«Экспериментирование как один из методов развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Чубукина Ольга Александровна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_eksperimentirovanie.doc366.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Золотой петушок», структурное подразделение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тямшанская гимназия Псковского района»

Проект

«Экспериментирование как один из методов развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».

Подготовила воспитатель:

Чубукина Ольга Александровна

Тямша

2014 - 2016 г.г.

Проект

Тема: «Экспериментирование, как развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».

Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности:

Исследовательский, творческий, игровой.

По характеру контактов:

Воспитатель, дети, родители.

По профилю знаний:

Групповой проект.

Продолжительность:

Долгосрочный (2014/2015-2015/2015 учебные годы)

Аннотация

         В проекте представлены материалы из педагогического опыта воспитателя первой категории Чубукиной Ольги Александровны.  Данный опыт, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребят и результаты диагностик, социальный заказ общества и родителей, дает возможность организовать успешную совместную работу воспитанников, родителей и воспитателя. Материалы работы адресуются воспитателям и педагогам дополнительного образования.

Введение

        Мое педагогическое кредо – слова восточного мудреца: “Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь”. И я стараюсь придерживаться этих слов. Дошкольники-прирожденные исследователи. Тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.

Проблема

          На сегодняшний день в системе образования ДОУ появляется множество новых  методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс в ДОУ немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Следовательно, одним из главных направлений деятельности ДОУ является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Вместе с тем, обилие новейших технологий связано определением эффективности самого образовательно-воспитательного процесса. Нужно понимать эту эффективность с точки зрения пользы для самих детей.

         Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний.

        Детское экспериментирование — это активная деятельность правильной организации. Дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания «Активный делатель» — источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.

       Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. Отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».

        Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний.

        В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.

Цель и задачи проекта.

 Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Задачи проекта:

- Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

- Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение).

- Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

- Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

- Привлечь родителей к экспериментально-исследовательской деятельности детей.

Актуальность разрабатываемого проекта:

         Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно — практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы  наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных  ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Обоснование актуальности:

       На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства — экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Новизна проекта заключается:

- в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;
- в создании специально организованной предметно-развивающей среды;
- в выстраивании такой системы взаимоотношений в координате ребенок – взрослый, которая способствует развитию ребенка как субъекта познания;

- привлечение родителей к детскому экспериментированию дома.

Продолжительность проекта:

       Проект рассчитан на два учебных года для детей старшей и подготовительной к школе группы. Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется 1 раз в неделю по 25-30 минут.

Содержание реализации проекта:

Модель организации экспериментирования.

Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:

Создание центра экспериментально-исследовательской деятельности;

Организация образовательного экспериментально-исследовательского пространства в группе;

Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;

Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.

Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

Самостоятельная деятельность детей.

Фронтальные занятия.

Развлечения.

Наблюдения в природе.

Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.

Беседы по теме эксперимента.

Целевая прогулка.

Структура проведения игры–экспериментирования:

Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)

Подведение итогов, вывод;

Фиксация результатов;

Вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

тайна, сюрприз;

мотив помощи;

познавательный мотив (почему так?);

ситуация выбора.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный (организационный);

II этап – основной;

III этап – итоговый (обобщающий).

№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственные

I этап. Подготовительный (Организационный)

1

Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

Август

Воспитатель:

Чубукина О.А.

2

Диагностика развития познавательной активности детей.

Сентябрь

Воспитатель: Чубукина О.А.

3

Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта

Сентябрь

Воспитатель: Чубукина О.А.

4

Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности

Сентябрь

Воспитатель: Чубукина О.А.

II этап. Основной

1

Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности

Сентябрь-Май

Воспитатель: Чубукина О.А.

2

Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей

Сентябрь-Май

Воспитатель: Чубукина О.А.

III этап. Итоговый (Обобщающий)

1

Определить эффективность проведённой работы

Май

Воспитатель: Чубукина О.А.

2

Провести анализ полученных результатов. Диагностика.

Май

Воспитатель:

Чубукина О.А.

Механизм реализации проекта:

Перспективный план работы

с детьми старшей группы

Месяц

Тема занятий-экспериментов

Программное содержание

Оборудование

Литература

Сентябрь

4 неделя

Экскурсия в детскую лабораторию

Уточнить представления о том, кто такие ученые, познакомить с понятиями «наука», «гипотеза», о назначении детской лаборатории; дать представления о культуре поведения в детской лаборатории.

Игрушка Зайка-Знайка, баночка с подкрашенной водой, бумажные полотенца, духи, ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч.

Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», стр. 13

октябрь

1неделя

Какая бывает вода?

Уточнить представление о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы, познакомить с принципом работы пипетки, развивать умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд.

Таз с водой, стаканы, бутылки, сосуды разной формы, воронки, соломинки для коктейля, песочные часы, алгоритм выполнения опыта «Соломинка – пипетка», ведерки.

октябрь

2 неделя

Вода-растворитель. Очищение воды.

Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием. Закрепить правила работы.

Сосуды разного размера и формы, вода, стиральный порошок, песок, соль, мука, сахар, шампунь, растительное масло, пищевые красители, ложки, марля, пакетики фиточая, марганцовка

октябрь

3 неделя

Сила тяготения

Дать представление о силе тяготения, которая притягивает предметы к Земле.

Глобус, листы бумаги, шишки, детали от конструкторов (пластмассового, деревянного, металлического), мячи

Октябрь

4 неделя

Упрямые предметы

Познакомить с инерцией, развивать умение фиксировать результаты наблюдения.

Игрушечные машины, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки, монеты, рабочие листы, простые карандаши.

Ноябрь

1 неделя

«Волшебные стеклышки»

Познакомить с лупой, микроскопом, подзорной трубой, биноклем, телескопом, объяснить для чего они нужны человеку.

Лупы, микроскопы, мелкие предметы, семена фруктов, овощей, листья деревьев; картинки подзорной трубы, телескопа.

Ноябрь

2 неделя

Почему предметы движутся?

Познакомить детей с понятием «сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом.

Небольшие машины, пластмассовые или деревянные шары, книги, неваляшка, резиновые, пластмассовые игрушки, кусочки мыла, стекла, простые карандаши.

Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», стр. 36

Ноябрь 3 неделя

Хитрости инерции

Познакомить детей с фокусом, основанном на инерции (отличать сырые яйца от вареных).

Стаканы с водой, листы бумаги, вареные и сырые яйца,тарелки.

Ноябрь

4 неделя

Что такое масса?

Выявить свойство предметов –массу; познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами, научить способам их использования.

Два одинаковых пакета: в одном вата, в другом –крупа, чашечные весы, игрушки для взвешивания.

Декабрь

1неделя

Воздух

Расширить представление о воздухе и его свойствах: невидим, без запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается, закрепить умение пользоваться чашечными весами, познакомить с историей изобретения воздушного шара.

Веер, листы бумаги, кусочек апельсина, духи, ванилин, чеснок. Воздушные шарики, чашечные весы, миска, бутылка, насос.

Декабрь

2 неделя

Солнце дарит нам тепло и свет

Дать представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень её поглощения разными предметами и материалами.

Настольная лампа, набор предметов из разных материалов (бумага, пластмасса, дерево, металл), бумага, ножницы, нитки, белые и черные лоскуты ткани, светлые и темные камни, песок.

Декабрь

3 неделя

Почему дует ветер?

Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, а холодный опускается вниз – он тяжелый.

Рисунок «Движение воздушных масс», схема изготовления вертушки, свеча.

Декабрь

4неделя

Почему не тонут корабли?

Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы, веса.

Таз с водой, предметы: деревянные, пластмассовые, металлические, резиновые, пробка, кусок пластилина, перья, спичечные коробки, упаковка из под яиц, фольга, стеклянные шарики, бусинки.

Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», стр.43

Январь

2 неделя

Путешествие капельки

Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега, расширить представления детей о значении воды в жизни человека; развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе. Договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.

Электрический чайник, холодное стекло, иллюстрации на тему «Вода», схема «Круговорот воды в природе», географическая карта, глобус, мнемотаблица.

Январь

3 неделя

Чем можно измерять длину?

Расширить представление детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развивать познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности(локоть, фут, пас, ладонь, палец, ярд)

Сантиметровые ленты, линейки, простые карандаши, бумага, отрез ткани длиной 2-3 метра, тесьма или шнур длинной 1 метр, рабочие листы.

Январь

4 неделя

Всё обо всём

Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе.

Стаканы, песок, вода, ложки(кукольные, чайные, столовые, деревянные); песочные часы на 1(3) минуты, оргстекло, кисточки, карандаши, 4 половинки яичной скорлупы, ножницы, узкий скотч, несколько банок с консервами, стеклянные банки, пустые жестяные банки из-под кофе, рабочие листы, схемы выполнения опыта.

Февраль

1 неделя

Твердая вода. Почему тают айсберги?

Уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

Таз с водой, пластмассовая рыбка. куски льда разного размера, разные по форме и размеру емкости, кораблики, ванна, картинки с изображением айсбергов

Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», стр.49

Февраль 2неделя

Откуда взялись острова?

Познакомить детей с понятием «остров», с причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря.

Модель «морское дно», залитое водой, поддоны, глина, стеки, передники клеенчатые, губки для уборки воды, физическая карта мира.

Февраль

3 неделя

Как происходит извержение вулкана?

Открытое занятие

Тема: «Загадки природы-вулканы». Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.

Презентация. Картинки с изображением вулкана. Видео извержения вулкана. Макет вулкана; сода, уксус, сухая красная краска, моющая жидкость, ложки, пипетка, листы бумаги для фиксации наблюдений, цветные карандаши.

Февраль

4 неделя

Как появляются горы?

Познакомить детей с причиной образования гор; движением земной коры, вулканическим происхождением гор.

Лоскуты ткани, картинка с изображением гор.

Март

1неделя

Испытание магнита

Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими, показать способ изготовления самодельного компаса.

Коллаж «Магнетические и немагнетические предметы», магниты с разными полюсами, компас. Игра на магнитной основе; канцелярские скрепки, кнопки, ложки, вилки, болтики, гвозди, шурупы.

Март

2 неделя

«О дрожалке» и «пищалке»

Познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука – дрожание предметов.

Ученическая линейка, тонкая проволока, спичечные коробки, нитки, спички.

Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», стр.52

Март

3неделя

Как сделать воздух громче?

Обобщить представление о физическом явлении – звуке: звук слышим с помощью уха. Звуки бывают высокие и низкие, передаётся с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов.

Расческа с мелкими и крупными зубьями, рупор, слуховая труба, механические часы, блюдце целое и с трещиной, таз с водой, камешки, резиновый мяч, музыкальные инструменты из бросового материала, рабочие листы для фиксации опытов.

Март

4неделя

«Как образуются метеоритные кратеры»

Смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования, уточнить представление детей о солнечной системе: о планетах, звездах, развивать умение действовать по алгоритму.

Мука, большой поднос в высокими бортиками, линейка, кусок полиэтилена, иллюстрации с изображением метеора, комет, карта «Солнечная система», совки, карточки с алгоритмом действий.

Апрель

1неделя

Почему в космос летают на ракете?

Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета.

Листы бумаги, воздушные шары, коллаж «Все, что летает», изображение ракеты.

Апрель

2неделя

Секретные записки

Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка.

Лимон, вата, спички(палочки),чаша, листы бумаги, кисти, акварельные и гуашевые краски, пищевые красители, настольная лампа, апельсин, яблоко, помидор, йод, молоко, миски, ручки-невидимки.

Апрель

3неделя

Что такое молния?

Познакомить детей с понятием электричество, электрический ток. Сформировать основы безопасного обращения с электричеством.

Воздушные шары, шерстяная ткань, шарфики, пластмассовая линейка, пластилин, большая канцелярская скрепка.

Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», стр.57

Апрель

4неделя

Почему горит фонарик?

Уточнить представления детей о значении электричества для людей: познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.

Картинка с изображением электрического ската, коллаж «Электричество вокруг нас», карманный фонарик, лампочка для карманного фонарика, 6-8 лимонов, 8-10 отрезков по 10 см медной изолированной проволоки сечением 0,5 мм, стальные скрепки для бумаги, разрешающие и запрещающие знаки при использовании электричества.

Май

1неделя

Электрический театр

Выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться. Что электричество притягивает.

Оргстекло25Х40см, папиросная бумага разных цветов, булавки, 2толстые книги, шерстяная ткань, ножницы, шаблоны с танцующими человечками, животными, простые карандаши,тонкая цветная, альбомная, тетрадная бумага, картон, калька.

Май 2неделя

Радуга в небе

Познакомить детей со свойствами света превращаться в радужный спектр; расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет, упражнять в изготовлении мыльных пузырей по алгоритму-схеме.

Стеклянная призма, картинка «Радуга», мыло в куске, жидкое мыло, чайные ложки, пластмассовые стаканы, палочки с кольцом на конце, миски, зеркала.

Май 3неделя

Забавные фокусы

Развивать у детей любознательность, наблюдательность, мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов.

3 чайные ложки, охлажденные в холодильнике, повязка для глаз, 2настольных зеркала, 2яблока или пара других однородных предметов; наполненная до краев водой банка, к её крышке приклеены елочки, деревья, домик, насыпаны блестки.

Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», стр.60

Май 4неделя

Игра – соревнование «Счастливый случай»

Развивать у детей любознательность, наблюдательность, мыслительные процессы, речевую деятельность .

4 шарика с водой, листы бумаги, соломинки для коктейля, алюминиевая фольга, блестящая ложка, зеркало.

Перспективный план работы

с детьми подготовительной группы

 

Сентябрь

1 неделя

Воздух - невидимка

Расширить представление о воздухе и его свойствах. Доказать, что воздух есть повсюду, в том числе и в пустом стакане.

Таз с водой, пустой стеклянный стакан.

РыжоваЛ.В. «Методика детского экспериментирования», стр.26

Сентябрь

2 неделя

Обнаружение воздуха осязанием

Расширить представление о воздухе и его свойствах. Доказать, что воздух можно почувствовать поверхностью кожи.

Резиновая груша, веер.

РыжоваЛ.В. «Методика детского экспериментирования», стр.27

Сентябрь

3 неделя

Перемещение воздуха в пространстве.

Расширить представление о воздухе и его свойствах. Доказать, что воздух перемещается, движется.

Вырезанные из бумаги птички, мыльные пузыри, ватные пушинки, две свечи

РыжоваЛ.В. «Методика детского экспериментирования», стр.29

Сентябрь

4 неделя

Теплота

Выяснить как и чем нагревается воздух. Учить самостоятельно делать выводы.

Две свечи, комнатный термометр,

РыжоваЛ.В. «Методика детского экспериментирования», стр.31

Октябрь

1 неделя

Где быстрее растает мороженное

Выяснить как можно сохранить холод. Учить самостоятельно делать выводы.

2 мороженных, 2 блюдца, теплый платок.

РыжоваЛ.В. «Методика детского экспериментирования», стр.35

Октябрь

2 неделя

Чем дышит человек?

Смоделировать ситуацию, когда человек находится в закрытом помещении, что происходит? Учить самостоятельно делать выводы.

2 банки, свеча.

РыжоваЛ.В. «Методика детского экспериментирования», стр.37

Октябрь

3 неделя

Вода

Обобщить представление о воде и ее свойствах (растворять, влиять на организм человека и всего живого) Приобщать детей к восприятию природы, как живого организма. Учить самостоятельно делать выводы.

Глобус, стакан с чистой водой

РыжоваЛ.В. «Методика детского экспериментирования», стр.42

Октябрь

4 неделя

Две рыбки (плотность воды)

Познакомить детей со свойством воды – плотностью.

2 банки с водой, 2 яйца, соль.

Яковлева М. «Веселые научные опыты для детей и взрослых» стр.11

Ноябрь

1 неделя

Плавающий апельсин

Познакомить детей с плотностью предмета и зависимости плотности предмета от способности плавать в воде. Учить самостоятельно делать выводы.

2 апельсина, таз с водой

Яковлева М. «Веселые научные опыты для детей и взрослых» стр.54

Ноябрь

2 неделя

Правила поведения у воды

Уточнить по рисункам-схемам правила поведения у водоемов.

Рисунки-схемы правил поведения у водоемов.

Интернет ресурсы

Ноябрь

3 неделя

Мыльные Шарики

Познакомить детей со способом изготовления мыла в домашних условиях.

Сода, стакан горячей воды, растительное масло, поваренная соль

Яковлева М. «Веселые научные опыты для детей и взрослых» стр.59

Ноябрь

4 неделя

Пар

Познакомить детей со способом образования водяного пара.

Трехлитровая банка, горячая вода, кубики льда, металлическая крышка

Яковлева М. «Веселые научные опыты для детей и взрослых» стр.34

Декабрь

1 неделя

Выращиваем кристаллы

Познакомить детей со способом выращивания кристаллов.

Чистая горячая вода, 2 поллитровые банки, мелкое сито, нитка, карандаш, каменная крупная соль, тарелка, ложка.

Белько Е. «Веселые научные опыты для детей», стр.4

Декабрь

2 неделя

Батискаф из винограда

Познакомить детей как подводная лодка погружается на дно и снова всплывает на поверхность. Учить самостоятельно делать выводы.

Газированная вода, прозрачный стакан, виноградинка

Белько Е. «Веселые научные опыты для детей», стр.18

Декабрь

3 неделя

Снег

Формирование представлений о значении снега в природе. Учить самостоятельно делать выводы.

Картинки с зимней природой.

РыжоваЛ.В. «Методика детского экспериментирования», стр.61и179

Декабрь

4 неделя

Снег

Расширить представление о снеге и его свойствах. Определить, что тяжелее плотный или рыхлый снег, под каким снегом растениям теплее? Учить самостоятельно делать выводы.

Сказка В. Одоевского «Мороз Иванович», две палочки, снег рыхлый и утрамбованный

РыжоваЛ.В. «Методика детского экспериментирования», стр.56

Январь

2 неделя

Снег

Расширить представление о снеге и его свойствах. Когда снег быстрее растает(в помещении, на улице, укрытый в шубу, не укрытый). Учить самостоятельно делать выводы.

Снег, 2 ведра, мех, шелковая ткань, газета.

РыжоваЛ.В. «Методика детского экспериментирования», стр 57

Январь

3 неделя

Как рождаются снежинки

Расширить представление о снежинках, их образовании.

Рассматривание иллюстраций снежинок, рассматривание снежинок на черной бумаге на прогулке, конструирование снежинок из бумаги.

РыжоваЛ.В. «Методика детского экспериментирования», стр 58

Январь

4 неделя

Откуда берутся облака

Расширить представление о паре, как образуется, во что превращается. Учить самостоятельно делать выводы.

На прогулке наблюдение за мокрым платком, который сохнет на морозе.

РыжоваЛ.В. «Методика детского экспериментирования», стр 59

Февраль

1 неделя

«Тепло ли фасоли в мягкой постели»

Наблюдение за ростом фасоли в разных условиях: тепло, холод, свет, темнота, полив и без него.

Фасолины, 2ёмкости, лоскут с марлевой тканью, вата, календари для фиксации опытов.

РыжоваЛ.В. «Методика детского экспериментирования», стр 67

Февраль

2 неделя

«Тепло ли фасоли в мягкой постели»

Наблюдение за ростом фасоли в разных условиях: тепло, холод, свет, темнота, полив и без него.

календари для фиксации опытов.

РыжоваЛ.В. «Методика детского экспериментирования», стр 67

Февраль

3 неделя

«Санаторий для семян»

Наблюдение за ростом редиса в разных условиях. Подвести детей к выводу, что витамины необходимы для роста, развития и здоровья человека

2 «грядки», семена редиса, витаминизированная вода.

РыжоваЛ.В. «Методика детского экспериментирования», стр 70

Февраль

4 неделя

«Зачем крыша над головой»

Наблюдение за ростом салата в разных условиях

2 «грядки», семена салата, полиэтиленовый пакет

РыжоваЛ.В. «Методика детского экспериментирования», стр 71

Март

1 неделя

«Традесканция»

Формирование представлений о способах размножения растений.

Лист традесканции, черенок традесканции, календари для фиксации опытов.

РыжоваЛ.В. «Методика детского экспериментирования», стр 75

Март

2 неделя

«Традесканция»

Формирование представлений о способах размножения растений.

календари для фиксации опытов.

РыжоваЛ.В. «Методика детского экспериментирования», стр 75

Март

3 неделя

Почему вода в реках пресная, а в морях соленая.

Формирование представлений о круговороте воды в природе.

Эл. чайник с водой, соль, 2 ёмкости, 2 яйца

РыжоваЛ.В. «Методика детского экспериментирования», стр 98

Март

4 неделя

Здравствуй, водичка!

Обобщить знания о свойствах воды: вспомнить свойства воды, рассказать об опытах, которые они проводили, сформулировать выводы.

Кукла Водолей, сделанная аппликацией, ситуационные картинки правил поведения у воды.

РыжоваЛ.В. «Методика детского экспериментирования», стр 104

Апрель

1

неделя

Дождь и гроза

Обобщить знания о значении дождевой воды для растений и животных. Познакомить с правилами поведения во время грозы.

Стихи о воде, загадки о грозе, воде, облаках.

РыжоваЛ.В. «Методика детского экспериментирования», стр 107

Апрель

2 неделя

Для чего нужен нос

Выяснить значение вкуса в жизни людей.

Яблоко, морковка, картошка, 3 тарелки, терка

Яковлева М. «Веселые научные опыты для детей и взрослых» стр. 44

Апрель

3 неделя

«Путешествие на остров»

Открытое занятие по экспериментированию: закрепить знания о свойствах: камня, глины, ткани, дерева, бумаги, железа...

Презентация. Материал для проведения опытов на каждого ребенка.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности

Апрель

4 неделя

«Может ли растение дышать?»

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

ОПЫТ № 19

«Может ли растение дышать?» картотека «Элементарные опыты и эксперименты в детском саду»

Май

2 неделя

«Для чего корешки?»

Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения.

Черенок герани или бальзамина с корешками, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.

ОПЫТ № 32  «Для чего корешки?» картотека «Элементарные опыты и эксперименты в детском саду»

Май

3 неделя

«Как увидеть движение воды через корешки?»

Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции.

Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.

ОПЫТ № 33 «Как увидеть движение воды через корешки»  картотека «Элементарные опыты и эксперименты в детском саду»

Предполагаемые результаты:

В свободной атмосфере работы дети развивают свои умения:

Коммуникативные: умение слушать, обсуждать, визуализировать свою идею;

Манипулятивные: координация движений, умение пользоваться инструментами и технологиями;

Социальные: совместное обдумывание и обсуждение, способность исполнять разные социальные роли, терпимость к другому, самодисциплина.

Практическая значимость:

     Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.

Социум

1.Выступление на совете педагогов с обобщением опыта работы по теме: «Экспериментирование, как один из методов развития познавательной активности детей дошкольного возраста».

2.Презентация проекта.

Работа с родителями:

Содержание деятельности воспитателя в процессе взаимодействия с семьей включает следующее:

-анкетирование родителей;

-ознакомление родителей с результатами мониторинга в рамках опытно-экспериментального проекта;

-участие в постоянно действующем круглом столе «Здоровый ребёнок»;

-комплектование фонда справочных пособий и информационного материала для родителей в рамках проекта;

Формы сотрудничества с родителями:

-Родительское собрание в нетрадиционной форме (презентация  «Занимательные опыты на кухне»)

-Беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников»,

-Подгрупповые тематические консультации:

 «Значение экспериментальной деятельности для детей»,

«Организация домашней лаборатории»,

«Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома»,

«Режим питания нарушать нельзя!»,

-Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ

-Совместные досуги

-Совместные экскурсии

-Наглядная информация

-Обмен опытом

Ресурсное обеспечение проекта.

        Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и создан центр экспериментально-тисследовательской деятельности.

Основное оборудование и материалы:

Приборы-помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.

Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.

Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.

Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная.

Красители: пищевые и не пищевые (акварельные краски, гуашь).

Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, деревянные палочки, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, нитки, пуговицы разного размера,  булавки, соломинки для коктейля.

Игровое оборудование: различные фигурки животных, ванна для игр с песком и водой.

Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Передники, медицинские шапочки.

         Материал, находящийся в центре экспериментально-исследователькой деятельности должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

         Создание лаборатории не требует больших финансовых вложений.

Ожидаемые результаты.

         Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.

У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.

Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.

Мониторинг реализации проекта.

Диагностический инструментарий.

Для диагностики знаний, умений и навыков воспитанников возможно использование следующего перечня вопросов к воспитанникам и родителям:

Цель: выявление знаний детей о свойствах материалов

1. Вопросы для выявления знаний детей о воде:

Что ты знаешь о воде?

Какую форму, запах, цвет имеет вода?

Для чего нужна вода в жизни животных и растений?

Где используется вода человеком?

2. Серия вопросов о снеге:

Что ты знаешь о снеге?

Какую форму, запах, цвет имеет снег?

Откуда появляется снег, почему?

Какое значение имеет снег для жизни растений, животных?

Для чего нужен снег человеку?

Чем отличается вода от снега?

Что быстрее тает лед или снег?

Чем отличается вода ото льда, вода от снега?

Что общего у снега и льда? Воды и льда?

3. Серия вопросов о льде:

Что такое лед?

Для чего нужен лед?

Какую форму, запах, цвет имеет лед?

Что быстрее тает лед или снег?

Что общего у снега и льда? Воды и льда?

4. Вопросы на выявление знаний о газообразном состоянии воды:

Что такое пар?

Что ты знаешь о паре?

Имеет ли пар запах, форму, цвет?

5. Вторая группа вопросов на выявление связи между агрегатным состоянием воды в зависимости от температуры:

Что происходит с водой на морозе? Почему?

Снег может во что-нибудь превращаться? От чего это зависит?

Что происходит со льдом в комнате? Почему?

Что происходит в комнате с водой, если ее нагреть?

Во что превращается вода при кипении?

6. Цель: выяснить знания детей о свойствах глины.

Из чего состоит глина?

В каких местах можно обнаружить глину?

Можно ли глину назвать «сыпучей» Почему?

Что легче высыпать глину или песок?

Чем глина похожа на пластилин?

Могут ли кусочки глины двигаться быстро и легко?

Можно ли глину назвать «рыхлой? Почему?

Как глина впитывает воду?

Что можно сделать из мокрой глины?

Какие станут глиняные предметы после высыхания?

7. Цель: Выяснить у детей знания о свойствах магнита.

Какие предметы притягивают к себе магнит?

Каким свойством обладает магнит?

Почему магниты притягиваются друг к другу?

Когда магниты отталкиваются друг от друга?

8. Цель: Выяснить знания детей о свойствах песка.

Из чего состоит песок?

В каких местах можно обнаружить песок?

Почему говорят, что песок сыпучий?

Что легче высыпать песок или глину?

Как выглядят песчинки?

Чем песчинки похожи, а чем отличаются?

Что происходит с песчинками, когда дует ветер?

Почему песок рыхлый?

В какой песок палочка легче входит в сухой или мокрый?

Что можно сделать из влажного песка?

Вопросник для детей после проведения опытов с землей.

Есть ли в почве воздух? Как доказать?

Где больше воздуха в рыхлом или влажном комочке земли? Объясните.

В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?

Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинке, а всюду, где им захочется.

На газонах можно увидеть табличку, призывающую не ходить по ним, но люди часто не соблюдают эти призывы. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах?

Какую почву для дома выбирает червячок (вблизи или вдали жилья человека) Почему? Объясни.

Консультация для родителей

«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

          Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером.

         Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

         В индивидуальных беседах, консультациях через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям. Насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с «равным», поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

          Чтобы родители следовали мудрому совету В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

          Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

           Вот несколько советов для родителей по развитию посково-исследовательской активности детей.

          Чего нельзя и что нужно делать для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию.

          Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

          Поощрять любознательность, которая порождает потребность в новых впечатлениях: она порождает потребность в исследовании.

          Нельзя отказывать от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

          Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своем участием.

          Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

          Если у вас возникают необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

          Не следуйте бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

           С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

           Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

           Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

           Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

           Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности6 во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.

             Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

            Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например:

Что быстрее растворится:

- морская соль

- пена для ванны

- хвойный экстракт

- кусочки мыла и т.п.

           Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

           Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует. У него закончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Домашняя лаборатория.

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Несколько несложных опытов для детей среднего дошкольного возраста

«Спрятанная картина»

Цель: узнать, как маскируются животные.

Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.

Процесс:

Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге.

Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.

Итоги: Желтая птичка исчезла. Почему? Красный цвет - не чистый, он содержит в себе желтыё, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.

«Мыльные пузыри»

Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.

Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.

Процесс:

Наполовину наполните чашку жидким мылом.

Доверху налейте чашку водой и размешайте.

Окуните соломинку в мыльный раствор.

Осторожно подуйте в соломинку

Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри. Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

Рекомендации для родителей. Экспериментируем дома

Тема: «Лед – вода»

           Покажите ребенку морозильную камеру холодильника. Заранее заморозьте лед, предложите ребенку положить лед в тарелку и понаблюдать за превращением льда в воду. Побеседуйте с ребенком о временах года, четко противопоставляя зиму и лето, весну и осень. (Зима превращается в лето. Весна – это еще не лето, но и не зима. Весной бывает то холодно (как зимой), то тепло (как летом) – и осенью тоже. Весной все начинает таять – лед превращается в воду, снег тает и превращается в ручейки (в воду). Осенью же все начинает замерзать (лужи), вместо дождя – снег (замерзают облака). Зимой везде лед и снег, летом везде вода. Весной и осенью и лед, и вода.) Такую беседу желательно провести в начале и в конце зимы, добиваясь от ребенка четкого противопоставления лета и зимы, весны и осени.

Тема: «Твердое – жидкое»

         При купании ребенка в ванной проведите эксперимент: пусть он резко ударит по воде ладошкой и ощутит, что вода может проявлять признаки твердости. Вода может стать твердой, когда замерзнет и превратится в лед. Вода может быть и твердой и жидкой. Воду нельзя пощупать, она жидкая. Воду можно только потрогать и сказать, какая она: холодная или горячая.

           Бросьте в ванну кусочек льда, пусть ребенок поиграет с ним. Обратите его внимание на то, что лед тает – кусочек становиться все меньше и меньше (лучше приготовить большой кусок льда – заморозить воду в кружке), лед твердый и превращается в воду.

Тема: «Жидкое – твердое»

            Проведите «опыт» по плаванию парафина и его отвердению (можно использовать кусок парафиновой свечки). Пусть ребенок вместе с вами положит парафин в миску и расплавит его на плите в миске под вашим контролем. Несколько раз повторите: «парафин твердый – нагреваем – превращается в жидкость». Затем снимите с огня миску и понаблюдайте с ребенком за отвердением парафина.

            Пусть ребенок вместе с вами положит в морозильную камеру холодильника воду или компот, и проследить за превращением жидкости в лед (посмотреть через час, через два часа: не затвердела ли вода?). Затем пусть он растопит лед на плите в миске под вашим контролем, и несколько раз повторите: «Лед твердый – нагреваем – превращается в жидкую воду».

Тема: «Испарение»

Проведите опыт по испарению воды во время кипения: налейте немного воды во время кипения: налейте немного воды в кастрюлю и, когда вода закипит, понаблюдайте с ребенком за понижением уровня воды. Обратите внимание на три фазы кипения: начало (вода начинает нагреваться), промежуточная (появление маленьких пузырьков на дне) и последняя (бурное кипение).

           Проведите опыт по испарению капельки одеколона (духов): капните немного на блюдце, понаблюдайте с ребенком за уменьшением объема капли. Предложите ребенку зарисовать фазы испарения: начало (исходная каплю), промежуточное состояние (капля заметно уменьшилась) и конечное (капля исчезла).

Тема: «Выпаривание соли»

            Проведите с ребенком опыт по выпариванию соли из соленой воды. Размешайте в стакане ложку соли. Покажите ребенку, как соль растворилась в воде: вода прозрачная и соленая. Спросите у ребенка, где соль и почему ее не видно. Обратите внимание ребенка на то, что соль стала невидимой в воде, потому что она растворилась. Предложите зарисовать процесс растворения соли: первая фаза (соль на дне стакана), вторая (вода мутная, соль размешивается ложкой) и третья (соли не видно, вода прозрачная).

          Затем возьмите кастрюлю, вылейте в нее соленую воду из стакана и поставьте на огонь. Понаблюдайте за процессом испарения воды и образования соли. Предложите зарисовать процесс испарения воды: первая фаза (кастрюля с соленой водой), вторая фаза (кипение воды), третья фаза (кастрюля без воды, но с солью).

Тема: «Конденсация»

          Проведите опыт по конденсации пара. Используйте для этого холодное стекло или небольшое зеркало (можно использовать черпак с холодной водой).

          Налейте воду в кастрюлю, доведите воду до кипения и поставьте на небольшом расстоянии от кастрюли к испаряющейся воде холодное стекло или зеркало. Понаблюдайте, как на зеркале конденсируются капельки воды. Обсудите результат опыта. Обратите внимание на то, что пар – это газообразное состояние воды. Вода при нагревании испаряется, а пар, соприкасаясь с холодной поверхностью, охлаждается и превращается снова в воду.

Тема: «Свойства веществ»

          Обратите внимание детей на различную форму, которую принимает вода в различных сосудах – в кастрюле, в стакане, в тарелке, половнике, в аквариуме и т.д.

        Налейте воду в разные сосуды и поместите в морозильную камеру. После того как вода замерзнет, достаньте лед из каждого сосуда и покажите ребенку соответствие между формой льда и емкостью, в которой он был заморожен. Предложите ребенку зарисовать лед и сосуд, в котором он замерзал.

Тема: «Воздух и его свойства»

        Дайте ребенку во время купания в ванной надувную игрушку или игрушку – свистульку с дырочкой. Погружайте игрушку в воду и наблюдайте за тем, как из них выходит воздух. Предложите ребенку зарисовать, как пузырьки воздуха выходят в воде из игрушки.

Тема: «Воздух вокруг нас»

          Продемонстрируйте ребенку вентилятор: его лопасти заставляют воздух двигаться – создают ветер, ветер – это воздух, который движется, и мы его чувствуем. Воздух всегда вокруг нас, но он невидим.

         Взяв стакан, спросите у ребенка, есть ли что-нибудь в стакане. Переверните стакан вверх дном. Снова спросите у ребенка, есть ли что-то в стакане. Затем опустите стакан в воду. Удерживая его в положении вверх дном. Потихоньку наклоняйте стакан, показывая, как из него выходит воздух. Обсудите с ребенком проведенные опыты.

Тема: «Два апельсина»

           Погрузите в миску с водой апельсин и увидите, как хорошо он умеет плавать. Затем очистите тот же апельсин и положите его в воду: он тут же опустится на дно. Почему? Расскажите ребенку, что в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке».

Тема: «Плавание тел»

          Во время купания в ванной дайте ребенку несколько предметов, которые плавают и тонут в воде: ложку, камушек, карандаш, крышку от мыльницы. Карандаш не тонет, потому что он легче воды, а крышка от мыльницы не тонет, потому что у нее есть бортики. Пусть ребенок нагрузит кораблик-мыльницу мелкими предметами и посмотрит, как он погружается все глубже и глубже в воду. Перед купанием ребенка в ванной обратите его внимание на уровень воды перед погружением – можно отметить уровень воды кусочком пластилина; после погружения уровень воды поднимается.

Тема: «Секретное письмо»

        Поиграйте с ребенком в сыщиков, которые нашли важные улики - таинственные послания. Напишите друг другу зашифрованные письма. Сделать это можно несколькими способами:

Вариант 1. Возьмите лист белой бумаги, обмакните тонкую кисточку в молоко и напишите послание. Написанное обязательно должно просохнуть! Затем подержите лист над паром или просушите его утюгом.

2. Выдавите лимонный сок. Это и будут ваши симпатические чернила. Возьмите лист белой бумаги, обмакните кисточку в сок и напишите вашу шифровку. Чтобы ее прочитать, необходимо слегка намазать йодом строчки.

Тема: Разный «характер» у яиц

            Возьмите два яйца: сырое и вареное. Покрутите яйца (всем известен этот способ). Почему одно вращается быстро и хорошо? А другое не слушается и не хочет вращаться? Трудно рассказать ребенку о центре тяжести (не все взрослые это могут понять). Попробуйте объяснить, что в вареном яйце (оно твердое) есть постоянный центр тяжести (как точка, которая стоит на месте), а в сыром — жидкий белок и желток являются как бы тормозом вращения, потому что «точка» не стоит на месте, а двигается.

Тема: «Чистый лед»

Вам потребуется: обычная, сладкая и соленая вода.

          Сообщите малышу о том, что лед в Северном Ледовитом океане пресный, хотя вода в нем соленая. Заранее заморозьте кубики с обычной, соленой и сладкой водой, расколите каждый кубик льда на половинки. Спросите у ребенка, как ему кажется, если заморозить сладкую или соленую воду, лед тоже будет соленым или сладким? Наверняка, ребенок скажет «да». И ошибется. Замерзая и превращаясь в лед, вода как бы изгоняет из растущего кристалла все примеси и чужеродные молекулы. Для убедительности дайте малышу лизнуть получившиеся ледышки. Таким образом, вода, замерзая, освобождается от солей и сахара.

Тема: «Снежные цветы»

Вам потребуется: соломинка, мыльный раствор.

           В сильный мороз выйдите из дома и выдуйте мыльный пузырь. В тонкой пленке воды будут собираться «снежные цветы» и расти на ваших глазах.

          Можно также показать ребенку, как образуется иней - в холодную погоду вынести на улицу чашку кипятка и прикрыть ее металлической пластиной (или простой крышкой от кастрюли). Осевшие на крышке капельки пара замерзнут и превратятся на морозе в иней.

Тема: «Куда делась вода?»

           Все дети просто обожают мыться в ванне. Проведите такой опыт. Для этого ванну нужно наполнить водой. Но прежде надуйте воздушный шарик, завяжите его прочной веревочкой, именно 15 сантиметров длиной, второй конец которой привяжите к пробке, прикрывающей сливное отверстие. Пусть малыш сам откроет кран с водой. Теперь отвлекитесь, поиграйте с ребенком или почитайте ему. Через 20-30 минут посмотрите, набралась ли вода в ванну. Нет? Но ведь ребенок сам открыл кран и его никто не закрывал. Куда же делась вода?

      Повторите этот опыт еще раз, но только не уходите на этот раз из панны, а посмотрите, кто выпустил всю воду. Увидели? Теперь давайте разберемся, как это произошло.

        Когда воды в ванне наберется достаточно много, веревочка, привязанная к пробке и шарику, натягивается. Чем выше поднимается уровень воды, тем сильнее натягивается веревка, вода с силой давит на шарик (но ведь утонуть он не может), он поднимается вместе с водой до критического уровня, а потом выдергивает пробку.

        Подскажите ребенку: «Теперь, если будешь проделывать этот опыт каждый раз, готовясь мыться в ванне, можешь не беспокоиться, что вода перельется через край».

Консультация «Научите ребенка любить живую природу»

             В мире природы ребенок начинает свое путешествие в познание. Этот мир волнует его, будит интересы, воображение, фантазию.

           Много конкретных и доступных знаний приобретает ребенок, наблюдая работу старших на участке и принимая в ней посильное участие. Так в процессе наблюдений, бесед со взрослыми, активного общения с природой ребенку становится понятно, например, что вредители уничтожают растения, что животные нуждаются в тепле и уходе. Это – активно добытые и прочувствованные знания о живой природе. Именно такой путь познания окружающего и является основой умственного развития дошкольника.

           Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться пестрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки.

          В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю. Еще одна важная задача: воспитание доброты, человечности. Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно. Мы взрослые, отвечаем за любые слова, произнесенные в присутствии детей, и за все поступки, совершенные при них в отношении живых существ.

          Нам надо научить малыша любить и уважать все живое: цветок, птицу, щенка и лягушку, защищать их. Прежде всего, мы должны научиться любить животных. Ребенок должен получить первоначальные знания о живых существах.

           Источники этих знаний - художественная литература, рисунки, диафильмы, а самое главное непосредственное общение с живыми существами. Детям рассказывают о животных, беседуют с ними. И умом и сердцем учатся малыши понимать животных, общаясь с ними. С ребенком можно пойти на прогулку. Сначала посетить двор, ближайший сквер или парк, затем побывать на берегу речки, в лесу, в поле. Понаблюдать за паутинкой – блестящей нежной ниточкой, за муравьями, лягушкой, птицей с птенцами, за ежом, бабочками и т.д.

          Любовь к природе воспитывается в деятельности – можно завести дома кошку или собаку, чтобы и ребенок участвовал в уходе за животными.

         Несомненно, общение с живой природой играет важную роль в становлении личности ребенка.

Анкета для родителей

Детское экспериментирование в семье

Уважаемы родители!

Данная анкета предлагает Вам выразить свое отношение к методам развивающего обучения, одним из которых является экспериментирование.

1. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка? (нужное подчеркнуть)

а) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых)

2.С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? (с водой, моющими средствами, стеклами, бумагой, тканью)

3.Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома?

Если да, то, как часто? (часто, редко, всегда, никогда).

4.Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное подчеркнуть):

- проявляю заинтересованность, расспрашиваю;оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;сотрудничаю.

5.Чем радует и удивляет Вас Ваш ребенок (любознательностью, познавательной активностью, чем-то другим)

6.Что вам больше по душе: когда ребенок самостоятельно познает окружающий мир или при тесном взаимодействии с родителями?

Заключение

      Судя по тем результатам, которые удалось получить в результате работы над проектом, удалось показать, что такой современный инновационный метод обучения, как экспериментальная деятельность, может составить достойную конкуренцию традиционному обучению.

       Основная цель экспериментального обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества: это и четко разработанные методы и программы с учетом возрастных особенностей старших дошкольников и их интересами, и созданные дополнительные пространственные условия для реализации детского творчества, и творческий потенциал воспитателя. Полученные данные об использовании метода экспериментальной деятельности показывают ряд его достоинств:

 более глубокое усвоение предметного содержания;

высокая способность к концентрированию знаний из разных областей;

развитие творческого мышления;

большое количество идей, их глубина, оригинальность;

эмоциональная вовлеченность детей в экспериментальную     деятельность, интерес к происходящему.

        Актуальность работы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.

    Литература:

1. Г.П.Тугушева «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста ФГОС Издательство: Детство-пресс, 2013 г.

2. Веракса Н.Е.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» ФГОС Издательство:Мозаика-Синтез, 2014 г.

3. РыжоваЛ.В. «Методика детского экспериментирования», издательство: Детство-пресс, 2014 г. В соответствии с ФГОС.

4. Белько Е. «Веселые научные опыты для детей», Издательство: Питер, 2015 г.

5. Яковлева М. «Веселые научные опыты для детей и взрослых», Издательство: Эксмо, 2012 г..

6. Картотека опытов «Элементарные опыты и эксперименты в детском саду».

7.Картотека дидактических игр по экологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В  дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, ...

Педагогический проект "Экспериментирование, как один из методов развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Данная работа посвещена опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавате...

Метод экспериментирования как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания само...

Доклад на тему : "Детское экспериментирование, как современный метод развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста"

В данном докладе подробно раскрываю  понятие детского экспериментирования, цели и задачи детского экспериментирования в младших группах, особенности опытов и экспериментов , примерное содержание...

Опыт работы по теме "Экспериментирование как эффективный метод развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все к...

Детское исследование – как современный метод развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Метод исследования способстует  приобретению у дошкольников  новых знаний, умений и  навыков, а также развитию его творческих способностей....