Нормы развития пространственных представлений в дошкольном возрасте и рекомендуемые игры.
картотека по психологии
Пространственные представления - представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движение). Уровень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит как от самих предметов, так и от задач деятельности, которая реализуется индивидом и в которой используются общественно выработанные средства пространственного анализа.
Пространственные представления у детей развивают в различных видах деятельности: на образовательной деятельности по математике, продуктивной деятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных, физкультурных и других. Так же они могут развиваться во время режимных моментов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх, часто используются в повседневной жизни
В качестве основных методических приемов, ими рекомендуются наблюдения и пояснения размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве, упражнения, дидактические и подвижные игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
normy_razvitiya_prostranstvennyh_predstavleniy_u_doshkolnikov.docx | 29.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Нормы развития пространственных представлений в дошкольном возрасте и рекомендуемые игры.
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3-4 ГОДА).
Освоение телесного пространства:
- название всех частей тела;
- понятия «верх – низ»;
- понятия «впереди – сзади»;
- понятия «далеко – близко»;
- понятия «право – лево» (+маркировка левой руки).
Игры, направленные на развитие пространственных представлений:
- «Покажи и назови» (на себе, глядя в зеркало, на другом человеке (игрушке) );
- «Выше – ниже» (взаимное расположение частей тела);
- «Спереди – сзади» (соответствующее расположение частей тела);
- «Дальше – ближе» (взаимное расположение частей тела, относительно обозначенной, например, головы);
- «Право – лево» (маркировка левой руки и обозначение латеральной принадлежности каждой части тела);
- «Ходьба и прыжки» (с поворотом; через предмет);
- «Путаница» (называем не те части тела и движения, которые показываем).
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (4-5 ЛЕТ).
- Освоение внешнего пространства:
- осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах
пространства: нижней, средней, верхней;
- ориентация в пространстве относительно себя;
- ориентация других объектов относительно друг друга;
- ориентация себя относительно других объектов;
- знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив.
- Игры, направленные на развитие пространственных представлений:
- «Движения в нижней зоне» (сюжетный контекст – «Пустыня»: дети изображают обитателей пустыни: змею, скорпиона, суслика, перекати - поле );
- «Движения в средней зоне» (сюжетный контекст – «Царство животных»: дети изображают животных: лягушку, зайца, лису, медведя и т.д.);
- «Движения в верхней зоне» (сюжетный контекст – «Царство птиц»: дети изображают птиц: синицу, орла, лебедя и т.д.);
- «Что находится вверху, внизу, слева, справа от меня?», «Моя комната» (ориентировка в пространстве «от себя»);
- «Робот», «Диспетчер и самолет» (пространственные диктанты);
- «Капризный фотограф», «Сажаем семена/собираем урожай» (расположение предметов в заданной части пространства);
- «Правильное зеркало», «Неправильное зеркало» (отражение поз и движений стоящего напротив человека зеркально и наоборот, соответственно).
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (5-6 ЛЕТ).
Пространственные схемы и диктанты: - формирование ориентировки «на местности»; - формирование ориентировки на листе бумаги; - графическое воспроизведение направлений. | Конструирование и копирование: - манипулирование разнообразными объектами. |
- «Покажи направление» (показать заданное направление рукой, поворотом головы, взглядом, в том числе – в движении: справа налево и т.д.).
- «Поставь фигуру в угол» (заданную фигуру помещаем в заданный угол)
- «Куда указывает стрелка?» (расположить стрелку, ориентируя ее в указываемом направлении)
- «Проведи линию» (проводятся различные линии в заданном направлении)
- «Стрелки/знаки»(на рабочей поверхности обозначают заданное количество точек (предметов) и от них в заданном направлении проводят точки или располагают знаки соответственно)
- «Соедини…»(необходимо соединить указанные точки или предметы в указанном направлении, затем назвать его)
- «Графические диктанты»(сначала правой рукой, затем – левой; в направлении, противоположном называемому; одновременно двумя руками – в одну сторону, в разные стороны)
- «Конструирование предметов и изображений из заданных частей/ по схеме»
- «Я – конструктор»(конструирование по собственному замыслу с открытыми или закрытыми глазами)
- «Орнамент»
- «Копирование фигур»(копирование простых фигур, сложных фигур, копирование с поворотом)
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (6-7 ЛЕТ).
«Квазипространственные» (логико-грамматические) речевые конструкции:
- понимание предлогов;
- ориентация в линейной последовательности предметного и числового ряда в направлении
слева направо;
- усвоение сравнительных словесных конструкций.
Предлоги статичного расположения в пространстве
- «Положи предмет…» (в, на, под, над и т.д.).
- «Где лежит?» (выразить с помощью предлогов местоположение одного или нескольких предметов относительно друг друга).
- «Нарисуй предлог» (схематично)
- «Зашифрованное послание» (прочитать зашифрованную в рисунке фразу или составить шифр самостоятельно)
- «Теремок» (расселить жильцов в теремке/предметы на полке по заданию)
Предлоги, обозначающие движение
- «Схема движения» (изучить действия и выполнить схему, используя предлоги, обозначающие движение: из-под, из-за, от, к, в и т.п.)
- «Что, где, кто, куда?» (используя любую сюжетную картину, рассказать кто где находится и куда движется)
Ориентация в линейной последовательности
- «Разложим по порядку»(разложить или прикрепить к ковру любые предметы в заданном порядке до 10 шт., назвать, что расположено «до», а что – «после» любого выбранного предмета)
- «Пронумеруем ряд» (пронумеровать любой предметный ряд и назвать число «перед», «до» и «после», «за»)
- «Ряд чисел»:(объяснить, что в числовом ряду чем левее стоит число, тем оно меньше и наоборот)
- «Соседи числа» (назвать соседей заданного числа слева и справа)
- «Восстанови числовой ряд» (восстановить числовой ряд с пропущенными или переставленными местами цифрами)
Сравнительные словесные конструкции
- «Синонимы и антонимы» (на наглядном материале закрепить понятия «высокий-длинный», «далеко-близко» и т.п.)
- «Закончи предложение» (например «Утром мы завтракаем, а днем …», «Дождь пошел, потому что…»).
- «Что было раньше?» (по сюжетным картинкам определить, что произошло раньше, а что позже)
- «Кто старше?»(ответить на вопрос, используя любой подходящий стимульный материал).
- «Расположение предметов/Прятки» (определить и назвать местоположение предметов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные нормы развития речи у ребенка дошкольного возраста
В настоящее время нормы развития речи у ребенка – понятие часто условное, несмотря на наличие разнообразных таблиц, отображающих речевые навыки детей в дошкольном возрасте. Конечно же, умение пр...
Особенности развития пространственных представлений в дошкольном возрасте.
Особенности развития пространственных представлений в дошкольном возрасте....
Нормы развития пространственных представлений в дошкольном возрасте и рекомендуемые игры/
Описание условных возрастных норм развития простраственных представлений и перечень рекомендуемых игр....
Развитие пространственных представлений в дошкольном возрасте.
Развитие пространственных представлений в дошкольном возрасте....
Особенности развития пространственных представлений в дошкольном возрасте.
Особенности развития пространственных представлений ...
Игры для развития пространственных представлений детей дошкольного возраста
Трудности, с которыми могут сталкиваться школьники с недостаточной сформированностью пространственных представлений: зеркальное написание букв и цифр,непонимание «красной строки» и &l...
Диагностика пространственных представлений детей дошкольного возраста.
Материал содержит общие сведения о поэтапном развитии пространственных представлений у детей дошкольного возраста, обзор диагностического инструментария педагога-психолога ДОУ для определения уровня р...