«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через музыку».
статья
Семинар – практикум для музыкальных руководителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_po_muzyke.docx | 25.67 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для музыкальных руководителей «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через музыку».
Цель: актуализировать знания педагогов о музыке как средстве приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.
Задачи:
- Познакомить с нормативно - правовой базой по теме .
- Систематизировать знания музыкальных руководителей о формах и методах музыкального обучения и воспитания по приобщению к истокам русской народной культуры.
- Нацелить педагогов на учет специфики фольклора при организации работы с воспитанниками.
Ход практикума:
Уважаемые коллеги! Тема сегодняшнего моего выступления: «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через музыку».
Вопрос к коллегам:
- Что же относится к русской культуре? (фольклор, традиции, обряды, промыслы, ремесла и др.)
Русская народная культура - это духовные и материальные ценности, созданные русским народом, т. е. передаваемые от поколения к поколению этнопедагогические, семейно-бытовые и обрядовые традиции. Это источник великой народной мудрости и накопленного многовекового опыта.
Сегодня происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых более соответствующих требованиям времени путей массового музыкального образования и воспитания. И здесь непреходящее значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам культуры. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.
Слайд1: «Без памяти – исторической, нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа, как исторической личности» (Г.Н. Волков)
На данный момент существует множество документов государственной поддержки народных традиций.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования одним из основных принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей. В основе этого принципа лежат идеи народной педагогики и этнопедагогики, которые являются составной частью общей духовной культуры народа. Задачи приобщения к культуре, традициям, фольклору, языку своего народа должны быть включены во все образовательные области развития ребенка.
Слайд2 ФГОС ДО
Задачи…
Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества
Основные принципы дошкольного образования….
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Слайд3: Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года
Раздел 2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций.
Гражданское воспитание.
Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.
Духовное и нравственное воспитание детей на основе традиционных ценностей.
Приобщение детей к культурному наследию.
Музыка является средством приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.
Вопрос коллегам:
- Какая музыка нужна нашим детям, какую музыку мы можем положить в основу планирования, а затем репертуара для решения данной задачи? (прежде всего фольклор)
Музыкальный фольклор – народное музыкальное (преимущественно песенное) инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа, бытует, как правило, в устной форме и передается благодаря исполнительским традициям.
Вопрос к коллегам :
- Почему при выборе материала для решения задачи, которую мы сегодня рассматриваем, приоритет отдадим музыкальному фольклору?
Детский фольклор близок и понятен нашим детям (есть движение, текст, простейшие интонации, которые дети могут спеть); по сути это есть формы музыкального музицирования на основе музыкального фольклора; репертуар, построенный на фольклоре красив и увлекателен; музыкальный фольклор как часть народной культуры является незаменимым источником нравственно - патриотического воспитания детей; освоение вариативности, характерной для воспроизведения фольклорного материала, дает каждому ребенку возможность разностороннего творческого развития; музыкальный фольклор синкретичен (в нем неразрывно связаны музыка, пение, движение и игра на народных инструментах).
Давайте вспомним жанры музыкального фольклора.
Викторина «Жанры музыкального фольклора».
Победителем викторины становится участник, который набрал наибольшее количество баллов.
1. Календарный фольклор.
1 вопрос: небольшая песенка для распевки группы детей или стихотворное обращение к явлениям природы (закличка).
2 вопрос: это вид устного обрядового фольклора, который связан с традиционными обрядами и обычаями (календарные песни)
3 вопрос: в детском фольклоре так называются небольшие стихотворные обращения к растениям, птицам, животным (приговорки)
2. Потешный фольклор.
1 вопрос: как называются песни, которыми убаюкивают малышей? (колыбельная)
2 вопрос: короткие стихотворные приговорки, которыми сопровождается тактильный контакт с младенцем в первые месяцы его жизни; стихотворный напев матерей, которые нянчат, холят ребенка (пестушки)
3 вопрос: приговорки, сопровождающие развитие и рост ребёнка. Они сопутствуют играм с ножками, ручками и пальчиками малыша (потешки)
4 вопрос: короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество, а иногда и просто привязанные к имени. Полагают, что они перешли к детям из взрослой среды и выросли именно из прозвищ и кличек (дразнилки).
3. Игровой фольклор.
1 вопрос: есть мнение, что слово происходит от греческого chorobateo- ступаю в хоре (хоровод)
2 вопрос: данный вид фольклора долго не признавали в качестве художественного жанра (частушка).
Музыкальный фольклор – это совокупность жанров народного творчества.
Музыкальный детский фольклор чрезвычайно разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения. Объединяя различные жанры, музыкальный фольклор становится для ребёнка уроком истории, ознакомлением с краеведением, родной речь.
Одним из условий эффективного приобщения к традиционной культуре является ознакомление детей с региональными народными традициями. Следует знакомить детей с подлинными формами фольклора и включать произведения нашего региона: приглашать профессиональных исполнителей, использовать аудио и видеозаписи, предметы быта, этнографические костюмы.
Вопрос к коллегам:
- В каких видах музыкальной деятельности мы можем использовать фольклорный материал?
Слайд6:
Аспекты музыкального фольклора:
- слушание народной музыки;
- пение народных песен;
- народная хореография (танцы, хороводы)
- музыкально – фольклорные игры;
- игра на народных музыкальных инструментах
К подбору музыкального материала для приобщения детей к русской народной культуре к музыке предъявляются общие требования:
- художественность произведения (принцип: детям - только лучшее!);
- доступность возрастным и индивидуальным возможностям детей;
- соответствие программным целям и задачам.
Специфика фольклора определяет особенности методики приобщения к нему детей. Основу методики задает идея традиционности: жизнь в русле народной традиции с ее обрядностью, ритуальностью.
Вопрос к коллегам:
Поделитесь своим опытом проведения фольклорных праздников в детском саду.
Вопрос к слушателям:
- Как часто мы должны использовать фольклор в педагогическом репертуаре? (простое его использование сегодня, завтра, через месяц, включение его время от времени в вашу педагогическую практику само по себе является самым лучшим патриотическим воспитанием). (Пример)
При приобщении к народной культуре ставится задача не разучивания определенного количества произведений, а создание атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, становясь частью жизни ребенка.
Эффективность педагогического процесса приобщения дошкольников к традиционной народной культуре предполагает сотворчество детей и взрослых в условиях «проживания фольклора».
Методика приобщения может выстраиваться не только с использованием такой формы как доминантные, комплексные или интегрированные музыкально - фольклорные занятия, но и с помощью других форм работы. Это семейные встречи – посиделки, толоки, чаепития, на которых родителям можно показать особенности вокально-инструментального музицирования и народного игрового творчества.
Литература:
1. Бударина, Т.А., Куприна Л.С., Корепанова О.Н., Маркеева О.А.Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, 2010.
2. Катышева, И.Б., Комбарова Г.Н, Николаева, С.Р. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту. План-программа. Конспекты занятий, Сценарии праздников. Метод. пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб, 2009.
3. Князева, О.Л., Маханева, М.Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Метод пособие. СПб, 2004.
4. Радынова, О.П.Народные колыбельные песни: слушаем и поем. Учеб. пособие к программе «Музыкальные шедевра». М., 2001.
5. Тихонова, М.В., Смирнова, Н.С. Красна изба: знакомим детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом. СПб, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через подвижные игры"
Методические рекомендации по приобщению детей дошкольного возраста к русской народной культуре через народные подвижные игры....
семинар-практикум «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через элементарное музицирование»
Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры должно быть многогранным. Дети должны в полной мере знать: малые формы фольклора (потешки, считалки, дразнилки, поговорки и др.). Уже до...
Сценарий итогового мероприятия с детьми старшей группы по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через фольклор"
Сценарий музыкального спектакля по мотивам русской народной сказки "Репка"смотреть видео - http://nsportal.ru/user/419941/video...
Проект " Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники"
Проект "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники"...
Обобщение педагогического опыта по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные праздники"
Обобщение педагогического опыта по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные праздники"...
НОД "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, через подвижные игры"
НОД "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, через подвижные игры" в средней группе ДОУ....
Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, через знакомство с русской избой, народными промыслами России» (2019-2021гг.)
Тип проекта: познавательно-творческийПродолжительность: долгосрочный(октябрь 2019 – февраль2021)Участники проекта: дети подготовительной группы №7, воспитатели, музыкальный руководитель, р...