Особенности развития пространственных представлений в дошкольном возрасте.
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_prostranstvennyh_predstavleniy.docx | 12.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития пространственных представлений в дошкольном возрасте.
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственных представлений у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.
Развитие пространственных представлений начинает формироваться у ребенка постепенно. Самым первым и главным этапом в структуре формирования пространственных представлений является восприятие ребенком собственного тела, которое начинается с ощущения напряжения и расслабления мышц, ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия ребенка со взрослым. Овладение в период дошкольного детства такими способами пространственной ориентации, как ориентировка «по схеме тела», « по схеме предметов », по направлениям пространства « от себя » и с изменением точки отсчета (т. е. от любых предметов), служит первоосновой для успешного усвоения в школе элементов геометрии, элементарных знаний о геометрическом пространстве. С появлением в активном словаре дошкольника слов: влево, вправо, близко, далеко восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень - расширяются и углубляются пространственные представления.
Исследования психологов и педагогов свидетельствуют о том, что ребенок легче ориентируется в направлениях пространства в статическом положении, при этом он исходит из сторон собственного тела, т. е. ориентируется на себя.
Пространственное восприятие в дошкольном возрасте отмечается рядом особенностей:
– конкретно-чувственный характер: ребенок ориентируется на своем теле и все определяет относительно собственного тела;
– самым трудным для ребенка являются различения правой и левой руки, потому что различение строится на основе функционального преимущества правой руки над левой, которое вырабатывается в работе функциональной деятельности;
– относительный характер пространственных отношений: чтобы ребенку определить как относится предмет к другому лицу, ему надо в уме встать на место предмета;
– дети ориентируются легче в статике, нежели в движении;
– легче определяют пространственные отношения к предметам, находящимся на близком расстоянии от ребенка.
Современные психолого-педагогические исследования ученых убеждают в том, что в дошкольном возрасте дети могут усвоить информацию о предметно-пространственном окружении, получить обобщенные знания о некоторых системах отсчета и способах пространственной ориентации, научиться пользоваться ими в различных жизненных ситуациях.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы:
1. Развивать ориентировку в пространстве необходимо в процессе целенаправленного педагогического руководства.
2. Ориентировка в пространстве – характерна для детской деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной), следовательно, доступно для усвоения детьми.
3. Основным условием ориентировки в пространстве является активное передвижение в нем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ОНР"
Статья рассказывает о том, у ребёнка с ОНР есть нарушения других психических процессов, а, именно: задерживается формирование элементарных постранственных представлений....
Особенности развития пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи.
Проблема изучения пространственных функций имеет большое значение, так как они наиболее сложны для диагностики и коррекции развития детей с речевыми нарушениями....
Особенности развития пространственных представлений в дошкольном возрасте.
Особенности развития пространственных представлений в дошкольном возрасте....
Нормы развития пространственных представлений в дошкольном возрасте и рекомендуемые игры/
Описание условных возрастных норм развития простраственных представлений и перечень рекомендуемых игр....
Развитие пространственных представлений в дошкольном возрасте.
Развитие пространственных представлений в дошкольном возрасте....
Игры для развития пространственных представлений детей дошкольного возраста
Трудности, с которыми могут сталкиваться школьники с недостаточной сформированностью пространственных представлений: зеркальное написание букв и цифр,непонимание «красной строки» и &l...
Нормы развития пространственных представлений в дошкольном возрасте и рекомендуемые игры.
Пространственные представления - представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движение). Уровень обобщенности и схематизации про...