"Уголок Исследовательской деятельности"
консультация (младшая группа)

Данный материал представлен как наглядное пособие и отчет об организации уголка исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация 1.33 МБ
Файл Текст к презентации27.69 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Школа молодого специалиста «Мой первый опыт мастерства» «Уголок исследовательской деятельности во второй младшей группе» составила: воспитатель 2 младшей группы МДОУ № 48 Герасимович О. В. Усть – Кут 2018 г.

Слайд 2

«Наиболее глубокий след оставляет то, что тебе удалось открыть самому » Джордж Пойа «Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может только сделать одно – указать дорогу» Ричард Олдингтон

Слайд 3

- мелкую моторику рук; - мозговую активность, способствующую активизации мыслительных процессов, творческих и логических умений, познавательного интереса ребенка. Исследовательская деятельность помогает развивать:

Слайд 4

Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Цель исследовательской деятельности

Слайд 5

Задачи исследовательской деятельности Создание положительной мотивации к проведению опытов и экспериментов; создание дружеской атмосферы внутри детского коллектива; воспитание усидчивости и аккуратности; развитие умения выслушивать и выполнять задания воспитателя, трудовые поручения; развитие интереса к групповой деятельности, воспитание чувства взаимопомощи.

Слайд 6

Формы работы при организации исследовательской деятельности НОД (непосредственная образовательная деятельность); беседы познавательно-эвристического характера; дидактические и развивающие игры, упражнения; эксперименты и опыты; наблюдения за живыми объектами и явлениями природы; экскурсии и целевые прогулки; работа в уголках природы; трудовые поручения, действия; коллекционирование; просмотр тематических иллюстраций.

Слайд 7

Организация развивающей среды - одно из условий решения задач исследовательской деятельности в детском саду.

Слайд 8

Уголок имеет название

Слайд 9

Требования к оформлению уголка экспериментирования Оптимальное расположение в помещении группы; достаточное естественное освещение; доступность для воспитанников; безопасность материалов; учет возрастных особенностей детей.

Слайд 10

Устройство уголка по экспериментальной деятельности природный сектор; рукотворный сектор; сектор-материалы и оборудования; методический сектор.

Слайд 11

Природный сектор

Слайд 12

Рукотворный сектор

Слайд 13

Сектор: материалы и оборудование

Слайд 14

Методический сектор

Слайд 15

Уголок привлекательно оформлен

Слайд 16

В оформлении присутствует «детская рука»

Слайд 17

В уголке живет «хозяин»

Слайд 18

Стенд

Слайд 19

Рабочая зона

Слайд 20

Место для организации временных выставок

Слайд 21

Место фиксирования результатов исследований

Слайд 22

Коллекции Коллекция фантиков Коллекция камней Коллекция ручек

Слайд 23

Огород на окне

Слайд 24

Важно включать исследовательскую деятельность в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность

Слайд 25

Игровая деятельность в уголке

Слайд 26

Ожидаемые результаты развитие: любознательности; познавательного интереса; наблюдательности; принятие активного участия в продуктивной деятельности; проявление эмоциональной отзывчивости.

Слайд 27

«Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал» Сухомлинский В.А .

Слайд 28

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Школа молодого специалиста

«Мой первый опыт мастерства»

 «Уголок исследовательской деятельности во второй младшей группе»

Составила:

воспитатель 2 младшей группы

МДОУ № 48

Герасимович Ольга Викторовна

2018 г

Содержание

  1. Актуальность
  2. Творческий отчет
  3. Приложение

Актуальность моей работы:

Детское  экспериментирование дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач

Исследовательская деятельность присутствует повсюду, а дети прирожденные исследователи. Они очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Исследовательская деятельность помогает развивать различные процессы организма: мелкую моторику рук, развитие мозговой активности, способствующей активизации мыслительных процессов, творческих и логических умений, познавательного интереса ребенка.

Чем старше становится ребенок, тем большим разнообразием форм он может овладеть.

В ходе ознакомления детей младшего дошкольного возраста с явлениями и объектами окружающего мира, я сначала поставила цель

Цель исследовательской деятельности: сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Которая,  решалась через задачи:

Создание положительной мотивации к проведению опытов и экспериментов;

создание дружеской атмосферы внутри детского коллектива;

воспитание усидчивости и аккуратности;

 развитие умения выслушивать и выполнять задания воспитателя, трудовые поручения;

развитие интереса к групповой деятельности, воспитание чувства взаимопомощи 

При организации исследовательской деятельности с детьми  использовала различные  формы работы:

  •  НОД (непосредственная образовательная деятельность);
  •  беседы познавательно-эвристического характера;
  •  дидактические и развивающие игры, упражнения;
  •  эксперименты и опыты;
  •  наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;
  •  экскурсии и целевые прогулки;
  •  работа в уголках природы;
  • трудовые поручения, действия
  • коллекционирование
  • просмотр тематических иллюстраций

Первоочередная работа была направлена на создание предметно развивающей среды так, как это одно из условий решения задач исследовательской деятельности в детском саду.

Так, в группе появился уголок - лаборатория под названием «Наши маленькие исследователи!», это  тихая зона в помещении, находящиеся в уголке природы. Работа в лаборатории предполагала превращение детей в «ученых», которые проводили эксперименты, опыты, наблюдения по разной тематике.

Создавая уголок, придерживалась  определенных требований  к его оформлению:

- оптимальное расположение в помещении группы;

- достаточное естественное освещение;

- доступность для воспитанников;

- безопасность материалов;

 - учет возрастных особенностей детей.

 Все материалы в лаборатории  разделила  по секторам:

природный сектор, включает в себя компоненты живой и не живой природы (вода, песок, камни, семена, желуди, крупы и т.д.);

рукотворный сектор, включает в себя компоненты созданные руками человека  ( бумага, ткань, магнит, стекла,  жидкости и т.д.);

сектор-материалы и оборудования  (колбы, микроскоп, мензурки, шпатели, лупы, ложечки, пипетки и т.д.);

  методический сектор, включает в себя картотеки экспериментов, опытов, инструкции по технике безопасности, алгоритмы проведения опытнической деятельности, дидактические игры с элементами познавательной деятельности, серии картинок с изображением разных предметов, конспекты занятий по экспериментальной деятельности, литература).

Экспериментальный уголок является зоной практической деятельности для детей и потому должен быть привлекательно оформлен наглядными материалами, рассказывающими и напоминающие  детям о порядке проведения исследований, иллюстрированные правила техники безопасности, распечатанные или нарисованные алгоритмы и схемы проведения экспериментов, опытов, плакаты для рассматривания.

Уголок, в оформлении которого присутствует «детская рука», особенно дорог - это рисунки и поделки по темам познавательно-исследовательской деятельности.  

Детям нравится, когда в уголке есть «хозяин» — известный персонаж или придуманный герой, в нашем уголке поселился  Буратино. От его лица создаются проблемные ситуации в начале занятия, задаются вопросы. Он же помогает детям в экспериментировании,  подсказывает, похваливает, отмечает детские удачи.

Для эффективного функционирования опытного уголка необходимо наличие в нём и другого  оборудования:

Стенд (настенный или напольный): здесь размещаются текущая информация, отчёты о проведённых экспериментах, наблюдениях, рисунки.

Рабочая зона: демонстрационный стол,  стулья для проведения опытов.

Место для организации временных выставок, размещения макетов и моделей, «умных книг», альбомов.
Место фиксирования результатов исследований. Это могут быть календари природы, журналы проведённых опытов, в младших группах заполняется воспитателем, детям предлагается дополнить записи наклейками-символами.

Коллекции, которые мы только начинаем создавать: ручек,  камней, фантиков, открыток,  мелких игрушек .

Яркий макет огорода на окне привлекает внимание детей, здесь они учатся выполнять первые посадки, наблюдать и ухаживать за растениями в комнатных условиях.

то же время наша лаборатория – это место для специфической игровой деятельности ребенка: с песком, водой, зеркалами, камешками, воздухом, красками и др. материалами.  

Поэтому важно включать исследовательскую деятельность в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей. 

К работе по экспериментальной деятельности привлекаю родителей.  Они помогают в пополнении недостающих компонентов для уголка исследовательской деятельности, принимают участие в сборе коллекций,  игровых занятиях и других мероприятиях.

Организованный мною уголок по экспериментальной деятельности способствовал созданию в группе атмосферы творческого единодушия, где каждый ребенок мог  найти себе любимое дело по  интересам. Способствовал развитию любознательности, познавательного интереса, наблюдательности, принятие активного участия в продуктивной деятельности, проявление эмоциональной отзывчивости.

Хочу завершить свое выступление словами

Сухомлинкого В.А.:

«Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о смотре-конкурсе "Лучший центр исследовательской деятельности(уголок экспериментирования)"

Смотр конкурс проводился в ДОУ в рамках перехода на ФГТ.Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность эксп...

Уголок науки – как средство развития элементарной опытнической и исследовательской деятельности дошкольников

Презентация "Уголок науки –как средство развития элементарной опытнической и исследовательской деятельности дошкольников"...

ПОЛОЖЕНИЕ о смотре-конкурсе «Лучший центр исследовательской деятельности (уголок экспериментирования) в группе»

Смотр-конкурс  «Лучший  центр  исследовательской  деятельности  (уголокэкспериментирования) в группе» организуется и проводится в Детском саду №79в целях формирования познават...

Положение смотра-конкурса "Уголок эксперементально-исследовательской деятельности в группе ДОУ"

Материал содержит положение о смотре-конкурсе в ДОУ, лист оценки, а также методические рекомендации в зависимости от возрастной группы, чем должен быть наполнен уголок эксперементально-исследовательск...

Исследовательская деятельность в ДОУ» «Уголок исследований»

    Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребен...

Смотр – конкурс «Уголок экспериментально-исследовательской деятельности (уголок экспериментирования) в группе».

В нашем детском саду был проведен смотр – конкурс «Уголок экспериментально-исследовательской деятельности (уголок экспериментирования) в группе». В ходе конкурса выявлено, во всех гр...

Презентация "Уголок исследовательской деятельности"

В данном материале описывается содержание уголка исследовательской деятельности....