Статья "Использование малых форм фольклорного жанра для Развития речи детей раннего возраста"
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

Статья о важности использования малых форм фольклора (потешки, пестушки, прибаутки, считалки, приговоры) на занятиях по Развитию речи с детьми раннего возраста и во время проведения режимных моментов в детском саду и дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение малых жанров русского фольклора   в развитии речи детей  раннего возраста

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней.

Фольклор – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы литературного языка.

Народное поэтическое творчество – величайшее достояние национальной культуры каждого народа. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания и обучения.  Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров. В работе с детьми раннего возраста очень благотворно  использование пестушек, закличек, потешек, прибауток. Почему? Обратимся к каждому из этих малых жанров народного фольклора в отдельности.

Так, в центре пестушек и потешек мы находим образ самого подрастающего ребенка. Пестушки получили свое название от слова пестовать -  нянчить, носить на руках, растить, ходить за кем-либо, носить  на руках. Это коротенькие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенцев в первые месяцы жизни. Когда кроха слышит подобные приговоры, произносимые ласковым, задорным голосом мамы или няни, он понимает что речь идет именно о нем, что он – значимая, важная,  любимая «фигура» в жизни окружающих его взрослых. Он - ладненький, хорошенький, любимый, и впереди его ждет только хорошее, жизнь идет своим чередом, он в безопасности, его одобряют. Например:

А хорош наш Андрюшенька,

Наш Андрейка  соловейка,

голосок-то  звонок,

а умок-то тонок!

Или другая:

Батюшке – сажень!

Матушке – сажень!

Братцу – сажень!

Сестрице – сажень!

А мне – долга, долга, долга!

Пестушки незаметно переходят в потешки – песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (все знают известные «Ладушки», «Сороку-белобоку»). В этих играх есть уже нередко и «педагогическое» наставление, указание на то, чего не следует делать, а в каких случаях нужно быть осторожными. Например, Сорока-белобока не дала кашки ленивому пальчику-мизинчику, который не работал.

А этому не дала!

Зачем дров не колол,

 Воды не носил?

Несмотря на свою малость, мизинчик (малыш) должен понимать, что тоже обязан вносить свою хоть и малую, но лепту в общее дело. Кроме этого, Сорока являет собой прекрасный образец пальчиковой игры!

Далее идут прибаутки – маленькие сказочки в стихах. Например, прибаутка о золотом Петушке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке Рябе, что «просо сеяла, горох веяла»; о долгоносом журавле, что на мельницу ходил и диковинку видел:

Коза муку мелет, Козел засыпает

О зайчике – коротенькие ножки, сафьяновые сапожки; о старинной татьбе – воровстве разбойников:

Наехали на Галку разбойнички,

Сняли они с Галочки синь кафтан.

Не в чем Галочке да по городу гулять.

Плачет Галка, да негде взять. Как правило, в прибаутке дана картинка какого-либо события или изображается стремительное действие. Это в полной мере отвечает активной натуре ребенка.

Дон, дон, дон!

Загорелся кошкин дом!

Бежит курица с ведром –

Заливает кошкин дом!

Движение – основа образной системы прибауток, дается резкая смена одной картины другой из строки в строку. Когда сюжет растягивается, прибаутка особым образом удерживает внимание ребенка: она прибегает к «цепной» организации сюжета. Посмотрите, как точно народная мудрость отмечает этот момент – недолгое удержание внимания ребенком в этом возрасте! Все, кто работал с ранним возрастом, прекрасно знают, как нелегко удержать внимание малыша раннего возраста! Кроме этого, эта столь малая литературная форма содержит в себе начало, развитие и логическую завершенность сюжета!

- Где твои рожки, Коза?

- Под гору укатились!

- Где гора?

- Черви выточили!

- Где черви?

- В воду ушли!

- Где вода?

- Быки выпили!

- Где быки?

- В Киев ушли!

Многообразны и ярки ритмы прибауток. В одном случае они точно следуют за беспокойным колокольным звоном –

Тили-бом, тили-бом!

 Загорелся кошкин дом!

В другом – ритмика передает грохот телеги:

Трах, трах, тарарах!

Едет баба на волах!

В третьем случае ритмика воспроизводит ладную, умелую работу:

А, чу-чу, чу-чу, чу-чу!

Я горох молочу!

Веселая, затейливая песенка с отчетливым скандированием стихотворных строк вызывает у ребенка радостное настроение, желание двигаться в такт, хлопать ручками, ножками;  малые жанра народного фольклора развивают чувство ритма, развивают слух, способствуют социализации ребенка, обогащают словарный запас, расширяют его представление об окружающем мире.

Подрастающий ребенок постепенно осваивает и считалки, дразнилки – немаловажная составляющая социализации, способ научиться взаимодействию с другими детьми, общению, выстраиванию отношений.

Катилось яблоко мимо сада, мимо сада.

Мимо града, мимо града!

Кто поднимет - тот и выйдет!

Пересчетом посредством слов (пусть пока и не совсем понятных), скрывающих настоящее обозначение чисел, определялись роли и очередность. Пересчет в игре – имитация приготовлений взрослых к серьезным жизненным делам.

Важно включать фольклор в различные жизненные процессы ребенка – режимные моменты, на прогулке, при чтении книг и разглядывании картинок и т.п. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создаёт эмоционально благоприятную обстановку для развития детей.

Примеры потешек:

Для приветствия:

Вместе с солнышком встаем,

Вместе с птичками поем,

С добрым утром,

С ясным днем,

Вот как славно мы живем!

Для зарядки:

Малыши-крепыши

Вышли на площадку,

Малыши-крепыши

Делают зарядку!

Раз-два,

Три-четыре.

Руки выше!

Ноги шире!

Для умывания:

Знаем, знаем – да-да-да!

В кране прячется вода!

Выходи, водица!

Мы пришли умыться!

Лейся понемножку

Прямо на ладошку!

Будет мыло пениться

И грязь куда-то денется!

***

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чистая водичка

Умоет наше личико,

Вымоет ладошки,

Намочит нас немножко.

***

Водичка, водичка, 
Умой мое личико, 
Чтобы глазоньки блестели, 
Чтобы щечки алели, 
Чтоб смеялся роток, 
Чтоб кусался зубок!

Расчесывание

Расти коса до пояса, 
Не вырони ни волоса. 
Расти, коса, не путайся, 
Маму, дочка, слушайся.

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.

Наблюдения с детьми

Солнышко, солнышко,

Выгляни в оконышко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

***

Божья коровка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного и белого,

Только не горелого.

***

В руки мы берем совочек,

Сыплем желтенький песочек.

Помогай мне, не ленись!

Наш куличик, получись!

***

На лужайке, по ромашкам,

Жук летел в цветной рубашке,

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу!

***

Дождик, дождик,

Кап-кап-кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять -

Мы промочим ножки.

Во время еды

Тили-час, тили-час

вот обед у нас сейчас

Скушаем за маму ложку,

Скушаем за папу ложку,

За собачку и за кошку,

воробей стучит в окошко,

дайте ложечку и мне...

вот и кончился обед.

***

Это - ложка,

Это - чашка.

В чашке - гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала -

Кашки гречневой не стало!

***

Вот и полдник подошел, 
Сели дети все за стол. 
Чтобы не было беды, 
Вспомним правила еды: 
Наши ноги не стучат, 
Наши язычки молчат. 
За обедом не сори, 
Насорил — так убери.

***
А у нас есть ложки 
Волшебные немножко. 
Вот — тарелка, вот — еда. 
Не осталось и следа.

***
На моей тарелочке 
Рыженькая белочка, 
Чтоб она была видна, 
Все съедаю я до дна.

***

Час обеда подошел, 
Сели деточки за стол.

Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
С аппетитом мы едим,

Большими вырасти хотим.

После сна

Потягуни — потягушечки,

От носочков до макушечки,

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся.

Вот уже растем, растем, растем!

***

Потягунюшки, порастунюшки
Поперек толстунюшки,
А в ножки - ходунюшки,
А в ручки - хватунюшки,
А в ушки - слышунюшки,
А в глазки - глядунюшки,
А носику - сопунюшки,
А в роток - говорок,
А в головку - разумок!

Знакомимся с собой при помощи потешек

Ротик мой умеет кушать,

Нос дышать, а ушки слушать,

Глазоньки моргать- моргать,

Ручки - все хватать-хватать.

***

Где же наши ручки?

Вот наши ручки!

Где же наши ножки?

Вот наши ножки!

А вот это Лизин нос

Весь козюльками зарос.

А вот это глазки, ушки,

Щечки толстые подушки,

А вот это что? Животик!

А вот это Лизин ротик!

Покажи-ка язычок,

Пощекочим твой бочок,

Пощекочим твой бочок.

Собираем игрушки

Мы с тобой построим дом

И игрушки соберем,

Ты поставь их в шкафчик рядом,

Чтоб на полке был порядок.

Завтра с ними ты опять

Будешь весело играть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте

Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание....

Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте

Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода. Фольклорные произведения называют народными – они отражают художест...

"Эффективные формы работы, направленные на развитие речи детей раннего возраста».

В материале собраны игры для развития речи детей раннего возраста ....

"Малые фольклорные жанры в развитии речи детей дошкольного возраста"

Детский фольклор развивает в ребенке отзывчивость, добрые эмоции. Путь становления ребенка как личности проходит через художественную литературу....

Консультация на тему Влияние малых форм народного фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста

Для ребёнка в три  четыре года жизни очень важно общение с детьми своего возраста. Особенно в нынешних условиях жизни, когда большинство семей имеет по одному ребёнку. И не столько для игр и...

Использование малых форм фольклора (скороговорок) в развитии речи детей раннего возраста

Данный материал может быть полезен музыкальным руководителям, воспитателям, родителям. Используя данную методическую разработку можно проводить работу по развитию речи с детьми в детском саду и дома....