Педагогический проект "Экспериментирование, как один из методов развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Данная работа посвещена опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей. В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно-экспериментальной деятельности. практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_starshey_gruppe.docx | 45.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Экспериментирование, как один из методов развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
Тема проекта: «Экспериментирование, как один из методов развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы. Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).
Краткая аннотация
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей. В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно- экспериментальной деятельности. Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.
Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено:
- специально-организованное обучение в форме занятий;
- совместная деятельность взрослого с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы:
- Занятия;
- Эксперименты;
- Беседы;
- Наблюдение и труд;
- Работа в лаборатории.
Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).
Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в “Уголке природы”, плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.
Цель проекта: Создание условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
Задачи проекта:
- Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
- Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
- Формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного анализа.
- Привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края.
Срок: долгосрочный (два года).
I этап: подготовительный
II этап: основной
III этап: заключительный
I этап: подготовительный
Работа с родителями:
- Родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности».
- Анкетирование «Детское экспериментирование в семье».
- Наглядная агитация
Работа с детьми:
- Диагностика развития познавательной активности детей.
Создание предметно-развивающей среды:
- Обновить центр экспериментирования, изготовить полифункциональное оборудование для проведения опытов.
- Приобрести книги познавательного характера.
- Разработать картотеку опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста.
- Разработать технологические карты для проведения опытов.
II этап: основной
Работа с родителями:
- Консультация «Игры – эксперименты для детей».
- Индивидуальные беседы.
Работа с детьми:
- Развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
- Проведение детьми самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов.
- Наглядная агитация.
- Индивидуальные беседы
- Активное участие детей в выставках, смотрах, конкурсах как внутри ДОУ, так и на уровне города.
Создание предметно – развивающей среды:
- Обновить центр экспериментирования, изготовить полифункциональное оборудование для проведения опытов.
- Приобрести книги познавательного характера.
- Ведение дневников для фиксации результатов опытов.
- Дополнить наглядную информацию для родителей рекомендации по теме «Растим любознательных».
III этап: заключительный
Работа с родителями:
- Наглядная агитация.
- Индивидуальные беседы.
- Открытое занятие для родителей по экспериментированию.
Работа с детьми:
- Диагностика развития познавательной активности детей.
Создание предметно - развивающей среды:
- Обновить центр экспериментирования, изготовить полифункциональное оборудование для проведения опытов.
- Приобрести книги познавательного характера.
- Продолжать ведение дневников для фиксации результатов опытов.
- Дополнить наглядную информацию для родителей рекомендации по теме «Учите ребёнка наблюдать».
Участники проекта:
Дети, воспитатели, родители группы.
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста в детской лаборатории.
Месяц | Тема занятий-экспериментов | Программное содержание | Оборудование | Литература |
Сентябрь 4 неделя | Экскурсия в детскую лабораторию | Уточнить представление о том, кто такие ученые, познакомить с понятием «наука» «гипотеза», о назначении детской лаборатории; дать представление о культуре поведения в детской лаборатории. | Игрушка дед Знай, баночка с подкрашенной водой, бумажные полотенца, духи, ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч. | Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 41. |
Октябрь 1 неделя | Какая бывает вода? | Уточнить представление о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы, познакомить с принципом работы пипетки развивать умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд. | Таз с водой, стаканы, бутылки, сосуды разной формы, воронки, соломинки для коктейля, песочные часы, алгоритм выполнения опыта «Соломинка – пипетка», ведерки. | Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 43. |
Октябрь 2 неделя | Вода – растворитель. Очищение воды. | Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием. Закрепить правила работы. | Сосуды разного размера и формы, вода, стирал. порошок, песок, соль, мука, сахар, шампунь, растит. масло, пищевые красители, ложки, марля, фито-чай, марганец. | Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 46. |
Октябрь 3 неделя | Песчаный конус | Помочь определить детям может ли песок двигаться. | Песок, плоская емкость, лупы. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 221. |
Октябрь 4 неделя | Волшебные стеклышки | Познакомить с лупой микроскопом, подзорной трубой, биноклем, телескопом, объяснить для чего они нужны человеку. | Лупы, микроскопы, мелкие предметы; семена фруктов, овощей; листья деревьев; картинки подзорной трубы, телескопа. | Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 51. |
Ноябрь 1 неделя | Воздух | Расширить представление о воздухе и его свойствах: невидим, без запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается, закрепить умение пользоваться чашечными весами, познакомить с историей изобретения воздушного шара. | Веер, листы бумаги, кусочек апельсина, духи, ванилин, чеснок. Воздушные шарики, чашечные весы, миска, бутылка, насосы. | Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 59. |
Ноябрь 2 неделя | Вдох - выдох | Расширить представления детей о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха. | Вода охлажденная, кипяченая вода, аквариум с рыбками, часы с секундной стрелкой. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 225. |
Ноябрь 3 неделя | Сухой из воды | Помочь определить детям, что воздух занимает место. | Вода, ёмкость, деревянные бруски с флажками, банки (в них должен свободно входить брусок с флажком). | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 229. |
Ноябрь 4 неделя | Что выделяет растение? | Помочь детям установить, что растение выделяет кислород; понять необходимость дыхания для растений. | Маленький горшочек с растением, большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, лучинка, спички. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 236. |
Декабрь 1 неделя | Хитрости инерции | Познакомить детей с фокусом, основанном на инерции (отличать сырые яйца от вареных). | Стаканы с водой, листы бумаги, вареные и сырые яйца, тарелки. | Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 55. |
Декабрь 2 неделя | Зачем человеку глаза и есть ли у глаз помощники? | Помочь определить детям ,зачем человеку нужны глаза. Помочь определить помощников глаз. | Шарф, мешочек, мелкие игрушки, бумага, карандаши. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 245, 246. |
Декабрь 3 неделя | Взаимосвязь органов вкуса и запаха, определение пищи на вкус | Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха; научить определять пищу на вкус (не глядя на нее). | Продукты – лимон, шоколад, хлеб и т.д. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 247, 248. |
Декабрь 4 неделя | Почему дует ветер? | Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий- поднимается вверх, он легкий; холодный- опускается вниз, он тяжелый. | Рисунок «Движение воздушных масс», схема изготовления вертушки свеча. | Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 64. |
Январь 2 неделя | Почему не тонут корабли? | Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы, веса. | Таз с водой, предметы: деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, пробка, кусок пластилина, перья, спичечные коробки, упаковка из-под яиц, фольга, стеклянные шарики, бусинки. | Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 68. |
Январь 3 неделя | Путешествие капельки | Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега, расширить представления детей о значении воды в жизни человека; развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения. | Электрический чайник, холодное стекло, иллюстрации на тему «Вода», схема «Круговорот воды в природе», географическая карта или глобус, мнемотаблица. | Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 70. |
Январь 4 неделя | Всё обо всём | Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе. | Стаканы, песок, вода, ложки (чайные, кукольные, столовые, деревянные); песочные часы на 1(3) минуты, оргстекло, кисточки, карандаши, 4 половинки яичной скорлупы, ножницы, узкий скотч, несколько банок с консервами, стеклянные банки, пустые жестяные банки из-под кофе, рабочие листы, схемы выполнения опыта. | Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 77. |
Февраль 1 неделя | Твердая вода. Почему тают айсберги? | Уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. | Таз с водой, пластмассовая рыбка; куски льда разного размера, разные по форме и размеру емкости, кораблики, ванна, картинки с изображением айсбергов. | Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 78. |
Февраль 2 неделя | Испытание магнита | Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими, показать способ изготовления самодельного компаса. | Коллаж «Магнетические и немагнетические предметы», магниты с разными полюсами, компас. Игра на магнитной основе; канцелярские скрепки, кнопки, ложки, вилки, болтики, гвозди, шурупы, заколки-невидимки, детали конструктора Лего, карандаши, ластик, деревянные кирпичи, фломастеры, ракушки, воздушный шарик, резинка. | Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 91. |
Февраль 3 неделя | Как действуют магниты на предметы | Расширить логический и естественнонаучный опт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо. | Бумажная кукла с одеждой, мед или варенье и другие липкие и вязкие материалы. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 250. |
Февраль 4 неделя | Мир бумаги | Познакомить детей с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертёжная); формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги. | Вода, квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, ёмкости, ножницы. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 253. |
Март 1 неделя | Мир ткани | Познакомить с различными видами тканей; формировать умение сравнивать качества и свойства тканей; помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его уплотнения. | Вода, небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, плащёвка), ножницы, емкости, алгоритм действий. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 254. |
Март 2 неделя | Легкая пластмасса | Помочь определить детям свойства пластмассы(гладкая, шероховатая). | Вода, изделия из пластмассы (гладкие и рифленые), ёмкость. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 257. |
Март 3 неделя | «Путешествие в мир стеклянных вещей» | Познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, активизировать познавательную активность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы. | Предметы из стекла. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 261. |
Март 4 неделя | «Как происходит извержение вулкана?» | Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения. | Картинка с изображением вулкана; карта России; поддоны, картон, клей, сода, уксус, сухая красная краска, моющая жидкость, листы бумаги для фиксации наблюдений, цветные карандаши, чайные ложки, пипетка. | Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 87. |
Апрель 1 неделя | О «дрожалке» и «пищалке» | Познакомить детей с понятие «звук», выявить причину возникновения звука – дрожание предметов. | Ученическая линейка, тонкая проволока, спичечные коробки, нитки, спички. | Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 94. |
Апрель 2 неделя | «Как сделать звук громче?» | Обобщить представление о физическом явлении – звуке: звук слышим с помощью уха. Звуки бывают высокие и низкие; звук передается с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов. | Расческа с мелкими и крупными зубьями, рупор, слуховая труба, механические часы, блюдце целое и с трещиной, таз с водой, камешки, резиновый мяч, музыкальные инструменты из бросового материала, рабочие листы для фиксации опытов. | Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 95. |
Апрель 3 неделя | «Секретные записки» | Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка. | Лимон, вата, спички(палочки), чаша, листы бумаги, кисти, акварельные и гуашевые краски, пищевые красители, настольная лампа, апельсин, яблоко, помидор, йод, миски, ручки-невидимки. | Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 104. |
Апрель 4 неделя | «Что такое молния?» | Познакомить детей с понятием электричество, электрический ток. Сформировать основы безопасного обращения с электричеством. | Воздушные шары, шерстяная ткань, шарфики, пластмассовая линейка, пластилин, большая канцелярская скрепка. | Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 106. |
Май 1 неделя | «Опыт с металлом и пластмассой» | Сравнить способность тонуть металлических и пластмассовых предметов. | Вода, емкость, металлическая гайка, пластмассовые колпачки, совок, молоток (без ручки) | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 265. |
Май 2 неделя | «Разные отражения» | Помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете. | Набор предметов, обладающих способностью отражения зеркала. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 269. |
Май 3 неделя | «Радуга в небе» | Познакомить детей со свойствами света превращаться в радужный спектр; расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет, упражнять в изготовлении мыльных пузырей по алгоритму-схеме. | Стеклянная призма, картинка «радуга», мыло в куске, жидкое мыло, чайные ложки, пластмассовые стаканы, палочки с кольцом на конце, миски, зеркала. | Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 115. |
Май 4 неделя | «Забавные фокусы» | Развивать у детей любознательность, наблюдательность, мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов. | 3 чайные ложки охлажденные в холодильнике, повязка для глаз, 2 настольных зеркала, 2 яблока или пара других однородных предметов, наполненная до краев водой банка, к ее крышке приклеены елочки, деревья, домик, насыпаны блески. | Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 116. |
Перспективный план работы с детьми подготовительной группы в детской лаборатории
Месяц | Тема занятий - экспериментов | Программное содержание | Оборудование | Литература |
Сентябрь 1 неделя | «Удивительный песок» | Познакомить детей со свойствами и качествами песка, его происхождением; развивать смекалку, наблюдательность, усидчивость. | Три стеклянные банки, лопатка, пластинка из оргстекла, магнит, карточка, лупа, карандаши (для каждого ребенка), сухой и влажный песок, прозрачная вода. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 275. |
Сентябрь 2 неделя | «Сухая и влажная почва» | Учить детей определять и сравнивать сухую и влажную почву, фиксировать результаты исследований. | Две стеклянные баночки (одна – с сухой, другая – с влажной почвой), лупа, пластинка из оргстекла, лопаточка, карточка, карандаши. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 276. |
Сентябрь 3 неделя | «Фильтрование воды» | Познакомить детей с процессами очистки воды разными способами. | Речной песок, крахмал, промокательная бумага, воронка, тряпочка, ёмкости. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деят-сти детей 2-7 лет» стр. 278. |
Сентябрь 4 неделя | «Бережём воду» | Показать способ очистки воды с помощью фильтра; учить детей беречь воду. | 3 стакана: 2 – с грязной водой, 1 – с чистой водой; фильтр из воронки и ваты. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деят-сти детей 2-7 лет» стр. 279. |
Октябрь 1 неделя | «Соломенный буравчик» | Помочь детям выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как может использоваться сила воздуха (движение). | Сырые картофелины, по две соломинки для коктейля на каждого ребенка. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деят-сти детей 2-7 лет» стр. 284. |
Октябрь 2 неделя | «Парашют» | Помочь детям выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как может использоваться сила воздуха (движение). | Ёмкость с песком, парашют, игрушечные человечки. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деят-сти детей 2-7 лет» стр. 285. |
Октябрь 3 неделя | «Вертушка» | Помочь детям выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как может использоваться сила воздуха (движение). | Вертушка, материал для ее изготовления для каждого ребенка, бумага, ножницы, палочки, гвоздики. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деят-сти детей 2-7 лет» стр. 286. |
Октябрь 4 неделя | «Куда тянутся корни?» | Помочь детям установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды. | Два растения в горшках с поддоном, модель зависимости растений от факторов внешней среды. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деят-сти детей 2-7 лет» стр. 288. |
Ноябрь 1 неделя | «Упрямое растение» | Уточнить, как свет влияет на рост комнатных растений, развивать наблюдательность. | Комнатное растение Каланхоэ (два экземпляра), лист бумаги, карандаши. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деят-сти детей 2-7 лет» стр. 290. |
Ноябрь 2 неделя | «Много – мало» | Помочь выявить зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев. | 3 растения: одно – с крупными листьями, второе – с обычными, третье – кактус; целлофановые пакетики, нитки. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деят-сти детей 2-7 лет» стр. 292. |
Ноябрь 3 неделя | «Связь уха с носоглоткой» | Помочь определить детям связь уха с носоглоткой. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 296. | |
Ноябрь 4 неделя | «Осязательный центр человека, тепловые и холодные точки у человека» | Сравнить температуру воды в нескольких емкостях, определить расположения «тепловых» (воспринимающих тепло) и «холодных» (воспринимающих холод) точек на разных участках кожи (на ладони и на лице). | Ёмкости с водой – холодной, теплой, горячей, спица. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 298. |
Декабрь 1 неделя | «Обоняние человека. Вдох, вкус и запах» | Упражнять в различении цветов и пищи по запаху; доказать необходимость вдоха для определения запаха; показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. | Вазы с цветами, продукты с характерным запахом, лимон, шоколад, хлеб, плотный матерчатый мешочек, внутри которого спрятаны туалетное мыло, флакончик из-под духов, кожура от мандарина. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 299, 300, 301. |
Декабрь 2 неделя | «Мир ткани» | Познакомить детей с названиями тканей (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж); формировать умение сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обусловливают способ использования ткани для пошива вещей. | Вода, образцы тканей, ёмкости, ножницы. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 304. |
Декабрь 3 неделя | «Мир металлов» | Учить называть разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро); формировать умения сравнивать их свойства, понимать, что характеристики металлов обусловливают способы их использования в быту и на производстве. | Кусочки алюминиевой, стальной, медной проволоки, полоски жести, кусочки бронзы и серебра, спиртовка, спички, ножницы. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 305. |
Декабрь 4 неделя | «Мир пластмасс» | Учить узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс (полиэтилен, пенопласт, оргстекло, целлулоид), сравнивать их свойства, понимать, что от качественных характеристик пластмасс зависят способы их использования. | Кусочки и игрушки из разного вида пластмасс; спиртовка, спички. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 306. |
Январь 2 неделя | «Земля – магнит» | Помочь выявить действия магнитных сил Земли. | Вода, растит. масло, шар из пластилина с закрепленной на нем намагниченной английской булавкой, магнит, стакан, обычные иголки. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деят-сти детей 2-7 лет» стр. 310. |
Январь 3 неделя | «Как не обжечься?» | Помочь детям выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному (теплопроводность материалов). | Емкость с горячей водой, одинаковые по размеру емкости из разных материалов: керамики, дерева, пластмассы, металла, алюминиевая ложка. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 325. |
Январь 4 неделя | «Замерзание жидкостей» | Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания. | Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молока, сока, растительного масла; алгоритм действия. | Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром, экспериментир-ние» стр. 95. |
Февраль 1 неделя | «Изменение объема жидкости» | Выявить изменение объема жидкости при замерзании. | Бутылки с пробками. | Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» стр. 142. |
Февраль 2 неделя | «Ледяной дом» | Совершенствовать умения детей работать со снегом, используя необходимые инструменты. Способствовать участию детей в коллективном преобразовании, проявлению активного стремления преобразовывать объект. | Снег, вода, лопатки, ведра, свеча. | Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром, экспериментирование» стр. 97. |
Февраль 3 неделя | «Большие – маленькие» | Выявить, что воздух при охлаждении сужается, а при нагревании расширяется (занимает больше места). | Пластиковые бутылки с пробками, воздушный шарик, монета. | Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» стр. 146. |
Февраль 4 неделя | «Передача солнечного зайчика» | Помочь понять, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, то есть увидеть его там, где его не должно быть видно. | Зеркала, схема многократного изображения. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деят-сти детей 2-7 лет» стр. 326. |
Март 1 неделя | «Радуга на стене» | Познакомить с механизмом образования цветов. | Граненое стеклышко (деталь от хрустальной люстры). | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деят-сти детей 2-7 лет» стр. 328. |
Март 2 неделя | «Поющая струна» | Помочь выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука). | Проволока без покрытия, деревянная рамка. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деят-сти детей 2-7 лет» стр. 328. |
Март 3 неделя | «Комнатный садик» | Участвовать в коллективном преобразовании объекта, проявлять стремление к преобразованию, самостоятельно придумывать и реализовать свои замыслы в соответствии с общей целью. | Пластиковая емкость, высушенные растения, сухие веточки деревьев, песок, глина, камешки, мох, губка, древесные опилки, мочало, пластилин, краски, кисточки. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 311. |
Март 4 неделя | «Автомобиль будущего» | Побуждать детей активно проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленной задачи, самостоятельно придумывать и осуществлять свои замыслы. | Иллюстрации с изображением современных автомобилей, альбомные листы, карандаши, фломастеры, краски, кисточки. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деят-сти детей 2-7 лет» стр. 313. |
Апрель 1 неделя | «Жилище человека в древности» | Участвовать в коллективном преобразовании, формировать умение реализовать возможности преобразования, доводить работу до логического конца; проявлять творческий потенциал в ходе преобразования. | Веточки деревьев, мох, древесные опилки, иллюстрации с изображением разнообразных типов домов, картон, бумага, клей, кисточки, краски, картонные коробки. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 316. |
Апрель 2 неделя | «Дом из ткани» | Участвовать в коллективном преобразовании; развивать желание преобразовывать предмет. | 5 больших деревянных рамок, 5 кусков тонкой ткани или 5 прозрачных платков, декоративные гвозди, молоток. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 317. |
Апрель 3 неделя | «Дом, в котором я живу» | Совершенствовать умение работать с разнообразными материалами, творчески подходить к решению поставленной задачи, придавать работе законченный характер. | Коробки, бумага, картон, ножницы, клей, кисточки, краски. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 319. |
Апрель 4 неделя | «Дом будущего» | Побуждать детей самостоятельно придумывать и осуществлять оригинальные замыслы, проявлять стремление к преобразованию. | Альбомные листы, краски, кисточки, карандаши, фломастеры. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 321. |
Май 2 неделя | «Дом на курьих ножках» | Развивать умение творчески подходить к решению поставленной задачи; совершенствовать умение работать с различными материалами, использовать знания, приобретенные в ходе поисковой деятельности. | Веточки деревьев, картонные коробки, бумага, клей, картон, кисточки, краски, солома. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 323. |
Май 3 неделя | «Парашют – зонтик» | Совершенствовать умение работать с бумагой и доводить работу до конца, использовать знания, приобретенные в поисковой деятельности. | Бумага, клей, 8 узких тесемок, палочка, булавка. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 320 |
Май 4 неделя | «Как увидеть молнию?» | Выяснить, что гроза – проявление электричества в природе. | Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор. | Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 329. |
Ожидаемый результат:
- Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мироведения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
- Воспитанники имеют представление об окружающем мире.
- У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
- Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
- Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.
Литература:
- Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс».
- Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Методическое пособие - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010.
- Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» - Волгоград: Учитель, 2012.
- О.В. Дыбина «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников» - М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование» - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
- Картотека опытов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод экспериментирования как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания само...
«Методы и приемы в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Методы и приемы в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»...
Опыт работы по теме "Экспериментирование как эффективный метод развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все к...
Приложения к опыту работы "Экспериментирование как эффективный метод развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
приложения содержат познавательный материал как дополнение к опыту работы...
Актуальный педагогический опыт "Игры-эксперименты как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
laquo;Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».Китайская пословица Изменившаяся ситуация...
Детское исследование – как современный метод развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Метод исследования способстует приобретению у дошкольников новых знаний, умений и навыков, а также развитию его творческих способностей....