Игры на развитие психических процессов по лексическим темам Младший возраст
статья (младшая группа)
Игры на развитие психических процессов по лексическим темам
Младший возраст
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.docx | 34.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема | Развитие мышления Цель, описание | Развитие восприятия Цель, описание | Развитие внимания Цель, описание | Развитие памяти Цель, описание | Развитие воображения Цель, описание |
Младший возраст 3-4 года | |||||
Зима II – III неделя января («Зима белоснежная», «Зимние развлечения») | «Что зимой бывает» Цели: · Развитие представление о приметах зимы. · Совершенствование связной речи. Игра проводится с использованием настольной игры «Времена года». Дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года. «Когда это бывает» Цели: · Учить детей называть времена года по их признакам. · Развивать мышление, память, внимание. Материал: картинки с временами года, загадки о временах года. Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находят соответствующие времена года на картинках и выставляют их на мольберт. - Снег на полях, Лед на реках Вьюга гуляет, Когда это бывает? ( Зимой) - Сошли снега, шумит вода, Земля уже цветами полна. Растет травка молодая, Все мертвое оживает, Когда это бывает? (Весной). - Солнце печет, липа цветет, Вишня поспевает, Когда это бывает? (Летом) - Голые поля, мокнет земля, Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью) | «Укрась варежки» Задачи: Учить использовать разные техники нанесения краски в процессе оформления заготовки, закреплять представления о цвете. Нарисовать (выложить) узор. Украсить варежки Пятачка мозаикой красного цвета, варежки Кролика — мозаикой зеленого цвета. Описание игры: В гости к детям приходит мишка (игрушка) и приносит свои варежки, которые ему совсем не нравятся. Воспитатель показывает ребятам варежки (бумажные шаблоны без рисунка) и предлагает разрисовать их узорами, а потом подарить варежки мишке. Дети украшают варежки пятнами, точками, линиями и показывают готовые варежки мишке. Ему очень нравятся варежки. Он говорит, что его друзья, Кролик и Пятачок, тоже хотят иметь такие варежки. Мишка просит украсить варежки для его друзей: для Пятачка — мозаикой красного цвета, для Кролика — мозаикой зеленого цвета. Дети составляют узоры на двух больших варежках-основах (обведенный фишками контур варежки). | «Собери снеговика» Цели: · Развитие зрительного внимания, пространственных представлений. · Совершенствование фразовой речи. У каждого ребенка по 3 круга разного размера (большой, средний и маленький). Дети по образцу или по представлению собирают из них снеговика. Рассказывают, каких деталей не хватает, описывают их. «Наоборот» Цели: · Развитие слухового внимания, логического внимания. · Активизация словаря - закрепление в речи слов - антонимов. Педагог произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее. Например, снег черный (нет, белый), снеговик горячий (нет, холодный), деревья с листочками (нет, голые), солнце греет (нет, светит), птички поют (нет, мерзнут), медведь гуляет по лесу (нет, спит в берлоге). | «Отгадай по описанию» Цели: · Учить детей называть времена года по признакам. · Развивать мышление, память, внимание. Материал: картинки с временами года. Воспитатель описывает времена года, а дети его отгадывают. Воспитатель: В это время года дети любят кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки. Дети отвечают или поднимают карточку с изображением зимы. | «Собери снеговика» Цели: Развитие воображения, пространственных представлений. Совершенствование фразовой речи. У каждого ребенка по 3 круга разного размера (большой, средний и маленький). Дети по образцу или по представлению собирают из них снеговика. Рассказывают , каких деталей не хватает, описывают их. |
Предметный мир вокруг нас I – II неделя февраля («Зачем людям одежда нужна?», «Идем в магазин за покупками») | Д/и «Сравнилки» Цель: развитие логического мышления, умения сравнивать предметы. Детям предлагается сравнить перчатки и варежки, зимнюю одежду и летнюю одежду, … Игра «Один - много» Цель: формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа. Ход игры: Ребенку предлагается назвать предмет одежды со словом много, например, - У мамы одно платье, а у Тани много платьев. - У мамы одна юбка, а у Тани много юбок... | Игра «Подбери одежду» Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику. Игровой материал и наглядные пособия: одежда для куклы, кукла. Описание: воспитатель демонстрирует куклу, рассказывает, что кукла с утра раскапризничалась и не может выбрать себе платье. Предлагает помочь кукле одеться. Кукла капризничает: «Я хочу желтое платье!» Предложить ребенку найти среди одежды желтое платье. Посмотрев на платье, кукла передумала: «Нет, не хочу желтое платье, хочу синий сарафан!» И т. д. Когда кукла все же выберет себе одежду, предложить ребенку подобрать носочки и платочек такого же цвета. «Чего не хватает» Цель: развитие у ребенка целостного восприятия предмета. Оборудование: картинки с изображением брюк без одной брючины, платья без рукава, рубашки без пуговиц; недостающие детали одежды: брючина, рукав, пуговицы. Ход игры. Воспитатель предлагает детям добавить недостающие детали одежды. | Д/и «Прохлопай названия одежды, обуви» Цель: развитие внимания, слоговой структуры, слухового восприятия. Воспитатель произносит слова, а дети хлопают на слово, обозначающее одежду: кофточка, рукавица, платье, рубашка, сарафан, фартук. Д/и «Исправь ошибку» Цель: развитие внимания, слоговой структуры, слухового восприятия. Воспитатель произносит слова с неправильным ударением, а дети исправляют: кофточка, рукавица, платье, рубашка, сарафан, фартук. | «Идем в магазин» Игра развивает слуховую краткосрочную память. Как играем: предложите поиграть в магазин. Отправьте ребенка за покупками, попросите его запомнить все, что нужно купить. Начните с двух предметов, увеличивая их количество до 4-5. Меняйтесь ролями. Вы и ребенок можете быть по очереди и дочкой (или сыном), и мамой (папой), и продавцом, который вначале выслушает заказ, а потом принесет его. Можно брать предметные картинки или игрушки. «Карлсон расшалился» Игра развивает зрительную краткосрочную память. Необходимый инвентарь: картинки с одеждой. ◈ Как играем: поставьте на стол 3-4 картинки. Предложите ребенку рассматривать их в течение одной минуты и запомнить их расположение. Затем перемешайте картинки, сказав, что это Карлсон расшалился: все перемешал и улетел. Но он обещал вернуться. Ребенок должен все картинки поставить на место так, как они стояли вначале. | Изобразительная деятельность «Одежда с карманами и пуговицами» Вы можете сами выбрать себе одежду, которую сейчас будете украшать. Дети выбирают цветные силуэты пальто, комбинезонов, плащей и наклеивают на них карманы. Затем лепят из пластилина небольшие шарики, прижимают к одежде и сверху прикладывают и прижимают пуговицы. Упражнение «Штриховка» Возьмите карандаши и нарисуйте полоски на одежде. |
День защитника Отечества III – IV неделя февраля («Я и мой папа», «Как стать сильным») | Д/и «Найди тень от инструмента» Рекомендации к использованию: данные иллюстрации нужно распечатать в цветном варианте. Картинки можно разрезать, наклеить на картон для прочности, и перемешав их предложить ребёнку найти предмет и его тень. Цели: Развитие внимания, памяти, логического мышления. Развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму. Ход игры: Дети рассматривают цветные силуэты инструментов и повторяют за воспитателем их названия. Затем дети подбирают к темным силуэтам цветное изображение инструмента (лучше иллюстрации заламинировать или покрыть скотчем, для многоразового использования). Д/и «Что лишнее?» На картинке среди трех инструментов изображена чашка. Дети должны найти лишний предмет и объяснить свой выбор. | Д/и «Забей гвозди — сколоти забор» Цель: формировать у детей устойчивые представления о цвете, форме и величине. На фоне забора изображены круги разного цвета и размера, на которые дети выкладывают пуговицы соответствующего цвета и размера. Упражнение «Поставь машины в гаражи» Цель: формировать у детей устойчивые представления о цвете, форме и величине. - Поставьте машины в гаражи. Только будьте внимательны – какого цвета машина, такого цвета и ее гараж. Поставили машины? Закрывайте гаражи воротами того же цвета. На какую фигуру похожи ворота? На Прямоугольник. | «Лабиринт» Цели: Развитие внимания, памяти, логического мышления. Развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму. Воспитатель предлагает детям листки с заданиями, где надо найти правильную дорогу для персонажа. Упражнение «Проведи машину по извилистой дороге» Цель: развивать мелкую моторику и координацию движений. Дети маленькими машинками (или пальчиком) водят по извилистой дорожке, стараясь не выходить за ее пределы. | «Карлсон расшалился» Игра развивает зрительную краткосрочную память. Необходимый инвентарь: картинки с инструментами. ◈ Как играем: поставьте на стол 3-4 картинки. Предложите ребенку рассматривать их в течение одной минуты и запомнить их расположение. Затем перемешайте картинки, сказав, что это Карлсон расшалился: все перемешал и улетел. Но он обещал вернуться. Ребенок должен все картинки поставить на место так, как они стояли вначале. | Рисование на тему «Вот какие у нас флажки» Цель: учить детей украшать флажки, вызывать интерес к изображению флажков разной формы по своему замыслу, развитие воображения. |
8 марта I – II неделя марта («Я и моя мама», «Мамы есть у всех») | «Маленькие помощники» Цель: подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление. Материал: ящик, мишка. Ход игры К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой. Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом. Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей. | Игра-шнуровка «Бусы для мамы» Ребёнок нанизывает на нитку бусины. Дидактическое упражнение «Подбери к блюдцу чашку и ложку» - Подберите к блюдцу чашку и ложку. Только будьте внимательны – какого цвета блюдце, такого цвета и чашка с ложкой. | Игра с карточками «Что делает мама» Воспитатель предлагает пройти к столу и сыграть в игру. На столе лежат карточки с изображением предметов быта (посуда, пылесос, еда, молоток и т. д.). Детям дается задание «на столе лежат карточки, давайте посмотрим на них и еще раз скажем, что мама делает дома». Дети рассматривают карточки и выбирают нужные предметы и проговаривают их. | Игра с мячом «Имя мамы» Воспитатель предлагает детям поиграть с мячом. Дети строятся в круг и педагог дает задание «Нужно назвать имя своей мамы и бросить мячик соседу справа». Если ребенок затрудняется сказать имя мамы, педагог помогает ему и все дети проговаривают имя мамы ребенка. Воспитатель благодарит всех детей за хорошо проделанную работу. | «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем» Игра учит называть действия словами, развивает творческое воображение, тренирует сообразительность. ◈ Как играем: взрослый показывает ребенку любое действие (моет посуду, пьет чай, гладит, моет полы), а ребенок отгадывает. Неважно, если он назовет не то, что вы загадали, — главное, чтобы его ответ был похож на ваши действия. ◈ Закрепляем: пусть ребенок сам показывает действия, а вы отгадываете. ◈ Если свои действия он будет сопровождать мимикой, еще лучше. |
Знакомство с народной культурой III – IV неделя марта («В гостях у Василисы», «Нарядные игрушки (дымка)») | Игра «Подбери к силуэту пару» Содержание: К силуэтному изображению необходимо подобрать игрушку или её цветное воспроизведение. Среди предлагаемых вариантов могут быть игрушки с отличающимися деталями, но с одинаковым орнаментом. | Игра «Половинка» Цель: развивать зрительное восприятие, сравнительный анализ, внимательность. Содержание: Необходимо к имеющейся половинке изображения игрушки подобрать вторую половинку из предложенных вариантов (силуэт, детали и узор половинок должны совпадать полностью если изображение симметричное (барышня), если несимметричное (олень, конь, баран), то должны соответствовать образу). Потребуется: Половина цветного изображения дымковской игрушки (фигурка может быть симметричной и несимметричной), варианты второй половинки, у которых могут отличаться мелкие детали, узор или цвет отдельных элементов узора. Один из вариантов правильный. | Игра «Ну-ка повтори» Содержание: ребенок должен из элементов выложить узор аналогичный предложенному образцу. Орнамент может совпадать полностью или сохранять структуру (чередование по цвету, форме, величине), построение (рядами, в шахматном порядке, радиально, свободно). | «Дымковские разрезные картинки» Собрать из частей целое. | Игра «Собери картинку» Содержание: Нужно собрать по кусочкам целое изображение дымковской игрушки. |
Весна I – II неделя апреля («Какие краски у весны» «Знакомим куклу с весной») | Д/и «Да-нет-ка» Цель: установление простейших причинно-следственных связей. 1. Весной можно лепить снеговиков. 2. Весной можно кататься на санках. 3. Весной появляются первые весенние цветы. 4. Весной можно купаться в речке. 5. Весной на деревьях опадают листья. 6. Весной птицы улетают в теплые края. 7. Весной солнце теплое и лучистое. 8. Весной на деревьях появляются листочки. 9. Весной птицы вьют гнезда. Дидактическое упражнение «Что сначала, что потом» - Ребята, внимательно посмотрите на картинки. Сначала абрикос цвел, у него на ветках распустились цветы. Покажите мне такую картинку. Затем на ветках вместо цветов выросли маленькие зеленые абрикосы. Покажите такую картинку. А потом абрикосы поспели и стали большими и желтыми. Покажите эту картинку. А теперь выложите картинки по-порядку — что было сначала, а что потом. | Игра с пуговицами «Весенние цветы» - На картинке с цветами найдите место пуговицам. Вы должны подобрать пуговицы по цвету и величине. | Игра «Хлоп» («Топ») Цель: развивать внимание. Описание: педагог перечисляет предметы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если педагог назовет признаки весны, или топнуть ногой, если услышит признаки зимы. | Дидактическая игра «Зима или весна?» Цель: закрепление знаний признаков весны, дифференциация их от признаков зимы; развитие памяти, речи; воспитание ловкости. Воспитатель и дети стоят в кругу. Воспитатель. На деревьях набухают почки – это. … (и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: «Весна»). Воспитатель. Из теплых краев прилетают птицы: журавли, грачи, скворцы, жаворонки, дикие утки – это… (и бросает мяч, ребенок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: «Весна»). Воспитатель. Люди одевают легкую одежду – это… (бросает мяч, ребенок ловит и говорит, бросая его обратно: «Весна») Воспитатель. Когда бывает снег – это… Воспитатель. Когда много сугробов – это …. И т. д. | «Подбери слово» Весна какая? – ранняя, поздняя, дружная, красивая, долгожданная, дождливая, сухая, солнечная, шумная, холодная, теплая, цветущая. Небо какое?... Сосулька какая?... |
Лето II; III; IV; V неделя мая («Радуга». (ознакомление с природным явлением), «Растения (деревья, кусты, цветы)», Насекомые» (бабочки, жуки). | Игра «О чем сегодня будем говорить?» Цель: развитие процесса мышления, обобщения, правильного произношения. Посмотри на летний луг, Сел кузнечик на травинку, Приглядись внимательно, Бабочка порхает, Ты поймешь, что жизнь вокруг Полосатый шмель гудит Очень занимательна. Радостно и звучно… И зеленая картинка Целый день здесь жизнь кипит, Сразу оживает: Здесь совсем не скучно. Перечисли известных тебе насекомых. Знаешь ли ты, где они живут? (Стрекоза живет рядом с водоёмами. Бабочки живут на лугах. Таракан живет в доме рядом с человеком и т.д.) Педагог: Но что- то я не вижу насекомых. Они появятся, когда вы их отгадаете.
Загадки о насекомых. Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел. (Бабочка) Прыгает пружинка- Зеленая спинка С травы на былинку, С ветки на тропинку. (Кузнечик) Целый день летает, Всем надоедает, Ночь настает, Тогда перестает. (Муха) Домовитая хозяйка Пролетает над лужайкой. Похлопочет над цветком- Он поделится медком. (Пчела) Что за девчонка: В поясе тонка, Огромные очи. Летит, стрекочет. (Стрекоза) Не зверь, не птица, нос как спица. Летит - пищит, сядет - молчит. (Комар) Кто они? Откуда? Чьи? Льются черные ручьи: Дружно маленькие точки Строят дом себе на кочке. (Муравьи) Какая коровка, скажите, пока Ещё никому не дала молока? (Божья коровка) Модница крылатая, платье полосатое. Ростом хоть и кроха, укусит-будет плохо. (Оса) Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда ползу Если в воздухе кружусь, То уж вдоволь нажужжусь. (Жук) «Так бывает или нет» Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление. Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры: Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает: «Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках»… | Д/и «Чья тень?» Цель: развитие зрительного восприятия. Оборудование: картинки с предметами и их чёрными силуэтами. Ход игры. Ребёнку предлагается найти тень каждого насекомого и назвать его. | «Когда это бывает?» Цель: закрепить знания детей о временах года, их характерные признаки. Развить связную речь, внимание, находчивость, выдержку. Правила игры: По описательному рассказу определить время года. «Чего не стало?» Цель: развитие внимания и наблюдательности. Ход: педагог на столе выкладывает 4 предмета/картинки: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один предмет/картинку. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют. | «Деревья и их плоды» Цель: учить детей подбирать листья деревьев, развивать зрительную память, внимание. Материал: иллюстрации деревьев, картинки листьев. Ход игры. Воспитатель предлагает назвать выставленные дерева, а затем найти их листья. «Назвать насекомых» Цель: учить детей узнавать и называть насекомых; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе. Материал: картинки насекомых. Ход игры. Перед детьми выставлены насекомые, а воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет насекомое, показывает его, остальные дети знаками показывают согласны они или нет. | «Хорошо – плохо» Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения. Ход: педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях. Педагог: Дождь. Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным и другое… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коорекционно – развивающие занятия по развитию психических процессов с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Развитие слуховой памяти»
Цель данного занятия - развитие и коррекция познавательной сферы психики.В этом занятие используются различные игры на развитие психических процессов, межполушарного взаимодействия, мелкой мотор...
Практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии (с задержкой психического развития ) (коррекционно-развивающие игры на развитие психических процессов у детей)
Цель практикума: Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра являет...
Игры для развития психических процессов детей старшего возраста
Основные изменения в психических процессах детей 5-6 лет обусловлены становлением произвольности этих процессов. При этом не меньшее значение, чем способность самостоятельно ставить цель или принять ...
Конспект занятия по коррекции и развитию психических процессов с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Развивающие игры»
Конспект занятия по коррекции и развитию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста тема «Развивающие игры». Занятие, направленное на развитие (коррекцию) познавательных процессов у д...
Игры, направленные на развитие психических процессов по лексическим темам
Подборка игр на развитие внимания, памяти, мышления, воображения по лексическим темам...
Игры на развитие психических процессов для детей младшего возраста
Картотека игр и упражнений на развитие ощущений, воображения, памяти, внимания....
Мастер-класс для родителей детей 1 младшей группы по развитию психических процессов у детей в младшем дошкольном возрасте
Мастер-класс для родителей по развитию психических процессов у детей в младшем дошкольном возрасте 1 младшая группа...