Адаптация детей
статья (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма и ответ на новые для него условия. Социокультурная адаптация начинается в раннем детстве, когда происходит становление его как полноценного члена общества и развитие личности ребёнка. Под социальным развитием понимается процесс приспособления ребёнка к социуму, получение социокультурного опыта.
В период адаптации происходит психологическое изменение ребёнка. В организме происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов вегетативной перестройкой. Дети начинают манерничать, кривляться, капризничать. В поведении появляется что-то нелепое, искусственное. Согласно Л.С. Выготскому, основой этих изменений в детях является утрата детской непосредственности.
Когда ребёнок поступает в детский сад, в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного. Все эти изменения обрушиваются на ребенка, одновременно создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказы от еды, частые болезни. У него возникают эти трудности, потому что ребёнок находился долгое время в семейной среде, а он переходит в дошкольное учреждение, где ему всё не знакомо. Приспособление ребёнка к этим новым условиям и есть адаптация.
Психологические исследования показывают, что к началу младшего дошкольного возраста восприятие детей не смотря на его большие возможности, ещё очень не совершенно, оно носит глобальный характер: в сложной фигуре ребёнок воспринимает только впечатление целого, без анализа частей, без синтеза их отношений. Так как девочки намного проще ориентируются в нравственной среде, разбирается в тонкости человеческих отношений. Они раньше мальчиков начинают ими интересоваться, так же пытаясь разобраться в человеческих отношениях самостоятельно.
Солодянкина О.В. отмечает индивидуальность социальной ситуации развития ребёнка. Автор обращает внимание, что социальная ситуация определяется «возрастными и индивидуальными особенностями, особенностями поведения и деятельности ребёнка, отношением к ребёнку взрослых характером воспитания, отношением к ребёнку сверстников».
Существует ряд показателей определяющих социальную адаптацию ребёнка. Среди основных таких показателей называют тревожность - склонность ребёнка к переживанию тревоги при смене привычной для него обстановке. Тревожность для каждого ребёнка это разное и проявляется она у всех на разном уровне. При нормальном развитии порог возникновения тревожного состояния должен быть низким. Каждый ребёнок обладает собственным уровнем тревожности, который у них является оптимальным и даже полезным.
Адаптивность к окружающей среде не является врождённой, а формируется постепенно, в процессе социализации. Различают адаптацию биологическую и социальную. Основы биологической адаптации закладываются в период внутриутробного развития, когда социальная адаптация начинается с рождения ребёнка. Процесс адаптации обусловлен активностью личности и выступает как единство процессов усвоения правил среды и преобразования изменений среды.
Социальная адаптация – активное приспособление к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм и систем поведения, принятых в обществе.
Адаптация происходит в тех случаях, когда возникает противоречие между возможностями человека и требованиями среды. Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:
1. Творческий, когда ребёнок приспосабливает условия среды к себе, тем самым приспосабливается сам;
2. Конформный, когда ребёнок, пассивно воспринимает требования и обстоятельства среды, тем самым просто привыкает ;
3. Избегающий, когда ребёнок не хочет или не может приспосабливаться к новой обстановке и пытается игнорировать требования среды.
Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным – избегающий стиль.
Чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблема адаптации детей. Задача воспитателей и родителей помогать ребёнку комфортно входить в жизнь детского сада. Для этого нужна работа родителей с детьми.
Отечественные психологи, исследую культурно - историческую самоценность детства, обращают внимание, что в своём развитии ребёнок не только получает культурные представления и навыки, он и сам является творцом культуры того общества, в котором растёт и развивается. Можно говорить о двух путях социального развития. С одной стороны, это стихийные взаимодействия индивида с окружающей средой, социумом. С самого начала своего жизненного пути ребёнок приобщается к социальному опыту накопленному и выраженному в социальной культуре. С другой стороны, образование призвано обеспечить усвоение ребёнком культурных ценностей.
Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребёнка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребёнок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении с взрослыми. Срывы поведений детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности – не удобство в одежде, ребёнок не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное поведение всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом комфортной адаптации ребёнка.
Как правило, дети с ослабленным иммунитетом труднее адаптируются к новым условиям. Из-за того что они часто болеют, они прерывают адаптационный период в детском саду и по этому им труднее пережить разлуку с близкими. Случается, что ребёнок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Такие дети должны не меньше, а может быть даже и больше беспокоить воспитателей, чем те дети, которые плачут, зовут родителей.
Проблема адаптации детей к условиям дошкольных учреждений остаётся открытой, так как до сих пор на практике в большинстве случаев рекомендации родителям сводятся к предложению максимально приблизить домашний режим к режиму детского сада.
В ходе комплексного исследования, касающегося профилактики возникновения дезадаптации у детей, Р. Каменской было выделено три фазы адаптационного процесса:
1.Острая фаза сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц.
2. Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребёнка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития по сравнению со средними возрастными нормами; фаза длится 3-5 месяцев.
3. Фаза компенсации характеризуется ускорением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную задержку в развитии.
В динамики адаптационного процесса обычно выделяют три стадии:
- стадию тревоги;
- стадию сопротивляемости;
- стадию либо стабилизации состояния и выздоровления либо истощения.
Сложный многовариантный процесс социальной адаптации подвержен влиянию разных факторов, которые определяют её течение, темпы и результаты. В научной литературе представлены группа факторов:
- внешние и внутренние;
- биологические и социальные;
- факторы, которые зависят и не зависят от педагогов ДОУ.
В начале пребывания в детском саду детям необходимо чувствовать постоянную помощь и заботу педагога, его готовность успокоить, защитить, приласкать. Чем скорее ребёнок установит контакт со взрослым, почувствует доверие к нему, тем спокойнее он перенесёт перемены своей жизни и быстрее адаптируется в данной среде.
Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действия родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и детском саду.
Наилучшим возрастом для начала посещения детского сада считается трёх летний возраст. В этом возрасте эмоциональное общение ребёнка с матерью способствует формированию самосознания, то есть восприятие ребёнком себя как отдельного индивида. И, следовательно, постепенно уменьшается чувства зависимости от родителей. У многих детей именно к трём годам появляется желание «расстаться» с близкими и стать более независимым от них. Именно этот период может и стать основой его дальнейшего самостоятельного существования в обществе.
Адаптация детей проходила намного быстрее и спокойнее, если бы родители могли отпустить от себя ребёнка, в частности мамы, то есть дать им немного больше свободы в дали от себя, не прощаться по долгу, не стоять в дверях сада( группы), не показывать ребёнку что она грустит по нему, а показывать, что в саду очень интересно и увлекательно.
Но существует и часть детей с высоким уровнем эмоциональной зависимость от родителей. В этом случае адаптация может провоцировать повышенную возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство и негативизм. Социальной дезадаптации могут способствовать следующие особенности психического развития ребёнка:
- отсутствие навыков общения;
- высокие требования к окружающим (особенно если ребёнок развит интеллектуально и имеет уровень умственного развития выше среднегруппового);
- эмоциональная неуравновешенность;
- установки, препятствующие общению, такие, например, как готовность унизить собеседника, проявит своё превосходство;
- тревожность и боязнь общения;
- замкнутость.
На сам процесс адаптации влияют психофизиологические и личностных особенностей ребёнка, характер сложившихся семейных отношений и воспитания. Условий пребывания в яслях и детском саду. Совокупность этих факторов дифференцирует детей на легкоадаптирующихся, такие дети привыкают к детскому саду быстро, без каких либо изменений в привычном поведении, и трудноадаптирующихся, для которых приход в детский сад – это первый сильный стресс в их жизни (привыкание проходит бурно и более или менее продолжительно). Есть ещё одна группа детей – это так называемые «несадовские дети», которые так и не могут привыкнуть к условиям общественного воспитания. Трудности адаптационного периода, степень выраженности адаптационного периода, степень выраженности адаптационных нарушений связывают, прежде всего с:
- предшествующими условиями воспитания, под влиянием которых формируется система высшей нервной деятельности ребёнка;
- своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребёнка к матери;
- организацией учебно - воспитательного процесса в дошкольных учреждениях, социальными условиями;
- индивидуальными особенностями ребёнка: возрастными, психологическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психогенетическими.
Баркан А.И. описывает показатели психоэмоционального уровня, которые достаточно информативно характеризуют особенности поведения и проявления эмоции у ребёнка, адаптирующегося к новому организованному коллективу.
1. Отрицательные эмоции.
Проявление различны: от еле уловимых до депрессии. Ребёнок подавлен и безучастен ко всему: не ест, не отвечает на вопросы, не спит. За тем его поведение резко меняется: мечется, со всеми конфликтует. Вновь замыкается. Эта реакция повторяется несколько раз в день.
2. Страх.
Присутствует всегда в отрицательных эмоциях. Ребёнок боится всего ( незнакомых людей, новых воспитателей, шума, незнакомого помещения).
3. Гнев.
На фоне стресса у ребёнка вспыхивает гнев. В период адаптации ребёнок раним на столько, что поводом для гнева служит всё.
4. Положительные эмоции.
В первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены. В те моменты, когда ребёнок отвлекается на новые игрушки, на знакомство с новыми друзьями и воспитателями, у него проявляются положительные эмоции, такие как радость, улыбка и смех. На фоне этих эмоций у ребёнка возникает желание прийти ещё раз в детский сад.
5. Социальные контакты.
Н.Д. Ватутина считает, что общение взрослых с детьми является основой успешной адаптации детей в детском саду. Она делит детей по уровню общения на три группы:
1. К первой группе относятся дети, которые часто плачут вспоминая родителей и не желают идти на контакт со взрослыми и детьми.
2. Ко второй группе относятся дети, у которых отсутствует контакт со сверстниками, но они постоянно требуют внимание и общение от взрослых. Если он не получают необходимое им внимание, они переходят в первую группу.
3. К третьей группе относятся дети, которые также требуют внимания от взрослых, но и не забывают про общение со сверстниками. Если дети этой группы некоторое время не получают должного внимания, то они теряют интерес к общению с кем- либо и переходят в первую группу. Такому ребёнку не обходима помощь и поддержка любого взрослого, что бы наладить контакт со сверстниками. Это важный шаг к завершению всего процесса адаптации ребёнка.
Переход с одной ступени личностного роста и развития на другой преодолевается каждым человеком по-разному. А умение адаптироваться к новым условиям, это самое важное в жизни человека, и особенно ребёнка дошкольного возраста.
Переход ребёнка в дошкольное учреждение это очень сложный психологический момент. В этот период дошкольникам очень сложно самостоятельно адаптироваться к новой обстановке. Поэтому необходимо правильно разрабатывать программу для приучения ребёнка к детскому саду, для того что бы в дальнейшем развивались его творческие способности и таланты. Так как от того как он вольётся в неизвестный для него мир социума зависят и следующие этапы его жизни.
Список используемых источников.
1.Адаптация ребёнка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации/ сост. Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. -188с.
2.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – Санкт-Петербург: СОЮЗ, 2013. -235 с.
3.Зубов Г. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада /Г. Зубов, Е. Арнаутова // Дошкольное воспитание. – 2004.- №7. –С.66-77.
4.Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. / Г.А. Широкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. -304 с. (Школа развития)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.
Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...
Тематический контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка»
Тематичессский контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка» (план и карты контрол...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»
Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....
Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.
Данный материал познакомит с понятием адаптация детей к условиям ДОУ. Будут даны советы родителям для легкой адаптации детей, а также описаны ошибки, которые часто допускают родители. В материал...
Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.
В работе кратко представлена теория по успешной адаптации детей к ДОУ, а также предстален фотоотчёт по играм с детьми в период адаптации....
Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.
Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....