Технология развития критического мышления по фгос
занимательные факты (старшая группа)
Технология развития критического мышления по фгос
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технология развития критического мышления в условиях реализации ФГОС третьего поколения
Современная жизнь требует мышления высокого уровня, общения, способности адаптироваться в широком спектре общественных и интеллектуальных ситуаций. Актуальной задачей современной педагогики является реализация компетентного подхода в образовании, который предполагает не усвоение ребенком отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. Наше время требует новых подходов, использования современных образовательных технологий не только в школе, но и в дошкольном учреждении. Благодаря использованию инноваций увеличивается интерес детей к обучению, и как следствие повышается образовательная мотивация.
Актуальность технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.
Критическое мышление –это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Ребенок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей.
Технология РКМ позволяет решать задачи:
• образовательной мотивации
• информационной грамотности
• социальной компетентности
В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).
Первая стадия – «вызов». Ее присутствие на каждом занятии обязательно. Эта стадия позволяет:
• актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме или проблеме;
• вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,
• побудить дошкольников к активной работе.
Вторая стадия – «осмысление». Она - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа дошкольника с новым материалом. Эта стадия позволяет дошкольнику:
• получить новую информацию;
• осмыслить ее;
• соотнести с уже имеющимися знаниями.
Главная задача стадии «осмысления» – поддержать активность, интерес созданные во время стадии «вызова». В этот момент дети сознательно увязывают новое с уже известным.
Третья стадия – «рефлексия» - размышления.
На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Здесь основным является:
• целостное осмысление, обобщение полученной информации;
• формирование у каждого дошкольника собственного отношения к изучаемому материалу.
Важно, чтобы дети могли использовать навыки критического мышления в конкретной предметной деятельности.
К пяти годам возрастает потребность в общении со сверстниками. На основе совместных игр возникает детское общество. Развиваются коммуникативные умения. С возрастом развивается адекватная оценка ребенком своих высказываний и поступков, а также собственных возможностей и достижений в различных видах деятельности. К пяти годам формируется система взаимоотношений, складываются более критические оценки к групповой солидарности, у ребёнка появляются друзья. Пятилетний ребёнок воспринимает продолжительные рассказы, объяснения, поскольку у него появляется знаково-символическая функция (интерес к буквам, цифрам). К пяти годам становится более устойчивое внимание, возникает способность произвольного запоминания, совершенствуются восприятие, воображение, развиваются высшие формы наглядно-образного мышления: умение рассуждать, строить умозаключения, совершенствуется способность классифицировать. Увеличивается значение речи как способа передачи разнообразной информации, мыслей и рассуждений. Рассказ становится эффективным способом расширения кругозора детей наряду с практическим наблюдением и экспериментированием. К пяти годам появляется принципиально новая способность: сопереживать вымышленным персонажам, т.е. детям становится доступна внутренняя жизнь другого человека.
К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной, т.к. это возраст «почемучек», а также возраст креативности.
Этот возраст соответствует второму уровню «проясняющейся» критичности - выражается в стремлении отыскать и конкретизировать наличие определенных ошибок или несуразностей в объекте познания. Ответы детей отличаются конкретностью и часто сопровождаются жестикуляцией. Критическое отношение на этом уровне может проявляться в форме вопроса, с помощью которого дети как бы стараются уточнить правильность своей позиции. Достижение этого уровня оказывается возможным в случаях умственной активности детей, выражающейся в сопоставлении и противопоставлении отдельных элементов объекта.
В данном возрасте возможно применение следующих методов и приёмов развития критического мышления:
1. «Прогнозирование» - активизация представлений детей по теме содержания текста для чтения, выраженного в его названии. Тема: «Чтение М. Пришвина «Лисичкин хлеб». - Как вы думаете, о чём вы сейчас узнаете в рассказе М. Пришвина «Лисичкин хлеб»? О каких животных пойдёт речь? Назовите. (Или выберите из набора иллюстраций).
2. «Логические цепочки» - развитие умения устанавливать общий признак. - Продолжи ряд слов: шапка, шляпа, панама, … и т.д.
3. «Ассоциативный куст» - активизация знаний детей по теме, установление взаимосвязи выделенных понятий. Тема: «Зимние виды спорта» - Какие ассоциации возникают при слове «спорт»? Называйте всё, что вспоминается. Дети называют слова, фразы, всё обозначается на маркерной доске заглавными буквами слова или рисунком –символом. - Докажите, что вы назвали правильные слова. Доказанные слова соединяются с основным словом «спорт» с помощью стрелок. - Выберите из ряда предметов новые слова, имеющие отношение к спорту. Докажите ваш выбор.
4. «Диаграммы Венна» («Круги сравнения») – конкретизировать, классифицировать на основе сравнения. Тема: «Домашние животные». - Что мы знаем о животных? На какие группы мы их можем поделить? Распределите животных по кругам сравнения. Дети прикрепляют изображения животных на магнитной доске в соответствующий круг по предложенным детьми названиям групп (дикие, домашние). - Какие животные могут быть и дикими и домашними? Где вы их расположили по кругам сравнения? Дети называют птиц, которые расположены в общей части кругов. - Чем отличаются дикие и домашние собаки? Почему животных называют домашними? Что нужно для ухаживания за ними? Без чего эти животные жить не смогут?
5. «Синквейн» («Пять строк») - развитие связной речи, расширение активного словаря. Предмет о котором идет речь (сущ. или местоимение), одно слово (сущ.) (суть предмета или объекта), два прилагательных (или наречия), три глагола, фраза из четырех слов (личное отношение автора).
Тема: «Спорт»
Мяч.
Спортивный инвентарь.
Круглый, прыгучий.
Скачет, катится, отскакивает, вертится.
Я люблю играть в мяч.
6. «Кластеры» («Гроздья») – графический прием систематизации материала
1) Выделение смысловых единиц (ключевых понятий);
2) Объединение понятий в виде схемы, установление причинно- следственных связей;
3) Поиск новых кластеров : наполнение содержанием готовой схемы, называние обозначенных кластеров;
4) Самостоятельная работа с текстом, опираясь на схему.
7. «Кубик» с вопросами – активизация знаний о предмете или теме, составление предложений в виде ответа на вопросы. Вопросы на «кубике» даны следующие: Что? Какой? Как? Почему? Где? Зачем? Тема: Транспорт. Дети читают вопрос на грани кубика и составляют вопрос по теме, другие дети отвечают на поставленный вопрос. Проводиться в форме групповой работы.
8. «Толстые и тонкие вопросы» - осмысление содержания художественного произведения. «Толстый» вопрос подразумевает ответ «да», «нет», «не знаю», а «тонкий» вопрос требует развёрнутого ответа.
9. «Шесть шляп мышления» - Например, тема «Олимпийские игры 2014г.» Воспитатель: «Давайте вспомним, как работают наши шляпы:
1) белая шляпа - факты
2) красная - чувства и эмоции
3) черная ищет недостатки, критикует
4) желтая шляпа находит достоинства, положительные моменты
- Итак, первыми выступят белые шляпы.
Что вы можете сказать об Олимпиаде? Что нам о ней известно?
- Вторые - это ребята в красных шляпах.
Какие чувства, эмоции у вас вызывает спорт? Олимпиада?
- Третьими будут ребята под черными шляпами.
Какие на ваш взгляд есть недостатки в Олимпийских играх? Что для вас неприемлемо?
- Четвёртыми выскажутся желтые шляпы.
Что вы видите хорошего, полезного в Олимпиаде и в спорте вообще?
- Синие шляпы подведу итоги наших соревнований».
10. «Верные и неверные суждения» («Плюс, минус») - Воспитатель: «А что вы знаете об Олимпиаде, мы сейчас проверим. При помощи сигнальных карточек вы будете определять верность (поднимаем красную сигнальную карточку) и неверность (поднимаем чёрную сигнальную карточку) моих утверждений. 1) Олимпийские игры проходят только зимой; 2) Для участия в зимней Олимпиаде нужны такие спортивные снаряды, как велосипед ; роликовые коньки, клюшка для гольфа; 3) Зимняя Олимпиада проходит в этом году в Сочи и т.д.
Использование педагогом приемов и методов технологии развития критического мышления помогает детям самостоятельно добывать знания, вырабатывать собственное мнение, позволяет использовать свои знания, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, развивает самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, монологическую и диалогическую речь.
Список литературы:
Агапов И.А., Учимся продуктивно мыслить. – М.: Про-пресс, 2014.
Диана Халперн. «Психология критического мышления». - СПб.: «Питер», 2000. – 126с.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 284с.
Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб., 2003. - 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования предпосылок универсальных учебных действий
Презентация "Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования педпосылок универсальных учебных действий"...
Развитие познавательно-речевой сферы с применением приемов технологии развития критического мышления «Умники и умницы»
Развитие интеллектуального потенциала дошкольников, формирование предпосылок универсальной учебной деятельности, через применение приемов технологии развития критического мышления, обобщение знаний по...
План по самообразованию «Развитие активной речи детей дошкольного возраста посредством применения игровых приемов технологии развития критического мышления»
План по самообразованию...
Мастер – класс «Технология развития критического мышления в познавательном развитии дошкольников» (материал участника районного профессионального конкурса «Воспитатель года - 2020»)
МБДОУ детский сад «Солнышко» Моршанского района Тамбовской области Мастер – класс«Технология развития критического мышления в познавательном развитии дош...
Конспект НОД познавательное развитие и развитие речи в сташей группе «Дикие животные зимой» с использованием технологий развития критического мышления.
Цель: Обобщать и классифицировать знания о диких животных.Задачи образовательные: Формировать умение выделять главные признаки предметов и явлений; закреплять в речи названия жилищ животных (бер...
выступление на педсовете "Технология развития критического мышления и ее использование в развитии творческих способностей детей в конструктивно модельной деятельности"
Материал подойдел для педагогов детских садов...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...