Фокусы, как объяснимое явление в формировании познавательного интереса дошкольников
статья (средняя группа)
Дошкольный возраст - возраст становления и развития ребенка, его общих способностей, которые по мере взросления будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - это способность к познанию, а формирование у ребенка познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_fokusy_avtosohranennyy.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Фокусы, как объяснимое явление в формировании познавательного интереса дошкольников
Дошкольный возраст - возраст становления и развития ребенка, его общих способностей, которые по мере взросления будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - это способность к познанию, а формирование у ребенка познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.
После принятия закона об образовании, разрешающего использовать вариативные программы дошкольного образования педагогам стало интереснее работать, они получили возможность творить. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Одной из таких форм познавательной активности является – экспериментирование, которое считается необычайно гибким.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, практически единственным способом познания мира. Своими корнями исследовательская деятельность уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.
Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу - проведение простейших опытов, наблюдений.
Дошкольник проверяет самые невероятные предположения и применяет в своем опыте необычные способы. К таким необычным способам можно отнести фокусы.
Фокусы чем то напоминают детям опыты, но фокусы более необычны, они удивляют.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.
Исследовать, открыть, изучить - значить сделать шаг в неизведанное.
Исследования представляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Занимательные опыты и фокусы – носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной обстановки. Если хорошо подготовиться к фокусу, то это может быть красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую и познавательную активность. Фокусы способствуют всестороннему развитию, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус.
Фокусы могут быть разными: там, где дети являются только слушателями или зрителями; дети – непосредственные участники; участниками являются и взрослые, и дети.
Н. Н. Поддьяков выделяет два основных вида исследовательской деятельности у дошкольников.
Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности идет полностью от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т. д.
Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности характеризуется тем, что она организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. В этой связи важно помнить: не следует давать детям готовых решений и ответов.
Классификация фокусов
Изучив историю возникновения фокусов, у меня возник вопрос, а сможет ли педагог стать фокусником. Чтобы понять, что лежит в основе фокусов, и какую область мышления они развивают, попробуем разделить все фокусы на 10 групп. Название групп говорят о том, что они развивают логическое, психологическое, математическое мышление.
Фокусы делятся:
Математические фокусы - основанные на использовании математических закономерностей
Графические фокусы - фокусы, которые рисуются на бумаге или холсте, основанные на искажении графического изображения.
Оптические фокусы - основаны на свойствах отражения световых лучей, расположении линз, зеркал, стекол и т.д.
Логические фокусы, основанные на неверных умозаключениях, внешне кажущихся правильными. Их часто называют парадоксами.
Мнемотехнические, основанные на скрытом от зрителя том или ином коде и, чаще всего, сводящиеся к демонстрации угаданного задуманного зрителем предмета, фразы, фамилии человека, года рождения и т.д.
Психологические - основанные на дефектах восприятия, на недостаточной внимательности или неполной концентрации зрителя.
Обоняния, основанные на искаженном восприятии запахов.
Фокусы осязания, основанные на использовании искажений, связанных с тактильными ощущениями.
Звуковые фокусы, основанные на искажении звуковых эффектов.
Пластические фокусы, основанные на пластических приемах, создающих иллюзию выполнения какого-либо действия.
Рассмотрим математический фокус.
Угадаю цвет
Фокус заключается в том, что фокусник (педагог) поворачивается спиной к зрителям, а помощник показывает заранее заготовленные карточки разных цветов. Зрители выбирают цвет, помощник задает вопрос, и фокусник безошибочно отгадывает цвет.
Как же это получается? Очень просто! Секрет фокуса. Вопрос помощника начинается с той буквы, с которой начинается название загаданного цвета. Например — «Какого цвета этот листок?» (красного), «Скажи, это какой цвет?» (синий) и т.д.
Разноцветная вода
Этот фокус ориентирован на изучение свойств воды.
Дети под присмотром фокусника (педагога) наливают воду в одинаковые прозрачные емкости с крышкой. Закрыв и встряхнув емкость, вода окрашивается в определенный цвет.
Далее детям предлагается порассуждать о том, почему вода приобрела определенный цвет.
Как же это получается? Очень просто! Секрет фокуса. (На крышках с внутренней стороны нанесена гуашь разных цветов).
Эмоционально-настраивающая среда побуждает у ребёнка разнообразные эмоции, способствует снятию эмоциональных напряжений.
Не бойтесь дать ребенку возможность сотворить чудо на глазах у сверстников, дети легко обучаются фокусам. А как дети любят апплодисменты!
Фокусы для детей никогда не потеряют своей привлекательности. Но изучая фокусы для детей, нужно запомнить, что главное – не знание секрета, а умение внушить, заставить поверить, что возможно даже невозможное. Ведь фокусы для детей нелогичны и их задача – перевернуть привычный мир с ног на голову.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам.
Фокусы станут для детей открытием, они будут ждать следующего занятия с нетерпением и будут готовы к познанию чего-то нового.
Список литературы:
- Зубкова Н.М. «Тайны кипящей кастрюли». Опыты и эксперименты на кухне для детей от 5 до 9 лет.
- Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес». Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет.
- Зубкова Н.М. «Научные ответы на детские «Почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет
- Зубкова Н.М. «Вкусная наука». Опыты и эксперименты на кухне для детей от 5 до 9 лет
- Шапиро А.И. «Нитка, веревка, канат, труба». Секреты знакомых предметов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Применение современных технологий, в том числе и информационных, является неотъемлемой частью воспитательно - образовательного процесса. В рамках инновационной деятельности в ОУ созд...
Система работы по теме "Формирование познавательного интереса дошкольников через экологическое воспитание."
В своей системе работы я описываю трудности, которые испытывают дети при изучении окружающего мира: у детей очень низкая познавательная активность. делюсь с педагогами как я решаю эту проблему через э...
Эффективность использования детского экспериментирования, как метод формирования познавательного интереса дошкольников при ознакомлении с окружающем миром.
Эксперементирование в детском саду. Виды, методы, реализация...
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах формирования познавательного интереса дошкольников посредством онлайн-школы «В мире книг»
Как повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах формирования познавательного интереса и творческой активности детей в условиях семьи с учетом возрастных и личностных особенностей...
Консультация для педагогов на тему: «Роль педагога в формировании познавательных интересов дошкольника».
Формирование познавательных интересов, как, собственно, формирование самой личности человека, представляет собой сложный и системный процесс, осуществляемый в рамках осуществления той или иной деятель...
Консультация для воспитателей: «Использование сказок для формирования познавательного интереса дошкольников».
«Использование сказок для формирования познавательного интереса дошкольников»....
Значение фокусов в формировании познавательного интереса дошкольников
Значение фокусов в формировании познавательного интереса дошкольников...