Из опыта работы «Центры активности»
методическая разработка (подготовительная группа)
сконструировать многофункциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsentry_aktivnosti.docx | 362.85 КБ |
tsentry_aktivnosti_v_dou.pptx | 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия г.Троицка»
отделение №8
Презентация из опыта работы
«Центры активности»
Воспитатель Токтаева О.С.
г.Москва, г.Троицк
январь, 2021г.
На развитие личности ребенка влияет большое значение среда, в которой он пребывает
ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА – одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закладываются фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками. Созданная в детском саду РППС влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие.
Цель: сконструировать многофункциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.
Задачи:
-организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
-создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников;
-комфортных условий пребывания воспитанников, приближенных к домашним;
-содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной ППРС;
-приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.
Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
— содержательно-насыщенной;
— трансформируемой;
— вариативной;
— полифункциональной;
— доступной;
— безопасной.
Насыщенность РПП среды предполагает:
—Группа наполнена разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в соответствие возрастным особенностям и содержанию программы.
Полифункциональность материалов предполагает:
-Дети могут самостоятельно использовать разные предметы такие, как детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д. )
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:
— от образовательной ситуации;
— от меняющихся интересов детей;
— от возможностей детей.
Вариативность среды предполагает:
— наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения);
— периодическую сменяемость игрового материала;
— разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;
— появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
— доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
— свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;
— исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность среды:
— соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.
Принципы организации центров активности
- Каждый центр для самостоятельных занятий необходимо выделить, для этого можно использовать полки, ковры, ширмы, столы.( можно подписать или обозначить знаком)
- Все материалы обязательно распределить в соответствующие центры.
- Материалы, которые находятся в центрах должны быть доступные детям по высоте, чтобы ребенок самостоятельно без помощи взрослого смог взять предмет.
- Мебель распределяется так, чтобы ребенок мог безопасно самостоятельно передвигать ее.
- В группе не следует оставлять много свободного пространства, чтобы не допустить интенсивного движения детей.
- Для спокойных и шумных игр рекомендуется распределить центры так, чтобы дети для самостоятельных занятий не мешали друг другу
- В группе необходимо выделить место для хранения личных вещей.
- Свои работы и материалы дети смогли сами выставить или повесить на стену на уровне глаз (для рассматривания и обсуждения)
Центры активности, это не просто переделанные уголки, а место для самостоятельного занятия ребенка, где сам решает, в каком центре будет играть, что конкретно будет делать, и какие ему для этого нужны материалы. Дети многому учатся друг от друга; игровые центры дают им возможность естественного общения, приобретения самостоятельности, опыта принятия решений и выражения своих мыслей и чувств. Большую часть времени дети проводят в самостоятельных творческих играх, исследованиях, экспериментах по основным областям развития:
-Социально-коммуникативное развитие:
-Познавательное развитие:
-Речевое развитие:
-Художественно-эстетическое развитие:
-Физическое развитие:
При формировании центров активности в нашей группе, мы старались сделать развивающею предметно- пространственную среду разнообразной, яркой, информативно богатой. Создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка. Созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской). Для того, чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе и чувствовал себя комфортно, в группе выделены центры определенного вида деятельности:
1 Центр пдд
2 Центр сюжетно-ролевых игр
3 Центр науки и естествознания
4 Центр конструирования
5 Центр экспериментирования
6 Литературный центр
7 Центр патриотического воспитания
8 Изобразительного искусства
9 Центр музыкального развития
10 Уголок уединения
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На развитие личности ребенка влияет большое значение среда, в которой он пребывает
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА – обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации (группы, территории, участка).
Цель: сконструировать многофункциональную РППС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении . Задачи: организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов; создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников; комфортных условий пребывания воспитанников, приближенных к домашним; содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной ППРС; приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.
Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной трансформируемой Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы . Предполагает: возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
П редполагает : возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). П редполагает : наличие в Организации различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Предполагает : доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. Предполагает : соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Принципы организации центров активности • Центры активности необходимо четко выделять. Полки, ковровые покрытия, мольберты, столы могут использоваться для разделения пространства группы на Центры . • Материалы группируются логически и находятся в соответствующих Центрах . • Все материалы для игр и занятий хранятся на доступной детям высоте, в понятном им порядке. Материалы и сами Центры помечены ярлыками и снабжены четкими надписями . • Мебель и оборудование нужно обязательно располагать таким образом, чтобы обеспечить безопасность при передвижении детей . • Не следует оставлять много свободного пространства посреди группового помещения, чтобы предотвратить слишком интенсивные движения детей . Центры активности помогают детям лучше понимать, г де и как работать с материалами.
• Места для спокойных и шумных игр рекомендуется разделять таким образом, чтобы дети не мешали друг другу, поскольку шум влияет на уровень тревожности, креативность и способность концентрироваться . • Необходимо, чтобы в группе были места, где дети хранили бы личные вещи . • Мебель и оборудование в групповом помещении и на открытой площадке должны быть расставлены таким образом, чтобы во время работы детей центры легко просматривались . • Желательно, чтобы детские работы и материалы на текущую тему выставлялись на стенах на уровне, удобном детям для рассматривания и обмена мнениями . • В групповом помещении должно быть столько столов и стульев, сколько необходимо для того, чтобы дети чувствовали себя комфортн о
Учитывая требования ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда делится на пять образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие: — Центр ПДД; — Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр). Познавательное развитие: — Центр «Науки и естествознания»; — Центр конструктивной деятельности; — Центр экспериментирования .
Речевое развитие: — Центр Книги; — Центр Патриотического воспитания . Художественно-эстетическое развитие: — Центр ИЗО или уголок творчества; — Центр музыкально-театрализованной деятельности. Физическое развитие: — Центр физического развития; — Спортивный уголок «Будь здоров!»
Центр ПДД «Юный пешеход» В центре находится : транспорт, светофор, дорожные знаки, сюжетные картины с проблемными дорожными ситуациями Цель : познакомить дошкольников с правилами дорожного движения, дорожными знаками . Задачи: подвести детей к осознанию необходимости соблюдений правил дорожного движения. Центр содержит дидактические игры, настольные игры, макеты светофора, дорожных знаков, а так же различный транспорт в виде игрушек. Дети могут воспользоваться материалом как в совместной, так и в самостоятельной деятельности.
Центр сюжетно- ролевых игр Центр сюжетной игры позволяет детям постоянно накапливать опыт самостоятельной и творческой деятельности. Он представлен куклами, мягкими игрушками, наборами мебели, посуды, игрушками – предметами бытовой техники, разнообразными видами транспорта, наборами домашних и диких животных, муляжами овощей и фруктов. Цель : позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства . Задача: создание условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм.
Центр науки и естествознания: Центр природы является не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольника. В центре природы находятся: уголок цветовода, огород на окошке, календарь природы. Задачи : совершенствование всестороннего воспитания и развития детей ; развитие познавательных интересов, любознательности, первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, воспитание бережного отношения к природе, всему живому . Цель : расширение знаний детей о науке и природе, развитие интереса к ее познанию.
Центр конструирования: представлен разнообразными материалами, различными способами крепления, выполненными из различных материалов, настольными и напольными конструкторами. Центр обогащен мелкими игрушками для обыгрывания или конструирования по заданным условиям . Цель: формирование конструкторских способностей у детей. Задачи : развитие умения видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение, закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу .
Центр экспериментирования Эти центры своего рода мини-лаборатории детских исследований. Центры предназначены, как для организованной, так и для самостоятельной исследовательской деятельности детей . Цель : создание благоприятных условий для практических исследований дошкольников и их заинтересованности в самостоятельном поиске информации . Задача: поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Литературный центр В центре содержится необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате ДОУ, который является средством формирования у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. Задачи: привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего « талантливого читателя ». Цель : развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы; удовлетворение разнообразных литературных интересов детей; формирование у дошкольников интереса к художественной литературе.
Центр патриотического воспитания В центре содержится материал по ознакомлению с родным городом, страной, государственной символикой, а также уголок русского быта, в котором собраны предметы старины и быта крестьян, материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры . Задачи : формирование у детей чувства привязанности к своей семье, дому, детскому саду, поселку, стране, представления о России как о родной стране, о Москве - как о столице России; воспитание умения видеть красоту родного края, радоваться ей. Цель : развитие интереса к русским традициям и промыслам; воспитание любви к своей Родине, преданность к своему отечеству, бережного отношения к природе, ко всему живому, уважения и интереса к культурному прошлому России.
Центр изобразительного искусства: Здесь находятся краски , бумага, ножницы, клей, мелки, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания, цветная бумага, материалы для приобретения опыта использования нетрадиционных способов в изобразительной деятельности, которые постоянно дополняются. Цель : развитие интереса к изобразительной деятельности. Задачи : обогащение представления детей об искусстве как основе развития творчества, их представлений о многообразии материалов для творчества, развитие эстетического восприятия, образного представления, воображения.
Центр музыкального развития : Представлены музыкальный уголок, русские народные ударные инструменты ( трещотки, свистульки, бубен, погремушки). Песенники. Цель : поддержать интерес дошкольника к музыкальной деятельности, в соответствующей форме стимулировать развитие музыкальности посредством пения, игры на музыкальных инструментах, музыкально – ритмичных движений и слушания музыки. Задачи : Обеспечивать самостоятельную (индивидуальную и совместную) деятельность детей, возникающую по их желанию и интересам. Способствовать получению и закреплению знаний о музыке. Развивать музыкальность, любознательность, стремление к экспериментированию.
Уголок уединения – обязательный атрибут в нашей группе для детей, в нем дети могут отдохнуть от собственных переживаний, уединиться, расслабиться и просто побыть одни. В них используется детская мягкая мебель, книги, окна. Цель : создание условий личного пространства для формирования психологической стабильности ребенка. Задачи: обеспечение индивидуальных потребностей ребенка и благоприятные условия развития.
Дайте детству наиграться! Насмеяться , наскакаться ! Дайте радостно проснуться, Дайте в ласку окунуться, Детства дней не торопите, Детству солнце подарите
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете «Организация деятельности детей в центрах активности на основе самоопределения по технологии организации жизнедеятельности «План – дело – анализ»» (из опыта работы)
Ребенок – любознательный исследователь мира, гений учения и творчества, «компетентный ученик».Доверие к ребенку и его способностям, «ошибка не препятствие, а шанс чему-то научи...
Доклад из опыта работы "Формирование активности у детей старшего дошкольного влозраста в сюжетно - ролевых играх".
Основной вид деятельности дошкольника - игра, в процессе которой развиваются: память ,внимание, мышление, воображение. Усваиваются определенные нормы поведения....
Презентация о работе центра активности по тестопластике
В презентации представлены материалы о работе детского центра активности по тестопластике "Волшебная мука". Работа велась один год, возраст детей 6-7 лет....
Обобщение опыта работы "Применение активных форм обучения как средство развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста"
Активные методы обучения (АМО) должны формировать у детей стремление самостоятельно разобраться в сложных вопросах и, на основе глубокого системного анализа имеющихся факторов и событий, выработать оп...
Презентация опыта работы "Центр сенсорного развития во второй группе раннего возраста"
Презентация опыта работы "Центр сенсорного развития во второй группе раннего возраста"...
Выступление из опыта работы: "Использование активных форм взаимодействия с семьями воспитанников по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на этапе реализации ФГОС ДО"
В центре работы по воспитанию здорового ребенка и приобщению его к здоровому образу жизни должны быть семья и детский сад- основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья ребенка. В связи...
Сообщение на тему «Из опыта работы «Двигательная активность детей во время прогулки» В рамках педагогического совета ДОУ
В данном документе представлены виды двигательной активности на прогулке и примеры игр....