Рабочая программа по предмету "Графика и письмо"
рабочая программа на тему
Пояснительная записка и содержание программного материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grafika_i_pismo.doc | 208.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
общеобразовательная школа № 439
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Рассмотрено на заседании методического совета Протокол №_от «_»_20_г. Руководитель МО____ | Принято на педагогическом совете Протокол № __ от «__» ___20_г. «Утверждаю» Директор _____Сорокина Е.В. «__» ____20___г. |
Рабочая программа
по предмету «Графика и письмо»
4 «Ж» класс
Составил: Дичманис В.Ф.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по предмету(Программа образованияучащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/Л.Б.Баряева,Д.И.Бойков,В.И.Липакова и др.;Под. Ред.Л.Б.Баряевой,Н.Н.Яковлевой. – СПб.:ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.) по предмету «Графика и письмо»,
Рабочая программа в соответствии с учебным планом ОУ №439 на 2014-2015 учебный год рассчитана на 132 часа (исходя из 34 учебных недель в году).
Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения детей с умеренной умственной отсталостью. Этот вид речи оказывается чаще всего недоступным для учащихся с тяжелой умственной отсталостью. Таким образом, процесс овладения навыками письма доступен не всем учащимся данной категории. Предмет «Графика и письмо» предполагает обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следующим вариантам «письма»:
- рисованию контурных и цветных изображений по трафаретам;
-рисованию («писанию») контурных линий, штрихов, изображающих пятна (черно-белые и цветные), на фоне листа бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (обычно манки, светлого песка, насыпанных на поднос), с которыми изображение образует контрастное или нюансное соотношение;
-рисованию простых эстампов (с помощью педагога), отражающих смысловые единицы;
- обводке по точкам и пунктирным линиям, дорисовыванию частей изображения с целью создания целого (двухмерное изображение предмета);
- написанию печатных букв («печатанию» букв);
- написанию письменных букв по трафаретам;
- составлению с помощью пиктограмм текста — книжки пиктограмм (вместе с педагогом);
- рисованию плакатов, коллажей с доступной тематикой с использованием предметно-практической деятельности (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала);
- списыванию букв, слогов, слов с печатного или письменного текста;
- написанию букв, слогов, слов и коротких предложений.
Таким образом, учащиеся получают лишь элементарные основы графики и письма. Если они овладевают письмом на основе традиционной системы, то порядок изучения звуков и букв диктуется законами фонетики с учетом особенностей восприятия, запоминания, познавательной деятельности детей.
Обучение носит сугубо практическую направленность, не требующую от учащихся соблюдения четких правил. Значимая цель обучения учащихся данной категории заключается в том, чтобы научить их писать свои фамилию, имя, отчество, простое заявление и т. п.
На уроках по предмету «Графика и письмо» учащиеся усваивают элементарные изобразительные и графомоторные навыки, пространственные представления. Независимо от возраста учащихся обучение проводится в игровой форме, наиболее доступной детям и подросткам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, позволяющей учащимся познать объект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные, тактильные). Практическая деятельность включает оперирование различными предметами и дидактическими игрушками, обыгрывание разного рода действий с использованием реальных предметов и их аналогов, а также пиктограмм. Учитывая возможности каждого ученика, по мере обучения можно замедлять или увеличивать его темп.
Предмет «Графика и письмо» интегрируется с различными учебными предметами учитывался контингент детей школы дети с диагнозом F-72 и сочетанной патологией.
Дети с интеллектуальной недостаточностью составляют самую представительную группу среди «проблемных» детей. В случаях выраженного интеллектуального недоразвития констатируется нарушение деятельности первой и второй сигнальных систем. У учащихся с тяжелой умственной отсталостью преобладают примитивные физиологические потребности в связи с несформированностью потребностей более высокого уровня (например, познавательных потребностей, потребности в самостоятельности, в полноценном общении).
Такие дети в большинстве своем индифферентны по отношению к окружающему предметному миру. Их действия не ориентированы на физические свойства и качества предметов и остаются на уровне манипулирования ими. Поэтому их обобщенные представления, очень ограниченные, касаются только тех объектов, которые связаны с их непосредственной деятельностью. В отношении других объектов их знания и представления отрывочны, фрагментарны, а часто и совсем отсутствуют.
Цель учебно-воспитательного процесса:
- формирование социально значимых умений и навыков, необходимых для социализации, ориентации в социальной среде, повседневных жизненных ситуациях;
- формирование максимально возможного навыка самостоятельности;
- совершенствование качества жизни учащихся;
- развитие коммуникативной функции речи
Основная задача:
организовать речевую среду, пробудить речевую активность учащихся, их интерес к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия), сформировать у них предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности, научить их понимать соотносящие и указательные жесты.
Форма организации учебного процесса
Формами обучения являются уроки-занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный методы обучения с частичным использованием словесного метода, который применяется только в сочетании с вышеперечисленными методами.
Методы и приёмы обучения:
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные методы: показ, иллюстрация, демонстрации.
Практические методы: упражнения, практические, дидактические игры.
Виды деятельности учащихся на уроке:
- игровая
- предметно-практическая
- трудовая
- элементарная учебная
Формы текущего контроля знаний в 4классе
Психолого-педагогическое обследование (экспресс-диагностика) проводится в начале, и в конце учебного года и направлено на выявление коммуникативных возможностей детей с использованием невербальных и вербальных средств общения, включения в предметно-практическую деятельность элементов учебной деятельности. При определении уровня развития ученика оценивается качественное содержание доступных ему действий. Как наиболее значимые в «Программе» выделяются следующие уровни осуществления деятельности:
- деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;
- деятельность осуществляется по подражанию;
- деятельность осуществляется по образцу;
- деятельность осуществляется по последовательной инструкции;
- деятельность осуществляется с привлечением внимания ученика учителем к предмету деятельности;
- самостоятельная деятельность обучающегося;
- умение самостоятельно исправить допущенные ошибки.
Формы промежуточной и итоговой аттестации в 4 классе
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранным учебно-методическим комплексом.
Предполагаемые результаты освоения программы:
- Усвоил;
- Частично усвоил;
- Не усвоил.
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий, перераспределения содержания программы по годам обучения и др.
Предметные результаты
использовать знаково-символические средства;
- строить коммуникативные отношения (вербальные, невербальные);
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- выделять информацию из художественных текстов;
- осуществлять анализ объектов с выделением признаков;
- составлять целое из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах;
Содержание программы
Первое полугодие
Упражнения для развития тонкой моторики рук. Упражнения на развитие произвольных движений рук, ног, головы, глаз, языка, пальцев и кистей рук по образцу и по словесной инструкции (отдельные, попеременные, последовательные движения и серии движений). Тренировочные упражнения на согласование движения и дыхания (на вдохе и выдохе). Упражнения на развитие двигательной подражательности.
Упражнения на развитие умения учащегося узнавать предметы тактильно и на основе зрительного восприятия.
Упражнения на развитие общей и ручной моторики, на формирование праксиса позы (кинестетический фактор) (по образцу и словесной инструкции учителя).
Упражнения на совершенствование общей и ручной моторики, развитие динамической организации движений (кинетической фактор) при последовательном их выполнении. (Интеграция с логопедическими занятиями.)
Упражнения для кистей рук по образцу и словесной инструкции учителя: сжать и разжать кулаки, встряхнуть и помахать кистями, постепенно увеличивая амплитуду движений в суставах. Совершенствование взаимодействия в работе зрительного, слухового и тактильного анализаторов.
Игры с пальчиками. Закрепление навыков самомассажа рук с использованием различных массажеров, как специальных (мячи, валики, кольца), так и импровизированных (шишки, каштаны, орехи). Стимулирование интереса учащихся к природным материалам и приемам самомассажа с помощью круп и плодов (рис, горох, фасоль), насыпанных в емкости.
«Рисуночное письмо». Упражнения с внутренними и внешними трафаретами из дерева, пластмассы, картона. Обводка и штриховка простыми, цветными карандашами, шариковыми ручками.
Упражнения на формирование представлений учащихся о соотношении формы предмета с эталоном. Вместе с учащимися выбор в окружающем пространстве предметов круглой и квадратной формы, зарисовывание их и называние эталонной формы: круглый, квадратный (называет учитель).
Обучение учащихся совместным с учителем и самостоятельным обследовательским действиям перед рисованием. (Учитель показывает учащимся образцы таких действий, стимулируя желание учащихся проводить обследование объектов в определенной последовательности.)
Обучение рисованию округлых форм (овощи, фрукты) на одном листе, предлагая для основы бумажные листы в форме тарелки, подноса и т. п.: «Яблоки на тарелке», «Овощи на подносе», «Помидоры в банке».
Обучение учащихся рассматриванию узоров на посуде, на декоративных досках в процессе воспитания у них элементарного чувства композиции. Совместное с учащимися рисование узоров в полоске, в квадрате, в круге, в овале. Беседы с учащимися о красоте узоров и стимуляция их к диалогу о выполненных ими рисунках, используя для этого вербальные и невербальные средства общения.
Совместная с учащимися лепка из пластилина приемами защипывания, оттягивания.
Рисование восковыми мелками. Соотнесение изображения с картинкой при выборе «такого же» из нескольких картинок.
Рисование красками приемами примакивания и касания кончиком кисти, составление узоров из точек и мазков на полоске по образцу, данному учителем.
Игры-пантомимы, этюды: «Земля в разное время года», «Птичьи разговоры», «Разное настроение», «Сделаем удивленное лицо», «Солнечные зайчики», «Старенькая бабушка» и др.
Ритмические упражнения. Игровые упражнения на прокатывание мяча двумя руками друг другу, под дуги, между предметами. Ловля мяча, брошенного учителем (расстояние определяется исходя из особенностей моторного развития учащихся). Бросание мяча учителю. Подбрасывание мяча вверх и ловля его. Упражнения выполняются с ритмическим сопровождением: хлопки учителя, удары в барабан, по металлофону, в бубен и т. п.
«Письмо» вертикальных и горизонтальных прямых и извилистых линий: пальцем на манке или песке, фломастерами, маркерами, карандашами, ручкой на листе бумаги под ритмические удары музыкальных инструментов или хлопки учителя.
«Письменные упражнения». «Письмо» вертикальных и горизонтальных прямых и извилистых линий по точкам и пунктирам фломастерами, маркерами, карандашами, ручкой на листе бумаги.
Знакомство с линейкой. Рисование («письмо») линий по линейке карандашом, ручкой. Разлиновывание листа по линейке (с помощью учителя).
Обрисовывание ладоней учащихся и создание композиций. Ладонь ученика прикладывается к бумаге (песку, манке, прицельной доске) — обводится пальцем по контуру — обрисовывается карандашом (мелом, кистью, палочкой). Упражнение повторяется несколько раз, разное расположение ладоней позволяет создавать композиции из их изображений. Упражнение выполняется вместе с учителем, который в речевой форме комментирует все действия.
Второе полугодие
Упражнения для развития тонкой моторики рук. См. содержание одноименного раздела в первом полугодии.
«Рисуночное письмо». Рисование по внешним и внутренним трафаретам с последующей штриховкой, раскрашиванием изображения.
Подводящие упражнения к изготовлению поделок из пластилина и природного материала: с игрушками (пластмассовыми, деревянными, глиняными) такого размера, чтобы ученик мог обхватить их кистью руки. Совместное с учащимися создание лепных деталей, дополняющих природный материал. Например, для туловища ежа берут сосновую шишку, нос и яблоко на спинке лепят из пластилина; улитку лепят из пластилина, на ее спинку помещают ракушку и т. д. Побуждение учащихся к самостоятельным действиям, при необходимости оказывая помощь. Совместное с учащимися обыгрывание лепных игрушек в режиссерских играх (С. Маршак «Тихая сказка», дразнилка «Лидка-улитка» (народн.), И. Смолевский «Улитка» и др.).
Вместе с учащимися выбор поделок для выставки. (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир», разд. «Мои игрушки».)
Знакомство учащихся с техникой лепки посуды из целого куска пластилина ленточным способом. Обучение учащихся в совместной деятельности приемам сглаживания поверхности лепного изделия, придания ему устойчивости. Знакомство учащихся с приемами работы со стекой.
Обучение учащихся наклеиванию деталей для аппликации. Обучение работе с кистью и клеем (исходя из индивидуальных особенностей учащихся). Использование готовых деталей для создания образа с помощью аппликации. Обучение учащихся приемам предварительного рассматривания, ощупывания предметов игрушек, образы которых затем используются в аппликации.
Знакомство учащихся с возможным пространственным расположением элементов предметной аппликации на листе, позволяющим в дальнейшем дополнять ее другими деталями (например, рисунками), чтобы получился сюжетный рисунок-аппликация (по темам сказок, рассказов, стихотворений).
Упражнения для развития графомоторных навыков учащихся: рисование на больших листах бумаги фломастерами, кистями, карандашами прямых и извилистых линий, дополняя затем рисунок так, чтобы получился сюжет, например, «По извилистой дорожке катится мяч», «Прямая улица с домами».
Совместное с учащимися (или с частичной помощью им) рисование объектов угловатой формы, используя при этом предварительные обводящие движения как вспомогательное средство для создания изображения («Окна в доме», «Праздничная гирлянда из флажков квадратной и треугольной формы», «Цветные кубики в коробке»). Рисование объектов, сочетающих округлую и угловатую формы (тележка, автобус и др.).
Ритмические упражнения. Развитие у учащихся чувства ритма в практических упражнениях на повторность и чередование (точек, мазков, кружков, крестиков, волнистых линий одной или разными красками). Для этого действия учащихся (например, рисование на бумаге, на песке, на манке) сопровождаются звучанием музыкальных инструментов, хлопками или словами учителя. «Рисование» пальцем по контурному изображению (солнце, дорожки) под специально подобранную музыку. Темп музыкального сопровождения должен соответствовать темпу работы ученика. По мере овладения движениями пальца увеличивается и темп музыки. Упражнение выполняется вместе с учителем.
«Письменные упражнения». «Письмо» прямых и извилистых линий фломастерами, различными маркерами, карандашами, ручкой на листе бумаги и в тетради. «Письмо» горизонтальных и вертикальных линий по точкам, нанесенным учителем на странице тетради в клетку и в линию.
«Письмо» линий по пунктирам на грифельной доске мелом. Рисование («письмо») линий по линейке карандашом, ручкой. Разлиновывание листа по линейке с помощью учителя и самостоятельно.
Учебный план
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | «Упражнения для развития тонкой моторики рук» | |
Упражнения на развитие произвольных движений рук, ног, головы,языка,пальцев и кистей рук сопряжено с педагогом. | 2 | |
Упражнения на развитие умения учащихся узнавать предметы с разной поверхностью :гладкая,шершавая. | 3 | |
Упражнения на развитие умения учащихся узнавать предметы разной температуры: теплый,холодный. | 2 | |
Упражнения на развитие общей и ручной моторики | 2 | |
Игры с пальчиками. Закрепление навыков самомассажа с использованием различных массажеров: природных материалов, насыпанных в емкость. | 10 | |
Упражнения по развитию двигательной подражательности:скольжение рук педагога потелу ребенка с осуществлением определенного действия. | 1 | |
Упражнения на развитие умения узнавать предметы на основе тактильного восприятия. | 1 | |
Упражнения для кистей рук: сжать, разжать,встряхнуть и помахать кистями,постепенно увеличивая амплитуду движений в суставах. | 3 | |
Игровые упр-ния на совершенствование навыков практического взаимодействия учащихся с предметами, развитие двигательной подражательности.
| 2 | |
Обучение удержанию предмета в руке. Разделение деятельности двух рук. | 2 | |
Упр=ния на умения узнавать предметы тактильно, Совместно с педагогом определять их свойства. | 4 | |
2 | «Рисуночное письмо» | |
Упр-ния с внутренним трафаретом: обводка и штриховка: карандашом, шариковой ручкой. | 3 | |
Упр-ния с внешним трафаретом: обводка и штриховка: карандашом, шариковой ручкой. | 2 | |
Формирование представлений о соотношении формы предмета с эталоном. Выбор в окружающей среде предметов круглой и квадратной формы,называние эталонной формы: круглой, квадратной. | 1 | |
Обучение обследованию и рисованию округлых форм. | 3 | |
Обучение рассматриванию узоров.Беседа о красоте узоров.Рисование узоров на: полоске, в квадрате, в круге. | 3 | |
Рисование приемами примакивания и касания кончиком кисти. | 2 | |
Упр-ния полводящие к изготовлению поделок из пластилина и природного материала. | 3 | |
Создание фигурки ежа из природного материала и лепных деталей. | 2 | |
Знакомство учащихся с техникой лепки посуды из целого куска пластилина ленточным способом. | 6 | |
Обучение аппликации: использование готовых деталей для создания образа с помощью аппликации. | 5 | |
Штриховка на лавсановой пленке в трафарете кругов и квадратов совместно с педагогом. | 5 | |
Рисование на брайлевской бумаге грифелем пшена на подносе и капель дождя,совместно с педагогом. | 2 | |
3 | « Жестово-образные игры» «Ритмические упражнения» | |
Упр-ния на сохранение направления движения на сенсорной дорожке. | 1 | |
Игры на сохранение равновесия, сохранения равновесия и покоя. | 1 | |
Игры-пантомимы. | 1 | |
Игровые упр-ния на прокатывание мяча двумя руками друг к другу с помощью педагога.Упражнения сопровождаются под ритмические удары по барабану, хлопки учителя. | 6 | |
Игра –импровизация: « Маша-растеряша» Л.Воронова. Выполнение вместе с учителем действий по самообслущиванию. | 3 | |
4 | «Письмо»прямых и извилистых линий вертикальных и горизонтальных пальцем на манке,фломастерами,маркерами под ритмичные удары музыкальных инструментов. | 3 |
Рисование на манке волнистых линий ,сопровождая действия звучанием музыки. | 2 | |
5 | «Письменные упражнения» | |
«Письмо» вертикальных и горизонтальных прямых линий по точкам и пунктирам фломастерами, карандашами ,ручкой на листе бумаги. | 4 | |
Знакомство с линейкой.Рисование линий по линейке карандашом, ручкой. | 1 | |
Разлиновывание листа по линейке с помощью учителя. | 1 | |
Обрисовывание ладоней учащихся и создание композиций из них. | 5 | |
Обобщающие уроки | 4 | |
Учебно-методические комплект, обеспечивающий реализацию программы
- Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 480 с.Переизданное.
Сборники и азбуки для чтения учащимся
- Берестов В. Д. Книга для чтения в детском саду. — М.: Астрель, 2001.
- Мешковин И., Лавро К Азбука. — М.: «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА», 2004.
- Козлов С. Я на солнышке лежу. — М.: Самовар, 2010.
- Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева. — М.: Правда, 1982.
- Новейшая хрестоматия по литературе. 1 класс / Под ред. Т. И. Максимовой. — М.: Эксмо, 2008.
- Песенки, загадки, пословицы / Обр. Г. Науменко. — М.: Стрекоза, 2008.
- Полная хрестоматия дошкольника. 3-4 года. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
- Полная хрестоматия дошкольника. 5-6 лет. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
- Сутеев В. Г. Сказки и картинки. — СПб.: Герион, 1993
Список методической литературы
- Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Гизатуллина Д.Х. Русский язык в играх, или когда учится трудно. Предупреждение и преодоление неуспеваемости в начальной школе. СПб: «Детство – пресс» 2000
- Дидактические игры и упражнения по логоритмике: Учебно – методическое пособие. Авторы – составители Г.И, Анисимова, В.А. Жарова. Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2004.
- Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль, 2001.
- Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме: Обучение чтению в специальных коррекционных классах. Автор-составитель Л.И. Рудченко. Волгоград: Учитель, 2007.
- Пузанов Б.П. и др. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: ( Олигофренопедагогика). М.: «Академия»,2000.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. Букварь. М. 2011.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса
- альбомы с фотографиями каждого ребенка группы, сотрудников, родителей, любимых животных и т. п.;
- атрибуты для игры-драматизации;
- бумага разного формата (А4, A3, А2) и разной плотности, большие листы упаковочной бумаги, рулоны обоев;
- детские книги, книги-раскраски, книги-сюрпризы с иллюстрациями: сказки, рассказы, стихотворения;
- доски: магнитная, ковролиновая;
- зонтики (большие и маленькие);
- игрушки мелкие резиновые, пластмассовые, пенопластовые, изображающие людей, животных, насекомых, растения, птиц, транспорт, различные строения;
- индивидуальные доски для рисования фломастерами, карандашами;
- иллюстративный материал (картины, фотографии), отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей и др.;
- карандаши;
- картинки-пазлы предметные и сюжетные;
- карточки с пиктограммами;
- колокольчики;
- магнитофон, аудиокассеты и компакт-диски с записями различных мелодий
- материалы и приспособления для постановки правильного дыхания и развития артикуляционного аппарата;
- наборы картинок, пиктограмм, символизирующие место хранения предметов гигиены, бытовых предметов и т. п.;
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во | |||
Первое полугодие 1 четверть 27 часов | |||||
«Упражнения по развитию тонкой моторики рук» | |||||
1 2 | Упражнения на развитие произвольных движений рук, ног, головы, языка, пальцев и кистей рук сопряженно с педагогом. Игра « По ровненькой дорожке». | 14 | |||
3 4 5 | Упражнения на развитие умения учащегося узнавать предметы с разной поверхностью: гладкая, шероховатая, мягкая. | ||||
6 7 8 | Упражнения на развитие умения учащихся узнавать предметы разной температуры: холодный, теплый. Стимуляция рабочей поверхности пальцев теплыми предметами для лучшего восприятия поверхности предмета и формирования адекватного восприятия предметов. | ||||
9 10 11 | Упражнения на развитие общей и ручной моторики, развитие активного осязания с выделением ведущей и контролирующей руки, действий двумя руками сразу. Игра « Строим забор». | ||||
12 13 14 | Игры с пальчиками. Закрепление навыков самомассажа рук с использованием различных массажеров: природных материалов, насыпанных в емкости | ||||
«Рисуночное письмо» | |||||
15 | Упражнения с внутренним трафаретом, совместное рисование с педагогом круга на лавсановой пленке. | 1 | |||
«Жестово-образные игры» | |||||
16 | Упражнения на сохранение направление движения на сенсорной дорожке: игра «Гусеница». | 3 | |||
17 | Игра на сохранение равновесия «Змейка», сохранение равновесия и покоя | ||||
18 | Обобщающее занятие | ||||
Первое полугодие 2 четверть 21 час | |||||
«Упражнения по развитию тонкой моторики» | |||||
1 2 | Упражнения по развитию двигательной подражательности: скольжение рук педагога по телу ребенка с осуществлением определенного действия. | 8 | |||
3 4 | Упражнения на развитие узнавать предметы на основе тактильного восприятия: игра « Найди такой же». | ||||
5 6 | Упражнения для кистей рук: сжать и разжать кулаки, встряхнуть и помахать кистями, постепенно увеличивая амплитуду движений в суставах. | ||||
7 8 | Игры с пальчиками. Закрепление навыков самомассажа рук с использованием природного материала. | ||||
«Рисуночное письмо» | |||||
9 10 | Обучение обследовательским действиям с выделением ведущей и контролирующей руки ( лист бумаги в форме тарелки). Движение руки по кругу. | 4 | |||
11 12 | Совместная с учащимися лепка из пластилина приемами защипывания, оттягивания: пирожки. | ||||
«Ритмические упражнения» | |||||
13 | Игровые упражнения на прокатывание мяча двумя руками друг к другу с помощью педагога | 1 | |||
14 | Обобщающее занятие | 1 | |||
Второе полугодие 3 четверть 29часов | |||||
«Упражнения по развитию тонкой моторики» | |||||
1 2 | Игровые упражнения на совершенствование навыков практического взаимодействия учащихся с предметами, развитие двигательной подражательности. Игра «Посади на клумбе вот такие цветы», « Спрячь мяч». | 7 | |||
3 4 | Обучение удержанию предмета в руке. Разделение деятельности двух рук. Игра «Забрасывание предметов в емкость». | ||||
5 6 7 | Тренировочные упражнения для кистей рук для кистей рук сопряженно с педагогом с совершенствованием межанализаторного взаимодействия слухового и тактильного: сжимание, разжимание, встряхивание. | ||||
«Рисуночное письмо» | |||||
8 9 10 | Упражнения, подводящие к изготовлению поделок из пластилина и природного материала: рассматривание игрушек (пластмассовых, деревянных, глиняных) такого размера, чтобы ученик мог обхватить их кистью руки. | 9 | |||
11 12 | Создание фигурки ежа из природного материала и лепных деталей: лепка яблока и носа из пластилина. Обыгрывание в игре « Тихая сказка» С.Маршака | ||||
13 14 | Знакомство учащихся с техникой лепки посуды из целого куска пластилина ленточным способом: улитка и тарелка. Совместные действия по сглаживанию поверхности лепного изделия, придание ему устойчивости. | ||||
15 16 | Обучение аппликации: использование готовых деталей для создания образа с помощью аппликации. Рассматривание предметов, образы которых затем используются в аппликации. | ||||
« Жестово-образные игры» | |||||
17 | Игра-импровизация: « Маша- растеряша» Л.Воронова, выполнение вместе с учителем действий по самообслуживанию | 1 | |||
«Ритмические упражнения» | |||||
18 | Рисование на манке волнистых линий, сопровождая действия звучанием музыки. | 2 | |||
19 | «Рисование» пальцем по контуру дорожки, сопряженно с учителем под музыку | ||||
«Письменные упражнения» | |||||
20 | «Письмо линий прямых и извилистых на приборе «Школьник» совместно с учителем. | 1 | |||
21 | Обобщающее занятие | 1 | |||
Второе полугодие 4 четверть 22 часа | |||||
«Упражнения по развитию тонкой моторики» | |||||
1 2 | Упражнения на развитие умения узнавать предметы тактильно совместно с педагогом определять их свойства. | 4 | |||
3 4 | Игры с пальчиками и массаж пальцев импровизированными массажерами (шишки, каштаны, орехи). | ||||
«Рисуночное письмо» | |||||
5 6 | Штриховка на лавсановой пленке в трафарете кругов и квадратов совместно с педагогом. | 6 | |||
7 8 | «Рисование на брайлевской бумаге грифелем пшена на подносе и капель дождя , совместно с педагогом | ||||
9 10 | Лепка ленточным способом из целого куска пластилина предметов посуды совместно с педагогом, обучение учащихся сглаживанию поверхности лепного изделия, придавая ему устойчивость. | ||||
«Ритмические упражнения» | |||||
11 12 | Игровые упражнения на прокатывание мяча двумя руками друг к другу совместно с педагогом. | 2 | 6.05 7.05 | ||
«Письменные упражнения» | |||||
13 14 | «Письмо» вертикальных и горизонтальных прямых и извилистых линий на лавсановой пленке совместно с педагогом, обрисовывание ладоней учащихся совместно с учителем. | 2 | 13.05 14.05 | ||
15 | Обобщающее занятие | 1 | 20.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по подготовке руки к письму
Рабочая программа по подготовке руки к письму детей дошкольного влзраста....
Рабочая программа по подготовке руки к письму
Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему. При этом формируются т...
Рабочая программа по дополнительному образованию "Кружок "Букварёнок" (обучение чтению и письму)
В материале размещена рабочая программа по дополнительному образованию "Кружок "Букварёнок"" для детей 6-7 лет по обучению чтению и письму. Программа включает календарно-тематическое планирование рабо...
Рабочая программа по подготовке руки к письму для детей старшего дошкольного возраста "Веселые прописи"
В рабочей программе представлен перспективный план занятийной деятельности с детьми 6-7 лет по подготовке руки к письму...
"Рабочая программа по подготовке руки к письму".
В программе есть план занятий с заданиями, диагностика....
Рабочая программа по образовательной области «Продуктивная деятельность» раздел «Письмо»
Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-7 летнего ребенка, с одной стороны,...
Рабочая программа «Подготовка руки к письму» для детей 5-6 лет
Материал предназначен для воспитателей ДОУ...