«Кубик Блума» как метод развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Цели современного образования, обозначенные в ФГОС ДО, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки мышления? Какие приемы и технологии использовать? Предлагаем один из популярных приемов технологии, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кубик Блума Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип «учить не науке, а учить учиться». А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать? Предлагаю один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом . Прием называется «Кубик Блума ».
Кубик представляет собой объёмную (можно бумажную, тканевую) фигуру, на гранях которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа : назови, почему, объясни, предложи, поделись, придум ай
При работе с помощью методики Блума решаются следующие задачи : Грань «Назови » - Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д. Например: - назови кто главный герой….. - назови кто написал рассказ ……. Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме .
Развитие умения видеть и формулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. Например : Почему…… Грань «Почему» Почему? Почему?
Развитие мышления. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока : - Объясни, как …. - Объясни, почему … - Объясни, ты действительно думаешь, что… - Объясни, ты уверен, что …. Грань «Объясни » Объясни
Грань «Придумай» Активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы этой категории подразумевают творческие задания, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Например : Придумай, свою версию ….. Придумай
Развитие эмоциональной стороны личности. Вопросы категории дают ребенку возможность выразить свое личное отношение, основываясь на личном опыте. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах детей, его эмоциях, которые вызваны названной темой. Например, «Как плохо, что (когда…», «Мне очень понравилось , потому что …» Грань «Поделись» Поделись
Грань «Предложи» Умение применить полученные знания на практике. Ребенок может предложить свои идеи, и объяснить, решить какие-либо ситуаций. Например: Предложи, как бы ты поступил…. Предложи, как можно….. Предложи
Работа с кубиком строится следующим образом: Формулируется тема и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. Ребенок бросает кубик и отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить. .
Совет. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.
Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей занятия, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей
Для детей среднего возраста грани кубика могут быть перефразированы, но также затрагивать и познавательную, и креативную , и эмоциональную стороны личности. Можно назвать грани фигуры так: Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление); Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами); Предложи ассоциацию (ребенок должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление); Проанализиру й (как сделан предмет, из чего состоит); Используй (дети показывают, как можно применить предмет); Дай оценку (дети перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого).
Использование приема «Кубик Блума » только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравиться детям, они быстро осваивают технику его использования. Расскажи мне, и я забуду Покажи мне, и я запомню Вовлеки меня, и я научусь (китайская мудрость)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Экспериментирование, как один из методов развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Данная работа посвещена опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавате...
Метод экспериментирования как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания само...
«Методы и приемы в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Методы и приемы в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»...
Опыт работы по теме "Экспериментирование как эффективный метод развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все к...
Приложения к опыту работы "Экспериментирование как эффективный метод развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
приложения содержат познавательный материал как дополнение к опыту работы...
Детское исследование – как современный метод развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Метод исследования способстует приобретению у дошкольников новых знаний, умений и навыков, а также развитию его творческих способностей....