Значение фокусов в формировании познавательного интереса дошкольников
статья
Значение фокусов в формировании познавательного интереса дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_fokusov.docx | 30.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Значение фокусов в формировании познавательного интереса дошкольников»
Известно, что дошкольный возраст - возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию, а формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Одной из таких форм познавательной активности является –экспериментирование, которое считается необычайно гибким. Дошкольник проверяет самые невероятные предположения и применяет в своем опыте необычные способы. К таким необычным способам я отношу фокусы. Раньше фокусы использовали для того, чтобы обмануть или запугать людей, в наше время фокусы – это одна из моих любимых форм работы с дошкольниками. Фокусы это не только интересное времяпровождение. Из такого увлечения можно сделать развивающее занятие, о котором воспитатель увлеченно будет рассказывать коллегам, а дети своим родителям. Оно научит ребёнка терпеливости, сосредоточенности, вниманию и общительности. С одной стороны, это поучительные забавы, которые в игровой форме познакомят ребенка с законами окружающего мира: физики, химии, биологии, астрономии о которых позже узнают в школе. С другой стороны, это неизменно интересное и захватывающее занятие как для ребенка, так и для взрослого, а с третьей – большинство опытов не требует длительной и сложной подготовки.
Занимательные опыты и фокусы – носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной обстановки. Если хорошо подготовиться к фокусу, то это может быть красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую и познавательную активность. Фокусы способствуют всестороннему развитию, , пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус.
Фокусы могут быть разными: там, где дети являются только слушателями или зрителями; дети – непосредственные участники; участниками являются и взрослые, и дети. Не бойтесь дать ребенку возможность сотворить чудо на глазах у сверстников, дети легко обучаются фокусам. А как дети любят апплодисменты!
Особенно полезно обучиться нескольким фокусам застенчивым, неуверенным в себе малышам. Эмоционально-настраивающая среда побуждает у ребёнка разнообразные эмоции, способствует снятию эмоциональных напряжений.
Фокусы для детей никогда не потеряют своей привлекательности. Но изучая фокусы для детей, запомните, что главное – не знание секрета, а умение внушить, заставить поверить, что возможно даже невозможное. Все дело в том, что фокусы для детей всегда наполовину от них скрыты, а может, и больше, ведь дети еще умеют удивляться: детям вроде бы известно о существовании той, тайной, половины, но они воспринимают её как что-то нереальное, непостижимое. Эта обратная, невидимая, сторона фокуса основывается либо на ловкости рук, либо на разнообразных вспомогательных приспособлениях. И конечно, показывая фокусы для детей, пригодятся знания законов физики, математики и химии, пусть и кажется, что их нарушают во время фокуса. Ведь фокусы для детей нелогичны и их задача – перевернуть привычный мир с ног на голову.
Фокусы станут для детей открытием, они будут ждать следующего занятия с нетерпением и будут готовы к познанию чего-то нового.
Вот несколько несложных фокусов которые можно продемонстрировать как дома, так и в детском саду:
Волшебная бутылка
Вам понадобится карандаш, бутылка из темного стекла и пробковый шарик. Шарик должен быть небольшого размера, чтобы его можно было поместить в бутылку, но достаточного, для того чтобы не выпадать из бутылки, когда ее перевернут. Его необходимо положить в бутылку до начала фокуса. Затем на глазах зрителей опускаете карандаш в бутылку и медленно переворачиваете ее. Карандаш не выпадает, он исчез. На самом же деле, когда вы медленно переворачиваете бутылку, шарик внутри нее скатывается к горлышку, опережая карандаш, и закрывает собой отверстие. Чтобы карандаш выпал наружу, нужно быстро перевернуть бутылку. Как показывает практика, зрители не замечают разницы в движениях, а темное стекло скрывает пробковый шарик.
Птичка, которая исчезает.
Нарисуйте на белой бумаге мелками трех птиц, одна из которых должна быть желтого цвета. Затем покажите детям рисунок и спросите, сколько всего тут птичек? «Три!» - закричат малыши. Отлично! Теперь возьмите красную прозрачную пластиковую папку, вложите туда рисунок и снова спросите: «Сколько теперь птичек?» Оказывается, ох осталось всего две…
Желтая, согласно оптическим законам, «исчезла» под красным пластиком. Если вытащить лист из папки, птичек снова будет три.
Мгновенное превращение апельсина в яблоко
Юный волшебник либо взрослый показывает всем апельсин, накрывает его ярким платком, произносит волшебные заклинания, сдергивает платок, а на ладошке уже яблоко! СЕКРЕТ: заранее аккуратно снимите с апельсина кожуру. Затем с яблока (оно должно быть чуть меньше апельсина) поместите в эту кожуру. При показе ребенок, плотно зажав яблоко в апельсиновой кожуре, показывает всем, что у него в руке. Затем ловким движением снимает с яблока платок вместе с кожурой.
Фокус с кружкой и льдом
Ребенок наливает немного воды в кружку. Затем произносит несколько волшебных слов и переворачивает ее, только вместо воды из кружки выпадет кусочек льда. СЕКРЕТ: потребуется высокий непрозрачный бокал, плотная губка (спонж) и кусок льда, кувшин, откуда нужно наливать воду. Заранее поместите губку в кружку, убедитесь, что она надежно держится и не выпадает. Положите кусок льда сверху на губку, и можно демонстрировать фокус. Налейте немного воды в кружку. Вы, конечно, заранее должны поэкспериментировать с количеством воды, которое способна впитать губка, — чем больше, тем эффектнее фокус. Только не слишком много, иначе вместе со льдом выльется порядочно «незамерзшей» воды.произнеся магическое слово и перевернув кружку, после того как вместо воды вывалится кусок льда, нужно постараться скорее спрятать кружку с губкой.
Яйцо в бутылке
Вам потребуются:
- сваренное вкрутую и очищенное от скорлупы куриное яйцо среднего размера
- стеклянная бутылка из-под сока с достаточно широким горлышком
- полоска бумаги
- спички или зажигалка
- растительное масло
Обращаю ваше внимание на то, что для успешного проведения эксперимента необходимо, чтобы яйцо было ненамного больше горлышка бутылки. Смажьте горлышко бутылки растительным маслом. Подожгите бумагу и быстро опустите ее в бутылку. Будьте осторожны при этом, чтобы не обжечь пальцы!После этого сразу же положите яйцо на горлышко бутылки.Через секунду горящая бумага потухнет, а яйцо невероятным образом окажется в бутылке.
Уксус и сода .
Насыпаете в небольшую бутылку соду, ставите, засыпаете землей под самый край отверстия, так чтоб получился конусообразный "вулкан" и заливаете подкрашенный красной краской уксус. Пена прямо валит из горлышка, как лава и стекает по склонам.
Угадаю цвет
Фокус заключается в том, что фокусник поворачивается спиной к зрителям, а помощник показывает заранее заготовленные карточки разных цветов. Зрители выбирают цвет, помощник задает вопрос и фокусник безошибочно отгадывает цвет.
Как же это получается? Очень просто! Секрет фокуса. Вопрос помощника начинается с той буквы, с которой начинается название загаданного цвета. Например — «Какого цвета этот листок?» (красного), «Скажи, это какой цвет?» (синий) и т.д.
Печенье под шляпой
Надо взять три печенья и накрыть их «волшебной шляпой». Через некоторое время шляпу приподнимают — печенье на месте. Фокусник просит кого-нибудь из зрителей съесть все три печенья — он все равно заставит их оказаться под шляпой. Снова шляпа кладется на стол, вокруг нее совершаются манипуляции волшебной палочкой, а потом фокусник, взяв ее со стола.., надевает на голову тому, кто только что съел три печенья. Теперь самое время спросить публику: разве печенья не под шляпой.
Невидимое мыло
До представления фокусник должен натереть мылом свои увлажненные руки. Натирать мылом надо до тех пор, пока руки не высохнут, и мыло станет незаметным. Теперь будет достаточно нескольких капель воды, чтобы мыло вспенилось.
Помощник приносит ведро и кувшин с водой. Затем трогает руки фокусника волшебной палочкой и льет ему на руки несколько капель воды, мыло вспенивается. Теперь остается убрать все принадлежности для мытья и дать фокуснику полотенце.
Отгадывание чисел
Фокусник заявляет, что может узнать, какое число не более пяти назовут зрители в время его отсутствия. Он выходит за дверь. Дети придумывают число, после чего помощник зовет своего учителя назад. Тот некоторое время пытается «нащупать» ответ: ощупывает дверь, лицо своего помощника, волшебную палочку. Вдруг он уверенно называет правильное число.
Секрет, конечно, очень прост: фокусник предварительно договаривается со своим помощником о знаке, и, когда он возвращается и трогает щеки помощника, то незаметно делает нужное число жевательных движений.
Заколдованный стакан
Фокуснику приносят стакан, наполненный до краев водой, и еще увлажненную почтовую открытку или любой кусочек картона, вырезанный в форме квадрата или круга.
Помощник произносит заклинание, а фокусник тем временем прижимает влажную открытку к краям стакана настолько плотно, чтобы между бумагой и водой не оказалось воздуха. Затем, все еще плотно прижимая открытку к стакану, надо быстро перевернуть стакан. Теперь можно спокойно убрать руку — бумага крепко прилипла к краям стакана, и из него не вытекает ни капли воды. Стакан можно дать также кому-то из зрителей, чтобы он передал его — по-прежнему бумажкой вниз — остальным.
Фокус требует предварительной тренировки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Применение современных технологий, в том числе и информационных, является неотъемлемой частью воспитательно - образовательного процесса. В рамках инновационной деятельности в ОУ созд...
Система работы по теме "Формирование познавательного интереса дошкольников через экологическое воспитание."
В своей системе работы я описываю трудности, которые испытывают дети при изучении окружающего мира: у детей очень низкая познавательная активность. делюсь с педагогами как я решаю эту проблему через э...
Эффективность использования детского экспериментирования, как метод формирования познавательного интереса дошкольников при ознакомлении с окружающем миром.
Эксперементирование в детском саду. Виды, методы, реализация...
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах формирования познавательного интереса дошкольников посредством онлайн-школы «В мире книг»
Как повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах формирования познавательного интереса и творческой активности детей в условиях семьи с учетом возрастных и личностных особенностей...
Консультация для педагогов на тему: «Роль педагога в формировании познавательных интересов дошкольника».
Формирование познавательных интересов, как, собственно, формирование самой личности человека, представляет собой сложный и системный процесс, осуществляемый в рамках осуществления той или иной деятель...
Консультация для воспитателей: «Использование сказок для формирования познавательного интереса дошкольников».
«Использование сказок для формирования познавательного интереса дошкольников»....
Фокусы, как объяснимое явление в формировании познавательного интереса дошкольников
Дошкольный возраст - возраст становления и развития ребенка, его общих способностей, которые по мере взросления будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей...