ПРОГРАММА КОНСУЛЬТАТИВНО-ОБУЧАЮЩЕГО ПУНКТА «УЧИМСЯ ВМЕСТЕ» для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет, не посещающих дошкольное учреждение
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Исходя из современных социально-экономических условий для обеспечения каждому ребенку равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, найден вариант функционирования вариативной модели для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет в форме консультативно-обучающего пункта «Учимся вместе».
Консультативный пункт призван оказать психолого-педагогическую помощь родителям, у которых нет возможности регулярно общаться с педагогами, психологами и другими специалистами, работающими в ДОУ, а также помочь гармоничному развитию детей.
Целевая группа, на которую направлена деятельность нашего Консультативно-обучающего пункта «Учимся вместе»:
- Дети в возрасте от 5 до 7 лет, не посещающие образовательные учреждения.
- Родители или лица их заменяющие (законные представители).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_vmeste_programma.doc | 314.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
КОНСУЛЬТАТВНО-ОБУЧАЮЩЕГО ПУНКТА
«УЧИМСЯ ВМЕСТЕ»
для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет,
не посещающих дошкольное учреждение
Автор разработки:
Румянцева Светлана Анатольевна - педагог-психолог;
2013 г.
Содержание
I. Пояснительная записка……………………………………………………………..…. II. Организация режима пребывания детей в консультативно-обучающем пункте «Учимся вместе» ………………………………………………………………… Сетка непосредственно образовательной деятельности Консультативно-обучающего пункта «Учимся вместе»…………………………………………………………………… Характеристика педагогического коллектива консультативно-обучающего пункта «Учимся вместе»……………………………………………………………………………. Формы работы………………………………………………………………………………. Учебно-воспитательный процесс в Консультативно-обучающем пункте……………… Условия реализации Программы……………………………………………………...…... Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет……………………………………………... III. Тематическое планирование деятельности группы с детьми 6-7 лет не посещающих ДОУ………………………………………………………………………… Тематический план непосредственно организованной образовательной деятельности Тематический план коррекционно-развивающих занятий с педагогом-психологом… Тематический план коррекционно-развивающих занятий с учителем-логопедом……
IV. Содержание деятельности консультативно-обучающего пункта «Учимся вместе» с детьми 5-7 лет, не посещающими ДОУ…………………………………….. 1. Содержание деятельности старшего воспитателя…………………………………….. 2.Содержание коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми 5-7 лет, не посещающими ДОУ……………………………………………………………….. 3. Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми 5-7 лет, не посещающими ДОУ……………………………………………………………….. 4. Содержание непосредственно образовательной деятельности……………………….. 5. Консультации для родителей…………………………………………………………… V. Ожидаемые результаты………………………………………………………………. VI. Система мониторинга консультативно-обучающего пункта ……………...…... V. Список литературы……………………………………………………………….…… VI. Приложения ……………………………………………………………………….….. | 3 7 7 8 9 10 11 11 21 21 22 23 24 24 25 26 27 29 31 32 33 |
- Пояснительная записка
Новые требования к системе дошкольного образования привели к тому, что в жизнь вошли принципы гуманизации и вариативности дошкольного образования, появилось много образовательных программ с обновленным содержанием. Очередная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования, в частности – консультативно-обучающий пункт для детей, не посещающих дошкольное учреждение. С одной стороны, они должны обеспечить запросы родителей, не имеющих возможности отдать детей в детский сад, с другой – призваны обеспечить детям дошкольного возраста необходимую развивающую практику.
Пребывание ребенка в консультативно-обучающем пункте способствует формированию умения налаживать общение с чужими взрослыми, быть инициативным в разных ситуациях. Детский сад в этом случае успешнее строит сотрудничество с родителями, учитывает индивидуальные особенности семьи, влияет на формирование грамотной родительской позиции (уважительное отношение к своему ребенку, умение поддержать его; осознавать свои возможности в образовательной и развивающей работе с детьми).
Консультативный пункт призван оказать психолого-педагогическую помощь родителям, у которых нет возможности регулярно общаться с педагогами, психологами и другими специалистами, работающими в ДОУ, а также помочь гармоничному развитию детей.
Консультативный пункт и его специалисты призваны выступать связующим звеном между семей и социальными, медицинскими и другими организациями, общей целью которых является помощь и поддержка семьи.
Целевая группа, на которую направлена деятельность нашего Консультативно-обучающего пункта «Учимся вместе»:
- Дети в возрасте от 5 до 7 лет, не посещающие образовательные учреждения.
- Родители или лица их заменяющие (законные представители).
Актуальность. Исходя из современных социально-экономических условий для обеспечения каждому ребенку равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, найден вариант функционирования вариативной модели для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет в форме консультативно-обучающего пункта «Учимся вместе».
Открытие консультативного пункта обусловлено следующими причинами:
- увеличение очередности и отсутствие мест для детей в ДОУ;
- проведение профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;
- потребность в получении психолого-педагогической помощи детям, не посещающим ДОУ, для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
- недостаточная информированность родителей, отсутствие их целенаправленного обучения способам применения различных видов игровых средств и оборудования (ИСО), организации на их основе развивающих игр, а также методам взаимодействия с детьми.
Работа в консультативно-обучающем пункте строится на основе нормативно – правовых документов:
- Закона Российской Федерации «Об образовании»;
- Указа президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012г. № 599;
- Указом президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 01.06.2012г. №761;
- Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011 г. № 2562;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
- Постановления Администрации Фурмановского муниципального района «О начале 2013 – 2014 учебного года и основных направлениях развития образования в Фурмановском муниципальном районе».
- Положения о консультативно-обучающем пункте «Учимся вместе».
- Приказа «Об открытии консультативно – обучающего пункта «Учимся вместе»
Инновационная деятельность в этом консультативно-обучающем пункте «Учимся вместе» позволяет создать благоприятные условия для социализации дошкольников, которые достигаются в результате свободного общения детей, родителей, педагогов.
Для этого в МДОУ д/с задействованы:
- музыкально-физкультурный зал;
- методический кабинет;
- кабинет педагога-психолога;
- кабинет учителя-логопеда.
Работа с детьми строится в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ д/с.
Новизна программы – разработка, апробирование и внедрение новых вариативных форм работы с детьми и родителями. Результатом деятельности является обеспечение оптимальной подготовки к школьному обучению детей 6-7 лет. Приоритетное направление в педагогической деятельности при реализации программы – физическое развитие детей.
Методологические положения
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий строится на основе программ: Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей и авторской разработки адаптационной программы подготовки к школе социально-педагогической направленности «В школу с радостью» для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
Принципы создания программы:
- Образовательный процесс строится на основе свободной самостоятельной деятельности взрослого с детьми;
- Взрослый привлекает детей без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности и активизируя своим партнерским участием;
- В воспитательно-образовательном процессе реализуется дифференцированный и индивидуальный подход по нескольким направлениям:
- организация функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности;
- гибкие формы организации детей (индивидуальная, пары, малые группы, подгруппы);
- обогащение содержания деятельности детей, соответствующими их интересам и возможностям формами общения;
- дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности.
- Принцип деятельностного подхода реализован:
- в определении задачи, формирование самой деятельности как одной из основных в системе воспитания ребенка;
- в раскрытии своеобразия разных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста и использовании их с целью общего развития ребенка;
- в характеристике игровой деятельности как ведущих в старшем дошкольном возрасте.
Цель программы: подготовка к школе детей, не посещающих ДОУ и предоставление консультативной и методической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому по вопросам воспитания, образования, развития, оздоровления, а также обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, педагогическое просвещение родителей.
Задачи программы:
Педагоги | Дети | Родители |
- обеспечить равные стартовые возможности при поступлении в школу детей, не посещающих ДОУ; - создать модель воспитательно-образовательного процесса в совместной деятельности с детьми с целью подготовки к школе и социализации детей, не посещающих ДОУ; - использовать различные виды детской деятельности с целью повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса. | - диагностировать различные проблемы в развитии дошкольников, -определить перспективные пути их развития и своевременно оказывать коррекционную помощь; - развивать понимание речи и лексико-грамматических средств языка; - сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей; - содействовать в социализации детей 6-7 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. | - оказать консультативную помощь родителям, воспитывающим детей на дому в подготовке к школе; - повысить психолого-педагогическую грамотность родителей, воспитывающих детей на дому в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка старшего дошкольного возраста; - осуществление преемственности детского сада и семьи в воспитании и обучении детей. |
Срок реализации программы – 1 год.
- Изучение социального запроса;
- Разработка и внедрение Программы консультативно-обучающего пункта «Учимся вместе»;
- Информирование об услугах;
- Формирование банка данных;
- Заключение договоров с родителями (законными представителями);
- Диагностика и составление индивидуальных программ развития детей;
- Занятия с ребенком в присутствии родителей;
- Индивидуальные и групповые (очные) консультации;
- Совместные с родителями тренинги, дискуссии и практикумы;
- Совместные занятия с родителями и с детьми;
- Мониторинг развития детей;
- Анализ удовлетворенности родителей (законных представителей);
- Организация режима пребывания детей в консультативно-обучающем пункте «Учимся вместе»
Консультативно-обучающий пункт «Учимся вместе» для детей 5-7 лет, не посещающих дошкольное учреждение, реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет для детей в возрасте от 5 до 7 лет – не более 25 - 30 минут.
Общее время пребывания воспитанников в Консультативно-обучающем пункте в день не превышает 2 часов непрерывной непосредственно образовательной деятельности. Время пребывания детей с 13 часов до 15 часов два раза в неделю (вторник и четверг). Дети посещают группу на общественных началах, без родительской оплаты.
Сетка непосредственно образовательной деятельности Консультативно-обучающего пункта «Учимся вместе»
День недели | Направления развития | Время |
Вторник | Познавательно-речевое | 13.00-15.00 |
Коррекционно-развивающее | ||
Индивидуальная работа специалистов с семьями | ||
Четверг | Познавательно-речевое | 13.00-15.00 |
Коррекционно-развивающее | ||
Индивидуальная работа специалистов с семьями |
Непосредственную работу с детьми и их родителями осуществляют специалисты МДОУ д/с: старший воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели.
Характеристика педагогического коллектива консультативно-обучающего пункта «Учимся вместе»
Должность | Кол-во | Образовательный уровень | Квалификационная категория | Педагогический стаж |
Заведующий | 1 | Высшее профессиональное | Первая | 28 лет |
Старший воспитатель | 1 | Высшее профессиональное | Первая | 19 лет |
Воспитатели | 2 | Среднее профессиональное-2 | Первая – 2 | Свыше 20 лет |
Учитель- логопед | 1 | Высшее профессиональное | Первая | 44 года |
Педагог- психолог | 1 | Высшее профессиональное | Соответствие занимаемой должности | 12 лет |
Приведенные данные свидетельствуют о высоком уровне профессионального мастерства педагогов работающих в Консультативно-обучающем пункте «Учимся вместе».
Воспитание и обучение в пункте детей, не посещающих ДОУ, сопровождается интеллектуальной, физической психологической нагрузкой с учетом возраста и развития воспитанников.
Коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом и учителем-логопедом проводятся индивидуально или малыми группами по 5 человек.
Артикуляционная и пальчиковая гимнастика является основой для точности звукопроизношения, правильной экспрессивной речи, а также повышает эмоционально-положительный настрой к занятию, в связи с этим целесообразно их использовать в начале при организации непосредственно-образовательной деятельности.
Совместная деятельность воспитателя с детьми предполагает освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным), формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Подвижные, дидактические и сюжетно - ролевые игры проводятся в рамках совместной деятельности со взрослыми на основе интеграции образовательных областей в соответствии с календарно-тематическим планированием ДОУ.
Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников. Поэтому коллектив Консультативно-обучающего пункта пытается создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество.
Выяснение потребностей родителей Консультативно-обучающего пункта осуществляется на основе результатов изучения контингента родителей, анкетирования родителей воспитанников посещающих Консультативно-обучающий пункт. Данные сведения позволили нам определить направления деятельности Консультативно-обучающего пункта по удовлетворению запросов родителей по основным линиям развития:
1. Физическое развитие
2. Социально-личностное
3. Познавательно-речевое
4. Художественно-эстетическое
Формы работы
Формы работы с детьми:
- непосредственно образовательная деятельность с воспитателем с целью организации процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования (индивидуальные и групповые);
- коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом с целью подготовки к школе (индивидуальные и групповые);
- коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом с целью практического усвоения лексико-грамматических средств языка (индивидуальные и групповые);
- подвижные, дидактические и сюжетно - ролевые игры с целью социализации детей.
Формы работы с родителями:
- индивидуальные и групповые консультации;
- семинары-практикумы;
- круглый стол.
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми планируется в соответствии с результатами диагностики детей и потребностями родителей.
Организация предоставления индивидуальных консультаций для родителей осуществляется на основании их обращений с регистрацией в установленном порядке в журнале регистрации родительских обращений. (Приложение 1)
Учебно-воспитательный процесс в Консультативно-обучающем пункте
«Учимся вместе» основывается на следующих принципах:
- Принцип индивидуализации - при подборе содержания занятий учитываются не только возрастные возможности, но и личный опыт каждого ребенка, а главное – его интересы;
- Принцип доступности - ведущая роль в обучении принадлежит игре-занятию, которое предоставляет возможность каждому активно действовать и получать порцию материала по способностям, с учетом индивидуального ритма;
- Принцип приоритетности работы с родителями - деятельность и общение взрослых с детьми многофункциональны, направлены на решение сразу нескольких дидактических задач, задач развития;
- Принцип максимального использования имеющихся материально-технических ресурсов;
- Принцип личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с до-школьниками, обеспечивающий психологический комфорт и способствующий развитию детей, является основой педагогического процесса;
- Принцип – не навреди!
Методы, приемы, средства работы с детьми и родителями
На основе вышеперечисленных принципов мы определили важнейшие методы работы:
- Метод поэтапного обучения (возрастная дифференциация и учет возрастных особенностей детей);
- Метод привлечения индивидуального опыта ребенка (эмоционального, визуального, бытового);
- Диалогичность (формы: беседа, игра);
- Метод свободы в системе ограничений (исследовательский);
- Индивидуальная и коллективная работа (формы: игры, игровые сеансы, творческие задания);
При обследовании ребенка специалисты используют сбор анамнеза, анкетирование, активное слушание, непосредственное наблюдение за ребенком в игре.
Партнерские отношения с родителями подкрепляются техниками конструктивного диалога, тренингами, супервизией за ходом родительско-детского игрового взаимодействия, обучением родителей в ходе игры специалиста с ребенком.
В работе с детьми используются техники развития общения, ориентировки, большой и тонкой моторики, техники развития инициативы ребенка.
Условия реализации Программы
В материально – техническом плане: работа консультативно-обучающего пункта осуществляется на дому и в здании МДОУ д/с, а технические средства, коррекционные игры и игрушки для детей приносятся на каждую встречу (для этого создана копилка «Развивающая среда»).
В методическом плане: имеется психолого-педагогическая литература, диагностический материал, документация по консультативному пункту.
Основные психолого-педагогические условия: благоприятный психологический микроклимат, специально-созданные игровые зоны, рабочая зона для специалистов.(Приложение 2)
Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.
В целом ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения.
Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям («добрый человек – это такой, который, всем помогает и хорошо относится, защищает слабых») и достаточно тонко их различать, например, очень хорошо различают положительную окрашенность слова «экономный» и отрицательную - слова «жадный». Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего-то приятного в пользу близкого человека). Социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы.
К 6-7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены; определяет состояние своего здоровья (здоров он или болен), а также состояние здоровья окружающих; может назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган; владеет культурой приема пищи; одевается в соответствие с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно. Старший дошкольник уже может объяснить ребенку или взрослому, что нужно сделать в случае травмы (алгоритм действий) и готов оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, промыть ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью) в подобных ситуациях.
В основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные (или заданные извне) правила и нормы. Расширяется мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет за счет развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, «хорошо», и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает «плохо». Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, которое формируется под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.
К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержаны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека - сочувствие - даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения – ребенок не только может отказаться от нежелательных действий или вести себя «хорошо», но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т.п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей.
Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении и сотрудничестве взрослого, ребенок при этом стремится как можно больше узнать о нем, причем круг его интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. Так, дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т.п. Развитие общения детей со взрослыми к концу 7-го года жизни создает отчасти парадоксальную ситуацию. С одной стороны, ребенок становится более инициативным и свободным в общении и взаимодействии со взрослым, с другой, очень зависим от его авторитета. Для него чрезвычайно важно делать все правильно и быть хорошим в глазах взрослого.
Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают о том, где были, что видели и т.п., то есть участвуют в ситуациях «чистого общения», не связанных с осуществлением других видов деятельности. При этом они могут внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем, у них наблюдаются и конкурентные отношения – в общении и взаимодействии стремятся, в первую очередь, проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер, и избегать негативных форм поведения.
В этом возрасте дети владеют обобщенными представлениям (понятиями) о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью и различными проявлениями мужских и женских свойств (одежда, прическа, эмоциональные реакции, правила поведения, проявление собственного достоинства). К семи годам испытывают чувство удовлетворения, собственного достоинства в отношении своей гендерной принадлежности, аргументировано обосновывают ее преимущества. Начинают осознанно выполнять правила поведения, соответствующие гендерной роли в быту, общественных местах, в общении и т.д., владеют различными способами действий и видами деятельности, доминирующими у людей разного пола, ориентируясь на типичные для определенной культуры особенности поведения мужчин и женщин. Осознают относительность мужских и женских проявлений (мальчик может плакать от обиды, девочка стойки переносить неприятности и т.д.); нравственную ценность поступков мужчин и женщин по отношению друг к другу. К 7 годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей. Мальчики хотят пойти в школу и стать учениками: их привлекает новый социальный статус практически взрослого человека. Девочки хотят идти в школу с одобрения семьи и взрослых и появляются желание продемонстрировать свои достижения.
В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события - рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной, к другой. Могут вступать во взаимодействия с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роли (например, медсестра выполняет распоряжения врача, но пациенты, в свою очередь выполняют ее указания).
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребенок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками. В этом возрасте дети овладевают прыжками на одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и в длину с места и с разбега при скоординированности движений рук и ног (зрительно-моторная координация девочек более совершенна). Могут выполнять разнообразные сложные упражнения на равновесие на месте и в движении, способны четко метать различные предметы в цель. В силу накопленного двигательного опыта и достаточно развитых физических качеств дошкольник этого возраста часто переоценивает свои возможности, совершает необдуманные физические действия.
В этом возрасте происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник 6-7 лет не только может различать основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и темно-красный), так и по цветовому тону (например, зеленый и бирюзовый). То же происходит и с восприятием формы – ребенок успешно различает как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т.п.), так и их разновидности, например, овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы и т.п. При сравнении предметов по величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форму, величину и др.).
К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Вместе с тем возможности детей сознательно управлять своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво.
В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно (т.е. без специальной цели) запомнить достаточно большой объем информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение. Однако, в отличие от малышей, они делают это либо шепотом, либо про себя. Если задачу на запоминание ставит взрослый, ребенок может использовать более сложный способ – логическое упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа. Ребенок начинает относительно успешно использовать новое средство ─ слово (в отличие от детей старшего возраста, которые эффективно могут использовать только наглядно-образные средства – картинки, рисунки). С его помощью он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определенной категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остается наиболее продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти.
В 6-7 лет продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет решать ребенку более сложные задачи, с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Упорядочивание предметов (сериацию) дети могут осуществлять уже не только по убыванию или возрастанию наглядного признака предмета или явления (например, цвета или величины), но и какого-либо скрытого, непосредственно не наблюдаемого признака. Например, упорядочивание изображений видов транспорта, в зависимости от скорости их передвижения. Классифицируют изображения предметов также по существенным, непосредственно не наблюдаемым признакам. Например, по родо-видовой принадлежности («мебель», «посуда», «Дикие животные»). Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на 7 году жизни в процесс мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Конечно же, понятия дошкольника не являются отвлеченными, теоретическими, они сохраняют еще тесную связь с его непосредственным опытом. Часто первые свои понятийные обобщения ребенок делает, исходя из функционального назначения предметов или действий, которые с ними можно совершать. Так, они могут объединить рисунок кошки с группой «дикие животные», «потому что она тоже может жить в лесу», а изображения девочки и платья будет объединены, «потому что она его носит».
Мышление девочек имеет более развитый вербальный компонент интеллекта, однако оно более детальное и конкретное, чем у мальчиков. Мальчики нацелены на поисковую деятельность, нестандартное решение задач, девочки ориентированы на результат, предпочитают типовые и шаблонные задания, отличаются тщательностью их исполнения.
Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Более того, в этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т.п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах). Причем детское понимание их значений часто весьма схоже с общепринятым.
В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. В этом возрасте высказывания детей все больше теряют черты ситуативной речи. С тем, чтобы его речь была более понятна собеседнику, старший дошкольник активно использует различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. К 7 годам появляется речь-рассуждение. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода она становится подлинным средством, как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.
К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. Его интерес к процессу чтения становится все более устойчивым. В возрасте 6-7 лет он воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации о человеке и окружающем мире. В условиях общения и взаимодействия со взрослым он активно участвует в многостороннем анализе произведения (содержание, герои, тематика, проблемы). Ребенок знаком и ориентируется в разных родах и жанрах фольклора и художественной литературы. Многие дошкольники в этом возрасте уже способны самостоятельно выбирать книгу по вкусу из числа предложенных. Достаточно просто узнают и пересказывают прочитанный текст с использованием иллюстраций. Дети проявляют творческую активность: придумывают концовку, новые сюжетные повороты, сочиняют небольшие стихи, загадки, дразнилки. Под руководством взрослого инсценируют отрывки из прочитанных и понравившихся произведений, примеряют на себя различные роли, обсуждают со сверстниками поведение персонажей. Знают наизусть много произведений, читают их выразительно, стараясь подражать интонации взрослого или следовать его советам по прочтению. Дети способны сознательно ставить цель заучить стихотворение или роль в спектакле, а для этого неоднократно повторять необходимый текст. Они сравнивают себя с положительными героями произведений, отдавая предпочтение добрым, умным, сильным, смелым. Играя в любимых персонажей, дети могут переносить отдельные элементы их поведения в свои отношения со сверстниками.
К концу дошкольного детства ребенок накапливает достаточный читательский опыт. Тяга к книге, ее содержательной, эстетической и формальной сторонам – важнейший итог развития дошкольника-читателя. Место и значение книги в его жизни – главный показатель общекультурного состояния и роста ребенка 7 лет.
Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями.
Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получения знаний о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей).
Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально-художественной деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.
В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это не только изображение отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании дети могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью (по «сырому» и «сухому»), использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения.
В лепке дети могут создавать изображения с натуры и по представлению, также передавая характерные особенности знакомых предметов и используя разные способы лепки (пластический, конструктивный, комбинированный).
В аппликации осваивают приемы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных оттенков.
Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями. Путем складывания бумаги в разных направлениях делать игрушки. Из природного материала создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений.
Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией (фризовой, линейной, центральной) с учетом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Дети могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше.
Проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна.
Психическое развитие: В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник может различать не только основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и тёмно-красный), так и по цветовому тону (например, зелёный и бирюзовый). То же происходит и с восприятием формы — ребёнок успешно различает как основные геометрические формы, так и их разновидности, например, отличает овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы, и т. п. При сравнении предметов по величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.).
К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво.
В 6-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им без специальной цели запоминать достаточно большой объём информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания — повторение (шёпотом, либо про себя). Также ребёнок может использовать более сложный способ - логическое упорядочивание (разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа). Ребёнок начинает использовать новое средство – слово: с его помощью он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определённой категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остаётся наиболее продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти.
Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках - передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6-7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. Однако без целенаправленной помощи взрослого возникает вероятность того, что воображение будет направлено не на познание действительности, а на снятие эмоционального напряжения и на удовлетворение нереализованных потребностей ребёнка.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок может совершать в уме, не прибегая к практическим действиям даже в случаях затруднений.
Упорядочивание и классификацию предметов дети могут осуществлять уже не только пот убыванию или возрастанию наглядного признака (например, цвета или величины), но и какого-либо скрытого признака (например, упорядочивание изображений видов транспорта в зависимости от скорости их передвижения).
Использование ребёнком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Конечно же, понятия дошкольника не являются отвлечёнными, теоретическими, они сохраняют ещё тесную связь с его непосредственным опытом.
III. Тематическое планирование деятельности группы с детьми 6-7 лет не посещающих ДОУ
Тематический план
Непосредственно-образовательная деятельность с воспитателем
Месяц | Неделя | Кол-во часов | Тема занятия |
Ноябрь | I | 1 | Мой дом, мой город |
II | 1 | Моя Родина Россия | |
III | 1 | Бытовая техника | |
IV | 1 | Быть здоровыми хотим | |
Декабрь | I | 1 | Здравствуй, зимушка-зима |
II | 1 | Как зимуют дикие животные | |
III | 1 | Птицы зимой | |
IV | 1 | Встреча Нового года | |
Январь | I | 1 | Зимние забавы |
II | 1 | Зимние виды спорта | |
III | 1 | На далеком севере | |
IV | 1 | Зимняя мастерская | |
Февраль | I | 1 | Чем пахнут ремесла |
II | 1 | Наша Армия | |
III | 1 | День защитника Отечества | |
IV | 1 | Профессии | |
Март | I | 1 | День 8 марта |
II | 1 | Народная игрушка | |
III | 1 | Искусство родного края | |
IV | 1 | Книги и библиотека | |
Апрель | I | 1 | Весна пришла |
II | 1 | Космос и далекие звезды | |
III | 1 | Земля – наш общий дом | |
IV | 1 | Красная книга. Животные разных стран | |
Май | I | 1 | Цветущие растения сада и огорода |
II | 1 | День победы | |
III | 1 | Опасные предметы | |
IV | 1 | Насекомые | |
Июнь | I | 1 | Лето |
II | 1 | Безопасность | |
III | 1 | Ягоды и грибы | |
IV | 1 | Мониторинг | |
Всего часов | 32 |
Тематический план
коррекционно-развивающих занятий с учителем-логопедом
Месяц | Неделя | Кол-во часов | Тема занятия |
Ноябрь | I | 1 | Экспресс обследование |
II | 1 | Развитие высших психических функций (внимания, памяти, словесно-логического мышления) | |
III | 1 | Развитие высших психических функций (внимания, памяти, словесно-логического мышления) | |
IV | 1 | Падежные конструкции. Именительный падеж множественного числа существительных | |
Декабрь | I | 1 | Работа над фразой. Составление 4-словных предложений с введением одного определения |
II | 1 | Приставочные глаголы | |
III | 1 | Предлоги В, НА, ПОД | |
IV | 1 | Падежные конструкции. Родительный падеж множественного числа существительных | |
Январь | I | 1 | Притяжательные прилагательные |
II | 1 | Предлог С СО | |
III | 1 | Обучение самостоятельной постановке вопросов | |
IV | 1 | Родственные слова | |
Февраль | I | 1 | Предлог ИЗ-ПОД |
II | 1 | Предлог ИЗ-ЗА | |
III | 1 | Предлоги ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА | |
IV | 1 | Приставочные глаголы | |
Март | I | 1 | Работа над фразой. Сложносочиненное предложение с союзом А |
II | 1 | Несклоняемые существительные | |
III | 1 | Предлог НАД | |
IV | 1 | Глаголы совершенного и несовершенного вида | |
Апрель | I | 1 | Падежные конструкции. Дательный падеж множественного числа существительных |
II | 1 | Согласование местоимений НАШ, НАША, НАШИ с существительными | |
III | 1 | Согласование местоимений НАШ, НАША, НАШИ с существительными | |
IV | 1 | Приставочные глаголы | |
Май | I | 1 | Предлоги В, ИЗ |
II | 1 | Падежные конструкции. Творительный падеж множественного числа существительных | |
III | 1 | Предлоги К, ОТ | |
IV | 1 | Относительные прилагательные | |
Июнь | I | 1 | Согласование числительного и существительного в родительном падеже |
II | 1 | Согласование числительного и существительного в творительном падеже | |
III | 1 | Итоговое | |
IV | 1 | Экспресс диагностика | |
Всего часов | 32 |
Тематический план
коррекционно-развивающих занятий с педагогом-психологом
Месяц | Неделя | Кол-во часов | Тема занятия |
Ноябрь | I | 1 | Экспересс-диагностика |
II | 1 | «Фрукты» | |
III | 1 | «Овощи» | |
IV | 1 | «Птицы» | |
Декабрь | I | 1 | «Домашние животные» |
II | 1 | «Деревенский двор» | |
III | 1 | «Животные леса» | |
IV | 1 | «Новый год» | |
Январь | I | 1 | «Зимние сказки» |
II | 1 | «Продукты питания» | |
III | 1 | «Посуда» | |
IV | 1 | «Одежда» | |
Февраль | I | 1 | «Мама, папа, я» |
II | 1 | «Все профессии нужны, все профессии важны» | |
III | 1 | «День защитника отечества» | |
IV | 1 | «Виды транспорта» | |
Март | I | 1 | «Мамин день» |
II | 1 | «Весна пришла» | |
III | 1 | «Прилет птиц» | |
IV | 1 | «Мой город» | |
Апрель | I | 1 | «Мебель» |
II | 1 | «Цветы» | |
III | 1 | «Русская березка» | |
IV | 1 | «Времена года» | |
Май | I | 1 | «День победы» |
II | 1 | «Насекомые» | |
III | 1 | «Огород» | |
IV | 1 | «Лесная полянка» | |
Июнь | I | 1 | «Скоро лето» |
II | 1 | «Школьная пора» | |
III | 1 | «Летние забавы» | |
IV | 1 | Экспересс-диагностика | |
Всего часов | 32 |
IV. Содержание деятельности консультативно-обучающего пункта «Учимся вместе» с детьми 5-7 лет, не посещающими ДОУ
В программе выделяются два раздела:
1. Встречи с детьми и их родителями 2 раза в неделю (вторник и четверг с 13.00 до 15.00)
2. Работа консультативного пункта для родителей (индивидуальные консультации – по запросам родителей – лично или через сайт МДОУ д/с №3 «Дюймовочка»).
Содержание встреч составляется с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения. Каждая встреча включает теоретическую и практическую часть. С детьми проводятся игры - занятия, дидактические игры. В совместной деятельности с педагогом и родителем дети действуют с дидактическим материалом и игрушками, предметами – орудиями, строительным материалом. Для родителей оформляется выставка методической литературы, выпускаются и раздаются буклеты, памятки. Родители могут взять нужную литературу и принести ее на следующую встречу.
Учитывая образовательные запросы родителей, специалисты консультативно-обучающего пункта (старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели) ставят приоритетом функций сотрудничества нашего дошкольного учреждения и семьи приобщение родителей к нормативным компонентам дошкольного образования, информирование их о задачах, содержании и методах в воспитания детей в детском саду и семье.
Работа консультативно-обучающего пункта строится на основе интеграции деятельности специалистов различных профилей: старшего воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателей.
1. Содержание деятельности старшего воспитателя
Старший воспитатель:
- Осуществляет методическое руководство над воспитательно-образовательной деятельностью специалистов консультативно-обучающего пункта «Учимся вместе»;
- Организует лектории, семинары;
- Ведет контроль и учет работы педагогического персонала консультативного пункта
2.Содержание коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми 5-7 лет, не посещающими ДОУ
Педагог – психолог проводит диагностику психического развития, осуществляет психологическое консультирование и просвещение родителей, проводит коррекционно-развивающие занятия (групповые и индивидуальные), направленные на:
- Подготовку детей к групповым занятиям; выработку стиля группового взаимодействия; умение согласовывать совместные действия в игровой ситуации; выполнение задания в соответствии с правилами;
- развитие коммуникативных способностей; создание радостного настроения, доброжелательного отношения друг к другу; умения действовать в коллективе, способствовать расслаблению, восстановлению работоспособности;
- развитие образных представлений, перцептивных действий, дифференцированного восприятия;
- развитие любознательности, наблюдательности, устойчивости внимания, умения запоминать многокомпонентную инструкцию, произвольного запоминания посредством приема группировки, произвольной памяти и внимания, речи, волевых процессов;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; аналитико-синтетической деятельности, мыслительных операций (обобщение, группировка, классификация), внимания, памяти, речи; аналитико-синтетической деятельности, умения устанавливать причинно-следственные связи;
- развитие творческого воображения, мышления;
- развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики пальцев; стимулирование мышечной системы рук, двигательной ловкости пальцев; точность движения, пространственной ориентации.
Игры и упражнения:
- приветствия: «Знакомство», «Улыбнитесь друг другу», «Пожелания», «Комплименты», «Кого нет», «Доброе утро», «Солнечный зайчик»,
- Игры: «Внимание, флажок», «Что перепутал художник»;, «Сложи картинку», «Лабиринт», «Обведи и раскрась», «Нарядные бусы», «Назови как можно больше…», «Сравни картинки», игра-шутка «Воробышки», «Соедини точки», «Котик из геометрических фигур», «Кто больше завяжет узелков?», «Выложи фигуру», «Найди такое же колечко», «Зайчик из геометрических фигур», «Составим все вместе», «Раскрась рисунок», «Попрыгунчики», «Рисование по клеточкам», «Свеча», «Дорисуй узоры», «Кто живет в аквариуме?», «Какой рыбки не хватает?», «Запомни», «Продолжи предложение» и т.п.
- пальчиковая гимнастика: «Птицы и птенчики», «Гномик», «Капитан», «Гроза», «Барашки», «Моя семья», «Кошка и мышка», «Веселая пчелка», «Дружба», «В гости», «Поросята», «Два козлика», «Весна», «Гвозди», «Дружные пальчики», «В комнате», «Дом», «Черепаха», «Радуга», «Мои вещи», «Хлоп-шлеп»;
- психогимнастики: «Гусеница», «Зайки и слоны», «Слепой танец», «Солнце над городом», «Корабль и ветер», «Воздушные шарики», «Подарок под елкой», «Дудочка», «Танцующие руки», «Смена ритмов», «Волшебный стул»;
- психологические этюды: «Волшебный лес», «Спаси птенца», «Волшебный замок», «Солнечный зайчик», «Снежная баба», «Муха», «Сосулька». «Шалтай-болтай», «Насос и мяч»;
- рефлексия «Улыбнись другу»; «Улыбнитесь друг другу и пожмите руку», «Добрые пожелания», «Рукопожатие по кругу», «Подарим тепло другому».
3. Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми 5-7 лет, не посещающими ДОУ
Учитель – логопед:
- Выявляет уровень речевого развития ребенка;
- Помогает ребенку избавиться от речевых недостатков;
- Проводит речевые игры и упражнения.
Формирование лексико-грамматических категорий
- Развитие высших психических функций (внимания, памяти, словесно-логического мышления).
- Обучение детей слушать обращенную речь.
- Обучение детей использованию падежных конструкций: именительного, родительного падежа множественного числа существительных.
- Обучение некоторым способам словообразования: глаголов с разными приставками.
- Знакомство с предлогами В, НА, ПОД, С, СО и их практическое усвоение в речи.
- Знакомство с притяжательными прилагательными и практическое употребление в речи.
- Образование родственных слов и употребление родственных слов в самостоятельной речи.
- Обучение самостоятельной постановке вопросов.
- Знакомство с предлогами ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, НАД, В, ИЗ. Самостоятельное употребление предлогов. Выделение предлога как отдельного служебного слова.
- Знакомство с несклоняемыми существительными.
- Обучение детей использованию падежных конструкций. Дательный падеж множественного числа существительных.
- Использование согласования местоимений НАШ, НАША, НАШИ с существительными.
- Практическое усвоение приставочных глаголов передающих различные оттенки действий («выехал» - «подъехал» - «въехал» - «съехал» и т.п.).
- Расширение значения предлогов В, ИЗ.
- Обучение детей использованию падежных конструкций. Творительный, предложный падеж множественного числа существительных.
- Расширение значения предлогов К, ОТ.
- Обучение детей образованию относительных прилагательных со значением соотнесённости к продуктам питания («лимонный», «яблочный»), растениям («дубовый», «берёзовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный», «деревянный» и т.д.).
- Обучение согласованию числительного и существительного: в родительном падеже; в творительном падеже. Практическое употребление в речи.
- Подведение итогов работы.
Лексический материал по развитию речи
Данный материал включен в занятия по формированию лексико-грамматических средств языка
«Овощи, фрукты», «Сбор урожая», «Золотая осень», «Птицы», «Домашние животные», «Деревенский двор», «Дикие животные», «Подготовка животных к зиме», «Продукты питания», «Одежда», «Зима», «Обувь», «Посуда», «Новый год», «Человек и семья», «Профессии», «Мебель», «Транспорт», «День защитника Отечества», «Мой город», «Весна», «Восьмое марта», «Прилёт птиц», «Цветы», «Деревья», «Времена года», «Лес, насекомые», «День Победы», «Школа».
4. Содержание непосредственно образовательной деятельности
Воспитатели осуществляют:
- Планирование деятельности детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- Реализацию программного содержания;
- Развитие у детей самостоятельности в организации всех видов игр, выполнения правил и норм поведения;
- Развитие инициативы, организаторских способностей, воспитание умения действовать в команде;
- Анализ результатов освоения детьми необходимых навыков.
Словесные игры
- Продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости приветствие, прощание, просьбы, извинения).
- Расширять представления детей об их обязанностях, прежде всего в связи с подготовкой к школе, учить согласовывать слова в предложении.
- Расширять активный словарь детей об истории семьи. Закреплять знание домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей, их профессий.
- Расширять активный словарь о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети.
Сюжетно-ролевые игры
- Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительный материал.
- Побуждать детей до-своему обустраивать собственную игру самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы (билеты для игры в театр, деньги для покупок).
- Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.
- Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника: умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.
Подвижные игры
- Закреплять умение использовать в самостоятельной деятельности разнообразные по содержанию подвижные игры.
- Закреплять умение справедливо оценивать результаты игры. Развивать интерес к народным играм.
Дидактические игры
- Закреплять умение детей играть в различные дидактические игры (лото, мозаика, бирюльки и др.). Развивать умение организовывать игры, исполнять роль ведущего. Закреплять умение согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры.
- Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
- Привлекать к созданию некоторых дидактических игр («Шумелки», «Шуршалки» и т. д.).
- Развивать и закреплять сенсорные способности.
- Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, подняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
Консультации для родителей
№ | Тема | Срок | Ответственный |
1 | Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста | Ноябрь | Педагог-психолог |
2 | Пальцы учат говорить | Декабрь | Учитель-логопед |
3 | Значение режима дня для здоровья детей | Январь | Воспитатель |
4 | Веселый язычок | Февраль | Учитель-логопед |
5 | Значение игровой деятельности для развития детей | Март | Воспитатель |
6 | Особенности обучения грамоте с детьми 6-7 лет | Апрель | Учитель-логопед |
7 | Закаливание детей – путь к здоровью | Май | Воспитатель |
8 | Готовность ребенка к школе | Май | Педагог-психолог |
9 | Круглый стол по итогам работы группы кратковременного пребывания | Июнь | Педагоги |
V. Ожидаемые результаты:
Дети | Родители |
1. Психологическая готовность детей 6-7 лет к обучению в школе: - проявляют интерес к познанию и самопознанию, к обучению в школе; - устанавливают смысловые связи, проделывают мыслительные операции (обобщение, сравнение, анализ и т.д.); - имеют представление об окружающем по темам (человек, транспорт, посуда, животные и т. д.); - запоминают цепочку из 6-7 предметов; - проявляют логическое мышление; - умеют проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений; - умеют понимать и передавать свои чувства в коллективе сверстников; - имеют оптимальный уровень развития мелкой моторики; 2. Усвоение лексико-грамматических средств языка: - понимают обращенную речь; - пользуются в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ; - владеют элементарными навыками пересказа; - владеют навыками диалогической речи; - владеют навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных; - грамматически правильно оформляют самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов проговаривают четко; простые и почти все сложные предлоги — употреблять адекватно; - используют в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений). | 1. Высокая психолого-педагогическая грамотность родителей, воспитывающих детей на дому в вопросах воспитания, обучения, развития и подготовки к школе ребенка 5-7 лет: - знают возрастные особенности детей 5-7 лет; - знают значение игровой деятельности в развитии ребенка; - соблюдают организацию режима дня ребенка; - используют артикуляционную и пальчиковую гимнастику с детьми в домашних условиях. |
VI. Система мониторинга консультативно-обучающего пункта
«Учимся вместе»
Мониторинг осуществляется 2 раза в год: в ноябре и в июне, с использованием экспресс-обследования фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста В.В. Коваленко, по психолого-педагогической диагностике развития детей раннего и дошкольного возраста Е.А. Стреблевой и Комплексной программе определения готовности к школе. Ю.А. Афонькиной, Т.Э Белотеловой, О.Е. Борисовой.
Система мониторинга консультативно-обучающего пункта состоит из:
1.Системы оценки достижений дошкольников,
2.Оценка достижений родителей
Достижения родителей оцениваются следующим образом:
Используются: анкетирование, опрос, тестирование, наблюдение, беседы, консультации, рекомендации.
При первом знакомстве с родителями, в одном из пунктов анкеты-знакомства семьями были расставлены приоритеты, указывая, что для них главное в развитии и воспитании ребенка.
Родителям в конце учебного года предлагается анкетирование с целью выявления удовлетворенности работой Консультативно-игрового пункта и потребностей на следующий учебный год.
Список литературы
Литература для педагогов
1. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.
2. «Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника». /Поддьяков Н.Н..- М.: Обруч,2013.
3. «Психогимнастика в детском саду»: Методические материалы в помощь психологам и педагогам/ Алябьева Е.А.-М.: ТЦ Сфера,2003.
4. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Лыкова И.А. - М.: Карапуз-дидактика, 2007.
5. «Учим детей общению» – Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Ярославль: Академия развития,1997.
6. «Развитие эмоционального мира детей» - Кряжева Н.Л.. –Ярославль: Академия развития,1996.
7. «Трудовое воспитание в детском саду». - Комарова Т. С, Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю М.; Мозаика-Синтез, 2009
8. «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома.»- Куцакова Л. В.,М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
9. «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» - И.В.Чупаха, Е.З.Пужаева, Народное образование,2004
10. «Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет» - М.Ю.Картушина, ООО ТЦ «Сфера»,2008
11. «Игровая деятельность в детском саду» - Н.Ф.Губанова, М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.
12. «Конструирование и ручной труд в детском саду» - Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.
13. «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду» - Л.В.Куцакова М..Мозаика-Синтез, 2007-2010
14. «Проектная деятельность дошкольников» - Н.Е.Веракса ,А.Н. Веракса М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.
15. «Физическое воспитание в детском саду» - Э.Я.Степаненкова М.: Мозаика-Синтез, 2009
16. «Методика проведения подвижных игр». - Э.Я.Степаненкова М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.
17. «Оздоровительная гимнастика для детей 3-7лет». - Л.И.Пензулаева М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
18. «Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет» - Л.И.Пензулаева М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
19. «Физкультурные занятия с детьми 6-7 лет» - Л.И.Пензулаева М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
20. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» - И.М.Новикова М.; Мозаика-Синтез, 2009-2010.
21. «Занятия по физкультуре. Игровой стретчинг». - Е.В.Сулим ООО ТЦ Сфера,2010
27. «Пальчиковые игры» О.И. Крупенчур, И.Д. Литера, 2006
28. «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» - Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной,
29. Образовательная программа «Школа 2100» - Т.Р. Киселева «По дороге к азбуке» (1,2,3,4 части)
30 «Учим говорить правильно» - Т.А. Ткаченко
31. «Игры, которые лечат.(для детей 5-7 лет)».- Е.А.Бабенкова ООО ТЦ Сфера,2009
32. «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой» - М.Н.Щетинин Метафора, 2007
33. «150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет» - Рымчук Н.С. - М., 2009.
Диагностические методики:
1. «Диагностика нервно-психического развития» К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева
2. Комплексная программа определения готовности к школе. Ю.А. Афонькина, Т.Э Белотелова, О.Е. Борисова, изд-во «Учитель» , 2010г.
3. Познавательное развитие: «Обследование умственного развития детей 3-7 лет» Л.А. Венгер.
4. «Диагностика готовности ребёнка к школе»/Под ред.Н.Е.Вераксы.-М.:, 2007.
5. «Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста». Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
6. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» - Е.А. Стребелевой.
Литература для детей
- Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем память. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. - Росмэн,2006.
- Русланова Н.С. Дидактический материал для развития лексико – грамматических категорий у детей 5-7 лет. М.: АРКТИ,2011.
- Семакина Е.Рабочая тетрадь дошкольника. Память и внимание. – М: Стрекоза, 2013.
- Смирнова Н.В. Стихи для детей. – Кемерово, 2010.
- Соболева А.В. Загадки – смекалки. - М.: Мозаика – Синтез, 2008.
- Филимонова О.Ю. Развитие речи дошкольника в играх. - СПб.: «Детство - ПРЕСС», 2007.
- Холодова О. Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей. - РОСТкнига, 2013.
- Чистякова И.А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников. СПб.: Каро, 2008.
Литература для родителей
- Безруких М. Энциклопедия родителей будущего первоклассника. – М.: Росмэн-Пресс, 2008.
- Русланова Н.С. Дидактический материал для развития лексико – грамматических категорий у детей 5-7 лет. М.: АРКТИ,2011.
- Смирнова Н.В. Стихи для детей. – Кемерово, 2010.
- Соболева А.В. Загадки – смекалки. - М.: Мозаика – Синтез, 2008.
- Патрушина Т.А., Филякина Л.К. Первоклассник на пороге школы. Советы родителям, советы учителям. – М: Сфера, 2009.
- Филимонова О.Ю. Развитие речи дошкольника в играх. - СПб.: «Детство - ПРЕСС», 2007.
- Чистякова И.А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников. СПб.: Каро, 2008.
Приложение 1
Журнал
учета работы Консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому
№ п/п | Дата | Ф.И.О. обратившегося | Ф.И.О., возраст ребенка | Тема консультации | Рекомендации, данные в ходе консультирования | Ф.И.О., должность специалиста | Роспись лица, получившего консультацию |
1. | |||||||
Приложение 2
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Кабинет старшего воспитателя | Индивидуальные консультации, беседы с педагогическим, медицинским, обслуживающим персоналом и родителями: • создание благоприятного психо - эмоционального климата для работников центра и родителей; • развитие профессионального уровня педагогов; • просветительская, разъяснительная работа с родителями по вопросам воспитания и развития детей с проблемами в развитии. Библиотека для педагогов, видеотека - консультации. • повышение профессионального уровня педагогов. |
Кабинет психолога | Комната психологической разгрузки:
|
Музыкально-спортивный зал | Праздники, досуги, развлечения
|
Кабинет логопеда | Подгрупповая и индивидуальная работа:
|
Приложение 2
Преемственность с родителями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Консультативно-игровой пункт для родителей и детей, не посещающих детский сад»
квалифицированная психологическая , логопедическая и физкультурно - оздоровительная помощь не всем доступна в финансовом отношении. Таким консультативно – игровым пунктом для родителей и д...
Консультация для родителей детей дошкольного возраста на тему: «Анатомо-физиологические особенности дошкольного возраста.»
Уважаемые родители! Интенсивность ростовых процессов после 3 лет снижается, Пропорции тела продолжают изменяться, ребенок вытягивается, его туловище пос...
Приложение к ПРОГРАММЕ КОНСУЛЬТАТИВНО-ОБУЧАЮЩЕГО ПУНКТА «УЧИМСЯ ВМЕСТЕ»
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:- Методические пособия,- Справочная литература,Дидактические, настольные игры,Диагностический материал...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
Программа разработа в соответствии с ФГОС, предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта...
Развивающая программа, направленная на развитие детско-родительских отношений «Счастливы вместе» для детей старшего дошкольного возраста
Развивающая программа, направленная на развитие детско-родительских отношений «Счастливы вместе» для детей старшего дошкольного возраста...
Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста. По моему глубокому убеждению, с дошкольного возраста необходимо воспитывать у детей чувство патриотизма, любовь, чувство гордости за свою страну.
В жизни каждого человека есть памятные даты, свои праздники. Но весь многонациональный народ России объединят великий день 9 мая – День Победы. У нас создан не один проект по патриотическом...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности "Умелые ручки" для детей старшей группы (возраст 5 - 6 лет)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности "Умелые ручки" для детей старшей группы (возраст 5 - 6 лет)...