Театрализованная деятельность в старшей группе. "Сказочный остров"
консультация (старшая группа)

Лазарева Наталья Валерьевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Солнышко»

Индивидуальный план работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность в условиях ДОУ».

(2021 – 2022 г.г.)







Выполнил: Лазарева Наталья Валерьевна

Должность: воспитатель










С. Линда

2021 г.

Когда начата работа над темой    -  01.09.2021 г.

Когда предлагается закончить      -   25.05.2022 г.

 Цель: Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.

Комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:

Социально-коммуникативное развитие:

-формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

-воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

  -воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

-развитие эмоций;

-воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

   Познавательное развитие:

-развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

-наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);

-развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

   Речевое развитие:

-содействие развитию монологической и диалогической речи;

-обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;

-овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);

   Художественно-эстетическое развитие:

-приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

-развитие воображения;

-приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

-создание выразительного художественного образа;

-формирование элементарных представлений о видах искусства;

-реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

   Физическое развитие:

-согласование действий и сопровождающей их речи;

-умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

-выразительность исполнения основных видов движений;

-развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

Задачи личностного роста педагога:

1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, самообразованием.

2.Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (организация и оформление развивающей предметно-пространственной театральной среды).

3.Подобрать и разработать картотеки пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики, театрализованных игр, этюдов, сценарии сказок.

4.Распространение материала на уровне ДОУ,  в интернете.

5.Разработать и реализовать план-программу по развитию творческих способностей детей через театрализованную деятельность.

6.Организовать работу по драматизации сказок, придумывания собственных сказок.

7.Подбор литературных произведений для театрализованных игр.

8.Привлечь родителей в создании разных театров, атрибутов, декораций своими руками.

9.Обобщить опыт работы по данной теме.

Методы и приемы:

1.  Вербальные: Чтение художественной литературы, объяснение, беседа по содержанию произведения.

2.  Наглядные: Рассматривание иллюстраций, фотографии, просмотр мультфильмов и фильмов.

3.  Ситуативно-игровые методы: Игровые ситуации, проблемные ситуации.

Ожидаемый результат:

1. Формируются  коммуникативные функции, умение сотрудничать с взрослыми и друг с другом.

2.Развитие связной речи, её выразительности; обогащение словарного запаса детей.

3. Дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.

4. Расширятся представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.

5.Самостоятельная организация детьми театрализованных игр, выбор сказки, стихотворения, песни для постановки, подготовка необходимых атрибутов и декораций для драматизации, распределение между собой обязанностей и ролей.

6.Дети овладеют способами передачи различных чувств, образов сказочных персонажей характерными движениями, используя мимику, жест, интонацию;

7. Совместная работа с родителями способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

8.Дети будут владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией.

Актуальность темы самообразования.

Направленность данного вида деятельности определяется потребностями педагогики в осмыслении повседневной реальности дошкольного детства в контексте перманентной социальной неустроенности, перенасыщенного и разноречивого информационного поля, что порождает массовые психологические состояния напряженности, тревоги, неуверенности. Особенно важно в этой ситуации определить возможности воспитания, не претендующего на исправление природы ребенка, но стремящегося, говоря словами Л.С.Выготского, к «овладению естественным процессом», в котором «человек как определенный биотип превращается в человека как социотип, животный организм становится человеческой личностью».

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства и позволил нам обратиться к театральной деятельности в ДОУ не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей.

Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования.

Таким образом, научная значимость избранной нами темы определяется актуальностью изучения возможностей педагогического влияния (границ, требований, условий) на изначально естественное, протекающее в русле стихийной социализации и выражающееся в театральной деятельности, развитие творческих способностей старших дошкольников.

Такое обобщенное понимание проблемы соответствует тенденциям развития психолого-педагогического знания в области творческих способностей и значения театрализации.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

                               План по самообразованию на 2020– 2021 г.

1. Подготовительный этап.

«Что такое театр?» (Для чего нужны занятия театральной деятельностью?):


-определение темы, цели и задач, содержания работы, прогнозирование результата;

-изучение научно–методической литературы по данной проблеме;

- проведение диагностического обследования с целью определения уровня развития творческих способностей, их умений и навыков;

-создание условий для реализации работы по теме самообразования: подготовка и изготовление наглядного материала; подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, мимической мускулатуры, создание сборников пальчиковых игр и игр для развития актерских способностей.

составление перспективного плана работы.

 

Октябрь

2. Знакомство

Вызвать интерес к театрализован-ной деятельности; развивать эмоционально-чувственную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств, к общению.

Игра «Радио»

Дидактические игры и упражнения.


Консультация для родителей по теме «Что такое театр».

3.Мир театра

Знакомство с понятием театр, видами театров.

Знакомство с театральными профессиями.

Изучение летской художественной литературы по жанрам.

Учить выражать эмоции через движения и мимику; учить выразительной интонации.

Беседы о театре:

«История театра», «Что такое театр».

Просмотр презентации на тему: «Театр».

Рассматривание сюжетных картинок.


Создать литературный уголок.

Ряженье в костюмы.

Игра «Измени голос».

Хоровод-игра «Мышки на лугу».

Театральные этюды по рассказам К. Ушинского «Утренние лучи».

Театральные этюды по рассказам К. Ушинского «Умей обождать».

Изготовление афиш по сказкам.

Работа над жестами и мимикой: «Вкусный арбуз», «Я на скрипочке играю», «Ем лимон», «Мне грустно», «Сердитый дедушка».

 

Ноябрь

4. Музыка осени

Познакомить  детей с понятиями: «Мимика»; вызывать положительный эмоциональный отклик детей; учить красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения.

«Выразительное движение». Игровые упражнения.

Игра – импровизация «Листочки в саду».

Музыкально – ритмическая композиция «Осенний вальс».

5. Наш богатый урожай.

Учить вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительным движением под музыку.

Работа над пантомимикой, речевым дыханием.

Изготовление персонажей сказки репка в технике оригами.

Чтение стихотворения «Мы идем в театр» Э.Успенского. Беседа по содержанию.


Сценка «Маленькая прачка» М.Яснова

Дидактические игры "Сочини предложение", "Фраза по кругу", "Давай поговорим". «Испорченный телефон».

Подвижные игры на развитие воображения и раскрепощенности: "Передай позу", "Что мы делали, не скажем" и др.


Инсценировка сказки «Репка».


Консультация для родителей на тему «Значение театрализованной деятельности на развитие ребёнка».

6.Осенние посиделки

Развитие жестов и пластики рук.

Работа над пантомимикой, речевым дыханием.

Инсценировка сказки «Заюшкина избушка».

Музыкальная игра на развитие жестов «Кто как танцует?». Упражнение на развитие пластики рук «Ловлю комариков».


Разучивание стихов, песен, загадок, чтение сказок.

«Язык жестов».

 Игра «Где мы были, мы не скажем».

Отгадывание загадок.

 Инсценировка «Мышка - норушка».

Хороводная игра «Огород у нас хорош».

Декабрь

7. В гостях усказки

Работа над чувством ритма.

Развитие слуха и чувства ритма у детей.

Знакомство со сказкой «Сорока-белобока» Т.Кирсановой.

Работа над движениями героев сказки «Сорока-Белобока».

Памятка родителям «Как читать детям дома».

Изготовление костюмов и декораций совместно с родителями.

Выставка рисунков «Мы в театре».

8. В гостях усказки

Вовлечь детей в  сюжетно-игровую ситуацию; побуждать детей к двигательной активности.

Познакомить с новой сказкой; познакомить с настольным кукольным театром; учить отвечать на вопросы полным и содержательным ответом.

Театральные этюды по рассказам К. Ушинского «Васька», «Мыши».


 Игры и упражнения: «Диктор»,

 «Изобрази героя».


«Колобок – колючий бок».

Знакомство с содержанием сказки В. Бианки. Показ настольного театра.

Вопросы по содержанию.

 Рассматривание иллюстраций к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей.

9. Колобок-Колючий бок.

Развивать творческие способности;

вызвать эмоциональный отклик детей на выступление перед зрителями.

Драматизация сказки

«Колобок – колючий бок».

Январь

10. Наша дружба

Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы; развивать воображение и учить детей высказываться; учить восприятию сюжета игры.

Беседа о друзьях. Чтение стихотворения. Рассказывание сказки «Лучшие друзья».

 Игра «Скажи о друге ласковое слово».

11. Если с другом вышел в путь.

Продолжать развивать диалогическую и монологическую речь детей, артикуляцию и дикцию, мимику.

Развивать артикуляционный аппарат и интонационную выразительность речи, работать над формированием правильной, четкой речи.

Занятие «Путешествие в сказку»  с элементами театрализации сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад.

Упражнение на развитие внимания: «Давайте потанцуем» Н.Сорокиной. Упражнение на выражение эмоций: «Девочки и мальчики» Н.Сорокиной

12.Все мы делим пополам

Продолжать развивать диалогическую и монологическую речь детей, артикуляцию и дикцию, мимику.

Порадовать детей, создать дружественную атмосферу занятия.

Распределение ролей в сказке «Сорока-Белобока» (окончание). Работа с подгруппой детей по ролям.

Театральные этюды по рассказам К. Ушинского «Спор животных.


Выставка работ фотогазеты «Мы и театр».


Рассказывание детьми сказки «Лучшие друзья».

 Музыкально-ритмическая композиция

 «Все мы делим пополам».

13.Лучшие друзья

Развивать творческие способности.

Постановка сказки для детей детского сада.

Побуждать детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.

Подготовка и драматизация сказки

 «Лучшие друзья».

Сочиняем сказку сами.

Февраль

14. Мимика

Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать к двигательной имитации, учить импровизировать, в рамках заданной ситуации.

Работа над чувствами и эмоциями.

Игра «Что я умею».

 Чтение стихотворения Б.Заходера

«Вот как я умею».

Упражнения на выразительность движений и мимики.

Мимические этюды у зеркала.

Изготовление театра совместно с родителями.

Д/и «Эмоции», «Моё настроение».

Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками»

15.Играеи в театр

Музыкальное оформление сказки «Сорока-Белобока». Познакомить детей с новым словом - декорация, а также с театральными профессиями костюмера и гримера. Упражнения-превращения «Деревянные и тряпичные куклы», «Лисичка подслушивает». Упражнение на интонационную выразительность «Курочка и Петушок» С.Насауленко.

Упражнение на развитие дикции: скороговорка «Вез корабль карамель».

Учить детей композиционному построению сцены. Разыграть диалоги в сказке «Сорока-Белобока». Развивать мимику, жесты, умение интонационно выразить обиду, радость, удивление. Подводить детей к самостоятельному показу сказки.

Театральные этюды по рассказу К. Ушинского «Играющие собаки».


Работа над выразительным исполнением ролей в сказке «Сорока-Белобока». Подбор и примерка костюмов героев.

Подготовка с детьми афиши спектакля.

Инсценировка сказки «Сорока-Белобока».

Роль ведущего исполняет взрослый (МР), остальные роли - дети. На спектакль приглашаются дети средней группы, родители, сотрудники учреждения.

16.Страна воображения.

Создать положительный эмоциональный настрой;

Учить действовать с воображаемыми предметами

Упражнения на развитие воображения и внимания:

 «Ковер-самолет»,

«Давайте потанцуем».

17.Наше настроение

Побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимике, эмоциях; дать представление об основных эмоциях.

Этюды на выражение основных эмоций:

 «Чуть-чуть грустно»,

«Курица с цыплятами»,

«Гусь».

Март

18. Веселые артисты

Закрепить впечатления детей от постановки сказки «Сорока-Белобока». Способствовать развитию творческого мышления и воображения:

Закрепить умение детей самостоятельно искать способы действий для передачи образа. Упражнять детей в умении передавать различные чувства. Учить пользоваться мимикой, жестом:

а) упражнение «Представьте, что вы - художник»; б) упражнение с игрушками «Сочини сказку»; в) на развитие пластики - «У оленя дом большой».


Консультация для родителей на тему «Эмоции и их роль в жизни ребёнка».


1)мимические этюды «Ем лимон», «Тепло — холодно»;

2)на выразительность жеста: «Артисты пантомимы».

19.Шуточные этюды

Вовлечь детей в сюжетно – игровую ситуацию; учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах.

Пантомимические этюды /Озорной щенок, щенок ищет и т.д./

Игра «Ай, дили, дили.»

Разминка для голоса «И-го-го!»

Игра – оркестр «Музыка для лошадки».

20. Добрые слова

Побуждать к активному восприятию стихотворения; исполнять музыкальную композицию, передавая образ доброты и дружбы.

Добиваться яркой выразительности в передаче образов в соответствии с событиями и переживаниями героев, менять интонацию, выражение лица.

Чтение стихотворения «Добрые слова».

 Игра « Назови вежливое слово».

 Музыкально-ритмическая композиция

«Если добрый ты».

«Волшебная дверь».

Скороговорки на развитие дикции: «Посреди двора - дрова», «Маша шла, шла, шла», «Шла Саша по шоссе».

21.Музыкальное путешествие

Учить красиво двигаться под музыку, выражать эмоции через танцевальные движения, развивать музыкальные способности.

Музыкально-ритмические композиции

 «Веселые путешественники»,

 «Разноцветная игра».

Апрель

22. Домашние любимцы

Дать представление о жизни домашних животных; учить воплощаться в роли и ролевому поведению; использовать звукоподражание.

Рассказывание сказки В.Сутеева

 «Кто сказал «мяу»?

 Пантомимическая игра

«Угадай, кого покажу».

23. Мой щенок

Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; упражнять в звукоподражании.

Упражнения в интонирование диалогов. Пантомимическая игра

 «Угадай, кого встретил щенок?»

24. Кто сказал мяу?

Создать положительный эмоциональный настрой перед выступлением.

Подготовка к драматизации.

 Драматизация сказки

«Кто сказал «мяу»?

25. Весенний дождь

Порадовать детей,  развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, учить ролевому воплощению, побуждать к двигательной активности.

Рассказывание сказки В. Сутеева «Под грибом». Беседа по содержанию.

Игра  «Дождливо - солнечно».

Этюд – игра «Цветы на полянке». Танец – игра  «Цветочный вальс».

26. Выйдем мы в лесок

Развивать воображение детей, учить высказываться, учить выразительно двигаться под музыку.

Загадки по сказке.

 Игра-конкурс «Попросись под грибок».

Рассматривание иллюстраций к сказке.

 Игра «Узнай, кто попросился под грибок».

27. Пойми меня

Учить передавать характерные движения и мимику героев сказки, побуждать к двигательной активности.

Игра-имитация «Пойми меня».

 Разучивание музыкально-ритмических композиций к сказке.

Заключительная пляска.

28. Под грибком

Учить воплощаться в роли и ролевому поведению при  публичном выступлении, развивать эстетический вкус.

Драматизация сказки В.Сутеева

 « Под грибом».

Май

29. По следам сказок

Создать радостное настроение, подвести итог занятий за год.

Учить вспоминать знакомые сказки, разыгрывать их, предварительно наряжаясь в костюмы.

Итоговое занятие.

Драматизация сказок по желанию детей.

Мониторинг детей.

Анкетирование родителей.

Картотеки: «Пальчиковая гимнастика», «Дыхательная гимнастика», «Тетрализованные игры и этюды».



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка"

 

            Нарушение речевого развития детей рассматриваются, прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками. Роль, которая доставалась ребенку при игре в театре, может раскрыть в нем потенциальный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

- игры в кукольный театр;

- игры- драматизации;

- игры- представления ( спектакли );

- плоскостные и теневые театры.

            Театрализованная деятельность способствует развитию речи ( монолог, диалог). Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, так как у них ещё не достаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Стремиться необходимо к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. Акцент взрослый делает то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

            В коррекционной работе с детьми с задержкой речевого развития необходимо на их эмоциональный мир, познавательный интерес.

            Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.                                                  Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи.

           Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини- спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

            Создание спектакля с дошкольниками- очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.

               Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка. Развиваются основные языковые функции – экспрессивная ( вербально образный компонент речи) и коммуникативная ( способность к общению, пониманию, диалогу. Всё вышесказанное дает основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность психо-коррекции задержки речевого развития детей дошкольного возраста.

              Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют в последствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.

              Инсценировки или отдельные сцены из спектакля, используемые в театрализации, являются готовыми моделями коммуникативных ситуаций.

Распределяя роли в игре- драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься то речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.

              Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь.

              Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.

              В нашем детском саду в каждой группе есть специальные мини- центры для театрализованной деятельности, где имеются куклы для настольного, варежкового, перчаточного, теневого и других видов театра: шапочки- маски для кукольного и теневого театров.

              Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.

Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду».

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Процесс  автоматизации  звуков – это кропотливый и долгий труд родителя, воспитателя и логопеда. Часто ребенок просто отказывается от монотонных заданий и теряет интерес к таким занятиям. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы педагога, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованная деятельность развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

«Чтобы веселиться чужым весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место».                                (Б. М. Теплов)

Театр и родители.

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует и участия родителей. Важно родителям принимать участие в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Родители могут исполнять роли, принимать участие в изготовлении декорации, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Участие родителей в совместной деятельности с детьми вызывает у них много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

         Я предлагаю родителям  в домашних условиям устроить детям театр.

Давайте рассмотрим, какие бывают куклы и как с ними играть.

Куколки на пальчик.

Игра с пальчиками – первый шаг, знакомство с первой игровой условностью. Это первый театр, не требующий больших затрат времени и финансов для изготовления атрибутов.

Возьмите лист бумаги шириной 5-7см, примерно по длине вашего указательного пальца. Если кукловодом будет ребенок, то соответственно лист бумаги должен быть меньше. Сворачиваете бумагу рулончиком прямо на пальце и склеиваете. Дальше — раскрашиваете, украшаете аппликацией, бисером или палетками. Обязательно сделайте отличительные признаки персонажей: королю — корону, деду — бороду и усы, а бабке — платочек… Играть такими куколками-рулончиками интересно и одному, и целой компанией. Надеваете на палец… и вы уже не мама, а капризная принцесса! Еще такие артисты очень удобны для сказок с большим количеством персонажей. Каждый палец — отдельный герой. Так можно поставить «Репку», «Теремок», «Зимовье зверей».

Театр на столе.

Именно на нем и разыгрываются представления.

Сначала вырезаете из журнала приглянувшиеся картинки и наклеиваете их на картон для прочности. Фигуры должны быть не больше 10 см в высоту.

Возьмите половинку от внутреннего футляра шоколадного яйца. На каждой сделайте сверху щель ножом. В эту прорезь вставьте картинку на картоне. Герой новой сказки готов! Так можно создать целую семью: маму, папу, малыша, снабдить их необходимыми предметами обихода. Сделайте на таких же подставочках изображения детской кроватки, колясочки, стола. Любая журнальная иллюстрация пойдет в дело! Такие актеры и декорации прочно стоят на столе и их можно свободно передвигать. А то, что в вашей сказке не будет традиционных персонажей бабки и дедки, пожалуй, и лучше: сможете сами вместе с ребенком сочинить новую сказку, с новыми действующими лицами.

Конусные куклы.

Возьмите лист тонкого картона или ватмана, сверните конусом (диаметр основания 7-10 см). Склейте или скрепите степлером. Установите, чтобы он прочно стоял на столе. Это будет туловище будущего героя. Сверху на конус приклеиваем голову. Ее изображение может быть двойным: вид спереди и вид сзади. Эти две половинки склеиваем между собой, а внутри, между ними, — вершина конуса. К конусу прикрепите ручки-ножки, усики-рожки. Объемные куклы сложнее хранить. Они легко мнутся, поэтому их нужно аккуратно сложить в коробку, а плоские фигурки можно снять с подставочек и хранить даже в конверте. Для представления с такими куколками можно смастерить даже декорации — простую ширму, сделанную из 3-4 плотных листов картона большого формата (А4 или A3), соединенных между собой «гармошкой» с помощью скотча или лейкопластыря. Он эластичный, прочный, отлично клеится и не шуршит при открывании и закрывании ширмы. На листы наклейте скотчем прозрачные папки-файлы в виде кармашков. Туда вы будете вставлять картинки, соответствующие теме действия, и ширма всегда будет другой. Картон лучше взять разных цветов: это и смотрится интереснее, и обыграть в постановке можно. На зеленом фоне — пара деревьев, вот и получился лес. На голубом легко представить море или речку, на желтом либо коричневатом сделаете дорогу или пляж. Будет совсем как в настоящем кукольном театре!

Перчаточные куклы.

Можно их сшить самим, а можно — взять обычную перчатку, у которой потерялась пара. Для головы подойдет шарик от пинг-понга с отверстием для указательного пальца. С помощью перманентного маркера изобразите на нем лицо, повяжите платочек или приклейте универсальным клеем шевелюру из шерстяных ниток. Если делаете лицо человечка, вместо шарика можно взять небольшой клубочек, обтянутый светлой тканью. Если хотите получить меховую мордашку, можно клубочек не обтягивать, а просто подобрать по цвету: мишке - коричневый, а зайке - белый или серенький. Здесь главное - аксессуары: платочек для старушки, косички для девчушки и т.п.

Можно саму перчатку оставить такой, какая она есть, а можно сверху надеть рубашечку или юбочку. Такие куколки обязательно полюбятся малышу, они ведь как живые: двигаются, у них явно есть характер, они разговаривают и ведут себя почти как люди. Наденьте такого «актера» на руку, и почувствуете, что говорите-то вовсе не вы. Это кукла заставляет вас произносить слова, танцевать и петь. Только прислушайтесь!

Работа над созданием игрушки вместе с ребенком очень увлекательна. Игрушка сделанная ребенком, пусть с помощью взрослого, является не только результатом его труда, но и творческим выражением индивидуальности ее создателя. Она особенно дорога ему, с ней гораздо увлекательнее изображать героев сказок, песенок, небольших рассказов.

Родители! Не жалейте времени на домашние постановки по материалам сказок - результат будет стоить того.

Для ваших детей  это будет настоящий праздник!

                               Консультация для родителей

«Воспитание ребёнка посредством театральной деятельности»

«Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты». 
К.С.Станиславский


Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. 
Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное наслаждение.
Во время занятий театрализованной деятельностью развивается любознательность, стремление к познанию нового и интересного, усваивается новая информация, настойчивость и целеустремлённость. У ребёнка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность.
Взрослым не следует навязывать своё видение, свои вкусы ребёнку, нужно предоставить возможность самому выбрать, к какому виду театральной деятельности появился устойчивый интерес в силу его склонностей и способностей. Театр бывает кукольный, настольный, пальчиковый, теневой и просто театр, где ребёнок может попробовать свои силы.

Театр, как никто другой! - возвращает нас к исконным корням. Он – единственный, сохраняющий и культивирующий народную мудрость вне зависимости от национальной принадлежности. В опосредованной форме он учит детей быть честными и добрыми, устремлёнными и трудолюбивыми, способными по – настоящему оценить и полюбить богатство родного слова.

Плюсы театральной деятельности.
- Дети умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно.
- Снимают напряжение с отдельных групп мышц.
- Запоминают заданные позы.
- Знают 5 – 8 артикуляционных упражнений.
- Умеют произносить скороговорки и чистоговорки в разных темпах, шёпотом
- Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
- Умеют прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и чётко произнося слова с нужными интонациями.
- Умеют составлять предложения с заданными словами.
- Умеют сочинять этюды по сказкам.
- Умеют строить простейший диалог.


Театр кукол
У нас сегодня с мамой
Культурная программа.
Давай мне, мама, руку,
Пойдем в театр кукол!
Что я большой - я знаю,
Но кукол обожаю
Смотрю и не могу понять,
Как куклой можно управлять?
Взял рукавичку и надел 
И вот уж Петушок запел,
А поменял ты рукавичку 
И превратился он в Лисичку!
Но знаю я наверняка -
Актера трудится рука,
И кукла оживает,
Поет, переживает
Волшебно это превращенье!
И мама смотрит с восхищеньем.
А мы в театр еще пойдем,
И папу мы с собой возьмем!



Предварительный просмотр:

Управление образования и Молодежной политики администрации г.о.г. Бор

Нижегородской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад

 «Солнышко»

Принята на заседании  

Педагогическогосовета

от «___» _______________20__г.

Протокол №___________________

Утверждаю:

Заведующий МАДОУ детский сад «Солнышко»

___________________ Талинина О.А.

«____» __________20___ года  

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

кружка по театрализованной деятельности 

«Сказочный остров»

(уровень стартовый)

                                                              Направленность: художественно – эстетическая

Возраст обучающихся: 5 - 7лет

Срок реализации программы: 1 год

Количество занятий в год – 34.

                                                                                     Разработчик: Лазарева Н.В..воспитатель

Ст.воспиттатель : Каплина Е.В.

С.Линда

 2021

Раздел 1. Пояснительная записка

1.1.Дополнительная общеразвивающая программа художественно – эстетическойнаправленности – кружка по театрализованной деятельности «Остров детства» разработана на основе:

1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

2. Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р);

3. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом  Министерства образования и науки РФ от 09ноября 2018 г. № 196);

4. Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242;

5. СанПиНа 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26) (актуальны только для программ, рассчитанных на дошкольников);

6. СанПиНа 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41);

7. Устава МАДОУ детского сада «Солнышко»;

8. Положения о дополнительных общеразвивающих программах, реализуемых в МАДОУ детский сад «Солнышко»

1.2. Уровень программы –стартовый.

1.3.Актуальность программы.

Актуальность программы кружка по театрализованной деятельности «Остров Детства» заключается втом, что программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, стимулирует способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира. Программа основана на психологических особенностях развития старших дошкольников.

Педагогическая целесообразность.

Программа сформирована в соответствии с основными принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Принцип занимательности - вовлечение детей в деятельность, формирование у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.

Принцип новизны - опирается на непроизвольное внимание, вызывает интерес к работе, активизирует познавательную сферу.

Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.

Принцип сотрудничества – в ходе продуктивной деятельности создает доброжелательное отношение друг к другу.

Принцип систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в программе:

1. Дыхательная гимнастика.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Физкультминутки, динамические паузы.

4. Пальчиковые игры со словами.

1.4. Цель программы -развитие коммуникативно-творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.

1.5. Задачи программы.

1. Образовательные:

- Познакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр теней, пальчиковый и др).

- Приобщить детей к театральной культуре.

- Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.

- Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.

- Учить импровизировать игры- драматизации на темы знакомых сказок

2.Развивающие:

- Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

- Развивать память, внимание, воображение, фантазию.

- Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных героев.

- Активизировать словарь детей.

- Развивать желание выступать перед родителями.

3. Воспитательные:

- Создать условия для развития творческой активности детей.

- Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала;

- Воспитание коммуникативных способностей детей.

1.6.Воспитанники, для которых программа актуальна.

Возраст обучающихся по данной программе: 5-7 лет

Количество обучающихся в группе: 10-12 человек.

1.7. Формы и режим занятий

Форма проведения занятий – аудиторные, внеаудиторная;

Форма организации деятельности: индивидуально-групповая.

Форма обучения: очная.

Занятия проходят 1раз в неделю, 30 минут.

Структура занятия:

Программа состоит из 4х разделов, работа над которыми ведется параллельно.

1. Основы театральной культуры.

2. Театральная игра.

3. Ритмопластика.

4. Культура и техника речи.

На одном занятии могут изучаться темы из разных разделов, и руководитель театрального кружка строит свою работу таким образом, чтобы не нарушать целостность педагогического и творческого процесса, учитывая поставленные цели и задачи эстетического воспитания.

1.8. Срок реализации программы

Срок реализации программы – 1 год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения: 34 часа. Количество учебных часов в год: 34 часа.

1.9. Планируемые результаты

Ребёнок должен знать:

- некоторые виды театров;

- некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;

- устройство театра (зрительный зал, фойе, гардероб);

- театральные профессии (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер).

Ребенок должен уметь:

- Снимать напряжение с отдельных групп мышц.

- Запоминать заданные позы.

- Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.

- Запоминать заданные педагогом мизансцены.

- Двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.

- Менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

- Создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

- Чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

- Подбирать рифму к заданному слову. (старшая и подготовительная группа)

- Сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему. (старшая и подготовительная группа)

- Выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией.

В процессе создания театрального действа дети учатся в художественной форме выражать чувства и мысли и, тем самым, раскрепощают свою личность. Используя весь богатейший арсенал театральных средств, они получают при этом и чисто игровое наслаждение, что позволяет глубоко закрепить полученные навыки.

Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях; зародит стремление в нём, самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

В качестве результатов работы по организации театрализованной деятельности детей в ДОУ можно назвать следующие: благодаря этому дети становятся более эмоциональными, более мобильными; учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления, открыто и честно. Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.

Именно на развитие эмоционального мира и артистических способностей ребенка – дошкольника путем приобщения его к театральному искусству и участия в театрализованной деятельности направлена Рабочая программа «Остров Детства».

Раздел 2. Формы аттестации и оценочные материалы.

2.1.Формы контроля.

Образовательная программа предусматривает следующие формы контроля:

Входной контроль применяется при поступлении воспитанника в коллектив и на вводном занятии последующих учебных годов в форме беседы, наблюдения. Главный критерий на этом этапе диагностики - это интерес ребенка к данному виду деятельности. Беседа на начальном этапе проводится для того, чтобы наметить план работы с учетом индивидуальных личностных качеств и творческих данных детей.

Текущий контроль проводится на каждом занятии в форме наблюдений, устных рекомендаций педагога, в форме коллективного обсуждения. Контроль предполагает участие воспитанников коллектива в творческих мероприятиях образовательного учреждения (День открытых дверей,тематические праздники и другое), в подготовке новых творческих программ с последующим анализом, как со стороны педагога, так и со стороны самих обучающихся.

Промежуточный контроль проводится в рамках аттестации обучающихся в декабре-январе месяце в формах: открытое занятие, мастер-класс, выставка, ярмарка, викторина.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года и по окончанию образовательной программы (апрель-май) в форме: защита коллективного творческого проекта. Для эффективного отслеживания образовательных и воспитательных результатов, обучающихся в рамках программы разработан и ведется мониторинг результатов.

2.2.Средства контроля.

Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.

1.Основы театральной культуры.

Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.

Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.

2. Речевая культура.

Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.

Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.

3. Эмоционально-образное развитие.

Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.

Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.

Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.

4. Навыки кукловождения.

Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.

Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.

5. Основы коллективной творческой деятельности.

Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

Так как Рабочая программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.

Раздел 3. Содержание программы

Учебно-тематический план работы кружка на 2020-2021 учебный год.

месяц

раздел

тема

теория

практика

Всего занятий

Сентябрь

Вводное занятие

Инструктаж по ТБ

1.«Давайте познакомимся»

2.«Закулисье».

0.25

0.25

0.25

0.75

0.75

0.75

1

1

1

Октябрь

1. «Театр»

2.Знакомство с пальчиковым театром.

3.Знакомство с плоскостным шагающим театром.

4.Мимика и жесты.

1.Разыгрывание сценок.

2.Постановка сказок – «Репка», «Колобок»

3.Инсценировка сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка».

4.Постановка этюда.

0.25

0.25

0.25

0.25

0.75

0.75

0.75

0.75

1

1

1

1

Ноябрь

1.Знакомство с теневым театром.

2.Рисуем театр. Выбор сценария для отчетного спектакля.

3.Слух и чувство ритма.

4.Пантомима.

1.Постановка сказки «Курочка ряба»

2.Обсуждение отчетного спектакля.

3.Дидактические игры.

4.Развитие сенсомоторики, постановка этюдов

0.25

0.25

0.25

0.25

0.75

0.75

0.75

0.75

1

1

1

1

Декабрь

1.Сила голоса.

2.Знакомство с куклами

би-ба-бо.

3.Знакомство с конусным настольным театром.

4.Подготовка к спектаклю

1.Артикуляционная гимнастика, игры.

2.Инсценировка сказки «Маша и медведи»

3.Показ Рождественской сказки.

4.Спектакль!

0.25

0.25

0.25

0.25

0.75

0.75

0.75

0.75

1

1

1

1

Отчетный спектакль для родителей. (Предварительно спектакль для воспитанников ДОУ)

Январь

1.Театральные игры.

2.Сценическая пластика.

3.Знакомство с театром из деревянных фигурок, резиновых игрушек (персонажи из мультфильмов).

1.Знкомство с Театральными играми

2.Развитие сценической пластики

3.Инсценировки и самостоятельная деятельность.

0.25

0.25

0.25

0.75

0.75

0.75

1

1

1

Февраль

1.Чувства, эмоции

2.Инсценировка шуток-малюток.

3.Культура и техника речи.

4.Расслабление мышц.

1.Постановка этюдов

2.Разучивание пальчиковых игр

3.Формируем правильное произношение

4.Развиваем умение владеть своим телом

0.25

0.25

0.25

0.25

0.75

0.75

0.75

0.75

1

1

1

1

Март

Инсценировки сказки

1.Знакомство с театром масок.

2.Знакомство с куклами- говорунчиками.

3.Театр кукол-оригами.

4.Сам себе режиссёр.

0.25

0.25

0.25

0.25

0.75

0.75

0.75

0.75

1

1

1

1

Апрель

Отчетный спектакль

1.Выбор сценария для отчетного спектакля.

2.3.4Репетиция отчетного спектакля.

0.25

0.25

0.25

0.25

0.75

0.75

0.75

0.75

1

1

1

1

Май

Отчетный спектакль

1.Репетиция отчетного спектакля.

2.Генеральная репетиция.

0.25

0.25

0.75

0.75

1

1

Отчетный спектакль для родителей. (Предварительно спектакль для воспитанников ДОУ)

Май

1.Игровая программа «Это вы можете!»

2.Заключительное занятие

1.Показ детьми самых любимых эпизодов и ранее сыгранных ролей.

2.Подведение итогов

0.25

0.25

0.75

0.75

1

1

Раздел 4. Организационно-педагогические условия

реализации программы

4.1. Учебно-методическое обеспечение программы

При реализации программы используются следующие методы и приемы обучения:

1. Игра.

2. Метод игровой импровизации.

3. Упражнения на расслабление и напряжение мышц.

4. Этюдная методика.

5. Инсценировки.

6. Драматизация.

7. Рассказ.

8. Чтение педагога.

9. Рассказ детей.

10. Беседы.

11. Разучивание произведений устного народного творчества.

Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя помочь детям освоить умения и навыки, развить внимание, память, воображе­ние, творческое воображение.

Рабочая программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

2. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.

3. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

4. «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).

5. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения.

4.2. Материально-технические условия реализации программы

Требования к помещению для занятий:

Музыкальный зал

Средства обучения и воспитания:

Различные виды театров: бибабо, настольный театр, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, бумажный театр и т.д.

Картотека мультфильмов и сказок.

Наглядные пособия (картинки, схемы - модули)

Картотека дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики, загадок, скороговорок, чистоговорок.

Репродукции картин, иллюстрации к сказкам и художественным произведениям

Ноутбук.

Мультимедийный проектор.

Расходные материалы:

Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски.

Атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал, ножницы, кисти.

Костюмы для ряженья.

4.3. Кадровое обеспечение программы

Дополнительная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности – кружка по театрализованной деятельности «Остров Детства» реализуется воспитателем средней группы Кочихиной И.В.

4.4. Учебно-информационное обеспечение программы

Перечень литературы, используемой педагогом:

1.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

2. Маханева М.Д. Театрализованный занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.

3. Понсов А. Д. Конструкции и технология изготовления театральных декораций.

4. Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду.

5. Чистякова М.И. Психогимнастика.

6. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2004.

7. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе «Сказочный театр»

Задачи:Образовательные: Расширять представление детей о театре и театрализованной деятельности.Закреплять умение вспоминать название любимых сказок, отгадывать загадки.Упражнять в передаче эмоций...

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе «Сказочный театр»

Расширять представление детей о театре и театрализованной деятельности. Закреплять умение вспоминать название любимых сказок, отгадывать загадки. Упражнять в передаче эмоций мимикой, жестами, без...

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе «Сказочный театр»

Занятие предназначено для детей старшей группы детского сада. Подготовительная работа подразумевает чтение и рассказывание Русских народных сказок. Занятие способствует формированию у детей представле...

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе «Сказочный театр»

Цель: Развитие речи детей.Задачи:Образовательные: Расширять представление детей о театре и театрализованной деятельности. Закреплять умение вспоминать название любимых сказок, отгадывать загадки....

Занятие по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе "Сказочный театр"

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с...

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе «Сказочный театр»

Самым любимым видом развлечения является театральное представление. Оно переносит малыша в красочный, волшебный мир сказки, где гармонично сочетается реальное и вымышленное. Дети верят персонажам...

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе "Сказочный театр"

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе "Сказочный театр"...