Особенности развития пространственных представлений в дошкольном возрасте.
материал

Юрченко Наталья Сергеевна
Особенности развития пространственных представлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_prostranstvennyh_predstavleniy.docx12.43 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития пространственных представлений в дошкольном возрасте.

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственных представлений у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

Развитие пространственных представлений начинает формироваться у ребенка постепенно. Самым первым и главным этапом в структуре формирования пространственных представлений является восприятие ребенком собственного тела, которое начинается с ощущения напряжения и расслабления мышц, ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия ребенка со взрослым. Овладение в период дошкольного детства такими способами пространственной ориентации, как ориентировка «по схеме тела», « по схеме предметов », по направлениям пространства « от себя » и с изменением точки отсчета (т. е. от любых предметов), служит первоосновой для успешного усвоения в школе элементов геометрии, элементарных знаний о геометрическом пространстве. С появлением в активном словаре дошкольника слов: влево, вправо, близко, далеко восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень - расширяются и углубляются пространственные представления.

Исследования психологов и педагогов свидетельствуют о том, что ребенок легче ориентируется в направлениях пространства в статическом положении, при этом он исходит из сторон собственного тела, т. е. ориентируется на себя.

Пространственное восприятие в дошкольном возрасте отмечается рядом особенностей:

– конкретно-чувственный характер: ребенок ориентируется на своем теле и все определяет относительно собственного тела;

– самым трудным для ребенка являются различения правой и левой руки, потому что различение строится на основе функционального преимущества правой руки над левой, которое вырабатывается в работе функциональной деятельности;

– относительный характер пространственных отношений: чтобы ребенку определить как относится предмет к другому лицу, ему надо в уме встать на место предмета;

– дети ориентируются легче в статике, нежели в движении;

– легче определяют пространственные отношения к предметам, находящимся на близком расстоянии от ребенка.

Современные психолого-педагогические исследования ученых убеждают в том, что в дошкольном возрасте дети могут усвоить информацию о предметно-пространственном окружении, получить обобщенные знания о некоторых системах отсчета и способах пространственной ориентации, научиться пользоваться ими в различных жизненных ситуациях.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы:

1.  Развивать ориентировку в пространстве необходимо в процессе целенаправленного педагогического руководства.

2.  Ориентировка в пространстве – характерна для детской деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной), следовательно, доступно для усвоения детьми.

3.  Основным условием ориентировки в пространстве является активное передвижение в нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ОНР"

Статья рассказывает о том, у ребёнка с ОНР есть нарушения других психических процессов, а, именно: задерживается формирование элементарных постранственных представлений....

Особенности развития пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи.

Проблема изучения пространственных функций имеет большое значение, так как они  наиболее сложны для диагностики и коррекции развития детей с речевыми нарушениями....

Особенности развития пространственных представлений в дошкольном возрасте.

Особенности развития пространственных представлений в дошкольном возрасте....

Нормы развития пространственных представлений в дошкольном возрасте и рекомендуемые игры/

Описание условных возрастных норм развития простраственных представлений и перечень рекомендуемых игр....

Развитие пространственных представлений в дошкольном возрасте.

Развитие пространственных представлений в дошкольном возрасте....

Игры для развития пространственных представлений детей дошкольного возраста

Трудности, с которыми могут сталкиваться школьники с недостаточной сформированностью пространственных представлений: зеркальное написание букв и цифр,непонимание «красной строки» и &l...

Нормы развития пространственных представлений в дошкольном возрасте и рекомендуемые игры.

Пространственные представления - представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движение). Уровень обобщенности и схематизации про...