Конспект оод по опытно - экспериментальной деятельности "Удивительные свойства магнита"
план-конспект занятия (старшая группа)
данный конспект разработан для педагогов старших группп по эспериментальной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkr.zan_.magnit_eksperimer.d-t.docx | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в старшей группе.
Тема: «Удивительные свойства магнита»
Воспитатель: Зенкова Г.А. 2020-2021 учебный год.
Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.
Задачи: Образовательные: сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; ввести в речь детей понятие «магнетизм»; познакомить об использовании магнита человеком.
Развивающие: развивать стремление к познанию через экспериментальноисследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы.
Воспитательные: способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.
Оборудование и материалы: магниты разной величины (на каждого ребенка), металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные, бумажные предметы, стаканы с водой, автомобильные трассы нарисованные на картоне формата А 4, тарелки одноразовые, мяч.
Ход опытно-исследовательской экспериментальной деятельности
Дети сидят на стульчиках.
- Вчера поздно вечером к нам в детский сад принесли предмет для исследования, попробуйте угадать , что это за предмет?
1 –«Бывает маленьким, большим, железо очень дружит с ним.»
2 –«Этот жадный предмет все железо хватает
Для него нормы нет,
Прилипанием страдает.»
3 –«На доску прикрепим таблицу
А этот товарищ не даст ей свалиться
Крепко удержит и всё закрепит
Мы все с ним знакомы – это…(магнит)»
(Достаю магнит из коробки)
-Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит !
-А кто знает, что такое магнит?
(ответы детей)
-Правильно! Это камень, который притягивает к себе железные предметы…
- А вы знаете, почему этот камень так называют?
Ответы детей
(Нет! Да!)
- Тогда я предлагаю вам послушать одну старинную легенду о необычном камне…
Легенда
(Легенда, как правило, описывает события, которые были на самом деле)
В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Неподалѐку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте ещѐ ни разу не был - возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо неѐ проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает... Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за волшебство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернѐтся. Но как ни был Магнитолик силѐн и отважен, гора всѐ равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от неѐ освободиться и освободил всех рыцарей.
- Ребята, вы догадались, как называлась эта гора?
Ответы детей (Магнитная гора)
- Как вы думаете, какой способ нашѐл Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы?
Ответы детей (Снял доспехи, сделанные из металла, железа…)
- Правильно! Магнит обладает уникальной способностью притягивать к себе металлические предметы.
И чтобы проверить так ли это, я приглашаю вас отправиться в волшебный мир опытов и экспериментов с этим удивительным камнем .
Воспитатель приглашает детей к столам. На столах стоит все необходимое для опытов и экспериментов с магнитом на каждого ребенка.
-Прежде чем приступить к опытам, нам нужно надеть фартуки.
Помогайте друг другу или попросите наших гостей.
-Вспомним правила поведения в лаборатории.
1.Не кричать.
2.Не трогать без разрешения.
3.Не пробовать на вкус.
4.Работать только на своѐм месте.
5.Соблюдать осторожность.
-Я вижу, вы готовы к работе.
Опытно-экспериментальная часть.
- Ребята, что вы видите на своих рабочих столах?
Ответы детей (Магниты, металлические скрепки, монеты, гвоздики, крышки от бутылок, счетные палочки, кусочки картона и ткани…)
- Правильно ребята, здесь лежат предметы из разных материалов. И сейчас мы с вами проведем эксперимент с этими материалами, и проверим, притягивает магнит только металлические предметы или это всего лишь легенда.
Опыт № 1
- У вас на столах, находятся предметы из разных материалов. Возьмите магнит и с помощью него разделите ваши предметы на две группы: в первой группе у вас будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй группе - предметы, которые не притягиваются магнитом. Те предметы, которые притягивает магнит, мы положим на зеленую тарелочку, а те которые не притягивает – на розовую.
Дети берут по одному предмету, подносят к нему магнит и разделяют их по тарелочкам
- Назовите, какие предметы притянул магнит.
Ответы детей (Скрепки, монеты, гвоздики…)
- Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом?
Ответы детей
(Из металла, железа)
- А какие предметы не притянул магнит?
(Счетные палочки, , карандаш, пуговица, бумажный квадратик…)
- Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом?
Ответы детей (Из дерева, пластика, бумаги и т. д.)
- Как вы считаете, почему притянулись скрепки, монеты, гвоздики…? Ответы детей
(Потому что они металлические, железные)
- Правильно, все они металлические, железные. Значит, магнит притягивает к себе только металлические предметы. Предметы из других материалов не притягиваются.
- Это свойство притягивать к себе предметы называется магнитной силой или магнетизм, от слова магнит, а материалы магнетическими.
- Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.
-Зафиксируем наш вывод на карточке.
Обведите карандашом те предметы, которые притягивает магнит.
-Молодцы! Продолжаем.
Опыт № 2
- Ребята, как вы считаете, если магнит притягивает предметы только из железа, действует ли его сила через преграду? Например, картон, стекло, воду?
Ответы детей (Да! Нет!)
- Хорошо. Давайте проверим.
- Первой преградой у нас будет лист обыкновенного картона с нарисованной автомобильной трассой. И мы сейчас попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку, скрепку) с помощью магнита через преграду - картон. Дети берут со стола листы картона с нарисованной на них трассой и скрепку
- Представьте, что скрепки – это автомобили, а вы – гонщики. Установите свой «автомобиль» на старте сверху, а магнит приложите снизу. Нужно двигать скрепку с помощью магнита как можно точнее, не заезжая на бордюр и не выскакивая на обочину.
- Готовы? - На старт, внимание, марш!
- Видите, авто двигается, повторяя движения магнита, который вы двигаете под картоном.
- Отчего так происходит?
Ответы детей
(Магнит действует на металлическую скрепку через преграду - картон…)
- Совершенно верно. Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические скрепки (монетки) и вынуждает их следовать за магнитом. Это значит, что сила магнита действует через преграду.
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Магнит сохраняет свое свойство и действует через преграду – картон. -Зафиксируем вывод на карточке.
- Ну, что пора немного отдохнуть, и я приглашаю вас поиграть в игру «Притянет – не притянет».
Воспитатель приглашает детей на ковер
Игра с мячом «Притянет - не притянет»
(Мяч - это магнит, дети – предмет, который называет воспитатель. Дети должны определить, притягиваются они магнитом или нет, в соответствии - ловят или не ловят мяч).
Воспитатель предлагает детям вернуться к рабочим местам
Опыт № 3
- Ребята, а как вы считаете, если магнит действует через преграду - картон, действует ли он через другие преграды, например - стекло, воду и другие препятствия?
Ответы детей (Да! Нет!)
- Давайте проверим.
- У вас на столах стоят стаканы с водой. Бросьте в него скрепку и представьте, что это затонувший корабль.
- Как вы думаете, можем ли мы с помощью магнита через стекло достать затонувший корабль со дна моря?
Ответы детей (Да! Нет!)
- Тогда давайте проверим. - Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.
- Что мы видим?
Ответы детей
(Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх...
)- Может магнит притягивать через преграду - стекло?
Ответы детей
(Да!)
- Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через преграду – стекло.
Зафиксировать вывод.
Опыт № 4
- А сейчас давайте проверим, действует ли магнит через преграду - воду. - Перед вами стоят стаканы с водой. Возьмите скрепку, монетку, кнопку и бросьте их в этот стакан, они будут играть роль различного мусора в пруду, а мы попробуем этот пруд очистить от мусора с помощью магнита и выяснить, сохраняет ли магнит свои свойства притягивать металлические предметы через преграду - воду.
- Берите магнит и опускайте его в воду.
Что же мы видим?
Ответы детей
(Предметы примагничиваются через воду…)
- Вот так с помощью магнита мы сделали доброе дело и очистили пруд! - Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?
Вывод: Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через воду. Зафиксировать вывод.
Ребята! А вы любите фокусы?
Сейчас я вам покажу фокус!
Опыт № 5
- Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно цепочка не разорвалась. Скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами, но скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время. Магнит может быть не только постоянным, но и временным.
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.
- Итог опытно-экспериментальной деятельности.
- На этом наша работа на сегодня окончена. Давайте вспомним:
- С каким удивительным камнем мы сегодня познакомились?
(Магнитом)
- Какие предметы притягивает магнит?
(Металлические)
- Как называется свойство притягивать к себе предметы?
(Магнетизм, от слова магнит, а предметы магнетическими)
- Какие свойства магнита вы запомнили?
(Магнит притягивает только металлические предметы;
Магнит действует через препятствие – картон, стекло, воду…;
Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.
- Где в окружающей нас обстановке можно увидеть магниты?
Ответы детей (Магниты на доске для удержания картинок, буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами…)
- Ребята, а вы знаете, где еще используются магниты?
Ответы детей (В медицине, в различных приборах, для очистки водоемов, в качестве поисковиков, при строительстве и ремонте подводных сооружений, так как с их помощью удобно держать инструменты)
Если дети затрудняются ответить, то воспитатель им помогает
- Молодцы, вы хорошо сегодня поработали, много нового узнали об удивительном камне магните. Вы были настоящими исследователями.
И в заключении я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Лунтик и магнит»
(Просмотр мультфильма)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Свойство магнита»
Конспект НОДпо опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Свойство магнита»...
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды».
Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды....
Опытно- экспериментальная деятельность «Свойства магнита» (занятие для детей старшего дошкольного возраста).
Материал будет полезен для педагогов и интересен для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства сахара и соли» в средней группе
Расширить и углубить знания детей о свойствах сахара и соли....
Конспект НОД по опытно - экспериментальной деятельности "Свойства воздуха"
Конспект НОДопытно-экспериментальной деятельности«Юные исследователи»для детей старшего дошкольного возрастаТема «Свойства воздуха»...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Волшебное свойство магнита"
Сформировать у детей представление о свойствах магнита...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Свойства магнитов».
Конспект опытно-экспериментальной деятельности....