Технология развития критического мышления по фгос
занимательные факты (старшая группа)

Мося Марина Викторовна

Технология развития критического мышления по фгос 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления в условиях реализации ФГОС третьего поколения 

Современная жизнь требует мышления высокого уровня, общения, способности адаптироваться в широком спектре общественных и интеллектуальных ситуаций. Актуальной задачей современной педагогики является реализация компетентного подхода в образовании, который предполагает не усвоение ребенком отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. Наше время требует новых подходов, использования современных образовательных технологий не только в школе, но и в дошкольном учреждении. Благодаря использованию инноваций увеличивается интерес детей к обучению, и как следствие повышается образовательная мотивация.

Актуальность технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.

Критическое мышление –это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Ребенок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей.

Технология РКМ позволяет решать задачи:

•  образовательной мотивации

•  информационной грамотности

•  социальной компетентности

В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).

Первая стадия – «вызов». Ее присутствие на каждом занятии обязательно. Эта стадия позволяет:

•          актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме или проблеме;

•          вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,

•          побудить дошкольников к активной работе.

Вторая стадия – «осмысление». Она - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа дошкольника с новым материалом. Эта стадия позволяет дошкольнику:

•          получить новую информацию;

•          осмыслить ее;

•          соотнести с уже имеющимися знаниями.

Главная задача стадии «осмысления» – поддержать активность, интерес созданные во время стадии «вызова». В этот момент дети сознательно увязывают новое с уже известным.

Третья стадия – «рефлексия» - размышления.

На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Здесь основным является:

•          целостное осмысление, обобщение полученной информации;

•          формирование у каждого дошкольника собственного отношения к изучаемому материалу.

Важно, чтобы дети могли использовать навыки критического мышления в конкретной предметной деятельности.

К пяти годам возрастает потребность в общении со сверстниками. На основе совместных игр возникает детское общество. Развиваются коммуникативные умения. С возрастом развивается адекватная оценка ребенком своих высказываний и поступков, а также собственных возможностей и достижений в различных видах деятельности. К пяти годам формируется система взаимоотношений, складываются более критические оценки к групповой солидарности, у ребёнка появляются друзья. Пятилетний ребёнок воспринимает продолжительные рассказы, объяснения, поскольку у него появляется знаково-символическая функция (интерес к буквам, цифрам). К пяти годам становится более устойчивое внимание, возникает способность произвольного запоминания, совершенствуются восприятие, воображение, развиваются высшие формы наглядно-образного мышления: умение рассуждать, строить умозаключения, совершенствуется способность классифицировать. Увеличивается значение речи как способа передачи разнообразной информации, мыслей и рассуждений. Рассказ становится эффективным способом расширения кругозора детей наряду с практическим наблюдением и экспериментированием. К пяти годам появляется принципиально новая способность: сопереживать вымышленным персонажам, т.е. детям становится доступна внутренняя жизнь другого человека.

     К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной, т.к. это возраст «почемучек», а также возраст креативности. 
    Этот возраст соответствует второму  уровню «проясняющейся» критичности - выражается в стремлении отыскать и конкретизировать наличие определенных ошибок или несуразностей в объекте познания. Ответы детей отличаются конкретностью и часто сопровождаются жестикуляцией. Критическое отношение на этом уровне может проявляться  в форме вопроса, с помощью которого дети как бы стараются уточнить правильность своей позиции. Достижение этого уровня оказывается возможным в случаях умственной активности детей, выражающейся в сопоставлении и противопоставлении отдельных элементов объекта.
    В данном возрасте возможно применение следующих методов и приёмов развития критического мышления:

1. «Прогнозирование» активизация представлений детей по теме содержания текста для чтения, выраженного в его названии. Тема: «Чтение М. Пришвина  «Лисичкин хлеб». - Как вы думаете, о чём вы сейчас узнаете в рассказе М. Пришвина  «Лисичкин хлеб»? О каких животных пойдёт речь? Назовите. (Или выберите из набора иллюстраций).

2. «Логические цепочки» - развитие умения устанавливать общий признак. - Продолжи ряд слов: шапка, шляпа, панама, … и т.д.

3. «Ассоциативный куст» - активизация знаний детей по теме, установление взаимосвязи выделенных понятий. Тема: «Зимние виды спорта» - Какие ассоциации возникают при слове «спорт»? Называйте всё, что вспоминается. Дети называют слова, фразы, всё обозначается на маркерной доске заглавными буквами слова или рисунком –символом. - Докажите, что вы назвали правильные слова. Доказанные слова соединяются с основным словом «спорт» с помощью стрелок. - Выберите из ряда предметов новые слова, имеющие отношение к спорту. Докажите ваш выбор.

4. «Диаграммы Венна» («Круги сравнения») – конкретизировать, классифицировать на основе сравнения. Тема: «Домашние животные». - Что мы знаем о животных? На какие группы мы их можем поделить? Распределите животных по кругам сравнения. Дети прикрепляют изображения животных на магнитной доске в соответствующий круг по предложенным детьми названиям групп (дикие, домашние). - Какие животные могут быть и дикими и домашними? Где вы их расположили по кругам сравнения? Дети называют птиц, которые расположены в общей части кругов. - Чем отличаются дикие и домашние собаки? Почему животных называют домашними? Что нужно для ухаживания за ними? Без чего эти животные жить не смогут?

5. «Синквейн»  («Пять строк») - развитие связной речи, расширение активного словаря. Предмет о котором идет речь (сущ. или местоимение), одно слово (сущ.) (суть предмета или объекта), два прилагательных (или наречия), три глагола, фраза из четырех слов (личное отношение автора).

Тема: «Спорт»

 Мяч.

Спортивный инвентарь.

Круглый, прыгучий.

Скачет, катится, отскакивает, вертится.

Я люблю играть в мяч.

6. «Кластеры» («Гроздья») – графический прием систематизации материала

1) Выделение смысловых единиц (ключевых понятий);

2) Объединение понятий в виде схемы, установление причинно- следственных связей;

3) Поиск новых кластеров : наполнение содержанием готовой схемы, называние обозначенных кластеров;

4) Самостоятельная работа с текстом, опираясь на схему.

7. «Кубик» с вопросами – активизация знаний о предмете или теме, составление предложений в виде ответа на вопросы. Вопросы на «кубике» даны следующие: Что? Какой? Как? Почему? Где? Зачем? Тема: Транспорт. Дети читают вопрос на грани кубика и составляют вопрос по теме, другие дети отвечают на поставленный вопрос. Проводиться в форме групповой работы.

8. «Толстые и тонкие вопросы» - осмысление содержания художественного произведения. «Толстый» вопрос подразумевает ответ «да», «нет», «не знаю», а «тонкий» вопрос требует развёрнутого ответа.

9. «Шесть шляп мышления» Например, тема «Олимпийские игры 2014г.» Воспитатель: «Давайте вспомним, как работают наши шляпы:

1) белая шляпа - факты

2) красная - чувства и эмоции

3) черная ищет недостатки, критикует

4) желтая шляпа находит достоинства, положительные моменты

- Итак, первыми выступят белые шляпы.

Что вы можете сказать об Олимпиаде? Что нам о ней известно?

- Вторые - это ребята в красных шляпах.

Какие чувства, эмоции у вас вызывает спорт? Олимпиада?

- Третьими будут ребята под черными шляпами.

Какие на ваш взгляд есть недостатки в Олимпийских играх? Что для вас неприемлемо?

- Четвёртыми выскажутся желтые шляпы.                          

Что вы видите хорошего, полезного в Олимпиаде и в спорте вообще?

-  Синие шляпы подведу итоги наших соревнований».

10. «Верные и неверные суждения» («Плюс, минус») - Воспитатель:  «А что вы знаете об Олимпиаде,  мы сейчас проверим. При  помощи  сигнальных карточек вы  будете  определять  верность  (поднимаем красную сигнальную карточку)  и  неверность (поднимаем чёрную сигнальную карточку) моих  утверждений. 1)  Олимпийские игры проходят только зимой; 2)  Для участия в зимней Олимпиаде нужны такие спортивные снаряды, как велосипед ; роликовые коньки, клюшка для гольфа; 3)  Зимняя Олимпиада проходит в этом году в Сочи и т.д.

Использование педагогом приемов и методов технологии развития критического мышления помогает детям самостоятельно добывать знания, вырабатывать собственное мнение, позволяет использовать свои знания, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, развивает самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, монологическую и диалогическую речь.

Список литературы:

Агапов И.А., Учимся продуктивно мыслить. – М.: Про-пресс, 2014.

Диана Халперн. «Психология критического мышления». - СПб.: «Питер», 2000. – 126с.

Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 284с.

Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб., 2003. - 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования предпосылок универсальных учебных действий

Презентация  "Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования педпосылок универсальных учебных  действий"...

Развитие познавательно-речевой сферы с применением приемов технологии развития критического мышления «Умники и умницы»

Развитие интеллектуального потенциала дошкольников, формирование предпосылок универсальной учебной деятельности, через применение приемов технологии развития критического мышления, обобщение знаний по...

Мастер – класс «Технология развития критического мышления в познавательном развитии дошкольников» (материал участника районного профессионального конкурса «Воспитатель года - 2020»)

МБДОУ детский сад «Солнышко» Моршанского района Тамбовской области    Мастер – класс«Технология развития критического мышления в познавательном развитии дош...

Конспект НОД познавательное развитие и развитие речи в сташей группе «Дикие животные зимой» с использованием технологий развития критического мышления.

Цель: Обобщать и классифицировать знания о диких животных.Задачи образовательные: Формировать умение выделять главные признаки предметов и явлений; закреплять в речи названия  жилищ животных (бер...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.  Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...