"Уголок Исследовательской деятельности"
консультация (младшая группа)
Данный материал представлен как наглядное пособие и отчет об организации уголка исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 1.33 МБ |
Текст к презентации | 27.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Наиболее глубокий след оставляет то, что тебе удалось открыть самому » Джордж Пойа «Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может только сделать одно – указать дорогу» Ричард Олдингтон
- мелкую моторику рук; - мозговую активность, способствующую активизации мыслительных процессов, творческих и логических умений, познавательного интереса ребенка. Исследовательская деятельность помогает развивать:
Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Цель исследовательской деятельности
Задачи исследовательской деятельности Создание положительной мотивации к проведению опытов и экспериментов; создание дружеской атмосферы внутри детского коллектива; воспитание усидчивости и аккуратности; развитие умения выслушивать и выполнять задания воспитателя, трудовые поручения; развитие интереса к групповой деятельности, воспитание чувства взаимопомощи.
Формы работы при организации исследовательской деятельности НОД (непосредственная образовательная деятельность); беседы познавательно-эвристического характера; дидактические и развивающие игры, упражнения; эксперименты и опыты; наблюдения за живыми объектами и явлениями природы; экскурсии и целевые прогулки; работа в уголках природы; трудовые поручения, действия; коллекционирование; просмотр тематических иллюстраций.
Организация развивающей среды - одно из условий решения задач исследовательской деятельности в детском саду.
Уголок имеет название
Требования к оформлению уголка экспериментирования Оптимальное расположение в помещении группы; достаточное естественное освещение; доступность для воспитанников; безопасность материалов; учет возрастных особенностей детей.
Устройство уголка по экспериментальной деятельности природный сектор; рукотворный сектор; сектор-материалы и оборудования; методический сектор.
Природный сектор
Рукотворный сектор
Сектор: материалы и оборудование
Методический сектор
Уголок привлекательно оформлен
В оформлении присутствует «детская рука»
В уголке живет «хозяин»
Стенд
Рабочая зона
Место для организации временных выставок
Место фиксирования результатов исследований
Коллекции Коллекция фантиков Коллекция камней Коллекция ручек
Огород на окне
Важно включать исследовательскую деятельность в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность
Игровая деятельность в уголке
Ожидаемые результаты развитие: любознательности; познавательного интереса; наблюдательности; принятие активного участия в продуктивной деятельности; проявление эмоциональной отзывчивости.
«Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал» Сухомлинский В.А .
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Школа молодого специалиста
«Мой первый опыт мастерства»
«Уголок исследовательской деятельности во второй младшей группе»
Составила:
воспитатель 2 младшей группы
МДОУ № 48
Герасимович Ольга Викторовна
2018 г
Содержание
- Актуальность
- Творческий отчет
- Приложение
Актуальность моей работы:
Детское экспериментирование дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач
Исследовательская деятельность присутствует повсюду, а дети прирожденные исследователи. Они очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Исследовательская деятельность помогает развивать различные процессы организма: мелкую моторику рук, развитие мозговой активности, способствующей активизации мыслительных процессов, творческих и логических умений, познавательного интереса ребенка.
Чем старше становится ребенок, тем большим разнообразием форм он может овладеть.
В ходе ознакомления детей младшего дошкольного возраста с явлениями и объектами окружающего мира, я сначала поставила цель
Цель исследовательской деятельности: сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Которая, решалась через задачи:
Создание положительной мотивации к проведению опытов и экспериментов;
создание дружеской атмосферы внутри детского коллектива;
воспитание усидчивости и аккуратности;
развитие умения выслушивать и выполнять задания воспитателя, трудовые поручения;
развитие интереса к групповой деятельности, воспитание чувства взаимопомощи
При организации исследовательской деятельности с детьми использовала различные формы работы:
- НОД (непосредственная образовательная деятельность);
- беседы познавательно-эвристического характера;
- дидактические и развивающие игры, упражнения;
- эксперименты и опыты;
- наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;
- экскурсии и целевые прогулки;
- работа в уголках природы;
- трудовые поручения, действия
- коллекционирование
- просмотр тематических иллюстраций
Первоочередная работа была направлена на создание предметно развивающей среды так, как это одно из условий решения задач исследовательской деятельности в детском саду.
Так, в группе появился уголок - лаборатория под названием «Наши маленькие исследователи!», это тихая зона в помещении, находящиеся в уголке природы. Работа в лаборатории предполагала превращение детей в «ученых», которые проводили эксперименты, опыты, наблюдения по разной тематике.
Создавая уголок, придерживалась определенных требований к его оформлению:
- оптимальное расположение в помещении группы;
- достаточное естественное освещение;
- доступность для воспитанников;
- безопасность материалов;
- учет возрастных особенностей детей.
Все материалы в лаборатории разделила по секторам:
природный сектор, включает в себя компоненты живой и не живой природы (вода, песок, камни, семена, желуди, крупы и т.д.);
рукотворный сектор, включает в себя компоненты созданные руками человека ( бумага, ткань, магнит, стекла, жидкости и т.д.);
сектор-материалы и оборудования (колбы, микроскоп, мензурки, шпатели, лупы, ложечки, пипетки и т.д.);
методический сектор, включает в себя картотеки экспериментов, опытов, инструкции по технике безопасности, алгоритмы проведения опытнической деятельности, дидактические игры с элементами познавательной деятельности, серии картинок с изображением разных предметов, конспекты занятий по экспериментальной деятельности, литература).
Экспериментальный уголок является зоной практической деятельности для детей и потому должен быть привлекательно оформлен наглядными материалами, рассказывающими и напоминающие детям о порядке проведения исследований, иллюстрированные правила техники безопасности, распечатанные или нарисованные алгоритмы и схемы проведения экспериментов, опытов, плакаты для рассматривания.
Уголок, в оформлении которого присутствует «детская рука», особенно дорог - это рисунки и поделки по темам познавательно-исследовательской деятельности.
Детям нравится, когда в уголке есть «хозяин» — известный персонаж или придуманный герой, в нашем уголке поселился Буратино. От его лица создаются проблемные ситуации в начале занятия, задаются вопросы. Он же помогает детям в экспериментировании, подсказывает, похваливает, отмечает детские удачи.
Для эффективного функционирования опытного уголка необходимо наличие в нём и другого оборудования:
Стенд (настенный или напольный): здесь размещаются текущая информация, отчёты о проведённых экспериментах, наблюдениях, рисунки.
Рабочая зона: демонстрационный стол, стулья для проведения опытов.
Место для организации временных выставок, размещения макетов и моделей, «умных книг», альбомов.
Место фиксирования результатов исследований. Это могут быть календари природы, журналы проведённых опытов, в младших группах заполняется воспитателем, детям предлагается дополнить записи наклейками-символами.
Коллекции, которые мы только начинаем создавать: ручек, камней, фантиков, открыток, мелких игрушек .
Яркий макет огорода на окне привлекает внимание детей, здесь они учатся выполнять первые посадки, наблюдать и ухаживать за растениями в комнатных условиях.
то же время наша лаборатория – это место для специфической игровой деятельности ребенка: с песком, водой, зеркалами, камешками, воздухом, красками и др. материалами.
Поэтому важно включать исследовательскую деятельность в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.
К работе по экспериментальной деятельности привлекаю родителей. Они помогают в пополнении недостающих компонентов для уголка исследовательской деятельности, принимают участие в сборе коллекций, игровых занятиях и других мероприятиях.
Организованный мною уголок по экспериментальной деятельности способствовал созданию в группе атмосферы творческого единодушия, где каждый ребенок мог найти себе любимое дело по интересам. Способствовал развитию любознательности, познавательного интереса, наблюдательности, принятие активного участия в продуктивной деятельности, проявление эмоциональной отзывчивости.
Хочу завершить свое выступление словами
Сухомлинкого В.А.:
«Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о смотре-конкурсе "Лучший центр исследовательской деятельности(уголок экспериментирования)"
Смотр конкурс проводился в ДОУ в рамках перехода на ФГТ.Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность эксп...
Уголок науки – как средство развития элементарной опытнической и исследовательской деятельности дошкольников
Презентация "Уголок науки –как средство развития элементарной опытнической и исследовательской деятельности дошкольников"...
ПОЛОЖЕНИЕ о смотре-конкурсе «Лучший центр исследовательской деятельности (уголок экспериментирования) в группе»
Смотр-конкурс «Лучший центр исследовательской деятельности (уголокэкспериментирования) в группе» организуется и проводится в Детском саду №79в целях формирования познават...
Положение смотра-конкурса "Уголок эксперементально-исследовательской деятельности в группе ДОУ"
Материал содержит положение о смотре-конкурсе в ДОУ, лист оценки, а также методические рекомендации в зависимости от возрастной группы, чем должен быть наполнен уголок эксперементально-исследовательск...
Исследовательская деятельность в ДОУ» «Уголок исследований»
Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребен...
Смотр – конкурс «Уголок экспериментально-исследовательской деятельности (уголок экспериментирования) в группе».
В нашем детском саду был проведен смотр – конкурс «Уголок экспериментально-исследовательской деятельности (уголок экспериментирования) в группе». В ходе конкурса выявлено, во всех гр...
Презентация "Уголок исследовательской деятельности"
В данном материале описывается содержание уголка исследовательской деятельности....