Обобщение опыта работы "Применение активных форм обучения как средство развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал

Энгельс Елена Ивановна

Активные методы обучения (АМО) должны формировать у детей стремление самостоятельно разобраться в сложных вопросах и, на основе глубокого системного анализа имеющихся факторов и событий, выработать оптимальное решение по исследуемой проблеме для реализации его в практической деятельности.

         Активные формы занятий представляют собой формы организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию детей и педагога, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой проблемы и способов ее практического решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty.docx45.41 КБ

Предварительный просмотр:

        Структура опыта работы

  1. Наименование проблемы
  2. Условия возникновения опыта
  3. Актуальность и перспективность опыта
  4. Теоретическая база опыта
  5. Новизна опыта
  6. Ведущая педагогическая идея
  7. Технология опыта
  8. Результативность
  9. Адресная направленность
  10. Трудоемкость

        1.        Наименование проблемы.

        Применение активных форм обучения как средство развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

        2.        Условия возникновения опыта.

        В настоящее время в системе дошкольного образования произошли значительные изменения. Нормативно правовые документы федерального уровня, такие, как Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» внесли существенные коррективы в работу дошкольных учреждений. Изменились и требования к образовательному процессу в сторону инноваций. Сообщение детям новых знаний в процессе ознакомления с окружающей жизнью, выяснение степени понимания и запоминания этих сведений детьми требует специальных, совершенно новых подходов к организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении.

        Предлагаемый опыт работы был осуществлён в МБДОУ «Детский сад № 4 «Родничок». В детском саду реализуется основная образовательная программа, разработанная в соответствии с ФГОС ДО, с учётом примерной основной образовательной программы дошкольного образования, на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой). Возникновение опыта связано с рядом проблем современного общества.

Одной из целей дошкольного образования является развитие творческой личности дошкольника, воспитание ребёнка-исследователя, который видит проблемы, творчески подходит к их решению, владеет современными методами поиска, умеет сам добывать знания.

В связи с этим, согласно современным требованиям к системе дошкольного образования, педагогам необходимо перенести акценты с пассивной модели организации образовательной деятельности по развитию творческих способностей дошкольников (ребёнок выступает в роли «объекта», просто слушает и смотрит) на активную (ребёнок выступает «субъектом», т.е. работает самостоятельно, выполняет творческие задания) и интерактивную (ребёнок взаимодействует с другими участниками образовательной деятельности).

Образовательный процесс ДОУ должен исходить из интересов детей, перспектив их развития, признавать за ними право на выбор. Одним из показателей преобразований, происходящих в дошкольном образовании, является переход на активные методы обучения. Для этого необходимо создать условия для вовлечения детей в активную образовательную деятельность. Внедрение активных методов обучения – одно из важнейших направлений совершенствования образовательного процесса ДОУ.

        3.        Актуальность и перспективность опыта.

        В последнее время многие воспитатели и учителя отмечают равнодушие детей дошкольного и младшего школьного возраста к знаниям, отсутствие мотивации учиться, а также низкий уровень развития познавательных интересов. Таким образом, актуальной становится проблема внедрения в образовательный процесс более эффективных форм, моделей и технологий для активизации обучения.

        Активное обучение представляет собой одно из основных направлений современных педагогических исследований. Проблема поиска методов активизации учебно-познавательной деятельности обучающих остро ставилась в разное время разными авторами. Предлагаются самые разнообразные варианты ее решения: увеличение объема преподаваемой информации, ее спрессовывание и ускорение процессов считывания; создание особых психологических и дидактических условий обучения; усиление контрольных форм в управлении учебно-познавательной деятельности; широкое использование технических средств и компьютерных программ. При этом укажем, что под активными методами обучения понимают такие способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают детей к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач.

        Активные методы обучения (АМО) должны формировать у детей стремление самостоятельно разобраться в сложных вопросах и, на основе глубокого системного анализа имеющихся факторов и событий, выработать оптимальное решение по исследуемой проблеме для реализации его в практической деятельности.

        Активные формы занятий представляют собой формы организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию детей и педагога, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой проблемы и способов ее практического решения.

        Цель и задачи опыта.

        Целью представленного мной опыта является: развитие у дошкольников любознательности, активной творческой инициативы посредством применения активных форм и методов обучения.

                Воспитательные задачи опыта:

  1. Формировать у детей предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
  2. Воспитывать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, стремление делиться впечатлениями от услышанного.
  3. Формировать у детей социальные умения и навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности.

4. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда;

        Развивающие задачи опыта:

1.   Расширять представление детей об окружающем мире посредством

2.  Содействовать развитию мотивационной сферы – формированию умения проявлять инициативу.

3. Создать условия для реализации совместных проектов с учетом обеспечения психологического благополучия и здоровья детей.

4. Развивать активность, любознательность, творческую инициативу, самостоятельность, воображение и речь.

5. Развивать у дошкольников умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

        4. Теоретическая база опыта

        Хотя считается, что активное обучение – это инновация XXI века, на самом деле корни данной методики уходят в далёкое прошлое. Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину.

        Так, Сократ (470-399 гг. до н. э.) видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании. Главным его достижением является «майевтика» (букв. «повивальное искусство») – диалектический спор, подводящий учащегося к истине посредством продуманных наставником вопросов. Среди древнеримских мыслителей можно выделить взгляды Сенеки (4-65 гг. до н. э.), который говорил, что образование должно формировать, в первую очередь, самостоятельную личность и считал, что говорить должен сам ученик, а не его память, т.е. заученная ранее информация. Рене Декарт (1596-1650 гг.) считал, что нужно прилагать максимум усилий для развития у детей способностей к самостоятельным суждениям. Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.) в работе «Великая дидактика» утверждал, что правильно обучать – это не значит вбивать в голову ребёнка собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений и мнений, необходимо раскрывать в нём способности понимать вещи. А. Дистервег (1790-1866 гг.) полагал, что учитель не только должен «приохотить» ученика к учению, но всегда побуждал его к самостоятельной деятельности. Теоретические и практические основы проблемы использования активных методов обучения изложены в работах: Л. С. Выготского, А. А. Вербицкого, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, М. А. Данилова, С. Л. Рубинштейна, А. М. Смолкина, и др. Среди исходных положений теории активных методов обучения была положена концепция «предметного содержания деятельности», разработанная академиком А. Н. Леонтьевым, в которой познание является деятельностью, направленной на освоение предметного мира. Таким образом, активные методы обучения – обучение в деятельности. Л.С. Выготским сформулирован закон, по которому обучение влечёт за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности, что в полной мере относится к детям дошкольного возраста.

        5. Новизна опыта

        Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе – это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Степень новизны опыта заключается в широком использовании технологии применения активных форм и методов обучения в организации деятельности детей, направленную на создание атмосферы творчества. Разработан ряд методических материалов: дидактические игры, модуль «Проектная деятельность», разработан цикл занятий с использованием активных методов обучения.

        6. Ведущая педагогическая идея опыта

        Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности детей в процессе освоения учебного материала. Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Активные методы обучения формируют у детей не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки и правильного принятия решений. Использование АМО, их выбор определяются целями и содержанием обучения, индивидуальными особенностями обучаемых и рядом других условий.

 Как показывает личный опыт, активные методы можно успешно применять во всех видах образовательной деятельности при условии, что у воспитателя выработан четкий план деятельности. Обучение творческому мышлению именно в детском саду требует от педагога особых волевых и эмоциональных качеств, а также основательного продумывания и длительной подготовки.

С помощью активных методов обучения в дошкольниках можно развить, в первую очередь, важную способность осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свою позицию, обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому, а также полезный навык работать в команде, и принимать на себя ответственность за других.

        7. Технология опыта

Единственный путь, ведущий к знаниям, – это деятельность.

                                     (Б. Шоу)

        Определяя для себя выбор форм и методов работы с детьми, я понимаю цель современного дошкольного образования – формирование личности через собственную деятельность, развитие универсальных учебных действий, познавательной активности, творчества детей и их личности через различные виды деятельности.

        Много лет работая с детьми дошкольного возраста, я смогла сделать для себя вывод, что иногда хорошо подготовленное занятие даёт слишком низкие результаты только потому, что дети были пассивными участниками. Поэтому среди активных методов обучения я выделила наиболее оптимальные (а позже был создан своеобразный тематический каталог по каждому методу:

- проблемные ситуации;

- групповая и парная работа;

- деловые игры;

- драматизация, театрализация;

- творческая игра «Диалог»;

- «Мозговой штурм»;

- метод проектов;

- методы удивления, уверенности, успеха;

- метод эвристических вопросов;

- релаксация;

- моделирование;

- метод любования; 

- исследовательский метод.   

        1) Проблемные ситуации. Такая организация деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. Перед детьми ставиться проблема для мотивации поиска решений, в результате чего у дошкольников происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Проблемные ситуации успешно применялись на занятии, например, «В квартире прорвало кран, а взрослых дома нет». При этом дети давали очень много вариантов ответов, споря друг с другом, выбирая лучший выход, отвергая неудачный. В свободной деятельности проблемные ситуации помогали разрешить конфликт: «Что было бы, если бы твой друг, с которым ты сильно поссорился, перестал ходить в детский сад?» После разрешения этой ситуации трое мальчиков стали намного дружнее.

        Вместо реальной ситуации можно предлагать дивергентные вопросы и задачи. При их решении дети настраиваются на множестве решений одной и той же проблемы. Важным плюсом развития дивергентного мышления у детей дошкольного возраста является пробуждение познавательной мотивации. Желая найти оригинальное решение, ребенок включает свою исследовательскую активность, проявляет чувствительность к обнаружению нового в обычном. Примером может служить логическая игра «Если они встретятся». Детям предлагается ситуация встречи несовместимых объектов, например, сосулька и муравей, пушка и снежинка, зуб и очки и т.д. Дети сначала дают один вариант разрешения ситуации, но постепенно придумывают всё новые, иногда сами удивляясь их количеству.  

        2) Групповая и парная работа. Этот метод помогает оценить работу друг друга, например, при разовых поручениях. Ситуация: «Сегодня нужно полить цветы. Катя и Кирилл, вы сможете вдвоём это сделать? Нужно будет помочь друг другу». После этих слов ребята смогли быстро договориться, распределить обязанности и проконтролировать работу друг друга.  

        3) Деловые игры, когда дети решают проблему в соответствии выбранным ролям. Дошкольникам задаётся соответствующая их возрасту проблемная ситуация, раздаются роли, ролевые цели и общая цель всей игры. Затем она разбивается на подзадачи, каждая из которых решается на одном из этапов взаимодействия участников.

        Итоговый этап игры приводит к разрешению определённой в начале деловой игры для дошкольников проблемы.  

        Примером деловой игры может быть «Семейный бюджет»

        Цель игры: формирование у дошкольников основ финансовой грамотности. Во время игры происходит знакомство с понятиями «деньги», «планирование семейного бюджета», «разумные потребности», «экономия» и другими.

        4) Драматизация, театрализация. При использовании этого метода дети, участвуя в практической деятельности проживают поступки героев. Игра-драматизация способствует развитию артистизма, выразительности движений, речи, воображения, координации движений. Данные игры способствуют организованности, сообразительности, развивается чувство коллективизма, налаживаются взаимоотношения и взаимопонимания между сверстниками. Расширяются знания детей об окружающем мире. Ребенок учится передавать свое эмоциональное состояние в движениях, мимике, жестах, умении сопереживать. Он учится понимать особенности поведения животных, пробует воспроизводить их, учится звукоподражанию.  

        Я использую разнообразные по содержанию, по формам и задачам игры-драматизации:

- игры-хороводы, сопровождающиеся пением («Ходит Ваня», «Колпачок и палочка»);

- игры-драматизации стихотворений («Дракон» В. Берестов, «Колечко» С. Маршак);

- драматизация сказок («Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка»)  

        Игры-драматизации являются той формой организации сказок, которая позволяет раскрыть их смысловое содержание на основе различных видов искусства и художественно-творческой деятельности.

        5) Творческая игра «Диалог». Один ребёнок или взрослый спрашивает, другой отвечает. После таких диалоговых игр дети легче идут на настоящий диалог, быстрее устанавливают дружеские и игровые связи.

        6) «Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссия. Высказывание своего мнения и коллективный отбор целесообразных решений. Все дети находятся в равных условиях, все высказывают свое мнение, идёт организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Идея «мозгового штурма» в том, чтобы на протяжении ограниченного периода, времени собрать от детей как можно больше идей относительно заданной темы. Этот метод предельно прост, так как содержит всего четыре шага:

- постановка задачи;

- выдвижение идей;

- обсуждение идей;

- принятие решения.

        Этот метод использовался нами для решения следующих проблем: «Как помочь Красной Шапочке?», «Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек?», «Как сделать разноцветную льдинку?», «Чем полезен и чем вреден комар?» и т. д.

        «Мозговой штурм» способствует развитию у дошкольников способности к анализу, развитию творческой активности в поиске решения проблемы, а также помогает поднять самооценку, учит прислушиваться к мнению других. Этот метод носит чаще спонтанный характер, тем не менее, весьма продуктивен и часто помогал мне установить атмосферу сотрудничества.

        7) Метод проектов. Это целая система обучения, при которой дети приобретают знания, при этом имеет место взаимообучение, тесный контакт с родителями, что усиливает результаты многократно.

        Тематику и содержание проектов разрабатывали с учётом возрастных особенностей детей, предусматривая «зону ближайшего развития», а также учитывая реальные условия и возможности детского сада.

        Проектную деятельность строили поэтапно. На первом этапе – подготовительном – происходила постановка цели и задач проекта, определение методов исследования, подготовительная работа с дошкольниками и родителями, выбор и подготовка необходимого оборудования и материалов. На втором этапе проводили поиск ответов на поставленные вопросы. На третьем этапе – заключительном – происходило обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов, презентация проекта.

        Проектная деятельность включала в себя:

- введение ребёнка в проблему;

- закрепление и уточнение полученных представлений;

- цикл бесед-размышлений по данной теме, чаще в рамках тематических недель;

- закрепление полученных знаний через организацию разных видов деятельности.

        Основным механизмом для достижения цели проекта и, объединяющим педагогов, детей и родителей, являлись формы совместной деятельности обозначенные в плане реализации проекта.

        С целью формирования познавательно-исследовательских навыков детей, их творческих способностей был разработан комплекс проектов: «Красная Книга», «Покормите птиц зимой», «Рукотворная книга», «Овощи на нашем столе».

        Роль детей в процессе осуществления проектов, во многом зависела от возрастных особенностей. Участие в реализации проекта детей 4-5 лет представляло собой подражательно-исполнительскую роль деятельности в целом. На этом этапе дети участвовали в проекте «на вторых ролях», выполняя действия, исключительно предложенные взрослыми, или путём подражания им, что не является противоречивым природе маленького ребёнка. Дети 5-7 лет уже реже обращались к взрослым с просьбами, активнее организовывали совместную деятельность со сверстниками. Они были способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. Дети не только проявляли готовность участвовать в проектах, но и самостоятельно находили проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследовательских, опытно-ориентировочных проектов (Проект «Овощи на нашем столе» был направлен на углубление знаний о росте и уходе за рассадой в комнатных условиях. Проект «Удивительный космос» способствовал углублению и закреплению знаний о космосе, о планете Земля, о бережном отношении к ней).

        Работая над реализацией проектов, дети не только добывали необходимую информацию, но и творчески подходили к выполнению определённого рода заданий. Проектная деятельность способствовала развитию познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, творческой активности.

        8) Методы удивления, уверенности, успеха, когда воспитатель стремиться создать ситуацию успеха. Я даю возможность ребёнку ощутить радость достижения успеха, осознать свои способности, поверить в собственные силы, даю понять, что успех является эквивалентным затраченным усилиям.

     Придерживаюсь следующей схемы создания ситуации успеха:

- снятие страха;

- мотивация деятельности;

- авансирование;

- скрытая инструкция;

- персональная исключительность;

- педагогическое внушение;

- высокая оценка деталей полученного результата.

        Ситуацию успеха можно создавать везде, во всех видах деятельности ребенка. У детей при этом формируется уверенности и вера в себя, в свои силы.  Успех окрыляет ребенка, способствует у него выработке инициативы, уверенности в своих силах, поэтому начинаю свою работу в данном направлении с простых игр, где каждый ребенок может выиграть, а далее поддерживаю стремление «быть лучше всех», так как это позволяет ребенку обрести уверенность в себе и стать более активным в деятельности и в общении.

   В подвижных играх сверстники вступают в сложные взаимоотношения, в которых переплетены моменты взаимной поддержки и соревнования. В игре, с одной стороны, ребенок хочет быть как все, а с другой – лучше, чем все.  Если успехи в игре встречаются у ребенка чаще, чем неудачи, появляется гордость за себя и потребность добиваться успехов.

        Участие в конкурсах, групповые праздники, дни здоровья, международные дистанционные олимпиады, выставки рисунков и т.д. – всё это позволяет создавать ситуации успеха.

        Были разработаны консультации-памятки для родителей и воспитателей «Рекомендации «Успешного воспитания», «7 главных ошибок в воспитании детей», «Хорошо – плохо».

        9) Метод эвристических вопросов целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации. Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи. Не случайно в практике обучения их также называют наводящими вопросами, так как удачно поставленный педагогом вопрос наводит ребенка на идею решения, правильного ответа. Используя данный метод, я ставлю перед детьми задачи, не имеющие однозначного решения, и они должны самостоятельно выдвинуть возможные способы решения проблемы, подтвердить их или опровергнуть, и достичь в итоге неожиданного зачастую результата. То есть дети не получают готового набора знаний, который им необходимо запомнить, а достигают его самостоятельно путем постановки и нахождения ответов на проблемные вопросы.  

        10) Релаксация – цель данного метода – повысить уровень энергии в группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия. Как правило, это может быть физкультминутка, подвижная игра. Особенно хороший результат даёт приём импровизации: в тот момент, когда дети почувствовали усталость, напряжение, воспитатель предлагает им быстрое перевоплощение с помощью условной фразы: «Раз, два, три, четыре, пять, начинаем представлять!»

        11) Моделирование – метод обучения, направленный на развитие образного мышления, а также абстрактного мышления; предполагающий исследование объектов познания на их заместителях – реальных или идеальных моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений, в частности образовательных систем. Под моделью при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы - оригинала, прототипа модели. Хорошие результаты даёт моделирование при обучении пересказыванию, например, обозначая героев сказки геометрическими фигурами разного цвета и размера (волк – серый треугольник, Красная Шапочка – маленький красный круг, бабушка – синий квадрат, охотники – зелёные овалы и т.д.). 

        12) Метод любования – это эмоциональная форма усвоения нового. Отлично подходит для вызывания эмоционального отклика на поэтические произведения. Так под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Январь. У камелька» знакомились со стихотворениями «Зимняя дорога» А.С. Пушкина, «Первый снег», И.А. Бунина, затем любовались с детьми зимними пейзажами И. Шишкина, А .Васнецова, К. Коровина, восхищались красотой русской природы.  

        13) Исследовательский метод – метод обучения, направленный на освоение обучающимся всех этапов проблемно-поисковой деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей. Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет ребенок, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат. Наблюдения, например, за дождевым червём в огороде детского сада, муравьями, птицами на участке: скворцом, голубем и малиновкой, когда дети сами, наблюдая за ними, выдвигали гипотезы, устанавливали причинно-следственные связи, делали выводы. В ходе наблюдений развивалось творческое мышление и воображение детей.

        Дошкольник, у которого формируется творческий тип мышления, удивляет тем, какие оригинальные образы он может увидеть в облачке или камешке на дороге. Он всем интересуется, задает множество уточняющих вопросов, и сам выдает предположительные ответы.

        Такие дети предпочитают сюжетно-ролевые игры иной игровой деятельности, потому что получают возможность детализировать сюжет, видоизменять роли и правила. Рисунки творческих дошкольников отличаются богатством красок и оригинальностью художественного замысла, а конструкции и поделки – изобретательностью по отношению к формам и выбору материала.

        С уверенностью можно сказать, что при проведении интегрированных занятий технология активных методов обучения является незаменимым дидактическим инструментом.

        Говоря о применении АМО, считаю необходимым остановиться на педагогической диагностике достижений ребенка, как инструменте, направленном на изучение деятельностных умений дошкольника, интересов, способностей. С её помощью возможно, например, оценить проявления детьми активности и любознательности, выявить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности. Анализ полученных фактов, получение количественных данных позволяет мне установить, почему результат того или иного ребенка отличается или не отличается от его прежнего результата, от результатов других детей или же существенно отклоняется от примерной нормы (яркое достижение или большая проблема). Любые количественные показатели обладают возможностью их различного толкования, порой диаметрально противоположного, поэтому основным инструментом изучения познавательно-творческих способностей детей для меня является наблюдение. При этом я обращаю внимание на такие факты:

        - степень вовлечённости ребёнка в активное взаимодействие;

        - длительность его интереса к деятельности;

        - наличие инициативы;

        - эмоциональный настрой;

        - умение дошкольником видеть проблемы;

        - задавать вопросы, выдвигать гипотезы, решения проблемы,

        - делать выводы и умозаключения;

- умение брать на себя роль;

        - способность доказывать и защищать свои идеи.

        С целью определения познавательно-творческих способностей у старших дошкольников нами используются показатели сформированности исследовательской деятельности, предлагаемые А. И. Савенковым.

        Важными показателями сформированности познавательно-исследовательской деятельности дошкольников являются критерии: деятельностный, мотивационный и когнитивный, что обусловлено необходимостью реализации требований стандарта, а именно реализации деятельностного подхода в образовательном процессе с дошкольниками. В каждом критерии оценки выделяем высокий, средний, низкий уровни.

             Деятельностный критерий

Уровни

Показатели

высокий

Проявляет инициативу и творчество, самостоятельно планирует деятельность, применяет на практике, определяя правильность выбранного пути решения проблемы, поясняет свои действия и доводит дело до конца.

Выдвигает несколько вариантов решения проблемных ситуаций, они отличаются оригинальностью.

средний

Инициативу и самостоятельность проявляет не всегда, но планирует деятельность, использует на практике отобранный материал, возникают сложности в пояснении своих действий, иногда не доводит начатый опыт до конца.

Даёт как минимум, одно решение проблемной ситуации.

низкий

Самостоятельность не проявляет, делает только тогда, когда говорят, использует примитивные способы решения проблем, что не приводит к необходимым результатам.

Чаще выполняет роль пассивного зрителя совместной деятельности, а если и вовлечён, то не проявляет инициативы.

Мотивационный критерий

высокий                 

Осознаёт ценность деятельности, может сформулировать цель своих действий, объяснить где можно применить ту или иную идею.

Испытывает потребность в решении исследовательских задач

средний

Проявляет заинтересованность к исследованиям, играм, совместным действиям. Объясняет это тем, что «интересно». Чаще участвует в совместной деятельности в качестве наблюдателя, но всегда заинтересован в ней.

низкий

Не проявляет интереса к исследовательской деятельности. Не понимает цель деятельности, не видит применения его результата. Работает в группе при решении исследовательских задач по рекомендации руководителя.

Когнитивный критерий

высокий

Обладает широким для дошкольника кругозором. Может выбирать и применять методы решения задач исследовательского характера для конкретных объектов исследования. Знает алгоритмы нахождения решения проблемы. Умеет сформулировать высказывание чётко, понятно, выразительно. Вступает в диалог.

средний

Знаком с отдельными методами решения проблемных задач.

Часто обращается за помощью к друзьям и преподавателям. Умеет отвечать на вопросы, отвечает на диалог.

уровень

Знания слабые, отрывочные, кругозор неширокий. Отсутствуют представления о методах решения проблемных и исследовательских задач, не понимает иносказаний в загадках, не может проанализировать факты. Даёт односложные ответы, или не может сформулировать высказывание.

        

        Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его индивидуального развития.

        8. Результативность

        Применение активных форм и методов обучения в образовательном процессе ДОУ:

  • поддерживает познавательный интерес детей, активизирует мышление, умения наблюдать, экспериментировать, анализировать, обобщать и сравнивать;
  • содействует развитию мотивационной сферы, умению проявлять инициативу, способствуют вовлечению детей в решение проблем в соответствии с возрастными возможностями;
  • способствует развитию социально-коммуникативных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности, умения работать в команде;
  • развивает навыки произвольного поведения: внимательность, терпеливость, стремление делиться впечатлениями от услышанного развивают практические навыки и умения, побуждает к практической и мыслительной деятельности;
  • формирует у детей предпосылки поисковой деятельности, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно активность, любознательность, творческую инициативу, самостоятельность, воображение и речь.
  • повышают результативность обучения, обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания.

        9. Адресная направленность опыта

        Предлагаемый опыт может быть использован воспитателями, педагогами дополнительного образования, методистами дошкольного образования, родителями, общественностью с целью развития у дошкольников любознательности, активности, творческой инициативы.  На мой взгляд, активные формы и методы обучения детей обладают большим потенциалом при подготовке профессионалов, способных занять активную позицию в выборе методов работы с воспитанниками.

        10. Трудоемкость

Особенность применения активных форм и методов обучения заключается в том, что оно не требует выделения отдельного времени, специального оборудования. Любой заинтересованный педагог может успешно применять их при организации созидательной совместной деятельности.

Использование данного опыта дает устойчивые положительные педагогические результаты при условии сформированности у воспитателя необходимых личных качеств и компетенций: инициативой и творческим подходом к работе с детьми.

        Трудности при применении данного опыта могут заключаться в выборе конкретных методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей. Учитывая то, что каждый метод должен соответствовать целям этапа, целям всего занятия и теме занятия, разрабатываю свои авторские активные методы или адаптирую уже имеющиеся АМО под цели, задачи занятия и особенности наших воспитанников.

         



Энгельс Елена Ивановна МБДОУ «Детский сад № 4 «Родничок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративное рисование в детском саду – как средство развития художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста

Данная статья предназначена для воспитателей детских садов.  Она раскрывает основные направления  моей  работы по формированию навыков декоративного рисования у детей старшего дошкольно...

Декоративное рисование в детском саду – как средство развития художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста ( приложения к статье)

Здесь представлены  диагностическая карта по ознакомлению дошкольников с народным  декоративно - прикладным искусством на занятиях  изобразительной деятельности , перспективное планиров...

Представление опыта работы: «Использование блоков Дьенеша как средство развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»

   Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.     Решается она в основном средствами занимательности в обучении математик...

"Дидактическая игра как средство развития логико-математических способностей детей дошкольного возраста "

В настоящее время важное значение придается логической составляющей математического обучения. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельно...

Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование"" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-исследовательских способностей детей дошкольного возраста"

Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-и...

План самообразовательной работы по теме "Применение активных форм обучения как средство развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста"

Цель: Раскрыть значение активных форм и методов обучения в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.  развитие у дошкольников любознательности...