Конспект оод по опытно - экспериментальной деятельности "Удивительные свойства магнита"
план-конспект занятия (старшая группа)

Зенкова Галина Анатольевна

данный конспект разработан для педагогов старших группп по эспериментальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkr.zan_.magnit_eksperimer.d-t.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в старшей группе.

Тема: «Удивительные свойства магнита»

 Воспитатель: Зенкова Г.А.  2020-2021 учебный год.

Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.

Задачи: Образовательные: сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; ввести в речь детей понятие «магнетизм»; познакомить об использовании магнита человеком.

Развивающие: развивать стремление к познанию через экспериментальноисследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы.

Воспитательные: способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.

 Оборудование и материалы: магниты разной величины (на каждого ребенка), металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные, бумажные предметы, стаканы с водой, автомобильные трассы нарисованные на картоне формата А 4, тарелки одноразовые, мяч.

Ход опытно-исследовательской экспериментальной деятельности

Дети  сидят на стульчиках.

 - Вчера поздно вечером к нам в детский сад принесли предмет для исследования, попробуйте угадать , что это за предмет?

1 –«Бывает маленьким, большим, железо очень дружит с ним.»

2 –«Этот жадный предмет все железо хватает

Для него нормы нет,

Прилипанием страдает.»

3 –«На доску прикрепим таблицу

А этот товарищ не даст ей свалиться

Крепко удержит и всё закрепит

Мы все с ним знакомы – это…(магнит)»

(Достаю магнит из коробки)

-Вот перед вами обычный магнит,

Много секретов в себе он хранит !

-А кто знает, что такое магнит?

(ответы детей)

-Правильно! Это камень, который притягивает к себе железные предметы…

  - А вы знаете, почему этот камень так называют?

Ответы детей

(Нет! Да!)

- Тогда я предлагаю вам послушать одну старинную легенду о необычном камне…

Легенда

 (Легенда, как правило, описывает события, которые были на самом деле)

 В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Неподалѐку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте ещѐ ни разу не был - возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо неѐ проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает... Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за волшебство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернѐтся. Но как ни был Магнитолик силѐн и отважен, гора всѐ равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от неѐ освободиться и освободил всех рыцарей.

- Ребята, вы догадались, как называлась эта гора?

 Ответы детей (Магнитная гора)

- Как вы думаете, какой способ нашѐл Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы?

 Ответы детей (Снял доспехи, сделанные из металла, железа…)

- Правильно! Магнит обладает уникальной способностью притягивать к себе металлические предметы.

 И чтобы проверить так ли это, я приглашаю вас отправиться в волшебный мир опытов и экспериментов с этим удивительным камнем .

 Воспитатель приглашает детей к столам. На столах стоит все необходимое для опытов и экспериментов с магнитом на каждого ребенка.

 -Прежде чем приступить к опытам, нам нужно надеть фартуки.

Помогайте друг другу или попросите наших гостей.

 -Вспомним правила поведения в лаборатории.

1.Не кричать.

2.Не трогать без разрешения.

3.Не пробовать на вкус.

4.Работать только на своѐм месте.

5.Соблюдать осторожность.

 -Я вижу, вы готовы к работе.

Опытно-экспериментальная часть.

 - Ребята, что вы видите на своих рабочих столах?

Ответы детей (Магниты, металлические скрепки, монеты, гвоздики, крышки от бутылок, счетные палочки, кусочки картона и ткани…)

- Правильно ребята, здесь лежат предметы из разных материалов. И сейчас мы с вами проведем эксперимент с этими материалами, и проверим, притягивает магнит только металлические предметы или это всего лишь легенда.

Опыт № 1

- У вас на столах, находятся предметы из разных материалов. Возьмите магнит и с помощью него разделите ваши предметы на две группы: в первой группе у вас будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй группе - предметы, которые не притягиваются магнитом. Те предметы, которые притягивает магнит, мы положим на зеленую  тарелочку, а те которые не притягивает – на розовую.

Дети берут по одному предмету, подносят к нему магнит и разделяют их по тарелочкам

- Назовите, какие предметы притянул магнит.

 Ответы детей (Скрепки, монеты, гвоздики…)

 - Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом?

 Ответы детей

(Из металла, железа)

 - А какие предметы не притянул магнит?

(Счетные палочки, , карандаш, пуговица, бумажный квадратик…)

 - Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом?

Ответы детей (Из дерева, пластика, бумаги и т. д.)

- Как вы считаете, почему притянулись скрепки, монеты, гвоздики…? Ответы детей

 (Потому что они металлические, железные)

 - Правильно, все они металлические, железные. Значит, магнит притягивает к себе только металлические предметы. Предметы из других материалов не притягиваются.

 - Это свойство притягивать к себе предметы называется магнитной силой или магнетизм, от слова магнит, а материалы магнетическими.

 - Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

 -Зафиксируем наш вывод на карточке.

 Обведите карандашом те предметы, которые притягивает магнит.

 -Молодцы! Продолжаем.

Опыт № 2

- Ребята, как вы считаете, если магнит притягивает предметы только из железа, действует ли его сила через преграду? Например, картон, стекло, воду?

 Ответы детей (Да! Нет!)

- Хорошо. Давайте проверим.

- Первой преградой у нас будет лист обыкновенного картона с нарисованной автомобильной трассой. И мы сейчас попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку, скрепку) с помощью магнита через преграду - картон. Дети берут со стола листы картона с нарисованной на них трассой и скрепку

 - Представьте, что скрепки – это автомобили, а вы – гонщики. Установите свой «автомобиль» на старте сверху, а магнит приложите снизу. Нужно двигать скрепку с помощью магнита как можно точнее, не заезжая на бордюр и не выскакивая на обочину.

 - Готовы? - На старт, внимание, марш!

 - Видите, авто двигается, повторяя движения магнита, который вы двигаете под картоном.

 - Отчего так происходит?

 Ответы детей

(Магнит действует на металлическую скрепку через преграду - картон…)

- Совершенно верно. Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические скрепки (монетки) и вынуждает их следовать за магнитом. Это значит, что сила магнита действует через преграду.

 - Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Магнит сохраняет свое свойство и действует через преграду – картон. -Зафиксируем вывод на карточке.

- Ну, что пора немного отдохнуть, и я приглашаю вас поиграть в игру «Притянет – не притянет».

Воспитатель приглашает детей на ковер

 Игра с мячом «Притянет - не притянет»

 (Мяч - это магнит, дети – предмет, который называет воспитатель. Дети должны определить, притягиваются они магнитом или нет, в соответствии - ловят или не ловят мяч).

 Воспитатель предлагает детям вернуться к рабочим местам

 Опыт № 3

- Ребята, а как вы считаете, если магнит действует через преграду - картон, действует ли он через другие преграды, например - стекло, воду и другие препятствия?

 Ответы детей (Да! Нет!)

 - Давайте проверим.

 - У вас на столах стоят стаканы с водой. Бросьте в него скрепку и представьте, что это затонувший корабль.

- Как вы думаете, можем ли мы с помощью магнита через стекло достать затонувший корабль со дна моря?

 Ответы детей (Да! Нет!)

 - Тогда давайте проверим. - Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.

- Что мы видим?

Ответы детей

 (Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх...

)- Может магнит притягивать через преграду - стекло?

 Ответы детей

 (Да!)

 - Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через преграду – стекло.

Зафиксировать вывод.

 Опыт № 4

- А сейчас давайте проверим, действует ли магнит через преграду - воду. - Перед вами стоят стаканы с водой. Возьмите скрепку, монетку, кнопку и бросьте их в этот стакан, они будут играть роль различного мусора в пруду, а мы попробуем этот пруд очистить от мусора с помощью магнита и выяснить, сохраняет ли магнит свои свойства притягивать металлические предметы через преграду - воду.

 - Берите магнит и опускайте его в воду.

 Что же мы видим?

Ответы детей

 (Предметы примагничиваются через воду…)

- Вот так с помощью магнита мы сделали доброе дело и очистили пруд! - Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?

 Вывод: Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через воду. Зафиксировать вывод.

 Ребята! А вы любите фокусы?

 Сейчас  я вам покажу фокус!

 Опыт № 5

 -  Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно цепочка не разорвалась. Скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами, но скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время. Магнит может быть не только постоянным, но и временным.

 

- Какой вывод мы можем сделать?

 Вывод: Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.

 -  Итог опытно-экспериментальной деятельности.

- На этом наша работа на сегодня окончена. Давайте вспомним:

 - С каким удивительным камнем мы сегодня познакомились?

 (Магнитом)

- Какие предметы притягивает магнит?

 (Металлические)

- Как называется свойство притягивать к себе предметы?

 (Магнетизм, от слова магнит, а предметы магнетическими)

 - Какие свойства магнита вы запомнили?

(Магнит притягивает только металлические предметы;

Магнит действует через препятствие – картон, стекло, воду…;

 Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.

- Где в окружающей нас обстановке можно увидеть магниты?

 Ответы детей (Магниты на доске для удержания картинок, буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами…)

 - Ребята, а вы знаете, где еще используются магниты?

 Ответы детей (В медицине, в различных приборах, для очистки водоемов, в качестве поисковиков, при строительстве и ремонте подводных сооружений, так как с их помощью удобно держать инструменты)

Если дети затрудняются ответить, то воспитатель им помогает

 - Молодцы, вы хорошо сегодня поработали, много нового узнали об удивительном камне магните. Вы были настоящими исследователями.

И в заключении я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Лунтик и магнит»

(Просмотр мультфильма)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Свойство магнита»

Конспект НОДпо опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Свойство магнита»...

Опытно- экспериментальная деятельность «Свойства магнита» (занятие для детей старшего дошкольного возраста).

Материал будет полезен для педагогов и интересен для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД по опытно - экспериментальной деятельности "Свойства воздуха"

Конспект  НОДопытно-экспериментальной деятельности«Юные исследователи»для детей старшего дошкольного возрастаТема «Свойства воздуха»...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Свойства магнитов».

Конспект опытно-экспериментальной деятельности....