Комплексно-тематический календарный план по теме "Моя семья", старший дошкольный возраст
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Кляндина Гульчачак Акрямовна

 Семья – это самое главное в жизни каждого человека! Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья!

Это ответственность, забота друг о друге и большая работа над собой!

Поэтому перед педагогами стоит цель: .воспитывать у детей понимание  роли семьи в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_moya_semya.docx47.9 КБ

Предварительный просмотр:

понедельник.

Тема дня: «Что такое семья?»  

Цель:  Обогатить представления детей о семье, о традициях семьи.

Организованная совместная деятельность педагога с детьми

по реализации образовательных областей

Создание условий

для самостоятельной деятельности детей

ООД

Режимные моменты

Оздоровительная деятельность: Бассейн

Проводит специалист по подгруппам.

Познавательно-исследовательская деятельность: «Здравствуй, мир!» 

Тема:  «Славянская семья» 

Цели: Формировать у детей представление о том, как жили семьи в старину, о роде деятельности всех членов семьи. Показать орудия труда в ретроспективе. Вызвать познавательный интерес, речевую активность. Воспитывать уважительное отношение к старшим в семье. Обогащение и активизация словаря: славяне, названия древних профессий и орудий труда.

ФСД: 1. Введение в тему. Просмотр слайдов «Жили-были дед да баба…»

2. Рассматривание картины «Славянская семья». Составление рассказа по ней.  

3. Динамическая пауза «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»

4. Дидактическая игра «Бабушкин сундук» - ретроспектива развития орудий труда.

5. Рефлексия. Игра «Кто такой я?» Клубочек передается по кругу. Ниточка наматывается на пальчик, ребенок обращается к соседу: - Саша, ты такой внимательный! - Да, я внимательный, а еще я добрый, - и клубочек передается дальше. Проговаривание: «Мы живем одной семьей: я и ты, и мы с тобой».

1 половина дня

1. Ситуативный разговор: «Какая она, наша семья?». Вызвать у детей желание рассказать о достижениях членов своей семьи.

2. Просмотр видео клипа песенки «Золотая свадьба» (Р. Паулс – И. Резник) в исполнении детской группы «Кукушечка»  

3. Познакомить с пословицами и поговорками о семье: «Бабушка – золотая сударушка». «У кого есть дед, у того и обед». «Нет милее дружка, чем родная матушка». «Коли семья вместе, так и душа на месте». «Дружная семья гору сдвинет».

4. Чтение художественной литературы. Стихотворения: Доры Хайкиной «Ходит наша бабушка», Ю. Черных «Внучка-почемучка».  

2 половина дня

1. Просмотр мультфильма «Мои бабушки и я». (В онлайн режиме по ссылке: megogo.net/ru/). Показать детям, почему так важно в семье заниматься именно теми делами, для которых ты

 предназначен.    

2. Д/игра «Комплименты маме». Развивать коммуникативные способности, речевую активность.

Прогулки  

1. Наблюдение за листопадом. Обратить внимание детей на красоту осенних листьев.

2. Д/игра «С какого дерева лист?»

3. Трудовая деятельность. Уборка листьев с газона.

4. П/игры «Ручеек», «Ловишки с лентой»  

5. Индивидуально поупражнять Милану В., Кристину в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

1. В игровом центре создать условия для возникновения сюжета игры «Семья – семейный вечер». Способствовать   игровыми действиями отражению в игре диапазона занятий всех членов семьи.

2. В книжном центре создать условия для рассматривания  детьми фотографий «Семейный альбом», фотоальбома «Наши традиции».

1. В познавательно-исследовательский центр поместить игру-лото «Семья».

3. В центр продуктивной деятельности поместить раскраски по теме «Семья».

3. Поручить Тане проведение хороводной игры «Подарки». Содействовать совершенствованию  организаторских и коммуникативно-речевых навыков.

4. Дежурство по столовой. Проследить за выполнением  традиционных обязанностей дежурных.

Коррекционная деятельность

1. Этюд «Походка» (ребенка, мамы, папы, бабушки, дедушки)

2. Игровое упражнение «Дорожка здоровья для сыновей и дочек»  на  коррекцию и профилактику плоскостопия.

Взаимодействие

с  семьей и социумом

1. Обратить внимание родителей на информацию и рекомендации по теме недели.

2. Привлечь родителей к обсуждению проведения мероприятий по акции «Листопад».

вторник

Тема дня:  «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать».      

Цель: Воспитывать у детей понимание  роли родителей в жизни ребенка.

Организованная совместная деятельность педагога с детьми

по реализации образовательных областей

Создание условий

для самостоятельной деятельности детей

ООД

Режимные моменты

Оздоровительная деятельность: ЛФК.  Проводит специалист по подгруппам.

Познавательно-исследовательская деятельность: ФЭМП  

Тема: «Сравнение групп предметов»

Цели: Формировать умение сравнивать группы предметов путем составления пар. Закреплять представления детей о порядке увеличения и уменьшения размеров. Развивать речь, воображение, мышление, мелкую моторику.

ФСД:

1. Мотивация «Семейный альбом» с использование одноименной песни.

2. Игра «Разложи правильно»

3. Актуализация знаний детей о фотографиях.

5. Рефлексия.

Двигательная деятельность: Физкультура   

Проводит специалист со всеми детьми

Конструирование  

ИОС: «Мы – дизайнеры»

Цели: Дать понятие о плане квартиры. Вызвать желание к моделированию интерьера комнат (гостиная, спальня, кухня). Развивать пространственное мышление, творческое воображение. Воспитывать любовь к своему дому, желание создавать уют в нем.

ФСД:

1. Введение в тему: Беседа «Что такое дом?»

2. Рассматривание плана-схемы квартиры.

3. Самостоятельная деятельность детей в 3-х компаниях.

4. Анализ построек, обыгрывание маленькими куколками.

1 половина дня

1. Объяснялки «Как понимаешь слово уважать?». Добавить рассуждения детей в понятийный словарь.

2. Рассматривание картины:

Ф. Славянский «Семейная картина». Обогащать представления детей о взаимоотношениях в семье, семейных ролях средствами художественной выразительности.  

3. Чтение художественной литературы. Я. Аким «Родня».

4. П/игра «Семь сыновей». Познакомить с правилами игры.

2 половина дня

1.  Просмотр видеоролика «Один день моей семьи», подготовленный семьей Ани. Показать детям, как дружно можно заниматься разной деятельностью: наводить порядок в доме, активно отдыхать вместе в выходной день.

2. Сюжетно-ролевая игра «Моя семья». Проиграть сюжетную линию по мотивам видеоролика. Развивать умение  отразить в игре взаимоотношения в семье.

Прогулки

1. Наблюдение за работой дворника. Отметить, как он тщательно подметает дорожки, какой результат получается.  

2. П/игры «Семь сыновей», эстафета «Полоса препятствий»

3. Трудовая деятельность. Подмести дорожку к участку. Совершенствовать трудовые навыки с Владиком, Кирой: правильно держать метелку, подметать в одном направлении.

4. Подгр. детей предложить цветные мелки для рисования на асфальте.

5. Индивидуально упражнять Сашу, Мишу в бросании малого мяча вдаль правой и левой рукой.

1. В познавательно-исследовательском центре предложить игру-лабиринт «Помоги маме донести продукты». Способствовать развитию внимания, мышления.

2. В центре продуктивной деятельности дать детям возможность закрепить приемы лепки кондитерских изделий из соленого теста.

3. В игровом центре создать условия для возникновения с/р игры «Семья за ужином». Побуждать отражению в игре положительного опыта взаимоотношений родителей и детей в семье.

4. В центре развития предложить шнуровки. Способствовать развитию мелкой моторики, умения шнуровать, завязывать узелок бантиком.

Коррекционная деятельность

1. Упражнение «Качели»  на укрепление мышц позвоночника.

2. Этюд «Ласковая мама» на выражение чувства любви.

Взаимодействие

с  семьей и социумом

1. Попросить родителей  показать ребенку семейные фотоальбомы, рассказать об истории своей семьи, составить генеалогическое древо семьи.

2. Предложить родителям подборку комплекса упражнений по теме: «Коррекция и профилактика нарушений ОДА у ребенка в семье»

среда.

Тема дня:  «Мама, папа – первые слова»

Цель: Формировать понятие о том, что мама и папа всю жизнь будут заботиться о своем ребенке, но и ребенок не должен забывать, что мама и папа – самые родные для него люди.

Организованная совместная деятельность педагога с детьми

по реализации образовательных областей

Создание условий

для самостоятельной деятельности детей

ООД

Режимные моменты

Оздоровительная деятельность: Бассейн  

Проводит специалист по подгруппам.

Коммуникативная деятельность: «По дороге к Азбуке»

Тема: «Звук [Э]»   

Цели: Познакомить детей со звуком [Э] и его изображением, буквенным обозначением. Упражнять в выделении звука в словах, определять его место в слове. Формировать умение преобразовывать слова, придумывать предложения с заданным словом.

ФСД:

1. Введение в ситуацию  «Эскимос и северный олень» - продолжение истории игрушек.

2. Артикуляция, характеристика звука  [О].

3. Игры со звуком «В начале, середине или в конце слова?», «Придумай со звуком [О]».  

4. Физминутка «Это тоже я могу».

5. Работа в тетради: «На что похожа буква О?»

6. Рефлексия.

Изобразительная деятельность:   Лепка    

ИОС: «Ходит Дрема возле дома»

Цели:  Продолжать развивать умение детей создавать выразительные лепные образы, сочетая разные способы и приёмы лепки.

Формировать умение планировать свою работу: задумывать образ, распределяя материал на нужное количество частей разной величины.

Развивать воображение, чувство формы и пропорции. 

ФСД: 1. Введение в тему: Чтение потешки «Ходит Дрема возле дома»

2. Просмотр видеоролика «Мамина колыбельная»

3. Показ приемов лепки.

4. Самостоятельная  деятельность детей.

5. Выставка детских работ.

1 половина дня

1. Ситуативный разговор из рубрики «Почемучка» «Как появилось слово мама». Вызвать познавательный интерес к истории слов.

2. Слушание детских песен:  

Ю. Богачев-С. Ведерников «Мама», М. Пляцковский-Б. Савельев «Лучше папы друга нет».

3. Чтение художественной литературы.  М. Родина «Мамины руки».

4. Проигрывание проблемной ситуации «Мама заболела». Вызвать речевую активность, желание совершать добрые поступки.

2 половина дня

1. Просмотр театрализованного представления Братского кукольного театра «Тирлямы».

2. Индивидуальная работа по составлению небольшого рассказа по серии сюжетных картинок «Моя семья» с Владиком, Настей.

Прогулки  

1. Наблюдение за прохожими. Обратить внимание на взрослых с ребенком. Выслушать предположения, кем они приходятся друг другу, как относятся друг к другу.

2. Самостоятельные игры с выносным материалом по желанию детей.

3. П/игры  «Удочка», «Змейка».

4. Трудовая деятельность. Собрать и аккуратно сложить выносной материал. Привлечь Вику, Софию.

1. В игровом центре помочь организовать строительную игру «Семейный  дом» с развитием сюжета «Новоселье». Поощрять фантазию,   творчество, желание построить дом для своих родных.

2. В центре продуктивной деятельности предложить рисование по точкам «Мама, папа, я – дружная семья». Способствовать подготовке руки ребенка к письму.

3. Воспитание КГН. Проследить за мытьем рук детей перед едой, после прогулки,  посещения туалета.

4. В игровом центре игры детей по желанию. Способствовать развитию умения детей объединяться по интересам.

Коррекционная деятельность

1. Игра «Зеркало»   на формирование способности выражать свои эмоциональные состояния, проблемы без слов и понимать невербальное поведение других людей.

2.  Упражнение с массажером   «Тимбэ»  для самостоятельного   несложного массажа ступней ног.

Взаимодействие

с  семьей и социумом

1.  Буклет с рекомендациями для родителей «Расскажите ребенку о себе и своей профессии»

2. Родительское собрание с показом детьми концертными номерами: сценка «А что у вас?», композиция о труде братчан, песня «Родина», танец «Ехор».

четверг

Тема дня:  «Моя семья + Мой город»

Цель: Расширять знания детей о профессиях родителей, о вкладе их труда на благо людей города.

Организованная совместная деятельность педагога с детьми

по реализации образовательных областей

Создание условий

для самостоятельной деятельности детей

ООД

Режимные моменты

Оздоровительная деятельность: ЛФК   

Проводит специалист по подгруппам

Изобразительная деятельность: Аппликация  

ИОС:  «Фоторамка для семейного фото»

Цели: Учить создавать аппликации из геометрических фигур, оформлять работы по образцу. Развивать творческие способности, фантазию, художественно-эстетическое воображение, самостоятельность в подборе материала и украшении фоторамки.

Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.

Воспитывать чуткое отношение по отношению к взрослым,

ФСД:

1. Введение в тему

2. Рассматривание образцов рамок.

3.  Показ приемов украшения рамки, подбирая материал (пайетки, бисер, природный материал, наклейки) .

4. Самостоятельная деятельность детей.

5. Оформление рамок фотографиями семей для выставки «Семейный портрет».  

Двигательная деятельность: Физкультура  

Проводит специалист со всеми детьми

Коммуникативно-игровая деятельность:  «Познай себя»  

ИОС: «Ссора»

Цели: Показать детям, как легко могут возникать конфликтные ситуации и какие существуют возможные способы разрешения споров. Дать детям возможность почувствовать, что дружить гораздо приятнее, чем ссориться.

1 половина дня

1. Ситуативный разговор «Профессии моих родителей» Закрепить и расширить знания детей о профессиях родителей, о важности их труда для города.

2. Рассматривание фотоальбомов родителей «Моя профессия». Вызвать у детей чувство гордости за сопричастность их родителей к жизни города.

3. Творческое рассказывание из опыта «Моя мама (мой папа) работает…» с Викой, Мишей. Побуждать детей к  составлению небольшого рассказа о труде родителей.

4.  Чтение художественной литературы. Т.   Габбе «Город мастеров».

2 половина дня

1. Просмотр презентации «Славен наш город трудом братчан», составленного по произведениям А. Лисицы, братского поэта-писателя. Показать детям  вклад труда родителей в благосостояние родного города.

2. «Мастерская добрых дел»:  Изготовление поделок для украшения дома по желанию.  Включение ребенка в деятельность, направленную на семью.  

Прогулки

1. Наблюдение за погодой. Закрепить характерные приметы осени.

2. П/игры «Уголки» с подгр. детей, «Караси и щука» со всеми.

4.  Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным материалом. Поощрять бережное отношение к игрушкам, умение развивать сюжеты знакомых игр, внося творчество, фантазию.

5. Трудовая деятельность. Уборка участка от осенних листьев и мусора.  

5. Д/игра «Интервью у мамы и папы». Развивать связную речь, Совершенствовать грамматический строй речи.

1. В познавательно-исследовательский центр внести настольные игры «Конструктор» (3-4 вида). Побуждать подгр. детей к творчеству. Способствовать развитию мелкой моторики, мышления.

2. В книжном центре предложить для рассматривания иллюстрации по теме «Моя семья».

3. В игровом центре создать условия для возникновения сюжета игры «Семья в поликлинике».  

Дать детям возможность  проявить игровые умения, показать ролевое взаимодействие.  

Коррекционная деятельность

1. Игра «Собери мусор в квартире» на коррекцию и профилактику нарушений осанки.

2. Этюд «Моя семья» на сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы.

Взаимодействие

с  семьей и социумом

1. Рубрика «Рекомендации психолога»: Консультация «Крепкая и дружная семья – залог положительного эмоционального состояния ребенка»

2. «Домашний визит»: посещение семьи Кристины С.

пятница.

Тема дня:  «Моя семья – мои родные»

Цель:  Формировать у детей представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.

Организованная совместная деятельность педагога с детьми

по реализации образовательных областей

Создание условий

для самостоятельной деятельности детей

ООД

Режимные моменты

Музыкальная деятельность: Музыка  

Проводит специалист со всеми детьми.

Изобразительная деятельность: Рисование

ИОС: «Моя семья»   

Цели: Продолжать учить детей рисовать фигуру человека, добиваться четкого изображения пропорций, выразительности позы. Развивать воображение, чувство цвета, чувство ритма, эстетическое отношение к окружающим близким людям. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память.

Воспитывать  уважение чуткое и бережное отношение к окружающим и членам своей семьи.

ФСД:

1. Мотивация «Цветик Семицветик».

2. Эвристическая беседа «Семейное фото», «Кого не хватает?».

3. Динамическая пауза «Семейная зарядка».

4. Показ и закрепление приемов изображения фигуры человека. Самостоятельная деятельность детей.

5. Выставка детских работ

1 половина дня

1.  Мини-беседа «Что означает слово семья?»  Уточнить и закрепить понимание детьми смыслового значения понятия «семья», родственных связей в семье.

2. Индивидуально закрепить приемы рисования человека с показом характера взаимоотношений в семье. Привлечь Владика, Макара, Артема.

3.   Чтение художественной литературы

В. Осеева «Три сына». Расширять представления детей о зависимости крепости семьи от взаимовыручки и дружбы между детьми и родителями.

4.Д/игра «Кому, что принадлежит?» Развивать зрительное внимание, память. Закреплять названия предметов, принадлежащих членам семьи, с подгр. детей.

2 половина дня

1. Трудовая деятельность: «Помогаем маме и папе»: стирка кукольного белья с подгр. девочек; наведение порядка в контейнерах с игрушками с подгр. мальчиков. Продолжать совершенствовать трудовые умения, умение добиваться положительного результата.

2. Итоговое мероприятие по теме недели:  Спортивное развлечение «Мама, папа, я – дружная семья» совместно с инструктором по физкультуре. Укрепить родственные связи в семьях. Воспитывать  чувство взаимовыручки, положительные эмоции.

Прогулки        

1.  Наблюдение за птицами.

Закреплять умение видеть изменения в поведении птиц с приходом осени, активизировать внимание и память.

2. Трудовая деятельность. Организация трудового десанта с целью лечения деревьев.  

3. П/игры: «Перелет птиц», «Коршун».

Упражнение «Не сбей флажок».

4. Ходьба змейкой между предметами, не сбивая их, с подгр. детей.

1. В игровом центре создать условия для возникновения с/р игры «Дом. Семья». Способствовать   развитию сюжета «Мы вместе».

2. В центре продуктивной деятельности предложить цветной мел для рисования на доске.  Способствовать совершенствованию знакомых приемов рисования в самостоятельном творчестве.

3. В музыкально-эстетическом центре создать условия для игры «Веселая дискотека». Дать детям возможность использовать костюмы и аксессуары из «Костюмерной» Способствовать развитию фантазии, чувства ритма.

4. В центр развития внести картинки с заданиями для подгр. детей: «Помоги Маше найти дорогу домой», «Что напутал художник?», «Найди отличия»

Коррекционная деятельность

1. Гимнастика пробуждения после сна,  комплекс «Моя семья»  с закаливанием «Ручеек» - профилактика нарушений ОДА и простудных заболеваний.

2. Игра «Цветик Семицветик» на выражение желаний для родных и близких.

Взаимодействие

с  семьей и социумом

1. Совместное составление маршрута выходного дня в «Конный мир» с инициативной группой родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно - тематическое планирование по теме: «Я вырасту здоровым» Старший дошкольный возраст

Конспект комплексно -тематическое планирование по теме: "Я вырасту здоровым" . Старший дошкольный возраст.Комплексно - тематическое планирование по теме: «Я вырасту здоровым»...

«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГТ»

 Авторы разработок:Асташенкова Н. В. учитель-логопед высшей квалификационнойкатегории  дошкольного отделения ГОУСОШ № 297 Пушкинского р-на г.Санкт-ПетербургаКлимова С. А.учитель-дефектолог высшей квал...

Примерное комплексное тематическое планирование организованной образовательной деятельности, с детьми старшего дошкольного возраста «Формирование элементарных математических представлений».

Примерное комплексное тематическое планирование организованной образовательной деятельности, с детьми старшего дошкольного возрастана март, , апрель, май  месяц  «Формирование элемента...

Примерное комплексное тематическое планирование организованной образовательной деятельности, с детьми старшего дошкольного возраста «Формирование элементарных математических представлений».

Примерное комплексное тематическое планирование организованной образовательной деятельности, с детьми старшего дошкольного возрастаНа СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ  месяц  «Формирование эл...

Примерное комплексное тематическое планирование организованной образовательной деятельности, с детьми старшего дошкольного возраста «Формирование элементарных математических представлений».

Примерное комплексное тематическое планирование организованной образовательной деятельности, с детьми старшего дошкольного возрастаНа  ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ  месяц  «Формирован...