Статья "Эффективная речевая коммуникация"
статья
Необходимо помнить, что одним из важных условий, обеспечивающих результативность деятельности педагога, является эффективная коммуникация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_effektivnaya_rechevaya_kommunikatsiya.docx | 19.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Струкова Елена Александровна
воспитатель
МБДОУ д/с 68
г. Белгород
Эффективная речевая коммуникация
Способность человека к эффективному общению возникает при условии, что он осознает свои сильные и слабые стороны. Особенно значимы для педагога такие качества в общении, как открытость и искренность, социальная адаптированность и способность самостоятельно решать свои проблемы.
Педагоги обмениваются друг с другом опытом, знаниями, наблюдениями, выводами и составляют некую универсальную модель эффективной коммуникации, определив профессиональную позицию педагога в общении с детьми в виде схемы, таблицы, рисунка и т.д.
I этап. Обсуждение проблемы в микро группах.
- Диагностика задачи. Каждый участник формулирует, что лично для него означает «эффективная педагогическая коммуникация», чем она обусловлено. - Диагностика ситуации. Участники оценивают свою реальную профессиональную и личную ситуацию.
II этап. Защита составленных моделей в групповой дискуссии.
III этап. Анализ предложенных микро группами материалов. Составление оптимальной модели эффективной коммуникации.
На основе схем, созданных участниками игры, данных психологических исследований делаются выводы о том, как улучшить общение с окружающими (это могут быть дети, коллеги, окружающие, родные и т.д.).
Многочисленные психологические исследования позволяют выделить факторы, обеспечивающие эффективность общения.
Важно осознавать:
- какие это факторы (особенно при профессиональном общении);
- что педагог представляет собой как личность;
- какие средства использует;
- кто является партнером по общению.
Анализируя подходы к характеристике «эффективной речевой коммуникации», можно выделить следующие основные направления:
1) способность
- выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;
- дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать на публике;
- принимать решения, устанавливать и поддерживать контакты;
- справляться с разнообразием мнений и конфликтов;
- вести переговоры;
- сотрудничать и работать в команде;
- достигать желаемых результатов в общении с людьми, избегая при этом нежелательных эффектов;
2) компетенции в общении:
- устном и письменном при создании монолога и диалога;
- при порождении и восприятии текста;
- знание и соблюдение этикета, традиций;
- эффективное общение, решение коммуникативных задач;
- уровни воздействия на собеседника;
3) умение вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться;
4) владение коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения;
5) способность и готовность вступать в различного рода контакты: невербальные и вербальные, устные и письменные.
Необходимо помнить, что одним из важных условий, обеспечивающих результативность деятельности педагога, является эффективная коммуникация. Наладив эмоциональный контакт, продолжаем придерживаться перечисленных выше приемов и этического кодекса педагога, включающего в себя такие принципы:
- демонстрируй уважение;
- не вовлекай и не вовлекайся в конфликт;
- не руководствуйся эмоциями.
Соблюдение этих принципов способствует эффективной коммуникации, органично отражает позиции сформированной коммуникативной компетентности, в состав которой входят и владение приемами профессионального общения, и умение работать в группе, строить межличностные отношения, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, относясь с уважением к точке зрения другого.
Таким образом, общение как социальный вид деятельности требует владения всеми его компонентами, которые обеспечивают эффективную коммуникацию.
Список литературы
- Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». «ЭКСМО»,2001. – 320 с.
- Деловые коммуникации / Под ред. В.П. Ратникова. – М.: Юрайт, 2017. – 528с.
- Системный подход в исследовании организационных коммуникаций / В.А. Егоричев, П.И. Малярчук, Н.К. Семенова // Молодой ученый. – 2016. – № 10. – С. 686 – 688.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 40 с.
- Конушкина, А.О. Современные коммуникации: организационный подход / А.О. Конушкина, А.В. Федорова // Инновационная наука. – 2015. – № 3. – С.247–252.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диалогическое общение в образовательной области "Коммуникация" детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
В статье раскрываются условия для развития диалогического общения в коммуникативном взаимодействии....
Реализация образовательной области "Коммуникация" в контексте технологии блочно-тематического планирования
Материал был подготовлен для выступления на августовской конференции по теме "ФГТ"...
Перспективно – тематическое планирование "Коммуникация"
Материал подобран в соответствии с лексическими темами....
Непосредственно образовательная деятельность, образовательная область "Коммуникация" в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей» (с использованием интерактивной доски)...
Задачи образовательной области " Коммуникация" по ФГТ
Материал сделан по программе " От рождения до школы" с учетом ФГТ....
Конспетк непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Коммуникация"
Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области "Коммуникация" построенна с учетом ФГТ. Интеграция: познание, музыка, здоровье, чтение художественной литературы, художественное...
Образовательная область: «Коммуникация» Тема:Весна идёт – весне дорогу. Форма проведения: занятие- путешествие. Область интеграции:«Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Физическая культура».
Интегрированное занятие, 3 специалиста: логопед, музыкальный работник, инструктор по физической культуре....