное включение анализаторов. | - орг.момент - чтение стихов про букву Нн. - пальчиковый алфавит - выкладывание буквы из палочек - письмо буквы - пальчиковая гимнастика - работа со спирографом Счётные палочки. Спирографы. | 1 ч. декабрь |
23 | Буква Лл. Диктант слогов. | Познакомить с печатной буквой Лл, научить писать её. Научить детей записывать короткие слова, соблюдая строку, интервалы, размеры. Развивать фонематический слух, произвольное внимание. Учить детей писать печатными буквами слоги под диктовку. | - орг. момент - чтение стихов про букву Лл. - пальчиковый алфавит - выкладывание буквы из палочек - письмо буквы - самомассаж ладоней и пальцев рук - письмо слогов под диктовку - работа с трафаретами Трафарет овощи. | 1 ч. декабрь |
24 | Буква Рр. Графический диктант «рыбка». | Познакомить с печатной буквой Рр, научить писать её. Закрепить графический образ буквы через максимальное включение анализаторов. | - орг. момент - чтение стихов про букву Рр. - пальчиковый алфавит - письмо буквы - пальчиковая гимнастика - графический диктант «Рыбка» по стрелочкам Счётные палочки | 1ч. декабрь |
25 | Моя любимая игрушка. Буква й. | Познакомить с печатной буквой й, научить писать её. Закрепить графический образ буквы через максимальное включение анализаторов. | - орг. момент - чтение стихов про букву Йй - пальчиковый алфавит - письмо буквы - беседа о любимой игрушке - физ. минутка - графический диктант | 1ч. декабрь |
26 | Буква Ее. Графический диктант буква Е. | Познакомить с печатной буквой Ее, научить писать её. Совершенствовать тонкую моторику пальцев и координацию движений рук через пальчиковые игры, работу с карандашом при выполнении графических заданий. | - орг. момент - чтение стихов про букву Ее. - пальчиковый алфавит - выкладывание буквы из палочек - письмо буквы - физ. минутка - графический диктант под диктовку буквы Е, а затем её штриховка Счётные палочки. | 1ч. декабрь |
27 | Новогодний утренник | Воспитывать у детей творческие способности, исполнительское мастрерство. | 1ч. декабрь | |
28 | Буква Ёё. Графический диктант ёлочка. | Познакомить с печатной буквой Ёё, научить писать её. Развивать фонематический слух, произвольное внимание. | - орг.момент - чтение стихов про букву Ёё. - пальчиковый алфавит - письмо буквы - пальчиковая гимнастика - выполнение графического диктанта «Ёлочка», а затем её нарядить - игра «Помоги буквам малышам» | 1 ч. январь |
29 | Буква Юю. Письмо слов под диктовку. | Познакомить с печатной буквой Ю, научить писать её. Сформировать пространственные ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве. Учить детей писать печатными буквами короткие слова (до 3-х звуков) под диктовку, правильно оформляя услышанное, проверять по образцу. | - орг. момент - чтение стихов про букву Юю. -пальчиковый алфавит - письмо буквы - пальчиковая гимнастика - печатание слов с этой буквой - игра «Выполни узор на юбке» | 1 ч. январь |
30 | Буква Яя. Письмо имён. | Познакомить с печатной буквой Я, научить писать её. Совершенствовать тонкую моторику пальцев и координацию движений рук через пальчиковые игры, работу с карандашом при выполнении графических заданий. | - орг. момент - чтение стихов про букву Яя. - пальчиковый алфавит - письмо буквы - физ. минутка - печатание имён - графический диктант яблоко | 1ч. январь |
31 | День Российской Армии. Работа с трафаретами «транспорт». | Воспитывать чувство патриотизма и любовь к Родине. Развивать мелкую моторику и координацию движений руки, зрительное восприятие и внимание. | - орг. момент - беседа о празднике - обведение по контуру и раскрашивание военной техники Трафареты с «транспортом». | 1ч. январь |
32 | Знакомство с тетрадью в косую линию. Рабочая строка, широкая строка. Вертикальная линия. | Познакомить детей с тетрадью в косую линию, понятием строка, рабочая строка. Расстояние между строками. Научить выбирать и находить рабочую строку и проводить в ней вертикальные линии. | - орг. момент - правила посадки при письме - знакомство с тетрадью - письмо вертикальных линий в рабочей строке - пальчиковая гимнастика Тетрадь в косую линию. | 1 ч. февраль |
33 | Работа в тетради в косую линию | Познакомить детей с правилами работы в тетради в косую линию, рабочей строчкой широкой строчкой – расстоянием между рабочими строчками. | - орг. момент - правила работы в тетрадях в косую линию - письмо волнистой линии в рабочей строке - пальчиковая гимнастика Плакат «Работу в тетради в косую линию». | 1ч. февраль |
34 | Точка и наклонная линия разных размеров | Учить детей ориентироваться в тетради в косую линию и писать в ней. | - орг. момент - правила посадки при письме - письмо точек и наклонных линий разных размеров в рабочей строке - составление узора из изученных элементов - физ. минутка | 1 ч. февраль |
35 | Прямая наклонная линия. Ритмичность её написания в строке. | Научить детей выполнять прямую наклонную линию в определённом темпе и ритме. Короткая и длинная прямая наклонная линия. Игра «Пишем под музыку». | - орг. момент - правила посадки при письме - игра «Пишем под музыку» - пальчиковая гимнастика Магнитофон с аудиозаписями. | 1 ч. февраль |
36 | Фольклор. Загадки. Буквы Б-П | Познакомить с печатными буквами Бб, Пп и научить писать их. Совершенствовать тонкую моторику пальцев и координацию движений рук через пальчиковые игры, работу с карандашом при выполнении графических заданий. | - орг. момент - чтение стихов про буквы Б-П -пальчиковый алфавит - письмо букв - работа с загадками, считалками, скороговорками с этими звуками - печатание отгадок в тетрадях - физ. минутка Счётные палочки. | 1 ч. март |
37 | Буквы Вв, Фф. Праздник мам. | Познакомить с печатными буквами Вв, Фф и научить писать их. Развивать мелкую моторику и координацию движений руки, зрительное восприятие и внимание. | - орг. момент - чтение стихов про буквы В-Ф - пальчиковый алфавит - письмо букв - физ. минутка - поздравления мамам | 1 ч. март |
38 | Буквы Г – К. Письмо письменной буквы г. | Познакомить с печатными буквами Гг, Кк и научить писать их. Совершенствовать у детей зрительно-моторную координацию и произвольную регуляцию движений в обводке буквы по контору, выполнение штриховки. | - орг. момент - чтение стихов про буквы Г-К - пальчиковый алфавит - письмо букв - обводка буквы Г по контуру и её штриховка - физ. минутка - работа в тетрадях в косую линию ( письмо письменной буквы г) Трафареты. | 1 ч. март |
39 | Буква Д – Т. Графический диктант «дом». | Познакомить с печатными буквами Дд, Тт, научить писать их. Совершенствовать тонкую моторику пальцев и координацию движений рук через пальчиковые игры, работу с карандашом при выполнении графических заданий. | - орг. момент - чтение стихов про буквы Г-К - пальчиковый алфавит - письмо букв - самомассаж пальцев и рук - выполнение графического диктанта «Домик» по стрелочкам | 1ч. март |
40 | Буквы Ж – Ш Графический диктант «жук» | Познакомить с печатными буквами Жж, Шш научить писать их. Совершенствовать тонкую моторику пальцев и координацию движений рук через пальчиковые игры, работу с карандашом при выполнении графических заданий. | - орг. момент - чтение стихов про буквы Ж-Ш - пальчиковый алфавит - выкладывание букв из палочек - письмо букв - физ. минутка - графический диктант под диктовку «Жук» | 1 ч. март |
41 | Буквы З – С Графический диктант «собака» | Познакомить с печатными буквами З, С и научить писать их. Уточнить различия между буквами и соответствующим её звуком. Совершенствовать тонкую моторику пальцев и координацию движений рук через пальчиковые игры, работу с карандашом при выполнении графических заданий. | - орг. момент - чтение стихов про буквы З-С - пальчиковый алфавит - письмо букв - пальчиковая гимнастика - письмо букв - Игра «Доскажи словечко» - Выполнение графического диктанта «Собака» | 1 ч. апрель |
42 | Знаки препинания: точка, восклицательный знак, вопросительный знак. | Познакомить со знаками препинания и их функциями. Учить определять предложения по интонации. | - орг. момент - составление предложений разных по интонации - познакомить со знаками препинания - запись коротких предложений - Пальчиковая гимнастика Карточки со знаками препинания. | 1 ч. апрель |
43 | Прямоугольник в рабочей строке. | Познакомить детей с выполнением знакомых ранее орнаментов в рабочей строке тетради в косую линию. | - орг. момент - повторить изученные элементы - написать прямоугольник в рабочей строке - штриховка прямоугольников - физ. минутка | 1 ч. апрель |
44 | Работа с предложением. Линия с закруглением с одной стороны. | Научить писать предложения разной интонационной окраски. Научить писать линии, соблюдая строку, размер и интервал. | - орг. момент - письмо предложений под диктовку - работа в тетрадях в косую линию (письмо линий с закруглением внизу) - пальчиковая гимнастика | 1 ч. апрель |
45 | Конкурс «Самые весёлые зонтики» | Формировать графические прописные навыки детей. | - орг. момент - правила посадки при письме - работа в тетрадях в косую линию: закрепление изученных элементов - физ. минутка | 1 ч. апрель |
46 | «Весна – красна …». Буквы ч,щ. | Обобщить и систематизировать знания о весне. Активизировать в речи детей использование слов о весне, характеризующих сезонные проявления в природе и виды деятельности взрослых и детей. Познакомить с печатными буквами Ч, Щ и научить писать их. | - орг. момент - чтение стихов про буквы Ч,Щ. - пальчиковый алфавит - письмо букв - приметы весны - чтение стихов о весне - правило ча-ща | 1 ч. апрель |
47 | Линия с закруглением с двух сторон. | Научить детей выполнять линию с закруглением с двух сторон. | - орг. момент - правила посадки при письме - работа в тетрадях в косую линию: проведение линий с закруглением с двух сторон - физ. минутка Тетради в косую линию. | 1 ч. апрель |
48 | День Победы. | Дать понятие о праздновании Дня победы. Воспитывать патриотизм и уважение к ветеранам. | 1ч. май | |
49 | Буква Цц. Страна в которой я живу. | Познакомить с печатной буквой и Ц ц и научить писать её. Уточнить различия между буквой и соответствующим ей звуком. Воспитывать патриотическое воспитание детей. | - орг. момент - чтение стихов про букву Цц. - пальчиковый алфавит - письмо букв - физ.минутка - беседа о нашей стране - письмо слов с буквой Ц. Картинки со словами на звук [ц ]. | 1 ч. май |
50 | Линия с петлёй сверху. Графический диктант. | Научить детей выполнять линию с петлёй сверху. | - орг. момент - правила посадки при письме - работа в тетрадях в косую линию: письмо линии с петлёй сверху - физ. минутка - графический диктант по стрелочкам «Цыплёнок» | 1 ч. май |
51 | Буква Хх. Линия с петлёй снизу. | Познакомить с печатной буквой Хх, научить писать её. Сформировать пространственные ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве. Научить детей выполнять линию с петлёй снизу. | - орг. момент - чтение стихов про букву Х. - пальчиковый алфавит - выкладывание буквы из палочек - письмо буквы - самомассаж пальцев - работа в тетрадях в косую линию | 1 ч. май |
52 | Буква ь. Плавная линия. Овал, полуовал. | Познакомить с печатной буквой ь, научить писать её. Научить детей выполнять большой овал и полуовал. | - орг. момент - чтение стихов про букву ь. - пальчиковый алфавит - беседа о значении ь. - пальчиковая гимнастика - работа в тетрадях в косую линию - игра «Море» | 1 ч. май |
53 | Буква ъ. Сочетание элементов букв. | Познакомить с печатной буквой ъ и научить писать её. Научить детей выполнять сочетания элементов наклонная линия и линия с закруглением с одной стороны. | - орг. момент - чтение стихов про букву ъ. - пальчиковый алфавит - письмо буквы - беседа о значении ъ. - физ. минутка - работа в тетрадях в косую линию | 1 ч. май |
54 | Подведение итогов работы в тетрадях. | Подвести итоги работы в тетрадях. | - орг. момент - организация выставки тетрадей - подведение итогов и вручение медалей Картонные медали. | 1 ч. май |
Итого: | 54ч. |
Список литературы, используемой для разработки программы.
- Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.- 94 с.
- «Занятия со старшими дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений» / сост. В.В. Москаленко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 216 с.
- Грамота. Литература и речь. Работа со школой: Сборник практических материалов для ДОУ к программе «Развитие» /Ред. – сост.О.Г.Жукова. – 2-е изд.,испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2008. – 112с.
- Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – М.: ВАКО, 2005. – 288 с.
- Л.А.Костарёва «35 занятий по подготовке детей к школе. Развитие речи, письмо, счёт, чтение».-М.: «Аквариум ЛТД», К.: ГИППВ, 2002.-88с.
- Агаркова Н.Г. Информационно-методическое письмо «Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников». // Начальная школа-1998г., -№8-с.9-17
- Бугременко Е.А., Цукерман Г.А. Учимся читать и писать.-М.:Знание, 1994. – 160с.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В.
Тесты для детей. 7 лет. Часть 1,2.
- Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990. -159с.
- Пропись 2. Тетрадь с заданиями для развития детей. Готовимся к письму. Г.Киров.
- Развитие. Программа нового поколения для школьных образовательных учреждений. Подготовительная к школе группа. Изд. 2-е / Под ред. О.М.Дьяченко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002
- Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. – М., Омега, 1994. – 266 с.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей.
- Волина В.В. Праздник Букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 384с.
- Голубина Т.С. «Чему научит клеточка…» Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму.- М.: Мозаика – Синтез, 2006. -64с.
- Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: Рисуем по клеточкам. –СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 64 с.
- Крупенчук О.И. «Графические диктанты для девочек 6-7 лет» - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 32с.
Приложение.
Определение готовности к обучению письму.
Эффективность данной программы можно отследить через следующие методики.
Диагностическая карта выявления уровня развития у детей зрительно-моторной координации, восприятия, произвольной регуляции движений.
Методика: рисование простых узоров.
Цель: выявление умения детей анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения элементов.
Материалы: лист бумаги, карандаш.
Инструкция:
- Обведи предмет по рамке внутри его контура.
- Заштрихуй этот предмет, следуя изученным правилам.
- Скопируй рисунок.
- Продолжи рисовать узоры, не отрывая карандаш от бумаги.(Начальную часть узора рисует обследующий, а ребёнок продолжает. Узоры не должны отклоняться от горизонтальной линии).
Образцы узоров:
Тестирование проводится с детьми в группе.
Диагностическая карта.
ФИО | Произвольная координация движений | |||
Обведение предмета внутри его контура | Штриховка предмета внутри его контура | Копирование рисунка | Дорисовывание фигуры | |
Высокий уровень: без ошибок
Средний уровень: с ошибками.
Низкий уровень: ребёнок не смог продолжить выполнить заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по подготовке руки к письму
Рабочая программа по подготовке руки к письму детей дошкольного влзраста....
Программа по подготовки руки к письму "Умные ручки"
Программа позволяет подготовить дошкольников к овладению навыками письма для дальнейшей успешной учебе в школе, развить мелкую моторику рук, память, внимание....
Рабочая программа по подготовке руки к письму
Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему. При этом формируются т...
Рабочая программа по подготовке руки к письму для детей старшего дошкольного возраста "Веселые прописи"
В рабочей программе представлен перспективный план занятийной деятельности с детьми 6-7 лет по подготовке руки к письму...
"Рабочая программа по подготовке руки к письму".
В программе есть план занятий с заданиями, диагностика....
Программа кружка «Веселые пальчики» по подготовке руки к письму у детей старшего дошкольного возраста
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старше...
Подготовка руки к письму Тема: Буквы “Т”, “Д”.
Дидактические игры и упражнения: Игра “Найди нужный транспорт”, “Угадай букву”, “Укрась букву “Т” точками, букву “Д” штриховкой”, “Доп...