Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной социально-гуманитарной направленности «Развивай-ка»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО Педагогическим советом учреждения, Протокол № 5 от 28.05.2020г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад № 78 «Исток» _______________ Ермолаева С.Н. Приказ от 13.08.2020 г. № 72-од |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной социально-гуманитарной направленности
«Развивай-ка»
Возраст детей: 3-4 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Мудракова Анастасия Сергеевна
воспитатель
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы. Программа дополнительного образования по формированию у детей 3-4 лет полноценного восприятия окружающей действительности через обучение детей сенсорным эталонам учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей младшего дошкольного возраста, дополняет и расширяет задачи по образовательной области «Познавательное развитие».
Актуальность программы. Сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития. Данные статистики говорят о том, что при отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство, а также стремление к удовлетворению потребности законных представителей детей младшего дошкольного возраста в проведении занятий, расширяющих задачи по образовательной области «Познавательное развитие» привели к необходимости создания программы сенсорного воспитания детей в возрасте 3-4 лет. Проведение кружка «Развивайка» для воспитанников 2-й младшей группы (возраст 3-4 года) преследует цель создания оптимальных условий для формирования у дошкольников полноценного восприятия окружающей действительности, способствующего дальнейшему развитию познавательной деятельности.
Цель программы: создание условий для развития и совершенствования сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей 3-4 лет.
Задачи программы.
Обучающие задачи, которые решаются в ходе реализации программы:
- обучить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине;
- обучить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов;
- закрепить представления о разновидностях каждого свойства;
- формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее);
- учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
Развивающие задачи, необходимые для достижения цели в ходе реализации программы:
- развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение);
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (потрогать, просунуть, погладить и другие), качества и свойства;
- развивать мотивацию личности ребенка к познанию
Воспитательные задачи, решаемые при реализации программы:
- формировать у воспитанника нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
- воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Педагогическая целесообразность программы. Основными принципами, заложенными в основу программы являются:
- Принцип учёта возрастных особенностей детей: В 3- 4 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. Восприятие ребёнка 3 – 4 лет носит предметный характер, например цвет, форма, вкус, величина и др. не отделяются у ребёнка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предметов, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Действуя с предметами, ребёнок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета.
- Принцип опоры на внутреннюю мотивацию ребенка, который позволяет включить его в образовательный процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
- Принцип постепенного перехода от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
- Принцип индивидуальности, предполагающий индивидуальную работу с детьми с проблемами в развитии, часто болеющими, неусидчивыми.
- Принцип комфортности для каждого ребёнка, предполагающий создание атмосферы доброжелательности, веру в силы ребенка, которые будут благоприятствовать формированию для каждого ситуации успеха.
- Принцип сотрудничества, позволяющий в ходе продуктивной деятельности создать доброжелательное отношение друг к другу и способствовать взаимопомощи.
Возраст детей. Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы - 3-4 года. С целью повышения результативности реализации программы предполагается проведение занятий по подгруппам в зависимости от уровня подготовки воспитанников. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с индивидуальными особенностями, состоянием здоровья и др.
Срок реализации программы. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Начать: 01.09.2020 г.
Закончить: 31 .05.2020 г.
Планируемые результаты освоения программы. В результате освоения программы воспитанники будут:
Знать:
- шесть основных цветов спектра и их названия, оттенки цветов и их названия, систему цветов
- пять геометрических форм (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник) и их названия,
- вкусовые качества овощей и фруктов.
Уметь:
- идентифицировать цвета, геометрические фигуры, вкусовые особенности,
- подбирать предметы по образцу,
- группировать предметы по одному из признаков (форма, цвет, оттенок, вкус, величина), - сравнивать оттенки цвета, предметы по величине,
- чередовать предметы по величине,
- сопоставлять формы предметов с эталонами формы, цвета предметов с эталонами цвета,
- обозначать величину предметов словами,
- воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы,
- находить зрительно фигуру по осязательно воспринимаемому образцу,
- расчленять изображения предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей,
- словесно описывать формы предметов.
Форма подведения итогов.
Оценка эффективности реализации программы кружка происходит на основании результатов диагностики сенсорного развития на начало и конец учебного года, и их сравнительного анализа. Воспитанникам предлагается выполнить три задания, целью которых является проверка уровня сформированности следующих умений:
-различать предметы по величине (большой – маленький, больше - меньше);
-различать предметы по форме (кубик, шарик);
-образовывать группы однородных предметов; - выделять цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый);
Оценка деятельности дошкольников осуществляется по трёхбалльной шкале .
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Режим организации занятий: образовательная деятельность в рамках программы кружка проводится во вторую половину дня, 1 раз в неделю по 15 минут. Программа рассчитана на 32 учебных занятия.
Учебный план
№ п/п | Название разделов в теме | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Цвет предметов | 9 | 4 | 5 |
2 | Величина предметов | 10 | 4 | 6 |
3 | Форма предметов | 10 | 4 | 6 |
4 | Повторение пройденного материала. | 3 | 1 | 2 |
Итоги | 32 | 13 | 19 |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Цвет предметов
Дидактические игры на различие и соотношение предметов по цвету. 6
Раздел 2. Величина предмета.
Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по величине. 4
Раздел 3. Форма предмета.
Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по форме. 6
Раздел 4. Повторение пройденного материала. Ориентировка на два признака одновременно с отвлечением от третьего признака. 3
Календарное планирование кружковой работы.
Название месяца | Тема занятия | Содержание, форма проведения | Оборудование (материал, атрибуты, игры) |
Сентябрь | Занятие 1. Дидактическая игра «Спрячь мышку». | Цель: Знакомство детей с шестью цветами спектра и их называние. Формирование умения индикации цвета. | Материал: Демонстрационный: листы бумаги шести цветов (20/15см), посередине белый квадрат (8/8см), на котором нарисована мышка (Мышкин домик), квадраты тех же шести цветов – дверцы (10/10см), игрушка – кошка. Раздаточный: такой же материал меньшего размера – цветные листы (10/8см), белые квадраты на них (5/5см), цветные квадраты (6/6см); по три домика и шесть «дверей» на каждого ребенка. |
Занятие 2. Дидактическая игра «Птичка в клетке». | Цель: Знакомство детей с основными геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник). Развивать навыки приема обследования формы – обведению пальцем контура формы. Формирование умения индификации формы. | Материал: Демонстрационный: большие картонные круг, квадрат, треугольник, с нарисованными «лицами» - фигурки – человечки. Раздаточный: комплекты игры «Птички в клетки» - листы с окошками – геометрическими формами, в которых изображена птичка и отдельные «дверцы» в форме треугольника, круга. | |
Занятие 3. Дидактическое упражнение «Накорми мишек». | Цель: Знакомство с параметрами трех величин (большой, средний, маленький). Развивать умение выделять параметры величины предметов. | Материал: Три разных по величине игрушки – медведей, соответственно три стульчика, три тарелки, три чашки, три ложки. Две физкультурные скамейки разной высоты, изображающие мости через речки. | |
Занятие 4. «Найди такой же по цвету и по форме» | Цель: Развивать навыки сопоставления цвета предмета с эталоном цвета, классификации по основным шести цветам, сопоставлению формы предметов с эталонами формы. | Материал: По цвету – обруч, квадраты шести цветов, по 3-4 предмета (цветные кубики) каждого из этих шести цветов. По форме – геометрические фигуры трех форм, по 2 предмета каждой из этих форм. Обруч. | |
Октябрь | Занятие1. Дидактическая игра «Спрячь зайку от лисы». | Цель: Формировать умение соотносить предметы с учетом цвета и формы. | Материал: Демонстрационный: листы бумаги шести цветов (20/15см), посередине белые «окошки» разные по форме (3 вида) (8/8см), на которых нарисованы зайцы (зайки домик), «дверцы» разной формы и соответствующего (10/10). Игрушка лиса. Раздаточный: такой же материал меньшего размера – цветовые листы (10/8см), а «дверцы» (6/6см), а «окошки» (5/5см). По три домика и шесть дверей для каждого ребенка. |
Занятие 2. «Кто где спит». | Цель: Продолжаем знакомство детей с тремя геометрическими формами и их названиями. Формирование действия подбора по образцу. | Материал: Демонстрационный: большие круг, квадрат, треугольник (фигурки-человечки). Раздаточный: те же фигурки меньших размеров с «лицами по одному набору на каждого ребенка. Карточки с контурными изображениями тех же фигур той же величины. | |
Занятие 3. «Игра с мячами». | Цель: Формировать умение выделять параметры величины предметов. | Материал: Мяч. Раздаточный: для каждого ребенка комплекты для игры «Найди мячику свое место» - разрезные мячики разного диаметра и цвета и картонная карточка с изображением мячиков тех же цветов и размеров. | |
Занятие 4. «Чудесный мешочек». | Цель: Развивать навыки подбора фигур на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. Закрепление знания цветовых оттенков. | Материал: Чудесный мешочек, в нем пластмассовые кубики и шарики разного цвета. | |
Ноябрь | Занятие 1. «Окраска воды». | Цель: Знакомить детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее». | Материал: Демонстрационный: 14 прозрачных стаканчиков, 2из них с наклейками – светло – красной и темно – красной, гуашевые краски, отдельная емкость с водой. Раздаточный: красная гуашь, по 2стаканчика с водой на каждого ребенка, кисточки. |
Занятие 2. «Какой формы предметы в нашей группе». | Цель: Развивать навык зрительному обследованию предметов и словесному описанию их формы. | Материал: Предметы, находящиеся в групповой комнате. | |
Занятие 3. «Построим башню». | Цель: Формировать понимание отношений по величине между объемными и плоскими предметами, соотнесению 2-3 рядов величин между собой. | Материал. Демонстрационный: картинки с изображением зверей: медведь, лиса, мышка. Кубы разной величины (большой, поменьше, самый маленький). Раздаточный: по три квадрата разной величины на каждого ребенка. | |
Занятие4. «Разноцветные комнаты». | Цель: Закрепление знания основных цветов. Развивать навыки выделения цвета с отвлечением от других признаков предмета. | Материал: У каждого ребенка карточка (30/20см), разделенная на 6 клеток (10/10см) разных цветов; мелкие картонные силуэты игрушек – по одному каждого цвета. | |
Декабрь | Занятие1. «Украшение для ёлочки». | Цель: Закрепление представления об основных цветах, упражнять в расположение предметов на плоскости в заданном цветовом порядке. | Материал: Демонстрационный: фланелеграф, плоскостные фигуры елочки и елочных шаров одной величины и шести основных цветов. Раздаточный: на каждого ребенка по комплекту плоскостных фигурок елочки и разноцветных елочных шариков. |
Занятие2. «Новогодние елочки». | Цель: Формировать умение детей использовать мерки для определения параметров величины. | Материал: Три комплекта елочек: в каждом комплекте по три елочки с различием в высоте в пять сантиметров. Такие же комплекты комнат (прямоугольные листы бумаги), узкие картонные полоски (мерки), соответствующие высоте елок и комнат. | |
Занятие 3. «Составные картинки». | Цель: Формировать умение расчленять изображения предметов на составные части и воссозданию сложной формы из частей. | Материал: Образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: елочка, домик, ракета. Раздаточный: комплекты геометрических фигур: круги, квадраты, треугольники для составления картинок. | |
Занятие 4. Лото «цвет и форма». | Цель: Развивать навыки ориентировки на два признака одновременно (цвет и форма) с отвлечением от третьего (величина). | Материал: Шесть карт лото с расположенными в разном порядке тремя геометрическими фигурами, все фигуры на карте разного цвета; тридцать вырезанных фигур трех форм, шести цветов. | |
Январь | Занятие 1. Дидактическая игра «Хвост у петуха». | Цель: Закрепление представлений об основных цветах и соотнесение в соответствии с параметрами величины. | Материал: Демонстрационный: фланелеграф, 2 петушка – один с красивым ярким хвостом, второй без хвоста; перышки(6шт. разной величины, разница в 5см) от его хвоста в отдельном комплекте. Раздаточный: на каждого ребенка по петушку и по комплекту перышек разной величины и разного цвета. |
Занятие 2. Дидактическая игра «Магазин». | Цель: Закреплять умение сопоставлять цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков. | Материал: Игрушки и предметы шести цветов и их оттенков (по 3-4), разноцветные прямоугольники («чеки»). | |
Занятие 3.Дидактическое упражнение «Кто выше». | Цель: Познакомить с правилами соизмерения объектов с использованием единой точки отсчета. | Материал: Куклы – девочки разного роста, куб. | |
Февраль | Занятие 1. «Живое домино» | Цель: Закрепление знания основных цветов, умение выделять цвета с отвлечением от других признаков предметов. | Материал: У каждого ребенка карточка (30/20см), разделенная на шесть клеток (10/10см) в которых наклеены силуэты животных и птиц разного цвета. И мелкие силуэты на разрезных карточках. |
Занятие 2. Игра соревнование «Кто быстрее ленту свернет». | Цель: Закреплять навыки выделения параметров величины предметов. | Материал: 2ленты, закрепленных на палочках, одинаковой ширины, но разной длины и разного цвета: красная – 1м, синяя – 50см. | |
Занятие 3. Построим башню. | Цель: Формировать понимание отношений по величине между объемными и плоскими предметами, умение соотносить 2-3 ряда величин между собой. | Материал: Демонстрационный: картинки с изображением зверей: медведь, волк, лиса, заяц, мышь. Пять кубов разной величины. Раздаточный: 5 квадратов разной величины. | |
Занятие 4. «Радуга». | Цель: Ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет. | Материал: Демонстрационный: картинка «Радуга», фланелеграф, комплект из отдельных полос «Радуги». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной радугой, комплекты полосок для каждого ребенка для завершения «Радуги». | |
Март | Занятие 1. Игровые поручения. | Цель: Развивать умение различать и называть игрушки, выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие, совершенствовать речевое общение. | Материал: большая и маленькая игрушечная собака (или медвежата), машинка, красный или синий мяч, большая и маленькая чашки, матрешки. |
Занятие 2. «Соберем фрукты» | Цель: Закреплять умение различать и называть величину предметов (фруктов). Развивать слуховое восприятие. | Материал: Демонстрационный: Объемные муляжи фруктов 2-х величин (крупные и мелкие), две корзинки (большая и маленькая). Раздаточный: комплекты игры «Соберем фрукты» для каждого ребенка в плоскостном варианте (фрукты крупные и мелкие и корзинки большие и маленькие). | |
Занятие 3. Игровое упражнение «Найди свой домик». | Цель: Продолжать знакомство с предметами различной формы и величины. Формировать умение соотносить детали, осуществлять набор предметов двух различных форм (шар, куб) и трех величин (большой, поменьше, маленький). Действовать по словесной инструкции, наблюдать за действиями других детей. | Материал: «занимательная коробочка», имеющая прорези трех размеров: квадратные (7, 5, 3см) и круглые (диаметром 7, 5, 3см); кубики (2, 4, 6см) и шарики (2, 4, 6см) для каждого ребенка. Или использование дидактического пособия – вкладышей по форме на каждого ребенка. | |
Занятие 4. «Платочек для мамы». | Цель: Развивать умение выкладывать орнамент из одноцветных геометрических фигур, анализировать, располагать предметы в пространстве. Развивать восприятие формы. | Материал: Для каждого ребенка лист бумаги квадратной формы с нарисованными контурами фигур, одинакового размера (5штук), клей карандаш, разрезные геометрические фигуры. Образец готового «платочка». | |
Апрель | Занятие 1. «Разноцветные флажки». | Цель: Формировать умение различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу. Совершенствовать зрительное восприятие. Приучать точно и старательно выполнять поручения группы. | Материал: цветные флажки четырех основных цветов – по 4 комплекта. |
Занятие 2. «Принеси и покажи». | Цель: продолжать формировать умение приемам зрительного обследования формы в усложненных условиях; воспитывать чувство ответственности за выполнение поручения; пополнять опыт дружного игрового партнерства. | Материал: маленькие карточки (6/8см) с изображением геометрических фигур: круга, треугольника, квадрата, прямоугольника по количеству детей; большие карты с изображением этих же фигур. | |
Занятие 3. «Найди свою полянку». | Цель: Закреплять умение соотносить цвет у разных предметов и одинаковые предметы разных цветов. | Материал: большие цветные листы бумаги, силуэты игрушек разного цвета. | |
Занятие 4. «Как звери выбирали себе место». | Цель: Формировать умение различать и называть игрушки, изображающие зверей, понимать и использовать слова «рядом», «впереди», «позади». | Материал: игрушки средних размеров. | |
Май | Задание 1. Закрепление материала. | Цель: закрепить изученный материал. | |
Задание 2. Закрепление материала. | Цель: закрепить изученный материал. | ||
Задание 3. Закрепление материала. | Цель: закрепить изученный материал. |
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
Способы и направления поддержки детской инициативы
Экспериментирование для установления связей и закономерностей, развития идей.
Экспериментирование – практические действия для конкретизации понятий.
• Игры, игровые приемы, игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели.
• Образно‐ смысловые задания на импровизацию с учетом возможностей детей.
• Коллекционирование со смыслом и действием (интересных предметов, игровых возможностей, впечатлений, способов создания предметов).
• Проектирование «культурного» пути, создания «полноценного» творческого продукта.
• Использование социо- культурного окружения(музей, библиотека, театр, цирк, парк и другие культурные ресурсы городской среды).
• Сценарии различных акций, вызывающих интерес к социальным действиям и культуре.
• Проблемные вопросы, задающие детям разные типы поисков ответа – единственно верного и разных вариантов «верных» ответов.
•Дифференцированный подход к детям с разной степенью познавательной активности и уважительное отношение к неточностям, ошибкам в их деятельности.
• Проектирование содержания, которое дети и взрослые могут обсудить в группе и дома.
Приемы и методы организации. При проведении занятий педагогом используются следующие методы:
-наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий);
-словесный метод, который является основным способом познания для ребенка этого возраста – рассказы, беседы, вопросы ребёнка и ответы на его вопросы, а также вопросы педагога к нему;
- практический метод или игровой, с помощью которого дети осуществляют практические действия с предметами. Именно игра позволяет создать необходимую мотивацию к совершению действий. В данной ситуации дидактическая игра выступает в роли основного средства обучения на кружке. В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета. При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера - прием соотнесения по величине (наложению и приложению). При знакомстве детей с геометрическими фигурами - прием обследования формы – обведение пальцем контура фигуры
Дидактический материал. Проведение занятий предполагает использование следующего дидактического материала:
-Дидактические игры: «Подбери по цвету», «Разноцветные окошки», «Разноцветные формы», «Воздушные шарики», «Геометрические формы», «Мозаика», «Большие и маленькие», «Развивающее лото», «Найди предмет такой же формы» и т. д.
-Картотеки: «Геометрические фигуры», «Цвета».
-Игрушки уголка сенсорики: кубики, мячи, матрешки из 3-5 шт., пирамидки большие и маленькие, наборы овощей и фруктов, кубы-вкладыши, шнуровки и т.д.
-Раздаточный материал (по количеству человек в подгруппе):
игровые поля, геометрические фигуры из картона (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник различных размеров и цветов), баночки, гуашь, кисти, бумага, шнурки, бусинки
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Венгер Л.А.Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателей детского сада. М.:1988, с.3-14, 34-80.
2. Под ред. Салахетдинова В. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Киев: «Полиграф книга», 1973, с. 16-27
3. Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
Список литературы для детей и родителей .
1. Земцова, О. Н. Развивающие тесты. Серия: умные книжки / О. Н. Земцова. – М.: Махаон, 2015. – 112 с.
2. Михайленко Н.Я. Как играть с ребёнком / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Обруч, 2012.- 176с.
3. Млодик И. Книга для неидеальных родителей, или жизнь на свободную тему. Родительская библиотека/ И. Млодик – М.: Генезис, 2010. – 232 c.
4. Остер, Г. Все лучшие сказки для самых маленьких / Г. Остер. – М.: АСТ, 2016. – 160 с.
5. Субботина Л.Ю. Как играть с ребенком. Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей/ Л.Ю. Субботина.- М.: Академия развития, 2011.- 192с.
6. Шитова Е. В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет/ Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 169 c. .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Заниматика»
Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей с 4-х до 5 лет (средняя группа). Программа предусматривает принцип личностно-ориентированного подхода к содержанию воспитания и обучения. Напр...
«Опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Заниматика»
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития и обучения. Огромную роль в умственном во...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности « Ловкие пальчики»
Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и на...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мир вокруг нас»
Актуальность и новизна программыНовизна программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором реализуются одновременно нескольк...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный эколог».
quot;Юный эколог"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Развивай-ка»
: В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта к структуре образовательной программы дошкольного образования, основным требованием является – создание условий д...