Фокусы, как объяснимое явление в формировании познавательного интереса дошкольников
статья (средняя группа)

Ваганова Наталья Викторовна

Дошкольный возраст - возраст становления и развития ребенка, его общих способностей, которые по мере взросления будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - это способность к познанию, а   формирование у ребенка познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_fokusy_avtosohranennyy.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Фокусы, как объяснимое явление в формировании познавательного интереса дошкольников

Дошкольный возраст - возраст становления и развития ребенка, его общих способностей, которые по мере взросления будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - это способность к познанию, а   формирование у ребенка познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.

После принятия закона об образовании, разрешающего использовать вариативные программы дошкольного образования педагогам стало интереснее работать, они получили возможность творить. В  Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Одной из таких форм познавательной активности является – экспериментирование, которое считается необычайно гибким.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, практически единственным способом познания мира. Своими корнями исследовательская деятельность уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.

Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу  -  проведение простейших опытов, наблюдений.

Дошкольник проверяет самые невероятные предположения и применяет в своем опыте необычные способы. К таким необычным способам  можно отнести фокусы.

Фокусы чем то напоминают детям опыты, но фокусы более необычны, они удивляют.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.

Исследовать, открыть, изучить - значить сделать шаг в неизведанное.

Исследования представляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

 Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Занимательные опыты и фокусы – носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной обстановки. Если хорошо подготовиться к фокусу, то это может  быть красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую и познавательную активность. Фокусы способствуют всестороннему развитию, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус.

Фокусы могут быть разными: там, где  дети являются только слушателями или зрителями; дети – непосредственные участники; участниками являются и взрослые, и дети.

Н. Н. Поддьяков выделяет два основных вида исследовательской деятельности у дошкольников.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности идет полностью от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т. д.

Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности характеризуется тем, что она организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. В этой связи важно помнить: не следует давать детям готовых решений и ответов.

Классификация фокусов

Изучив историю возникновения фокусов, у меня возник вопрос, а сможет ли педагог стать фокусником. Чтобы понять, что лежит в основе фокусов, и какую область мышления они развивают, попробуем разделить все фокусы на 10 групп. Название групп говорят о том, что они развивают логическое, психологическое, математическое мышление.

Фокусы делятся:

Математические фокусы - основанные на использовании математических закономерностей

Графические фокусы - фокусы, которые рисуются на бумаге или холсте, основанные на искажении графического изображения.

Оптические фокусы - основаны на свойствах отражения световых лучей, расположении линз, зеркал, стекол и т.д.

Логические фокусы, основанные на неверных умозаключениях, внешне кажущихся правильными. Их часто называют парадоксами.

Мнемотехнические, основанные на скрытом от зрителя том или ином коде и, чаще всего, сводящиеся к демонстрации угаданного задуманного зрителем предмета, фразы, фамилии человека, года рождения и т.д.

Психологические - основанные на дефектах восприятия, на недостаточной внимательности или неполной концентрации зрителя.

Обоняния, основанные на искаженном восприятии запахов.

Фокусы осязания, основанные на использовании искажений, связанных с тактильными ощущениями.

Звуковые фокусы, основанные на искажении звуковых эффектов.

Пластические фокусы, основанные на пластических приемах, создающих иллюзию выполнения какого-либо действия.

Рассмотрим математический фокус.

Угадаю цвет

Фокус заключается в том, что фокусник (педагог) поворачивается спиной к зрителям, а помощник показывает заранее заготовленные карточки разных цветов. Зрители выбирают цвет, помощник задает вопрос, и фокусник безошибочно отгадывает цвет.

 Как же это получается? Очень просто! Секрет фокуса. Вопрос помощника начинается с той буквы, с которой начинается название загаданного цвета. Например — «Какого цвета этот листок?» (красного), «Скажи, это какой цвет?» (синий) и т.д.

Разноцветная вода

Этот фокус ориентирован на изучение свойств воды.

Дети под присмотром фокусника (педагога) наливают воду в одинаковые  прозрачные емкости с крышкой.  Закрыв и встряхнув емкость, вода окрашивается в определенный цвет.

Далее детям предлагается порассуждать о том, почему вода приобрела определенный цвет.

Как же это получается? Очень просто! Секрет фокуса. (На крышках с внутренней стороны нанесена гуашь разных цветов).

Эмоционально-настраивающая среда побуждает у ребёнка разнообразные эмоции, способствует снятию эмоциональных напряжений.

Не бойтесь дать ребенку возможность сотворить чудо на глазах у сверстников, дети легко обучаются фокусам. А как дети любят апплодисменты!

Фокусы для детей никогда не потеряют своей привлекательности. Но изучая фокусы для детей, нужно запомнить, что  главное – не знание секрета, а умение внушить, заставить поверить, что возможно даже невозможное. Ведь фокусы для детей нелогичны и их задача – перевернуть привычный мир с ног на голову.

Китайская пословица гласит«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам. 

Фокусы станут  для детей  открытием, они  будут ждать следующего занятия с нетерпением и будут готовы к познанию чего-то нового.  

Список литературы:

  1. Зубкова Н.М. «Тайны кипящей кастрюли». Опыты и эксперименты на кухне для детей от 5 до 9 лет.
  2. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес». Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет.
  3. Зубкова Н.М. «Научные ответы на детские «Почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет
  4. Зубкова Н.М. «Вкусная наука». Опыты и эксперименты на кухне для детей от 5 до 9 лет
  5. Шапиро А.И. «Нитка, веревка, канат, труба». Секреты знакомых предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Применение современных технологий, в том числе и информационных,  является неотъемлемой частью  воспитательно - образовательного процесса. В рамках инновационной деятельности  в ОУ созд...

Система работы по теме "Формирование познавательного интереса дошкольников через экологическое воспитание."

В своей системе работы я описываю трудности, которые испытывают дети при изучении окружающего мира: у детей очень низкая познавательная активность. делюсь с педагогами как я решаю эту проблему через э...

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах формирования познавательного интереса дошкольников посредством онлайн-школы «В мире книг»

Как  повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах формирования познавательного интереса и творческой активности детей в условиях семьи с учетом возрастных и личностных особенностей...

Консультация для педагогов на тему: «Роль педагога в формировании познавательных интересов дошкольника».

Формирование познавательных интересов, как, собственно, формирование самой личности человека, представляет собой сложный и системный процесс, осуществляемый в рамках осуществления той или иной деятель...

Консультация для воспитателей: «Использование сказок для формирования познавательного интереса дошкольников».

«Использование сказок для формирования познавательного интереса дошкольников»....

Значение фокусов в формировании познавательного интереса дошкольников

Значение фокусов в формировании познавательного интереса дошкольников...