Игры на развитие психических процессов для детей младшего возраста
картотека (младшая группа) по теме
Картотека игр и упражнений на развитие ощущений, воображения, памяти, внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_psihich_prots_moya_rabota.docx | 38.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
№ | Раздел | Содержание | Возрастная группа | Источник |
1 | Игры и упражнения на развитие восприятия пространства | 1)Упражнение «Сложи картинку» Цель: Развивать пространственные отношения, связную речь. Материал: Картинки - лейка, ракета, машина, разрезанные на две части. Ход: Воспитатель предлагает детям по образцу сложить изображение из двух частей. Если у кого-то из детей возникают затруднения, то воспитатель показывает, как нужно сложить картинку, потом складывает ее вместе с ребенком, а затем предлагает сложить самостоятельно. После того как все дети сложили картинки, воспитатель спрашивает, что собрал каждый из детей. 2)Игра - упражнение «Автомобиль» Цель: Развивать пространственное восприятие; умение произносить отдельные звукоподражания громко, тихо, формировать правильное произношение [б], [бь]. Материалы: Картонные рули (по количеству детей), большая и маленькая машинки. Ход: Педагог показывает машинки и спрашивает, как они гудят (ответы детей: «би-и,би-и»). Затем показывает большую машину и говорит: «Большая машина гудит громко, послушайте, как (произносит звукоподражание чуть громче обычного) «би-и,би-и», а маленькая гудит тихо (произносит вполголоса) «би-и,би-и». Детям предлагается повторить звукосочетание то громко, то тихо. Потом педагог предлагает детям самим покататься на машинах. Дети, изображая шоферов бегают, по группе с рулем в руках врассыпную, произнося: «би-и,би-и». 3 )Игра «Найди желтый листочек» Цель: Формировать цветовое восприятие, побуждать участвовать в совместной деятельности, повторять за воспитателем отдельные слова: листья, листопад, кружатся, красные, желтые, вьются, летят; воспитывать любовь к окружающему миру. Материал: фланелеграф, предметные картинки: красные и желтые листья, вазочка, собачка и котенок. Ход игры: В гости пришли собачка и котенок. Воспитатель и дети предлагают погулять и находят листочки. Собачка предлагает собрать красные листочки, а котенок - желтые. Дети собирают листочки и крепят рядом с котенком и собакой. | 2-3 года
2-3 года 2-3 года | Т.В. Иванова Развитие связной речи. Младшая группа Социальная сеть работников образования www.nsportal.ru Социальная сеть работников образования www.nsportal.ru |
2 | Игры и упражнения на развитие зрительных, слуховых, тактильных ощущений | 1)Игра «Соберем бусы для мамы». Цель: Учить нанизывать на шнуровку бусы, воспитывать аккуратность, терпение, внимание. Учить обследовать одновременно рукой и глазами - зрительным и осязательным способом. Материал: 4-5 крупных бусинок шнурок с твердым концом. Ход игры: Педагог предлагает собрать для мамы бусинки, показывает, как это делать. Дети повторяют, у кого не получается - педагог помогает им. 2)Упражнение Чудесный мешочек» Цель: Развивать тактильное восприятие, формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, речь детей. Наглядный материал: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки. Ход: Игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, подходит к каждому ребенку. Дети по очереди опускают руку в непрозрачный мешочек и определяют, какой предмет они нащупали. Воспитатель предлагает ребенку громко назвать этот предмет. 3) Экологическая игра «Угадай на вкус» Цель: Развитие вкусовых ощущений. Правила: Нельзя смотреть на то, что кладут, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать что это. Материал и оборудование: помытые и очищенные овощи и фрукты, нарезанные на мелкие кусочки. Ход: Воспитать угощает детей, предварительно попросив их закрыть глаза. Затем говорит «Хорошо жуйте, теперь скажите, что съели. Потом предлагает нескольким детям, найти такой же на столе» В дальнейшем можно предлагать детям назвать словом вкусовые ощущения. Вопрос нужно задать так, чтобы в случаях затруднения дети могли выбрать подходящее название для определения вкуса « Как во рту стало?» (Горько, сладко, кисло.) | 2-4 года 2-4 года 2-3 года | Ребенок в детском саду 2007//№ 4 Т.В.Иванова Развитие связной речи младшая группа Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада. Т.М.Бондаренко |
3 | Игры и упражнения на развитие зрительной памяти | 1) Дидактическая игра «Какой игрушки не хватает?» Цель: Развивать зрительную память, умение называть игрушку, которой не хватает. Материал: игрушки 4-5 штук. Ход: Педагог ставит перед ребёнком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем просит ребёнка отвернуться и убирает одну игрушку. - Какой игрушки не хватает? Игру можно усложнить: Увеличить количество игрушек; Ничего не убирать, а только менять игрушки местами. Играть можно 2-3 раза в неделю. 2) Игра «Запомни картинку» Цель: Развитие зрительную память, восприятие. Материалы: предметные картинки. Педагог предлагает ребенку 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить. 3) Дидактическая игра «Где, чей домик?» Цель: Развивать зрительную память, целостность и предметность восприятия. Материал: 4 больших цветных кубика, 4 маленьких игрушки. Ход: Педагог ставит 2 больших кубика, на кубики - игрушки. Обращает внимание детей, что на синем кубике сидит матрешка, а на желтом – собачка. После этого педагог убирает игрушки и предлагает самим правильно рассадить игрушки на кубики. После того, как дети научаться выполнять это задание, можно усложнить с тремя и четырьмя кубиками. | 2-4 года 3-4 года 2-3 года | Социальная сеть работников образования www.nsportal.ru Издательство «Корифей» Л.Н. Павлова Издательство «Корифей» Л.Н. Павлова |
4 | Игры и упражнения на развитие воображения | 1)Игра «Поможем художнику» Цель: Научить детей воображать предметы на основе заданной им схемы. Материал :Большой лист бумаги, прикрепленный к доске или большому фланелеграфу, с нарисованным на нем схематическим изображением человека; цветные карандаши или краски. В игре может принимать участие вся группа. Ход игры: Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят помочь ему ее закончить. Педагог показывает схематическое изображение человека и говорит, что сейчас они все вместе эту картину закончат. Дети будут придумывать, как это лучше сделать, а он будет рисовать все, что ребята придумают. Воспитатель спрашивает у детей: кто здесь нарисован (мальчик или девочка)? Какого цвета глаза? Какого цвета волосы? Как он (а) одет(а)? Дети дают разные варианты ответов. Вместе с педагогом обсуждают их и выбирают наиболее удачные. Самые интересные ответы воспитатель «воплощает» в картинке: постепенно дорисовывает схему, превращая ее в рисунок. Дети могут помогать воспитателю. После того, как рисунок закончен, можно предложить детям придумать историю про нарисованного человека. (Как его зовут? Куда он идет? Кто идет вместе с ним? и т.п. Игра «Что это такое?» Цель: Развитие воображения на основе восприятия. Материалы и оборудование: Круги разных цветов, полоски разной длины, мяч. Ход игры: В игре может участвовать вся группа. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кружков, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что похож. Отвечает тот ребенок, к которому взрослый прикатит мяч. Возможные ответы детей про красный кружок: помидор, цветок, праздничный флажок и т.п. Они не должны повторять друг друга. Затем детям показывается кружок другого цвета, и игра продолжается. Примечание: Воспитатель должен отметить оригинальность ответов детей, обратить на это внимание остальных. За одно проведение игры можно предлагать 2-3 различных вида материала. Игра «Волшебная мозаика» Цель: Научить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов, развивать мышление-синтез. Примечание: Упражнение проводится по подгруппам в 2-7 человек. Материал: Наборы геометрических фигур, вырезанных из плотного картона (одинаковые для каждого ребенка). Несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин. Ход игры: Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересных вещей. Для этого надо разные фигурки, кто какие хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось что-нибудь интересное, например домик, машинки, человечки, поезда и т.п. | 4-5 лет
2-3 года 3-4 года | Социальная сеть работников образования Социальная сеть работников образования www.nsportal.ru Социальная сеть работников образования www.nsportal.ru |
5 6 | Игры и упражнения на развитие внимания Игры на развития мышления | 1) Дидактическая игра «Угадай, что звучит» Цель: Развить слуховое внимание. Материалы: Ширма, музыкальные инструменты: бубен, барабан, погремушка. Ход игры: Педагог показывает детям игрушечный бубен, барабан, погремушку, называет их и просит детей повторить. Когда дети запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: он играет на барабане, звенит погремушкой, стучит по барабану ладонью; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит?» -спрашивает он детей. проигрывает на каждом. Воспитатель следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название. 2) Игра «Угадай кто это» Цель: Воспитывать слуховое внимание. Ход игры: Дети стоят в кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: «ку-ка-ре-ку» «ав- ав», «мяу». Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг. 3) Игра «Выполни задание» Цель: Развивать слуховое внимание детей, приучать внимательно слушать речь окружающих, правильно воспринимать ее, точно выполнять данные им игровые поручения. Материал: Игрушки (зайка, кукла, мишка, мяч, кроватка, шапка и рубашка для зайки, большая машина). Ход игры: Педагог раскладывает на столе, а так же на видных местах в комнате игрушки и предлагает выполнить с ними определенные действия. Вот примерные задания: «Аня, подойди к столу, возьми куклу и положи ее спать; Петя, посади мишку и отвези его в игровой уголок; Вова возьми куклу и посади ее на стульчик; Таня, принеси мяч и положи его на стол и т.д.» Педагог добивается, чтобы все дети выполняли правильно задание, старается чаще привлекать малоактивных детей.
2. Выбор тематических картинок «Овощи» Воспитатель обращается к детям с просьбой помочь ему: «Вы купили в магазине то, что вам понравилось, а теперь помогите мне. Я хочу купить овощи, но не могу найти их среди других вещей (картинок). Помогите мне отобрать овощи. 3. «Закрепление понятия овощи» Воспитатель благодарит детей за помощь. Выкладывает все картинки в ряд и еще раз констатирует «Овощи - это то, что растет в огороде». 2) Дидактическая игра «Животные и их детеныши» Цель: Закрепить знания о домашних животных. Побуждать к диалогу по поводу изображенного на картинке. Развивать операции сравнения и обобщения в понимаемой речи. Материал: Картинки из серии «Домашние животные». Картинки из серии «Животные и их детеныши» Ход игры: 1.Воспитатель показывает детям знакомые им картинки и спрашивает, какие животные на них изображены. Дети узнают и называют их; если дети затрудняются, напоминает сам названия животных. 2.Воспитатель поочередно показывает картины (среднего размера), на которых изображены взрослые животные и их детеныши. Посмотрите, кто же на картинке нарисован? Правильно, собака, а кто рядом с нею? Это ее детеныш - щенок. Кто же это? Повторите: собака со щенком. Аналогично рассматриваются и другие картины. Педагог дает картинки детям, организует их рассматривание и обсуждение того, что они видят. Отмечаются особенности детенышей. 3. Упражнение «Подбери пару» Цель: Развивать логическое мышление, учить классифицировать предметы по различным основаниям. Материал: чайник, шапка, лист бумаги, чашка, шарф, карандаш. Ход: На столе перед детьми лежат 6 предметов. Педагог просит подумать и для каждого предмета найти пару. Например, просит найти пару к чайнику. Ребенок берет чашку и говорит: «В чашку наливают чай из чайника». Если ребенок затрудняется с ответом, ему помогают другие дети или педагог. | 2-4года 3-4 года 2-4 года 2г 6 мес до 3 года 6 мес 2 до 2 лет 6 месяцев 3-4 года | Издательство «Корифей» Л.Н. Павлова Издательство «Корифей» Л.Н.Павлова Издательство «Корифей» Л.Н. Павлова
Издательство «Корифей» Л.Н. Павлова Издательство «Корифей» Л.Н. Павлова Издательство «Корифей» Л.Н. Павлова |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие психических процессов у детей младшего дошкольного возраста
Годы дошкольного детства — это годы интенсивного психического развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. В данном материале дан обзор высших психических функций...
Практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии (с задержкой психического развития ) (коррекционно-развивающие игры на развитие психических процессов у детей)
Цель практикума: Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра являет...
Проект по развитию психических процессов у детей дошкольного возраста "Учимся думать - играя"
Высокие требования современной жизни к организации обучения делают проблему развития психических познавательных процессов дошкольников особенно актуальной для...
Игры на развитие психических процессов у детей раннего возраста.
Игры и упражнения для развития детей раннего возраста...
Игры для развития психических процессов для детей дошкольного возраста.
Картотека игр на развитие внимания , мышления, памяти....
Особенности проведения диагностики уровня развития психических процессов у детей младшего дошкольного возраста
Особенности проведения диагностики уровня развития психических процессов у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ...