ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ПРОФЕССИЯМИ НА ЭТАПЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья (подготовительная группа)

Буяновская Светлана Юрьевна

Деятельность по ознакомлению с сельскохозяйственными профессиями дошкольников   в  настоящее  время  является  важным  направлением  работы ДОУ. Она осуществляется на основе принятой  «Концепции  сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования»,  разработанной в Центре профессионального образования ФГАУ «ФИРО» в 2012 г. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и во  ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_buyanovskaya_professii.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ПРОФЕССИЯМИ НА  ЭТАПЕ  ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Буяновская Светлана Юрьевна, воспитатель

СП «Детский сад «Золотой ключик» ГБОУ СОШ с. Подстепки,

Е-mail: bynias218287@mail.ru 

Никитина Ю.А., старший воспитатель  

СП «Детский сад «Золотой ключик» ГБОУ СОШ с. Подстепки,

Е-mail:zolotoi2k@yandex.ru

Деятельность по ознакомлению с сельскохозяйственными профессиями дошкольников   в  настоящее  время  является  важным  направлением  работы ДОУ. Она осуществляется на основе принятой  «Концепции  сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования»,  разработанной в Центре профессионального образования ФГАУ «ФИРО» в 2012 г. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и во  ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

На  этапе  дошкольного образования  основной целью  ознакомления с сельскохозяйственными профессиями  является формирование первичного представления  о  мире  профессий,  развитие интереса  к  профессионально-трудовой  деятельности взрослых.

         Под ознакомлением с сельскохозяйственными профессиями мы понимаем   систему  мероприятий, направленных  на  выявление  личностных  особенностей,  интересов  и  способностей  у ребенка  для  оказания  ему  помощи  в  будущем разумном  выборе  профессии. Зная  психологические  особенности  ребенка  в  детском  возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности.

В настоящее время раннее ознакомление детей с профессиями в дошкольных учреждениях сталкивается с рядом проблем:

-  ознакомление дошкольников с миром профессий в ДОО не носит  системный характер;

- потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере;

 - педагоги в ДОО при ознакомлении дошкольников с трудом взрослых не всегда ориентированы на современный региональный и муниципальный рынок труда;

- преемственность в работе детского сада и школы в данном направлении требует организационной и методической поддержки.

Одна из важных целей ранней работы с дошкольниками по ознакомлению с сельскохозяйственными профессиями дошкольников заключается в развитии эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Основы теории трудового воспитания заложены в трудах отечественных исследователей: А.А. Люблинской,  Т.А. Марковой, Д.В. Сергеева,  В.Г. Нечаева, Д.Б. Эльконина др. В их трудах прослеживается основополагающая идея о том, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий). В воспитательном воздействии на личность ребенка труд  не самоцель, а важно его значение.

 В исследованиях В.И. Логиновой, Л.А. Мишариной, С.А. Козловой, А.Ш. Шахматовой и др. по проблеме ознакомления детей с профессиями взрослых раскрывается идея, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация.  

По мнению А.Н. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. В данном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Осознание труда взрослых является для дошкольников достаточно сложным процессом. При  этом детям  проще выделить его общественную значимость в деятельности тех людей, профессии которых им знакомы, чем само содержание профессиональной деятельности.

Дошкольная образовательная организация является первой ступенью в формировании у детей базовых знаний о профессиях. В разнообразных видах деятельности  в детском саду дети знакомятся с широким выбором профессий взрослых. Дошкольный  возраст  наиболее  благоприятен  для  педагогического  воздействия.  Малыши  учатся  любить  труд,  с  уважением  относятся  к  любому  виду  человеческой деятельности,  знакомятся  (в  основном  в  ходе  игры)  с  простейшими,  но  самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе. Задача любого педагога, состоит в дифференцированном подходе развития каждого  дошкольника  с  учетом  непрерывного  процесса  обучения  и  воспитания  при  подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания,  а, значит, и трудового самоопределения.

Раннее ознакомление с  профессиями в ДОО направлена на решение следующих задач:   дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях; сформировать  у  ребенка  эмоционально-положительное  отношение  к  труду  и профессиональному миру;  предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности, с  тем,  чтобы  позже,  в  подростковом  возрасте,  ребенок  смог  анализировать  профессиональную  сферу  более  осмысленно  и  чувствовать  себя  при  выборе  профессии  более уверенно.  

Основными направлениями работы с дошкольниками по ознакомлению с сельскохозяйственными профессиями в СПДС «Золотой ключик» являются: профессиональное воспитание: формирование у детей интереса к труду, трудолюбия;  профессиональное  информирование: обеспечение  детей  информацией  о  мире профессий в сельском поселении.

Ранняя работа с дошкольниками по ознакомлению с сельскохозяйственными профессиями в ДОО заключаются в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных  на  зарождение  профессионально  ориентированных  интересов  и склонностей,  а  также  в  создании  соответствующей  предметно  -  пространственной развивающей    среды.  Кроме  того,  работа по ознакомлению с сельскохозяйственными профессиями  включает  в  себя информационные  консультации  для  родителей,  которые  направлены  на  приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей.  

Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Процесс ознакомления дошкольников с миром профессий и трудом взрослых необходимо организовывать с учётом региональных социально экономических условий, в которых реализуется образовательная программа дошкольного образования. Основные пути решения данной проблемы в нашем дошкольном учреждении основаны на следующих направлениях:

 выявление интересов и наклонностей детей;

 знакомство с ведущими и важными профессиями в сельской местности;

 возможность посещения сельскохозяйственных предприятий;

 создание уголков юного фермера

Литература:

1.  Кондрашов  В.  П.  Введение  дошкольников  в  мир  профессий:  Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2014. – 52 с.  

2. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 128 с.  

3. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2015. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация системы работы по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей и родителей

Система работы в ДОУ по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей 5 - 7 лет и родителей...

Организация системы работы по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей и родителей.

Программа коррекции детско-родительских отношений, состоящая из нескольких этапов : 1 этап -психологическое просвещение родителей по вопросам взаимоотношений с детьми и профилактика проблемных ситуаци...

Выступление из опыта работы: "Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс ДОУ"

Выступление из опыта работы: "Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс  ДОУ"...

Дидактическое пособие «Ковробук «Профессии» для работы с дошкольниками по ознакомлению с профессиями

      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ     ЗАПИСКА        Данное дидактическое учебное пособие - игра «Ковробук «Профессии» ...

Перспективное планирование ознакомления с сельскохозяйственными профессиями на тему «Откуда хлеб пришёл» в различных видах детской деятельности

Перспективное планирование  ознакомления с  сельскохозяйственными профессиямина тему «Откуда хлеб пришёл»в различных видах детской деятельности...

«Организация системы работы по формированию ЗОЖ участников педагогического процесса посредствам реализации оздоровительных проектов». (из опыта работы - 2022)

Данный материал содержит опыт работы инструктора по физической культуре МБОУ "СОШ № 4 им. В.В. Бианки"(корпус 2), в течении 5 лет с 2017 по 2022 уч. года....