Игры на развитие психических процессов по лексическим темам Младший возраст
статья (младшая группа)

Игры на развитие психических процессов по лексическим темам

Младший возраст

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx34.93 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема

Развитие мышления

Цель, описание

Развитие восприятия

Цель, описание

Развитие внимания

Цель, описание

Развитие памяти

Цель, описание

Развитие воображения

Цель, описание

Младший возраст 3-4 года

Зима

II – III неделя

января

(«Зима белоснежная», «Зимние развлечения»)

«Что зимой бывает»

Цели:

· Развитие представление о приметах зимы.

· Совершенствование связной речи.

Игра проводится с использованием настольной игры «Времена года». Дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года.

«Когда это бывает»

Цели:

· Учить детей называть времена года по их признакам.

· Развивать мышление, память, внимание.

Материал: картинки с временами года, загадки о временах года.

Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находят соответствующие времена года на картинках и выставляют их на мольберт.

- Снег на полях,

Лед на реках

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? ( Зимой)

- Сошли снега, шумит вода,

Земля уже цветами полна.

Растет травка молодая,

Все мертвое оживает,

Когда это бывает? (Весной).

- Солнце печет, липа цветет,

Вишня поспевает,

Когда это бывает? (Летом)

- Голые поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)

«Укрась варежки»

Задачи: Учить использовать разные техники нанесения краски в процессе оформления заготовки, закреплять представления о цвете. Нарисовать (выложить) узор. Украсить варежки Пятачка мозаикой красного цвета, варежки Кролика — мозаикой зеленого цвета.

Описание игры:  В гости к детям приходит мишка (игрушка) и приносит свои варежки, которые ему совсем не нравятся.

Воспитатель показывает ребятам варежки (бумажные шаблоны без рисунка) и предлагает разрисовать их узорами, а потом подарить варежки мишке.

Дети украшают варежки пятнами, точками, линиями и показывают готовые варежки мишке. Ему очень нравятся варежки. Он говорит, что его друзья, Кролик и Пятачок, тоже хотят иметь такие варежки. Мишка просит украсить варежки для его друзей: для Пятачка — мозаикой красного цвета, для Кролика — мозаикой зеленого цвета.

Дети составляют узоры на двух больших варежках-основах (обведенный фишками контур варежки).

«Собери снеговика»

Цели:

· Развитие зрительного внимания, пространственных представлений.

· Совершенствование фразовой речи.

У каждого ребенка по 3 круга разного размера (большой, средний и маленький). Дети по образцу или по представлению собирают из них снеговика. Рассказывают, каких деталей не хватает, описывают их.

«Наоборот»

Цели:

· Развитие слухового внимания, логического внимания.

· Активизация словаря - закрепление в речи слов - антонимов.

Педагог произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее. Например, снег черный (нет, белый), снеговик горячий (нет, холодный), деревья с листочками (нет, голые), солнце греет (нет, светит), птички поют (нет, мерзнут), медведь гуляет по лесу (нет, спит в берлоге).

«Отгадай по описанию»

Цели:

· Учить детей называть времена года по признакам.

· Развивать мышление, память, внимание.

Материал: картинки с временами года.

Воспитатель описывает времена года, а дети его отгадывают.

Воспитатель: В это время года дети любят кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки.

Дети отвечают или поднимают карточку с изображением зимы.

«Собери снеговика»

Цели: Развитие воображения, пространственных представлений. Совершенствование фразовой речи.

У каждого ребенка по 3 круга разного размера (большой, средний и маленький). Дети по образцу или по представлению собирают из них снеговика. Рассказывают , каких деталей не хватает, описывают их.

Предметный мир вокруг нас

I – II неделя

февраля

(«Зачем людям одежда нужна?»,

«Идем в магазин за покупками»)

Д/и «Сравнилки»

Цель: развитие логического мышления, умения сравнивать предметы.

Детям предлагается сравнить перчатки и варежки, зимнюю одежду и летнюю одежду, …

Игра «Один - много»

Цель: формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа.

Ход игры: Ребенку предлагается назвать предмет одежды со словом много, например,

- У мамы одно платье, а у Тани много платьев.

- У мамы одна юбка, а у Тани много юбок...

Игра «Подбери одежду»

Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: одежда для куклы, кукла.

Описание: воспитатель демонстрирует куклу, рассказывает, что кукла с утра раскапризничалась и не может выбрать себе платье. Предлагает помочь кукле одеться. Кукла капризничает: «Я хочу желтое платье!» Предложить ребенку найти среди одежды желтое платье. Посмотрев на платье, кукла передумала: «Нет, не хочу желтое платье, хочу синий сарафан!» И т. д. Когда кукла все же выберет себе одежду, предложить ребенку подобрать носочки и платочек такого же цвета.

«Чего не хватает»

Цель: развитие у ребенка целостного восприятия предмета.

Оборудование: картинки с изображением брюк без одной брючины, платья без рукава, рубашки без пуговиц; недостающие детали одежды: брючина, рукав, пуговицы.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям добавить недостающие детали одежды.

Д/и «Прохлопай названия одежды, обуви»

Цель: развитие внимания, слоговой структуры, слухового восприятия. Воспитатель произносит слова, а дети хлопают на слово, обозначающее одежду: кофточка, рукавица, платье, рубашка, сарафан, фартук.

Д/и «Исправь ошибку»

Цель: развитие внимания, слоговой структуры, слухового восприятия. Воспитатель произносит слова с неправильным ударением, а дети исправляют: кофточка, рукавица, платье, рубашка, сарафан, фартук.

«Идем в магазин»

Игра развивает слуховую краткосрочную память.

Как играем: предложите поиграть в магазин. Отправьте ребенка за покупками, попросите его запомнить все, что нужно купить. Начните с двух предметов, увеличивая их количество до 4-5.

Меняйтесь ролями. Вы и ребенок можете быть по очереди и дочкой (или сыном), и мамой (папой), и продавцом, который вначале выслушает заказ, а потом принесет его. Можно брать предметные картинки или игрушки.

«Карлсон расшалился»

Игра развивает зрительную краткосрочную память.

Необходимый инвентарь: картинки с одеждой.

 Как играем: поставьте на стол 3-4 картинки. Предложите ребенку рассматривать их в течение одной минуты и запомнить их расположение. Затем перемешайте картинки, сказав, что это Карлсон расшалился: все перемешал и улетел. Но он обещал вернуться. Ребенок должен все картинки поставить на место так, как они стояли вначале.

Изобразительная деятельность «Одежда с карманами и пуговицами»

Вы можете сами выбрать себе одежду, которую сейчас будете украшать.

Дети выбирают цветные силуэты пальто, комбинезонов, плащей и наклеивают на них карманы. Затем лепят из пластилина небольшие шарики, прижимают к одежде и сверху прикладывают и прижимают пуговицы.

Упражнение «Штриховка»

Возьмите карандаши и нарисуйте полоски на одежде.

День защитника Отечества

III – IV неделя

февраля

(«Я и мой папа»,

«Как стать сильным»)

Д/и «Найди тень от инструмента»

Рекомендации к использованию: данные иллюстрации нужно распечатать в цветном варианте. Картинки можно разрезать, наклеить на картон для прочности, и перемешав их предложить ребёнку найти предмет и его тень.

Цели: 

Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.

Ход игры:  Дети рассматривают цветные силуэты инструментов и повторяют за воспитателем их названия. Затем дети подбирают к темным силуэтам цветное изображение инструмента (лучше иллюстрации заламинировать или покрыть скотчем, для многоразового использования).

Д/и «Что лишнее?»

На картинке среди трех инструментов изображена чашка. Дети должны найти лишний предмет и объяснить свой выбор.

Д/и «Забей гвозди — сколоти забор»

Цель: формировать у детей устойчивые представления о цвете, форме и величине.

На фоне забора изображены круги разного цвета и размера, на которые дети выкладывают пуговицы соответствующего цвета и размера.

Упражнение «Поставь машины в гаражи»

Цель: формировать у детей устойчивые представления о цвете, форме и величине.

- Поставьте машины в гаражи. Только будьте внимательны – какого цвета машина, такого цвета и ее гараж. Поставили машины? Закрывайте гаражи воротами того же цвета. На какую фигуру похожи ворота? На Прямоугольник.

«Лабиринт»

Цели:

Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.

Воспитатель предлагает детям листки с заданиями, где надо найти правильную дорогу для персонажа.

Упражнение «Проведи машину по извилистой дороге»

Цель: развивать мелкую моторику и координацию движений.

Дети маленькими машинками (или пальчиком) водят по извилистой дорожке, стараясь не выходить за ее пределы.

«Карлсон расшалился»

Игра развивает зрительную краткосрочную память.

Необходимый инвентарь: картинки с инструментами.

◈ Как играем: поставьте на стол 3-4 картинки. Предложите ребенку рассматривать их в течение одной минуты и запомнить их расположение. Затем перемешайте картинки, сказав, что это Карлсон расшалился: все перемешал и улетел. Но он обещал вернуться. Ребенок должен все картинки поставить на место так, как они стояли вначале.

Рисование на тему «Вот какие у нас флажки»

Цель: учить детей украшать флажки, вызывать интерес к изображению флажков разной формы по своему замыслу, развитие воображения.

8 марта

I – II неделя

марта

(«Я и моя мама»,  

«Мамы есть у всех»)

«Маленькие помощники»

Цель: подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.

Материал: ящик, мишка.

Ход игры

К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой.

Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом.

Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.

Игра-шнуровка «Бусы для мамы»

Ребёнок нанизывает на нитку бусины.

Дидактическое упражнение «Подбери к блюдцу чашку и ложку»

- Подберите к блюдцу чашку и ложку. Только будьте внимательны – какого цвета блюдце, такого цвета и чашка с ложкой.

Игра с карточками «Что делает мама»

Воспитатель предлагает пройти к столу и сыграть в игру. На столе лежат карточки с изображением предметов быта (посуда, пылесос, еда, молоток и т. д.).

Детям дается задание «на столе лежат карточки, давайте посмотрим на них и еще раз скажем, что мама делает дома».

Дети рассматривают карточки и выбирают нужные предметы и проговаривают их.

Игра с мячом «Имя мамы»

Воспитатель предлагает детям поиграть с мячом.

Дети строятся в круг и педагог дает задание «Нужно назвать имя своей мамы и бросить мячик соседу справа». Если ребенок затрудняется сказать имя мамы, педагог помогает ему и все дети проговаривают имя мамы ребенка.

Воспитатель благодарит всех детей за хорошо проделанную работу.

«Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем»

Игра учит называть действия словами, развивает творческое воображение, тренирует сообразительность.

◈ Как играем: взрослый показывает ребенку любое действие (моет посуду, пьет чай, гладит, моет полы), а ребенок отгадывает. Неважно, если он назовет не то, что вы загадали, — главное, чтобы его ответ был похож на ваши действия.

◈ Закрепляем: пусть ребенок сам показывает действия, а вы отгадываете.

◈ Если свои действия он будет сопровождать мимикой, еще лучше.

Знакомство с народной культурой

III – IV неделя

марта

(«В гостях у Василисы»,

«Нарядные игрушки (дымка)»)

Игра «Подбери к силуэту пару»

Содержание: К силуэтному изображению необходимо подобрать игрушку или её цветное воспроизведение. Среди предлагаемых вариантов могут быть игрушки с отличающимися деталями, но с одинаковым орнаментом.

Игра «Половинка»

Цель: развивать зрительное восприятие, сравнительный анализ, внимательность.

Содержание: Необходимо к имеющейся половинке изображения игрушки подобрать вторую половинку из предложенных вариантов (силуэт, детали и узор половинок должны совпадать полностью если изображение симметричное (барышня), если несимметричное (олень, конь, баран), то должны соответствовать образу).

Потребуется: Половина цветного изображения дымковской игрушки (фигурка может быть симметричной и несимметричной), варианты второй половинки, у которых могут отличаться мелкие детали, узор или цвет отдельных элементов узора. Один из вариантов правильный.

Игра «Ну-ка повтори»

Содержание: ребенок должен из элементов выложить узор аналогичный предложенному образцу. Орнамент может совпадать полностью или сохранять структуру (чередование по цвету, форме, величине), построение (рядами, в шахматном порядке, радиально, свободно).

«Дымковские разрезные картинки»

Собрать из частей целое.

Игра «Собери картинку»

Содержание: Нужно собрать по кусочкам целое изображение дымковской игрушки.

Весна

I – II неделя

апреля

(«Какие краски у весны»

«Знакомим куклу с весной»)

Д/и «Да-нет-ка»

Цель: установление простейших причинно-следственных связей.

1. Весной можно лепить снеговиков.

2. Весной можно кататься на санках.

3. Весной появляются первые весенние цветы.

4. Весной можно купаться в речке.

5. Весной на деревьях опадают листья.

6. Весной птицы улетают в теплые края.

7. Весной солнце теплое и лучистое.

8. Весной на деревьях появляются листочки.

9. Весной птицы вьют гнезда.

Дидактическое упражнение «Что сначала, что потом»

- Ребята, внимательно посмотрите на картинки. Сначала абрикос цвел, у него на ветках распустились цветы. Покажите мне такую картинку. Затем на ветках вместо цветов выросли маленькие зеленые абрикосы. Покажите такую картинку. А потом абрикосы поспели и стали большими и желтыми. Покажите эту картинку. А теперь выложите картинки по-порядку — что было сначала, а что потом.

Игра с пуговицами «Весенние цветы»

- На картинке с цветами найдите место пуговицам. Вы должны подобрать пуговицы по цвету и величине.

Игра «Хлоп» («Топ»)

Цель: развивать внимание.

Описание: педагог перечисляет предметы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если педагог назовет признаки весны, или топнуть ногой, если услышит признаки зимы.

Дидактическая игра «Зима или весна?»

Цель: закрепление знаний признаков весны, дифференциация их от признаков зимы; развитие памяти, речи; воспитание ловкости.

Воспитатель и дети стоят в кругу.

Воспитатель. На деревьях набухают почки – это. … (и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: «Весна»).

Воспитатель. Из теплых краев прилетают птицы: журавли, грачи, скворцы, жаворонки, дикие утки – это… (и бросает мяч, ребенок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: «Весна»).

Воспитатель. Люди одевают легкую одежду – это… (бросает мяч, ребенок ловит и говорит, бросая его обратно: «Весна»)

Воспитатель. Когда бывает снег – это…

Воспитатель. Когда много сугробов – это …. И т. д.

«Подбери слово»

Весна какая? – ранняя, поздняя, дружная, красивая, долгожданная, дождливая, сухая, солнечная, шумная, холодная, теплая, цветущая.
Солнце какое?...

Небо какое?...

Сосулька какая?...

Лето

II; III; IV; V неделя

мая

(«Радуга». (ознакомление с природным явлением),

«Растения (деревья, кусты, цветы)», Насекомые» (бабочки, жуки).

Игра «О чем сегодня будем говорить?»

Цель: развитие процесса мышления, обобщения, правильного произношения.

Посмотри на летний луг,

Сел кузнечик на травинку,

Приглядись внимательно,

Бабочка порхает,

Ты поймешь, что жизнь вокруг

Полосатый шмель гудит

Очень занимательна.

Радостно и звучно…

И зеленая картинка

Целый день здесь жизнь кипит,

Сразу оживает:

Здесь совсем не скучно.

Перечисли известных тебе насекомых. Знаешь ли ты, где они живут? (Стрекоза живет

рядом с водоёмами. Бабочки живут на лугах. Таракан живет в доме рядом с человеком и

т.д.)

Педагог: Но что- то я не вижу насекомых. Они появятся, когда вы их отгадаете.

 

Загадки о насекомых.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка)

Прыгает пружинка-

Зеленая спинка

С травы на былинку,

С ветки на тропинку.

(Кузнечик)

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настает,

Тогда перестает.

(Муха)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком.

(Пчела)

Что за девчонка:

В поясе тонка,

Огромные очи.

Летит, стрекочет.

(Стрекоза)

Не зверь, не птица, нос как спица.

Летит - пищит, сядет - молчит.

(Комар)

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке.

(Муравьи)

Какая коровка, скажите, пока

Ещё никому не дала молока?

(Божья коровка)

Модница крылатая, платье полосатое.

Ростом хоть и кроха, укусит-будет плохо.

(Оса)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда ползу

Если в воздухе кружусь,

То уж вдоволь нажужжусь.

(Жук)

«Так бывает или нет»

Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры: Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает: «Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках»…

Д/и «Чья тень?»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Оборудование: картинки с предметами и их чёрными силуэтами.

Ход игры.

Ребёнку предлагается найти тень каждого насекомого и назвать его.

«Когда это бывает?»

Цель: закрепить знания детей о временах года, их характерные признаки. Развить связную речь, внимание, находчивость, выдержку.

Правила игры: По описательному рассказу определить время года.

«Чего не стало?»

Цель: развитие внимания и наблюдательности.

Ход: педагог на столе выкладывает 4 предмета/картинки: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один предмет/картинку. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют.

«Деревья и их плоды»

Цель: учить детей подбирать листья деревьев, развивать зрительную память, внимание.

Материал: иллюстрации деревьев, картинки листьев.

Ход игры. Воспитатель предлагает назвать выставленные дерева, а затем найти их листья.

«Назвать насекомых»

Цель: учить детей узнавать и называть насекомых; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.

Материал: картинки насекомых.

Ход игры. Перед детьми выставлены насекомые, а воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет насекомое, показывает его, остальные дети знаками показывают согласны они или нет.

«Хорошо – плохо»

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Ход: педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях. Педагог: Дождь. Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным и другое…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коорекционно – развивающие занятия по развитию психических процессов с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Развитие слуховой памяти»

Цель данного занятия - развитие и коррекция познавательной сферы психики.В этом занятие используются различные игры на развитие психических процессов, межполушарного взаимодействия, мелкой мотор...

Практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии (с задержкой психического развития ) (коррекционно-развивающие игры на развитие психических процессов у детей)

Цель практикума: Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра являет...

Игры для развития психических процессов детей старшего возраста

Основные изменения в психических процессах детей 5-6 лет обусловлены становлением произвольности этих процессов. При этом не меньшее значе­ние, чем способность самостоятельно ставить цель или принять ...

Конспект занятия по коррекции и развитию психических процессов с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Развивающие игры»

Конспект занятия по коррекции и развитию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста тема «Развивающие игры». Занятие, направленное на развитие (коррекцию) познавательных процессов у д...

Игры, направленные на развитие психических процессов по лексическим темам

Подборка игр на развитие внимания, памяти, мышления, воображения по лексическим темам...

Игры на развитие психических процессов для детей младшего возраста

Картотека игр и упражнений на развитие ощущений, воображения, памяти, внимания....

Мастер-класс для родителей детей 1 младшей группы по развитию психических процессов у детей в младшем дошкольном возрасте

Мастер-класс для родителей  по развитию психических процессов у детей в младшем дошкольном возрасте 1 младшая группа...