Диалогическое общение в образовательной области "Коммуникация" детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему
В статье раскрываются условия для развития диалогического общения в коммуникативном взаимодействии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙОБЛАСТИ «КОММУНИКАЦИЯ» ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Е.А. Колесникова
В соответствии с требованиями ФГТ содержание образовательной области “Коммуникация” направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Одной из задач этой области является развитие связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи. Особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья, является: нарушение речевого развития и наличие трудностей в сфере общения. Исходя из выше изложенного, поставили перед собой цель: создание условий для развития диалогического общения в коммуникативном взаимодействии детей.
Определили задачи: 1.Формирование способов диалогического общения в сообществе сверстников и взрослых. 2.Формирование опыта взаимодействий в различных искусственно созданных и реальных ситуациях.
Мы изучили опыт работы, предложенный А.Г. Арушановой «Истоки диалога», и пришли к выводу, что одним из важных способов развития диалога являются игры и игровые приемы т.к. коммуникативный характер многих игр позволяет говорить об их больших потенциальных возможностях в развитии диалога. Особую роль в развитии диалогического общения играет коммуникативная мотивированность действий и высказываний детей. Мы включаем побудительный мотив и предлагаем детям поиграть в сказку при этом, демонстрируя элементы сказочных костюмов и тут, же меняется смысл коммуникативной ситуации. Используем детское словесное творчество тесно связанное с играми-фантазиями, играми-сочинениями, например: дети вдвоем сочиняют «кино». Для развития диалогической речи организуем творческую сюжетно-ролевую игру, в которой дети совместно создают предметно-игровую среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу вступают в разнообразные реальные взаимоотношения. В играх с куклами дети проявляют больше самостоятельности и больше говорят, обращаясь к партнеру по игре, однако при участии педагога активно включаются в импровизированные ролевые диалоги, проявляют фантазию в поиске средств выразительности образа. Для развития общения со сверстниками, а значит, и совершенствования диалогической речи используем народные подвижные игры, которые строятся как игра драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Например: «Гуси-лебеди», «Краски», «Садовник» и т.д. Формы диалогического взаимодействия используются и в подвижных играх с готовыми диалогическими текстами. Дидактические игры и игры с правилами оказывают большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей. Правила побуждают слушать и слышать партнера, задавать ему вопросы, аргументировать высказывания, рассуждать, соблюдать очередность, отвечать на высказывание собеседника. Например: «Лото», «Домино», «Лабиринты». Для развития диалогического общения со сверстниками используем словесные дидактические игры. В них дети наизусть воспроизводят и осваивают различные диалогические единства. Диалогическое единство вопрос – ответ: Игра « Да и нет». Далее для обучения диалогической речи игры усложняем. Используем игры, в которых дошкольникам нужно оперировать не только заученными (репродуктивными), но и самостоятельно построенными (продуктивными) репликами, используем игры: «Звонок другу, маме», «Звонок в поликлинику» и т.д. Дети любят игры, побуждающие их к самостоятельному построению диалогических реплик: словесные игры без готовых текстов, театральные и режиссерские игры с придуманными сюжетами, например: «Похожи – не похожи» (словесная игра:- Собака и пчела не похожи: собака большая, а пчела маленькая.- Они похожи: обе живые.
Сравнительный анализ развития у детей среднего и старшего возраста диалогического общения, по методике Л.Г. Арушановой, показал: по параметру «Диалогические отношения» высокий уровень вырос на 40%, низкий снизился на 33%. (Рис.1 Диалогические отношения). По параметру «Средства общения» высокий увеличился на 47%, низкий снизился на 27%. (Рис.2 Средства общения). По параметру «Коммуникативно - семантический тип высказывания» высокий уровень вырос на 40%, низкий снизился на 33%. (Рис.3 Коммуникативно-семантический тип высказывания).
Рис. 1. Диалогические отношения
Рис.2. Средства общения
Рис.3. Коммуникативно семантический тип высказывания
Таким образом, игры для развития диалогической речи способствовали: формированию опыта взаимодействия детей и развитию диалогического общения у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Литература:
Арушанова, А.Г. Развитие диалогического общения - М. :Мозаика-Синтез, 2005. – С. 128
Базжина, Т. В. Диалог на начальном этапе языкового развития – М. :СПб, 1992. – С. 66
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Центр оказания при дошкольном образовательном учреждении диагностической, консультативной и коррекционной помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, не посещающим образовательное учреждение - «Росток».
Реализация проекта позволяет осуществлять реальную помощь детям со сложными дефектами развития и их семьям в условиях дошкольного образовательного учреждения....
Условия реализации адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
В статье представлен перечень мероприятий по обеспечению физической и информационной доступности образовательных услуг, способствующих успешной реализации адаптированных основных образовательных прогр...
Формирование речевой активности детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) на интегрированной образовательной деятельности по тестопластике.
Описаны приемы в тестопластике для речевого развития детей....
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящих детей, детей с амблиопией, косоглазием) ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ «ПОИСКИ ФИКСИКА
Использование современных образовательных технологий...
Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения
В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...
СОЗДАНИЕ АКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В настоящее время перспективной задачей дошкольного образования выступает создание образовательной среды, которая способна обеспечить доступность качественного образования детей с ограниченными возмож...
Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения
Cегодня ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной адаптации детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой...