Тема по самообразованию
материал
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одна из значимых проблем общества – проявление агрессивности. Те или иные формы ее характерны и для большинства дошкольников. Однако, у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигает на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным является изучение агрессивности в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще возможно предпринять своевременные корригирующие меры. Но если с усвоением правил и норм поведения у многих из них эти непосредственные проявления агрессивности уступают место просоциальным формам, то у определенной категории детей агрессия, как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. С проблемой агрессивного поведения детей, так или иначе, сталкиваются родители, педагоги, психологи. Актуальность:
В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. Многие отечественные и зарубежные психологи внесли свой вклад в изучение данной проблемы: Л. Берковиц , А. Бандура, Д. Доллард , З. Фрейд, К.Лоренц , В. Оклендер , А.А. Реан , К. Бютнер , В.Клайн , Э. Фромм, Р.Бэрон , Д. Ричардсон, X. Хекхаузен , Р.Кратчфилд , Т. Г. Румянцева, С.Н Ениколопов , Н.Д. Левитов и другие. Исследования и многолетние наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее проявлению. Дети, склонные к агрессивности, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только внешним поведением, но и психологическими характеристиками. Изучить эти характеристики чрезвычайно важно, чтобы понять природу явления и своевременно преодолеть опасные тенденции. Актуальность данной проблемы также определяется необходимостью многоаспектного рассмотрения агрессии, так как во многих теоретических концепциях она получает весьма противоречивое толкование. В современной психологии понятия «агрессия» и «агрессивное поведения» различаются. Первое- рассматривается как определенные действия, поступки, второе - как относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также, в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.
Основным причинами проявлений детской агрессивности являются: стремление получить желанный результат; стремление быть главным; защита и месть; желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство. У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая - механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя. Вторая - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева. Генетически агрессивность связана с Y-хромосомами: ученые установили, что она особенно присуща мальчикам, имеющим при некоторых генетических аберрациях такую дополнительную хромосому.
Цель: выявить и обосновать влияния коллективной игры на профилактику агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Задачи: Рассмотреть психологические особенности проявления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Определить профилактическую роль коллективной игры в работе с агрессивными проявлениями детей дошкольного возраста. Систематизировать, апробировать и осуществить количественный и качественный анализ результатов диагностических методик по изучению агрессивного поведения у детей среднего дошкольного возраста. Составить и апробировать комплекс коллективных игр по профилактике агрессивного поведения детей среднего дошкольного возраста. Осуществить проверку эффективности предлагаемых коллективных игр в профилактике агрессивного поведения детей среднего дошкольного возраста. Разработать рекомендации для педагогов и родителей с целью предупреждения и снижения детской агрессии.
Исследование будет направлено на изучение и определение эффективности коллективных игр в профилактике агрессивного поведения детей. Это потребует: разработку комплекса коллективных игр, который будет включать в себя коллективные игры на каждую неделю месяца. работа с родителями и педагогами (памятки, рекомендации, консультации)
Примеры коллективных игр Игра «Сороконожка» научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива. Игра « Обзывалки » снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме Игра «Почему подрались мальчики» развивать у детей рефлексию (способность анализировать причины и следствия) своего агрессивного поведения. Игры подбираются по возрастным особенностям и по уровню агрессивности детей среднего дошкольного возраста
Почему именно коллективные игры? По мнению К.Д. Ушинского игра является для ребенка более интересной действительностью, чем сама жизнь. Это происходит потому, что игра является авторским, собственным созданием ребенка. В игре ребенок способен жить и более глубоко усваивать и перенимать тот опыт, который в реальной жизни может быть неусвоенным. Именно в игре ребенок способен быть самостоятельным, осуществлять выбор, проявлять активность и инициативу, принимать решения, быть взрослым. А по моему убеждению, реализация комплекса профилактических коллективных игр будет способствовать развитию у детей контроля над своими эмоциями
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема по самообразованию : «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка»
Тема: «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка»...
Тема по самообразованию
Тема самообразования по патриотическому воспитанию "Москва. История и современность", подготовительная группа....
Тема по самообразованию 2
Тема самообразования по духовно-нравственному воспитанию "И в Родине моей узрел я красоту..." (старшая группа)...
Презинтация на тему экологическое воспитание для детей 5-7 лет (тема по самообразованию, итоговая работа)
Итоговая презинтация по теме самообразования, экологическое воспитание детей 5-7 лет...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...
Методическая разработка (2 младшая группа) на тему: План Самообразования тема:«Нравственное воспитание младших дошкольников через любовь к семье».
Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Углубление знаний через изучение методической литературы по теме самообразования....
АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ЗА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД по теме по теме «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
Еще пару лет назад об эмоциональном интеллекте никто и не говорил. А сегодня в том, что понимание своих и чужих эмоций, целей, желаний - необходимое умение, нет никаких сомнений....