Логопедический проект «Мы вместе!» для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
проект

Епихина Марина Сергеевна

Информационная карта проекта:

 

 Тип, проекта, вид: познавательно-речевой, практико-ориентированный, открытый.

 Продолжительность: долгосрочный.

Сроки проведения: сентябрь 2021 г. - апрель 2022 г.

. Участники проекта: учитель-логопед – руководитель, дети старшего дошкольного возраста с ТНР (комбинированных групп, родители, педагоги.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический проект «Мы вместе!» для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Информационная карта проекта:

 Тип, проекта, вид: познавательно-речевой, практико-ориентированный, открытый.

 Продолжительность: долгосрочный.

Сроки проведения: сентябрь 2020 г. - апрель 2021 г.

. Участники проекта: учитель-логопед – руководитель, дети старшего дошкольного возраста с ТНР (комбинированных групп, родители, педагоги.

Актуальность:

На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. 1 сентября 2020 года в России вступил в силу закон о воспитательной работе в образовании. Законопроектом предлагается определить воспитание как деятельность, «направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации». Законопроект будет способствовать всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанию в них чувства патриотизма и гражданственности. А ведь именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, ребенок подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения. Поэтому важнейшая задача взрослых – формировать доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание помогать другим, воспитывать активность и самостоятельность, отзывчивость и сочувствие, доброту и радость за добрые поступки. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Актуальность темы не вызывает сомнения, так как формирование этих исключительно важных качеств (доброты и отзывчивости) лежит в основе нравственного воспитания дошкольника.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает, что выпускник ДОУ должен овладеть коммуникативными средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Однако, дети, имеющие тяжелые нарушения речи (ТНР, в большинстве своем, не умеют общаться со сверстниками и взрослыми. Речь таких детей очень краткая и невыразительная, ответы на вопросы однословные, словарный запас не достаточно обширный, имеются ошибки при построении предложений, сочетании слов, образовании новых форм слова. Часто присутствует психологический зажим, что отражается на содержании и форме общения детей.

Гипотеза — процесс общения и развития речи детей с ТНР будет протекать наиболее успешно в единстве с формированием нравственных качеств личности: доброты и отзывчивости, доброжелательного и уважительного отношения к окружающим, взаимопомощи и дружбы.

Цель проекта: Развитие речи, социально-коммуникативных навыков, моральных и нравственных ценностей у старших дошкольников с ТНР посредством проектной деятельности.

Основные задачи:

- развивать коммуникативные навыки детей в процессе общения друг с другом: умение вести диалог, слышать и слушать друг друга, договариваться, работать сообща, распределять действия, находить общее решение для реализации какого-либо замысла, умение анализировать поступки свои и других; преодолевать барьер в общении;

- обогащать словарь нравственно этическим содержанием и формировать грамматическую сторону речи через заложение нравственных основ и начал;

- развивать познавательные способности, произвольную регуляцию поведения, эмоционально-личностную сферу: обучать детей адекватным способам выражения своих эмоциональных состояний, умению понимать состояние и переживания окружающих, откликаться на эмоциональное состояние других;

- создать в группе эмоционально-положительный микроклимат; формировать доброту и отзывчивость, воспитывать толерантность и основы культуры общения у детей путем объединения усилий логопеда и родителей;

- повысить уровень компетентности педагогов и родителей по вопросам развития речи в процессе нравственного воспитания и формирования нравственных качеств детей.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Предполагаемые результаты проекта:

Дети:

1. Развитие лексико-грамматической стороны речи:

- правильно и осознанно употребляют различные категории слов;

- стимулирована активная речь за счет расширения нравственно-этического словарного запаса, словаря антонимов, синонимов и родственных слов;

- пользуются формами словесной вежливости.

2. Развитие связной речи:

- сформирована потребность и интерес к общению с окружающими;

- развито умение общаться, излагать свои мысли и желания, последовательность событий, умение анализировать поступки и т. д. ;

- составляют рассказы из жизненного опыта, могут составить рассказ о добром поступке, о своём товарище и т. п.

3. Повышена эмоциональная окраска звучания (выразительность речи) и эмоциональное развитие детей: умение передать эмоциональное состояние; развитие мимики, пантомимики, общей моторики.

4. Нравственное развитие детей:

- имеют этические представления о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости»;

- сформировано стремление помогать, сопереживать, поддерживать окружающих людей; стремление к избавлению от своих отрицательных черт характера;

- испытывают чувство радости от совместного общения;

- преодолены психологические зажимы в процессе общения.

Родители:

- активно участвуют в коррекционно-образовательном процессе ДОУ с позиции сотрудничества и взаимопомощи;

- повышены родительские компетенций в области развития речи детей в процессе нравственного воспитания;

- вовлечены в творческую и продуктивную деятельность детей;

- постоянно пользуются формами словесной вежливости.

Педагоги:

- определены основные направления и содержание работы по развитию коммуникативных навыков и устной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в процессе нравственного воспитания;

- знакомы с методами, приёмами и формами работы по развитию речи и коммуникативных навыков детей и активно используют их в работе с дошкольниками с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей;

- разработан методический и практический материал к проекту;

- постоянно пользуются формами словесной вежливости.

Прогноз возможных негативных последствий.

Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления:

1. Присутствие психологического зажима, низкая речевая активность и слабая мотивация ребенка к общению со сверстниками и взрослыми.

Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, использование новых игровых методов и приемов коррекционного сопровождения.

2. Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия.

Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач.

3. Низкий уровень заинтересованности и компетентности родителей в вопросах речевого развития и нравственного воспитания детей.

Пути коррекции: поиск и применение новых, более интересных форм и приёмов совместной работы со всеми участниками проекта.

В перспективе: внедрение и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса.

План – схема реализации проекта:

I этап — Подготовительный (информационно-аналитический)

Задачи этапа: Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.

Формы работы:

1. Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме проекта.

2. Выявление проблемы и поиск путей её решения.

3. Определение уровня развития речевых и коммуникативных способностей детей с ТНР (по результатам диагностики).

4. Изучение эмоционального отношения к нравственным нормам с помощью методики «Сюжетные картинки»

5. Планирование системы мероприятий для реализации проекта, условий его реализации.

6. Анкетирование родителей по теме «Умение общаться».

7. Подбор и разработка системы игр и упражнений, методического материала по теме проекта.

8. Обновление и пополнение пособий и материалов по теме проекта.

II этап — Основной (практический)

Задачи этапа: Разработка и апробирование системы мероприятий для детей, родителей и педагогов д/с по развитию речи, коммуникативных навыков и нравственных качеств у дошкольников с ТНР в процессе проектной деятельности.

I.Работа с детьми:

1. Беседы: «Мы разные, но мы вместе»,

«Да здравствует вежливость и доброта»,

«О дружбе и щедрости», «Дружба начинается с улыбки», «Дружба крепкая» и т. п.

2. Чтение художественной литературы с последующим обсуждением поступков героев

3. Знакомство с пословицами и поговорками, стихотворениями о доброте и дружбе, вежливости и взаимопомощи.

4. Обыгрывание и обсуждение ситуаций на нравственную тему: «Как и чем можно порадовать близких», «Наши добрые слова»,

«Как мы можем помочь своему другу» и др.

5. Работа над жестами и мимикой: «Мне весело», «Я устал», «Мне грустно», «Сердитый дедушка», «Изобрази настроение», «Изобрази эмоцию» и т. п. ;

6. Имитационные упражнения: «Изобрази героев», «Догадайся, о чем я говорю?», «Путешествие в волшебный город», «Узнай, кто это?» и т. п.

7. Словесные дидактические игры:

«Что такое хорошо, что такое плохо?», «Благородные поступки», «Как я дома помогаю», «Цветок добрых дел»,«Давайте говорить друг другу комплименты», «Пожелания», «Вежливый ручеек»,«Копилка добрых дел», «Герои сказки. Они какие?», «Придумай как можно больше слов», «Что не так?», «Цветик – семицветик», «Я не должен – я должен», «Секрет», «Добрые и вежливые слова», «Ласковое имя», «Слепой о поводырь», «Я радуюсь, когда…», «Подари слово другу» и т. п.

8. Художественное творчество:

Рисунок «Мой друг»;

Коллективная аппликация «Цветок дружбы»

9. Рассматривание демонстрационного материала: «Уроки доброты», «Я и мое поведение», «Уроки вежливости», «Я и другие», «Чувства, эмоции» и др.

10. Прослушивание музыкальных произведений и просмотр мультфильмов (с родителями и воспитателями)

11. Игры:

-подвижные: «Мост дружбы», «Передай настроение героя сказки»;

-ролевые игры типа: «Семья», «Школа», «Магазин», способствующие формированию у детей правил культурного общения (с воспитателями);

-игры – драматизации по сказкам: “Два жадных медвежонка”, “Медведь и лиса”, «Петушок и бобовое зернышко» и т. п.

12. Разыгрывание диалогов при помощи различных видов кукольного, настольного и пальчикового театра.

13. Подготовка и показ театрализованной постановки о дружбе на «Неделе театра» в д/с

14. Участие в конкурсе чтецов «Что такое хорошо, что такое плохо»

15. Итоговое открытое мероприятие «В мире доброты и дружбы»

II. Работа с педагогами:

1. Семинар «Игры и упражнения по нравственному воспитанию как способ развития речи детей»

2. Подготовка и проведение консультаций по темам: - «Формирование коммуникативно-целесообразной речи у дошкольников»

- «Развитие диалогического общения у детей дошкольного возраста»

3. Выступление на малом педагогическом совете: «Развитие речи дошкольников в процессе нравственного воспитания» (из опыта работы)

III. Работа с родителями:

1. Анкетирование "Воспитание нравственных чувств"

2. Подготовка консультаций для родителей по темам: - «Заповеди благоприятных отношений между родителями и детьми»;

- «Воспитание заботливого отношения к окружающим»;

- «Ты» или «Вы»? О речевом этикете дошкольника».

3. Памятки: - «Спокойное развитие и воспитание ребенка дома»,

- «Секреты воспитания вежливого ребенка»,

-«Воспитываем в ребенке доброту»,

- «Вежливость воспитывается вежливостью».

4. Игротека: «Игры, которые учат общаться»

5. Помощь в подготовке детей с ТНР к показу спектакля о доброте и взаимопомощи "Сказка про паучка" (побор атрибутов, костюмов, декораций и т. п.)

6. Семейный конкурс рисунков с рассказами детей: «Добрые и злые поступки героев сказок»

IV. Методическая работа:

1. Подбор и систематизация материала для картотеки дидактических игр по развитию речи в процессе нравственного воспитания.

2. Подготовка картотеки ситуаций для обыгрывания.

3. Подборка произведений детской художественной литературы, стихов, пословиц и поговорок о дружбе, вежливости, доброте и т. п.

4. Создание презентации по проекту.

III этап — Заключительный (контрольно-рефлексивный)

Задачи этапа: Презентация продукта деятельности.

1. Контрольная диагностика развития творческих и коммуникативных способностей детей - участников проекта.

2. Анализ результатов и подведение итогов реализации проекта.

3. «Круглый стол»: отчёт по реализации проекта «Мы разные, но мы вместе». Участие в выставке методических продуктов.

4. Размещение материалов из опыта работы в интернет ресурсах.

Продукты проектной деятельности:

- создание «Книги добрых дел»;

- открытое мероприятие «В мире дружбы и доброты».

- презентация фотографий «Мы вместе»;

- театрализованная постановка сказки о дружбе;

- видео презентация проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КОНСУЛЬТАТИВНО-ОБУЧАЮЩЕГО ПУНКТА «УЧИМСЯ ВМЕСТЕ» для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет, не посещающих дошкольное учреждение

Исходя из современных социально-экономических условий для обеспечения каждому ребенку равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, найден вариант функционирования вариативной модели...

Презентация. Логопедический проект: "Развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответ...

Познавательно-творческий проект "Мы разные, но мы - вместе!" (для детей старшего дошкольного возраста)

Проект познавательно-творческой направленности по формированию основ толерантности у детей старшего доршкольного возраста....

Методическая разработка совместной деятельности детей и взрослых по социализации дошкольников с учётом интеграции образовательных областей"Хорошо,когда мы вместе!" для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка содержит педагогические ситуации на основе игр, игровых упражнений, художественного слова, музыкальных игр для социально-коммуникативного  развития ребёнка.  Педагоги...

Логопедический проект "Упрямые звуки" для детей старшего дошкольного возраста

В последние годы возросло и продолжает расти число детей-логопатов в целом и, в частности, с тяжелыми нарушениями речи.В данном проекте отражены направления в коррекционной работе с детьми, имеющими н...

Проект по экологии для детей старшего дошкольного возраста "Защитим планету вместе"

Реализуя данный проект мы способсбвуем развитию у детей экологической культуры, умению видеть экологическую проблему и находить пути её решения. Стимулировать познавательный интерес детей к проблеме з...